Чума альбер камю полностью

В романе-притче "Чума" в вымышленный автором город приходит страшная болезнь - чума. Но отцы города, скрывая от людей правду, делают всех жителей заложниками эпидемии. Любой предвзятый читатель легко обнаруживает сходство ситуации в романе с трагическими событиями во Франции периода фашистской оккупации.

Лучшая рецензия на книгу

Чума никогда не меняется.

…И, увы, не заканчивается. Она может спрятаться, уйти в глубину, может притвориться чем-то безобидным, ласковым – а потом наброситься, внезапно и страшно, не оставляя шанса своей жертве.

Камю не ошибался, сравнивая любое зло с болезнью. Как и болезнь, зло подчиняется иным законам, оно в большинстве своем иррационально, и бывает так, что человек сам не понимает, как становится разносчиком. Можно заставить его отступить (при некоторых условиях), но оно постоянно и неизменно должно оттенять лучшие человеческие чувства.


Несмотря на признание сего факта, Камю оптимистичен. Во-первых, он, конечно, жалостлив – а таких писателей мало, обычно-то они не жалеют своих персонажей. Во-вторых, Камю искренне верит, что любовь все перенесет, и, несмотря на мое несогласие с этим доводом, спорить с ним совершенно не хочется. Так же Камю верит в безграничное мужество Сопротивления, в благоразумие и самоотречение. Читая его, заряжаешься этим духом и хочешь тоже совершить какой-нибудь подвиг, пусть даже он никому не принесет пользы.

Камю оставляет свое сочувствие для тех, кто участвует в борьбе, рискуя своей жизнью. Им же он дает осознать смерть как что-то страшное в своей обязательности.

Оттого показателен еле намеченный спор между материалистом Риэ и священником Панлю. Риэ, опытный врач, признается, что не понимает смысла своей борьбы. Вытащив человека из лап чумы, он вынужденно бросает его в руки иной смерти, иногда даже более мучительной. От инфаркта или рака – но человек умрет, тем самым делая все усилия Риэ, в его смутном сопротивлении, бессмысленными. Зачем спасать? И зачем спасаться самому? Умрет человек часом раньше или часом позже – так ли важно это, если смотреть на это отстраненно? Но, несмотря на невозможность избежать этого, живой организм сопротивляется смерти, до последнего мгновения надеется на спасение – и Риэ, как врач, не может отказать больному в его надежде прожить еще хоть несколько дней.


Оппонент Риэ, отец Панлю, говорит в ответ, что как раз спасаться от чумы и смерти нельзя. Нет, бросаться им навстречу – глупость еще большая, но прятаться, искать убежище от чумы. Пока Риэ жалуется на невозможность понять разумность смерти, Панлю призывает к примирению. И это – не примирение со злом, как можно было бы вообразить, а смирение с собственной смертностью. Давать надежду близким – хорошо, а вот самому думать о спасении – глупо. Спасать от смерти близких – благо; спасаться самому от нее – несчастье.

Риэ поступает правильно, помогая в самый сложный час, но не имеет права рассчитывать на снисхождение, он-то должен встретить смерть без сожаления. То же самое требуется от его товарищей, от его коллег. Они добровольно выбирают жребий тех, кто соглашается умереть в любой момент, кто хочет отказаться от своей жизни с пользой для других. Зачем? Так они устроены – иного ответа быть может.

Только избавившись от страха за свою жизнь, можно стать антифашистом, участником Сопротивления, победителем в борьбе за чужие судьбы. Нет зла, которое было бы сильнее смерти. И Камю, сам антифашист, это понимал.

Прочитано в рамках KillWish, 5 тур.

Чума никогда не меняется.

…И, увы, не заканчивается. Она может спрятаться, уйти в глубину, может притвориться чем-то безобидным, ласковым – а потом наброситься, внезапно и страшно, не оставляя шанса своей жертве.

Камю не ошибался, сравнивая любое зло с болезнью. Как и болезнь, зло подчиняется иным законам, оно в большинстве своем иррационально, и бывает так, что человек сам не понимает, как становится разносчиком. Можно заставить его отступить (при некоторых условиях), но оно постоянно и неизменно должно оттенять лучшие… Развернуть

Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194. году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведётся от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в заражённом городе.

Чума приходит в этот город, лишённый растительности и не знающий пения птиц, неожиданно. Все начинается с того, что на улицах и в домах появляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их собирают по всему городу тысячами, В первый же день нашествия этих мрачных предвестников беды, ещё не догадываясь о грозящей городу катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно страдающую каким-то недугом жену в горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает его мать.

Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что обрушившаяся на город болезнь — это чума. Количество заболевших с каждым днём увеличивается. Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскоре и она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявления карантина. Оран становится закрытым городом.

Однажды вечером доктора вызывает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обращает внимание доктора на странное поведение соседа. После этого инцидента Коттар начинает проявлять в общении с людьми необыкновенную любезность, хотя прежде был нелюдимым. У доктора возникает подозрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается заслужить расположение и любовь окружающих.

Сам Гран — человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудом подбирающий слова для выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинить поистине шедевр. Все эти годы он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.

В начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбером и ещё довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разворачивающихся событий ведёт записную книжку, куда подробнейшим образом вносит свои наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствии он становится близким другом и соратником доктора и организует из добровольцев санитарные бригады для борьбы с эпидемией.

С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооружёнными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на чёрном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днём.

Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвётся в Париж к своей жене. Сначала официальными путями, а затем при помощи Коттара и контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город, отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.

В самый разгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком в городе, довольным положением вещей, остаётся Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией, сколачивает себе состояние и может не волноваться, что о нем вспомнит полиция и возобновится начатый над ним судебный процесс.

Многие люди, вернувшиеся из специальных карантинных учреждений, потерявшие близких, теряют рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образом остановить распространение эпидемии. В огонь на глазах равнодушных владельцев бросаются мародёры и расхищают все, что только могут унести на себе.

Поначалу погребальные обряды совершаются при соблюдении всех правил. Однако эпидемия приобретает такой размах, что вскоре тела умерших приходится бросать в ров, кладбище уже не может принять всех усопших. Тогда их тела начинают вывозить за город, где и сжигают. Чума свирепствует с весны. В октябре доктор Кастель создаёт сыворотку в самом Оране из того вируса, который овладел городом, ибо этот вирус несколько отличается от классического его варианта. К бубонной чуме добавляется со временем ещё и чума лёгочная.

Сыворотку решают испробовать на безнадёжном больном, сыне следователя Отона. Доктор Риэ и его друзья несколько часов подряд наблюдают агонию ребёнка. Его не удаётся спасти. Они тяжело переживают эту смерть, гибель безгрешного существа. Однако с наступлением зимы, в начале января, все чаще и чаще начинают повторяться случаи выздоровления больных, так происходит, например, и с Граном. Со временем становится очевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессилев, выпускать жертвы из своих объятий. Эпидемия идёт на убыль.

Жители города сначала воспринимают это событие самым противоречивым образом. От радостного возбуждения их бросает в уныние. Они ещё не вполне верят в своё спасение. Коттар в этот период тесно общается с доктором Риэ и с Тарру, с которым ведёт откровенные беседы о том, что, когда закончится эпидемия, люди отвернутся от него, Коттара. В дневнике Тарру последние строки, уже неразборчивым почерком, посвящены именно ему. Неожиданно Тарру заболевает, причём обоими видами чумы одновременно. Доктору не удаётся спасти своего друга.

Однажды февральским утром город, наконец объявленный открытым, ликует и празднует окончание страшного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут прежними. Чума внесла в их характер новую черту — некоторую отрешённость.

Однажды доктор Риэ, направляясь к Грану, видит, как Коттар в состоянии помешательства стреляет по прохожим из своего окна. Полиции с трудом удаётся его обезвредить. Гран же возобновляет написание книги, рукопись которой приказал сжечь во время своей болезни.

Доктор Риэ, вернувшись домой, получает телеграмму, в которой говорится о кончине его жены. Ему очень больно, но он осознает, что в его страдании отсутствует нечаянность. Та же непрекращающаяся боль мучила его в течение нескольких последних месяцев. Вслушиваясь в радостные крики, доносящиеся с улицы, он думает о том, что любая радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда чума вновь пробудит крыс и пошлёт их околевать на улицы счастливого города.

При покупке в этом магазине Вы возвращаете на личный счет BM и становитесь претендентом на приз месяца от BookMix.ru!
Подробнее об акции


189 RUB руб. купить My-shop.ru: 139 руб. купить Лабиринт: 171 руб. купить смотреть полный список магазинов


Два шедевра Альбера Камю роман "Чума" и пьеса "Недоразумение" объединены темами свободы и выбора, осознания человеком собственного бессилия перед лицом жестокого рока. Холодная хроника эпидемии чумы в курортном алжирском городке превращается в трагическую и пугающую притчу о смертельной опасности, пробуждающей в человеческой душе все лучшее или худшее. И каждый встает перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы и неизбежной смертью. Драма "Недоразумение" написана в полном соответствии с аристотелевскими законами "идеальной трагедии". На что готов пойти человек ради денег? И может ли он найти точку опоры, истинный смысл жизни в мире, полном взаимонепонимания и отчуждения. Обо всём этом и не только в книге Чума (Альбер Камю)

Чума Сознания и Абсурд Вселенной

И только спустя 6 лет я, наконец-то, созрел для того, чтобы снова взять ее в руки и прочесть, как положено. Можете меня с этим поздравить, а я тем временем потихоньку приступлю к разбору произведения.

Начнем с того, что его название имеет самый буквальный смысл. Роман рассказывает о том, как в 40-ые годы прошлого века в некий алжирский франкоговорящий город пришла чума. Она массово поражает город, начавшись с повальной пандемии крыс, но вскоре перекидывается на людей, после чего немилосердно косит население целыми штабелями, унося каждую неделю по несколько сотен жизней. Еще не объявив официально о названии эпидемии, город моментально закрывают на въезд и выезд, блокируются все каналы внешнего сообщения. Оран превращается в чумачечий изолятор…

Внешне созданные условия были бы плодородной почвой для полета фантазии какого-нибудь писателя-мизантропа или сатира-обличителя. Тут ему было бы где развернуться. С одной стороны – обнажить пороки, вскрыть спрятанные язвы общества, показав, как звереет и деградирует человеческая мораль в апокалипсических условиях в борьбе за выживание. С другой же – по полной оттянуться на смертях действующих лиц, с упоением и неспешностью умертвив всех, кроме парочки главных героев. Любо-дорого! Главное, что все это выглядело бы, как нельзя, гармонично. Но экзистенциализм это вам не постапокаптический хоррор. А Камю - не Стивен Кинг. Его интересуют совсем иные вопросы. Поэтому лишней похвалы заслуживает не только то, что написал Камю, но и то, о чем он писать воздержался.

Жизнь на ниточке

В южном и не живописном городе Оране, где не живут голуби и не растут сады, почти на целый год поселилась беда. Весной 194… года нашествие мерзких крыс атаковало улицы города, лишенного зелени. К вниманию читателей предоставлена хроника тех далеких дней, в которой излагаются страшные и горестные события, когда жители торгового городка вынуждены были долгое время просидеть на карантине, в полной изоляции закрытых границ и приспосабливаться к новым, некомфортным условиям жизни.

Признаюсь, я не равнодушна к противным грызунам, поэтому сцены, связанные с крысами, у меня вызывали сложную гамму чувств, временами мне хотелось визжать, топать ногами и не видеть ярких описаний на страницах книги, но оторваться от этих подробностей было невозможно. Больные крысы выползали из помоек, чердаков и подвалов на белый свет, они истекали кровью, корчились в агонии с предсмертным писком. Каждое утро люди натыкались на умирающих хвостатых, собирали их трупы и не подозревали, к чему ведет эта резко-повышающаяся смертность. С каждым днем мерзких крысячих трупов становилось все больше и больше, горожане уже перестали удивляться этому, будничное зрелище их больше не смущало, они наивно полагали, что пришло время городу очиститься от скверны. Когда нашествие закончилось, люди с облегчением вздохнули, не подразумевая, что данное явление могло нести в себе чудовищную угрозу для человечества.

Чума начала косить людей, когда закончились крысы. Таинственная лихорадка, которой стали заболевать люди, на первый взгляд не походила на заразную болезнь, но посеяла в людях тревогу, так как быстро приводила больного к смертельному исходу. Непонятное заболевание, которое врачи не знали, как лечить, загадочный недуг, который приковывал к постели и сводил болезнь к летальному исходу всего за пару дней. Все говорило о том, что пахнет настоящей эпидемией.

День ото дня смертельная болезнь совершала гигантские скачки, унося жизни людей. Жители города, сначала не верившие в чуму, старались скрыть свою тревогу под веселыми шутками, но прознав об участившихся смертельных случаях, ходили притихшими и даже пришибленными. Из Франции обещали прислать сыворотку, которая могла спасти от эпидемии, все были в нетерпении, тянуть уже было некуда, в день регистрировали около 40 летальных случаев, кривая смертности резко поднималась вверх.

Меня всегда удивляет беспечность некоторых людей и осознание того, что именно их болезнь не коснется. В данной книге, как и в наши дни, когда становится понятно, что заболевание реально опасно и очень заразно, люди продолжают кучковаться: гуляют по улицам, шумными компаниями собираются в кафе, устраивают пикники на многолюдных террасах, продолжают жить привычной жизнью, наплевав на запреты и советы самоизолироваться, шутя, делая вид, что никакая чума не способна испортить им настроение. Даже цифры жертв, унесенных эпидемией, их не пугают, и не заставляют задуматься о последствиях. Люди не меняются с годами. И это печально.

Альбер Камю знакомит читателя с жизнью местного врача, который не верил в Бога и его помощь, в муках умирающему населению, не любил размышлять, философствовать и тратить время на пустопорожнюю болтовню, потому что единственной его целью было – лечить больных, облегчать их боль. Многодневная усталость снижала его работоспособность, он видел каждый день, как умирают люди, каждый день он слышал смертельные стоны. Привезенная сыворотка оказалась малоэффективной, так как местный микроб отличался от французской чумной бациллы, нужно было создавать свою сыворотку, а на это требовалось много времени и много сил, которых у местных докторов уже не было.

Чтобы эпидемия не распространилась дальше, власти города приняли решение – закрыть границы. Карантин привел жителей к заточению, к разлуке с близкими, находящимися в отъезде. Город закрыли, местное население не сразу приняло во внимание серьезность эпидемии, но изоляция сильно повлияла на их душевное состояние. Они страдали от невозможности увидеться с родными, их раздражало, что городские власти ущемляют их права.

Рассказчик, переживший долгие и мучительные дни чумы, не приукрашивая события, стремясь к объективности, никуда не торопясь, останавливаясь на подробностях, слегка монотонным голосом рассказал о психических и физических страданиях горожан. Книга написана достаточно простым языком, никаких сложностей в прочтении я не заметила. История получилась интересной и поучительной, но вот характеры героев, как мне показалось, раскрыты недостаточно. Во время чтения из всех выделялся только доктор Риэ, остальных отличали только имена и род деятельности, по характерам я их практически не различала. Зато на фоне главных героев безысходность описана потрясающе и эмоциональное состояние населения тоже. Мучительные страхи в разгар эпидемии, охваченные смятением жители, всеобщее отчаяние, смертельные агонии.

Кто бы мог подумать, что шумная возня и омерзительный крысячий писк, возвещающий о возвращении грызунов в мир живых, будут означать конец болезни, начнут вселять надежду в отчаявшихся людей, что эпидемия вот-вот отступит. Чума пришла, не спросив разрешения, а ушла, оставив после себя огромную кучу пепла. Казалось бы, время мучений закончено, а боль в людских сердцах не утихала. Запах смерти не давал расслабиться. К сожалению, микроб чумы не умирает, он может спокойно затаиться и спать десятилетиями в укромных местечках, дожидаясь своего часа, а потом снова пробудит крыс и пошлет их на улицы умирать и заражать людей…

Мама, мы все тяжело больны

В небольшой франкоговорящий средиземноморский город в Алжире приходит чума. Она завелась среди крыс, в предсмертной агонии во множественной числе вылезавших из своих укрытий и катакомб, чтобы погибнуть на глазах у людей.

Верхний слой романа — это хроника эпидемии. Как всё началось, как люди стремились нарушить запреты и выбраться на волю. Как они уживались в этом заточении, постоянно выбираясь в кино на одни и те же сеансы, лишь бы выбираться. Как теряли близких. Как встречали смерть. Как собирали эпидемиологические отряды добровольцев. Как слушали церковные проповеди. В теме чумы самой по себе можно найти многое. И, уж поверьте, даже в этом, верхнем слое, Камю пишет очень хорошо.

Но экзистенциализм не был бы экзистенциализмом, если бы всё было легко и просто. Камю затрагивает тему религии, поднимая различные провокационные вопросы из серии, как же справедливый Бог, призванный наказывать грешников, допускает смерть невинного ребёнка. Или зачем священнику с его верой может понадобиться врач.


Автор книги: Альбер Камю

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Последнее впечатление о книге


  • lenay:
  • 22-04-2020, 15:35

Я долго собиралась прочитать эту книгу, ну и наконец собралась. Как раз и время подходящее: не чума, конечно, но всё же. Да, я знаю, что сам Камю говорил, что книга эта не о чуме - болезни, а о "коричневой чуме" - нацизме.


  • lenay:
  • 22-04-2020, 12:51

"Посторонний" - это дебютный роман Камю, и вторая прочитанная мной его книга. Я прочитала ее на одном дыхании, гораздо быстрее, легче и с большим удовольствием, чем "Чуму".


Может показаться, что браться за такую книгу в столь непростое время весьма опрометчиво, но моя рука сама потянулась к ней; семь месяцев стояла она на книжной полке, дожидаясь своего часа.

Темы, поднятые Альбером Камю в его труде, актуальны и по сей день. Принято считать, что роман не столько о самом заболевании, сколько о коричневой чуме, то есть о фашизме, и о европейском сопротивлении. Зная этот факт, читать и при этом абстрагироваться от этого знания было довольно сложно, волей-неволей я постоянно проводила сравнения, что слегка подпортило общее впечатление (вот он, огромнейший недостаток очень популярных книг – ещё до прочтения ты знаешь, что тебя ожидает). Сложно сказать, верна эта мысль или нет, у каждого читателя будет своё мнение на этот счёт. На мой взгляд, эта история не столько о чуме и войне, сколько о бедствиях в принципе. Будь то стихийная катастрофа или зло, сотворённое человеком, – человечество в любом случае оказывается не готовым к беде, ведь нам всегда кажется, что все эти бедствия происходят с кем-то другим, где-то там, далеко, и до нас они никогда не дойдут. Это, конечно, не так. Они дойдут. Крайне показательно была изображена реакция жителей городка, когда в их спокойные, размеренные и упорядоченные жизни ворвалась она, чума. Сначала они яростно отрицали всю серьёзность ситуации, игнорируя все предписания, затем, начав волноваться, пытались вырваться из заключения, но в конце концов их всё равно настигло оно, безжалостное смирение. Да, человек способен приспособиться ко всему.

Но как бороться с такой мощной силой? Кто-то в подобных ситуациях ведёт себя как Гран (тихая и одинокая жизнь, низкооплачиваемая работа, любимое занятие, которому посвящается всё свободное от работы время), кто-то – как Коттар (подстраивание под любой строй, наживание на чужом горе), многие – как отец Панлю (вера в религию даже в самые тяжёлые и беспросветные моменты). Есть и другие. Есть те, кто борется. Людей, подобных Риэ, редко встретишь: они продолжают бороться до самого конца и даже в самый отчаянный момент они не сдаются и делают своё дело. Мне нравились его беседы с Тарру, человеком, который всю жизнь боролся с несправедливостью, постоянно при этом мучаясь вопросом, можно ли вообще искоренить зло. Ответом на этот вопрос послужил Рамбер, который отказался от своего счастья ради общего блага. Человек, который считал себя чужаком в этом городе, вдруг понял, что общая беда сблизила их всех и что теперь он просто не может уйти, он должен бороться вместе со всеми. Зло никогда не искоренить злом. Можно зарываться в свои норы и дожидаться конца, а можно вставать в полный рост и пытаться делать что-то хорошее. Легко писать эти слова, легко. На деле всё куда труднее.

Да, тяжко читать такие книги в такое время, но я рада, что всё так сложилось. Когда вокруг разгорается самое настоящее бедствие, окунаться в столь ужасающую трагедию маленького городка очень нелегко, тем более когда видишь, как же схоже поведение книжных героев и реальных людей, но зато благодаря этому погружению я, как ни странно, успокоилась. Потому что, как верно подметил доктор, глядя на радующихся людей, чума всегда с нами. Это непреложный факт. Главное – продолжать делать своё дело, главное – продолжать свою борьбу.


  • Darraa:
  • 12-04-2020, 13:58

Перечитывать Чуму во время самоизоляции, конечно, самый ожидаемый литературный выбор, который можно сделать. И заведомо провальный, потому что я всё ещё не люблю этот роман.

Мне странно воспринимать Чуму в неколебимой связке с Альбером Камю. После Постороннего она кажется слишком спешной, обобщённой и от этого особенно пустой. Я так и не смогла поймать ни одну авторскую идею; они расплывались и ускользали, поэтому пришлось бросить неблагодарное занятие, покориться воле сюжетных волн и просто читать. Каждый в Оране искал своё спасение от чумы. Первый жил неистовой любовью, второй находил утешение в ежедневной помощи умирающим, третий вновь и вновь переписывал начальную строку романа или перекладывал горох из кастрюли в кастрюлю. Я же просто смирилась и дочитала. Вот причина, по которой я вышла из чтения невредимой, словно меня в этом зачумленном городе никогда и не было.


  • nikolaytikhonin:
  • 11-04-2020, 19:22

В связи с последними события, книга зашла просто отлично.

Про жизнь - несмотря ни на что, про любовь - которая победит, про людей - которые проявляют своё истинное нутро, про смерть - которая отступает.


  • VictoriaKotova:
  • 11-04-2020, 09:22

Сейчас в разгар пандемии короновируса эта книга стала популярна)) Вот и я решила её прочитать. Честно, меня книга не впечатлила. Лаконичный язык написания, местами скучновато, блеклые герои.


  • Anton-Kozlov:
  • 7-04-2020, 09:05

В начале книги Альбера Камю есть цитата Диниэля Дефо: Если позволено изобразить тюремное заключение через другое тюремное заключение, то позволительно также изобразить любой действительно существующий в реальности предмет через нечто вообще несуществующее.

На обложке книги Камю написано, что многие литературные критики видят в романе события во Франции в период фашистской оккупации. Может быть и так, но я не заметил этого, кроме даты 194. года и того, что фашизм распространился по всему миру, оказавшись заразной идеей, проникая в умы людей. По сути же, в книге описание классического распространения заразной болезни и борьбы с ней.

Кстати, в Европе "Чума" вошла в ТОП-10 самых продающихся книг, из-за короновируса, который сейчас так сильно пиарится во всех СМИ.

В самом начале книги на меня нашло чувство грядущей неизбежной катастрофы, наступление которой я уже ощущал в воздухе вокруг людей в книге и не мог ничего сделать с этим. Это страшно. Возможно сейчас происходит что-то похожее в мире вокруг нас. И нам тоже некому помочь, подсказать, предупредить, объяснить, что же на самом деле происходит.

Говорят, что эта книга "роман без героя". Но в книге явный главный герой - доктор Бернар Риэ. Основные же события нам описывает безымянный рассказчик.

По сравнению с "Дневниками чумного года", "Чума" более человечная книга. Она описывает каких-то конкретных людей, как в обычной художественной книге. Главный герой периодически сменяется другим главным героем. Время от времени "Чума" начинает нам давать общую картину происходящего, как бы свысока, стратегически. Что делали люди, как поступали, как спасались, что происходило с жизнью в городе.

В книге много каких-то частных случаев, которые относятся к жизням конкретных людей. Конечно, такие события могли произойти с разными людьми или быть не единичными, например, желание получить наживу на бедах людей. Кстати, сейчас у нас это тоже частое явление. Взять те же маски.

Люди в книге живут. И это хорошо. Потому что чума - это тоже жизнь, как сказал один из героев книги.


  • namfe:
  • 3-04-2020, 18:06

Все знаете о чем книга, чтобы не повторяться, вместо рецензии несколько заметок по тексту. Действие начинается весной, а заканчивается зимой. Год соли и печали.

В лоне великих катастроф зреет страстное желание жить

Очистительная книга, она не даёт ответов на вечные вопросы, но заставляет их вновь прочувствовать во время мирного благополучия. Молоточек.


  • Lilit_Le_Fay:
  • 31-03-2020, 11:21

Мне было скучно. Очень скучно. Дочитала до середины и поняла, что больше не хочу мучить себя. Наверно, книга хорошая, раз столько хвалебных отзывов, но, однозначно, не моя.


  • ShiDa:
  • 30-03-2020, 15:39

Чума никогда не меняется.

…И, увы, не заканчивается. Она может спрятаться, уйти в глубину, может притвориться чем-то безобидным, ласковым – а потом наброситься, внезапно и страшно, не оставляя шанса своей жертве.

Камю не ошибался, сравнивая любое зло с болезнью. Как и болезнь, зло подчиняется иным законам, оно в большинстве своем иррационально, и бывает так, что человек сам не понимает, как становится разносчиком. Можно заставить его отступить (при некоторых условиях), но оно постоянно и неизменно должно оттенять лучшие человеческие чувства.

Несмотря на признание сего факта, Камю оптимистичен. Во-первых, он, конечно, жалостлив – а таких писателей мало, обычно-то они не жалеют своих персонажей. Во-вторых, Камю искренне верит, что любовь все перенесет, и, несмотря на мое несогласие с этим доводом, спорить с ним совершенно не хочется. Так же Камю верит в безграничное мужество Сопротивления, в благоразумие и самоотречение. Читая его, заряжаешься этим духом и хочешь тоже совершить какой-нибудь подвиг, пусть даже он никому не принесет пользы.

Камю оставляет свое сочувствие для тех, кто участвует в борьбе, рискуя своей жизнью. Им же он дает осознать смерть как что-то страшное в своей обязательности.

Оттого показателен еле намеченный спор между материалистом Риэ и священником Панлю. Риэ, опытный врач, признается, что не понимает смысла своей борьбы. Вытащив человека из лап чумы, он вынужденно бросает его в руки иной смерти, иногда даже более мучительной. От инфаркта или рака – но человек умрет, тем самым делая все усилия Риэ, в его смутном сопротивлении, бессмысленными. Зачем спасать? И зачем спасаться самому? Умрет человек часом раньше или часом позже – так ли важно это, если смотреть на это отстраненно? Но, несмотря на невозможность избежать этого, живой организм сопротивляется смерти, до последнего мгновения надеется на спасение – и Риэ, как врач, не может отказать больному в его надежде прожить еще хоть несколько дней.

Оппонент Риэ, отец Панлю, говорит в ответ, что как раз спасаться от чумы и смерти нельзя. Нет, бросаться им навстречу – глупость еще большая, но прятаться, искать убежище от чумы. Пока Риэ жалуется на невозможность понять разумность смерти, Панлю призывает к примирению. И это – не примирение со злом, как можно было бы вообразить, а смирение с собственной смертностью. Давать надежду близким – хорошо, а вот самому думать о спасении – глупо. Спасать от смерти близких – благо; спасаться самому от нее – несчастье.

Риэ поступает правильно, помогая в самый сложный час, но не имеет права рассчитывать на снисхождение, он-то должен встретить смерть без сожаления. То же самое требуется от его товарищей, от его коллег. Они добровольно выбирают жребий тех, кто соглашается умереть в любой момент, кто хочет отказаться от своей жизни с пользой для других. Зачем? Так они устроены – иного ответа быть может.

Только избавившись от страха за свою жизнь, можно стать антифашистом, участником Сопротивления, победителем в борьбе за чужие судьбы. Нет зла, которое было бы сильнее смерти. И Камю, сам антифашист, это понимал.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции