Аппликация чум в подготовительной группе


- Продолжить знакомство детей с образом жизни людей Крайнего Севера;

- Инициировать поиск изобразительных средств для создания несложного сюжета в аппликации из бумаги;

-Поддерживать творческое применение разных техник аппликации (симметричная, накладная);

-Развивать чувство формы и композиции.

Интеграция разных видов деятельности деятельности:

Беседа о жизни людей на Крайнем Севере. Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера.

Материалы: цветная бумага, лист ватмана, ножницы,клей, салфетки, карандаши, иллюстрации для знакомства детей с жизнью людей на крайнем Севере.

Примечание: на занятии по окружающему миру " Жизнь на Севере " дети узнали о том, как живут жители Крайнего Севера (много или мало жителей, кочевой образ жизни, традиционное жилище - чум (яранга, одежда из меха животных украшена бисером или кусочками кожи).

Воспитатель: Ребята,послушайте я вам прочитаю стихотворение:

Здесь круглый год метет пурга,

Куда ни глянь, одни снега.

Не всякий выживает тут,

Без теплой шубы холод лют.

И даже летом и весной

Покров не тает ледяной.

- О каком месте на Земле говорится?

Ответ детей: Крайнем Севере.

Воспитатель: Ребята, мы уже на занятии по окружающему миру узнали с вами о жизни и обычаях народов Крайнего Севера. Давайте вспомним.

-Расскажите какие народы живут на Севере?

Воспитатель: В каких жилищах живут люди на Севере?

Воспитатель: Правильно, в чумах или ярангах.

Связали шест с другим шестом,

И вот готов ненецкий дом.

Мы чумом этот дом зовем,

Зимой суровой, хмурой.

-Почему у них такие дома?

Воспитатель: Жители Севера на одном месте долго не живут, они часто переезжают на своих оленях с места на место, поэтому жилища возят с собой. Дома сделаны из шкуры оленя и выглядят как пирамиды (конусы).

Воспитатель наглядно изображает способ изготовления чума из карандашей и теплой ткани.

- Кто живет рядом с человеком?

Ответ детей: олени.

Воспитатель: олень - главное домашнее животное жителей Севера.Он дает им все необходимое для жизни: мех, мясо, жир. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают перевозить людям тяжелые грузы.

-Из чего люди шьют себе одежду?

Воспитатель: на Севере очень холодно, поэтому люди ходят в теплой одежде из оленьих шкур и меха.

Давайте немного передохнем и изобразим медведя.

Топай,мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

Воспитатель: Ребята теперь давайте изобразим с вами, как живут люди на Кранем Севере. Придумайте, как вырезать человечков и украсить их одежду и жилище.

Самостоятельная деятельность детей:

Из сложенного вдвойне квадрата коричневого цвета размером 4 X 4 см вырезаем одежду. Из белого и коричневого квадратов вырезаем круги диаметром 1 и 1,5 см. Из бумаги серого цвета вырезаем унты и варежки.


Из прямоугольника коричневого цвета размером 8 X 10 вырезаем треугольник - чум, делим его пополам. Украшаем одежду и чум вырезанными из цветной бумаги геометрическими фигурами или полосками. Затем подходим к листу ватмана, начинаем приклеивать чум и собирать человечка (туловище, голова с шапкой, унты и варежки).

Работа готова!

Воспитатель: ребята, расскажите, что мы с вами сегодня делали? Посмотрите, какая замечательная композиция у нас получилась!

Дети рассматривают работу и слушают песню " Увезу тебя я в тундру". Музыка М. Фрадкина, слова М. Пляцковского.


НОД ООХЭР по этикету для подготовительной группы

Цель: продолжать учить выполнять сюжетную аппликацию, располагать декоративные элементы в определенных частях силуэта; учить подбирать холодные или теплые тона для композиции.

- расширять знания детей о посуде;

- учить описывать предметы посуды, опираясь на характерные признаки;

- развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации – обрывание бумаги.

- развивать у детей чувство композиции, цвета, учить располагать элементы узора на поверхности предмета;

- продолжать формировать умение детей работать с трафаретом, вырезать из цветной бумаги, закреплять навыки вырезания ;

- воспитывать эстетические чувства радости, любви к прекрасному ;

-приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование: картина чайного сервиза, цветная бумага, белый картон А 4, клей ПВА, кисть для клея, простой карандаш, шаблоны с чайником, чашками, блюдцами.

Воспитатель читает стихотворение (С. А. Васильевой)

Сметану и сосиски

Ест Мурочка из миски

Без вилки и без ложки-

На то она и кошка.

Не нужно ей посуду

К обеду доставать,

Тарелки мыть не будет

И стол сервировать.

Но мы с тобой не кошки,

Сырое не едим мы,

В кастрюле нам картошку

И пьем мы чай из чашки,

Едим мы ложкой кашку,

Перед детьми на фланелеграфе вывешены картинки с изображением посуды (чайник, чашка, сахарница, тарелка и т. д.)

Воспитатель: дети, кто догадался, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? (ответы детей)

-Назовите одним словом предметы, которые изображены на картинках. (это посуда)

-назовите как можно больше различных предметов посуды. (дети перечисляют предметы посуды)

Воспитатель: ребята, посуда которой мы с вами пользуемся, называется фарфоровая, потому что сделана она из фарфора, она очень хрупкая поэтому обращаться с ней нужно очень аккуратно, а еще есть посуда, сделанная из глины, как она называется (глиняная).

Есть также чайный сервиз и кофейный сервиз. (найди сходство и отличия)

Воспитатель: ребята сейчас я загадаю вам загадки

Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. Ложка

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пригласит чайку напиться. (Чайник)

Воспитатель: Правильно, это чайник.

Молодцы. Все эти предметы для чего нужны? (для чаепития).

Как можно их назвать одним словом? (посуда)

Назовите части, которые есть у чайника. А теперь назовите части чашки, кастрюли, вилки, ложки. Сравните внешний вид чайника и кастрюли, чем они отличаются? Теперь сравните чашку и стакан. А теперь давайте с вами немножко поиграем

РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ

Я – чайник ворчун, хлопотун, сумасброд.

(Шагаем на месте)

Я всем напоказ выставляю живот.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

Я чай кипячу, клокочу и кричу,

(хлопаем в ладоши)

Эй, люди, я с вами чай пить хочу!

(Прыжки на месте)

— Следующая загадка на внимание.

На подносе стоят предметы чайной посуды, но одного не хватает. Какого? (Чашки)

А давайте, ребята, попытаемся сделать свой чайный сервиз?

Трафареты чайника, чашки и блюдца перевести с помощью карандаша на белый лист бумаги, подобрать цвета для украшения посуды (сервиза)наклеить их на силуэты посуды, заполняя все промежутки.

Воспитатель обращает внимание детей на стилевое сходство. Очень хорошо видно, что предметы из одного сервиза похожи. Прежде всего, у них одна и та же форма (округлая или угловатая, вытянутая в длину, кверху и т.д.). Далее: единые детали - ручки, крышки. И, наконец, рисунок: на всех предметах он или совершенно одинаковый или на одну и ту же тему.

Воспитатель: Вы наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

медвежата в чаще жили

головой своей крутили

вот так, вот так, (круговые движения головой)

головой своей крутили

медвежата мед искали

дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать

вот так, вот так, наклоны вправо и влево)

дружно дерево качали

а потом они ходили (ходьба по медвежьи)

и из речки воду пили

вот так, вот так,

и из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

а потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

вот так, вот так,

лапы выше поднимали

Воспитатель: - Молодцы, ребятки! Вы были сегодня очень старательными, и аккуратными. У нас с вами получился настоящий чайный сервиз. Поместим на наши работы выставку!

Сервировка стола, этикет.

— Вы уже много знаете о чае, чайных церемониях, и я предлагаю всем вместе рассказать, как накрыть стол к чаю. Обязательным атрибутом праздничного стола является белая скатерть. В центр стола ставим самовар, бумажные салфетки, сахарницу, заварник, угощение, лимон. Перед сидящим ставим чашку с блюдцем,

Чайную ложечку кладём справа, выпуклой стороной вниз. Тканевую салфетку кладём слева от блюдца с чашкой

Сейчас я познакомлю вас с основными правилами поведения за столом во время чаепития.

1) Получив чашку чая, помните, что сахар берут из сахарницы общей ложкой. Не забудьте вернуть ложку в сахарницу, не опуская её в свою чашку.

2) Размешав сахар своей ложкой, выньте её и положите на блюдце.

3) Для лимона кладётся специальная вилочка.

4) Печенье, пирожки, конфеты берут из вазы или блюдца рукой.

5) Торт кладут на тарелку специальной лопаткой, есть нужно десертной вилкой или ложкой.

6) За столом не следует делать замечания другим.

7) Всё время, пока гости сидят за столом, хозяева должны быть приветливыми, следить, чтобы у гостей было всё необходимое.

8) После чаепития губы промокните бумажной салфеткой, тканевую салфетку с колен положите на стол рядом со своим местом.

Освоение техники вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон для получения объемной аппликации;

Развивать зрительный контроль действия рук, давать возможность каждому из детей проявлять самостоятельность в выборе способов украшения работы, развивать творческие способности; воспитывать доброжелательные отношения к окружающим; учить детей создавать объёмную аппликацию игрушки из частей, правильно передавая их относительную величину. Закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на листе бумаги.

Ножницы, подставка для ножниц, кисточка, розетка с клейстером, салфетка, подставка для кисти, коробка для обрезков, поднос деталями для игрушки, клеенка, жёлтый картон размером альбомный лист, образец, природный материал (семечки арбуза, дыни), пуговицы.

Лепка мишутки, игры с куклами в игровом уголке.

Ход занятия:

Ребята, к нам в группу пришло письмо, а от кого оно вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он весел и незлобен
Этот милый чудачок,
Для него прогулка – праздник.
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок .
(Винни–Пух)

Давайте, почитаем, что он пишет:

Ребята, а почему он просит сделать до зимы? (зимой медведи спят) А где они спят? (в берлоге) Молодцы, догадались.
Для того, чтобы фотографии получились хорошие, давайте внимательно её рассмотрим.
Как расположен лист бумаги вертикально или горизонтально? (вертикально)
В какой части листа находится изображение Винни-Пуха? (в середине листа)
Из каких частей тела состоит изображение Винни- Пуха? (голова, туловище, лапы верхние и нижние)
Какие детали есть на голове? (уши, нос, рот, глаза)
Какую форму имеет голова? (круглую)
Есть ли части тела такой же формы? (туловище)
На какую геометрическую форму похожи лапы? (овал), есть ли на фотографии предметы такой же формы (воздушный шарик).
На какую форму похожи уши? (полукруг)
Из какого квадрата будем вырезать туловище? почему вы так думаете? (оно большого размера) Покажите на мольберте.
Какого размера квадрат нам потребуется для головы? (поменьше)
С какой детали начнём делать фото? (с туловища)
В какой части листа будет располагаться туловище? (чуть пониже середины листа)
Где будет располагаться голова? (в верхней части туловища, на голове - уши)
Где будут расположены верхние лапы? (справа и слева туловища, а нижние лапы в нижней части туловища)
Обратите внимание, лапы у медвежонка двигаются, как нужно приклеивать детали? (приклеить кончик детали)
Теперь, когда мы рассмотрели изображение медвежонка, давайте вспомним способы вырезания деталей. (садятся за столы)

Показываю и объясняю способ вырезания круга из квадрата.

Кто подскажет, как нужно сложить прямоугольник, чтобы получилось два квадрата? (пополам), что мы можем вырезать из квадрата? (уши), как? (закруглить верхние углы)
А чтобы лапы были одного размера нужно прямоугольный лист бумаги сложить пополам и ещё раз пополам и вырезать одну деталь, получатся 4 лапы овальной формы.
Как из прямоугольника вырезать овал? (закруглить все четыре уголка).
С чего начнём работу? (вырезаем все детали, выкладываем изображение на листе и после наклеиваем)
Ребята, детали лица (нос, рот, глаза) вы найдёте на подносе.
Если останется время можно сделать травку и воздушный шар.
Теперь, когда мы всё рассмотрели, я уверена что вы сделаете замечательные фотографии. Приступайте к работе.


Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз -
Улыбайся и садись.

Вывешиваем фотографии на доске.


Вот сколько много получилось портретов и все они замечательные, все старались, я думаю что медвежонок будет рад. Что было делать трудно? Что легко? Какая фотография понравилась вам?

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Все этапы подготовки занятия по аппликации в старшей группе на тему “Одежда и обувь”

Этап подготовки к проведению занятия в старшей группе

  • нарывать мелкие кусочки для мозаичной аппликации;
  • делать заготовки из пластилина для деталей костюма;
  • вырезать ножницами (если надо, то симметрично) крупные и не очень крупные детали;
  • работать с природными материалами (в данном случае речь идёт о сухих листьях);
  • раскладывать листы бумаги с заготовками для других членов группы;
  • наливать клей в небольшие мисочки, готовить кисточки;
  • распределять дополнительные материалы для украшения бумажной одежды.

Для бумажной аппликации можно брать бумагу разной фактуры

  • стразы;
  • пайетки;
  • тесьма;
  • бусины (для удобства плоские);
  • пуговицы (или конфетти в роли пуговиц);
  • бисер;
  • фантики от конфет (для создания курток или вечерних платьев);
  • пряжа (войлок) для обуви и пр.

Классическая основа для аппликации — это картон. Кстати, в старшей группе его плотность может быть выше, то есть допускается использование толстого картона. Отдельно стоит сказать о тканевой подложке. Это довольно сложный вариант выполнения аппликации, но тем не менее возможный: дети получают тканевую основу, на которую нанесены контуры одежды. Задача карапузов состоит в том, чтобы украсить её пуговицами, стразами, тесьмой и т.д. Но крепят они эти элементы на клей. И всё же самой распространённой является аппликация, в которой предмет гардероба вырезается полностью, представляя собой 3D поделку.

Если за основу берётся бумага, то без клея не обойтись. А значит, нужны кисточки, которыми малыши будут дозировать соединительный материал. Обратите внимание, что клей в стике — также очень удобный для наклеивания — в старшей группе уступает место жидкому ПВА. С ним дети учатся работать аккуратно, а также приклеивать тонкие и мелкие детали. Обязательно нужно подготовить влажные салфетки, которыми дети смогут вытирать пальцы и излишки с основы.

От правильного настроя на работу зависит не только результат аппликации, но и настроение, с которым малыши уйдут домой. Так что воспитатель должен грамотно и точно ввести карапузов в творческую деятельность. Для этого можно использовать несколько проверенных способов.

Работа по развитию речи предполагает заучивание рифмовок. А поскольку речь идёт о занятии в старшей группе, то стихотворения в качестве мотивирующего начала аппликации — это очень удачное сочетание работы над реализацией и развивающей, и обучающей целями.

  • Бабушкины руки Это чья рубашка — Синие горошинки? Бабушка старалась, Шила для Алёшеньки! Это чей сарафан Белыми ромашками? Бабушка старалась, Шила для Наташеньки!
  • Попросила мама сына: – Зашнуруй-ка свой ботинок: Раз-два — вправо, Раз-два — влево! — Он не хочет шнуроваться, — Митя думал оправдаться. И чтоб это доказать, Узелочки стал вязать: Раз-два — справа, Раз-два — слева.
    — Вот! Мешают узелочки Мне продёргивать шнурочки!
  • Дарит бабушка-лисица Трём внучатам рукавицы. – Это вам на зиму, внуки,
    рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте, Сколько всех, пересчитайте.

Один из самых быстрых, эффективных и любимых малышами способов настроится на рабочий лад — отгадать пару загадок.

  • Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх, Думаешь, что вышел, а на самом деле зашёл. (Рубашка)
  • Если дождик, мы не тужим — Бойко шлёпаем по лужам, Будет солнышко сиять — Нам под вешалкой стоять. (Сапоги, галоши)
  • Домики для пальчиков Девочек и мальчиков. (Перчатки)
  • Черна, а не земля, Пушиста, а не снег, Греет, а не печка. (Печка)
  • Я любой девчонке Прикрою волосёнки, Прикрою и мальчишке Стрижки-коротышки. От солнца я защита — Для того и сшита. (Панама)

Если детки в группе чересчур активны, то в качестве мотивирующего начала им подойдёт спокойный вид работы, которые поможет сосредоточиться. Например, прослушивание тематических сказок с беседой по вопросам после.

Минисказка про одежду — Про Свитер и Майку
Однажды Майка попала в беду. Она так растревожилась, что чуть не заплакала. А всё потому, что она впервые попала в стиральную машину. Её крутило, вертело и подбрасывало так, что бедняжка думала, что её разорвёт на мелкие клочки.
Но рядом стирался, уже не в первый раз, старый, мудрый Свитер. Он успокоил маленькую Маечку и сказал:
— Скоро нас достанут из стиральной машины, всё будет хорошо. Хозяйка наденет тебя и будет очень тобой довольна! Потерпи!

  1. Почему расстроилась майка?
  2. Как Свитер её успокоил?
  3. Почему Свитер был мудрым и спокойным?

Сказка про то, как одежда обиделась
Жил-был мальчик Андрюша. Он очень не любил одеваться. Летом бабушке удавалось с ним справиться, потому что ничего особенного одевать на Андрюшу не приходилось, а вот с наступлением холодов начиналось трудное время.
– Не хочу, не буду, не надену… – кричал Андрюша и убегал от бабушки.
Но однажды случилось вот что.
Андрюша с бабушкой, как всегда, собирались гулять.
– Надень колготочки, – упрашивала бабуля.
– Не буду! – отпихнул бабушкины руки Андрюша.
– Почему? – расстроилась бабушка.
– Они некрасивые, – ответил Андрюша.
– А какие колготочки ты бы хотел?
– Я бы… Я бы… Я бы хотел зелёные, как листики на деревьях. Вот! – выпалил Андрюша и победоносно посмотрел на бабушку. В это мгновение колготки вдруг превратились в две тонкие ветки, покрытые густой зелёной листвой.
– Ой, что это? – удивился Андрюша.
– Колготки, как ты хотел, – ответила бабушка.
Ветки изогнулись и звонко шлёпнули вредного Андрюшу по попе.
– Ай, они дерутся, – испугался Андрюша.
– Но ты сам захотел такие!
– А какой свитер ты хочешь?
– Я хочу, чтобы он был мягкий, как птичий пух! – ответил Андрюша.
Внезапно свитер взмахнул рукавами и превратился в огромную птицу. Птица вытянула шею и постаралась ущипнуть непослушного мальчишку за коленку.
– Ай, он щиплется, – испугался Андрюша.
– Но ты сам захотел такой, – ответила бабушка. – А комбинезон ты наденешь?
– Нет. У него слишком много всяких застёжек, я не люблю засовывать руки в рукава и ноги в штанины! Я хочу, чтобы он был живой и сам на меня надевался!
Раз! И комбинезон ожил, затопал штанинами, захлопал рукавами и замахнулся на Андрюшу.
– Ай, чего это он, – испугался Андрюша.
– Но ты сам захотел такой, – ответила бабушка. – А ботиночки ты тоже не любишь?
– Нет, у них шнурки. Я не хочу их завязывать. Хочу, чтобы они сами налезали мне на ноги, и чтобы никаких шнурков не было!
В это мгновение шнурки, как две юркие змейки, выскочили из ботинок и куда-то уползли. А сами ботинки превратились в двух маленьких собачек и, свесив язычки, начали наскакивать на Андрюшу, пытаясь его укусить.
– Ай, они кусаются, – испугался Андрюша.
– Но ты сам захотел такие, – ответила бабушка. – Ну, а шапочка тебе тоже не по нраву?
– Нет, – упрямо ответил Андрюша. – Она плохая, с помпоном! А я хочу, чтобы у неё были ушки, как у медвежонка!
Тут же помпон подпрыгнул как мячик и ускакал вслед за шнурками. А шапка превратилась в ушастую медвежью голову, да как зарычит:
– Ну, что тебе ещё не нравится, вредный мальчишка. Давай одеваться. Теперь все вещи такие, как ты хотел!
– Бабушка, – заплакал Андрюша. – Я хочу, чтобы вернулись мои старые вещи. Расколдуй их, пожалуйста!
– Как же я их расколдую, если ты их такими сделал. Только ты можешь вернуть все обратно.
– Колготочки, свитер, комбинезон, ботинки, шапочка! – закричал Андрюша. – Вернитесь, пожалуйста, ко мне! Я теперь всегда буду одеваться сам и не буду спорить с бабулей!
Раз! И зелёные ветки превратились в Андрюшины синие колготочки. Два! И злая птица сложилась на стуле аккуратным свитерком. Три! И комбинезон послушно лёг рядом. Четыре! И откуда-то приползли шнурки, а собачки перестали тявкать и превратились в Андрюшины ботиночки. Пять! Пёстрым мячиком прискакал помпон, прыгнул на медвежью голову, и она опять стала Андрюшиной шапочкой!
– Ура! – обрадовался Андрюша. – Здравствуйте мои дорогие вещи! Какие вы, оказывается, замечательные. Бабуля! Давай одеваться и пошли гулять. Я обязательно должен рассказать друзьям эту волшебную историю.

Вопросы к тексту:

  1. Почему бабушке было трудно с Андрюшей?
  2. Что произошло с его вещами?
  3. Почему Андрюша захотел, чтобы его одежда вернулась к нему?
  4. Как отреагировал мальчик на то, что к нему вернулись его свитер, колготки, комбинезон, ботиночки, шапка.
Как у наших у ворот Чудо-дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А чулки да башмаки, Словно яблоки! Мама по саду пойдёт, Мама с дерева сорвёт Туфельки, сапожки. Новые калошки. Папа по саду пойдёт, Папа с дерева сорвёт Маше — гамаши, Зинке — ботинки, Нинке — чулки, А для Мурочки такие Крохотные голубые Вязаные башмачки И с помпончиками! Вот какое дерево, Чудесное дерево! Эй вы, ребятки, Голые пятки, Рваные сапожки, Драные калошки. Кому нужны сапоги, К чудо-дереву беги! Лапти созрели, Валенки поспели, Что же вы зеваете, Их не обрываете? Рвите их, убогие! Рвите, босоногие! Не придётся вам опять По морозу щеголять Дырками-заплатками, Голенькими пятками!

Беседовать с детьми нужно не только для мотивации, но и в процессе работы для обсуждения тех или иных деталей аппликации

Как уже упоминалось, беседа может быть частью работы над сказкой. Но также ответы на вопросы могут быть самостоятельным приёмом, когда в начале занятия воспитатель задаёт карапузам вопросы, на которые они отвечают либо хором, либо индивидуально. Этот приём также работает на развитие речи. Кроме того, дети учатся слушать и слышать других членов коллектива.

  • Какая бывает одежда? (женская/мужская, зимняя/летняя, тёплая/лёгкая и т.д.)
  • Назовите одежду по назначению (домашняя, спортивная, праздничная, детская и т.д.)
  • Из каких деталей шьют брюки? (две штанины и пояс)
  • Какая бывает обувь? (мужская/женская, зимняя/летняя/весенняя/осенняя, на каблуке/без каблука и т.д.)

При любом варианте мотивирующего начала без наглядных материалов не обойтись. Это могут быть и картинки, и фотографии. Если аппликация посвящена украшению одежды, например, валенок, то на фото должны быть представлены образцы подобных работ, выполненные профессиональными дизайнерами.

Это интересно. Известный на весь мир советско-российский модельер Вячеслав Зайцев начинал свою карьеру на фабрике, изготавливающей валенки. И однажды начинающий дизайнер одежды сделал целую партию разноцветных валенок. В этот момент на фабрику приехала делегация из Франции, члены которой были так впечатлены потрясающей обувью, что тут же договорились о том, что заберут радужные войлочные сапоги. Так началась международная слава Вячеслава Зайцева, без которого сейчас нельзя даже представить мировую индустрию моды.

Если предполагается создание нарядов для бумажной куклы, то должны быть картинки, на которых они одеты, а также примеры моделей готовой одежды без куколки-манекена.

Время на вводный и заключительный этапы распределяется в зависимости от того, насколько сложна аппликация, при этом минимальный хронометраж начала и окончания — 5 минут, а максимальный — 7 минут

Одним из основополагающих моментов успешной работы над аппликацией является правильное распределение времени на все этапы творческой деятельности. Занятие в старшей группе длится 30 минут, из которых

  • на введение (мотивацию) отводится 5 минут;
  • на основную часть (собственно саму аппликацию, а также физкультминутку, пальчиковую гимнастику) – 20 минут;
  • на заключительный этап (самоанализ, подведение итогов, составление выставки готовых работ) – 5 минут.

Составление плана занятия начинается с формулировки целей и задач работы над аппликацией. Предлагаем такой вариант целеполагающего компонента:

  • обучать обводить шаблон с мелкими деталями по контуру;
  • продолжать работать над развитием умения симметрично вырезать детали по нарисованным линиям и работать с клеем;
  • формировать навык создания композиции по образцу;
  • расширять знания о видах одежды, а также о национальном костюме;
  • воспитывать уважение к чужому труду.

  • учиться дополнять изображения одежды деталями (карманами, воротником и пр.);
  • активизировать словарный запас по теме (штанины, пояс, выкройка, шерсть, войлок и пр.);
  • развивать мелкую моторику, творческое воображение и слуховое восприятие;
  • воспитывать собственное видение результатов творческого процесса.

Этапы работы над аппликацией

Для этой аппликации потребуются бумажный шаблон платья и элементы декора для ткани: пайетки и тесьма.

  1. Воспитатель раздаёт малышам листы, на которых нарисован контур платья.
  2. Дети вырезают заготовку.
  3. Примеряют декоративные элементы к силуэту, отмечая длину деталей. Обратите внимание, что начинать нужно с пояса (или отделки вдоль всей длины), чтобы у малышей создавалось общее впечатление пропорции.
  4. Намазывают клеем отделку и приклеивают на основу.

Варианты украшения кокошников дети выбирают сами

Это аппликация в смешанной технике: рисованные — красками, карандашами — элементы комбинируются с коллажем.

При изготовлении аппликации национального костюма нельзя забывать о важности такого элемента как обувь

Это пример накладной аппликации на тему обуви народного костюма Татарстана. Но на этой базе можно создавать любую другую модель туфель.

Изготовление некоторых аппликаций можно сделать продолжением сказочного сюжета, например, про старуху Шапокляк из мультфильма про Гену и Чебурашку

Изготовление этой поделки может быть в рамках обсуждения мультфильма про старуху Шапокляк. Дети готовят головной убор для подобревшей старухи.

  1. Дети обводят картонный шаблон и вырезают заготовку шляпки.
  2. Располагают декоративные элементы на ней (бисер, пайетки, бусины для цветка, тканевый бантик).
  3. Приклеиваем детали.


Дети подготовительной группы уже владеют достаточными навыками и умениями, чтобы изобразить и украсить несколько фигур хоровода и самостоятельно (либо с небольшой помощью педагога) изготовить фон и дополнительный декор. Развитое воображение и фантазия позволяют дошкольникам задумать и воплотить изображение хороводов с характерными узнаваемыми деталями и разнообразными центральными фигурами. Тематика хоровода зависит от торжества или события, имеющего значительный отклик в жизни ребятишек:

    Новогодний. В новогоднем хороводе могут быть задействованы зверята, снеговики, а центром композиции станут нарядная ёлка либо фигуры Деда Мороза и Снегурочки.


Такой забавный хоровод вызовет у детей интерес не только к новогоднему празднику, но и к зимним забавам на свежем воздухе


Воспитание патриотизма и уважения к соотечественникам станет главной задачей при изготовлении такого праздничного хоровода

Какова бы ни была тематика работы, воспитателю следует помнить, что дети проявят к ней интерес и примут активное участие в её изготовлении лишь в том случае, если в дошкольном учреждении уделяется всестороннее внимание торжественному событию, оно освещено в разных видах деятельности (беседы, чтение художественной литературы, музыкальные занятия и т. д.).

Техники и материалы, используемые для изготовления аппликации

В подготовительной группе дети углубляют и совершенствуют навыки, приобретённые ранее, закрепляют умения использовать и комбинировать в аппликации различные материалы. Фигурки героев хоровода они могут изготовить как самостоятельно, так и вместе со сверстниками (в парах, подгруппах по 4–6 человек). Если ребёнок работает один, наиболее удачным вариантом будет ленточная аппликация, когда фигурки вырезают из сложенной гармошкой полоски бумаги размером 25–30 см на 10–15 см.


Каждый из вариантов этой аппликации под силу выполнить ребёнку седьмого года жизни

Взаимодействие в парах и подгруппах требует от дошкольников умения договориться, разделить объём работы. В этом им поможет педагог, но используемые техники должны быть проще. Дети могут вырезать силуэты по шаблону из целого или сложенного пополам листа, наклеить их вокруг центра, а потом сообща приступить к изготовлению и приклеиванию деталей. Их выполняют в таких техниках аппликации:

  • Накладная. Некоторые элементы вырезают и приклеивают, иногда не по всему периметру, а с одной стороны, что создаёт эффект объёма, большей реалистичности. Таким образом можно крепить рукава, головные уборы персонажей, серпантин на новогоднем фоне, ленты на весенней берёзке.
  • Прорезная. В этой технике изготавливаются элементы, привлекающие внимание и служащие украшением всей композиции, например, сарафаны и кокошники барышень, национальные костюмы. На лист сначала клеится одноцветный силуэт персонажа, после добавляют лицо (накладная техника), головной убор и одежду. Рисунки для прорезывания наносят на детали контрастного цвета простым карандашом по трафарету или шаблону, потом всё соединяют в одну композицию.
  • Коллаж. На общий фон наклеивают заранее подготовленные фрагменты: вырезки из журналов, пришедших в негодность детских книг.


В этой работе объединили две техники: прорезную и ленточную

И коллаж, и прорезная аппликация являются сложными техниками, требующими внимания и кропотливости, поэтому изготовление композиции с их использованием лучше разделить на два занятия: на первом готовят фон и наклеивают простые силуэты, на втором дополняют декоративными элементами.


Если объединить аппликацию и конструирование из бумаги, получатся оригинальные интересные работы

Поскольку целью изобразительной деятельности в подготовительной группе является изготовление произведений, имеющих художественную ценность, то и для аппликации материалы необходимо брать качественные, яркие, декоративные. Кроме обычной цветной бумаги привлекательных чистых тонов используют:

  • Фантики от конфет, обрезки обёрточной бумаги с принтом и блёстками.
  • Текстиль, то есть ленты, ситец, тюль, шифон.
  • Пайетки, промышленные наборы мелких элементов для декорирования поделок (снежинки, звёздочки, цветы). Эти элементы трудно прикрепить с помощью разрешённого в детских садах клея ПВА, поэтому лучше выбирать декор на клейкой основе.
  • Природный материал (листья, веточки сухоцветов).


Даже из такого бросового материала, как фантики от конфет, креативный педагог может придумать нарядные платья для кукол-принцесс

Тщательная подготовка фона не менее важна, чем изготовление основных элементов аппликации. В первую очередь необходимо продумать, как будет сочетаться фон с изображением на нём. Если планируется изготовление многоцветного, красочного хоровода, то фон для него следует выбрать пастельных тонов с минимумом дополнительных украшений. Если же фигурки в хороводе хотят сделать схематическими, одно-двухцветными, то уместен яркий, насыщенный фон с крупными, броскими элементами (солнце, новогодняя ель, земной шар). В любом случае не стоит перегружать работу декорированием, поскольку мы не только закрепляем навыки и умения детей, но и воспитываем у дошкольников чувство меры и художественный вкус.


Необычные, сказочные фоны получаются, если использовать технику набрызга гуашью по тёмной бумаге

В качестве фона можно использовать:

  • Обои с рисунком и однотонные.
  • Плотную ткань неброской расцветки, в неяркую клетку, полоску.
  • Бумагу с дополнительным нанесением краски набрызгом, штампами, валиком, тонированием по мокрому, оттиском с окрашенного гуашью или акварелью полиэтилена (монотипия).

В подготовку фона входит изображение второстепенных элементов (деревьев, домов, солнца, облаков и т. п.) Этому можно посвятить время во второй половине дня, отведённое на самостоятельную изобразительную деятельность. Дети принимают в подготовке непосредственное и активное участие, некоторые виды работ можно доверить им полностью, такие как тонирование по мокрой бумаге губками и акварелью, рисование карандашами, штампами, процарапывание по окрашенному гуашью картону.


Украшение фона монотипией — сложный процесс, но результат всегда радует и завораживает, создаёт настроение праздника

Мотивация дошкольников к занятию

Обычно тема праздников не оставляет детишек равнодушными, но чтобы расширить их кругозор и повысить познавательную активность, воспитателю следует использовать интересную информацию, к примеру, рассказать о традициях празднования Нового года, праздника урожая в старину, в других странах.

Кроме того, целесообразно использовать следующие приёмы:

  • Обращение к опыту детей. Подготовишки охотно вспомнят прошедшие праздники, поделятся впечатлениями от них, от изменений в природе осенью и весной, расскажут о своём участии в сборе урожая, весенних прогулках, утренниках, народных гуляниях. Такие воспоминания послужат стимулом к изобразительной деятельности.
  • Чтение литературных произведений, фольклора, беседа по их содержанию. Существует множество стихотворений, хороводных и обрядовых песен, которые будут интересны будущим школьникам, и аппликацию можно выполнить по их мотивам.


Беседы о хороводе — ещё один повод привлечь внимание детворы к замечательным традициям народа


Дошкольников можно ознакомить с картиной, на которой в хороводе участвуют и взрослые, что значительно расширит представление о старинных обрядах и забавах

Непосредственная образовательная деятельность (занятие) в подготовительной группе длится 30 минут, в середине непременно проводят физкультминутку для снятия напряжения, пальчиковую гимнастику, игру малой или средней подвижности.

Этап НОД Длительность этапа
Вступительная часть.
Организация детей, создание позитивного настроения.
До 2 минут.
Основная часть.
Сюрпризный или игровой момент.
Мотивация изобразительной деятельности.
Вступительная беседа, показ воспитателем порядка выполнения работы.
Инструктаж по технике безопасности.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Выполнение работ детьми.
До 25 минут.
Заключительная часть.
Подведение итогов педагогом, вопросы к детям.
Оценка детьми своей деятельности, настроения.
Рассматривание и обсуждение работ.
До 3 минут.

Планируя занятие, воспитатель в первую очередь определяет для себя круг программных задач, которые необходимо достигнуть. В зависимости от используемых материалов и техник эти задачи несколько отличаются, поскольку происходит закрепление и отработка разных навыков (вырезание из сложенной гармошкой бумаги, обведение и вырезание изображения по контуру, составление изображения из геометрических фигур и т. д). Но остаются и общие для всех занятий задания: развитие мелкой моторики, навыков аккуратного и экономного использования клея, закрепление умения компоновать детали изображения на плоскости листа, воспитание художественного вкуса, интереса к народным традициям, любви к родному краю, его природе.


От выбранной техники зависят не только программные задачи занятия, но и алгоритм выполнения работы, пояснение детям её этапов. Продумать инструктаж необходимо заранее, чтобы как можно проще и понятнее донести до воспитанников.

Воспитателю следует помнить, что для такой аппликации подходит лишь самая тонкая цветная бумага, иначе дети не смогут её разрезать, сложив втрое.

Силуэтная + прорезная

  1. К листу прикладываем шаблон. Если лист сложен пополам вдоль длинной стороны, то шаблон половинки фигурки прикладываем к сгибу. Обводим карандашом, вырезаем.
  2. Раскладываем силуэты на листе, создаём композицию.
  3. Приклеиваем фигурки.
  4. Вырезаем по контуру одежду, прорезаем узоры (контур наносит педагог).
  5. Приклеиваем на силуэт персонажа, разглаживаем салфеткой.
  6. Украшаем декоративными элементами.
Модульная
  1. Вырезаем заготовки аппликации. Круги, то есть головы персонажей, из квадратов, овалы (туловища и ноги) — из широких и узких прямоугольников, заокругливая углы. Треугольники (юбки) — из квадратов путём разрезания по диагонали.
  2. Полученные части раскладываем на фоне, чтобы из них получились фигурки стоящих рядом детей.
  3. Наклеиваем, удаляем остатки клея, разглаживаем.
  4. Дополняем изображение причёсками из ниток или бумаги, декоративными элементами, рисованными или на клейкой основе.

Большое значение имеет подготовительная работа, в которую входит конструирование из бумаги, экспериментирование с этим материалом, наблюдение за изготовлением аналогичных изделий воспитателем вне занятий. Её начинают ещё в средней и продолжают в старшей группе.

Детям дают возможность поиграть с бумагой, сложенной гармошкой, разворачивать и вновь складывать по готовым сгибам, отрывать полосы, рассматривать, что получится. Изготавливая новогодние гирлянды для украшения группы, воспитатель демонстрирует, что будет, если разрезать соединения на сгибах, и что получится, если этого не делать. Таким образом, приступая к работе, старшие дошкольники уже представляют её результат и могут контролировать свои действия, а не только пассивно следовать инструкции. Если в группе есть компьютер, детям предлагают посмотреть видеоинструкцию, что несомненно вызовет большой интерес.

Самоанализ и рефлексия детей на заключительном этапе занятия

Дети подготовительной группы вполне способны оценить деятельность как свою, так и товарищей, проанализировать её и сделать выводы. Чтобы побудить дошкольников к анализу, педагог задаёт им вопросы, например:

  • Что было легко сделать, что вызвало трудности?
  • Как думаешь, что нужно изменить в следующий раз, чтобы работать было легче и интереснее?
  • Какие новые материалы можно использовать, чем лучше украсить новый хоровод?
  • Справился ли ты с работой, хорошо ли потрудился, был молодцом?

Вопросы должны стимулировать креативное, творческое мышление и в то же время укреплять уверенность ребёнка в собственных силах, воспитывать уважение к товарищам, их труду. Чтобы сделать анализ занятия по-настоящему эффективным, воспитателю стоит взять на заметку несколько детских идей, высказанных в его процессе, и воплотить их в последующей художественной деятельности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции