Чум презентация для детей

Презентация предназначена для урока искусство в 5 классе по теме: "Чум, жилище народов ханты".

Скачать:

Вложение Размер
traditsionnoe_letnee_zhilishche_hantov._chum.rar 2.95 МБ

Подписи к слайдам:

Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей. Обычно это три, четыре жерди, которые обвязывают вверху тонкими корнями. Затем накрывают нижнюю часть чума покрытием , а после этого натягивают верхнюю часть покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки устанавливают на противоположной стороне от дверей.
Сборка чума
Макет

-по содержанию: знать о традиционном жилище
хантов
;
-по способу работы:
освоить приемы работы над макетом.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности.
Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом коренных народов округа.
Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре Вселенной.
Развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Сборка чума
Размеры чума в диаметре от 3 до 5 метров. Устанавливает чум всегда женщина. На то чтобы собрать и разобрать чум уходит от 3 до 5 часов.
Стойбище

поселение
хантов
и манси состоящее из нескольких чумов
Закончи фразу

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"

Переносное жилище
хантов
и манси в виде конуса.
Последовательность изготовления чума
1
. Обводим шаблон чума (развёртка конуса)
2.
Аккуратно вырезаем чум соблюдая
технику безопасности при работе ножницами
:

Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
При пользовании ножниц, нельзя отвлекаться, внимательным.
Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.
При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
3
.
Украшаем развёртку чума орнаментом народов ханты и манси
4.Склеиваем развёртку чума
В чуме

Слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами.
По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья и других работ в берестяных коробках или меховых сумках.
Справа от двери — место для детей или ближайших родственников.
За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу, а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами.

Физкультминутка
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин.

Знакомство с творчеством народов ханты и манси, просмотр тематических мультфильмов, открывающих особенности поэзии народов севера.

Цель работы: исследовать тематику и сюжеты некоторых фольклорных жанров народа ханты.Поставленные задачи:- изучить содержание загадок и пословиц народа ханты.

Цель работы: исследовать тематику и сюжеты некоторых фольклорных жанров народа ханты.Поставленные задачи:- изучить содержание загадок и пословиц народа ханты.

В презентации рассказывается об использовании бисера в традиционном декоративно- прикладном искусстве народов ханты- в украшении одежды, пре.

Данная презентация ярко и красочно рассказывает о жизни и быте народов ханты.

Закрепление пройденного материала и знакомство с чем-то новым. Информация о возникновении традиционных хантыйских праздников.














Описание презентации по отдельным слайдам:

Гипотеза: Возможно ли выполнить макет чума с использованием традиционных материалов и технологии? Актуальность: Проблема сохранения традиционного уклада жизни эвенков.

Цель: Изучение и сохранение жизненного уклада моих предков со стороны отца Задачи: 1. Сбор информации для практической и теоретической базы 2. На основании собранного и проанализированного материала собрать макет чума. Методы исследования: Интервью Личные наблюдения Практический метод

Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2м, в высоту 2-3м

Технология сборки чума

Выводы В быстром и скоротечном ритме нашей жизни, всё эволюционирует, изменяется, не всегда в лучшую сторону, забываются традиции, национальные праздники, игры, традиционный жизненный уклад. Поэтому важно знать, помнить, ценить прошлое, и передавать информацию из поколения в поколение.

Благодарю за внимание!

Выберите книгу со скидкой:


География на ладони: Краткий курс по устройству планеты

350 руб. 427.00 руб.


ОГЭ. География. Раздел "География России" на ОГЭ

350 руб. 105.00 руб.


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


ЕГЭ-2020. География. Теория и практика

350 руб. 236.00 руб.


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 171.00 руб.


ОГЭ-2019. География (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 171.00 руб.


350 руб. 213.00 руб.


350 руб. 231.00 руб.


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 146.00 руб.


350 руб. 127.00 руб.


Атлас + контурные карты 8 класс. География России. Природа и население. ФГОС (с Крымом)

350 руб. 138.00 руб.


Атлас + контурные карты 9 класс. География России. Население, хозяйство и географические районы. ФГОС (с Крымом)

350 руб. 138.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




Исследовательская часть.

Из интервью с Барановым Ермилом Николаевичем я узнала, что снятая береста очищалась от наростов, сворачивалась в рулоны и варилась в

В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке. Материалы для изготовления чума являются удобными при частых переездах, служат для защиты от внешнего воздействия. Зимние шалаши строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги.
Из интервью с Барановым Константином Ермиловичем- он эвенк, охотник. Мне стало известно, что остов шалашей при перекочевках, перевозился эвенками с одного места на другое. Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2м, в высоту 2-3м. Остов переносного шалаша покрывался сверху специальными покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались тисками, сшитые же из оленьих шкур, ровдуги — нюками. В прошлом внутри шалашей устраивали очаг. В конце XIX и начале XX вв. устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие.
Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой. (Историко-этнографический атлас Сибири, М.-Л.1961.с.138,140,142,144, 145.)
В настоящее время большинство эвенков живет в современных типовых срубных домах. Традиционные жилища используются только на промыслах. Итог : проблема сохранения традиционного уклада жизни эвенков.













































Описание презентации по отдельным слайдам:

Север населяют разные народы: якуты, чукчи, эвенки, ханты, манси, каряки, ненцы. Они говорят на своем родном языке, у них своя национальная одежда, пища, песни, танцы, свои занятия, работа.

На севере очень холодно, поэтому люди научились делать теплую одежду и дома. Дома у народов ханты, манси, у ненцев называются по-разному: чум, яранга, иглу, но делаются они по одному принципу. Их дома похожи на шалаш: тонкие шесты поставлены конусом и обтянуты оленьими шкурами.

Кто знает, как называется дом на севере? (чум) . Там разводят очаг (огонь, готовят пищу, дым от огня поднимается и выходит через отверстие в чуме сверху). Чум сооружают из каркаса палок, после покрывают оленьей шкурой. Посреди чума пылает костер, вокруг него греются оленеводы, их семьи и дети. Отдыхают, рассказывают сказки, поют песни или вырезают фигурки из моржовой кости.

Чуму не страшны ни ветры, ни метели, ни морозы. Чум быстро разбирается и собирается, т. к ненцы не живут на одном месте, они кочуют с одного места на другое, потому что пасут оленей.

Хозяйка чума готовит еду, убирает в чуме, смотрит за детьми, обрабатывает оленьи шкуры, шьет из них одежду.

Есть ли на Севере собаки? Чем они помогают людям? (собаки- лайки помогают людям перевозить почту, грузы, пассажиров) .

Народы Севера издавна научились шить теплую одежду из меха песцов, лисиц, горностаев. Она не пропускает холодный воздух, мягкая, удобная и красивая – украшенная разноцветными полосками кожи, моржовой костью, пушистыми кисточками.

Малица- одежда мужчин- ненцев.

Паница – это ненецкая женская шуба из шкуры оленя.

Меховая шапка, рукавицы на меху.

Пимы-это обувь, которую шьют из шкуры оленя . Унты.

Шкура у оленя теплая и в такой одежде ненцам не страшны холода и морозы.

Чем же занимаются люди на севере?

Лодка на языке ханты называется долбленка, так как ее долбят из целого ствола лиственницы.

Северные моря издавна славятся изобилием рыбы.

Ее ловят, затем сушат, вялят или засаливают для того, чтобы питаться ею всю долгую, морозную зиму.

В летнее время, когда снег растает, можно в тундре собирать ягоды и грибы.

Эти ягоды собирают и замораживают на зиму, они очень вкусные и целебные.

В тундре нет магазинов, поэтому игрушки для своих детей делают родители. Для мальчиков-лодочки, фигурки оленей, нарты, для девочек –куколок, которые изготавливают из утиных носиков, шью куколке такую же одежду, какую носят сами.

Самым главным человеком на празднике у коренных народов Севера является шаман.

Это, обычно, уже немолодой мужчина, который одет в малицу, поверх который надеты бусы – обереги из костей зверей и птиц.

В руке шаман держит бубен, которым задает ритм пляскам, играм, веселью.

Выберите книгу со скидкой:


Современная школа игры на фортепиано

350 руб. 410.00 руб.


ЕГЭ. Химия. Пошаговая подготовка

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Математика. Пошаговая подготовка

350 руб. 205.00 руб.


Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты.KUMON

350 руб. 541.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Английский алфавит в картинках. 100 развивающих заданий на карточках

350 руб. 171.00 руб.


Краткий справочник по биологии

350 руб. 162.00 руб.


Рисую узоры: для детей 4-5 лет. Ч. 2

350 руб. 145.00 руб.


ОГЭ-2020. Английский язык. Тренировочные варианты (+ CD)

350 руб. 220.00 руб.


Алгебра. 7-9 классы

350 руб. 242.00 руб.


Все словарные слова. 3 класс

350 руб. 121.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




Презентация "Жители Севера" предназначена для старших дошкольников с целью формирования представлений об образе жизни коренных народов Севера, обогащения знаний о взаимодействии человека и природы в условиях низких температур, развития познавательного интереса к национальной культуре коренных народов Севера, расширения словарного запаса.

  • Горягина Марина АлександровнаНаписать 0 08.11.2018

Номер материала: ДБ-213517

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    08.11.2018 151
    08.11.2018 207
    08.11.2018 189
    08.11.2018 126
    08.11.2018 160
    07.11.2018 411
    07.11.2018 230
    07.11.2018 135

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: лёгкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить практически в любом месте из перекрещённых жердей, покрытых ветками, корой или специально припасёнными шкурами.


Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие. Чум состоит из 40-45 (иногда из 50) шестов в зависимости от размеров чума. Два шеста, являются основными (макода' ну) они на некотором расстоянии от верхнего конца, имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка, и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке основные шесты перекрещивают несколько ниже верёвочного кольца, в которое затем продевают другие шесты чума.

Для покрытия чума ненцы используют покрышки (нюки), которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние (мюйко) покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние (ея) покрывают мехом наружу. Для пошива используют около 60 шкур. Служат покрышки обычно много лет, заменяют их по мере необходимости.

Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины. Прежде всего, выбирается место с учетом времени года. Зимой чум ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых.

Устанавливают чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Потом на место постелей расстилают циновки из трав и прутьев. Затем устанавливаются шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (сымзы) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – ноки. Таким образом, чум ставится за 30 – 40 минут.

Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест (есенабць). К основанию чума подгребают снег, а летом – землю, чтобы в чум снизу не проникал ветер. Края покрышек должны заходить один за другой. Край одной из внешних покрышек образует вход в чум. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину.

В летний период ненцы на покрытие чума использовали старые оленьи шкуры или берестяные покрышки. Современные ненцы летом проживают в чумах покрытых брезентом или другими прочными фабричными тканями.

Кроме очага, ещё очень значимыми элементами являются дверной вход и сымзы (центральный внутренний шест). Вход разделял две сферы: жилое и нежилое, дикое и домашнее. С этим был связан ряд поверий. Так, детям нельзя сидеть или стоять при входе: говорили, духи тебя застрелят. Умершего никогда не выносили через вход, чтобы его вынести поднимали покрытия, а в свадебном обряде вход служил преградой для жениха и его родственников: они должны были просунуть лоскут сукна через вход в чум невесты. Все эти поверья объяснялись тем, что против входа находилось место, где обитали духи.

Сымзы - часть приспособления для подвешивания котла над котлом. Место между сымзы и очагом огораживало священное место в чуме. Пространство между сымзы и очагом не разрешалось переступать женщина. Во время камлания около сымзы сидел шаман, вокруг шеста обносился его бубен.

Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду. Женщины могут находиться с любой стороны от огня, но по традиции не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев это может принести зло мужчине и его вещам.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

познакомить детей с культурой и бытом народом ханты, особенностями хантыйского костюма, его орнаментом, расширить представление о родном крае, продолжать знакомить с малой родиной, в котором живут дети, приобщить дошкольников к глубинному наследию югорских народов с целью реализации в дальнейшем преемственности поколений; воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям; формировать нравственные основы личности.

Материал: магнитофон с аудио записью песни “Звездочка моя ясная” в исполнении Б.Моисеева, ноутбук (для презентации), атрибуты для подвижных игр, бумажный чум, иллюстрации одежды, обуви, утвари, тайги, традиционная детская одежда: сак, кумыш, платье, пояс.

На прогулке: обратить внимание на красоту нашей северной природы.

Поход в этнографический музей, расположенный в НГДУ “НСН”.

Группа оформлена в стиле хантыйских узоров.

Сюрпризный момент: Вбегает Незнайка и кричит:

– Помогите там на улице какие-то странные девочки

Воспитатель: Где они покажи нам их.

Незнайка завет странных девочек.

Входят девочки из другой группы переодетые в хантыек и исполняют хантыйский танец.(под песню “Звездочка моя ясная” в исполнении Б.Моисеева).

После танца девочки уходят.

Дорогой ты наш Незнайка эти странные девочки это ханты, коренные жители Югорской земли на которой мы живем. Садись вместе с детьми я сейчас всем вам покажу и расскажу про них, про их одежду, и конечно же про их праздники.

Живут ханты глубоко в тайге в стойбищах. Традиционный дом ханты – это чум– летнее и зимнее жилище, меняется лишь его покрытие. Летом оно из бересты, а зимой из оленьих шкур. Установка чума издревле была женской обязанностью.

За окном гнездо зиме
Ветер с ночью вьют.
– Спой мне бабушка про жизнь свою…
– Песня, внучка, как Обь длинна.
У людей зима, а мне всё весна.
Я про первую жизнь вспоминать хочу,
Как любила я наш весёлый чум…(слайд 4)

Ездят они на оленях, правда современные ханты ездят на БУРАНАХ. Вы наверно все видите они часто ездят в нашем поселке.

Лабаз – это небольшая избушка на высоких сваях (для того чтобы не забрались дикие звери), где хранятся снасти, одежда, утварь и мясо. Лабаз и место вокруг него считается священным, там нельзя находиться и тем более что-либо брать оттуда с наступлением сумерек. В лабазах, кроме всего прочего, хранятся идолы, а идол это медведь.(слайд 5).

Ребята, а хотите узнать во что они одеваются?

Давайте с вами посмотрим в ноутбук, я для вас приготовила фотографии, на которых представлены и зимняя и летняя одежда хантов. Костюм женский (платок, сак, сумочка, кисы) (слайды 6,7). Обувь зимняя – унты (слайд 8). Сумочка (слайд 10). Вся одежда (костюм, обувь и сумки шьют ханты сами из оленьих шкур) (слайд 9).

Незнайка: Скажите мне, пожалуйста, что за странные узоры на их одежде.

Воспитатель: Потерпи Незнайка, я сейчас вам все покажу и расскажу. Но сначала послушайте:

“Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб”.

И действительно название этих узоров связаны с животными. Вот например “пасть большого коня”, крыло чайки (слайд 12 ), большие уши, оленьи рога (слайд 13).

Воспитатель: Незнайка, ты теперь понял, почему они выглядят так странно, и совсем не похожи на нас?

Незнайка: Да, я все понял.

  1. Сын Бога играет на инструменте, а женщина лымс-лымс танцует (ветер дует, деревья качаются)
  2. Волшебник на железе посреди чума сидит – угостить может. (огонь очага)
  3. Черный чум три месяца в тундре стоит, а румяный хозяин тундры за ледовым океаном кочует. (полярная ночь и солнце)
  4. С неба летит – пляшет. Всё, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадёт – плачет. (Снег)

Незнайка: Ой ребята вы такие молодцы, все загадки отгадали. А я знаю хантыйские игры. Давайте с вами мы поиграем.

1. Игра “Северные олени”

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Подготовительной работой к игре является рассматривание иллюстраций, фотографий, вспоминаем сказку Г.Х.Андерсена “Снежная королева”. На занятиях воспитатели с детьми лепят животных. Всё это способствует созданию интереса к игре об оленях, накоплению знаний об этих животных. Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Сергей предложил изобразить рога оленей, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками. Коллективно решили, что олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен. “Олени” убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют.

2. Игра “Важенка и оленята”

Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.

На полу лежат несколько обручей. В каждом из них находиться важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце группы). На слова ведущего:

– Бродит в тундре важенка, с нею оленята. Топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставленья мамины…

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Воспитатель: А какие вы знаете хантыйские праздники (день оленевода)

Воспитатель: Правильно ребята. Вы все бываете на этом замечательном празднике. А что вам на нем больше всего нравиться?

Дети: гонки на оленях.

Воспитатель: Молодцы, а скажите вам было интересно на сегодняшнем занятии? (итог занятия)

На следующем занятии мы с вами попробуем украсить платье с хантыйскими узорами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции