Задачи по инфекции мгмсу

Зарождение отечественного зубоврачевания

В XVIII веке совершенствовалось медицинское образование, в 1755 году открыт Московский университет, в 1765 году начал работу медицинский факультет, но подготовкой зубных врачей и дантистов в нем не занимались. В XIX веке отечественное зубоврачевание, подчиняясь объективному процессу, свойственному европейской медицине, дифференцирования на отдельные самостоятельные науки (области знаний) выделилось из хирургии в отдельную область знаний - зубоврачевание. Однако эта область знаний еще не стала наукой, а имела много черт ремесленничества. Несмотря на это, в зубоврачебных школах присутствовал принцип высшей медицинской школы, лучшими преподавателями университетов преподавались общемедицинские дисциплины. Поэтому такие школы создавались только в университетских городах России.

Во второй половине XIX века в России начинают открываться зубоврачебные школы: Ф.И. Важинского (1881 г. Санкт- Петербург) И.М. Коварского (1892 г.), Г.И. Вильга (1909 г., Москва). И.М. Коварский руководил школой 27 лет. Здание школы И.М. Коварского было построено на его личные средства. Преподавание проводилось по широкой программе врачами и профессорами медицинского факультета Московского университета с обязательным изучением анатомии, химии, физиологии, физики, общей хирургии, фармакологии. По окончании учащиеся сдавали экзамены на медицинском факультете Московского университета.

Формирование советской стоматологии как науки. Возникновение научных школ (1917-1940)

В феврале 1920 года с переходом здания бывшей зубоврачебной школы И.М. Коварского (Долгоруковская, 18) в ведение Наркомздрава, зубсекция поставила задачу объединить в этом здании все свои учреждения, которые располагались в различных концах Москвы. Показательная амбулатория (Колпачный переулок), химическая лаборатория (Зубовский бульвар), зуботехническая школа (Долгоруковская,18) объединились в научный зубоврачебный центр, который по предложению Н.М. Вильника был назван Домом советского зубоврачевания (ДСЗ). На ДСЗ возлагались научные и учебно-вспомогательные задачи по подготовке инструкторов зубоврачевания из числа врачей старой формации, подсобного персонала различных категорий: техников-протезистов, техников-пломбировщиков, зубных сестер, которые могли бы разгрузить работу крайне малочисленного состава зубных врачей.

Постановлением Совнаркома РСФСР от 14 апреля 1927 года Государственный институт зубоврачевания был переименован в Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО). ГИСО также готовил кадры путем усовершенствования зубных врачей и специализации зубных врачей, окончивших медицинские факультеты, организовал стоматологическую помощь населению, занимался разработкой научных проблем, среди которых были: патология и терапия болезней зубов и полости рта, хирургия челюстно-лицевой области, зубочелюстная ортопедия и зубопротезирование.

В 1932 году постановление Коллегии Наркомздрава РСФСР ГИСО был переименован в Государственный научно-исследовательский институт стоматологии и одонтологии (ГНИИСО), и лишь с этого момента научная работа института сделалась плановой. Кафедр в ГНИИСО не было, вместо них организовывались отделения: патофизиологическое, морфологическое, хирургическое, отделение соцстоматологии, работала лаборатория по стальному протезированию. По инициативе доцента Цитрина в 1933 году создается Центральная научно-исследовательская зубопротезная лаборатория для массового изготовления стальных зубных протезов. В 1935 году в институте работало 120 человек, среди них было 40 научных работников, 48 медицинских работников и 32 административно-хозяйственного персонала. Всего за 1922-1932 годы в институте на курсах усовершенствования и специализации прошли обучение 1285 зубных врачей и врачей, окончивших медицинские факультеты, а на рабочих местах - около 200 врачей, подготовлено 20 аспирантов. За эти же годы учеными института было опубликовано более 180 научных работ.

В соответствии с указанием СНК РСФСР, приказом Наркомздрава 1 сентября 1939 года было проведено объединение Государственного научно-исследовательского института стоматологии и одонтологии (ГНИИСО) с Московским стоматологическим институтом (МСИ) в Московский Государственный стоматологический институт (МГСИ). Первым директором института стал доцент Д.С. Дышлис. В этом же году состоялся первый выпуск 79 врачей-стоматологов.

К началу Великой отечественной войны Московский государственный стоматологический институт представлял собой высшее учебное заведение с 25 кафедрами. Институт проводил большую научно-исследовательскую работу по изучению кариеса, пародонтоза, поражений слизистой оболочки полости рта, челюстно-лицевой травматологии. В план научных исследований обязательно входила оборонная тематика.

На опаленных дорогах войны…

В первые дни войны в ряды Красной Армии и флота были призваны выпускники ММСИ 1941 года. Среди них были: В.И. Заусаев будущий профессор, заведующий кафедрой, который в условиях полевого госпиталя провел операцию на открытом сердце; Г.М. Иващенко, направленный в действующую армию в качестве Главного стоматолога армии. Директор института доцент Д.С. Дышлис выехал в город Ижевск для подготовки института к эвакуации. Однако эвакуация института не состоялась.

С 1940 по 1942 год заместителем директора института по научной и учебной работе был профессор А.И. Евдокимов. С 28 января 1942 года приказом Наркомздрава РСФСР № 40/М он был назначен временно исполняющим обязанности директора МГСИ, на базе которого был развернут челюстно-лицевой госпиталь на 50 коек ( Каляевская, 18) В этом госпитале работали сотрудники поликлиники и студенты стоматологического факультета. В это же время МГСИ временно реорганизовался в стоматологический факультет I ММИ, предполагалось возобновить учебные занятия на I, II и III курсах стоматологического факультета с 15 марта 1942 года. Студенты и сотрудники совмещали учебу с работой в челюстно-лицевом госпитале, возглавляемом деканом факультета А.И. Евдокимовым. 1 октября 1943 года МГСИ возобновил свою работу, 14 февраля 1944 года А.И.Евдокимов был утвержден директором МГСИ.

Период подъема

После окончания Великой Отечественной войны нужно было снова решать вопрос о подготовке кадров стоматологического профиля. Постановлением Совета Министра от 15 октября 1949 года стоматологические институты были реорганизованы в медицинские стоматологические институты с 5-летним сроком обучения. МГСИ был реорганизован в московский медицинский стоматологический институт (ММСИ), который стал научно-консультативным центром по всем вопросам стоматологии в Российской Федерации. На 1 января 1950 года в институте работало 110 человек профессорско-преподавательского состава, в том числе 19 докторов, 48 кандидатов наук и обучалось 629 студентов.

В 1950 году директором института стал видный организатор советского здравоохранения доцент Г.Н.Белецкий (министр здравоохранения РСФСР в послевоенные годы), осуществлявший руководство вузом до 1964 года. За этот период значительно увеличился контингент студентов, расширились клиники, началось строительство новых баз, повысился уровень подготовки научно-педагогических кадров. Были открыты вечерний (6 лет обучения) и заочный (4,5 года обучения) факультеты , на которых осуществлялась подготовка наиболее квалифицированных зубных врачей и стоматологов. Первый выпуск 234 врачей-стоматологов заочно-очного факультета состоялся в 1964 году, а на вечернем факультете 116 человек - в 1965 году. За это время были разработаны учебные планы и программы для студентов стоматологических факультетов по всем дисциплинам. Рост научно-педагогического состава позволил кафедрам усилить подготовку студентов, клинических ординаторов и аспирантов по различным теоретическим и клиническим специальностям.

С 1964 по 1965 год возглавил институт выдающийся ученый, профессор А.И. Дойников, который заведовал кафедрой ортопедической стоматологии. Автор учебников, монографий, профессор Дойников имеет 37 авторских и патентных свидетельств, многие из которых внедрены в промышленное производство (сплавы на основе золота и платины для изготовления зубных протезов, вкладок и кламмеров, кобальт-хром-никелевые сплавы для изготовления бюгельных и металлокерамических протезов, высокопрочный гипс, зубной порошок, окклюдатор зуботехнический, ножницы для снятия коронок и др.) А.И. Дойников в течение многих лет главным стоматологом IV Главного Управления Минздрава и оказывал стоматологическую помощь многим членам правительства и политбюро, а также первым лицам зарубежных стран.

Ректор А.З. Белоусов (заместитель министра здравоохранения РСФСР) – видный организатор здравоохранения, возглавлявший институт с 1968 по 1974 год, - активно поддержал инициативу открытия лечебного факультета, которое состоялось в 1968 году, что способствовало дальнейшему развитию института как крупного центра высшего медицинского образования. Факультет готовил врачей для Москвы и Московской области. Организация факультета привела к необходимости расширения профессорско-преподавательского состава на кафедрах иностранного языка, анатомии, физиологии, биологии, гистологии, физики и общей химии, микробиологии, фармакологии и др. Необходимо было за короткий срок разработать новые учебные планы и программы, расширить базы, создать новый фонд наглядных и методических пособий для студентов и преподавателей, приобрести оборудование и инвентарь. Одновременно с этим, уже с 1969 года необходимо было создать новые курсы и кафедры лечебного факультета, подобрать высококвалифицированный состав преподавателей, совершенствовать работу учебной части и деканата. С 1968 по 1991 года лечебный факультет окончило более 10 тыс. врачей общего профиля. В 1968 году в институте был открыт факультет усовершенствования врачей с 2 отделениями: стоматологическим и врачей лечебного профиля. В 1975 году был открыт факультет повышения квалификации преподавателей. По инициативе А.З. Белоусова была проведена реконструкция базы на ул. Делегатской , были открыты общежития для студентов и молодых специалистов на ул.Вучетича, там же началось строительство стоматологического комплекса.

С 1974 по 1982 год ректором института был член-корреспондент АМН СССР, лауреат Государственной премии СССР и премий Совмина СССР профессор К.М. Лакин. Научные исследования профессора Лакина, посвященные поиску и изучению средств профилактики и лечения тромбоэмболических и геморрагических заболеваний, имели широкое применение: создание новых противотромбических средств, внедрение в практику гемостатических лекарственных препаратов. Работая в этом направлении, К.М. Лакин создал научную школу фармакологии по проблемам фармакологии гемостаза. 1 сентября 1976 г. согласно приказу (№ 33/с) ректора профессора К. М. Лакина по адресу ул. Вучетича, 9а введен в строй уникальный клинико-поликлинический стоматологический комплекс, рассчитанный на 2000 посещений в день, имевший стационар на 50 больничных коек. На его площадях разместились и профильные госпитальные стоматологические кафедры.

С 2002 по 2007 год ректором вуза был академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства России, профессор Н.Д. Ющук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии. Большое внимание он уделил внедрению современных методов обучения и аттестации студентов и врачей с учетом последних достижений педагогики и медицинской психологии. Профессор Н.Д. Ющук принял активное участие в разработке новой высокоэффективной тестовой системы контроля и оценки знаний студентов, которая была апробирована при государственной аттестации выпускников МГМСУ, а затем получила распространение и в других медицинских вузах России. Под его руководством профессора создана и успешно функционирует система непрерывного медицинского образования по схеме: ВУЗ - постдипломное образование (интернатура, ординатура, специализация, переподготовка и повышение квалификации врачей). В 1999 году по инициативе ректора был создан Научно-исследовательский медико-стоматологический институт (НИМСИ), которым руководит профессор В.Н.Царев.

15 мая 2007 года ректором МГМСУ избран заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор О.О. Янушевич.


инфекционной патологии и возможность получить необхо-

димую помощь при подготовке диссертационных работ.

Сотрудники кафедры принимали участие в ликвидации

эпидемий и вспышек инфекционных болезней в стране и за

рубежом (натуральная оспа, бруцеллез, холера, сибирская

язва, менингококковая инфекция, вирусный гепатит Е, ор-

нитоз, ботулизм, коровья оспа, лептоспироз, дифтерия, ли-

хорадка Западного Нила, ротавирусного гастроэнтерита).

В 2009–2010 гг. во время последней пандемии гриппа мно-

гие сотрудники кафедры самоотверженно трудились в прак-

тическом здравоохранении, оказывая неотложную помощь

тяжелым больным. Ответственными за эту работу были про-

фессор, д.м.н. Е.А. Климова, доцент, к.м.н. Г.Н. Кареткина,

доцент, к.м.н. М.Г. Кулагина. Анализ результатов практиче-

ской работы на вспышках инфекционных болезней в различ-

Доцент, к.м.н. М.Г. Ку-

ных регионах страны был обобщен в виде руководств, статей,

лагина, многолетний се-

методических рекомендаций, диссертационных работ.

кретарь научного обще-

В 1991 году по инициативе академика Н.Д. Ющука на

базе кафедры была создана лаборатория патогенеза и мето-

дов лечения инфекционных болезней, которая в настоящее время превратилась в самостоятельное подразделение Научно-исследовательского медико-стоматологического института в структуре университета. Вся научная тематика лаборатории тесным образом переплетается с научными проблемами, решаемыми на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии. Руководит лабораторией доктор медицинских наук, известный иммунолог профессор И.П. Балмасова. В штат лаборатории входят 3 доктора наук, 4 кандидата наук. На базе лаборатории ежегодно осваивают современные иммунологические методы проведения научных исследований 6–8 аспирантов. В настоящее время лаборатория – это научное подразделение, оснащенное самой современной диагностической аппаратурой иммунологического профиля, которое позволяет научному содружеству кафедры и лаборатории значительно продвинутся в раскрытии новых аспектов иммуногенеза социально значимых инфекционных болезней и разрабатывать оригинальные методы их иммунодиагностики. Итогом такой совместной работы за последние 5 лет стало выполнение пяти государственных контрактов по важнейшим проблемам инфектологиии в рамках Федеральных целевых программ, защита трех докторских и пяти кандидатских диссертаций, получение трех патентов, более сорока научных статей в российских изданиях, рекомендованных ВАК, а также пять зарубежных публикаций.

Постоянно укрепляется материально-техническая база кафедры для проведения и совершенствования педагогического процесса: имеется необходимое техническое оснащение, учебные помещения и все, что необходимо для его оптимизации: компьютеры, мультимедийные проекторы, видеотехника, видеофильмы (созданные в том числе сотрудниками кафедры). Систематически эти пособия пополняются и обновляются доцентом, к.м.н. Т.Э. Мигмановым. На кафедре создано много различных учебных пособий, методических рекомендаций, писем, указаний для практического здравоохранения.

ПодруководствомзаведующегокафедройакадемикаРАМН,профессораН.Д.Ющукаи профессораЮ.Я.Венгероваизданысправочникпоинфекционнымболезням,двухтомник кафедральных лекций, переизданый в 2011 году, учебник для студентов вузов,


После занятий на кафедре

С момента основания кафедры проводится работа с иностранными студентами. Успешно руководила этой работой в течение многих лет доцент Н.В. Астафьева, а в настоящее время – профессор А.В. Сундуков и доцент, к.м.н. Я.М. Еремушкина.

Особое внимание уделяет заведующий кафедрой системе последипломной подготовки, с помощью которой пополняются кадры врачей г. Москвы и Московской области. Это подразделение располагается на базе ИКБ № 1, курирует работу курсантов доцент М.Г. Кулагина, являющаяся заведующей учебной частью ФПДО, и доцент Г.Н. Кареткина. Кроме того, следует отметить, что доцент М.Г. Кулагина является многолетним секретарем научно-практического общества врачей-инфекционистов г. Москвы.

В центре внимания кафедры находится работа научного студенческого кружка, руководителями которого были Ю.Я. Венгров, асс. С.М. Матвеева, доценты Н.В. Астафьева, Г.К. Петина, Е.В. Вяльба, Т.Е. Лисукова, Г.Н. Кожевникова. В настоящее время успешно руководит кружком доцент, к.м.н. М.В. Нагибина. Ежегодно 10–15 студен-

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. 90 ЛЕТ


тов посещают студенческий кружок кафедры, выступают на научных студенческих конференциях, систематически занимают первые места и получают премии. Многие бывшие кружковцы в настоящее время работают на кафедре, руководят научными учреждениями, являются профессорами, доцентами, сотрудниками многих лечебных учреждений. Профессор Ю.В. Мартынов первый кружковец и его староста – один из самых талантливых сотрудников кафедры, замечательный лектор, педагог и научный работник. Профессор Г.Н. Кожевникова в прошлом студентка-кружковец-ассистент и профессор кафедры инфекционных болезней МГМСУ, в настоящее время возглавляет кафедру инфекционных болезней Российского университета дружбы народов. Среди бывших кружковцев кафедры академик В.В. Покровский, который руководит в настоящее время Федеральным научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом.

На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии МГМСУ и ее клинических базах в инфекционных клинических больницах № 1 и № 2 г. Москвы работают 34 штатных сотрудника с ученой степенью, из них 11 профессоров, 12 доцентов, 9 ассистентов, 2 старших преподавателя.

Систематически проводятся сертификационные и циклы общего и тематического усовершенствования врачей-инфекционистов и других специальностей (ежегодно обучается до 450 слушателей).

Обучение в аспирантуре и докторантуре ежегодно проходят 12 человек. Куратором работы с аспирантами и докторантами является д.м.н., доцент И.В. Шестакова.

Ежегодно на кафедре занимается более 3 тысяч студентов и курсантов. В течение многих лет учебной частью кафедры заведует доктор медицинских наук, доцент С.Л. Максимов. Ответственными за учебную работу на стоматологическом факультете является доцент, к.м.н. Т.К. Кускова, а на факультете cреднего медицинского образования – ассистент, к.м.н. И.В. Гагарина.

Кафедра, являясь ведущей в нашей стране по изучению социально значимых инфекционных болезней, обладает высоким научным потенциалом. За последние пять лет сотрудниками кафедры в центральной печати и за рубежом была опубликовано

2 Рабочая программа по дисциплине (модулю) медицинская реабилитация Название дисциплины и модуля составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к минимуму содержания и уровню подготовки для обучающихся по направлению подготовки (специальности) лечебное дело Код и наименование специальности/направления подготовки Квалификация выпускника специалист Квалификация (степень) выпускника Форма обучения очная, очно-заочная Очная/очно-заочная СОСТАВИТЕЛИ А.В. Епифанов Зав.кафедрой, д.м.н., профессор И.А.Баукина Зав.уч.частью, к.м.н., доцент Подпись ФИО Должность, степень на заседании кафедры РАССМОТРЕНА Восстановительной медицины Наименование кафедры ПРИНЯТА на заседании Ученого совета факультета Наименование факультета Протокол Протокол Дата Номер Дата Номер протокола протокола Заведующий кафедрой Председатель Ученого совета факультета А.В.Епифанов Подпись Расшифровка подписи Подпись Расшифровка подписи СОГЛАСОВАНО Начальник учебного управления Э.Н. Праздников Директор фундаментальной библиотеки Е.А. Ступакова Должность Подпись Расшифровка подписи 2

3 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы Компетенции, закрепленные за дисциплиной (модулем) Код Содержание компетенции 1. ПК-23 Способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний. 2. ПК-24 Способность и готовность давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении взрослого населения и подростков. Результаты обучения Код Результаты обучения компетенции 1 1. ПК-23 Знать Анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека в связи с занятиями ЛФК, физической культурой и спортом; Взаимосвязь функциональных систем организма и уровень их регуляции при занятиях ЛФК и спортом; Причины возникновения различных заболеваний и травм, предпатологических состояний, механизм их развития и клинические проявления; клинико-лабораторные симптомы и синдромы заболеваний, тактику ведения больных спортсменов; Содержание и объем врачебных обследований (первичного, повторного, дополнительного и др.), занимающихся физической культурой и спортом: с целью допуска к занятиям, тренировкам, соревнованиям, а также при диспансеризации спортсменов во ВФД; Показатели физического развития и методы его оценки; Уметь Проводить осмотр и оценивать данные физического исследования пациента; Обосновать клинико-физиологическое влияние физических упражнений на организм больного; Определить показания и противопоказания к применению средств ЛФК; Определить толерантность больного к физической нагрузке; Провести клинико-функциональное исследование больного; Заполнить учебную реабилитационную карту Ф 042/У; Владеть методами анализа социально-значимых проблем и процессов, медико-социальных и производственных факторов в развитии болезней, способов их коррекции; проведения 1 Знать, Уметь, Владеть - расписывается по каждой компетенции 3

5 Код компетенции Результаты обучения пользоваться учебной, научной, нормативной и справочной литературой, сетью Интернет, вести поиск и уметь использовать полученную информацию для решения профессиональных задач. Владеть научной, нормативной и справочной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний. 5

7 3. Нормальная физиология права пациента и врача; Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; Функциональные системы организма человека при взаимодействии с внешней средой, их регуляцию и саморегуляцию Интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики Анализировать и оценивать состояние здоровья населения 4. Топографическая анатомия и оперативная хирургия 5. Внутренние болезни Топографическую анатомию этиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний; - клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме; - современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных терапевтического профиля. Находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела собрать медицинский анамнез пациента, интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз Владеет представлением о взаимоотношениях органов и связях одних органов с другими - методами общего клинического обследования; - интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики - алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; - техникой антропометрии, термометрии, транспортировки больных, кормления больных, измерения АД, подсчета частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхательных движений (ЧДД). 6. Неврология - этиологию, патогенез, диагностику, лечение и - собрать полный медицинский анамнез пациента, - методами общего клинического обследования; 7

8 профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний; - основные клинические проявления заболеваний нервной системы особенности их диагностики и наблюдения; - реабилитация пациентов 7. Общая хирургия методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного хирургического профиля, современные методы клинического, лабораторного инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы ультразвуковую диагностику); - оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; провести первичное обследование систем и органов: дыхательной, сердечнососудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, костно-мышечной и суставов; интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз; определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.); - интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; - алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; владеть методами общеклинического обследования; 8. Физическая социальная роль разбираться в 8

9 культура физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; вопросах физической культуры, применяемой в целях профилактики и лечения. владеть методами физического самосовершенствования и самовоспитания. - принципы здорового образа жизни. Изучение дисциплины (модуля) медицинская реабилитация Название дисциплины и модуля является базовым для последующего освоения дисциплин (модулей): Дисциплины(модули) последующего изучения 9

10 3. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины (модуля) с ос тав ля ет зачет ных единиц Название дисциплины и модуля а кад. часов Организационная форма учебной работы зач. ед. акад. час. Трудоемкость по семестрам (акад.час.) 8 9 Общая трудоемкость по учебному плану Аудиторные занятия: 1, Лекции 0, Лабораторные работы - Практические занятия 1, Семинарские занятия Самостоятельная работа 1, Промежуточный контроль: 2 Зачет 8 семестр - 4 курс очное обучение; 9 семестр -5 курс очно-заочное обучение 2 Зачет, Экзамен, Курсовая работа 10

11 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) из них: раздела Раз дел дисцип лины (модул я) Название тем раздела и их содержание Общая трудоемкость, акад. час. аудит орные занятия Теоретические осн овы медици нской реабили тации 2. Эта пы медици нской реабили тации 3. Методы и средства медицинской реабилитации. Мет оды диагнос тики в медици нской реабили тации Организационно - методические основы службы медицинской реабилитации. Действующие нормативные и инструктивно - методические документы. Определение понятий: медицинская реабилитация, функциональные резервы, уровень здоровья, качество жизни, предболезнь, выздоровление, адаптация и дизадаптация, укрепление здоровья, оздоровление, профессиональное здоровье. Основы медицинской реабилитации. Медицинская реабилитация и особенности ее реализации в различных лечебно - профилактических учреждениях. Организация этапов медицинской реабилитации: стационарного, амбулаторно - поликлинического, санитарно - курортного. Принципы медицинской реабилитации. Показания и противопоказания к медицинской реабилитации. Применение физиотерапии, лечебной физкультуры и лечебного массажа в системе медицинской реабилитации. Применение альтернативных методов лечения в системе медицинской реабилитации. Механизм оздоровительного и лечебного влияния на организм человека, показания и противопоказания к назначению. Методы оценки функциональных резервов организма (резервометрия). Функциональные нагрузочные пробы. Минимально необходимый перечень диагностических методов. Традиционные диагностики, разрешенные к применению. оты тия 8 11

12 4. Мед ицинска я реабили тация в клиниче ской практик е Аппаратно - программные комплексы традиционной диагностики. Методы диагностики в оценке результатов медицинской реабилитации. 1) Реабилитация больных с заболеваниями сердечно - сосудистой системы: ИБС, гипертонической болезнью, заболеваниями сосудов конечностей, перенесших инфаркт миокарда, операций на сердце и магистральных сосудах. 2) Реабилитация больных с заболеваниями органов дыхания: бронхиальной астмой, ХОБЛ, пневмонией, после операций на легких. 3) Реабилитация больных с заболеваниями органов пищеварения: язвенной болезнью желудка и 12- перстной кишки, при функциональных кишечных нарушениях, при опущении внутренних органов. 4) Реабилитация больных с болезнями эндокринной системы: сахарным диабетом, ожирением, подагрой. 5) Реабилитация больных с заболеваниями и повреждениями центральной и периферической нервной системы: перенесших острые нарушения мозгового кровообращения (инсульт), повреждения позвоночника и спинного мозга, черепно - мозговую травму, остеохондроз позвоночника (дорсопатия), повреждения лицевого нерва и др. 6) Реабилитация больных с повреждением опорно - двигательного аппарата: после переломов костей, повреждений крупных суставов и сухожилий, после ампутаций конечностей, позвоночника, множественных повреждений локомоторного аппарата. 7) Реабилитация больных с заболеванием опорно - двигательного аппарата: нарушением осанки, сколиотической болезнью, остеоартрозом и артритом, остеопорозом. Реабилитация при гинекологических заболеваниях: 4 12

13 хронических воспалительных заболеваниях женских половых органов, при неправильных положениях матки, после гинекологических операций. 13

14 5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине (модулю) 6. Виды самостоятельной работы п/п Вид самостоятельной работы 3 Трудоёмкость, акад. час. 1. Работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу Написание историй болезни, рефератов, подготовка докладов, выступлений Подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме Методические указания для обучающихся по самостоятельной работе п/ п Методическая литература для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 3 Вид самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, который выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия 14

15 8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю) представлен в Приложении 1. Фонд оценочных средств по дисциплине (модулю). Оценочные средства Количество 1.Задания в тестовой форме Клинические ситуационные задачи Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций 4 1. Основные противопоказания для применения средств реабилитации у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: 1) недостаточность кровообращения 2-3 ст 2) тяжелые нарушения ритма и проводимости 3) стойкая гипертензия (А/Д -180/100 мм рт ст) 4) прогрессирующая стенокардия напряжения 1,2,3,4 - все ответы правильные. 2. Установите соответствие 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. УПРАЖНЕНИЙ. 1) Динамические дыхательные упражнения А) удлинение выдоха 2) упражнения по методике Бутейко Б) улучшение эвакуации бронхов 3) дренажные упражнения В) увеличение объема легких 4) звуковые дыхательные упражнения Г) увеличение содержания СО 2 Д) укорочение выдоха 2. ПРИЕМЫ МАССАЖА МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. 1) поглаживание А) глубокое воздействие на ткани 2) растирание Б) увеличение притока кислорода в ткани 3) разминание В) трофическое воздействие на мышцы 4) вибрация Г) улучшение секреторной и дыхательной функции кожи 4 Примеры заданий (тестовые, ситуационные задачи и пр.): не более трех. Эталоны ответов обязательно. 15

16 Д) увеличение кровообращения 1. 1-в; 2-г; 3-б; 4-а 2. 1-г; 2-б; 3-в; 4-а 3. Больной 26 лет, поступил в стационар в плановом порядке с диагнозом: Порок сердца. Митральный стеноз 2 ст.основная жалоба: одышка, при физическом напряжении. НК 1-2 ст., определяется пастозность нижних конечностей, ЧСС 90 в мин, ЧДД в покое. Вопросы. 1.Определите в каком периоде находится больной. Назначьте двигательный режим. 2.Определите, с какой целью необходимо назначать пациенту статические дыхательные упражнения в комплексе ЛГ. 3. В какие сроки можно назначить ЛГ? 4. Каким методом следует проводить занятие и в каком исходном положении? 5. Для каких групп мышц, следует подбирать физические упражнения и с какой амплитудой, следует выполнять упражнения? 4 Ответ 1) Свободный двигательный режим 2) Статические дыхательные упражнения снимают одышку и улучшают гемодинамические показатели. При выполнении этих упражнений меняется давление внутри грудной клетки, увеличивается пульсовое давление в легочной артерии( при вдохе) и понижению давления в полых венах, что приводит к увеличению притока крови в правое предсердие. 2) ЛГ назначается в первые дни поступления больного в стационар. 3) Занятия проводятся групповым методом, в и.п сидя. 4) Комплекс ФУ составляется для всех мышечных групп с полной амплитудой движений. 10. Критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации Оценивание обучающегося на тестировании Студентам даются 5 вариантов тестовых заданий по 100 тестовых заданий в каждом. Оценка (пятибалльная) Количество верных ответов Отлично Хорошо Удовлетворительно неудовлетворительно 70 и менее Оценивание обучающегося на собеседовании Оценка (пятибалльная) зачтено Требования к знаниям выставляется обучающемуся, показавшему полные и хорошие знания программы дисциплины, способность к их систематизации и клиническому мышлению, а также способность применять приобретенные знания в стандартной и нестандартной ситуации. Не зачтено выставляется обучающемуся, показавшему поверхностные знания, что не позволяет ему применять приобретенные знания даже по образцу в стандартной ситуации 16

17 2. п/п Оценивание практической подготовки 5 Наименование раздела дисциплины Оценочные средства Виды Мануальные навыки Теоретические основы медицинской Тестирование письменное реабилитации 2 Этапы медицинской реабилитации Тестирование письменное 3 Методы и средства медицинской реабилитации. Методы диагностики в медицинской реабилитации 4 Медицинская реабилитация в клинической практике Проведение функциональных проб по физическому развитию. 1. Студент проводить занятия специальной лечебной гимнастикой с курируемыми больными ежедневно. 2. Проводит основные приёмы массажа курируемым больным ежедневно. 5 Критерии оценки определяются в соответствии с содержанием дисциплины и практического умения 17

21 17. Материально-техническое обеспечение дисциплины При реализации образовательной программы для изучения дисциплины медицинская реабилитация Название дисциплины и модуля используются следующие компоненты материально-технической базы МГМСУ им. А.И. Евдокимова: Аудиторный фонд Материально-технический фонд Библиотечный фонд Аудиторный фонд предлагает обустроенные аудитории для проведения аудиторных занятий. Они оснащены столами, стульями, досками, техническим оборудованием. п/ Наименование 6 п 1. Две учебные комнаты: кабинет профессора и доцента ГКБ Используем залы ЛФК, кабинеты массажа и физиотерапии ГКБ Материально-технический фонд располагает аудиториями для проведения аудиторных занятий. Проведение лекций обеспечено наличием проектора, ноутбука, экрана для демонстраций мультимедийных презентаций, разработанных в программе PowerPoint. Для проведения аудиторных занятий используется различное оборудование. п/ п Наименование темы занятия Оборудование 7 Теоретические основы медицинской реабилитации Этапы медицинской реабилитации Методы и средства медицинской реабилитации. Методы диагностики в медицинской реабилитации 4. Медицинская реабилитация в клинической практике Таблицы, стенды,альбомы. Тесты для контроля по всем темам. Таблицы, стенды. Наборы слайдов. Наглядные пособия: набор комплексов ЛГ, схем физических упражнений, карты реабилитации. Тесты для контроля по всем темам. Таблицы, стенды. Наборы слайдов. Наглядные пособия: набор комплексов ЛГ, схем физических упражнений, карты реабилитации. Тесты для контроля по всем темам. Таблицы, стенды. Наборы слайдов. Наглядные пособия: набор комплексов ЛГ, схем 6 Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий 7 Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине. 21

22 п/ п Наименование темы занятия Оборудование физических упражнений, карты реабилитации. Тесты для контроля по всем темам. Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, изданными за последние 5 лет. 22

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции