Что такое танцевальная чума

Летом 1518 года женщина по имени Троффеа вдруг начала танцевать. Казалось бы, занятие безобидное. Однако она не могла остановиться. Троффеа протанцевала не день и не два, а неделю. Другим повезло меньше. Они не могли остановиться месяц.

Тогда погибло около 400 горожан, которые в прямом смысле танцевали до упада. Эпидемия закончилась так же внезапно, как и началась. Врачи выдвигали разные версии случившегося. Но ни одна не объясняла всех деталей.


Танцевальная чума в Страсбурге

Эпидемия началась в Страсбурге неожиданно. На одной из узких улочек города, который в XVI веке входил в состав Священной Римской империи, вдруг появилась странная женщина. Она зажигательно танцевала. Пылкий танец продолжался шесть дней. За это время к ней присоединилось ещё около 34 человек. И все активно двигались. В целом эпидемия длилась около месяца. Танцоры менялись: падал без сил, их место занимали новые заболевшие. В общей сложности на улицы Страсбурга тогда вышло около 500 человек. Зачастую люди падали замертво от истощения. У некоторых случились инфаркты и инсульты. В пиковый период чумы в день погибало по 15 человек. Странную эпидемию зафиксировали в различных источниках: от местных хроник до записей практикующих врачей. Никто не мог пролить свет на источник жуткого заболевания.

В итоге власти решили вышибать клин клином. Было установлено, что больным необходимо дать возможность выпустить энергию. Для этого по всему городу начали открываться танцевальные площадки. В клубах появились музыканты. Город танцевал круглосуточно. Однако власти быстро поняли, что совершили ошибку. Открытие площадок и приглашение музыкантов никак не повлияло на здоровье горожан. Список пострадавших продолжал расти. Было решено прибегнуть к мерам противоположного характера. Таким образом из города исчезли все увеселения. Закрылись бордели, танцевальные и музыкальные заведения. Азартные игры тоже оказались под запретом. С танцующими людьми работали священники.

И только спустя несколько недель эпидемия начала, наконец, отступать. Те, кто остались в живых, вернули контроль над собственными телами. В конце концов жизнь в городе вернулась в привычное русло. Эпидемия больше не повторилась, хотя и вызвала острый интерес у европейских врачей. При этом биологи и медики выдвигали одни теории, а социологи и культурологи — другие. Что могло стать причинной эпидемии, напоминающей помешательство?

Отравление спорыньёй или массовый психоз?

У исследователей, которые взялись за разгадку тайны, не было сомнений — люди танцевали, а не двигались в конвульсиях. Движения их были ритмичными и не беспорядочными. Кроме того, на лицах жертв застыли гримасы отчаяния и испуга. Медики предположили, что эпидемия случилась бесконтрольного распространения спорыньи. Этот грибок, осевший на пшенице, попал в пищу. В результате острое отравление алкалоидами, которые содержатся в спорынье в большом количестве, вызвало у людей психоз. Кстати, позднее ЛСД синтезировали именно из этого паразитического гриба. Жители Страсбурга на себе испытали действие опасного токсина. У них начались галлюцинации, бред и сильные, но ритмичные конвульсии.

Перед эпидемией дела у города шли очень плохо. Сильный град и лютые заморозки уничтожили урожай. В итоге Страсбург охватил голод. В этот период была забита почти вся скотина. Даже те животные, которые исправно приносили прибыль — например, коровы и курицы. Более того, жители уничтожили и почти всех домашних питомцев. Многие честные работяги выходили на улицы просить милостыню у тех, кто ещё мог позволить себе еду. Где голод, там и острые вспышки инфекции. Обстановка, мягко говоря, гнетущая. Всё, что чувствовали жители Страсбурга на тот момент, — страх, отчаяние и тревога. Такой жуткий набор и стал причиной маниакального психоза.

Уоллер полагал, что люди вспомнили древнюю христианскую легенду. Согласно поверьям, святой Вит — христианский святой и римский мученик — даровал людям здоровье и благополучие. Для того, чтобы Вит благословил, требовалось танцевать перед его образом. Отчаявшиеся люди прибегли к последнему возможному средству. того, что плясал перед образом, в городе началась истерия. В конечном счёте психика, подточенная голодом и страданиями, не выдержала. Страсбург впал в психогенное безумие: люди сознательно входили в своего рода транс. Но выбраться из него не могли. Организм, изнурённый недостатком питательных веществ, не мог долго выдерживать нагрузки. Слабые падали замертво. Сильные просто танцевали до тех пор, пока мозг наконец не отключался. Позже профессор естествознания Эдинбургского университета Иван Крозье оценил выводы Уоллера следующим образом:

Его культурное объяснение в сочетании с представлением об условиях, в которых люди жили в то время на Рейне и Мозеле, очень убедительно и превосходит рассуждения о спорынье, которая является составом, подобным ЛСД.

Загадочная болезнь — тайный ритуал

Некоторые учёные пошли ещё дальше. Исключив версию об отравлении спорыньёй и отвергнув маниакальный психоз, исследователи обратились к социальным факторам. Социолог из австралийского Университета имени Джеймса Кука Роберт Бартоломью предположил, что танцы были намеренными. По его мнению, люди участвовали в ритуале. По всей видимости, все жертвы состояли в секте еретиков. Дикий танец — странный обряд, которого требовали обычаи и нормы, заведённые в религиозной группе. Однако критики этой теории указывают на то, что лица людей отражали ужас и отчаяние. На что Бартоломью отвечал, что это всего лишь было частью ритуала.

Вспомнить, подумать.

Страсбург старинный европейский город, один из красивейших городов Франции, с многовековой историей.
Столица европейского парламента и недавнего теракта на рождественской площади.

А что было 500 лет назад в Страсбурге?

В июле 1518 года в Страсбурге происходили странные события. Сотни горожан без всякой причины вдруг
начали танцевать и танцевали до изнеможения пока в бессознательном состоянии ни падали на землю,
может быть и на той самой площади, где в наше время полусумасшедший негодяй расстреливал в наше
время своих сограждан. а некоторые и умирали от перенапряжения.

Деталь с гравюры 1642 года Хендрика Хондиуса, основанная на рисунках Питера Бройгеля 1564 года,
изображающих страдающих танцевальной эпидемией.

Одна хроника семнадцатого века страсбургским юристом Иоганном Шиллером цитирует теперь
утраченную рукописную поэму:

Многие сотни в Страсбурге начали
танцевать и прыгать, женщины и мужчины,
на общественном рынке, на аллеях и улицах,
день и ночь; и многие из них ничего не ели,
пока, наконец, болезнь не остановила их.
Это несчастье было названо танцем Святого Вита.

E. Louis Backman, религиозных танцах в христианской церкви и в популярной медицине ,
(Лондон: Джордж Аллен и Унвин, 1952)

Другая хроника с 1636 года относится к менее счастливому концу:

В 1518 году нашей эры . среди людей произошло замечательное и страшное заболевание, которое
называлось танцем Святого Вита, в котором люди в своем безумии начали танцевать день и ночь,
пока, наконец, они не упали без сознания и не поддались смерти.

(Из астрологической хроники Страсбурга, опубликованной в 1636 году Гольдмейером )

Врач и алхимик Парацельс посетил Страсбург через восемь лет после чумы и разбирался в ее причинах.

Германская гравюра истерического танца на кладбище, ок. 17 век. Обратите внимание на
разорванную руку, размахиваемую человеком слева от круга

Деталь из копии на синей бумаге рисунка 1564 года Питера Бройгеля, изображающего страдальцев
танцевальной эпидемии, происходящих в Моленбеке в этом году

Ситуация достигла таких масштабов, что пришлось возвращаться к давним испытанным методам –
запрещать и не пущать.
Приказано было убрать все сцены, затем убрать публику, наблюдающей за танцами.
Но в раже уже тайных советников было не остановить и он пошли дальше
– запретить вообще танцевать до сентября.

Но тут уже и гражлане нормальные, не больные, возмутились. Жизнь людей сопровождалась разными событиями,
праздники, юбилеи, корпоративы и т.д., которые было принято сопровождать танцами. Например, у бюргеров
были приняты танцевальные па в так называемом басаданзе, нагруженые элем крестьяне любили попрыгать
в паре, чтобы выпустить пар.
Пришлось вводить исключения в правила.

Кроме того, совет приказал, чтобы тяжело больные отправились на трехдневную поездку в святилище
Святого Витуса, где была излечена Frau Troffea.
В дело вступили священники. Действовали старыми испытанными методами. Заболевшего хореомана помещали
под деревянным изображением святого Витуса, давали в руки маленькие кресты, а на ноги одевали
красные туфли.
Затем выполнялся ритуал - в атмосфере, заполненной благовониями и заклинаниями,
на туфли брызгали святую воду и рисовали кресты освященным маслом.
И представляете, помогло – поток заболевших стал резко сокращаться.
Но многое в этой истории осталось в тайне и неизвестности.
Вроде погибло 15 человек, но говорили, что может быть и сотни.

Деталь из 1642 гравюры Хендрика Хондиус, на основе 1564 рисунка Питера Брейгеля в танцевальной
эпидемии , происходящей в Molenbeek

Что было причиной этих вынужденных танцев ?
Вот мнение Парацельса.

Он считал, что Fra Troffea была интриганкой и пыталась обмануть своего мужа, господина Troffea.

Таким образом Парацельс считал причину болезни в умах хореоманов, а не на небесах, но следует учесть ,
что он был женоненавистником, поэтому его диагноз выглядит несколько недостоверно.

Портрет Парацельса, после Квентина Мациса, ок. 1530

Некоторые современных историки утверждают, что танцевальные эпидемии средневековой Европы были вызваны
спорами, особбый вид, , находящейся на стеблях сырой рожи, которая может вызвать подергивание и
галлюцинации - состояние, известное как Огонь святого Антония.

Однако, историк Джон Уоллер считает - споры могут вызывать судороги и галлюцинации, но также ограничивают
приток крови к конечностям. Кто-то, отравленный им, просто не мог танцевать несколько дней подряд.

Джон Уоллер объясняет танцевальную чуму своим глубоким знанием материальной, культурной и духовной
среды Страсбурга XVI века:

По словам Джон Уоллер, бедняки Страсбурга были заражены эпидемией истерических танцев. Прежде всего
надо отметить, что каждая европейская танцевальная чума между 1374 и 1518 годами происходила около
Страсбурга, вдоль западного края Священной Римской империи. Для этого складывались определенные
условия. В 1518 году череда плохих урожаев, политическая нестабильность и приход сифилиса вызвали
крайне тяжелые условия жизни. Эти страдание вылились в истерическое танцевание, потому что
граждане полагали, что это может помочь. Люди могут быть необычайно внушаемыми, и уверенности
в мстительности святого Витуса было достаточно, чтобы его старались усладить танцами.

Деталь картины, основанной на 1564 году пьесе Питера Бройгеля о танцевальной эпидемии,
происходящей в Моленбеке в этом году

Танцевальная чума – необычное явление, которое наблюдалось в разных частях Западной Европы неоднократно в период с XIV до XVII веков

30 листопада 2016 07:44

Наиболее заметный инцидент, связанный с танцевальной чумой, произошел летом 1518 года в Страсбурге, где множество людей продолжали танцевать до тех пор, пока не падали мертвыми от истощения. Depo.Закарпатье собрал интересные факты об этом невероятном явлении.


Танцы до крови.

За неделю до фестиваля Марии Магдалины 1518 года фрау Троффеа вышла из своего дома и начала танцевать. Она танцевала весь день до позднего вечера, пока не упала на землю в полном истощении. Хотя женщина и проспала несколько часов, ее мышцы дрожали во сне, будто она продолжала танцевать. Когда фрау проснулась, она снова начала свой причудливый танец.

На третий день безумных танцев ее туфли были пропитаны кровью, она находилась на стадии крайнего истощения, но никак не могла остановиться. Через несколько дней фрау Троффеа доставили в храм, чтобы исцелить от недуга. Но было слишком поздно. она умерла. Казалось бы все закончилось, но случилось непредвиденное – подобным образом танцевать начали еще 30 человек. Через месяц их было уже более 400. Люди танцевали сутками, забыв о еде и воде, до тех пор, пока не умирали.


Причины танцевальной чумы неизвестные до ныне.

Поскольку все больше и больше людей выходили на улицы в течение августа, их ноги дергались в каком-то страшном танце, пугая жителей города. Танцоры, казалось, обезумели, и зрители наперебой выдвигали разные теории, что могло быть причиной – Бог или дьявол. Сотни людей танцевали на улицах, потные и с окровавленными ногами. Считается, что ежедневно от танцевальной чумы умирало больше 10 человек. До сих пор никто не знает, что послужило причиной танцевальной чумы в Страсбурге и в других частях Западной Европы, но есть много мнений о том, что могло произойти. Может это была массовая истерия, а может и настоящая "чума", вызванная вирусом.


Врач и алхимик Парацельс.

Врач и алхимик Парацельс посетил Страсбург в 1526 году, всего через несколько лет после того, как случилась танцевальная чума. Он первым написал о фрау Троффеа и был первым, кто использовал термин "хореомания", чтобы описать танцевальную болезнь. Парацельс имел свое собственное мнение относительно причин танцевальной чумы. Оказалось, что муж фрау Троффеа ненавидел, когда она танцевала. Парацельс и некоторые жители Страсбурга считали, что она начала свой танец, чтобы просто подразнить мужчину.

Парацельс заявил, что в танцевальной болезни было три причины. Во-первых, она появлялась из мнимых причин. Во-вторых, люди, возможно, присоединялись к танцу из-за сексуальных расстройств. И, наконец, возможно, у некоторых людей были физические причины для бесконтрольного танца. В конечном счете, Парацельс считал, что несчастные жены были главной причиной танцевальной чумы.


Стресс как причина танцевальной чумы.

Одной из наиболее вероятных причин танцевальной чумы был стресс. Танцевальная чума появилась вскоре после жуткой эпидемии Черной смерти. Казалось, будто у пострадавших были непроизвольные сокращения ног, что и сегодня наблюдается у небольшой части пациентов психиатрических больниц (хотя и в меньшей степени). Стресс мог быть вызван духовной причиной, когда человек предполагал, что он должен быть наказан Богом за различные грехи. Также в то время была большая напряженность между различными классами общества. А, учитывая повсеместную бедность и голод, вполне возможно, что были группы людей, которые просто "сломались" из-за морального напряжения.


В Италии танцевальную чуму назвали тарантизмом.

Франция была не единственной страной, которая пострадала от танцевальной чумы. В Италии также были вспышки танцевальной мании, но в этой стране она называлась тарантизм. Люди верили, что спонтанный танец вызван укусами тарантулов. Укушенные якобы начинали дергаться и танцевать. Также утверждалось, что жертвы укусов стремились окунуться в холодную воду и многие из них погибли в море. Хотя укус тарантула не ядовит для человека, последний известный случай тарантизму в Италии был зафиксирован в 1959 году.

Использовались различные методы, чтобы попытаться вылечить тех, кто пострадал от танцевальной мании. Одним из наиболее распространенных методов было связывание танцующих. Жертв болезни заворачивали в ткани, подобно тому, как пеленают младенцев. По-первых, это предотвращало пострадавших от того, чтобы они танцевали до стирания ног до крови. Некоторые из жертв также утверждали, что плотное обвязывание их животов помогает избавиться от безумия. Некоторые даже просили бить их в живот для облегчения.


Темнота и голодание как лекарство от танцевальной чумы.

Парацельс рекомендовал его собственные лекарства от танцевальной чумы. Он назвал пострадавших "проститутками и негодяями" и считал, что с ними нужно было вести себя наихудшим способом. Во-первых, он настаивал на том, что пострадавших нужно запирать в темной комнате (причем, чем хуже помещение, тем лучше). Во-вторых, жертвы должны были голодать и питаться только хлебом и водой. Неизвестно, помогало это или нет, но вряд ли подобное жестокое обращение было хуже, чем экзорцизм, который практиковала церковь по отношению к жертвам танцевальной мании.


Детская танцевальная чума.

Записи показывают, что в 1237 большое количество детей были поражены танцевальной чумой в Эрфурте, Германия. Около 100 детей стали танцевать бесконтрольно на дороге из Эрфурта в Арнштадт, а потом упали от истощения. Детей нашли и вернули их родителям. Никто не знает, что вызвало эту вспышку "чумы".


Танец святого Джонса.

Танцевальная мания поразила и Германию в 1300-х годах, сразу после эпидемии Черной смерти. Мужчины и женщины выходили на улицы и конвульсивно плясали, наводя ужас на всех окружающих. Они прыгали с пеной у рта, и, казалось, были одержимы. Мания распространялась от одного человека к другому. Некоторых из жертв силой пытались накормить и их безумие проходило на короткое время. но потом возвращалось вновь. Жертвы утверждали, что во время танцевальных нападений они даже не видели, что вокруг них происходит, ничего не слышали, а были вынуждены двигаться, кричать и танцевать до полного истощения.

Танец Святого Витта часто сравнивают с танцевальной манией, но это не был настоящий танец. Хотя святой Витт был покровителем танцоров, эта пляска была болезнью, заставлявшей тела пострадавших дергаться или трястись. Сегодня это заболевание известно, как хорея и его пытаются лечить. Раньше же больных доставляли к часовне святого Витта в надежде, что они исцелятся. Того, кто отказывался посетить часовню, отлучали от церкви.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Закарпатье



Слышали о Танцующей чуме? Звучит невероятно, но это случилось с жителями Страсбурга в 1518 году.

Началось все с одной женщины по имени Фрау Троффа. Она вышла на улицу в жаркий июльский день, стала танцевать в исступлении, и продолжала танцевать до ночи, не останавливаясь, пока не упала от истощения.

Даже если бы на этом всё закончилось, это все равно будет странной историей.
Однако, сумасшествие только начиналось. Фрау Троффа поднялась рано утром, вышла на улицу – туда, где вчера все началось, и продолжила. Еще более странным было то, что в течение недели другие начали присоединяться к ней в неконтролируемых танцах.


Местных власти решили, что больные могут излечиться от болезни, если предоставить им возможность танцевать круглосуточно. В городе были открыты два танцевальных зала и возведена деревянная сцена. Туда также были приглашены музыканты, чтобы заставлять пораженных чумой непрерывно танцевать. Начался полноценный танцевальный марафон.

К августу того года около 400 горожан стали жертвами этой танцевальной чумы. Это были не все забава и игры. Люди продолжали танцевать изо дня в день, несмотря на кровавые ноги. Многие танцоры рухнули от чистого истощения. Некоторые даже умерли от инсультов и сердечных приступов.


Танцевальная чума не закончилась до сентября.
Власти тогда запретили любые увеселения в городе, включая азартные игры, проституцию, музыку и танцы.
А танцоров, наконец, загрузили в телеги и провезли в храм. Над пораженными были проведены различные религиозные обряды. Через несколько недель эпидемия пошла на убыль. Большинству пораженных удалось восстановить контроль над своими телами


Так что могло заставить людей буквально танцевать себя до смерти? Никто не знает наверняка, но существует несколько возможных объяснений.
Например, пищевое отравление психоактивными продуктами спорыньи, поражающей различные злаки.
Другая теория - массовая психогенная болезнь (MPI) - это тип массовой истерии, которая может быть вызвана экстремальными уровнями психических трудностей. Сегодня это остается наилучшим объяснением того, что произошло в 1518 году.


Иллюстрация Мишель Уотерс

Видимо, средневековая Франция была настолько мучительно скучной, что даже ее духовенство начало проникаться массовой истерией)).

В XV веке французская монахиня вдруг начала мяукать, как кошка, вскоре и другие монахини в монастыре тоже мяукали.
В конце концов замяукали все монахини, оставляя окружающее сообщество изумленным. Эпидемия продолжалась до тех пор, пока полиция не пригрозила штурмом монастыря и кнутом для монахинь.
Тогда люди перестали считать себя кошками.


Эпидемия смеха Танзании, 1962



Он пришел из космоса, 2007


И последнее о коллективной массовой истерии: я оставлю вам этот самый классический случай



Страницы

Атипичная пневмония, птичий грипп, свиной грипп… Это краткий хит-парад глобальных угроз человечеству по версии Всемирной Организации Здравоохранения. Что объединяет все эти заболевания? Их виртуальная природа и отсутствие фантазии "первооткрывателей". То ли дело раньше — и заболевания реальные и названия интереснее. Например, Танцевальная чума, Эпидемия смеха.. или боязнь побега гениталий…

В июле 1518 года в Страсбурге во Франции женщина по имени фрау Троффеа вышла на улицу и принялась выделывать танцевальные па, что продолжалась несколько дней. К концу первой недели к ней присоединились 34 местных жителя. Затем толпа танцующих разрослась до 400 участников, сообщает телеканал Discovery о достоверно зафиксированном историческом эпизоде, который получил название "танцевальная чума" или "эпидемия 1518 года".

Тогда власти посчитали, что излечить танцоров-мучеников можно только продолжением танца, однако к концу лета среди танцующих десятки погибли от сердечных приступов, инсультов и просто от истощения.


После многих неудачных попыток вскрыть подоплеку этого необычного явления лишь сейчас историку Джону Уоллеру, профессору Мичиганского университета и автору книги "Время танцевать, время умирать: экстраординарная история танцевальной чумы 1518 года", удалось разгадать столь долго занимавшую умы ученых загадку. Статью на эту тему публикует журнал Endeavour.

Эти люди, пишет Уоллер, "не просто тряслись, содрогались или бились в конвульсиях, как если бы впали в транс, их ноги и руки двигались так, как если бы они целенаправленно выполняли танцевальные движения".

Юджин Бэкмэн, автор книги "Религиозные танцы в христианской церкви и в популярной медицине" еще в 1952 году обратил внимание на биологические или химические причины подобной танцевальной мании. Он, как и другие эксперты, полагал, что в подоплеке подобных массовых явлений лежали попавшие с хлебом споры плесени, образующейся в стогах влажной ржи.

Да, соглашается Уоллер, подобная плесень может вызвать жуткие конвульсии и галлюцинации, но "никак не скоординированные движения, которые могут продолжаться в течение многих дней".


Кроме того, настаивает исследователь, совершенно отсутствуют свидетельства того, что танцующие хотели плясать. Более того, они испытывали отчаяние и страх.

"Эпидемии плясок", между тем, предшествовали некоторые не совсем обычные явления — страну терзал голод, вызванный серией холодных зим и засушливых жарких летних сезонов, заморозки, сильнейший град.

Все это происходило накануне маниакальных танцев. Множество людей умерли от голода. Те, кто выжил, были вынуждены убивать своих домашних животных, затем залезать в долги и, как результат, оказывались на улице попрошайничая.


Регион поразили также такие болезни, как оспа, сифилис, проказа и новая напасть, прозванная "английский пот".

В итоге, указывает Уоллер, весь регион охватили страх и тревога.

Одним из подобных страхов, берущих начало в религиозной легенде, было то, что если тот или иной человек вызовет проклятие святого Вита, сицилийского мученика начала IV века, канонизированного церковью, он сможет ниспослать на людей напасть в виде ничем необъяснимых приступов танца — "пляски святого Вита".

Уоллер считает, что именно феномен, известный как "массовое психогеническое заболевание", своего рода форма массовой истерии, которому обычно предшествуют невыносимые уровни психологического стресса, вызывают подобные "танцевальные эпидемии".

Жертвы, поясняет ученый, часто впадают в состояние непроизвольного транса, которое подогревается психологическим стрессом и ожиданием перехода в навязанное состояние: "таким образом, в группах людей, которые столкнулись с тяжелейшими социальными или экономическими неурядицами, транс может быть крайне заразителен".

В районах вокруг Страсбурга в средние века известны по меньшей мере семь вспышек "танцевальных эпидемий".

В новой истории известен случай на острове Мадагаскар, где в 1840-х годах жители, согласно медицинским хроникам, "дико отплясывали, находясь в состоянии транса, будучи убежденными, что их душами завладели злые духи".


В 1962 году наблюдалась иная вспышка психогенического заболевания — эпидемия смеха 1962 года в зоне озера Танганьика. Это происходило так: неконтролируемый смех у учениц интерната в Танзании вызвала обычная шутка. Смех продолжался и продолжался, длился днями.

Жертвы, практически все — женского пола, начали затем испытывать боль и задыхаться, теряли сознание, у них появлялась сыпь и приступы плача. И все это имело прямое отношение к истерическому смеху, доказывая старую истину, что смех может быть заразителен.

От школьниц эпидемия затем перекинулась на их родителей, а также на другие школы и окружающие населенные пункты. Прошло полтора года, прежде чем эпидемия исчерпала себя.

Бывали случаи иррационального поведения мужчин, опасающихся, что их гениталии могут быть похищены, либо фатально "уйти в тело". Подобные панические настроения отмечались в разных частях света с 300 года до н.э., особенно в Африке и Азии. Они известны под названием "коро" (koro).

Самая последняя по времени эпидемия охватила в 1967 году Сингапур, когда свыше 1 тыс. местных мужчин прибегали ко всякого рода ухищрениям — использовали подпорки, или прищепки, лишь бы защититься и не допустить утраты столь ценного органа и вообще — мужского достоинства.

Такие эпидемии, особенно уходящие глубоко в историю, считает Уоллер, имеют огромное историческое значение. Например, "танцевальная эпидемия" говорит о чрезвычайной вере людей позднего средневековья в сверхъестественные силы. Это также свидетельствует о том, к каким экстремальным проявлениям могут привести людей страх и отсутствие рационального восприятия действительности.

Как думает ученый, на свете мало что способно столь отчетливо указывать на экстраординарный потенциал человеческого мозга.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции