Тест инфекционные заболевания людей


⚑ Закажите написание студенческой работы!

Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!

Выберите правильный ответ:

[неверно] Условно-патогенные микробы

[ верно ] Патогенные микроорганизмы

Выберите правильный ответ:

[неверно] Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

[ верно ] Массовое распространение инфекционного заболевания, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.

[неверно] Процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Благоприятный

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Костный мозг

[неверно] Щитовидная железа

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Естественного

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Ревакцинация

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Болезнь Боткина

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Сердце

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Во все времена года

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Больные люди или бациллоносители.

[неверно] Мышевидные грызуны

[неверно] Травоядные животные

Выберите правильный ответ:

[неверно] прохождение военной службы в мирное и воен­ное время, самостоятельная подготовка к службе в Вооруженных Силах;

[ верно ] установленный законом почетный долг граждан с оружием в руках защищать свое Отечество, нести службу в рядах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подготовку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности;

[неверно] долг граждан нести службу в Вооруженных Си­лах только в период военного положения и в военное время.

Выберите правильный ответ:

[ верно ] военный комиссар района (город либо замести­тель военного комиссара, специалист по профессиональному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачи-специалисты;

[неверно] представитель командования военного округа, представитель органа местного самоуправления, вра­чи-специалисты;

[неверно] военный комиссар района (города), руководитель (заместитель руководителя) органа внутренних дел, секретарь комиссии, врачи (хирург, терапевт, невропатолог);

Выберите правильный ответ:

[ верно ] годен к военной службе с незначительными ограничениями;

[неверно] временно не годен квоенной службе;

[неверно] ограниченно годен к военной службе.

Выберите правильный ответ:

[неверно] для развертывания в военное время народного ополчения;

[неверно] для создания резерва дефицитных военных специалистов;

[ верно ] для развертывания армии при мобилизации и ее пополнения во время войны.

Выберите правильный ответ:

[неверно] по налогам и сборам, жилищные льготы, льготы по отдельным вопросам брачно-семейного законода­тельства, льготы в области здравоохранения, в облас­ти образования, по перевозкам, льготы за службу в отдаленных местностях, за выполнение задач при во­оруженных конфликтах;

[ верно ] по налогам и сборам, жилищные льготы, льготы в области здравоохранения, в области образования и культуры, по перевозкам, за службу в отдаленных местностях, за выполнение задач при вооруженных конфликтах;

[неверно] за службу в отдаленных местностях, льготы за выполнение задач при вооруженных конфликтах, в области здравоохранения, в области образования и культуры, жилищные льготы, льготы по налогам, в области материальной и уголовной ответственности, по перевозкам.


⚑ Успей сделать заказ со скидкой!


Тест к разделу "Биологические опасные природные явления." 7 кл. Два варианта. 9 вопросов в каждом варианте. Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

Используются разные виды тестовых заданий.

Скачать:

Вложение Размер
Тест по теме "Инфекционные болезни." 7 кл 5.95 КБ

Предварительный просмотр:

Инфекционные болезни. Вариант 1

1. Что такое эпидемия?

  1. массовое распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.
  2. массовое распространение инфекционного заболевания среди людей, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.
  3. процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.

2. Что такое инкубационный период?

  1. период реабилитации после выздоровления.
  2. скрытый период от момента внедрения микроба в организм до проявления первых признаков болезни.
  3. период от момента начала лечения до полного выздоровления организма.

3. В инфекционной практике для дезинфекции помещений чаще применяются
1) спирты
2) кислоты
3) хлорсодержащие препараты
4) синтетические моющие средства

4. Меры специальной профилактики гриппа:
1) изоляция больных
2) введение противогриппозной вакцины
3) ношение четырехслойной маски
4) кварцевание помещений

5. Какие инфекции передаются воздушно капельным путем:

6. Допишите название недостающего звена эпидемического процесса

  1. источник возбудителя инфекции
  2. механизм передачи инфекции
  3. ______________________________ восприимчивые люди

7. Перечислите три направления профилактики кишечных инфекционных болезней на примере дизентерии.

8. Что такое эпизоотия?

  1. массовое распространение инфекционного заболевания среди животных, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.
  2. массовое распространение инфекционного заболевания среди животных, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.
  3. процесс, возникающий в результате воздействия на организм животных вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.

9. Чем опасны эпифитотии для человека, например, картофельная гниль?

Инфекционные болезни. Вариант 2

1. Особенностью инфекционных болезней является:

  1. заразность
  2. формированием иммунитета
  3. наличие патогенного возбудителя
  4. ациклическим течением
  5. наличие скрытого инкубационного периода
  6. головная боль

2. Антибиотики не оказывают действие на
1) бактерии
2) вирусы
3) грибы

3. Основной механизм заражения при кишечных инфекциях:
1) воздушно — капельный
2) грязные руки, воду, продукты
3) через кровь
4) воздушно — пылевой

4. Что такое пандемия?

  1. массовое распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.
  2. массовое распространение инфекционного заболевания среди людей, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.
  3. процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды

5. Расположите периоды течения инфекционной болезни по порядку:

  1. угасание болезни 4
  2. начальный 2
  3. инкубационный (скрытый) 1
  4. основное проявление болезни 3

6. Перечислите три направления профилактики инфекционных болезней дыхательных путей на примере гриппа.

7. Как называется процесс возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей?

8. Чем опасны эпизоотии для человека, например, куриный грипп?

9. Что такое панфитотия?

  1. массовое распространение инфекционного заболевания среди растений, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.
  2. массовое распространение инфекционного заболевания среди растений, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.
  3. процесс, возникающий в результате воздействия на организм растений

вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В предлагаемом пособии изложены основные аспекты первой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни пациента. Предлагается к изучению неотложная помощь при инфекционных болезнях.ТРЕБОВАН.

Проверочная работа в 2 -х вариантах с ответами.

Проверочная тестовая работа по ОБЖ "Инфекционные болезни".Работа в 2 - х вариантах может быть использована на уроке в качестве опроса.

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 10 классов старшей школы.

Инфекционные болезни, причины возникновения, сттистика смертности.

(по учебнику Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2013г.)

1. Что такое эпидемия?

А. Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

Б. Массовое распространение инфекционного заболевания, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.

В. Процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.

2. Каких путей передачи инфекции НЕ существует?

3. В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды. Выберите правильный ответ:

А. Начальный период, период инфицирования, опасный период, заключительный период.

Б. Прединкубационный период, острое развитие болезни, пассивный период, выздоровление.

В. Скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление.

4. Передача каких инфекций осуществляется воздушно-капельным путём?

Б. Инфекции дыхательных путей

В. Инфекции наружных покровов

5. Возбудитель каких инфекций передаётся через укусы кровососущих насекомых:

А. Инфекции наружных покровов

Б. Кишечные инфекции

В. Кровяные инфекции

6. Основной механизм заражения при кишечных инфекциях

А. Воздушно — капельный

Б. Фекально — оральный

В. Контактно – бытовой

7. На каком этапе развития инфекционной болезни устанавливают окончательный диагноз

В. Периоде разгара

8. Что такое инкубационный период?

А. Это время от начала заболевания до выздоровления.

Б. Это время от момента внедрения микроорганизма до проявления первых симптомов болезни.

В. Это время от начала заболевания до момента активного проявления болезни.

9. Что такое пандемия?

А. Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

Б. Процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.

В. Массовое распространение инфекционного заболевания, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.

10. Летне - осенний подъем заболеваемости имеет:

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ-2019. Обществознание (60х84/8). 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 156.00 руб.


ЕГЭ-2019. Обществознание. Задания, ответы, комментарии

350 руб. 171.00 руб.


Обществознание. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 6 класс

350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Обществознание. Полный курс в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 214.00 руб.


ЕГЭ-2020. Обществознание (60x84/8). 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 393.00 руб.


ОГЭ-2018. Обществознание (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ

350 руб. 129.00 руб.


350 руб. 205.00 руб.


ОГЭ. Обществознание. Раздел "Экономика" на основном государственном экзамене

350 руб. 105.00 руб.


ОГЭ-2020. Обществознание (60х90/16). 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 144.00 руб.


ЕГЭ. Обществознание. Раздел "Человек и общество" на едином государственном экзамене

350 руб. 124.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Дутова Елена ВалерьевнаНаписать 0 21.01.2016

Номер материала: ДВ-364978

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    21.01.2016 1891
    21.01.2016 764
    21.01.2016 413
    21.01.2016 1127
    21.01.2016 11030
    21.01.2016 339
    21.01.2016 263

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Тест проводится в конце изучения темы: Инфекционные заболевания в 10 классе

Тест по теме: Инфекционные заболевания

Найдите среди перечисленных названий заболеваний те, которые являются инфекционными: а)разные виды гриппа; б)инфаркт миокарда; в)гепатит; г)остеохондроз; д)педикулёз; е)холера ж)столбняк.

Назовите заболевание, называемое “чума ХХ века”и укажите, к каким заболеваниям по способности эпидемии оно относится. ________________________________________________________________

Назовите основные группы инфекционных заболеваний 1._______ 2. _______ 3._______ 4._______

Приведите три примера кишечных инфекций______________________________________________

Приведите три примера инфекций дыхательных путей ______________________________________

Приведите три примера инфекций кровеносной системы ____________________________________

Приведите три примера инфекций наружных покровов _____________________________________

Укажите, как зависит подверженность человека к инфекциям от образа жизни человека.

Назовите основные периоды течения инфекционного заболевания ____________________________

Дополните фразу: “Промежуток времени от момента заражения до появления первых признаков инфекционного заболевания называется ________________ ___________________”

Укажите возможные величины инкубационных периодов для разных заболеваний _______________

Укажите примерную длительность начального периода инфекционного заболевания и три наиболее важных признака ______________________________________________________________

Назовите виды выздоровления по характеру восстановления функций организма ________________

Укажите, как называется комплекс мероприятий, позволяющих уменьшить риск тех или иных заболеваний, в том числе и инфекционных _________________________________________________

Приведите названия четырех инфекционных заболеваний, для профилактики которых в нашей стране ведётся обязательная регистрация __________________________________________________

Дополните фразу:”…комплекс мероприятий направленных на снижение риска заболеваний ,в том числе и инфекционных, способствующих устранению причин этих заболеваний, называется ___________________________________________________________________________________”.

Составьте фразу из фрагментов(ответ представьте последовательностью букв, на пример в,а,д…);

а)…человека к заболеваниям, в том числе и инфекционным…;

б)…при профилактике заболеваний проводят комплекс…;

в)…повышению невосприимчивости организма…;

г)…оздоровительных мероприятий, способствующих…

Назовите главный комплекс профилактических мер против инфекционных заболеваний, который осуществляется конкретным человеком _______________________________________________

Назовите виды иммунитетов __________, _____________, _____________, ____________________

Способность организма обезвреживать чужеродный и потенциально опасный биоматериал называется __________________________________________________________________________

Приведите пример врождённого иммунитета: невосприимчивость… _______________________

Дополните фразу: «Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, возникшая в результате вакцинации или переносного заболевания, называется ____________________________”.

Приведите пример приобретенного иммунитета.

25. Дополните фразу: «Приобретенный иммунитет ______________________________ по наследству”.

26. Назовите виды иммунитета по характеру его выработки организмом _________________________

27. Назовите четыре группы мер, позволяющих предотвратить распространение инфекции из очага возникновения. _________________________________________________________________________

28. Назовите синоним понятия ”дезинфекция”- _____________________________________________

29. Дополните фразу: «Уничтожение возбудителей заразных(инфекционных) заболеваний называется собственно _________________________________________________________________”.

30. Укажите, что включает в себя понятие “дезинфекция в широком смысле”.____________________-

31. Дополните фразу:”___________________ -это уничтожение грызунов, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний”.

32.Дополните фразу: «Уничтожение членистоногих(насекомых, клещей), являющихся переносчиками инфекционных заболеваний, называется _____”(выберите ответ):

а)собственно дезинфекцией; б)дезинсекцией; в)дератизацией


Список вопросов теста

Что такое эпидемия?

  • процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.
  • массовое распространение инфекционного заболевания среди людей, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.
  • массовое распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

Что такое пандемия?

  • Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости
  • Массовое распространение инфекционного заболевания, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.
  • Процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.

К центральным органам иммунной системы человека относятся?

  • лёгкие, сердце, кровь, головной мозг;
  • почки, лёгкие, поджелудочная железа, нервная система;
  • костный мозг и вилочковая железа;

К инфекциям дыхательных путей относятся:

  • холера, полиомиелит, дизентерия;
  • малярия, чума, сыпной тиф;
  • грипп, ангина, дифтерия.

Какие микроорганизмы не вызывают заболеваний,это..

  • Патогенные микроорганизмы
  • Условно-патогенные микробы
  • Сапрофиты

Какого пути передачи инфекции не существует ?

  • Жидкостного
  • Параллельного
  • Фекально-орального

Как называется группа болезней,вызываемых специфическими возбудителями:бактериями,вирусами,грибками?

  • онкологические заболевания;
  • простудные заболевания;
  • инфекционные болезни.

К какой группе инфекционных болезней относятся ветрянная оспа,грипп,скарлатина?

  • кишечные;
  • дыхательных путей;
  • кровяные.

Для фомирования какого иммунитета в организм вводят вакцинацию?

  • Естественного;
  • Искусственного;
  • Наследственного.

В какое время года можно заболеть гриппом?

  • Во все времена года;
  • Осенью;
  • Зимой.

Курс лечение антибиотиками составляет

  • 7-10 дней;
  • 14 дней;
  • 3-5 дней.

К группе особо опасных инфекций относятся

  • чума, натуральная оспа, холера;
  • менингококковая инфекция, грипп, парагрипп;
  • бешенство, столбняк, рожистое воспаление.

Иммунитет новорожденного ребенка является

  • естественно активным;
  • естественно пассивным;
  • искусственно активным,

Какие вы можете выделить виды иммунитета?

  • Повседневный, устойчивый;
  • Приобретённый, врождённый;
  • Постоянный, наследственный.

Какие из указанных ниже заболеваний передаются контактно-бытовым путем?

  • Брюшной тиф, корь, краснуха;
  • Грипп, оспа, скарлатина;
  • Сифилис, гонорея, грибковые заболевания на коже и ногтях.

Как называется промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических проявлений?

  • начальный;
  • инкубационный (скрытый);
  • основных проявлений болезни.

Назовите источники дизентерии?

  • Больные люди или бациллоносители;
  • Грызуны;
  • Травоядные животные

Перечислите группы инфекций

  • Кишечные;
  • Дыхательных путей;
  • Кровяные;
  • Половые;
  • Наружных покровов.

Получите комплекты видеоуроков









Комментарии 0

Как работать с тестами?











5 балльная

Введите номер теста


Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.


Правообладатель товарного знака “Мультиурок”, свидетельство №660396

Диагностика инфекционных заболеваний является одной из самых сложных проблем в клинической медицине. Лабораторные методы исследования при ряде нозологических форм играют ведущую, а в целом ряде клинических ситуаций решающую роль не только в диагностике, но и в определении конечного исхода заболевания.

Диагностика инфекционных заболеваний почти всегда предусматривает использование комплекса лабораторных методов.


  1. бактериологические;
  2. серологические;
  3. метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) для обнаружения ДНК или РНК возбудителя инфекционного заболевания в исследуемом материале.

У одних пациентов для диагностики этиологии инфекционно-воспалительного процесса достаточно провести бактериологическое исследование, в других клинических ситуациях решающее значение имеют данные серологических исследований, в третьих, предоставить полезную информацию может только метод ПЦР. Однако наиболее часто в клинической практике врачу-клиницисту необходимо использовать данные различных методов лабораторных исследований.

Бактериологические методы исследования

Бактериологические исследования наиболее часто проводят при подозрении на гнойно-воспалительные заболевания (составляют 40-60% в структуре хирургических заболеваний) с целью их диагностики, изучения этиологической структуры, определения чувствительности возбудителей к антибактериальным препаратам. Результаты бактериологических анализов способствуют выбору наиболее эффективного препарата для антибактериальной терапии, своевременному проведению мероприятий для профилактики внутрибольничных инфекций.

Возбудителями гнойно-воспалительных заболеваний являются истинно-патогенные бактерии, но наиболее часто условно-патогенные микроорганизмы, входящие в состав естественной микрофлоры человека или попадающие в организм извне. Истинно-патогенные бактерии в большинстве случаев способствуют развитию инфекционного заболевания у любого здорового человека. Условно-патогенные микроорганизмы вызывают заболевания преимущественно у людей с нарушенным иммунитетом.

Бактериологические исследования при заболеваниях, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами, направлены на выделение всех микроорганизмов, находящихся в патологическом материале, что существенно отличает их от аналогичных исследований при заболеваниях, вызванных истинно патогенными микроорганизмами, когда проводится поиск определенного возбудителя.

Для получения адекватных результатов бактериологического исследования при гнойно-воспалительных заболеваниях особенно важно соблюдать ряд требований при взятии биоматериала для анализа, его транспортировки в лабораторию, проведения исследования и оценки его результатов.

Для идентификации вида возбудителя гнойно-воспалительных заболеваний и определения чувствительности к антибактериальным препаратам бактериологические лаборатории используют комплекс методов. Они включают:

  • микроскопическое исследование мазка (бактериоскопия) из доставленного биоматериала;
  • выращивание культуры микроорганизмов (культивирование);
  • идентификацию бактерий;
  • определение чувствительности к антимикробным препаратам и оценку результатов исследования.

Доставленный в бактериологическую лабораторию биоматериал первоначально подвергается микроскопическому исследованию.

Микроскопическое исследование мазка (бактериоскопия), окрашенного по Граму или другими красителями, проводят при исследовании мокроты, гноя, отделяемого из ран, слизистых оболочек (мазок из цервикального канала, зева, носа, глаза и т.д.). Результаты микроскопии позволяют ориентировочно судить о характере микрофлоры, ее количественном содержании и соотношении различных видом микроорганизмов в биологическом материале, а также дает предварительную информации об обнаружении этиологически значимого инфекционного агента в данном биоматериале, что позволяет врачу сразу начать лечение (эмпирическое). Иногда микроскопия позволяет выявить микроорганизмы, плохо растущие на питательных средах. На основании данных микроскопии проводят выбор питательных сред для выращивания микробов, обнаруженных в мазке.

Культивирование микроорганизмов. Посев исследуемого биоматериала на питательные среды производят с целью выделения чистых культур микроорганизмов, установления их вида и определения чувствительности к антибактериальным препаратам. Для этих целей используют различные питательные среды, позволяющие выделить наибольшее количество видов микроорганизмов. Оптимальными являются питательные среды, содержащие кровь животного или человека, а также сахарный бульон, среды для анаэробов. Одновременно производят посев на дифференциально-диагностические и селективные (предназначенные для определенного вида микроорганизмов) среды. Посев осуществляют на стерильные чашки Петри, в которые предварительно заливают питательную среду для роста микроорганизмов.


Микроскопия мазков, окрашенных по Граму

1 - стрептококки; 2 - стафилококки; 3 - диплобактерии Фридленда; 4 - пневмококки

Чашки Петри с посевами инкубируют в термостате при определенных температурных, а для ряда микроорганизмов газовых (например, для выращивания анаэробов создают условия с низким содержанием кислорода) режимах в течение 18-24 ч. Затем чашки Петри просматривают. Количественную обсемененность доставленного биоматериала микрофлорой определяют по числу колониеобразующих единиц (КОЕ) в 1 мл или 1 мг исследуемого образца. При просмотре чашек Петри выявляют некоторые особенности изменения цвета среды, ее просветления в процессе роста культуры. Многие группы бактерий образуют характерные формы колоний, выделяют пигменты, которые окрашивают колонии или среду вокруг них. Из каждой колонии делают мазки, окрашивают по Граму и микроскопируют. Оценивают однородность бактерий, форму и размер, наличие спор или других включений, капсулы, расположение бактерий, отношение к окраске по Граму. Вся эта информация служит важнейшей составляющей для выбора сред и получения в дальнейшем чистой культуры каждого микроорганизма.

Колонии отсевают на плотные, жидкие, полужидкие питательные среды, оптимальные для культивирования определенного вида бактерий.

Выделенные чистые культуры микроорганизмов подвергают дальнейшему изучению в диагностических тестах, основанных на морфологических, ферментативных, биологических свойствах и антигенных особенностях, характеризующих бактерий соответствующего вида или варианта.

Определение чувствительности к антибактериальным препаратам. Чувствительность к антимикробным препаратам изучают у выделенных чистых культур микроорганизмов имеющих этиологическое значение для данного заболевания. Поэтому в направлении на бактериологические анализы требуется указать диагноз заболевания у больного. Определение чувствительности бактерий к спектру антибиотиков помогает лечащему врачу правильно выбрать препарат для лечения больного.

Оценка результатов исследования. Принадлежность условно-патогенных микроорганизмов к естественной микрофлоре организма человека создает ряд трудностей при оценке их этиологической роли в развитии гнойно-воспалительных заболеваний. Условно-патогенные микроорганизмы могут представлять нормальную микрофлору исследуемых жидкостей и тканей или контаминировать их из окружающей среды. Поэтому для правильной оценки результатов бактериологических исследований необходимо знать состав естественной микрофлоры изучаемого образца. В тех случаях, когда исследуемый биоматериал в норме стерилен, как, например, спинномозговая жидкость, экссудаты, все выделенные из него микроорганизмы могут считаться возбудителями заболевания. В тех случаях, когда исследуемый материал имеет собственную микрофлору, как, например, отделяемое влагалища, кал, мокрота, нужно учитывать изменения ее качественного и количественного состава, появление несвойственных ему видов бактерий, количественную обсемененность биоматериала. Так, например, при бактериологическом исследовании мочи степень бактериурии (число бактерий в 1 мл мочи), равная и выше 10 5 , свидетельствует об инфекции мочевых путей. Более низкая степень бактериурии встречается у здоровых людей и является следствием загрязнения мочи естественной микрофлорой мочевых путей.

Установить этиологическую роль условно-патогенной микрофлоры помогают также нарастание количества и повторность выделения бактерий одного вида от больного в процессе заболевания.

Врач-клиницист должен знать, что положительный результат бактериологического исследования в отношении биологического материала, полученного из в норме стерильного очага (кровь, плевральная жидкость, спинномозговая жидкость, пунктат органа или ткани), всегда тревожный результат, требующий немедленных действий по оказанию медицинской помощи.

Серологические методы исследования

В основе всех серологических реакций лежит взаимодействие антигена и антитела. Серологические реакции используются в двух направлениях.

С внедрением в практику лабораторий метода иммуноферментного анализа (ИФА) стало возможным определять в крови больных антитела, относящиеся к различным классам иммуноглобулинов (IgM и IgG), что существенным образом повысило информативность серологических методов диагностики. При первичном иммунном ответе, когда иммунная система человека взаимодействует с инфекционным агентов в первый раз, синтезируются преимущественно антитела, относящиеся к иммуноглобулинам класса М. Лишь позднее, на 8-12 день после попадания антигена в организм, в крови начинают накапливаться антитела иммуноглобулинов класса G. При иммунном ответе на инфекционные агенты вырабатываются также и антитела класса А (IgA), которые играют важную роль в защите от инфекционных агентов кожи и слизистых оболочек.

2. Установление родовой и видовой принадлежности микроба или вируса. В этом случае неизвестным компонентом реакции является антиген. Такое исследование требует постановки реакции с заведомо известными иммунными сыворотками.

Серологические исследования не обладают 100 % чувствительностью и специфич-ностью в отношении диагностики инфекционных заболеваний, могут давать перекрестные реакции с антителами, направленными к антигенам других возбудителей. В связи с этим оценивать результаты серологических исследований необходимо с большой осторожностью и учетом клинической картины заболевания. Именно этим обусловлено использование для диагностики одной инфекции множества тестов, а также применение метода Western-blot для подтверждения результатов скрининговых методов.

В последние годы прогресс в области серологических исследований связан с разработкой тест-систем для определения авидности специфических антител к возбудителям различных инфекционных заболеваний.

Авидность - характеристика прочности связи специфических антител с соответствующими антигенами. В ходе иммунного ответа организма на проникновение инфекционного агента стимулированный клон лимфоцитов начинает вырабатывать сначала специфические IgM-антитела, а несколько позже и специфические IgG-антитела. IgG-антитела обладают поначалу низкой авидностью, то есть достаточно слабо связывают антиген. Затем развитие иммунного процесса постепенно (это могут быть недели или месяцы) идет в сторону синтеза лимфоцитами высокоспецифичных (высокоавидных) IgG-антител, более прочно связывающихся с соответствующими антигенами. На основании этих закономерностей иммунного ответа организма в настоящее время разработаны тест-системы для определения авидности специфических IgG-антител при различных инфекционных заболеваниях. Высокая авидность специфических IgG-антител позволяет исключить недавнее первичное инфицирование и тем самым с помощью серологических методов установить период инфицирования пациента. В клинической практике наиболее широкое распространение нашло определение авидности антител класса IgG при токсоплазмозе и цитомегаловирусной инфекции, что дает дополнительную информацию, полезную в диагностическом и прогностическом плане при подозрении на эти инфекции, в особенности при беременности или планировании беременности.

Метод полимеразной цепной реакции

Полимеразная цепная реакция (ПЦР) являющаяся одним из методов ДНК-диагностики, позволяет увеличить число копий детектируемого участка генома (ДНК) бактерий или вирусов в миллионы раз с использованием фермента ДНК-полимеразы. Тестируемый специфический для данного генома отрезок нуклеиновой кислоты многократно умножается (амплифицируется), что позволяет его идентифицировать. Сначала молекула ДНК бактерий или вирусов нагреванием разделяется на 2 цепи, затем в присутствии синтезированных ДНК-праймеров (последовательность нуклеотидов специфична для определяемого генома) происходит связывание их с комплементарными участками ДНК, синтезируется вторая цепь нуклеиновой кислоты вслед за каждым праймером в присутствии термостабильной ДНК-полимеразы. Получается две молекулы ДНК. Процесс многократно повторяется. Для диагностики достаточно одной молекулы ДНК, то есть одной бактерии или вирусной частицы. Введение в реакцию дополнительного этапа - синтеза ДНК на молекуле РНК при помощи фермента обратной транскриптазы - позволило тестировать РНК-вирусы, например, вирус гепатита С. ПЦР - это трехступенчатый процесс, повторяющийся циклично: денатурация, отжиг праймеров, синтез ДНК (полимеризация). Синтезированное количество ДНК идентифицируют методом иммуноферментного анализа или электрофореза.

В ПЦР может быть использован различный биологический материал - сыворотка или плазма крови, соскоб из уретры, биоптат, плевральная или спинномозговая жидкость и т.д. В первую очередь ЦПР применяют для диагностики инфекционных болезней, таких как вирусные гепатиты В, С, D, цитомегаловирусная инфекция, инфекционные заболевания, передающиеся половым путем (гонорея, хламидийная, микоплазменная, уреаплазменная инфекции), туберкулез, ВИЧ-инфекция и т.д.

Преимущество ПЦР в диагностике инфекционных заболеваний перед другими методами исследований заключается в следующем:

  • возбудитель инфекции может быть обнаружен в любой биологической среде организма, в т.ч. и материале, получаемом при биопсии;
  • возможна диагностика инфекционных болезней на самых ранних стадиях заболевания;
  • возможность количественной оценки результатов исследований (сколько вирусов или бактерий содержится в исследуемом материале);
  • высокая чувствительность метода; например чувствительность ПЦР для выявления ДНК вируса гепатита В в крови составляет 0,001 пг/мл (приблизительно 4,0 . 10 2 копий/мл), в то время как метода гибридизации ДНК с использованием разветвленных зондов - 2,1 пг/мл (приблизительно 7,0 . 10 5 копий/мл).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции