Творческие работы по инфекции


На кафедре обучаются студенты 5-6 курсов педиатрического факультета, в 10 и 11 семестрах, интерны, ординаторы, слушатели последипломного образования.

Важным условием сознательного и прочного приобретения знаний и навыков является обязательная систематическая самостоятельная подготовка студентов к практическим занятиям. Ежедневно даются конкретные домашние задания, и про­водится контроль самостоятельной подготовки студентов. При проведении практи­ческих занятий от студента требуется максимальная само­стоятельность в подходах к решению практических вопросов, умение применять полученные знания в конкретных ситуациях. Включение в каждое практическое занятие элементов учебно-исследователь­ской работы студентов (УИРС) развивает у студентов творческий подход к изучаемым во­просам, повышает их интерес и активность, способствует более прочному усвоению учебного материала.Работая в инфекционном отделении, студент знакомится с осо­бенностями работы приемного покоя, инфекцион­ных отделений, с правилами госпитализации заразных боль­ных, учится правильному сбору анамнеза и обследованию, изучает принципы лечения и профилактики дет­ских инфекций.

За время работы в клинике каждый студент самостоятельно обследует больных и ведет историю болезни.

При самостоятельной работе студента у постели больного ассистент следит за правильностью сбора анамнеза, умением по­дойти к больному ребенку, найти с ним контакт, за приемами и точностью объективного обследования. По окончании курации ассистент проводит обход больных, во время которого куратор докладывает все данные о больном, обосновывает диагноз, на­мечает план лечения и обследования. Ассистент только дает направление беседе и при активном участии студентов исправ­ляет допускаемые ошибки. При проведении обхода проверяется степень подготовки студента к занятию, понимание патогенеза и индивидуальных особенностей случая, правильность и глубина клинического обследования больного, фиксируется внимание на основных вопросах запланированной темы, на методах диагно­стики, дифференциальном диагнозе, лечения, профилактики в условиях стационара и поликлиники. Оценка знаний каждого студента фиксируется ежедневно в электронном дневнике.

По завершению цикла проводится за­ключительное собеседование по пройденным темам с акцентом на особенности обслуживания инфекционных больных в усло­виях поликлиники, обсуждается качество ведения больных и истории болезни, правильность дифференциальной диагностики, подводятся итоги занятий, и дается оценка знаний каждого сту­дента по балльно- рейтинговой системе.

Для подготовки к занятию студент пользуется следующей ли­тературой:

  1. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни у детей: М., ГЭОТАР-Медиа., 2013г.
  2. Тимченко В.Н. Инфекционные болезни у детей. Учебник для педиатрических факультетов мед. вузов, 2001
  3. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей.
  4. ГЭОТАР, Мед.- 1998.
  5. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. М., Медицина,1990
  6. Лекционный материал.
  7. Учебно-методическими пособиями для студентов 5 и 6 курсов педиатрического факультета.

Перечень практических навыков, методик и данных

лабораторного обследования, подлежащих выполнению на практических занятиях студентами

  1. Подсчет пульса, дыхания и их графическая запись на температурной кривой.
  2. Измерение артериального давления.
  3. Взятие кала для копрологических, бактериологических и вирусологических исследований.
  4. Оценка и регистрация стула.
  5. Взятие материала (из зева, носа, глотки, гортани, глаз, кожи, уретры и др.) для бактериоскопического, бактериологического и вирусологического исследований.
  6. Интерпретация данных лабораторного обследования (анализы крови, мочи, протеинограмма, спинномозговая жидкость, показатели функции печени и др.).
  7. Постановка внутрикожных проб.
  8. Промывание желудка.
  9. Ингаляция.
  10. Организация и проведение дезинфекции.
  11. Выписка рецептов.
  12. Составление направления в больницу.

Изучению подлежат следующие нозологические формы:
примерный тематический план лекций на 10 и 11 семестры

  1. Введение Принципы лечения инфекционных заболеваний у детей
  2. Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний
  3. Грипп и другие респираторные вирусные инфекции у детей
  4. Дифтерия
  5. Менингококковая инфекция
  6. Корь, краснуха
  7. Стрептококковая инфекция. Скарлатина
  8. Герпетическая инфекция (ветряная оспа, простой герпес, инфекционный мононуклеоз, ЦМВ- инфекция)
  9. Коклюш
  10. Иерсинеозы
  11. Гепатит А, Е
  12. Гепатиты В, D, С
  13. Хронические гепатиты у детей
  14. ОКИ бактериальной этиологии
  15. ОКИ вирусной этиологии
  16. Брюшной тиф
  17. ВИЧ-инфекция
  18. Энтеровирусные инфекции. Полиомиелит
  19. Инфекционные заболевания сопровождающиеся лимфоаденопатией
  20. Поражение ЦНС при инфекционных заболеваниях у детей
  21. Оппортунистические инфекции: токсоплазмоз, кандидоз
  22. Природно-очаговые и другие зоонозные инфекции

Тематический план практических занятий в 10 и 11 семестре

  1. Гепатит А, Е
  2. Гепатит В и D
  3. Гепатит С
  4. Хронические вирусные гепатиы у детей
  5. Шигеллезы
  6. Сальмонеллезы
  7. Эшерихиозы
  8. Кишечный иерсиниоз
  9. Ротавирусная инфекция
  10. Брюшной тиф.Паратифы
  11. Ботулизм у детей
  12. Острые респираторные инфекции
  13. Дифференциальная диагностика острых респираторных заболеваний вирусной и бактериальной этиологии
  14. Синдром крупа
  15. Заболевания, вызываемые вирусами семейства герпеса (ЦМВ, простой герпес, ветряная оспа, опоясывающий лишай)
  16. Инфекционный мононуклеоз (инфекционные заболевания, сопровождающиеся лимфоаденопатией: листериоз, туляремия, болезнь кошачьих царапин)
  17. Стрептококковая инфекция. Скарлатина
  18. Менингококковая инфекция. Менингиты и энцефалиты при инфекционных заболеваниях у детей
  19. Инфекционные заболевания, сопровождающиеся экзантемами.
  20. Корь,краснуха
  21. Дифтерия. Инфекционные заболевания, сопровождающиеся ангиной
  22. Паротитная инфекция
  23. Природноочаговые и другие зоонозные инфекции у детей
  24. Гемофильная инфекция
  25. Микоплазменная инфекция
  26. Коклюш.Паракоклюш
  27. Пневмококковая инфекция.
  28. Хламидофилез и хламидиоз
  29. Энтеровирусная инфекция.
  30. Полиомиелит

Дифтерия изучается путем разбора архивных историй бо­лезни.

Заключительное собеседование проводится после каждого цикла занятий – в весеннем семестре только по пройденным темам, в осеннем – по всему учебному материалу курса с оценкой знаний студента по пятибальной системе (экзамен). При оценке знаний студентов учитывается их клиническая подготовка, теоретический уровень, а также посе­щаемость лекций.

Пособия изданные на кафедре:

  1. Шашина А.А., Дифференциальная диагностика заболеваний протекающих с синдромом экзантемы. Учебно-методическое пособие. Астрахань.-1989.-15с. соавторы: Марусева И.А., Ратьева И.А.
  2. Колоколов В. А. Лечение ОКИ энтеросорбентами. Учебно-методическое пособие. Г.Астрахань.- 1997г.-30с.
  3. Харченко Г.А. Фитотерапия инфекционных заболеваний у детей. Астрахань.-1999г.- 90с.
  4. Марусева И.А. Вопросы клиники, диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней у детей. Астрахань.-1999г.- 210с.
  5. Харченко Г.А. Внутриутробные инфекции у детей. Астрахань.-2001г.-185с.
  6. Харченко Г.А. Астраханская риккетсиозная лихорадка у детей. Учебно-методическое пособие.-2002-30с.
  7. Харченко Г.А. Дисбактериоз кишечника у детей. Учебно-методическое пособие. Г. Астрахань.-2002-40с. соавтор В.А. Колоколов.
  8. Харченко Г.А. Дифтерия у детей ( клиника, диагностика, лечение, профилактика) Астрахань.-2003г.-45с. соавт. С.Е. Батаева.
  9. Харченко Г. А. Грипп (клинико-эпидемиологическое исследование), учебно-методическое пособие. Астрахань-2004, 40с. соавт. В.С. Буркин
  10. Харченко Г.А. Справочник инфекциониста. Москва.- 2004.-351с. Совместное издание с авторским коллективом Московского государственного медико- стоматологического университета.
  11. Харченко Г.А. Тяжелый острый респираторный синдром (атипичная пневмония). Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика. Учебно-методическое пособие, Астрахань – 2005, 46с. соавт. Буркин В С..
  12. Харченко Г.А. Инфекционные заболевания у детей. Протоколы диагностики и лечения. Учебное пособие с грифом УМО г. Ростов на Дону, Феникс 2007 – 325 с, соавт. Оганесян Ю.В., Марусева И.А.
  13. Харченко Г.А. Кишечные инфекции у детей раннего возраста. г. Ростов на Дону, издательство Феникс- 2007 –286с, соавт. А.В. Буркин.
  14. Харченко Г. А. Оральная регидратационная терапия кишечных инфекций. Учебно-методическое пособие. Астрахань.-2007.-60с. соавт. В.С. Буркин.
  15. Харченко Г.А. Протоколы диагностики и лечения инфекционных заболеваний у детей (в двух книгах). Астрахань.-2007.-480с. соавт. И.А. Марусева.

Наличие 6 детских профильных отделений в больнице и достаточных площадей на кафедре позволяет максимально оптимизировать учебный процесс, и обеспечивает комфортные условия обучения для студентов.

Информация

Для улучшения усвоения студентами знаний на кафедре сформированы методические папки по темам практических занятий (34 - по инфекционным болезням, 11 – по эпидемиологии, 42 – по детским инфекционным болезням). По всем темам занятий имеются методические разработки, учебные истории болезни, составлены микротаблицы (содержащие современные классификации, схемы патогенеза, алгоритмы диагностики и лечения), трехуровневые тесты и ситуационные задачи с эталонами ответов. Сотрудникам снято более 50 видеоматериалов о пациентах с отдельными инфекционными заболеваниями. Подготовлены блоки тест-контролей для зачетных занятий.

В распоряжении кафедры имеется 11 учебных комнат. Каждая учебная комната закреплена за конкретным преподавателем.

Для повышения качества обучения и систематизации знаний по инфекционным болезням сотрудниками кафедры постоянно разрабатываются и готовятся к публикации учебные пособия. В настоящее время в учебном процессе используется более 30 пособий для студентов, ординаторов и врачей по различной инфекционной патологии и вопросам дифференциальной диагностики.

Профессор А. Л. Бондаренко является аккредитованным экспертом Росаккредагенства, экспертом Минздрава РФ по проведению экспертизы качества создания единой базы оценочных средств для первичной аккредитации специалистов.

Основные научные направления кафедры: вирусные гепатиты, природно-очаговые заболевания Кировской области (Лайм-боррелиоз, клещевой энцефалит).

За научную деятельность в 2006, 2009 и 2016 гг. д.м.н., профессор, зав. кафедрой инфекционных болезней А.Л. Бондаренко признана лучшим ученым Кировского ГМУ.

Многолетняя научная работа на кафедре инфекционных болезней привела к защите ряда диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата медицинских наук.

Также защищены 20 кандидатских диссертаций:

Н.Ю.Быстрых "Клиническая оценка антигенов гистосовместимости в изучении хронизации Лайм-боррелиоза", Москва, 2006, науч. рук. проф. А.Л. Бондаренко;

С момента основания кафедры функционирует студенческое научное общество (СНО) по инфекционным болезням. Ежегодно в работе СНО принимают участие 20-30 студентов 4 - 6 курсов лечебного и педиатрического факультетов. Деятельность СНО на нашей кафедре построена таким образом, что каждый участник может найти занятие, соответствующее его интересам, позволяющее в полной мере раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал. Работа Кружка развивается в двух направлениях: тематические заседания и научная деятельность. Тематические заседания на кафедре проходят ежемесячно, они посвящены интересным и актуальным проблемам инфекционной патологии, дифференциальной диагностике инфекционных болезней. Каждое заседание СНО проходит на высоком уровне. Студенты подробно освещают тот или иной вопрос, используя при этом данные современной литературы, наглядные иллюстративные материалы (схемы, рисунки, таблицы); делают разборы историй болезни, совершенствуя навыки клинического мышления. Научная работа членов СНО на кафедре разнообразна. Основные направления научной деятельности студентов - природно-очаговые инфекции Кировской области, вирусные гепатиты, иерсиниозы, проблема ВИЧ-инфекции.

Чуткий индивидуальный подход научных руководителей к каждому студенту позволяет реализовать себя в качестве молодого ученого. Результатом этого является личное участие студентов в итоговых Всероссийских научных конференциях, в том числе с международным участием, публикация своих работ в сборниках тезисов и научных статей.

Дипломами первой степени были награждены наши студенты на VII Международной Пироговской научной медицинской конференции студентов и молодых ученых в г. Москва, март 2013 (Садыкова Е. М., Казаринова Т. Ю.);

В 2018/2019 году члены СНО выступали с устными докладами на Всероссийских и международных научно-практических конференциях студентов и молодых ученых с международным участием в различных городах Российской Федерации (Киров, Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Смоленск, Самара, Екатеринбург, Уфа).

Характеристика клинической базы

Больница является единственным специализированным инфекционным стационаром в г. Кирове и области, где оказывается медицинская помощь больным с инфекционной патологией. Первый специализированный инфекционный стационар на Вятской земле появился в 1955 году. С 1976 года были объединены территориально и административно детский и взрослый инфекционный стационар в здании вновь выстроенной Кировской инфекционной больницы. Лечебная база располагает достаточным коечным фондом. В стационар госпитализируются больные с самыми разнообразными нозологическими формами. Это создает условия для полноценного обучения специалистов. Главные врачи стационара - А.П. Катаев, А.А. Шубин, А.А. Осокина, О. А, Редькина оказывали кафедре постоянную помощь в организации учебного процесса.

Инфекционная больница оказывает стационарную помощь больным как с острыми инфекционными заболеваниями, так и с хроническими инфекциями (хронические вирусные гепатиты, хронический Лайм-боррелиоз).

Организационно-методическая и лечебная работа:

Профессор А. Л. Бондаренко награждена почетными грамотами Минздрава РФ и правительства Кировской области.

Профессор А. Л. Бондаренко и профессор Е. О. Утенкова являются отличниками здравоохранения РФ.

Почетными грамотами Департамента здравоохранения Кировской области многократно награждены профессор А. Л. Бондаренко, профессор Е. О. Утенкова, доцент Т. И. Калужских, доцент Т. В. Егорова, доцент С. В. Аббасова.

Регулярно проводится анализ работы инфекционной больницы - профессор А.Л.Бондаренко;

участие в составлении плана развития инфекционной службы города и области - профессор А.Л.Бондаренко;

проведен анализ исходов Лайм-боррелиоза по материалам городской поликлиники №1 за 2000 - 2004 г.г. - проф. А.Л. Бондаренко, доц. Е.О. Утенкова, март-май 2005 г.;

дана клинико-эпидемиологическая характеристика микст-инфекции клещевого боррелиоза и энцефалита в Кировской области за последние 10 лет - проф. А.Л. Бондаренко, асс. И.В. Зыков;

дана клинико-эпидемиологическая характеристика клещевого энцефалита в Кировской области за последние 10 лет - проф. А.Л. Бондаренко, доц. Е.О. Утенкова, доц. Е.Г. Тихомолова;

дана развернутая клинико-патогенетическая характеристика раннего периода Лайм-боррелиоза - профессор А.Л. Бондаренко, доц. Е.Г. Тихомолова, доц С.В. Аббасова;

постоянно проводится диспансерное наблюдение детей, перенесших Лайм-боррелиоз - асс. Т. В. Егорова;

проведен анализ клинических проявлений и исходов геморрагической лихорадки с почечным синдромом в Кировской области за последние 10 лет - проф. А.Л. Бондаренко, доц. Е. О. Утенкова;

постоянно проводится лечение и диспансерное наблюдение больных хроническим вирусным гепатитом В, С - проф. А. Л. Бондаренко;

проанализированы клинические проявления, исходы, результаты лечения больных гепатитом С - проф. А. Л. Бондаренко, асс. С.В. Барамзина;

постоянно проводится диспансеризация больных микст-гепатитами - профессор А.Л.Бондаренко, асс. М. В. Савиных;

проведен клинико-эпидемиологический анализ заболеваемости иерсиниозами по материалам инфекционной больницы г. Кирова и инфекционных отделений ЦРБ Кировской области за десять лет г.г. - профессор А.Л. Бондаренко, асс. И. В. Зыкова;

проведен клинико-эпидемиологический анализ заболеваемости менингококковой инфекцией по материалам инфекционной больницы г. Кирова за последние 10 лет - профессор А.Л. Бондаренко;

проведен клинико-эпидемиологический анализ заболеваемости инфекционным мононуклеозом в Кировской области Кировской области за 10 лет - профессор А.Л. Бондаренко, доц. Т.И. Калужских, асс. С.В. Барамзина;

проанализированы клинические проявления, осложнения, исходы дифтерии в Кировской области - доц. Т.И. Калужских;

проведение профессорами и доцентами кафедры клинических конференций для врачей инфекционной больницы;

организация и проведение областных, межрегиональных научно-практических конференций для инфекционистов, терапевтов, педиатров, гематологов, невропатологов, акушеров и гинекологов.

Профессора и доценты кафедры регулярно консультируют пациентов в инфекционной больнице и в других ЛПУ города и области.

Подготовка врачей-интернов и ординаторов

За время существования кафедры с 1990 по специальности инфекционные болезни прошли обучение более 50 клинических ординаторов и интернов.

Ординаторы кафедры ежедневно курируют 10-12 больных во всех отделениях инфекционной больницы, где совершенствуют свои практические навыки в соответствии с профилем отделения. Кроме инфекционной больницы обучение проводится в терапевтических отделениях больниц города, туберкулезном и кожно-венерологическом диспансерах. В план работы обязательно входит двухнедельная стажировка в кабинете инфекционных заболеваний одной из поликлиник города, где интерны и ординаторы осваивают особенности работы врача-инфекциониста в условиях поликлиники. Согласно индивидуальному плану, ординаторы и интерны в течение месяца проходят стажировку по месту будущей работы.

За период обучения ординаторам профессор и доценты кафедры читают лекции и проводят семинары согласно рабочим программам, разработанным на основе государственных стандартов Минздрава России. Молодые специалисты принимают активное участие в консилиумах, клинических разборах, проводимых зав. кафедрой. Молодые врачи также участвуют в клинических патологоанатомических конференциях, заседаниях областного общества инфекционистов.

Еженедельно доцентами кафедры проводится обход в отделениях инфекционной больницы. Во время обхода разбираются больные, курируемые интернами и ординаторами. Проверяется овладение ими практическими навыками.

Ординаторы постоянно проводят большую научно-исследовательскую работу. Выступают на конференциях молодых ученых, публикуют статьи и тезисы в региональной, центральной, международной печати. Принимают участие в организации и проведении конференций 6 курса и СНО.

ИсторияГрупп

Высшее медицинское учебное заведение в г. Кирове начало свою историю в 1987 году как филиал Пермского государственного медицинского института, созданный по распоряжению Совета Министров СССР 705-Р от 02.04.1987 и приказу министра здравоохранения РСФСР №333 от 30.04.1987. В 1994 году после успешной аттестации филиалу был присвоен статус Кировского государственного медицинского института, а в 1999 года - Кировской государственной медицинской академии. В 2016 году академия была переименована в университет.

В июле 1990 года под руководством заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного работника высшей школы, доктора медицинских наук, профессора В.Н. Дроздова организована кафедра инфекционных болезней с курсами детских инфекций, эпидемиологии и военной эпидемиологии.

Были развернуты научные работы по краевой инфекционной патологии Волго-Вятского региона. В.Н. Дроздов всегда поддерживал тесные научные контакты с кафедрами детских инфекций и инфекционных болезней многих медицинских вузов страны (Москва, Санкт-Петербург, Тбилиси, Ташкент, Свердловск, Барнаул, Хабаровск, Иваново и другие). Серия крупных работ выполнена им совместно с кафедрой биохимии в Кемерове и Кирове по биохимии околоплодных вод и патологии плаценты при внутриутробных инфекциях. Штатными сотрудниками кафедры на момент ее основания являлись: д.м.н., профессор В.Н. Дроздов, к.м.н., доцент Ю.В. Золотарев, ассистенты - к.м.н., О.А. Тимощук, А.А. Паршин, ст. лаборант Е.О. Утенкова. В сентябре 1994 г. заведующим кафедрой стал к.м.н., доцент Ю.В. Золотарев. С февраля 1997 г. кафедру инфекционных болезней возглавляет д.м.н., профессор А.Л. Бондаренко. В 2003 году был создан курс инфекционных болезней факультета повышения квалификации. В 2005 году ФПК преобразован в институт последипломного образования. В настоящее время на кафедре проводятся внебюджетные циклы общего усовершенствования для врачей – инфекционистов. Сотрудники кафедры читают лекции для педиатров, терапевтов и акушеров- гинекологов на кафедрах ИПО.

Клиническую ординатуру и интернатуру на кафедре окончили С.А. Демин, П.И. Серафимин, Н.В. Тарасова, Т.В. Егорова, М.С. Григорович, Л.А. Лопатина, Е.В. Штейн, В.Л. Желтикова, С.В. Аббасова, Т.Н. Чудинова, А.В. Кропанев, Е.В. Колодкина, О.В. Семченкова, Е.А. Рассохина, С.В. Смирнов, И.В. Зыкова, Л.В. Комарова, И.С. Щёкина, Д.В. Усенко, И.Ю. Скворцова, Д.В. Печёнкин, В.Г. Плотникова, Н.Л. Широнина, Е.Р. Ельшина, М.В. Савиных, В.Н. Устюжанинов, О.Н. Любезнова, Н.А. Медведева, Н.А. Седельникова, Л.А. Косолапова, Е.Л. Контякова, Д. Н. Вахрушев, М. Р. Хорошайло, В.В. Сапожникова, Т.Ю. Казаринова, И.В. Плюснина, В. В. Бондаренко, А.И. Слобожанинова, Е.А. Смирнова, Е.В. Наговицына, А.С. Зеленский, М.В. Фоминых, М.С. Кулик, К.Г. Коробицын, А.С. Копосова, М.А. Богер, И.С. Кассина, Ю.С. Колупаев, М.Н. Зворыгин, Ю.С. Завражных, Н. М. Попонин. В настоящее время обучение в клинической ординатуре проходят А. С. Хлыбова, Т. А. Васильева, Ю. П. Слобожанинова, Е. А. Рохин.

Последипломное обучение в аспирантуре прошли В.Н. Устюжанинов, М.В. Савиных, С.В. Барамзина, О.Н. Любезнова, Н.Ю. Быстрых, В.Г. Плотникова, Н.А. Седельникова, Т.В. Жолобова, Е.Л. Контякова, В. В. Сапожникова. В настоящее время в аспирантуре обучается Н. М. Попонин.

За прошедшее время (1990-2018 гг.) на кафедре защищены 2 докторские - Ю.В. Золотарев, Е.О. Утенкова и 20 кандидатских диссертаций.

За годы существования в учебном процессе на кафедре принимали участие работники практического здравоохранения - врачи Кировской инфекционной больницы. Ассистентами-совместителями на кафедре работали Г.Г. Стефанова (врач высшей категории), П.И. Славинский (врач высшей категории), Л.В. Малкова (врач первой категории), Е.Г. Зайцева (врач первой категории), С.В. Егорова (врач высшей категории), Н.Д. Лигостаев (врач высшей категории), Т.В. Глушкова (врач высшей категории), Е.П.

Тихомолова (врач высшей категории), А.С. Чемоданов (врач высшей категории), Ю.Б. Жидков (врач высшей категории), Л.Г Шулятьева (врач высшей категории), А.Н. Красных (врач высшей категории), О.М. Исупова (врач высшей категории), М.В. Попонин (врач высшей категории), А.А. Головенкин (врач высшей категории), Ю.Г. Вотяков (врач высшей категории), В.И. Жуйкова (врач высшей категории), Т.В. Ашихмина, Е.Л. Контякова.

Кафедрой проводится совместная лечебная работа с лечебно-профилактическими учреждениями г. Кирова и области:.С января 2003 года сотрудники кафедры участвуют в повышении квалификации работников практического здравоохранения - проводят циклы усовершенствования для врачей г. Кирова и Кировской области, Нижегородской области, республики Коми.

совместное с итальянским обществом инфекционистов и паразитологов изучение современных особенностей клинических проявлений и лечения хронических вирусных гепатитов (проф.А.Л.Бондаренко);

участие в создании и работе Всероссийского гепатологического форума (проф.А.Л.Бондаренко);

участие в академической мобильности преподавателей с Казахским национальным медицинским университетом (Казахстан, г.Алма-Ата), Тернопольским медицинским университетом (Украина), Витебским медицинским университетом (Беларусь).

Что такое инфекционные заболевания

Сколько времени существует человечество, столько же сопровождают его инфекционные болезни. Инфекционные заболевания - это обширная группа нозологических форм болезней, вызывают их специфические возбудители, эти заболевания заразны, после их перенесения, как правило, формируется специфический иммунитет. Инфекционные болезни по распространенности занимают второе-третье место среди прочих болезней в мире. По данным ВОЗ, примерно 33 % людей умирает от инфекционных болезней. Каждая инфекция имеет своего определённого возбудителя. Развитию инфекционной болезни способствуют три главных компонента:

  • источник инфекции
  • пути передачи инфекции
  • восприимчивость организма к инфекции

Инфекционный процесс имеет три стадии

  • взаимодействие микроорганизма с эпителием
  • преодоление факторов иммунной защиты
  • токсической действие

По характеру возбудителя инфекционные болезни подразделяются на болезни, вызванные: бактериями, бактериальными токсинами, вирусами, микоплазмой, хламидиями, паразитами, грибками, гельминтами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Различают три главные среды обитания возбудителей инфекционных заболеваний:

  • человек (антропонозные инфекции),
  • животные (зоонозные инфекции),
  • окружающая среда (сопорозные инфекции).

По типу механизма передачи инфекции болезни подразделяются на:

  • кишечные инфекции
  • инфекции дыхательных путей
  • трансмиссивные инфекции
  • инфекции наружных покровов

С момента проникновения возбудителя в организм до появления первых симптомов должно пройти определенное время. Этот временной промежуток носит название инкубационный период. В зависимости от вида заболевания его продолжительность может быть разной. Когда появляются первые симптомы заболевания наступает продроманный период. В этот период наблюдается слабость, недомогание, головная боль, незначительное повышение температуры тела. Затем следует период разгара, когда симптомы максимально выражены, его длительность в зависимости от инфекции может быть различной. Далее напутает угасание клинических проявлений и затем следует стадия выздоровления (если инфекция не смертельна).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Профилактика инфекционных заболеваний

Как уже было сказано выше инфекции всегда сопровождали и будут сопровождать человечество. На смену одним инфекциям будут приходить другие. Возбудители, как и все другое на земле подвержены эволюции. На сегодняшний день ситуация с борьбой с инфекционными заболеваниями обстоит намного лучше, чем десятки, и тем более сотни лет назад. Но на сегодняшний день профилактика инфекционных заболеваний не теряет свою актуальность.

Профилактика – это комплекс мер, который направлен на борьбу с распространением инфекции.

За общую профилактику в основном отвечает государственные структуры. Государство должно обеспечить должный материальный уровень благосостояния граждан, необходимый уровень медицинского обеспечения.

За специальную профилактику несет ответственность лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения.

По механизму влияния на причину инфекционного заболевания профилактика может быть специфической и неспецифической.

Специфическая профилактика инфекционных заболеваний

Считается что специфическая профилактика самый эффективней способ борьбы с распространением инфекционных болезней. Суть этой профилактики заключается в создании иммунитета к возбудителю болезни в организме человека. Такую профилактику также подразделяют на три категории:

Активная профилактика предполагает под собой вакцинацию.

Вакцинация – это введение в организм человека ослабленных (либо мертвых) возбудителей болезни для того что бы сформировать иммунный ответ к заболеванию.

Вакцины в свою очередь подразделяются на:

  • живые – в этом случае в организм вводят ослабленные живые антигены возбудителей
  • инактивированные – в этом случае вводят убитые антигены
  • молекулярные вакцины – в этом случае вводят анатоксин бактерий или вирусов
  • генно-инженерные – в этом случае вводятся антигены, которые были получены методом генной-инженерии
  • синтетическая вакцина – в этом случае вводят искусственно полученные звенья антигена.

Так же все вакцина можно поделить на:

  • моновакцины, то есть те, в составе которых только один антиген, они защищают от одной болезни
  • поливакцины, то есть те, в составе которых несколько антигенов, они защищаю от нескольких болезней.

Пассивная профилактика заключается в введении уже готовой сыворотки иммуноглобулина. То есть в организм попадает уже готовый иммунный ответ к заболеванию, такая профилактика используется в случаях эпидемии, когда ждать пока выработаются собственные антитела нет времени.

Активно-пассивная иммунизация заключается в смешивании двух предыдущих методов. При этом в организм вводят и готовые антитела для того что бы защитить организм непосредственно в данный момент и антигены, под воздействием которых вскоре будет сформирован свой иммунитет.

Неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний

Неспецифическая профилактика – это комплекс мероприятий, который помогает остановить распространение инфекции.

В первую очередь этот вид профилактики направлен на выявление и изоляцию заболевших. Карантин – это комплекс мер направленный на изоляции больных, контактных и носителей от здоровых людей.

К неспецифической профилактике также относят комплекс гигиенических мер. Например, частое мытье рук, использование медицинских масок и перчаток при уходе за больными, проветривание и кварцевание помещений, избегание мест большого скопления людей.

Очень важно повышать неспецифическую сопротивляемость организма. Для этого рекомендуется рациональной питание, богатое витаминами, микро- и макроэлементами, соблюдение режима труда и отдыха, полноценный сон, регулярные занятия физической культурой и спортом, систематические прогулки на свежем воздухе, закаливание организма, отказ от вредных привычек.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции