Закономерности течения инфекционных болезней

В течении инфекционных болезней различают:

1. Инкубационный, или скрытый период;

2. Продромальный, или период предвестников;

3. Период развития болезни;

4. Период рековалесценции, или выздоровления.

Инкубационный период начинается с момента внедрения возбудителя в организм и заканчивается появлением первых признаков болезни. Вы еще совершенно здоровы, а микроб уже активно размножается в вашем организме. Продолжительность инкубационного периода различна - от нескольких часов (острые вирусные респираторные инфекции) до нескольких месяцев (например, при гепатите Б). При некоторых инфекциях длительность его строго постоянна, при других колеблется в значительных пределах. Знание инкубационного периода необходимо для определения срока карантина. Так, например, если вы общались с человеком, которого увезли в больницу с диагнозом "дизентерия", наибольшая вероятность развития этой болезни у вас первые 2-3 дня, а через 7 дней опасность полностью исчезает.

Продромальный период, или период предвестников - это появление первых признаков болезни, еще неспецифических для данной инфекции. Как правило, это высокая температура, головная боль, слабость. Такие симптомы могут возникнуть вначале гриппа, дизентерии или гепатита. Все эти совершенно различные болезни вначале могут выглядеть одинаково, что затрудняет постановку диагноза на ранних сроках. Продолжительность продромального периода обычно невелика: от нескольких часов до 2-3 дней. При некоторых инфекциях он мало заметен или отсутствует.

Период развития болезни - это тот период, когда помимо болезненных симптомов, общих для многих инфекций, появляются выраженные изменения, свойственные данной, конкретной инфекции. Например, это развитие желтухи при гепатите и изменение стула при дизентерии и т. п. Во время развития болезни обычно выделяют фазы нарастания, разгара и угасания. В фазе угасания болезненные изменения смягчаются. Продолжительность периода развития болезни при одних инфекциях строго постоянна (например, при кори), при других сильно колеблется (например, при брюшном тифе).

Период рековалесценции, или выздоровления характеризуется восстановлением нормального функционального состояния организма. При некоторых инфекциях (например, при вирусных гепатитах) выздоровление затягивается на длительные сроки.

Выделяют три звена распространения любой инфекции:

1. Источник инфекции.

2. Пути заражения.

Для того, чтобы предотвратить заражение, необходимо разорвать эту цепь, выключив любое из трех звеньев.

1. Источником инфекции является человек или животные. Заражение происходит не только от больных, но и от здоровых лиц-носителей заразных микроорганизмов. Больной становится заразным от начала заболевания (иногда и до начала заболевания- в последние дни инкубационного периода), окончание же заразного периода колеблется в широких пределах. Подробно этот вопрос мы рассмотрим при описании каждого заболевания.

Наибольшую опасность для окружающих представляют больные со стертыми и бессимптомными формами течения болезни, которые чувствуют себя достаточно хорошо и продолжают посещать общественные учреждения (для взрослых - работа, для детей - детский сад и школа).

Носительство также имеет очень большое значение в распространении инфекции, особенно при полиомиелите, скарлатине, дифтерии, менингоковой инфекции. Как правило носитель не знает о том, что представляет угрозу для окружающих, и в отличие от больных, участвующих в общественной жизни, моральной ответственностью за заражение других не несет.

2. Пути передачи.

Механизм заражения зависит, прежде всего, от местонахождения инфекции в организме, которое и определяет способ выделения микроорганизма в окружающую среду. Например, при инфекциях, вызывающих поражение кишечника, возбудители выделяются с испражнениями. При инфекциях с поражением носа, дыхательных путей - передача происходит воздушно-капельным путем. Если возбудитель находится в крови, то он передается непосредственно в кровь здорового человека через укусы комаров (малярия), вшей (сыпной тиф) и т.п. При некоторых болезнях инфекции могут передаваться несколькими путями.

а) При воздушно-капельных инфекциях возбудитель во время кашля, чихания, разговоров, при крике со слизью из зева или дыхательных путей выбрасывается в окружающую среду; слизь распыляется на мельчайшие частицы, и распространяется вокруг больного. Взвешенные в воздухе капельки слизи представляют собой аэрозоль: в результате испарения влаги поверхностные слои их уплотняются, образуются "ядрышки", что обеспечивает сохранность инфекции в воздухе, откуда она вместе с вдыхаемым воздухом попадает в зев, в дыхательные пути здорового человека.

Распространение инфекции с пылью (близкое к воздушно-капельному пути) установлено в отношении дифтерийной палочки, гемолитического стрептококка, стафилококка. Для избежания заражения необходимо проводить влажную уборку, проветривать помещение и носить хирургические маски, если вы больны (их можно сшить самим, а можно купить в аптеке).

б) Пищевой (алиментарный) путь заражения характерен для кишечных инфекций. Он наблюдается также при полиомиелите, инфекционном гепатите и др. Возбудители кишечных инфекций выделяются из организма с испражнениями и, при нарушении санитарных правил попадают на продукты, в пищу. Пищевые продукты могут быть инфицированы мухами. Опасность представляют также мыши и крысы.

Самое неприятное возникает, если инфицируются готовые блюда, например, кондитерские изделия. Суть заключается в том, что очень многие готовые блюда и продукты служат хорошей питательной средой для микроорганизмов, которые накапливаются здесь в огромных количествах и выделяют микробный яд (токсин). Доза токсина может быть очень массивной, болезнь при этом развивается тяжело, бурно, иногда даже заканчивается смертельным исходом. Огромную опасность при этом представляют не столько кишечные инфекции, сколько гнойнички, воспалившиеся ранки на руках работников пищеблоков (стафилококк).

Передача кишечных инфекций кроме того происходит через воду (дизентерия, брюшной тиф). Чтобы не заболеть, необходимо всегда мыть руки перед едой (ведь для заражения нужно съесть микроскопический кусочек испражнений, прилипший к рукам), пить кипяченую воду, правильно хранить пищу.

в) Контактный путь передачи осуществляется при непосредственном общении (например, рукопожатие). Путь передачи через вещи и предметы обычно называют косвенным.

г) Передача инфекционного начала непосредственно через кровь с "помощью" кровососущих насекомых, называется трансмиссивным.

Для большинства инфекционных болезней у детей особенно актуальны только первые 2 вида передачи болезни.

3. Восприимчивость к болезни - обязательное условие развития болезни при заражении.

Новорожденные и дети первых месяцев жизни почти невосприимчивы к таким инфекциям, как эпидемический паротит (свинка), ветряная оспа, корь, полиомиелит. Это связано с пассивным иммунитетом, приобретенным от матери. Восприимчивость, также называемая контагиозность, зависит и от свойств микроорганизма. Некоторые микроорганизмы более "зловредны", чем другие. Например, при кори из 100 здоровых, ранее не болевших корью и не привитых человек, при контакте с возбудителем заболевают все 100, при скарлатине 40, при дифтерии 20, а при менингококковой инфекции 1. Обратите внимание на то, что речь идет о людях, не имеющих иммунитета. Специфическая профилактика (прививки) резко меняют это соотношение.

Интересно, что "исходное здоровье" (неспецифическая резистентность) в отношении многих инфекций не имеет значения. Так, например, ветряной оспой, корью, коклюшем при заражении заболевают как полноценные здоровые дети, так и дети крайне ослабленные, истощенные, с гиповитаминозом и др. Более того менингококковую инфекцию особенно тяжело переносят именно крепкие, здоровые младенцы. Из этого следует, что недостаточно только хорошо кормить и ухаживать за малышом. Для того, чтобы уберечь его от болезни, необходима профилактика, о которой мы поговорим подробно при описании конкретных болезней. Разумеется, что при распространении инфекционных болезней большое значение имеют как социальные (низкий жизненный уровень, скученность населения и т.п.), так и природные факторы (климат, ландшафт). Но, поскольку мы не имеем возможности влиять на них, подробное описание этих факторов не имеет смысла.

Теория и практика эпидемиологии (epi на + demos - народ + logos - наука) явились надежным методологическим фундаментом для реализации широкомасштабных и эффективных профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, успешно осуществляемых в борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями.

Эпидемиологический подход к изучению болезней человека - осно­вополагающая идея, определившая предмет изучения, цели, организацию и методы эпидемиологических исследований. Эпидемиологические иссле­дования как специфическая познавательная деятельность - основа эпиде­миологии. Эпидемиологический метод - условное понятие, отражающее всю совокупность общенаучных и специальных приемов и методов, исполь­зуемых в эпидемиологических исследованиях.

Заболеваемость, как одно из объективных массовых явлений характеризующее здоровье населения и отражающее влияние на население неблагоприятных факторов (биологические, социальные, природные и др. факторы как причины болезни — основной предмет эпидемиологии). Заболеваемость - это статистическая величина, определяемая совокупностью объективных (причинных) и субъективных (качество выявления, диагностики и т.д.) факторов, исчисляется в показателях на 100 тысяч населения. Описание заболеваемости, выявление причин и механизма возникновения, развития и распространения болезней, разработка и оценка качества и эффективности мер по снижению заболеваемости и профилактике болезней — основные цели эпидемиологии как познавательной деятельности. В задачи эпидемиологии входят: определение медицинской и социально-экономической значимости болезни и ее места в структуре патологии населения; изучение закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам), по территории и среди различных групп населения (половых, возрастных, профессиональных, бытовых, этнических); выявление причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни; разработка рекомендаций по оптимизации профилактики и борьбы с данной болезнью; разработка прогноза изучаемой болезни. Применение эпидемиологических исследований в клинике и формирование нового направления в эпидемиологии — клинической эпидемиологии. Эпидемиологический надзор, организация и проведение мероприятий по снижению заболеваемости и профилактике болезней — основные цели практической эпидемиологии.

Типы (варианты, характерные черты) эпидемиологических иссле­дований: сплошные и выборочные, описательные и аналитические, на­блюдательные и экспериментальные, рутинные и специальные, одномо­ментные и продолжительные, ретроспективные, динамические и смешанные, полевые и клинические, ориентировочные (пробные).

Методы эпидемиологии - состоят из совокупности приемов и способов: наблюдение и эксперимент. Наблюдение - получение достоверных исходных данных базируется на эпидемиологических обследованиях очагов инфекционных болезней — это первичные материалы являются основой для составления данных цифрового характера. Помимо статистических данных широко используются лабораторные данные: бактериологические, вирусологические, биохимические исследования. Эксперимент в эпидемиологии позволяет выявить определенные черты эпидемиологического процесса или оценить качество и эффективность предлагаемых и проводимых противоэпидемических мероприятий искусственно воспроизведенного эпидемиологического процесса.

п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин.) Содержание этапа и оснащенность
1 Организация занятия 5.00 Проверка посещаемости и внешнего вида обучающегося
2 Формулировка темы и цели 7.00 Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия
3 Контроль исходного уровня знаний, умений 15.00 Тестирование, индивидуальный устный опрос, типовые задачи
4 Раскрытие учебно-целевых вопросов 18.00 Инструктаж обучающихся, проводимый преподавателем (ориентировочная основа деятельности, история болезни пациентов)
5 Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль): Курация больных; Сбор вакцинального анамнеза; Разбор курируемых больных; Выявление типичных ошибок 110.00 Работа: В палатах (боксах) с пациентами; С историями болезни; Демонстрация куратором практических навыков по сбору вакцинального анамнеза
6 Итоговый контроль знаний устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия 20.00 Тесты по теме, ситуационные задачи
7 Задание на следующее занятие. 5.00 Учебно-методические разработки следующего занятия, подготовка к тестированию, решение
ВСЕГО 180

Эпидемиологический процесс - это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний (в виде болезни или носительства), т. е. закономерности заражения человека возбудителями инфекции (инвазии) естественно обитающими в живых организмах или на объектах окружающей среды и проникающими в заражающийся организм с помощью того или иного механизма передачи, следствием чего является развитие инфекционного процесса.

Проявления эпидемиологического процесса: спорадическая заболеваемость - это единичные, несвязанные между собой случаи болезни; эпидемическая или групповая заболеваемость - это случаи болезни связанные между собой. Может протекать в виде: вспышки - случаи заболеваний, ограниченные одним учреждением (пищевая точка); эпидемии - интенсивное распространение инфекционной болезни, значительно превышающей уровень спорадической заболеваемости, и характеризуется возникновением множественных эпидемических очагов (город); пандемии это необычайно высокая степень эпидемического распространения инфекционного заболевания с охватом страны, нескольких стран, континентов.

Эпидемическая заболеваемость (эндемия) - постоянно существующая на данной территории в силу ряда природных, бытовых или социальных условий, является сложным социально-биологическим явлением. Биологическую основу составляет взаимодействие трех основных частей или звеньев: I звено - источники возбудителей инфекции; II звено - механизм передачи возбудителей инфекции; III звено - восприимчивое население.

I звено: источник возбудителей инфекции - это живой заразный организм (больные люди, животные), который является естественной средой для существования возбудителей - паразитов. Эпидемическую опасность представляют атипичные, трудно выявляемые формы болезни в различные периоды инфекционного процесса. При большинстве инфекций наибольшая опасность заражения существует в разгаре болезни. Особенностью этого периода является наличие ряда патофизиологических механизмов, способствующих интенсивному выделению возбудителей в окружающую среду: кашель, насморк, рвота, понос и др.

Бактериовыделители - практически здоровые люди, представляют особую опасность для окружающих в виду трудности их выявления. Бактерионосительство может сохраняться после перенесенной болезни – характеризуется как реконвалесцентное носительство (в зависимости от длительности бывает острое - до 3 месяцев и хроническое - от 3 месяцев до нескольких десятков лет). Наблюдается и транзиторное носительство, при котором возбудитель в организме находится очень короткий срок, не вызывая патологических изменений и иммунного ответа.

Болезни, при которых люди являются источником возбудителей инфекции, называются антропонозами. Болезни, при которых источниками возбудителей инфекции являются животные, называются зоонозами. Распространение инфекции среди животных - эпизоотический процесс, может носить характер, как спорадической заболеваемости, так и эпизоотии. Эпидемиологическую опасность для людей представляет большой круг животных: дикие - при бешенстве (волки, лисы, еноты), при туляремии (зайцы, ондатры, крысы); сельскохозяйственные - при бруцеллезе (коровы, овцы, козы); домашние - при токсоплазмозе и др. паразитозах (кошки, собаки) и т.д. Заболевания, при которых источником возбудителей инфекции являются как люди, так и животные называются антропозоонозами. Также еще выделяется группа сапронозов таких инфекционных болезней, возбудители которых являются свободноживущими в окружающей среде. Типичным представителем сопронозов является легионеллез. Естественная среда для легионелл - теплые водоемы, где легионеллы накапливаются в амебах и водорослях, затем попадают в резервуары для воды, в кондиционеры.

II звено: механизм передачи возбудителей реализует взаимодействие как популяций паразита и хозяев в пределах паразитарной системы, так и взаимодействие паразитарной системы с окружающей средой. Локализация возбудителей в организме и специфика проявлений инфекционного процесса определили наличие нескольких типов механизма передачи возбудителей от источников инфекции к восприимчивым лицам. Аэрозольный механизм передачи реализуется двумя путями: воздушно-капельным при нестойких во внешней среде микроорганизмах (вирус кори, менингококк и др.); воздушно-пылевым при устойчивых, сохраняющих жизнеспособность длительный срок возбудителях (микобактерия туберкулеза). Возбудители, выделяясь в окружающую среду при кашле, чихании, иногда разговоре и дыхании, быстро проникают в дыхательные пути лиц, окружающих источник инфекции. При этом обнаруживается "эстафетная" передача и заражение все большего числа восприимчивых людей. Фекально-оральный механизм передачи является единственным для кишечных инфекций, возбудители которых находятся в пищеварительном тракте людей. Трансмиссивный механизм передачи реализуется с помощью живых кровососущих переносчиков. Контактно-бытовой механизм передачи возможен при непосредственном соприкосновении и введении возбудителей на поверхность кожи или слизистых (венерические болезни, микозы) или посредством зараженных предметов обихода. Вертикальный механизм передачи (при внутриутробном заражении плода) осуществляется при таких болезнях, как токсоплазмозы, краснуха, ВИЧ-инфекция. Необходимо иметь в виду, что в практической работе возможны и необычные "искусственные" способы передачи, условия для которых складываются в лабораторных условиях (на производстве вирусных и бактериальных препаратов при нарушении технологического процесса, техники безопасности, авариях). Необычные пути передачи возможны при медицинских манипуляциях - парентеральные процедуры, эндоскопии (вирусный гепатит В).

III звено: восприимчивый коллектив. Восприимчивость — свойство организма отвечать инфекцией на встречу с возбудителями. Восприимчивость является обязательным условием для возникновения любого инфекционного процесса. Гетерогенность (неоднородность) людей по восприимчивости и устойчивости к различным инфекционным агентам любой природы общеизвестна и постоянно демонстрируется в виде различных реакций отдельных индивидуумов на воздействие одного и того же агента в одной и той же дозировке и при одинаковой длительности воздействия на организм. Возможен ярко выраженный полиморфизм клинических проявлений заболевания - от тяжелейших, молниеносных и смертельных до легчайших случаев, едва нарушающих общее состояние заболевшего, а также бессимптомное носительство. Состояние восприимчивости зависит от факторов, определяющих специфическую и неспецифическую резистентность.

Направления и специальности обучения

1.2. Задачи изучения дисциплины:

  • изучение общих закономерностей развития инфекционных заболеваний с акцентом на клинические патологические синдромы;
  • изучение эпидемических особенностей различных инфекционных заболеваний;
  • освоение принципов и методов клинической и лабораторной диагностики инфекционных болезней;
  • освоение принципов этиотропной и патогенетической терапии инфекционных болезней;
  • изучение правил выписки инфекционных и принципов диспансерного наблюдения за переболевшими инфекционными заболеваниями;
  • освоение принципов проведения профилактических и противоэпидемиологических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоения которых необходимо для получения базисных знаний при изучении инфекционных болезней

  • Микробиология: разделы общей микробиологии, специальной микробиологии, санитарной микробиологии, иммунологии, вакцины и сывороток.
  • Патологическая физиология: аллергия, адаптация, шок, свертывающая и антисвертывающая система крови, иммунитет и иммунопатология.
  • Патологическая анатомия: патоморфология инфекционных заболеваний.
  • Фармакология: средства этиотропной и патогенетической терапии инфекционных заболеваний.
  • Пропедевтика внутренних болезней: методика клинического обследования больного, методы лабораторных исследований.
  • Гигиена, гигиена питания, коммунальная гигиена: санитарно-гигиенические требования к условиям проживания, питания и пр.
  • Реаниматология: печеночная недостаточность, почечная недостаточность, острая дыхательная недостаточность, инфекционно-токсический и гиповолемический шок, отек и набухание головного мозга, ДВС - синдром.
  • Неврология: семиотика нервных болезней, клиническая и лабораторная диагностика менингитов и энцефалитов.
  • Дерматология: характеристика экзантем.
  • Офтальмология: поражение органа зрения при инфекционных болезнях.
  • Отоларингология: поражение ЛОР-органов при инфекционных болезнях.
  • Хирургические болезни: острая хирургическая патология органов брюшной полости, анаэробная инфекция.
  • Акушерство и гинекология: инфекционные заболевания репродуктивной сферы у женщин, внутриутробные инфекции плода.
  • Организация здравоохранения: структура медицинской службы, анализ показателей заболеваемости.
  1. Содержание дисциплины

2.1. Лекционный курс посвящен наиболее актуальным и сложным проблемам инфекционной патологии и включаем новейшие достижения отечественной и мировой науки в области этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники, диагностики, терапии и профилактики инфекционных заболеваний. Все лекции читаются по единому плану. Краткое содержание лекций изложено в конспектах.

2.2. Практические занятия проводятся согласно тематическому плану. Конечной целью обучения на кафедре является подготовка врачей, хорошо знающих клинику инфекционных заболеваний, владеющих методами их диагностики и дифференциальной диагностики, умеющих оказать неотложную помощь и назначить рациональную терапию больному с учетом его возраста и тяжести заболевания, а также освоивших специфическую профилактику, обеспечивающую дальнейшее снижение инфекционной заболеваемости населения и комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге, предупреждающий возникновение и распространение инфекционных заболеваний. На занятиях поднимаются вопросы медицинской этики и деонтологии, правовых, морально-этических и профессиональных особенностей работы врача при выявлении острого инфекционного заболевания (лечение больного на дому, показания к госпитализации, карантинные мероприятия и др.).

Изучение каждой нозологической формы острого инфекционного заболевания включает:

  • историю изучения заболевания, приоритет отечественной науки;
  • общую характеристику болезни, ее классификационное положение и место в структуре инфекционной заболеваемости населения;
  • этиология, свойства возбудителя, имеющие эпидемиологическое значение: механизм развития и проявления эпидемического процесса;
  • основные фазы патогенеза, патоморфологические изменения в различных системах;
  • клиническую систематику, особенности клинических проявлений в возрастном аспекте;
  • течение, исходы, последствия болезни, возможные осложнения: основы ранней диагностики;
  • основные и вспомогательные методы лабораторных исследований, их диагностическую ценность;
  • особенности клиники, течения и диагностики инфекционного заболевания у возраста;
  • лечение больного в домашних условиях, организация стационара на дому;
  • лечение инфекционного больного в условиях стационара;
  • показания для госпитализации, порядок ее проведения;
  • неотложную терапию на догоспитальном этапе и в стационаре;
  • катамнестическое наблюдение и диспансеризацию после инфекционного заболевания;
  • систему профилактики и противоэпидемических мероприятий по борьбе с заносом в коллектив и распространении инфекции;
  • эффективность противоэпидемических мероприятий;
  • особенности эпидемической диагностики и системы эпидемического надзора;
  • основы иммунопрофилактики, порядок и сроки проведения профилактических прививок;
  • течение поствакцинального периода;
  • этику взаимоотношений с родителями и родственниками больного;
  • задачи Российского здравоохранения в борьбе за дальнейшее снижение заболеваемости.

Перечень практических знаний и умений, приобретаемых студентами при прохождении дисциплины

В течение учебного года преподаватели проводят открытые практические занятия для всех сотрудников кафедры с оформлением методических разработок и новых методических материалов.

Учебно-воспитательная работа на кафедре направлена на формирование этических, деонтологических и общечеловеческих ценностей у студентов. В начале каждого цикла преподавателями проводится беседа по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в инфекционном стационаре, правилам общения с больными и персоналом, ознакомление с правилами внутреннего распорядка на кафедре, в отделениях больницы и поликлиниках.

Что должен сделать медицинский работник, который выявил у пациента инфекционную болезнь?

Как регистрируются инфекционные заболевания в Москве?

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКАМ ИНФОРМИРОВАТЬ ОБ ИНФЕКЦИОННЫХ (ПАРАЗИТАРНЫХ) БОЛЕЗНЯХ

Медицинские работники в случае выявления у пациента инфекционной (паразитарной) болезни, носительства возбудителей инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, а также в случае смерти от инфекционной (паразитарной) болезни, обязаны:

  • в течение 2 часов сообщить о нем по телефону;
  • затем в течение 12 часов представить экстренное извещение в учреждение, осуществляющее федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор[1].

Таким образом, в случае постановки инфекционного диагноза или подозрения на заболевание медицинский работник обязан сделать запись о выявленном случае в Журнале учета инфекционных заболеваний (форма № 060/у), которая также утверждена Приказом № 1030, и информировать об этом учреждение, осуществляющее государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В дальнейшем полученная информация систематизируется, группируется по временному, территориальному, социально-возрастному признаку, проводится анализ данных, в том числе с применением статистического инструментария.

Обратите внимание!

Выявленные закономерности в характере течения эпидемического процесса учитываются в принятии управленческих решений, направленных на снижение рисков возникновения и распространения новых случаев инфекционных заболевания среди населения.

При больших объемах поступающей информации о случаях инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения (например, среди жителей крупного мегаполиса) специалисты неизбежно сталкиваются с трудностями своевременной и корректной обработки полученных данных, сопряженных с ограничением времени и большими трудозатратами. Расскажем о том, как проводится такая работа в Москве.

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ СЛУЧАЕВ ИНФЕКЦИОННЫХ И ПАРАЗИТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В МОСКВЕ

Москва — крупнейший город Европы, численность постоянного населения приближается к 13 млн чел.

В связи с этим в Москве регистрируется высокая заболеваемость инфекционными болезнями.

Порядок регистрации в Москве случаев инфекционных заболеваний определен Приказом Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 16.03.2018 № 29.

Приказом утверждена Инструкция о порядке регистрации случаев инфекционных и паразитарных заболеваний в Москве ( далее — Инструкция).

Инструкция предназначена и обязательна к исполнению:

• для всех медицинских организаций;

• медицинских работников учреждений иного профиля, в том числе учреждений начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений социальной защиты, других учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.


Рассмотрим общие положения Инструкции.

1. Ответственным за полноту, достоверность и своевременность регистрации инфекционных заболеваний, а также оперативное сообщение о них в установленном порядке является руководитель организации, выявившей больного. Если организация крупная и имеет несколько подразделений (филиалов) — руководитель подразделения (филиала).

2. В каждой медицинской организации (филиале) приказом руководителя назначается лицо, ответственное за передачу оперативной информации о выявленных больных инфекционными заболеваниями, передачу экстренных извещений об инфекционном заболевании и ведение Журнала учета инфекционных и паразитарных заболеваний (ф. № 060/у).

Обратите внимание!

Приказом должен быть также определен сотрудник, заменяющий ответственное лицо на время его отсутствия. Приказ обновляется ежегодно, а также при смене ответственного лица.

3. В образовательных и других организациях ответственность за передачу оперативной информации о выявленных больных инфекционными заболеваниями, передачу экстренных извещений и ведение Журнала учета инфекционных и паразитарных заболеваний возлагается на медицинского работника, обслуживающего данное учреждение.

4. Журнал учета инфекционных заболеваний — основная учетная форма в организации, предназначенная для персонифицированной регистрации больных инфекционными заболеваниями и последующего контроля полноты и сроков передачи информации.

Обратите внимание!

Вести Журнал учета инфекционных заболеваний можно и в электронном виде.

Нумерация записей ведется с начала года раздельно по каждой нозологической форме. На каждое инфекционное заболевание (или носительство одного типа возбудителя) отводятся отдельные листы журнала. На массовые заболевания могут быть заведены отдельные Журналы.

Обратите внимание!

В медицинских учреждениях в Журнал должны быть внесены сведения не только о случаях заболевания, выявленных в самом учреждении, но и случаях заболевания у прикрепленного населения, выявленных в других учреждениях, в том числе в стационарах.

Все данные о больном, включая эпидемиологический анамнез и сведения о контактных, заносят в основную медицинскую документацию медицинской организации или иную медицинскую документацию, соответствующую специфике учреждения.

5. В Инструкции определен Порядок регистрации и оперативного оповещения о заболеваниях, подлежащих индивидуальной регистрации.

• инфекционного и паразитарного заболевания;

• подозрения на эти заболевания;

• носительства возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальных осложнений;

• укусов, ослюнений и оцарапываний животными;

• укусов (присасываний) клеща;

• инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее — инфекционные заболевания).

Регистрации подлежит не только случай заболевания, но и подозрение на случай инфекционного заболевания. Инструкция регламентирует в ряде случаев передачу положительных результатов лабораторных исследований, но об этом далее.

Обратите внимание!

Информация передается вне зависимости от места проживания (регистрации, прописки) больного, т. е. регистрации подлежат в том числе случаи у иногородних, иностранцев, мигрантов, лиц без определенного места жительства и др.

Мы уже говорили о том, что в Москве регистрируется высокая заболеваемость инфекционными болезнями — ежегодно около 3 млн случаев, а число случаев персонифицированного учета — порядка 1500 в день.

При наличии столь многочисленного и постоянно растущего населения и как следствие — высокой заболеваемости основным направлением совершенствования обеспечения эпидемиологического надзора в мегаполисе является широкое внедрение информационных технологий в повседневную работу врача-эпидемиолога.


Установка рабочих мест информационной системы позволила ввести ряд полезных функций для самой медицинской организации: регистрировать случаи заболевания можно в круглосуточном режиме, что позволяет соблюдать регламентные жесткие сроки передачи информации, создавать собственный реестр больных, вести статическую обработку сведений и их анализ.



Суммарному (количественному) учету подлежат только острые респираторные вирусные инфекции, кроме госпитализированных случаев и случаев с летальным исходом — для них предусмотрена персонифицированная регистрация.

Персонифицированный учет болезней ведут с помощью специально разработанной Регистрационной карты инфекционного больного.

В отличие от Экстренного извещения Регистрационная карта предусматривает более широкий набор учитываемых признаков.


Как видим, в электронной регистрационной карте есть следующие регистрационные блоки:

1. Эпидемиологический номер — идентификатор, который в обязательном порядке присваивается регистрационной карте/случаю патологического состояния;

Эпидномер состоит из 8 цифр: первые две указывают на год регистрации случая, следующие 6 — порядковый номер случая в текущем году.

2. Имя текущего пользователя, дата и время работы с картой.


3. Регистрационные данные — наименование медицинской организации, где зарегистрирован случай, даты заболевания и обращения в медицинскую организацию, фамилия и номер телефона регистратора, дата и время регистрации случая.

4. Диагноз — текущий и окончательный диагнозы, даты установления, характер течения и тяжести заболевания.


5. Информационный блок, содержащий сведения о пациенте, — паспортные данные, принадлежность к социально-возрастной, профессиональной группе, место работы или учебы больного, место жительства с указанием признака проживания.

Регистрационная карта содержит также блок ссылок на дополнительные окна, содержащие сведения о больном.

Например, при заболевании в медицинской организации, кроме даты госпитализации больного и наименования медицинской организации, регистрируются такие сведения, как диагноз при поступлении, наличие парентерального вмешательства и его суть, характер заражения, принятые меры.

В случае летального исхода учитываются данные медицинского свидетельства о смерти с подробными сведениями о результатах секции и патологоанатомических диагнозах.

Состав и объем регистрируемых данных зависит от конкретной инфекционной болезни, например:

• при регистрации острых кишечных инфекций в Карте фиксируется информация о подозрительных пищевых продуктах и месте их приобретения;

• при инфекциях, управляемых средствами специфической иммунопрофилактики, — данные прививочного анамнеза;

• при зоонозных инфекциях и укусах — сведения о животном и сырье;

• при поствакцинальном осложнении — подробные сведения о характере реакции, препарате и условиях его применения.

Таким образом, в основу перечня учитываемых показателей положена привязка оценки эпидемического процесса к конкретной группе инфекционной патологии, что определяет структуру эпидемиологического надзора.

Важно!

Все регистрируемые сведения носят официальный характер и должны быть основаны на первичной документации медицинских организаций.


1. В амбулаторно-поликлиническом учреждении.

Если больной госпитализируется с направлением от врача амбулаторно-поликлинического учреждения, случай заболевания регистрируется также сотрудниками амбулаторно-поликлинического учреждения.

2. В стационаре.

3. На вызове к больному бригадой скорой помощи.

Сведения о диагнозе, а также информация о передаче сообщения в территориальное амбулаторно-поликлиническое учреждение заносятся в Карту вызова скорой медицинской помощи (ф. № 110/у).

4. В школе или ДДУ медицинским работником.

5. В оздоровительных учреждениях, а также в студенческих, строительных и иных коллективах медицинскими работниками.

Порядок регистрации и оперативного оповещения о случаях заболевания туберкулезом, заразными кожными инфекциями, венерическими заболеваниями, инфекцией, вызванной ВИЧ, имеет ряд особенностей, так как может быть установлен только врачом-специалистом, а также при регистрации и учете данных нозологий имеются дополнительные утвержденные регистрационные формы.

Регистрация случаев (подозрения) на заболевание парентеральными вирусными гепатитами В, С, D, TTV, G (далее — ПВГ) осуществляется в описанном выше порядке, однако есть одна особенность.

  • персонала организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
  • персонала центров, отделений гемодиализа, трансплантации органов, гематологии;
  • персонала клинико-диагностических и биохимических лабораторий;
  • персонала хирургических, урологических, акушерско-гинекологических, офтальмологических, отоларингологических, анестезиологических, реаниматологических, стоматологических, инфекционных, гастроэнтерологических стационаров, отделений и кабинетов поликлиник (в том числе перевязочных, процедурных, прививочных);
  • персонала диспансеров, перинатальных центров, станций и отделений скорой помощи, центров медицины катастроф, фельдшерско-акушерских пунктов, здравпунктов;
  • персонала учреждений с круглосуточным пребыванием детей или взрослых;
  • доноров крови (ее компонентов), костного мозга, органов и тканей, спермы;
  • лиц, относящихся к группам риска (потребители инъекционных наркотиков).

Регистрация инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее — ИСМП) также имеет ряд особенностей.

Важным критерием отнесения инфекционного заболевания к ИСМП является срок его возникновения после пребывания в медицинской организации. Так, регистрация внутрибольничных гнойно-воспалительных заболеваний осуществляется в течение 30 дней после операционного вмешательства и 1 года после установления имплантата. Регистрации подлежат заболевания родильниц гнойно-воспалительными заболеваниями, связанными с родами, выявленные в период пребывания в акушерском стационаре и/или в течение 30 дней после родов. Регистрации подлежат заболевания новорожденных, выявленные в период пребывания в акушерском стационаре и/или в течение 7 дней после выписки, независимо от предполагаемого характера инфицирования (внутрибольничного, внутриутробного, интранатального). Генерализованные формы (сепсис, остеомиелит, менингит) подлежат регистрации, если заболевание выявлено в течение месяца после рождения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции