Что такое чум и из чего он состоит

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: лёгкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить практически в любом месте из перекрещённых жердей, покрытых ветками, корой или специально припасёнными шкурами.


Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие. Чум состоит из 40-45 (иногда из 50) шестов в зависимости от размеров чума. Два шеста, являются основными (макода' ну) они на некотором расстоянии от верхнего конца, имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка, и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке основные шесты перекрещивают несколько ниже верёвочного кольца, в которое затем продевают другие шесты чума.

Для покрытия чума ненцы используют покрышки (нюки), которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние (мюйко) покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние (ея) покрывают мехом наружу. Для пошива используют около 60 шкур. Служат покрышки обычно много лет, заменяют их по мере необходимости.

Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины. Прежде всего, выбирается место с учетом времени года. Зимой чум ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых.

Устанавливают чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Потом на место постелей расстилают циновки из трав и прутьев. Затем устанавливаются шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (сымзы) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – ноки. Таким образом, чум ставится за 30 – 40 минут.

Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест (есенабць). К основанию чума подгребают снег, а летом – землю, чтобы в чум снизу не проникал ветер. Края покрышек должны заходить один за другой. Край одной из внешних покрышек образует вход в чум. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину.

В летний период ненцы на покрытие чума использовали старые оленьи шкуры или берестяные покрышки. Современные ненцы летом проживают в чумах покрытых брезентом или другими прочными фабричными тканями.

Кроме очага, ещё очень значимыми элементами являются дверной вход и сымзы (центральный внутренний шест). Вход разделял две сферы: жилое и нежилое, дикое и домашнее. С этим был связан ряд поверий. Так, детям нельзя сидеть или стоять при входе: говорили, духи тебя застрелят. Умершего никогда не выносили через вход, чтобы его вынести поднимали покрытия, а в свадебном обряде вход служил преградой для жениха и его родственников: они должны были просунуть лоскут сукна через вход в чум невесты. Все эти поверья объяснялись тем, что против входа находилось место, где обитали духи.

Сымзы - часть приспособления для подвешивания котла над котлом. Место между сымзы и очагом огораживало священное место в чуме. Пространство между сымзы и очагом не разрешалось переступать женщина. Во время камлания около сымзы сидел шаман, вокруг шеста обносился его бубен.

Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду. Женщины могут находиться с любой стороны от огня, но по традиции не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев это может принести зло мужчине и его вещам.

Первая в России компания по производству всех видов этнического настоящего жилья: Юрты, Чумы, Аилы, Типи, Рубленые Дома



Chum Yurtalux trademark +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com


Чум — постройка, состоящая из жердей, среди которых выделяются 2-3 основных шеста. Они соединяются вверху над центром жилища. К этой вершине приставляются затем по кругу остальные жерди чума (до 60), образующие его конусообразный остов. В верхней части остова оставляют отверстие для выхода дыма.

Постройки в виде чумов имеют устойчивость к атмосферным осадкам и ветрам с разных направлений и любой силы, простоту конструкции, ми­нимальное использование дефицитного в тундре леса. Такие жилища и существовали в верхнем палеолите, как показывают раскопки археологов.

Жить в гармонии с природой на Севере это значит — выжить. На протяжении столетий в районах проживания коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока складывалась уникальная модель экологически чистых взаимоотношений с окружающей природой. Все предметы кочевого быта, как-то нарты или чум, доведены народным опытом до совершенства.


Siberian chum +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Энергоэффективность и отопление чума

Почему народы севера сооружают чум, имеющий конусообразную форму? Чум имеет наименьшую площадь поверхности чем жилища другой геометрической формы (сферической, кубической и др.). Коническая форма чума способствует наименьшей теплоотдаче через площадь поверхности, соприкасающейся с атмосферой.

Современная печь с дымоходом позволяет ликвидировать дым в чуме, превратить его в комфортное жилье в непростых природных условиях. Металлическая печь при потухшем огне долго отдает свое тепло внутрь помещения чума. Дрова для печи заготавливают заранее, заносят в чум и складывают у выхода. Сухие дрова, стружка и лучина позволяет утром быстро согреть жилище, вскипятить чай.


Chum from Yurtalux +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Ветроустойчивость и выбор места

Зимние чумы жители тундростепи стараются ставить в укрытых от ветра местах. Хорошее место — где рядом есть река для ловли рыбы, где под снегом много мха-ягеля: олени будут сыты и далеко от чума не уйдут, и где растут деревья и кустарники — топливо для очага. Летом чум ставится на открытом высоком месте, рядом с водоемом.

В конструкции чума нет мелочей. Взять хотя бы его внешний облик. Коническая форма хорошо приспособлена к особенностям ландшафта открытой тундры. Она придает чуму исключительную устойчивость при метелях и сильных ветрах. С крутой поверхности легко скатывается снег. Воздушные же потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру. Потому чум при сильных порывах ветра никогда не перевернется и не рассыплется. Он настолько устойчив, что нет надобности даже прижимать камнями края покрышки. Правильно поставленному чуму не страшны северные бураны, даже такие, что легко переворачивают грузовики и автобусы, опрокидывают опоры высоковольтных линий.


Production of tent poles +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com


Structure of the chum +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Устройство чума

Главное при возведении чума — определить центр жилища. Центр жилища там — где очаг. Перед установкой чума летом снимается слой почвы, мох. Зимой снег расчищается до земли или утрамбовывается. Вокруг очага укладывают покрытие пола. Им могут быть и доски, и циновки, и еловые ветви. Всё зависит от того, насколько долго хозяева намерены здесь жить. Основой стен чума являются три шеста. Их расставляют как треножник и связывают верёвкой. Остальные шесты равномерно раскладываются сверху и крепко обвязывают веревкой. При установке чума шесты немного втыкают в землю или снег. Последним устанавливается шест с привязанной к нему покрышкой. Покрытие чума разворачивается от двери. Дверь чума образуется свободно свисающим краем одной из верхних покрышек. Две длинные веревки, привязанные к верхним углам верхней покрышки, прикрепляются к основаниям шестов.


Siberian chum +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Порядок в традиционном чуме обеспечивается тем, что у каждого человека и каждой вещи есть определенное место. Внутри чума слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами. По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей. Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. За очагом, напротив двери, расположено место для гостей, а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом, ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и прочее. Рядом, с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты. Все предметы быта имеют свои названия, используются по назначению. Котел для приготовления пищи вешается на свой крюк, керосиновая лампа – на свой. Для сушки оленьих шкур – место у трубы дымохода, а для сушки обуви – у входа.Обязательно присутствуют и запреты. Детей строго наказывают за баловство у очага или печки. В чуме нельзя держаться за шесты – плохая примета.


Mobile home of reindeer herders +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Жилище северных оленеводов — чум является наиболее приспособленным для суровых условий. В чуме всегда тепло и уютно. В устройстве чума всё рассчитано для быстрой и легкой перевозки, защиты от негативного внешнего воздействия (холода, комаров). Жизненный уклад оленеводов регулирует тепло, порядок в жилище. Чум является уникальным и вместе с тем самым универсальным жилищем человека в условиях природы.





Ненцы - самая крупная из малочисленных народностей Севера, они занимают обширную территорию от Белого моря на западе до низовьев реки Енисей на востоке и являются коренным населением трёх автономных округов: Ненецкий автономный округ Архангельской области (центр - Нырьян-Мар), Таймырский (Долгано - Ненецкий) автономный округ красноярского края (центр - Дудинка), Ямало - Ненецкий автономный округ Тюменской области (центр - г. Салехард).

На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально приспособленная к природным условиям их обитания: занятие оленеводством, связанные с ним кочевой образ жизни и переносное жилище, средства передвижения, не разрушающих хрупкий покров тундры, одежда, достаточно тёплая и удобная, а так же общественный строй, анимистические представления и шаманство, соответствующие определённому уровню развития народа.

В Ямало-Ненецком автономном округе проживают следующие коренные национальности: ханты, ненцы, селькупы, коми - зыряне. Численность ненцев в округе 17000 человек, в Надымском районе - 2755 человек.

Общие предки ненцев проживали на юге Западной Сибири между Обью и Енисеем. Они пришли на эти земли около трёх тысячелетий назад и встретились с культурой морских охотников.

В языковом отношении ненцы принадлежат к самодийской группе народов, куда входят селькупы, энцы, нганасаны. Вместе с финно-угорскими языками самодийские языки составляют семью уральских языков. В ненецком языке различают два диалекта: тундровый и лесной. Они различаются по лексике и фонетике, и значительно, так что взаимное понимание затруднено.

Хозяйство ненцев издавна было комплексным: оленеводство, рыболовство и охота. Ведущей отраслью было и остается оленеводство. У современных ненцев оленеводство крупнотабунное , санное, с применением пастушеской собаки (лайки). Основным орудием труда оленевода является аркан (тынзян). Знание оленеводства очень велико: помимо использования оленя в качестве транспортного животного, совершенно незаменимого в условиях тундры, ненцы получают от оленей пищу (мясо, сало, кровь, костный мозг), одежду и жилище, для которого используется шкуры оленей. Олени круглый год содержатся на подножном корму. Пищей им служит зимой мох-ягель, который они выкапывают из-под снега; поздней весной, летом и осенью добавляется трава, листья кустарников и грибы.

Охота также является важной частью хозяйства. Объектами охоты издавна являлись дикий олень, песец, лисица, волк, заяц, белый медведь, различные виды морских животных, птицы (куропатки, гуси), белка, горностай.

Рыболовство всегда являлось важным источником питания ненцев, хотя ведущей отраслью хозяйства оно не было.


Наиболее распространенным типом жилища народов Сибири является чум. Для тундры коническая его форма является наиболее приемлемой, так как с довольно крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь. Благодаря этому при перекочёвках чум без очистки и разгребания снега легко может быть разобран. Он является устойчивым при метелях и ветрах. Чум – переносное жилище, и его появление связано с оленеводством и кочевым образом жизни. Ненецкий чум состоит из 25-40 березовых шестов. От числа шестов, их длины, а также от материальных возможностей хозяйства и численности семьи, зависят размеры чума. Установленный каркас чума покрывают покрышками (нюки): зимние – из шкур взрослого оленя (примерно 60 шкур), летние сшиваются из полос вываренной бересты (в современное время часто стали использовать брезент). Сборка чума не занимает много времени: около часа зимой и полчаса летом. Внутри чума в центре расположен очаг, небольшой столик, стулья. Хотя сегодня маленький, аккуратный чум с громадными постройками современной индустрии видится совсем крошечным, в веках он высоко оценен жителями тундры за его несомненные достоинства.

В целях сохранения культурных традиций коренных малочисленных народов Севера и популяризации национальных видов спорта в Надымском районе ежегодно проводятся традиционные соревнования оленеводов. Ненцы до настоящего времени, особенно в зимнее время, сохраняют свою традиционную одежду, отлично приспособленную для условий Севера. Занимается шитьем женщина. Чтобы стать искусной мастерицей, девочку с пяти лет приучали к рукоделию.

Мужская одежда – малица – глухая, без разреза, одежда, сшитая из телячьих шкур мехом внутрь. По крою напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, имеет пришитый капюшон, к рукавам наглухо пришивают рукавицы мехом наружу. По подолу малицы идет опушка – панда. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор ненцы носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов. Малицу носят с поясом – ни. Он делается из сыромятной кожи (коровьей) и украшают медными бляхами различной формы или пуговицами. К поясу крепятся нож в ножнах, точильный камень, клык медведя – оберег от злых духов. Обувь состоит из меховых чулок – чижи (шьются мехом внутрь) и кисов. Женская верхняя одежда называется ягушка. В отличие от мужской имеет разрез спереди. Полы заходят одна за другую. Застежками служат завязки из ровдуги. По талии ее перехватывают тканым из цветной шерсти поясом. Рукавицы также пришиваются к рукавам. Женская меховая одежда ненцев декоративна. Мастерицы украшают ее неповторимым орнаментом из разного меха, цветного сукна, бисера. Естественным дополнением к шубам у народов Севера являются меховые головные уборы. У ненцев они капорообразной формы, сшитые из оленьего меха в два слоя; мехом наружу и внутрь. Капор очень нарядный, отделан белым песцом, цветным сукном, ровдугой и всевозможными металлическими побрякушками. Обувь ненок подобна мужской, но с большим орнаментом.

Одежда детей во всем похожа на одежду взрослых, с той лишь разницей, что на уровне груди часто пришивают колокольчики, которые звенят при каждом движении.

Основные занятия мужчин в тундре – рыбный промысел, охота, оленеводство, изготовление нарт и лодок .Только в исключительных случаях он может взяться за работу, которую испокон веков выполняет женщина (поставить чум, сварить пищу).


Своими руками отец делает для своего новорожденного малыша люльку из лиственницы. На ней обязательно висят колокольчики, которые охраняют младенца от злых духов. Пеленками для ребенка служит оленья шкура, мягкая и гидроскопичная. Распространенным занятием мальчиков в тундре является игра в охотника. Их первое оружие – лук, созданный по образцу древнего лука со стрелой.

Женщина является хранителем семейного очага и создателем всего доброго и теплого. О ней судят по обшивке чума, одежде ее детей, мужа. Женщине приходится иногда заменять в ведении хозяйства мужчину. Объем работы, за которую она может взяться, бывает значительно больше, чем за нее делает мужчина. Женщина может быть проводником в пути, охранять оленей, ставить и проверять капканы, сети, расставлять нарты для создания аргиша, запрягать оленей и др. Женщина в чуме – труженица и, прежде всего, мать. Растить детей в кочевых условиях – нелегкое дело. Своими руками она делает игрушки для своих детей, шьет детскую одежду, по покрою точно такую, какую дети будут носить, когда вырастут. Ненецкие женщины – прекрасные мастерицы. У каждой мастерицы есть сумка для рукоделия – туца. Эта сумка полна изящества и затейлива как игрушка. Женщины всегда берегут эти сумочки, есть даже ненецкая пословица: если ты женщина – знай свою сумку.

У ненецких женщин очень обострено чувство цвета. И это понятно: праздник цвета в тундре очень короток. 8 – 9 месяцев однообразна ее белая поверхность, и лишь на миг, летом, зацветает тундра. И все эти цвета тундры в долгие зимние ночи мастерица переносит на свои изделия.

Как известно, у ненцев нет традиционных праздников, но есть дни большой радости. Это – день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи – свадьба.

День рождение человека отмечают всего один раз в жизни после того как отпадает пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения и не будет знать, как проходили его именины.

Долгожданный или редкий гость – вестник новостей, приятный собеседник и советчик. Об уважительном отношении к гостю свидетельствует то, что в честь его приезда забивают оленя. Если гость остается с ночевкой, то обязательно вечером варится суп из отборных кусков мяса.

Замечательным, радостным днем является создание новой семьи – свадьба. При создании новой семьи молодые должны жить в чуме семьи мужа или поставить свой, поэтому проживание супружеской пары в чуме родителей жены считается недостойным для мужчины.

Любая религия, в данном случае язычество – это часть культуры. Языческие традиции тесно связаны с вечными законами природы. Вся окружающая природа – небо, земля, вода и т.д. – имеет своих духов, хозяев. К ним ненцы обращаются за помощью, приносят им жертвы, кормят их и т.д. Христианизация ненецкого населения в 19 веке не внесла особого изменения в традиционные представления о мире, о человеке, о жизни в целом.

Культ неба – ежегодно приносили в жертву белого оленя. Жертвоприношение Нуму совершалось с участием шамана. Шаман – это и философ, и мыслитель, и врачеватель. Его задача – бороться с духами или откупаться жертвоприношением. Его главным ритуальным предметом считается пензер – бубен с колотушкой. Он символизирует достоинство шамана, его силу, связывает с миром духов.

Культ земли, воды, промысловых угодий – в прошлом с этими духами расплачивались человеческими жертвами. Позже от этого отказались. Ежегодно весной, перед началом лова рыбы, в воду опускались немного жира или другой еды.

Обряды, связанные с животным миром. Почитают оленя, собаку, медведя, волка; из рыб – осетра, налима; из птиц - гагара.

Своеобразен у ненцев обряд, связанный с похоронами: умершего одевают во все зимнее, теплое, лучшее, что было у него при жизни. Кроме того, в гроб кладут его остальные вещи. У ненцев существовало 2 способа захоронения: в деревянном ящике на поверхности земли и просто в земле (летом). Могила и гроб делались очень тесными, чтобы больше никто поместиться не мог.

У ненцев обычный календарный год состоит из двух частей: зимы и лета. Жизнь человека – из дня и ночи. Днем человек действует, днем господствуют духи жизни, ночью – духи смерти. Нарты и чум живых людей обращены на восток, умерших – на запад. Болезни проникают к человеку ночью. Смерть наступает из-за ухода души, человек живет, пока душа владеет телом. Конец жизни и ее возрождение неотвратимо, как восход солнца и закат солнца, как день и ночь. Ненцы не сооружают грандиозных храмов, не усложняют религиозные обряды пышными и торжественными службами. Их верование исходит из представлений человека о самом себе, в их легендах люди становятся богами, а боги - людьми.

Жизнь в условиях Севера выработала и воспитала в ненцах такие качества, как осторожность, замедленность действий, наблюдательность, умение принимать тщательно обдуманное решение. Забота об олене закрепила у ненцев многие привычки бережного отношения к природе. Мы никогда не увидим в тундре человека, который бы нарвал яркий, разноцветный букет полевых цветов или же собрал неспелую ягоду. Это вовсе не значит, что у ненцев не развито чувство прекрасного. Все это говорит только о чутком отношении северянина к природе и боязни разрушить ее красоту.

Информация предоставлена филиалом МУК "Музей истории и археологии г. Надыма" - "Дом природы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции