Задачи по микробиологии инфекции


Ситуационные задачи предназначены для самостоятельного изучения студентами медицинского колледжа тем:"Частная бактериология", "Частная вирусология"

Скачать:

Вложение Размер
situats_mikra.docx 23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Основы микробиологии и иммунологии.

У пациента, 55 лет, с термическим ожогом 2-3 степени, с поражением 25% площади тела, на 7 сутки, несмотря на интенсивную терапию, на фоне гранулирующей ткани усилилось количество гнойного отделяемого, имеющего зеленый цвет. В раневом отделяемом при микроскопии обнаружены грамотрицательные палочки, короткие, подвижные.

1.Назовите возможные пути заражения данной инфекцией.

2.Назовите основной метод лабораторной диагностики данной инфекции, опишите его.

3.Вырабатывает данный микроорганизм в процессе своей жизнедеятельности пигменты?

4.Какие факторы патогенности характеризуют данный микроорганизм? Какого типа токсин вырабатывает возбудитель, каков молекулярный механизм его действия?

5.Установите таксономическое положение возбудителя.

6.Какие сведения должен получить врач о возбудителе для назначения антибиотикотерапии?

26 лет мужчина с проникающим ранением в брюшную полость был доставлен в больницу. Во время операции обнаружено повреждение толстого кишечника. Было произведено ушивание раны. На 7 сутки резко повысилась температура до 40°С, и появились симптомы выраженной интоксикации. При микроскопии окрашенного по Граму содержимого абсцесса были обнаружены грамотрицательные полиморфные неспорообразующие палочки. В результате бактериоскопического исследования и клинической картины был поставлен предварительный диагноз: послеоперационный абсцесс бактероидной этиологии.

1.Какой материал надо взять, чтобы выделить чистую культуру микроорганизма? Как проводят забор и транспорт исследуемого материала?

2.Какие методы лабораторной диагностики необходимо использовать?

3.Перечислите факторы патогенности данного микроорганизма. Какова роль каждого из них в патогенезе данного заболевания?

4.Назовите источники и факторы, предрасполагающие к развитию подобной инфекции.

5.Этот возбудитель часто вызывает инфекционный процесс в ассоциации с какими микроорганизмами, почему?

6.Какие сведения о возбудителе помогут врачу-хирургу назначить рациональную антибиотикотерапию?

В городскую инфекционную больницу поступила больная К., 34 лет, с жалобами на частый стул, тенезмы, боли в животе, рвоту, температуру 37.5° С. На основании клиническою обследования был поставлен диагноз: дизентерия. Врач отправил материал от больной в бактериологическую лабораторию. Однако при исследовании материала шигеллы не были обнаружены.

1.Как нужно правильно взять материал на исследование и его транспортировать?

2.Чем можно объяснить отсутствие шигелл в исследуемом материале?

3.Перечислите методы диагностики дизентерии, укажите основной метод.

4.Сколько раз нужно провести исследование для подтверждения отрицательного результата, и каким образом?

5 Перечислите методы диагностики дизентерии и укажите основной метод.

6.Определите таксономическое положение возбудителей (сем., род, виды).

7.Перечислите факторы патогенности шигелл.

8.Объясните патогенез дизентерии.

9.Какие сведения о возбудителе необходимо знать врачу для проведения лечения заболевания?

1.Какие микроорганизмы могут быть причиной этого заболевания (указать семейства, роды)?

2.Какой материал надо направить в бактериологическую лабораторию на исследование, и с какой целью?

3. Выберите метод лабораторной диагностики и составьте схему исследования.

4.Объясните патогенез пищевой токсикоинфекции, вызванной сальмонеллами, роль энтеротоксина в патогенезе.

5.Как могло произойти инфицирование рабочих?

6.Возможно ли установить источник инфекции и как?

7.При отрицательном ответе из лаборатории, какие другие методы исследования можно применить?

В инфекционное отделение поступило несколько школьников, учащихся одного класса. У всех при поступлении состояние тяжелое, выраженный менингиальный синдром, температура 40° С. Врач заподозрил вспышку эпидемического менингита. Необходимо лабораторное подтверждение клинического диагноза.

1.Назовите возбудителя эпидемического менингита, укажите его таксономическое положение.

2.Объясните роль факторов патогенности менингококков в патогенезе заболевания.

3. Какой материал необходимо взять для исследования?

4. Выберете метод лабораторной диагностики. Укажите цель исследования.

5. Возможно ли применение методов экспресс-диагностики?

6. Какой метод экспресс-диагностики Вы выберете?

7. С учетом каких данных о возбудителе врач будет определять тактику лечения больного?

8.Охарактеризуйте биопрепарат для специфической профилактики менингококковой инфекции.

Будучи в командировке, больной А. имел случайное половое сношение с женщиной, после чего появились гнойные выделения из уретры, рези во время мочеиспускания.

1. Какое заболевание заподозрил врач у больного?

2. Какие микроорганизмы, кроме гонококка, могли быть причиной возникновения заболевания?

3.Какой исследуемый материал нужно направить в бактериологическую лабораторию, и с какой целью?

4.Какое исследование надо провести в первую очередь?

5.Приготовьте препарат из материала больного, окрасьте, проведите микроскопию. Что характерно для возбудителя гонореи в этом мазке-препарате?

6. Укажите таксонимическое положение гонококка и перечислите его патогенные свойства.

7. Установите источник и пути передач заболевания.

8. Какие препараты можно назначить больному с лечебной целью?

У больного С., возвратившегося из районов, эндемичных по чуме, внезапно началась лихорадка с ознобом, сопровождающаяся головной и мышечной болью и шатающейся походкой. В подмышечной области и в области шеи обнаружены бубоны, спаянные друг с другом и с окружающей подкожной клетчаткой, плотные, болезненные. Кожа над бубонами сглажена, синюшна. Диагноз: бубонная чума? Врач направил материал от больного на исследование.

1.Какой материал и с какой целью был направлен в лабораторию?

2.Какие методы лабораторной диагностики целесообразно провести?

3.Составьте схему выбранного метода диагностики.

4.Возможно ли применение методов экспресс-диагностики, и каких?

5.Опишите таксономическое положение возбудителя чумы и перечислите его факторы патогенности.

6.Объясните патогенез чумы. Какие клинические формы чумы Вы можете назвать?

7.К какой группе инфекций относится чума, на основании каких признаков?

8.Каким препаратом проводят специфическую профилактику чумы?

Ветфельдшер животноводческой фермы болен около месяца. Жалобы на боли в суставах, лихорадку, потливость. Врач заподозрил бруцеллез. В поселке, где живет больной и где находится районная больница, нет лаборатории для диагностики особо опасных инфекций.

1.Какой материал, и с какой целью нужно взять у больного при отсутствии лаборатории для особо опасных инфекций?

2.Какой метод лабораторной диагностики здесь уместен?

3 Возможно ли применение ускоренных методов диагностики?

4.К какой группе инфекций Вы отнесете данное заболевание и почему?

5.Укажите таксономическое положение возбудителей, опишите его биологические свойства.

6.Опишите патогенез бруцеллеза.

7.Укажите биопрепарат, применяемый для специфической профилактики бруцеллеза.

Среди отдыхающих турбазы, расположенной на берегу водохранилища, есть случаи заболевания, сопровождающиеся резким повышением температуры, желтухой, увеличением лимфоузлов. Водохранилище заполняется водой из небольших речек, на берегах которых находятся животноводческие фермы, неблагополучные по заболеванию лептоспирозом.

1.Укажите таксономическое положение возбудителя и его биологические свойства.

2.Объясните патогенез лептоспироза.

3.Какие методы лабораторной диагностики можно применить в разные сроки заболевания?

4.Назовите природные источники и пути передачи инспекции.

5.Охарактеризуйте препараты, применяемые для специфической профилактики и лечения данного заболевания.

Больной с хронической пневмонией длительно лечился антибиотиками широкого спектра действия. На слизистой оболочке ротовой полости появились участки белого налета.

1.Какова возможная причина возникновения данного заболевания?

2.Какой материал необходимо взять для направления в бактериологическую лабораторию, и с какой целью?

3.Какие микробиологические методы исследования Вы проведете?

4.Приготовьте нативный препарат и опишите микроскопическую картину.

5.К какой группе микроорганизмов относится возбудитель появившегося осложнения заболевания?

Больной госпитализирован с диагнозом дизентерия.

1). Какой метод дезинфекции будет применен, что подлежит дезинфекции в квартире больного после его госпитализации. Какие вещества и в какой концентрации будут использованы?

2). Какой метод микробиологической диагностики должен быть использован при дизентерии?

В мазке из фекалий больного обнаружены грамотрицательные изогнутые палочки.

1). Как можно проверить подвижность этих бактерий?

2). На какие питательные среды следует сделать посев этого материала и как провести идентификацию возбудителя?

В лабораторию поступил материал из зева больного с подозрением на дифтерию.

1). Какие методы окраски следует использовать для обнаружения возбудителя болезни?

2). Каковы морфологические особенности возбудителя дифтерии?

В бактериологическую лабораторию с подозрением на коклюш доставлена слизь из зева от больного ребенка в возрасте 1 года.

1). Как правильно сделать забор материала и на какие питательные среды посеять?

2).Какой метод серологической диагностики можно дополнительно применить?

Из крови больного в лаборатории выделена культура стафилококка.

1).Как определить ее вирулентность, в каких единицах она может быть измерена?

2).Какие тесты следует использовать для определения ферментов и токсигенности культуры?

В вирусологической лаборатории от больного гриппом на курином эмбрионе получен вирус, дающий реакцию гемагглютинации.

1).На основании какой серологической реакции можно провести идентификацию вируса гриппа?

В СПИД – центр поступил больной с подозрением на ВИЧ – инфекцию.

1).Как можно провести вирусологическую лабораторную диагностику?

2).Какая часть иммунной системы особенно страдает при этом заболевании?

В лабораторию поступили для исследования 2 пробы крови от больного с подозрением на грипп. Одна кровь взята на 7 день болезни, вторая – на 17 день. 1).Какие серологические реакции можно поставить для диагностики заболевания и почему берутся парные пробы крови?

В вирусологическую лабораторию поступил смыв из носоглотки больного (3 день болезни) с подозрением на респираторную вирусную инфекцию.

1).Как можно обнаружить наличие вируса?

2).Какие биологические объекты возможно применить для накопления вируса и как следует провести выявление (индикацию) вирусов?

Человек с рваными ранами в области руки и головы, укушенный собакой, поступил в больницу.

1).Какие меры, кроме оперативного вмешательства, следует принять для предупреждения бешенства?

2).Кто впервые получил и применил вакцину против бешенства?

Беременная женщина перенесла краснуху на третьем месяце беременности.

1).Каким вирусологическим методом можно подтвердить диагноз заболевания? 2).Какие осложнения могут возникнуть у плода в результате перенесенной краснухи? Что такое эмбрио и фетопатии?

В офтальмологическое отделение поступил больной ребенок с симптомами тяжелого кератоконъюктивита. В анамнезе: ребенок посещает группу детского сада, где зарегистрирована вспышка ОРВИ.
1) Какой материал необходимо направить в вирусологическую лабораторию?
2) Как провести вирусологическое исследование и идентификацию вируса?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Дифференцированный зачет". В содержании представлены разноуровневые задания для проведения конкурса. Конку.

Занятие1Микробиологическая лаборатория, её устройство.Морфология микроорганизмов --------------------------------------------------------3 - 8Занятие2Экология микроорганизмов -------------------.

Рабочая программа соответствует образовательным стандартам третьего поколения. Используется для обучения студентов на ФО и МСО.

Данный паспорт фонда оценочных средств (составлен согласно требованиям образовательных стандартов третьего поколения) окажет существенную помощь в подготовке, организации, проведении теоретических и п.

Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.

Приводится небольшой раздел, содержащий ситуационные задачи. с ответами по частной бактериологии.

1. Вирус иммунодефицита человека, имея на своей поверхности антигены gp 41 i gp 120, взаимодействует с клетками-мишенями организма. Выберите среди перечисленных антигены лимфоцитов человека, с которыми комплементарно связывается gp 120 вируса.

2. У больного с клиническими признаками иммунодефицита проведено иммунологическое исследование. Выявлено значительное снижение количества клеток, которые образуют розетки с эритроцитами барана. Какой вывод следует сделать на основании данных анализа?

A. Снижение уровня В-лимфоцитов

B. Снижение уровня Т-лимфоцитов

C. Снижение уровня натуральных киллеров (NK-клетки)

D. Снижение уровня системы комплемента

E. Недостаток клеток эффекторов гуморального иммунитета

3.При исследовании сыворотки крови у пациента с признаками иммунодефицита выявлены антитела к белкам gP 120 и

gP41. Какую инфекцию у больного подтверждает этот результат?

A. НВV - инфекция

B. НLTV-1- инфекция

C. TORCH- инфекция

4. Пациент госпитализирован с предварительным диагнозом “гепатит В”. Для диагностики заболевания проведена серологическая реакция, которая базируется на взаимодействии антигена с антителом, химически связанным с пероксидазой или щелочной фосфатазой. Как называется использованная серологическая реакция?

A. Реакция связывания комплемента

B. Радиоиммунологический метод

C. Реакция иммунофлюоресценции

D. Иммуноферментный анализ

E. Реакция иммобилизации

5. С целью диагностики ВИЧ-инфекции исследуют сыворотку крови для выявления специфических антител методом твердофазного иммуноферментного анализа. Какие энзиммеченные антитела при этом используют?

A. Против белка gp 41

B. Против антигенов ВИЧ.

C. Против белка gp120.

D. Против белка gp 17.

E. . Против иммуноглобулинов человека.

Заведующий кафедрой микробиологии,

МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ №3 (ВИРУСОЛОГИЯ)

1. Определение вируса. Ультраструктура вириона, типы симметрии капсида.

2. Вирус бешенства (классификация, биологические свойства, эпидемиология, лабораторная диагностика, лечение, профилактика).

3.Задачи:

6. Для диагностики генерализованной герпетической инфекции исследована сыворотка крови с целью выделения специфических антител определённого класса. Антитела какого класса свидетельствуют об острой стадии вирусной инфекции?

7. В инфекционную больницу поступил пациент с клиническими признаками энцефалита. В анамнезе - укус клеща. В реакции торможения гемагглютинации выявлены антитела против возбудителя клещевого энцефалита в разведении 1 : 20, что не является диагностическим титром. Укажите последующие действия врача после получения указанного результата:

A. Повторить исследование сыворотки через 10 дней

B. Исследовать эту же сыворотку повторно.

C. Использовать более чувствительную реакцию.

D. Повторить исследование с другим диагностикумом.

E. Отклонить диагноз клещевого энцефалита.

8. В сыворотке крови при постановке иммуноферментной реакции был определён HBs-антиген. При каком заболевании встречается данный антиген?

A. Вирусный гепатит A

B. Вирусный гепатит B

9. При проведении иммуноблот-теста в сыворотке крови был найден белок gp120. При каком заболевании он встречается?

B. Вирусный гепатит В

10. Для серологической диагностики полиомиелита исследуют парные сыворотки больного. Что следует использовать как антиген в реакции нейтрализации цитопатогенного действия?

A. Антигены из капсидных белков вируса.

B. Комплементсвязывающие антигены вируса.

C. Антигены, инактивированные формалином.

E. Живые вирусы трёх типов.

Заведующий кафедрой микробиологии,

МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ №3 (ВИРУСОЛОГИЯ)

1. Репродукция вирусов. Стадии взаимодействия вирусов с клеткой.

2. Вирус гриппа (классификация, биологические свойства, изменчивость, эпидемиология, лабораторная диагностика, лечение, профилактика).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

  1. Предмет, задачи, разделы микробиологии, ее связь с другими науками.
  2. Основные этапы развития микробиологии. Микробиологические школы России.
  3. Классификация микроорганизмов. Различия между эукариотами, прокариотами и вирусами.
  4. Классификация бактерий. Принципы современной систематики и номенклатуры, основные таксономические единицы. Понятие о виде, варианте, культуре, популяции, штамме.
  5. Методы микроскопии. Микроскопический метод диагностики инфекционных заболеваний.
  6. Методы окраски микробов и их отдельных структур.
  7. Морфология и химический состав бактерий. Протопласты, сферопласты, L – формы бактерий.
  8. Ультраструктура бактерий.
  9. Спорообразование у бактерий. Патогенные спорообразующие микробы.
  10. Капсулы у бактерий. Методы их обнаружения.
  11. Жгутики и включения у бактерий. Методы их обнаружения.
  12. Питание бактерий. Источники основных элементов. Классификация бактерий по типам питания. Основные различия между ауто – и гетеротрофами, сапрофитами и паразитами. Факторы роста. Механизмы транспорта питательных веществ в бактериальную клетку.
  13. Классификация бактерий по источнику получения энергии. Основные различия между фото – и хемотрофами, аэробами и анаэробами. Питательные среды и методы, применяемые для культивирования анаэробов.
  14. Рост и размножение бактерий. Кинетика размножения бактериальной популяции.
  15. Морфология и ультраструктура риккетсий. Морфология и ультраструктура хламидий. Патогенные виды.
  16. Морфология и ультраструктура спирохет. Классификация, патогенные виды. Методы выделения.
  17. Морфология и ультраструктура микоплазм. Патогенные для человека виды.
  18. Систематика и номенклатура вирусов. Принципы современной классификации вирусов.
  19. Эволюция и происхождение вирусов. Основные отличия вирусов от бактерий.
  20. Морфология, ультраструктура и химический состав вирусов. Функции основных химических компонентов вируса.
  21. Репродукция вирусов. Основные фазы репродукции вирусов. Методы индикации вирусов в исследуемом материале.
  22. Вирусологический метод диагностики. Методы культивирования вирусов.
  23. Культуры клеток. Классификация клеточных культур. Питательные среды для культур клеток. Методы индикации вирусов в культуре клеток.
  24. Морфология, ультраструктура и химический состав фагов. Этапы репродукции фагов. Различия между вирулентными и умеренными фагами.
  25. Распространение фагов в природе. Методы обнаружения и получения фагов. Практическое использование фагов.
  26. Бактериологический метод диагностики инфекционных заболеваний.
  27. Питательные среды, их классификация. Требования, предъявляемые к питательным средам.
  28. Ферменты бактерий, их классификация. Принципы конструирования питательных сред для изучения ферментов бактерий.
  29. Основные принципы культивирования бактерий. Культуральные свойства бактерий.
  30. Принципы и методы выделения чистых культур аэробных и анаэробных бактерий.
  31. Микрофлора тела человека в различные возрастные периоды. Роль микробов – постоянных обитателей тела человека в физиологических процессах. Понятие о дисбактериозе, его классификация, проявления и методы лечения. Пробиотики, пребиотики.
  32. Влияние на микробы физических, химических и биологических факторов.
  33. Стерилизация. Дезинфекция. Асептика. Антисептика. Определение понятий. Методы и средства их реализации.
  34. Методы стерилизации питательных сред и лабораторной посуды.
  35. Генетические методы диагностики инфекционных заболеваний: полимеразная цепная реакция.
  36. Основные группы антимикробных химиопрепаратов, применяемых в терапии и профилактики инфекционных болезней.
  37. Антибиотики. Классификация. Механизмы действия антибиотиков на микробную клетку.
  38. Механизмы устойчивости микробов к лекарственным препаратам. Пути преодоления устойчивости. Методы определения чувствительности микробов к антибиотикам. Основные критерии эффективности антибиотикотерапии. Осложнения при антибиотикотерапии. Принципы рациональной антибиотикотерапии.
  39. Понятие о биотехнологии. Объекты и процессы в биотехнологии.
  40. Микроорганизмы, поражающие лекарственное и растительное сырье. Фитопатогенные микроорганизмы.
  41. Методы контроля микробной загрязненности растительного лекарственного сырья.
  42. Санитарно-бактериологический контроль дистиллированной воды.
  43. Источники загрязнения лекарственных средств.
  44. Методы бактериологического контроля нестерильных лекарственных форм.
  45. Стерильные лекарственные формы и методы бактериологического контроля.
  46. Дезинфицирующие препараты, механизм действия.

  1. Холерные вибрионы. Классификация. Свойства. Заболевания, вызываемые ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  2. Шигеллы. Классификация. Свойства. Заболевания, вызываемые ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  3. Сальмонеллы. Классификация. Свойства. Заболевания, вызываемые ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  4. Клебсиеллы. Классификация. Свойства. Заболевания, вызываемые ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  5. Клостридии. Классификация. Свойства. Заболевания, вызываемые ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  6. Стафилококки. Классификация. Свойства. Заболевания, вызываемые ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  7. Стрептококки. Классификация. Свойства. Заболевания. Эпидемиология и патогенез. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  8. Менингококки. Классификация. Свойства. Заболевания, вызываемые ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  9. Гонококки. Классификация. Свойства. Заболевания, вызываемые ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  10. Иерсинии. Классификация. Свойства. Чума. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  11. Возбудитель сибирской язвы. Классификация. Свойства. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  12. Бруцеллы. Классификация. Свойства. Заболевание, вызываемое ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  13. Возбудитель туляремии. Классификация. Свойства. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  14. Коринебактерии дифтерии. Классификация. Свойства. Заболевание, вызываемое ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  15. Микобактерии туберкулеза. Классификация. Свойства. Заболевание, вызываемое ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  16. Трепонемы. Лептоспиры. Боррелии. Классификация. Свойства. Заболевания, вызываемые ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  17. Урогенитальные инфекции, вызываемые хламидиями, микоплазмами, уреаплазмами, гарднереллами. Классификация. Свойства. Заболевания, вызываемые ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  18. Риккетсии. Классификация. Свойства. Заболевания, вызываемые ими. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  19. Вирус гриппа. Классификация. Свойства. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  20. Вирус парагриппа. Классификация. Свойства. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  21. Вирусы кори, паротита. Классификация. Свойства. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  22. Вирус бешенства. Классификация. Свойства. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  23. Вирусы полиомиелита. Классификация. Свойства. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  24. Вирус клещевого энцефалита. Классификация. Свойства. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  25. Вирусы гепатитов. Классификация. Свойства. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  26. Герпесвирусы. Классификация. Свойства. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
  27. Онкогенные вирусы. Общая характеристика и классификация. Механизмы вирусного канцерогенеза.
  28. ВИЧ. Классификация. Свойства. Эпидемиология и патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

Инфекционные заболевания создают особые проблемы в медицинских учреждениях, где люди подвержены большему риску из-за основного заболевания и повышенной восприимчивости. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП), являются распространенными причинами заболеваемости и смертности и создают высокую финансовую нагрузку на системы здравоохранения.

По оценкам ВОЗ:

  • Европа: 37 000 смертей ежегодно напрямую связаны с ИСМП; косвенная причина более чем 110 000 смертей
  • США: 99 000 смертей ежегодно
  • Страны с небольшим объемом ресурсов: количество предотвратимых смертей от ИСМП в ОИТ может составлять ¼ и более
  • Ежегодное экономическое бремя: €7 миллиардов в Европе; $6,5 миллиарда в США

Определение

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП), вызывают бактерии, вирусы и грибы. Заражение большинством этих заболеваний может происходить в любом месте, однако в медицинских учреждениях они становятся более серьезной проблемой. Большинство ИСМП вызывают бактерии, уже присутствующие в организме пациента до инфекции и могут быть причиной перекрестной передача между пациентами или между пациентами и медицинскими работниками. Среда медицинского учреждения также может быть источником инфекции с распространением микроорганизмов через воздух, воду или поверхности. Пациенты в медицинских учреждениях более восприимчивы, чем население в целом, из-за основного заболевания, уязвимости (например, недоношенные дети, пожилые пациенты и пациенты с ослабленным иммунитетом) и воздействия инвазивных медицинских процедур.

Во многих странах с высоким уровнем доходов национальные и региональные органы здравоохранения наряду с отдельными медицинскими учреждениями осуществляют меры по профилактике, контролю, наблюдению и отчетности. Несмотря на значительное снижение в последние годы заболеваемость ИСМП остается высокой, особенно в группах риска. Так, приблизительно у 25-30% пациентов ОИТ в странах с высоким уровнем доходов развивается не менее одного эпизода ИСМП 1,2 . В странах с низким и среднем уровнем доходов проблемы осложняются из-за слабо развитой инфраструктуры и недостаточного уровня гигиены и санитарии. По оценке ВОЗ, инфекции, приобретенные в ОИТ, встречаются как минимум в 2-3 раза чаще, чем в странах с высоким уровнем доходов, а инфекции, связанные с устройствами, могут встречаться до 13 раз чаще, чем в США 1 .

ИСМП включают все типы инфекций, в том числе инфекции мочевыводящих путей (чаще в странах с высоким уровнем доходов 1,2 ), инфекции в месте проведения операции (чаще в странах с низким уровнем доходов 1 ), инфекции дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и кровотока. Появление микроорганизмов, устойчивых к антимикробным препаратам, способствует распространению и увеличению тяжести ИСМП. Медицинское учреждение, в котором возникает вспышка ИСМП, сталкивается с серьезными проблемами лечения пациента, бременем расходов и возможным отрицательным влиянием на имидж и репутацию.

Какие инфекции относят к ИСМП?

Инфекция называется инфекцией, связанной с оказанием медицинской помощи (ИСМП), если она отсутствует у пациента при поступлении и возникает в течение 48 часов или более после поступления в медицинское учреждение. У хирургических пациентов инфекция считается ИСМП в течение трех месяцев после хирургического вмешательства или одного года в случае операции на костях или суставах 3 .

Диагностика

Решающее значение имеет регулярное тщательное наблюдение за всеми пациентами в медицинском учреждении на предмет инфекционных заболеваний, особенно в ОИТ и группах особого риска по другим причинам. Для точного определения инфекционного агента, чувствительности к антимикробным препаратам и выбора соответствующей антимикробной терапии для борьбы с этим заболеванием используется диагностика in vitro. Кроме того, важно выявлять и ограничивать возможные эпидемические заболевания, наблюдая за пациентами из групп риска и быстрого определяя источник инфекций.

Микроорганизмы — частые возбудители ИСМП 1,2,4

  • Золотистый стафилококк
  • Метициллин-резистентный золотистый стафилококк (МРЗС)
  • Энтерококки
  • Escherichia coli
  • Klebsiella pneumoniae
  • Карбопенем-резистентные энтеробактерии (КРЭ)
  • Clostridium difficile
  • Энтеробактерии, продуцирующие бета-лактамазы расширенного спектра действия (БЛРС)
  • Pseudomonas aeruginosa
  • Acinetobacter baumannii
  • Ванкомицин-резистентные энтерококки
  • Стрептококки
  • Candida albicans

Профилактика и ведение / лечение

Меры профилактики ИСМП следует принимать как на уровне пациента, так и на уровне всего медицинского учреждения.

Руководства

​Артикулы

1. World Health Organization 2011: Report on the Burden of Endemic Health Care-Associated Infection Worldwide

2. CDC, Public Health Reports 2007: Estimating Health Care-Associated Infections and Deaths in U.S. Hospitals, 2002

4. CDC: Antibiotic Resistance in the United States 2013

Этот сайт не является источником медицинских рекомендаций.

Медицинские сведения на этом сайте представлены кратко, имеют общий характер и приведены исключительно в информационных целях. Они не предназначены и не рекомендованы быть заменой профессиональной медицинской консультации. Вы не должны использовать медицинские сведения на этом сайте для диагностики проблем со здоровьем, физическим состоянием или заболеваний. Всегда обращайтесь к своему врачу или другому квалифицированному медицинскому работнику по поводу любого медицинского состояния или лечения. Никакие сведения на данном сайте не предназначены для медицинской диагностики или лечения. Они не должны использоваться врачами в качестве единственного источника информации при принятии решений о назначении лечения. Никогда не пренебрегайте медицинской консультацией и не откладывайте обращение за помощью из-за того, что Вы прочли на этом сайте.

Практическое руководство по предотвращению вспышек ИСМП

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции