Урок как наш организм защищается от инфекций

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

Индивидуальный опрос: двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам, третий учащийся выполняет задание на листочке.

Название клетки Кол-ва в 1мм 3 крови Строение Функции Место образования

Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.
(Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

Фронтальный опрос:

  • Какие форменные элементы крови вам известны?
  • Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?
  • Чем опасен для организма угарный газ?
  • Какую функцию выполняют лейкоциты?
  • Что такое фагоцитоз и фагоциты?
  • Как осуществляется процесс фагоцитоза?
  • Назовите имя учёного открывшего это явление?
  • Какие клетки способны к фагоцитозу?
  • Каков механизм образования тромба?
  • Каково значение свёртываемости крови для организма?
  • Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?
  • Какие параметры крови определяют при анализе крови?
  • Что такое малокровие? Чем оно опасно?
  • Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III. Основная часть

1. Актуализация знаний

2. Защитные барьеры организма

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию.
* микробы, вирусы, любые другие клетки

Механизмы иммунитета

Слайд 4: Клеточный механизм иммунитета

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой
* интерферон

4. Органы кроветворения

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

5. Воспаление (Рис. 47 стр. 92)


1) покраснение поражённого участка
2) повышение температуры
3) боли
4) нагноение

Воспаление – это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ

1) не допустить распространение микробов на весь организм
2) полное уничтожение микробов

Гной ––> погибшие м\о и фагоциты

Слайд 8: Илья Ильич Мечников

IV. Работа с учебником

Слайды 9-11: Инфекционные заболевания

Используя текст §18 (стр.91-92), выполните следующие задания:

Базовый уровень:

  1. Какие заболевания называют инфекционными?
  2. Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний
  3. Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Высокий уровень:

  1. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?
  2. Каков механизм формирования подобного носительства?
  3. В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

Проверка правильности выполнения заданий

Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим.

– Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

  • тщательное мытьё рук, фруктов и овощей
  • кипячение, обработка дезинфицирующими средствами
  • изоляция и лечения заболевших
  • соблюдение мер личной гигиены
  • профилактические прививки, лечебные сыворотки

V. Закрепление

1. Установите соответствие

1. Иммунитет А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами
2. Антитела Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма
3. Антигены В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов
4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ
5. Вакцина Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм
6. Лечебная сыворотка Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

2. Заполните пропуски в тексте

Иммунитет – это способность организма избавляться от … тел и соединений, сохранять химическое … внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются … и … оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является … среда организма (… и лимфа). В состав иммунной системы входят … мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, … .

3. Заполните пропуски в тексте

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно … систему человека. Возбудитель заболевания – … (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – … . Мерами профилактики СПИДа являются: … .

VI. Итоги урока

Выводы:

  1. Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.
  2. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.
  3. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).
  4. Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.
  5. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

VII. Домашнее задание

Выбранный для просмотра документ как наш организм защищается от инфекций.docx

Методическая разработка к уроку:

Разработала учитель биологии

МАОУ СОШ № 26 г. Калининграда

Сформировать понятие иммунитет;

Познакомить учащихся с видами иммунитета;

С защитными свойствами организма

продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;

обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи;

осуществлять всестороннее развитие личности.

Тип урока: комбинированный

обобщение и систематизация знаний;

изучение нового материала;

Формы организации познавательной деятельности:

I. Организационный момент

1.Инструктаж учителя по выполнению работы

Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический тест.

Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)

2.Выполнение работы ( учащиеся выполняют тестовые задания )

менее 3 - незачет.

II. Изучение нового материала

Историческая справка. (Рассказ учителя, презентация)

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, безоспенных рубцов встречалось редко.

Однако, самой распространённой болезнью, и самой смертоносной считается – грипп. Да, тот самый грипп, эпидемии которого наблюдаем мы из года в год. Из истории известно, что только за 4 года (1918-1922г) она унесла15 млн человек. И до сих пор эта болезнь уносит не одну жизнь на Земле.

Относительно молодым (нач. ХХ в) и стремительно распространяющимся инфекционным заболеванием является СПИД. По данным ВОЗ каждый день им заражается от 8 до 10 тыс. человек. Эффективных средств лечения до сих пор не найдено, можно лишь отсрочить смерть.

Перед нами встает ряд вопросов:

Как попадают возбудители этих страшных заболеваний к нам в организм?

Почему не все люди болеют этими заболеваниями даже в период эпидемий?

Что нужно делать, чтобы не заразится этими болезнями?

Попробуем вместе поискать ответы на эти вопросы.

Групповая работа класса:

(класс делится по рядам 3 на группы, работают в парах, отвечают на вопросы)

Группа № 1. (стр. 136-137)

Какими путями могут проникать болезнетворные микроорганизмы и вирусы в организм человека? (с пылью, капельками влаги, с пищей, водой)

Каковы механизмы защиты организма от проникновения чужеродных веществ? (слизистые оболочки, кожа; лейкоциты, антитела)

Группа № 2. (стр.137)

Что такое иммунитет? (невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям)

Перечислите виды иммунитета. (естественный или врожденный и искусственный или приобретённый. В свою очередь каждый из них делится на пассивный и активный)

Группа № 3. (стр.137)

Что такое вакцина и лечебная сыворотка?

Чем они отличаются друг от друга? (вакцина или прививка – это введение в организм ослабленных возбудителей заболевания, на которых организм вырабатывает специфические антитела, а лечебная сыворотка – это введение уже готовых антител против данного заболевания, которые организм только использует, но не вырабатывает.

Обобщение материала, просмотр слайдов (№ 5-9 ), запись в тетради понятий:

Историческая справка (слайд №10)

Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с живо ми, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой. Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не заболевали оспой.

Широкое практическое применение оспопрививания применялось без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера В 1881г. он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод, что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной.

2.Фронтальная работа с классом

1. Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.

2. Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.

3. Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.

4. Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.

5. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.

7. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.

8. Вакцина содержит готовые антитела против заболеваний.

9. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.

Опрос, комментарии учащихся и учителя.

Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).

Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет

Вакцина - культура ослабленных микробов.

Сыворотка - жидкая часть крови без форменных элементов и фибрина переболевших людей или животных.

Попробуем определить группы крови, используя эти знания.

(Проведение виртуальной лабораторной работы, обсуждение ошибок.

При переливании крови важно знать и резус-фактор крови. См. слайд № 13

Так как в Rh - крови может возникнуть иммунная реакция против Rh + крови, которая может привести к различного рода патологиям, бесплодию, смерти.

И в заключении хочется обобщить заболевания крови. Это см. Слайд № 14

И вспомнить о мерах поддержания иммунитета (беседа с учащимися. См. слайд № 15.

IV. Оценка знаний

- Спасибо всем за работу на уроке. И в заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. Если оно хорошее, то поднимите большой палец вверх, если не очень – вниз, а если вы не определились, то не поднимайте вовсе.

Задание № 1. Найди один верный ответ:

Кровь состоит из:

А) плазмы, эритроцитов, лейкоцитов

Б) плазмы, эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов

В) плазмы, лейкоцитов, тромбоцитов

Г) межклеточной жидкости, лимфы и форменных элементов

Форменные элементы крови – это:

Г) все ответы верны

Физиологический раствор – это

Г) сыворотка крови

Красные кровяные клетки называются:

Эритроциты имеют форму:

А) двояковогнутого шара

Б) двояковыпуклого шара

В) вид пластинок

Г) не имеют постоянной формы

Лейкоциты выполняют функцию:

Г) свёртывание крови

А) не имеют ядра

В) имеют много ядер

Г) ядра может не быть

Кровяные пластинки – это:

Б) имеют много ядер

В) не имеют ядра

Г) ядра может не быть

10. Функцией тканевой жидкости является:

Г) образование тромба

Задание № 1. Найди один верный ответ:

Внутренняя среда организма образована:

А) кровью, водой и минеральными веществами

Б) лимфой и плазмой крови

В) тканевой жидкостью и гормонами

Г) лимфой, кровью и тканевой жидкостью

Кровь, без форменных элементов – это:

Г) тканевая жидкость

Органами кроветворения НЕ являются:

А) красный костный мозг

Б) жёлтый костный мозг

Г) лимфатические узлы

Белые кровяные клетки называются:

Лейкоциты чаще имеют форму:

Б) двояковогнутого шара

В) двояковыпуклого шара

Г) не имеют постоянной формы

Тромбоциты выполняют функцию:

А) свертывания крови

Тромбоциты имеют вид

А) двояковогнутого шара

Б) двояковыпуклого шара

В) вид пластинки

Г) не имеют постоянной формы

А) имеют много ядер

Б) ядра может не быть

Г) не имеют ядер

А) участвуют в свёртывании крови

Б) переносят кислород

В) уничтожают бактерии

Г) переносят питательные вещества

В процессе свёртывания крови важное значение имеют ионы:

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Омывает клетки и осуществляет обмен веществ:

Б. Тканевая жидкость

2. Прозрачная жидкость, в которой отсутствуют эритроциты, участвующая в защите организма от инфекции:

Б. Тканевая жидкость

3. В лимфе в большом количестве содержатся:

4. Терморегуляция и гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью:

B. Тканевой жидкости

5. Межклеточным веществом крови является:

6. Мелкие безъядерные клетки крови двояковогнутой формы:

7. Гемоглобин в составе эритроцитов легко взаимодействует:

8. Срок жизни эритроцитов составляет:

9. Атомы какого металла входят в состав эритроцитов:

10. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов:

11. Клетки крови, способные вырабатывать антитела:

12. Фагоцитоз осуществляют:

13. Уникальная способность клеток крови к фагоцитозу была открыта русским ученым:

A. Николаем Ивановичем Пироговым

Б. Иваном Петровичем Павловым

B. Ильей Ильичом Мечниковым

14. Лейкоциты образуются:

A. В красном костном мозге

Б. В желтом костном мозге

B. В лимфатических узлах

15. В свертывании крови участвуют:

16. Нерастворимый белок плазмы, образующий тромб:

17. Иммунитет, возникший после перенесения заболевания, является:

18. Сыворотка, вводимая в организм больного для борьбы с инфекцией, содержит:

А. Активных возбудителей

Б. Антитела против инфекции

В. Ослабленных возбудителей

19. Вакцина представляет собой:

A. Активных возбудителей

Б. Готовые антитела

B. Ослабленных возбудителей

20. Первую прививку против оспы осуществил:

A. Эдвард Дженнер

B. Илья Ильич Мечников

21. Группы крови были открыты:

A. Паулем Эрлихом

Б. Карлом Ландштейнером

B. Ильей Ильичом Мечниковым

22. Белки эритроцитов, определяющие группу крови, называются:

23. У 15 % людей на Земле:

A. Положительный резус-фактор

Б. Отрицательный резус-фактор

B. Нейтральный резус-фактор

24. Универсальными реципиентами считаются люди:

A. С первой и второй группой крови

Б. С третьей группой крови

B. С четвертой группой крови

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Внутренней средой организма человека являются кровь. и. жидкость, обеспечивающая клетки необходимыми.

2. Лимфа - прозрачная жидкость, в которой много. защищающих организм от. микроорганизмов, циркулирует по. сосудам, в ней отсутствуют эритроциты и.

3. Кровь - жидкость красного цвета, состоящая из клеток. лейкоцитов и. и межклеточного вещества - кровь осуществляет транспорт веществ, нейтрализацию ядовитых веществ, терморегуляцию, защиту от.

4. Плазма крови на 90 % состоит из. а также из. и. веществ, принимает участие в транспорте веществ и. крови.

5. Эритроциты - красные клетки крови, не имеющие. двояковогнутой формы, содержат особый белок - легко соединяющийся с кислородом.

6. и. бесцветны, различной формы, легко проникают сквозь стенки капилляров, способны уничтожать болезнетворных микроорганизмов за счет реакции. образуются в красном костном мозге, селезенке и. узлах.

7. Кровяные пластинки. - мелкие безъядерные образования, образующиеся в. костном мозге, основная функция которых - . крови.

8. Свертывание крови - защитная реакция организма, суть которой сводится к тому, что при поражении кровеносных сосудов разрушаются. и выделяется фермент, под действием которого растворимый белок плазмы. превращается в нерастворимый. нити которого образуют. который закрывает рану.

9. При попадании инфекции в организм человека лимфоциты вырабатывают. особые белковые соединения, которые обезвреживают болезнетворные. и.

10. - это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, бывает. который вырабатывается после перенесения заболевания или передается по наследству, и. возникает в результате введения готовых. или. культуры ослабленных микроорганизмов.

11. В 1901 году. открыл существование четырех. крови, отличающихся по наличию в эритроцитах и плазме. и.

12. При переливании крови от донора к. необходимо учитывать группу крови и. при несоблюдении этих правил наблюдается. эритроцитов, приводящая к гибели человека.

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Назовите компоненты, составляющие внутреннюю среду организма. К какому виду ткани они относятся?

2. В чем значение плазмы крови?

3. Охарактеризуйте основные функции крови.

4. Назовите основные черты строения и функции эритроцитов.

5. Что вы знаете о лейкоцитах и лимфоцитах?

6. Какие клетки крови обеспечивают процесс свертывания? Охарактеризуйте его подробнее. В чем его значение?

7. Что такое иммунитет? Назовите основные виды иммунитета.

8. Кем и когда были открыты группы крови человека?

9. Что такое резус-фактор?

10. Перечислите некоторые заболевания, против которых детям делают прививки.

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Что такое анемия? Ее основные причины?

2. Почему у жителей высокогорных районов в единице объема крови содержится больше эритроцитов, чем у жителей равнин?

3. Как вы можете объяснить случаи отравления угарным газом?

4. В организме существует антисвертывающая система крови. Что это такое? Для чего она нужна?

5. Что вы знаете о гемофилии?

6. Как можно сохранить донорскую кровь?

7. Перечислите все кроветворные органы. Как регулируется кроветворение? Где разрушаются отработанные клетки крови?

8. Какую неточность вы заметили в схеме переливания крови на стр. 123 учебника?

9. В каком еще случае, кроме переливания крови, необходимо учитывать резус-фактор?

10. Почему нельзя второй раз заболеть ветрянкой?

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЕлизавета Темлякова

Презентация 8 класса на тему: "Борьба организма с инфекцией. Подготовила: Подготовила: Ученица 8 класса А Ученица 8 класса А Чиндяскина Александра.". Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Борьба организма с инфекцией. Подготовила: Подготовила: Ученица 8 класса А Ученица 8 класса А Чиндяскина Александра.

4 Существует несколько видов иммунитета: Врожденный Приобретенный И это еще не все. Несмотря на то, что многие вопросы об иммунной системе остаются пока без ответа, общие истины известны: иммунитет ослабевает под воздействием неблагоприятных факторов, в здоровом теле здоровый иммунитет, а вакцинация спасает жизни.

7 Каким образом организм человека защищается от микроорганизмов? Существуют защитные факторы организма, которые прямо направлены на борьбу с болезнетворными агентами. Это - иммунная система (специфические факторы защиты). Другие факторы - неспецифические. Они не только защищают нас от инфекций, но и выполняют ряд других функций. Например, сами по себе неповрежденная кожа и слизистые оболочки являются достаточно прочной защитой от многих возбудителей инфекционных заболеваний. Существуют защитные факторы организма, которые прямо направлены на борьбу с болезнетворными агентами. Это - иммунная система (специфические факторы защиты). Другие факторы - неспецифические. Они не только защищают нас от инфекций, но и выполняют ряд других функций. Например, сами по себе неповрежденная кожа и слизистые оболочки являются достаточно прочной защитой от многих возбудителей инфекционных заболеваний.

8 Какие заболевания называются инфекционными? Все заболевания, которые передаются от человека к человеку, или от животного к человеку, называются инфекционными. Они вызываются вирусами и микроорганизмами попадающими в организм человека. Все заболевания, которые передаются от человека к человеку, или от животного к человеку, называются инфекционными. Они вызываются вирусами и микроорганизмами попадающими в организм человека. Лихорадка Эбола - смертность достигает 80%. В настоящее время не найдено эффективное лекарство. Лихорадка Эбола - смертность достигает 80%. В настоящее время не найдено эффективное лекарство. Вирус иммунодефицита человека - ВИЧ (на фоне инфекции развивается СПИД). С 1981 года умерло около 30 миллионов человек. Сейчас инфицировано до 35 миллионов человек. Эффективной вакцины не разработано. Вирус иммунодефицита человека - ВИЧ (на фоне инфекции развивается СПИД). С 1981 года умерло около 30 миллионов человек. Сейчас инфицировано до 35 миллионов человек. Эффективной вакцины не разработано. Вирус гриппа А. От различных штаммов этого вируса в мире гибнут сотни тысяч человек. Сейчас наибольшую опасность представляет А/H1N1. Вирус гриппа А. От различных штаммов этого вируса в мире гибнут сотни тысяч человек. Сейчас наибольшую опасность представляет А/H1N1. Малярийный плазмоид (паразит, вызывающий малярию).Заражается от 300 до 500 млн. человек в год, умирает 1-3 миллионов человек. В связи с глобальным изменением климата возникла угроза распространения этого заболевания в России. Малярийный плазмоид (паразит, вызывающий малярию).Заражается от 300 до 500 млн. человек в год, умирает 1-3 миллионов человек. В связи с глобальным изменением климата возникла угроза распространения этого заболевания в России. Палочка Коха (возбудитель туберкулеза). Ежегодно заболевают до 8 млн человек, умирают 2 миллиона. В России от туберкулеза ежегодно умирает 25 тысяч человек. Эта болезнь преобладает : на ее долю приходится от 70 до 90% всех смертей от инфекционных болезней у мужчин, и от 40 до 70% у женщин. Палочка Коха (возбудитель туберкулеза). Ежегодно заболевают до 8 млн человек, умирают 2 миллиона. В России от туберкулеза ежегодно умирает 25 тысяч человек. Эта болезнь преобладает : на ее долю приходится от 70 до 90% всех смертей от инфекционных болезней у мужчин, и от 40 до 70% у женщин.

9 Виды инфекций: Локальная инфекция - местное повреждение тканей организма под действием патогенных факторов микроорганизма. Локальный процесс, как правило, возникает на месте проникновения микроба в ткани и обычно характеризуется развитием местной воспалительной реакции. Локальные инфекции представлены ангинами, фурункулами, дифтерией и пр. В некоторых случаях локальная инфекция может перейти в общую. Общая инфекция Локальная инфекция - местное повреждение тканей организма под действием патогенных факторов микроорганизма. Локальный процесс, как правило, возникает на месте проникновения микроба в ткани и обычно характеризуется развитием местной воспалительной реакции. Локальные инфекции представлены ангинами, фурункулами, дифтерией и пр. В некоторых случаях локальная инфекция может перейти в общую. Общая инфекция Общая инфекция - проникновение микроорганизмов в кровь и распространение их по всему организму. Проникнув в ткани организма, микроб размножается на месте проникновения, а затем проникает в кровь. Такой механизм развития характерен для гриппа, сальмонеллёза, сыпного тифа, сифилиса, некоторых форм туберкулёза, вирусных гепатитов и пр. Общая инфекция - проникновение микроорганизмов в кровь и распространение их по всему организму. Проникнув в ткани организма, микроб размножается на месте проникновения, а затем проникает в кровь. Такой механизм развития характерен для гриппа, сальмонеллёза, сыпного тифа, сифилиса, некоторых форм туберкулёза, вирусных гепатитов и пр. Латентная инфекция - состояние, при котором микроорганизм, живущий и размножающийся в тканях организма, не вызывает никаких симптомов (хроническая форма гонореи, хронический сальмонеллёз и др.) Латентная инфекция - состояние, при котором микроорганизм, живущий и размножающийся в тканях организма, не вызывает никаких симптомов (хроническая форма гонореи, хронический сальмонеллёз и др.)

10 Вывод: Наиболее частыми инфекционными поражениями являются острые респираторные заболевания (ОРЗ), в том числе грипп. Они вызываются различными микроорганизмами и вирусами. Иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим. Грипп передается воздушно-капельным путем. Зная это, нужно тщательно следить за чистотой воздуха, удалять пыль, изолировать больного. Многие микробы не выдерживают кипячения, их можно уничтожить хлорамином и др. дезинфицирующими средствами. Наиболее частыми инфекционными поражениями являются острые респираторные заболевания (ОРЗ), в том числе грипп. Они вызываются различными микроорганизмами и вирусами. Иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим. Грипп передается воздушно-капельным путем. Зная это, нужно тщательно следить за чистотой воздуха, удалять пыль, изолировать больного. Многие микробы не выдерживают кипячения, их можно уничтожить хлорамином и др. дезинфицирующими средствами.

Каждый ребенок хотя бы раз в жизни болел гриппом или простудой. Обычно ты заболеваешь в холодное время года, потому что вирус гриппа не любит теплую и жаркую и сухую погоду. В разгар учебного года, с ноября по март , тебе надо быть особенно осторожным и внимательным к своему здоровью, и вот почему.

Во-первых, твоя чувствительность к вирусу гриппа высокая – выше, чем у взрослых людей, которые за свою жизнь болели чаще и теперь у них более сильный иммунитет. Тебе это еще предстоит.

Заразиться вирусом гриппа может каждый, и дело здесь не только в иммунитете. Вирус гриппа, как любое живое существо, ведет борьбу за выживание, пытаясь противостоять новым лекарствам, изобретаемым человеком в надежде обезопасить себя. Поэтому каждый год вирус гриппа совершенствуется – мутирует, в результате появляются новые виды вируса – штаммы, с которыми организм человека еще не знаком, а следовательно, и защищаться не умеет. Тем не менее, от гриппа можно уберечься, для этого нужно знать несколько простых правил.

Заразиться гриппом можно:

  • находясь рядом с больным человеком, особенно если он кашляет и чихает. Это происходит, когда капельки, образовавшиеся в результате кашля или чихания инфицированного человека, попадают в рот или нос находящихся рядом людей;
  • обмениваясь предметами общего пользования или письменными принадлежностями с больными учениками, сидя с ними за одной партой без защитной повязки или пользуясь одной посудой
  • не соблюдая правил личной гигиены, таких как мытье рук перед едой, содержание в чистоте одежды и т.п.


Чтобы уберечься от заболевания гриппом и ОРВИ необходимо:

тщательно мыть руки с мылом или дезинфицирующими салфетками перед приемом пищи, после возвращения с улицы, после каждого посещения туалета;

не брать в рот посторонние предметы (ручку, карандаш и другие);

при чтении книг не облизывать пальцы;

не прикасаться немытыми руками к своему рту и носу;

во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовым платком или салфеткой, после использования выбрасывать платок (салфетку) в мусорную корзину;

избегать тесных контактов с больными людьми (стараясь, по возможности, держаться от них на расстоянии примерно 1 метра);

вести здоровый образ жизни, в том числе достаточно спать, правильно питаться и сохранять физическую активность;

избегать как переохлаждений, так и перегревания.

В нашей школе проводится вакцинация учащихся против гриппа

(вакцина Гриппол +)


Вакцинация остается одной из основных мер по защите населения от гриппа и обеспечивает существенное сокращение заболеваемости и смертности, сопровождающих эпидемии гриппа.

Противопоказания к вакцинации против гриппа: аллергия на куриный белок и компоненты вакцин, тяжелые аллергические реакции на предыдущие введения определенных вакцин, острые лихорадочные состояния и обострения хронических заболеваний.

Вакцинация проводится лишь при согласии родителей в письменном виде. Несогласные родители пишут отказ. Бланк можно взять в медицинском кабинете школы.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ГРИППА A (H1N1)2009?

Вирус гриппа A (H1N1) легко передается от человека к человеку и вызывает респираторные заболевания разной тяжести. Симптомы заболевания аналогичны симптомам обычного (сезонного) гриппа. Тяжесть заболевания зависит от целого ряда факторов, в том числе от общего состояния организма и возраста. Предрасположены к заболеванию: пожилые люди, маленькие дети, беременные женщины и люди, страдающие хроническими заболеваниями (астмой, диабетом, сердечнососудистыми заболеваниями) и с ослабленным иммунитетом.

ПРАВИЛО 1. МОЙТЕ

Часто мойте руки с мылом. Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства. Гигиена рук - это важная мера профилактики распространения гриппа. Мытье с мылом удаляет и уничтожает микробы. Если нет возможности помыть руки с мылом пользуйтесь спирт содержащими или дезинфицирующими салфетками. Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев и др.) удаляет и уничтожает вирус.

ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ

Избегайте близкого контакта с больными людьми. Соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больных. Избегайте поездок и многолюдных мест. Прикрывайте рот и нос платком при кашле или чихании. Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Гриппозный вирус распространяется этими путями. Не сплевывайте в общественных местах. Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания. Вирус легко передается от больного человека к здоровому воздушно-капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных. При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать. Избегая излишние посещения многолюдных мест, уменьшаем риск заболевания.

ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ГРИППА A (H1N1)2009?

КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА А (H1N1)2009?

Самые распространённые симптомы гриппа А(Н1N1)2009: • высокая температура тела (97%), • кашель (94%), • насморк (59%), • боль в горле (50%), • головная боль (47%), • учащенное дыхание (41%), • боли в мышцах (35%), • конъюнктивит (9%). В некоторых случаях наблюдались симптомы желудочно-кишечных расстройств (которые не характерны для сезонного гриппа): тошнота, рвота (18%), диарея (12%).

Осложнения гриппа А(Н1N1)2009:

Характерная особенность гриппа А(Н1N1)2009 — раннее появление осложнений. Если при сезонном гриппе осложнения возникают, как правило, на 5-7 день и позже, то при гриппе А(Н1N1)2009 осложнения могут развиваться уже на 2-3-й день болезни. Среди осложнений лидирует первичная вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких. Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ?

Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу. Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости. Избегайте многолюдных мест. Надевайте гигиеническую маску для снижения риска распространения инфекции. Прикрывайте рот и нос платком, когда чихаете или кашляете. Как можно чаще мойте руки с мылом.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ?

Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного. Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями. Часто проветривайте помещение. Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами. Часто мойте руки с мылом. Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.). Ухаживать за больным должен только один член семьи.


Здоровый образ жизни как профилактика гриппа и ОРВИ

Памятка по профилактике вирусного гепатита А

Памятка: Вирусный гепатит А и его профилактика

Вирусный гепатит А (его еще иногда называют желтухой) – это острое инфекционное заболевание, при котором поражается печень. Наиболее ярким признаком заболевания является желтуха, однако, в желтушной форме гепатит А переносят лишь около 20-30 % заразившихся. Хронических форм гепатита А не существует.

Заражение вирусом гепатита А происходит так же, как возбудителями острых кишечных инфекций: через грязные руки, овощи и фрукты, воду.

При несоблюдении правил личной гигиены, заразиться гепатитом А можно в любое время года, тем не менее вероятность заражения многократно возрастает в летне-осенний период, когда активизируется отдых в природных условиях, на дачах, где качество питьевой воды не всегда соответствующее, а порой отмечается и дефицит воды.

Начало заболевания напоминает симптомы гриппа или острой кишечной инфекции: повышение температуры тела, слабость, недомогание, головная боль, боли в мышцах, снижение аппетита, тошнота, рвота, жидкий стул, боли в правом подреберье или в области желудка. Вслед за этими симптомами на 3-5 день болезни появляется желтушность кожи и склер. Обращаться к врачу необходимо при первых признаках болезни, не дожидаясь появления желтухи.

Необходимо помнить о том, что заболевание легче предупредить, чем лечить. Одной из важных мер профилактики вирусного гепатита А является вакцинация, и прежде всего путешественников, туристов, отдыхающих в природных условиях, а также выезжающих в южные страны, где регистрируется высокая заболеваемость гепатитом А.

На сегодняшний день в России зарегистрированы и используются для специфической профилактики гепатита А несколько отечественных и зарубежных вакцин, которые предназначены для иммунизации как взрослых, так и детей.

Иммунизация против гепатита А проводится двукратно, с интервалом в 6-12 месяцев. Сформированный иммунитет обеспечит защиту от заболевания вирусным гепатитом А до 15 лет.

Кроме этого от заражения вирусом гепатита А защищает соблюдение элементарных правил:

- Мойте руки перед едой и после посещения туалета!

- Не пейте некипяченую воду из открытых водоемов и не мойте ею фрукты и овощи!

- Не употребляйте в пищу грязные фрукты и овощи!

На сегодняшний день вакцинация является наиболее эффективным способом предотвращения заболеваний гепатитом А, а, значит, сохраняет наше здоровье!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции