Деревня в которой не было чумы в городах

Коронавирус добрался до России – двое заболевших граждан Китая выявлены в Забайкалье и Тюменской области. Количество заболевших приближается к 10 тысячам, а число смертельных случаев перевалило за 200. Мир не первый раз сталкивается с новым для него вирусом, и раньше такие заболевания были способны существенно сократить население Земли. Вместе с нашим обозревателем Николаем Гринько вспоминаем самые страшные эпидемии в истории человечества.


Фото: AP/Ahn Young-joon

Человечество болело всегда. Во все времена на земле существовали самые разные вирусы. Одни из них никак не задевали людей, другие могли поражать и животных, и Homo sapiens, третьи существовали исключительно в человеческом организме. На планете в разное время бушевали тиф, проказа, чума, оспа, СПИД, малярия, туберкулез, унося без преувеличения миллионы жизней. На этом фоне привычный грипп кажется нам чем-то почти безобидным, но на самом деле это не так: по оценкам ВОЗ, сегодня ежегодно во всем мире от гриппа умирает до полумиллиона человек, а до эры вакцинации эта цифра была намного внушительнее.

Сегодня ученым известно более 2000 разновидностей вируса гриппа. И постоянно появляются новые. Некоторые из них быстро погибают, не успев нанести большого вреда, но есть и такие, которые приводили к массовым эпидемиям.


Военный госпиталь скорой помощи во время эпидемии испанского гриппа. Фото: courtesy of the National Museum of Health and Medicine

Самой массовой пандемией гриппа за всю задокументированную историю человечества считается эпидемия гриппа, которая разразилась в 1918 году в Испании и за невероятно короткий срок распространилась по всему миру. Испанка бушевала всего полтора года, но за это короткое время было заражено примерно 550 миллионов человек, то есть треть населения планеты. Летальность среди зараженных составила около 20%, и, по некоторым данным, в тот период умерло до 100 миллионов человек, что составило почти 5% всего человечества.

Эпидемия разразилась в последние месяцы Первой мировой войны, и количество жертв испанки очень быстро превысило число военных потерь. Необычным было и то, что испанским гриппом болели в основном молодые люди 20-40 лет, что привело к серьезным потерям генофонда человечества.

В 1957-1958 годах произошла новая эпидемия болезни, которая получила название "азиатский грипп". Пандемия началась в феврале 1957 года на Дальнем Востоке и быстро распространилась по всей планете – мировые транспортные системы к тому времени были развиты настолько, что вспышки регистрировались в разных странах почти одновременно. Болезнь протекала очень быстро, люди погибали в течение нескольких дней. Только в США во время этой пандемии скончалось более 70 тысяч человек.


Военнослужащие датского военно-морского флота, страдающие от азиатского гриппа. Фото: AP

Эта эпидемия утихла, но спустя десятилетие вирус азиатского гриппа мутировал и в 1968-1969 годах вызвал эпидемию гонконгского гриппа. Как понятно из названия, началась она в Китае. Поскольку Гонконг – портовый город, то поначалу вирус распространялся по морю, заражая экипажи и пассажиров морских судов.

Если говорить об эпидемиях, случившихся относительно недавно, стоит вспомнить птичий грипп. Изначально этот вирус поражал только птиц, причем в основном домашних, поскольку в диких популяциях устойчивость к нему довольно высока. Первое заражение человека вновь было зарегистрировано в Гонконге в 1997 году, тогда заболело 18 человек. Шестеро из них умерли, после этого пандемия стала расширяться. Ее ограничивал тот факт, что вирус птичьего гриппа не передавался от человека к человеку, источником были только птицы. В стремлении ограничить эпидемию были вакцинированы или уничтожены миллионы птиц, однако вспышка все же унесла жизни 360 человек. Последний смертельный случай был зафиксирован в Канаде в 2014 году.


Южнокорейские карантинные офицеры используют инфракрасную тепловую камеру для проверки тепла тела пассажиров, прибывающих из Лос-Анджелеса, на предмет возможного заражения свиным гриппом. Фото: AP/Yonhap, Lee Jung-hun

Свиной грипп, эпидемия которого началась в 2009 году, также почти не передается от человека к человеку, однако люди, работающие с животными, подвергаются серьезному риску. Вспышка этого заболевания началась в Мексике и США, и очень быстро ВОЗ присвоила ей пятибалльный уровень угрозы из шести возможных. По имеющимся данным, жертвами свиного гриппа стали 2600 человек.

Два первых случая коронавируса выявили в РФ

Общее положение дел показывает, что летальность эпидемий гриппа со временем уменьшается. Этому способствуют развитие медицины, своевременная вакцинация и многие другие факторы. Хочется надеяться, что тенденция сохранится и последствия следующих пандемий будут уменьшаться.

Тем, что он совсем не похож на чуму. Он похож на грипп-"испанку".

Биология: скудные общие черты

В нынешней пандемии есть лишь небольшое сходство с "чёрной смертью" – той самой пандемией чумы, от которой умирали миллионы людей. Оно ограничивается тем что. это пандемия (эпидемия глобального масштаба). Больше почти ничего общего.

Хотя, да! Есть одно далёкое сходство биологического плана. Как современный коронавирус "выскочил как чёрт из табакерки" из популяции животных, вызвав пандемию, так и чумной микроб (Yersinia pestis) претерпел довольно быструю эволюцию. Он генетически отличается от своего слабовирулентного сородича – возбудителя псевдотуберкулёза (Yersinia pseudotuberculosis) – всего несколькими генами, но именно они придают ему высочайшую патогенность. Пандемия "чёрной смерти" также возникла в Китае, и началом её послужили грызуны, которые, возможно, носили в себе этого микроба на протяжении более десятка тысяч лет.

Что-то похожее мы сейчас видим на примере коронавируса. Вернее, коронавирусов, так как это уже третий за наш XXI век случай перехода высоковирулентного коронавируса от животных к человеку. А молекулярными методами можно насчитать и больше.

Если внимательно изучить "историю вопроса", то на этом сходство закончится. Медицинские, эпидемиологические характеристики, которые волнуют нас больше всего, у коронавируса абсолютно другие.

Психология: самое известное кажется нам верным

Но для многих из нас сходство только начинается. Именно медицинские последствия кажутся нам ужасно похожими на "чёрную смерть". Но это лишь следствие коварного психологического эффекта, называемого эвристикой доступности: тот пример, который мы можем быстро припомнить, кажется нам наиболее характерным.

И, столкнувшись с пандемией, что мы вспоминаем? Конечно, средневековую чуму! Отсюда и паника.

На самом деле пандемий было много. И коронавирус есть с чем сравнить помимо чумы.

Коронавирусная инфекция – по сути дела, тяжёлое ОРВИ. По смертности и распространению ОРВИ резко отличаются от чумы. Поэтому аналоги надо искать среди ОРВИ. Были ли в истории похожие примеры? О да!

Грипп-"испанка": знакомая история сто лет назад

В 1918 году на людей "перескочил" вирус гриппа, циркулировавший в популяции птиц, серотипа H1N1. Следует сказать, что все вирусы гриппа происходят от птиц. Как коронавирусы от летучих мышей. Так что уже на этом этапе сходства куда больше, чем с чумой.

Всредствие прогресса в развитии транспорта (ничего не напоминает?) вирус распространился быстро и вызвал самую маштабную пандемию гриппа в истории. В некоторых странах публичные места закрылись на целый год (узнаёте?). Смертность в ряде городов превышала 1200 человек в день. Не хватало могильщиков, чтобы хоронить умерших: хоронили в могилах с использованием парового экскаватора (что составляет содрогнуться даже по сравнению с печально известными грузовиками в Италии).

Вирус выкашивал целые деревни, а погибло от него почти 2,8% населения планеты. Обращаю внимание, что потери всё-таки в процентном масштабе меньше, чем от чумы. Так, скорее всего, будет и в случае коронавируса.

Грипп и коронавирусная инфекция – клинически заболевания одной группы. Неудивительно, что они так похожи. Но обращаю внимание, что вирусы абсолютно разные и не родственны друг другу! Поэтому коронавирус называть гриппом некорректно, я делаю это только с целью сравнения.

Что же дальше?

Несколько лет назад тот же серотип – H1N1 – вызвал пандемию "свиного гриппа", но она была не столь разрушительно, как "испанка". Сейчас грипп, даже пандемический, нам уже "приелся". Хотя сто лет назад навёл такого же ужаса, как коронавирус.

Причина – в том,что сейчас есть вакцины от гриппа, "вирусная база" которых обновляется перед каждым эпидсезоном. А ещё есть специфические лекарственные препараты от гриппа.

А вот от коронавируса пока специфических лекарств нет, пока лишь идут исследования. Эти исследования суммированы в статье, находящейся в процессе выхода в журнале "Природа" (доступна по ссылке). С момента принятия статьи к печати пришли и новые вести, хорошие и не очень. Лопинавир с ритонавиром пока не показали большой эффективности, но есть надежда по производным хлорохина. Также помимо других стран, вакцина теперь разрабатывается и в России.

Как один из авторов статьи, предостерегаю от скупки в аптеках каких-либо препаратов – пока все исследования только предварительные, и эксперименты на себе могут закончиться осложнениями. Или даже летальным исходом.

Но вирус новый и к человеку эволюционно не привыкший, а лекарств от него пока нет. Отсюда – строгие меры по разобщению и введению карантинов. И такие большие жертвы. В общем, повторяется история столетней давности, когда нам особо нечего было противопоставить "испанке".

Строить прогнозы пока рано. Но ряд вирусологов склоняется к предположению, что новый коронавирус в будущем не исчезнет совсем, а станет одним из сезонных вирусов – как в своё время стал грипп H1N1. Будет нас "навещать" постоянно.

До "испанки" люди болели гриппом. И до начала XXI века "сезонные" штаммы коронавирусов вызывали у людей ОРВИ. Новые штаммы гриппа со временем ослабели и добавились к старым. Воможно, так будет и с коронавирусом. Во всяком случае, такой вариант гораздо вероятнее сценария "новой чёрной смерти".

Так что коронавирус никак не назовёшь новой чумой. Скорее его можно сравнить с новым гриппом.

А чем ещё он отличается?

И самая свежая статья:

Будьте здоровы и берегите себя! И будьте как можно дальше друг от друга в эту нелёгкую "карантинную" неделю!

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

В наши дни жизнь в британской деревушке Иэм течет неторопливо, и по ее улочкам бродят редкие туристы. А 350 лет назад, во время чумы, ее жители принесли себя в жертву, чтобы остановить распространение эпидемии, рассказывает корреспондент BBC Travel.

В августе 1667 года Элизабет Хэнкок за восемь дней потеряла своих шестерых детей и мужа.

Завязав лицо платком, чтобы защититься от запаха разложения, она оттащила их тела на ближайшее поле и похоронила.

Семья Хэнкок пала жертвой чумы, эпидемии которой опустошали Европу в XIII-XVII столетиях. В результате этих эпидемий, по современным оценкам, умерло примерно 150 миллионов человек.

Особенно печальную славу обрела эпидемия 1664-1666 годов, последняя из серьезных в Англии.

В одном лишь Лондоне болезнь выкосила 100 тысяч человек - около четверти населения британской столицы.

И вот в разгар этого мора жители тихой деревни Иэм в английском районе Пик-Дистрикт (где жили и Хэнкоки) решились на самоотверженный поступок, равных которому в британской истории найдется немного - и их действия помогли остановить шествие по стране смертельной болезни.

Сейчас в Иэме, что в 50 километрах к юго-востоку от Манчестера, тишь да гладь. На окраинах дети собирают по изгородям крупную черную ежевику, вниз по крутым улицам проносятся велосипедисты, скользя колесами по палой листве.

В деревне, где сейчас живут 900 человек (большинство ежедневно ездит на работу в другие города), присутствуют все необходимые английские атрибуты: пабы, уютные кафе и идиллическая церковь.

Но 350 лет назад в этой деревне царила Черная смерть. Улицы были пусты, на дверях - белые кресты, из домов доносились стоны и крики умирающих.

Чума докатилась до Иэма летом 1665 года, когда торговец из Лондона прислал местному портному Александру Хэдфилду ткань с чумными блохами. Уже через неделю подмастерье Хэдфилда Джордж Викерс скончался в тяжких мучениях. Вскоре слегли и умерли все члены этого семейства.

До тех пор чума распространялась в основном по югу Англии. Опасаясь, что эпидемия может пойти дальше на север страны, опустошая города и деревни, сельчане поняли, что вариант для них остается только один: ввести карантин.

Под руководством приходского священника Уильяма Момпессона они самоизолировались и обозначили границы деревни камнями, за которые решили ни при каких обстоятельствах не выходить - даже не имея видимых симптомов заболевания.

"По сути это означало, что все они никак не могли избежать контактов с уже зараженными людьми", - объясняет Кэтрин Роусон, секретарь Иэмского музея, хранящего историю борьбы с чумой.

Жители разработали целый план: они не могли покидать деревню, но и посторонние не должны были попадать на ее территорию. При этом нужно было организовать доставку продовольствия и других припасов.

В межевых камнях, установленных вокруг деревни, были выдолблены углубления, в которых жители оставляли смоченные в уксусе монеты (они считали, что уксус обладает дезинфицирующими свойствами). Торговцы из соседних деревень забирали монеты и оставляли мясо и зерно.

Межевые камни сохранились и по сей день. Они расположены на расстоянии чуть меньше километра от деревенских окраин.

Эти плоские, грубо отесанные глыбы сейчас служат туристической достопримечательностью, а края углублений для монет отшлифованы многими поколениями детей, засовывавших туда любознательные пальцы.

На дне некоторых поблескивают монеты, оставленные туристами в память жертв чумы.

Камни стоят на одном из прогулочных маршрутов, опоясывающих деревню. Еще одна живописная тропа идет к югу среди сосен и дубов, достигая через полтора километра Колодца Момпессона, где торговцы тоже оставляли припасы для жителей деревни.

Достаточно ли спокойно восприняли в Иэме новости о карантине - доподлинно неизвестно.

Некоторые из жителей попытались уехать, но похоже, что большинство стоически приняло такой поворот судьбы и поклялось перед Богом оставаться дома.

Уехавших сельчан не ждали в других местах с распростертыми объятиями.

Одна женщина отправилась из Иэма на рынок в деревню Тайдсуэлл в восьми километрах к западу. Когда там узнали, откуда она приехала, ее забросали объедками и грязью, выкрикивая: "Чума! Чума!".

По мере того, как умирали жители, деревня постепенно приходила в упадок. Дороги разрушались, бесхозные сады зарастали и дичали.

В полях пропадал несобранный урожай, и оставалось надеяться лишь на поставки продовольствия из соседних поселений.

За каждым углом в самом прямом смысле слова таилась смерть: никто не мог знать, кто умрет следующим от страшной и непонятной болезни.

Чума в 1665 году, наверное, напоминала лихорадку Эбола в 2015-м - но вакцин тогда не было, а багаж медицинских знаний был куда более скудным.

В Иэме предпринимали свои импровизированные меры в попытке остановить чуму. Тем не менее в первой половине 1666 года умерло 200 человек.

После того, как скончался каменотес, сельчанам пришлось самим гравировать свои имена на могильных плитах.

Многие, как Элизабет Хэнкок, сами хоронили близких - чтобы избежать контакта с заразой, тела тащили по улицам за веревки, привязанные к ногам.

Церковные службы проводились на открытом воздухе, чтобы снизить риск распространения инфекции, но к августу 1666 года чума разгулялась всерьез: из 344 жителей умерли 267.

Считалось, что те, кто не заразился, обладали некими особыми качествами (современная наука считает, что дело было в хромосомах), уберегавшими их от болезни.

Более суеверные люди полагали, что от чумы могут спасти ритуалы - к примеру, курение табака и истовые молитвы.

Дженни Олдридж, сотрудница британской некоммерческой организации по охране памятников National Trust, работающая в поместье Иэм-холл, рассказывает, что жертвы чумы понимали, что заразились, когда начинали чувствовать сладковатый запах.

Жена Уильяма Момпессона Кэтрин за день до того, как слечь, заметила, что воздух пахнет сладко - так Момпессон узнал, что она обречена.

Обоняние жертв таким образом реагировало на начинавшийся распад и гниение собственных внутренних органов.

"Вдобавок считалось, что зараза передается по воздуху через миазмы, поэтому жители деревни носили набитые ароматическими травами маски, - говорит Олдридж. - Некоторые даже скрывались в выгребных ямах, считая, что сильная вонь отпугнет чуму".

Через 14 месяцев чума ушла столь же быстро, как и наступила. Жизнь постепенно вернулась в нормальное русло, довольно быстро возобновилась и торговля: добыча свинца, основной промысел Иэма, была слишком выгодной, чтобы ее забросить.

Сейчас в Иэме живут в основном люди, работающие в соседних Шеффилде и Манчестере, но в округе по-прежнему хватает ферм, мало изменившихся за прошедшие столетия.

На поляне в центре деревни до сих пор сохранились старые кандалы, к которым приковывали провинившихся, а неподалеку гордо возвышается Иэм-холл, большой особняк XVII века.

Но сразу бросаются в глаза и зеленые таблички со списками умерших на тех домах, по которым прошлась чума.

Эти таблички служат постоянным напоминанием о том, что многие обитатели английского севера обязаны своей жизнью самоотверженным сельчанам старого Иэма.

На Русь чума впервые пришла в 1352 году. Первым на ее пути оказался Псков, где число умерших заставляло класть в один гроб по три-пять трупов. Для спасительной молитвы население города пригласило новгородского архиепископа Василия Калику.

Он приехал, обошел город с крестным ходом, помолился над болящими — и сам умер от чумы на обратной дороге. Новгородцы с почестями похоронили своего архиепископа, выставив его тело в Софийском соборе для народных прощаний. Как следствие, в Новгороде также вспыхнула эпидемия.

Наученное горьким опытом и напуганное смертями человечество в те годы сумело выработать базовые принципы личного карантина: уезжать от эпидемии в отдаленную и малонаселенную местность, избегать массовых скоплений народа, таких как общие молебны и массовые собрания, не участвовать в похоронах умерших от болезни.

Люди были убеждены, что чума, как и другие заразные болезни, распространяется вместе с дурным воздухом. Поэтому самым эффективным способом борьбы с распространением заразы, вплоть до открытия чумной палочки в середине ХIX века, считалось окуривание дымом и химикатами зараженных помещений и городских улиц.

Во время второй эпидемии чумы в России больше всего пострадала Москва. Первые случаи болезни были зафиксированы в столице в конце июня 1654 года. Инкубационный период мог составлять всего несколько часов, далее начинали проявляться симптомы: болела голова, наступал жар, тело опухало, на коже появлялись нарывы и язвы, больной впадал в бред. После нескольких дней мучений наступала смерть.

Бороться с болезнью решили уже опробованным методом — с помощью огня. Вокруг Москвы были выставлены заставы, на дорогах, ведущих к ним, разжигались костры. Более того, когда на пути переезжавшей в Калязин царской семьи встретилась повозка с умершей от чумы женщиной, подожгли целый участок пути, а уголь с землей вывезли как можно дальше.

Своего рода фильтр для опасных писем был впервые применен именно тогда: после того как гонец на заставе прочитывал послание, привезенное из районов-очагов эпидемии, текст переписывался на новую бумагу, а прочтенное письмо сжигалось.

В городах и селах зараженные дома, улицы и кварталы изолировались, а умерших от эпидемии запрещалось хоронить при церквях в черте населенного пункта. Их тела либо закапывали в отдаленной местности, либо сжигали вместе со всеми личными вещами. Однако зачастую эти правила не соблюдались. Спустя два года эпидемия утихла, унеся с собой жизни не менее 150 тыс. человек, что составило более половины жителей столицы.

Если в мирное время примитивные карантинные меры хоть как-то помогали сократить потери, то в случае начала войны даже они не сильно спасали: огромные армии передвигались с места на место, в лагерях царили скученность и антисанитария. Так, в частности, произошло во время войны с Турцией 1768-1774 годов. Русские войска проходили через Молдавию, где как раз начиналась эпидемия чумы. Возвращавшиеся солдаты и офицеры привозили на себе блох, зараженных Yersinia pestis — чумной палочкой. Уже в 1770 году эпидемия охватила Брянск, а следующей на ее пути встала Москва.

Основной очаг чумы разгорелся на Большом суконном дворе, находившемся за Москвой-рекой у Каменного моста. Первое время власти города пытались скрыть распространение болезни: фабричных рабочих хоронили тайно по ночам, даже не вводя карантин. Зараженные чумой мастеровые с суконного двора быстро разносили смертельную болезнь по всей Москве.

Уже спустя несколько недель чума перекинулась через реку к центральной части города. Больные и умирающие появились по всей Москве, чуме также сопутствовала паника, сразу парализовавшая всю городскую жизнь: закрылся Московский университет, прекратили работу все мануфактуры, мастерские, лавки и трактиры.

В день от чумы умирало около тысячи человек, к ним добавлялись также жертвы пожаров, массовых драк и погромов.

Погибших от чумы массово вывозили за город и зарывали в большие общие могилы без отпевания и других церковных обрядов. Это было поручено делать тюремным заключенным, осужденным на каторгу.

Некоторые москвичи укрывались в подмосковных имениях, но это лишь расширяло ареал болезни. Так, московский генерал-губернатор Петр Салтыков, обнаружив полное бессилие в борьбе с эпидемией, сбежал в свое родовое имение Марфино, за ним последовали и другие чиновники.

Только приехавший по приказу Екатерины II Григорий Орлов смог справиться с ситуацией. На окраинах Москвы были созданы специальные чумные карантинные больницы. За сокрытие от властей больных или умерших полагалась вечная каторга, зато тем, кто доносил на скрывавших, полагалась премия в 20 рублей. Погибших было окончательно запрещено хоронить в городской черте. Большинство московских кладбищ — Армянское, Дорогомиловское, Миусское, Пятницкое, Даниловское, Калитниковское, Семеновское, Преображенское, Рогожское — возникли во время эпидемии 1771 года именно как чумные. Если в XVIII веке эти кладбища находились за чертой города, то сегодня это ближайшие к центру районы, расположенные всего в паре километров от Садового кольца.

Захоронения на нем продолжались вплоть до 1930-х годов, а уже в конце 40-х на его месте возвели элитный жилой квартал.

Черная смерть не распространилась дальше маленького английского поселения, жители которого пожертвовали собой, дабы остановить заразу.

Великая чума

Европа неоднократно страдала от яростных вспышек чумных заболеваний, и каждый раз зараза распространялась стремительно на обширных территориях и уносила тысячи жизней. Очередная эпидемия бубонной чумы разгорелась в Англии в 1665 году и свирепствовала почти 2 года. Все началось с Лондона, где болезнь подкосила значительный процент населения (там от нее погибал практически каждый четвертый), а затем она пошла гулять по стране. По приблизительным подсчетам, чума 1665−1666-х убила около 100 тыс. человек только в столице. В числе прочих населенных пунктов эпидемия поразила небольшую деревушку Иэм в графстве Дербишир на севере Англии в районе Пик-Дистрикт.

В Иэм чума пришла в сентябре 1665-го. Местный портной Александр Хедфилд получил ткань из Лондона, которая, как выяснилось впоследствии, была заражена и содержала в себе чумных блох. Его подмастерье Джордж Виккарс расправил материю перед очагом, чтобы просушить ее, но не заметил свитого блохами гнезда внутри. Уже через пару дней Виккарс слег и скончался в течение недели. Это положило начало эпидемии, сразившей в итоге больше половины населения деревушки, где на тот момент проживало около 350 человек.


К концу 1665 года 40 жителей скончались от чумы, однако с приходом зимы эпидемия заметно спала, и в деревне лелеяли надежду, что на этом пандемия остановится вовсе. Но, увы, вместе с потеплением вернулась и зараза. К началу лета 1666-го эпидемия развернулась, несмотря на все соблюдаемые предосторожности.

Богоугодное дело

Когда стало ясно, что чума и не думала уходить из Иэма, напуганные обитатели собирались покинуть деревню, но в дело вмешались местные служители церкви. Пасторы Уильям Момпессон и Томас Стэнли своими проповедями убедили жителей не выезжать за пределы Иэма, дабы не переносить заразу в соседние деревни. Церковники укрепили прихожан в мысли, что прекратить дальнейшее распространение заболевания было единственно правильным решением и делом богоугодным. При содействии священников обитатели Иэма согласились на добровольный карантин не только домов зараженных, но и вообще всей деревни. Формально вход и выход из Иэма были закрыты. Новость об этом достигла, разумеется, и жителей близлежащих поселений.


24 июня 1666 года обитатели деревни приняли судьбоносное решение ни в коем случае не покидать пределов Иэма, иными словами, верную смерть, ведь ее обитатели лишились практически всякой надежды пережить эту пандемию. Это был трудный выбор, и многие ему противились, однако авторитет церкви в лице пасторов сыграл свою роль. Кое-кто все же не прислушался к воззваниям священнослужителей, несколько семей выехали за территорию Иэма, но большинство так и осталось в деревне. Кстати, тот самый пастор, Момпессон, все же отправил своих собственных детей в Шеффилд, а супруга его отказалась уезжать.

Провизия поступала из Чатсуорта от графа Девонширского, который согласился обеспечивать карантинную деревню при условии, что она таковой и останется до полного исчезновения симптомов чумы. К югу от деревни выстроили нечто вроде заграждения — разложили межевые камни, у которых посыльные из Чатсуорта оставляли товары. Чтобы избежать всяческого контакта со здоровыми, жители Иэма не обменивались с ними деньгами напрямую. Они оставляли монеты в специальных углублениях в этих камнях, при этом, каждую монетку заранее вымачивали в уксусе для обеззараживания.


Конец эпидемии

Немногие пережившие эпидемию позже рассказывали о тех, кому пришлось хоронить своих родных целыми семьями. Так, например, Элизабет Хэнкок самолично выкопала могилы и похоронила мужа и шестерых детей. Все они скончались в течение 8 дней. Маршал Хоув тоже пережил пандемию, хотя заразился в начале эпидемии. Ему пришлось похоронить всю свою семью, включая детей. Он также участвовал в погребении многих односельчан, помогая другим копать могильные ямы.

В августа 1666-го умерла и жена Момпессона Кэтрин. Сам же он выжил. Всего за 14 месяцев эпидемии в Иэме скончались 260 человек. После смерти местного каменщика жителям пришлось самостоятельно гравировать имена на могильных камнях. Дела в деревне пришли в запустение: работа в полях остановилась, простаивали и ремесленные мастерские.


В современном Иэме по-прежнему бережно хранят память о событиях тех страшных лет: в деревне действует музей, где посетители могут ознакомиться с документами и свидетельствами той эпохи, а также получить подробную информацию о судьбах тех, кто жил и скончался тут в период чумной эпидемии.

Чума — один из самых ярких образов, ассоциирующихся у нас со Средневековьем. Для той эпохи она стала не просто болезнью, повлияв почти на все сферы жизни. Социальные и экономические процессы, религия и суеверия, искусство — что еще эта страшная эпидемия изменила навсегда?

Чума пришла с Востока, где бушевала еще в начале десятилетия, и первым под удар попал Крым, а вслед за ним — Константинополь. В ту эпоху торговля на Средиземном море имела огромное значение и велась очень активно, так что болезни не потребовалось много времени, чтобы на кораблях добраться до крупных итальянских портов и Марселя.


Разгул мракобесия и чумные погромы

Многие видели в чуме наказание свыше, подыскивая объяснение происходящему в искаженных пересказах библейских легенд, и пытались остановить эпидемию с помощью религиозных обрядов. Устраивались массовые шествия с самобичеванием, священники низшего звена на ходу выдумывали новые ритуалы вроде протягивания нити вдоль городской стены.

Высшие церковные иерархи не решались вмешиваться в ситуацию, хотя у них на глазах формировались настоящие многотысячные секты. Ватикан понимал, что молитвы от болезни не помогают и людям нужна хоть какая-то отдушина.

Если примитивные суеверия заставляли людей запираться в домах или покидать города, то вдохновители движений бичевавших себя флагеллантов или расхаживавших по городам в белых одеждах bianchi делали обратное. Массовые мероприятия — не лучшая затея во время эпидемии, что и говорить.

Другие находили более рациональные объяснения: дескать, такая страшная напасть не может возникнуть сама по себе, и Господь не настолько жесток — это злой умысел или людей, или самого дьявола. Разумеется, в поисках виновных добрались и до мнимых колдунов и до еврейских кварталов.

Вот здесь церковь уже не оставалась в стороне и пыталась воспрепятствовать кровопролитию — как увещеваниями, так и прямыми запретами: за самосуд грозили отлучением. Увы, далеко не всегда это останавливало толпу.

Католическая церковь в то время была самой могущественной организацией в Европе — Ватикан нередко диктовал свою волю даже королям. Но в годы черной смерти она оказалась практически бессильной: видя реальное положение дел, люди или стремительно теряли веру, или, напротив, становились неуправляемыми фанатиками.

К счастью, в сложившейся ситуации все-таки нашлись те, кто был готов действовать решительно и эффективно. На авансцену истории вышли светские власти.

Холоднокровные карантины и укрепление светской власти

Тем не менее присутствие в очагах эпидемии людей, способных навести хоть какой-то порядок, помогало. Однако на борьбу были брошены не только чумные доктора.

Наиболее страдавшие поначалу от эпидемии итальянские города быстро отреагировали на ужасные события, учредив специальные комиссии, призванные заниматься этим вопросом. Серьезного опыта борьбы с настолько страшной напастью не было, но власти, тем не менее, приняли ряд разумных мер. Прежде всего, создали команды по сбору, вывозу и захоронению в отдельных могильниках трупов.

Кроме того, власти разработали ряд серьезных карантинных мер. Хотя эффективность управления в XIV веке оставляла желать лучшего и, чтобы претворить в жизнь подобные решения, требовался недюжинный администраторский талант — режим карантина действовал, и эпидемию удалось хоть немного сдержать. Успешный опыт итальянских властей начали быстро перенимать по всей Европе.

Также, несмотря на многочисленные протесты, повсюду принудительно закрывались таверны и бордели. Градоначальники понимали, что плотность населения в их вотчинах колоссальная и решить проблему полностью не удастся, — но ограничить контакт между людьми, насколько это возможно, — мера полезная и необходимая.

Особенно впечатляет опыт венецианцев, подошедших к делу с холодной головой. Панику подавляли не только силой, но и личным примером: пока простой люд стремился покинуть города, чиновникам бежать строго запрещалось. Был введен карантин на близлежащих островах, где всех прибывающих проверяли на симптомы болезни.

Впервые за несколько столетий мирское правительство показало себя лучше, чем католическая церковь, и с тех пор его влияние начало заметно расти.


Новый облик Европы

Переоценить значение произошедшего для Европы невозможно. Трудно даже перечислить все изменения, прямо или косвенно связанные с черной смертью. Как ни странно, некоторые из этих глубочайших шрамов стали настоящим украшением портрета эпохи: страшное бедствие имело ряд положительных последствий.

Бум городов и женская эмансипация

Резко возросла ценность труда, особенно более-менее квалифицированного. Многим цехам (ремесленным или торговым сообществам), которые ранее были относительно закрытыми организациями, теперь пришлось активно принимать всех желающих в свои ряды.

Доходы умелых людей резко возросли — настолько, что во многих странах, городах и владениях это быстро встретило противодействие властей, пытавшихся заново снизить зарплаты. Англичане в 1349 и 1351 годах приняли специальные законы, ограничивающие рост доходов рабочих (во втором случае прямо запрещалось платить им больше, чем в 1346 году).

Однако эти постановления совершенно не работали. Во-первых, простые люди почувствовали собственную силу: все-таки властям без них не обойтись — трудиться, так или иначе, кто-то должен. Во-вторых, подобное распоряжение очевидно противоречило базовым законам рынка: если предложение резко сократилось (трудоспособных просто-напросто стало меньше), то цены не могут не подниматься.

Сказалась нехватка рук и на положении женщин — в такой ситуации уже не до сексизма. Девичьи или смешанные цеха существовали в Европе еще до черной смерти, но теперь у женщин появилась реальная возможность, так сказать, продвижения по карьерной лестнице. В меньшей степени это коснулось жительниц деревень, но в сельском укладе и без того изменилось очень многое…

Освобождение крестьянства

Пожалуй, крестьяне выиграли от чумы, если так можно выразиться, больше всех. Крепостное право в Западной Европе и до эпидемии постепенно уступало место новой системе классовых отношений, а резкое сокращение населения усилило эту тенденцию: феодалам пришлось идти на диалог с людьми, работающими на земле.

В результате почти во всей Западной Европе вскоре расширились права крестьян, а разного рода поборы уменьшились. Разумеется, многие феодалы пытались этому противодействовать, так что вскоре у деревенских жителей снова появились поводы для восстаний. Впрочем, и подавлять их выступления ослабевшим государствам также стало намного труднее.


Новый импульс получила и торговля: например, Англия начала регулярные поставки в Скандинавию и Нидерланды, где условия для сельского хозяйства были далеко не идеальными.

Кстати, работать в деревнях стали несколько по-другому: заметно выросла роль животноводства, которое требовало куда меньшего количества рабочих рук, чем земледелие. Сами наделы существенно подешевели, а труд на них — подорожал. Это не могло компенсировать ужасных людских потерь, но служило хоть каким-то утешением.

Сказанное справедливо для Западной Европы. В Восточной же, где плотность населения была ниже, всерьез от чумы пострадали в основном города, а в положении жителей сельской местности, которую эпидемия затронула меньше, мало что изменилось. Крепостная зависимость в отдельных регионах сохранялась здесь аж до XIX века.

Демократизация церкви

До настоящей Реформации еще далеко, но уже в это время зарождается протестантизм: прежний баланс в духовной жизни, весьма устойчивый, был нарушен.

Коль скоро даже в Италии церковь ничего толком не могла (или не хотела) сделать с разгулом сект разной степени адекватности, то почему не выступить против нее людям в здравом уме, имеющим к тому же обоснованные претензии и требования?

Духовенство тоже сильно поредело за время эпидемии, чему немало способствовала, увы, как раз забота монахов о больных — иной раз монастыри от чумы просто вымирали. И залатать кадровые бреши здесь было куда труднее, чем в рядах крестьян и рабочих: речь идет о специалистах довольно высокой квалификации.

На протяжении всего Средневековья церковь была лучшим и, что главное, постоянно доступным социальным лифтом. Теоретически любой простолюдин мог начать карьеру со служки в храме или послушника в монастыре, а скончаться папой римским. Это одна из немногих в Средние века сфер деятельности, где всё зависело от усилий и талантов самого человека, а не каких-либо внешних факторов вроде происхождения.

Развитие медицины и сплочение общества

И уж конечно, постигшая Европу катастрофа подстегнула развитие медицины. Престиж этого факультета в университетах резко возрос, начались активные исследования: людям хотелось разобраться в том, что стало причиной черной смерти и как не допустить ее повторения.

Само собой, до открытий Луи Пастера добиться больших успехов на этой ниве было невозможно технически, но положительный эффект для науки очевиден. К тем же анатомическим исследованиям, которые традиционно встречали противодействие со стороны церкви, относиться стали лояльнее.

В конце концов, от чумы умерло огромное количество знатных и влиятельных людей, вплоть до королей и высших иерархов церкви. Среди них кастильский монарх Альфонсо XI, королева Арагона Элеонора Португальская и владимирский князь Симеон Гордый (распространенное мнение, что чумы на Руси не было, — заблуждение).

Некоторые ученые даже отмечают роль черной смерти в естественном отборе, или, если угодно, эволюции человечества. По их данным, после пандемии распространились гены, повысившие устойчивость людей к опасным заболеваниям. Но заявления такого рода всё же довольно спорны, да и к исторической науке эти исследования не имеют непосредственного отношения.


После черной смерти

Несмотря на страшный ущерб, который понесли все европейские страны, у этой трагедии были и положительные последствия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции