Укрепление здоровья предупреждение утомляемости нервных и инфекционных заболеваний

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья, совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов. Далеко не всегда это влияние положительно. Недостаточность информирования родителей, отсутствие системы работы педагогов по формированию здорового образа жизни, отсутствие медицинского работника в школе еще более обостряет проблему сохранения здоровья детей. Поэтому формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды актуально на современном этапе развития школы. Здоровые школьники учатся лучше. “Здоровье человека – важный показатель его личного успеха” (Д.Медведев. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”).

Состояние здоровья школьников представляет собой серьезную проблему. В связи с этим обучение школьников бережному отношению к своему здоровью – актуальная задача современного образования. Необходима система мероприятий, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; вовлечение школьников в активную деятельность по укреплению своего здоровья.

Педагоги нашей школы много лет ведут работу по сохранению и укреплению здоровья школьников.

С целью создания и укрепления мотивации к ведению здорового образа жизни в Программу развития школы включён проект “Здоровье”.

Цель проекта: формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса.

Задачи.

  • Выполнение законодательства по охране здоровья детей и обеспечению их безопасности.
  • Развитие традиций, связанных с сохранением и укреплением здоровья.
  • Укрепление материально- технической базы.
  • Формирование навыков здорового образа жизни, культуры безопасности жизнедеятельности.
  • Создание условий для сохранения психического здоровья обучающихся.
  • Формирование у участников образовательного процесса отношения к своему здоровью как ценности.
  • Организация самоаудита здоровьесберегающей деятельности школы (в начале и в конце учебного года).
  • Ключевыми направлениями деятельности школьного коллектива по сохранению и укреплению здоровья обучающихся являются:

    1. Создание необходимых условий пребывания детей в школе, безопасной и предрасполагающей к обучению школьной обстановки.
    2. Формирование устойчивой мотивации школьников вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям.
    3. Укрепление связи с родителями в деле охраны здоровья детей.
    4. Внедрение инновационных технологий, интегрирующих образовательные и оздоровительно-профилактические компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию физиологической цены обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей.

    Система обучения детей в области здоровья и формирования здорового образа жизни предполагает 4 ступени её реализации:

    1 ступень – информирование детей в области здоровьесбережения сверх обычной школьной программы по основным разделам: рациональное питание; двигательная активность; правильная организация учебы, досуга, отдыха; профилактика школьного стресса; физическая подготовленность; гигиена тела; протестные (рискованные) формы поведения. “Обратная связь” - проверка теоретических знаний школьников: проектная деятельность.

    2 ступень – освоение соответствующего возрасту уровня знаний в области формирования здорового образа жизни, включая медицинскую грамотность. “Обратная связь” - опрос, тестирование, проектная деятельность и т.д.

    3 ступень – формирование необходимого уровня навыков практического использования знаний в области здорового образа жизни. Школьник должен демонстрировать отдельные элементы медицинской активности (подсчет пульса и контроль его при физических нагрузках, контроль за своим артериальным давлением, весом, безбоязненное обращение к медицинским работникам по всем вопросам, связанным со здоровьем). “ Обратная связь” - деловые игры, проектная деятельность, проверка теоретических знаний, практических навыков.

    4 ступень – реальное улучшение здоровья, в том числе улучшение качества жизни детей, страдающих хроническими заболеваниями. “Обратная связь” - положительная динамика здоровья обучающихся.

    При реализации проекта планируется:

      Использование наработанных предыдущей программой развития форм, методов работы по данному направлению.
    1. Обновление банка данных о заболеваемости детей.
    2. Контроль физического воспитания учеников. Индивидуальная оценка физического развития ребенка.
    3. Проведение динамических пауз и подвижных перемен во время учебного дня.
    4. Организация спортивно- оздоровительных мероприятий, Дней здоровья.
    5. Вовлечение школьников в активную деятельность по укреплению здоровья, делая их полноправными партнерами в деле реализации проекта.
    6. Внедрение инновационных технологий физического воспитания; повышение привлекательности уроков физической культуры.
    7. Построение учебного процесса на принципах взаимоуважения учителей и обучающихся, развитие коммуникативных связей и партнерства.
    8. Улучшение материально-технической оснащенности и санитарно-технического состояния столовой, спортивного зала, стадиона и спортплощадки; озеленение пришкольного участка.
    9. Создание в портфолио обучающихся раздела “Здоровый образ жизни”.
    10. Проведение мониторинга факторов риска неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний и травматизма у детей и подростков учреждения.
    11. Проведение конкурсов, конференций, праздников, связанных с укреплением здоровья, пропагандой здорового образа жизни.

    Основная образовательная программа начального общего образования нашей школы с 2011 года согласно ФГОС НОО содержит Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, в которой определена основная цель — сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа предусматривает систему мероприятий: от правильной организации урока, уровня его рациональности, организации физкультминуток на уроках и динамических перемен, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности, до организации внеурочной работы, регулярного проведения спортивно-оздоровительных соревнований и бесед с детьми, их родителями (законными представителями) о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья.

    В начальной школе стали традиционными уроки здоровья, на которых у обучающихся формируется:

    - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

    - элементарные представления о единстве и взаимовлиянии физического и нравственного (душевного) здоровья человека;

    - элементарное понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

    - знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

    - первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

    - отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

    В школе разработана программа “Уроки здоровья”:

    • научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;

    • научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

    Темы занятий:

  • Вода и мыло – наши друзья.
  • Твой внешний вид.
  • Вреден полумрак.
  • Чтобы зубы были здоровыми.
  • • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

    • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

    • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, переутомление и т. п.);

    • научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

    Темы занятий:

  • Каша – пища наша. Полезные и не очень продукты питания.
  • Твой режим дня.
  • Если хочешь быть здоров – закаляйся!
  • Осанка – стройная спина!
  • • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

    • научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

    Темы занятий:

  • Как не заболеть, когда другие болеют.
  • Заболел – лечись.
  • Витамины впрок.
  • Растения лечат.
  • Цель занятий:

  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;
  • научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
  • Темы занятий:

  • Зависимость (компьютер, телевизор, сладости и т.д.)
  • Вредные привычки. Курение.
  • Вредные привычки. Алкоголь. Наркотическая зависимость.
  • Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
  • В связи с переходом начальной школы на ФГОС и введением внеурочной деятельности в школе для обучающихся 1-4 классов введена программа “Подвижные игры”.

    Формированию мотивации к ведению здорового образа жизни способствуют тематические классные часы, которые проводятся в 5-9 классах:

    Класс Дата Наименование мероприятия
    5 сентябрь “Делу – время, потехе – час” (о режиме дня пятиклассника)
    февраль “Жизнь без вредных привычек”
    6 октябрь “Фаст-фуд. Вкусно и полезно?”
    март “Вред и польза компьютера”
    7 ноябрь “Витаминопанорама”
    январь “Час здоровья: лыжная прогулка”
    8 октябрь “Безвредного табака не бывает”
    апрель “ В здоровом теле - здоровый дух”
    9 декабрь “Обвиняется наркомания”
    май “Я за здоровый образ жизни”

    Для обучающихся 1-9 классов в каждом триместре проводится общешкольное дело “День здоровья”. Формы для него педагоги подбирают разные: это может быть кросс, “Весёлые старты”, соревнования по пионерболу, настольному теннису, “Безопасное колесо”, лыжные гонки, “Зимние забавы”, игра “Зарница”, экскурсии.

    Одним из компонентов формирования культуры здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся.

    Тематика родительских собраний

    1 .Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры.

    2. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

    1. Поговорим о правильном питании.

    2. Режим дня школьника, его роль.

    1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

    2. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

    1. Телевизор в жизни семьи.

    2. Эмоции положительные и отрицательные.

    1. Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у детей. Профилактика детского травматизма.

    1. Компьютер в жизни ребёнка. “За” и “против”.

    1. Организация здорового питания подростков.

    1. Школьная форма и здоровье ученика.

    1. Курение, алкоголизм, наркомания.

    Для определения эффективности нашей работы в школе проводятся мониторинги. Мониторинг помогает корректировать деятельность педагогов по сохранению и укреплению здоровья школьников. Он позволяет установить причинно-следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся.

    В результате проделанной работы получили положительную динамику по группам здоровья, по участию и результативности в конкурсах и соревнованиях, по вопросам применения здоровье-сберегающих технологий в учебном процессе.

  • Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  • Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. – М.: Вербум-М, 2001.
  • Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы). – М: ВАКО, 2006.
  • Королев Г.М. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы. – М., 1996
  • Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе. Выпуск 3. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания. 5-7 классы: Беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. – Волгоград: Учитель, 2005.
  • Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.
  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.. Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья. Или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2008.
  • Подборка журналов “Практика административной работы”.
  • Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы. 5-9 классы. – М: ВАКО, 2006
  • Трушкина Л.Ю. Квитко Л.А., Мялицына Е.А., Шадская Т.В. В здоровом теле – здоровый дух.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  • Элементы ЗОЖ

    Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

    • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
    • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
    • отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными.
    • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
    • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
    • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
    • закаливание;

    На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
    • эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
    • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
    • духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.



    10 советов здорового образа жизни

    Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

    1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
    2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.
    3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.
    4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.
    5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.
    6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблен.
    7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.
    8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
    9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.
    10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.


    Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.


    Такое понятие как распорядок дня всё реже встречается в жизни современного человека, но этот фактор тоже имеет немаловажную роль в сохранении здоровья. Ритм жизни человека обязательно должен предусматривать время для труда, отдыха, сна, и еды. Человек, который не соблюдает режим дня, со временем становится раздражительным, у него накапливается переутомление, такие люди чаще подвержены стрессу и заболеваниям. К сожалению, современному человеку сложно поддерживать хороший распорядок дня, приходится жертвовать временем, отведённым на сон, принимать пищу только тогда когда на это есть время, и т. д. Правильный распорядок дня поможет не только сохранить здоровье, но и лучше организует Ваше время.
    Также наше здоровье зависит от хорошего сна. Достаточный сон необходим для нормальной деятельности нервной системы. Потребность во сне у разных людей может быть разная, но в среднем рекомендуется спать не менее 8 ч. Регулярное недосыпание ведёт к снижению работоспособности и сильной утомляемости. Для того чтобы Вас не мучила бессонница необходимо за 1 ч. до сна прекратить физическую или умственную работу. Последний приём пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч. до сна. Спать лучше в хорошо проветриваемой комнате, а также желательно ложиться спать в одно и тоже время.
    Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 20-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. Занятия бегом оказывают положительное влияние на нервную и эндокринную системы. Ходьба помогает избавиться от лишнего веса. Подсчитано, что за 1 час быстрой ходьбы сгорает до 35 граммов жировой ткани.
    Не стоит забывать о здоровом образе жизни и людям старшего возраста. Даже пожилому человеку необходимы физические нагрузки оптимальные для его возраста. При недостаточной физической активности у пожилых людей развивается ожирение, болезни обмена веществ, возрастает риск сахарного диабета, нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта. Стоит помнить о том, что физические нагрузки в таком возрасте должны быть дозированными и соответствовать возрасту.

    6. Программа формирования

    здорового и безопасного

    6.1. Пояснительная записка

    В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Комплексная программа укрепления здоровья в нашей школе – это совокупность мероприятий, направленная на обеспечение здоровья и благополучия субъектов УВП.

    · факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей;

    · комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

    · особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.

    6.2. Обоснование необходимости реализации Программы

    Село Левашово расположено на территории Некрасовского района Ярославской области.

    Ведущей отраслью района является сельское хозяйство, которое в настоящее время находится в критическом состоянии. Другие отрасли экономики не получили здесь своего развития, поэтому уровень безработицы очень высокий. Таким образом, сложная социально-экономическая ситуация в селе усугубляется низким уровнем культуры населения, в т.ч. питания, неблагоустроенным жильём (в домах отсутствует канализация, вода, поступающая по старому водопроводу, с повышенным содержанием железа).

    Все эти обстоятельства негативно влияют на состояние здоровья населения.

    Причинами ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения являются также школьные факторы риска нарушения здоровья, в т. ч. :

    • совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и разными психофизическими качествами;
    • недостаточная дифференциация содержания учебных предметов;
    • перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями;
    • неблагоприятный психологический микроклимат в детских коллективах;
    • неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки и др.

    Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений деятельности нашего ОУ, т. к. школа является одним из главных инициаторов и исполнителей культурного просвещения учащихся и взрослого населения в селе.

    6.3. Ресурсное обеспечение Программы

    МОУ Левашовская СОШ представляет собой трёхэтажное здание кирпичной конструкции общей площадью 1413 кв. м, территория земельного участка школы . В школе имеются 20 кабинетов, спортзал и малый тренажёрный зал, столярная мастерская, библиотека, актовый зал и столовая. Во дворе находится спортивная площадка. К школе примыкает парк.

    Информационные ресурсы школы:

    · количество книг в библиотеке в расчёте на одного учащегося 58 шт.;

    · суммарное время пользования Интернетом на одного учащегося в год 7 ч;

    · количество учащихся на один компьютер 23 чел.

    · соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

    · наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

    В школе имеется столовая на 80 мест, пищеблок, где имеются все необходимые условия для хранения продуктов и приготовления пищи.

    · организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

    Обучающиеся начальной школы охвачены горячим питанием (полный обед). Имеется 10 — дневное меню, утверждённое Роспотребнадзором.

    · оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

    Имеется спортивный зал (общая площадь 120 м 2 ), где имеется всё необходимое оборудование для осуществления образовательного процесса по предмету физическая культура, работы спортивных кружков и секций, внеурочной деятельности:

    1. Козёл гимнастический

    2. Стенка гимнастическая

    3. Скамейка гимнастическая жёсткая

    4. Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания)

    5. Мячи: малый (мягкий), баскетбольные

    6. Скакалка детская

    7. Мат гимнастический

    8. Акробатическая дорожка

    9. Обруч пластиковый детский

    10. Флажки стартовые

    11. Лента финишная

    12. Лыжи детские (с креплениями и палками)

    13. Сетка для переноса и хранения мячей

    15. Контейнер с комплектом игрового инвентаря

    · наличие помещений для медицинского персонала;

    Медицинское сопрвождение обучающихся осуществляет Левашовский ФАП и Центральная районная больница

    · наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

    Оздоровительную работу с обучающимися осуществляют специалисты: учитель физической культуры

    6.4. Стратегические цели по оздоровлению школьников и пропаганде здорового образа жизни

    Программа преследует следующие стратегические цели:

    · поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся;

    · создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.

    Задачи, решение которых обеспечивает достижение заявленных целей

    · сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

    · научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

    · научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

    · сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

    · сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

    · дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей ( сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п. ), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

    · дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

    · обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки ( релаксации );

    · сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

    · сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

    · сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста развития.

    6.5. Сроки реализации Программы

    Программа рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

    Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

    Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы

    Реализация дополнительных образовательных программ

    Просветительская работа с родителями (законными представителями)


    6.6. Основные направления деятельности

    6.6.1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

    · соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

    · наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

    · организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

    · оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным инвентарём;

    · наличие помещений для медицинского персонала;

    · наличие необходимого ( в расчёте на количество обучающихся ) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися ( логопеды, учителя физической культуры, психологии, медицинские работники ).

    Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

    6.6.2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

    направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом черезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

    · соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки ( выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях ) учащихся на всех этапах обучения;

    · использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся ( использование методик, прошедших апробацию );

    · введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

    · строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

    · - индивидуализация обучения ( учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности ), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

    Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

    6.6.3. Эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы,

    направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья, включает:

    · полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья ( на уроках физкультуры, в секциях и т. п. );

    · рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно- двигательного характера на ступени начального общего образования;

    · организацию занятий по лечебной физкультуре;

    · организацию часа активных движений ( динамической паузы ) между 3-м и 4-м уроками;

    · организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

    · организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

    · регулярное проведение спортивно – оздоровительных мероприятий ( дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

    Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

    6.6.4. Реализация дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности предусматривает:

    · внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

    · проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.;

    Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

    · интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

    · проведение часов здоровья;

    · проведение классных часов;

    · занятия в кружках;

    · проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

    · организацию дней здоровья.

    6.6.5. Просветительская работа с родителями ( законными представителями ) включает:

    · лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т.п.;

    · приобретение для родителей ( законных представителей ) необходимой научно- методической литературы;

    · организацию совместной работы педагогов и родителей ( законных представителей ) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

    6.7. Ожидаемые результаты реализации Программы

    Ожидаемые результаты заключаются в следующем:

    · сохранение и по возможности укрепление психосоматического здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ;

    · формирование осознанного ценностного отношения школьников и их родителей к здоровью как основному фактору успеха подрастающего поколения на последующих этапах жизни;

    · повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;

    · улучшение взаимодействия семьи и ОУ, ОУ и социума при организации здоровье-сберегающей деятельности школы.

    6.8. Критерии оценки достижения результатов

    Критериями оценки результативности здоровьесберегающей деятельности школы являются следующие показатели:

    · желание учащихся посещать школу и оставаться в ней после окончания уроков;

    · активность и заинтересованность школьников и их родителей в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья;

    · позитивные изменения психологического климата в педагогическом и детских коллективах;

    · позитивные результаты мониторинга психосоматического здоровья учащихся.

    6.9. Организация контроля исполнения Программы

    6.10. В программе принимают участие:

    · Члены педагогического коллектива;

    6.11. Деятельность по реализации программы предполагает:

    · Объединение учащихся в соответствии с их спортивными интересами для организации спортивных секций (баскетбол, футбол, лёгкая атлетика, настольный теннис, шашки и т.д.).

    • Проведение Дней здоровья, спортивных праздников и состязаний, игр.
    • Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний.
    • Организацию экскурсий, походов.
    • Пропаганду здорового образа жизни детей.
    • Организацию интересного и плодотворного досуга. В том числе и в каникулярное время.
    • Привлечение внимания родителей, общественных организаций, учреждений села к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.

    6.12. Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы:

    1) Учёт состояния здоровья детей:

    -анализ медицинских карт учащихся;

    -определение групп здоровья;

    -учёт посещаемости занятий;

    -контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

    2) Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

    -организация работы спортивных секций;

    -динамические паузы для учащихся 1-х классов;

    -динамическая перемена для учащихся 2-4-х классов;

    -организация летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным прибыванием.

    3) Урочная и внеурочная работы:

    -открытые уроки физической культуры, ОБЖ;

    -открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;

    б) шашки и шахматы

    в) настольный теннис

    г) легкая атлетика

    4) Основные направления пропаганды здорового образа жизни:

    -тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;

    -совместная работа с учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;

    -обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;

    -пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки физической культуры и ОБЖ.

    5) Соревнования и спортивные праздники:

    - Дни бегуна, прыгуна;

    - Общешкольные соревнования по баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, пионерболу, лыжным гонкам и др.

    -русские народные игры, олимпийские игры, подвижные игры.

    6) Профилактика заболеваний учащихся:

    -организация медицинского обследования;

    -соблюдение гигиенических норм и правил для учащихся;

    -соблюдение норм освещения и отопления в классах и школе;

    -осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся;

    -беседы, лекции, просмотры фильмов;

    7) Тематические классные часы по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:

    - инструктажи по предупреждению травматизма;

    - беседы по правилам дорожного движения.

    8) Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни:

    9) Диагностика учащихся по проблеме формирования здорового образа жизни:

    6.13. Улучшение системы питания:

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции