Страхование медицинских работников от инфекционных заболеваний


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель обязан производить обычное социальное страхование своих работников в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Страхование медицинских, фармацевтических и иных работников, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью (в том числе в связи с работой в сфере предупреждения распространения туберкулеза), может осуществляться работодателем либо в добровольном порядке, либо в случае, когда обязанность по такому страхованию предусмотрена законом субъекта РФ, муниципальным нормативным правовым актом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, локальным нормативным актом.

Обоснование вывода:
Статья 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-I предусматривала обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаемое в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Аналогичные нормы были установлены в отдельных федеральных законах в отношении определенных категорий медицинских работников (абзац второй п. 2 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", абзац второй п. 2 ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", абзац второй п. 2 ст. 22 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
Однако с 1 января 2012 года Основы утратили юридическую силу. Соответствующие нормы из перечисленных федеральных законов также утратили свою силу. В Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не содержится норм об обязательном страховании жизни и здоровья медицинских и иных работников, занятых на работах, связанных с угрозой их жизни и здоровью.
Соответственно, обязанность по страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, в настоящее время на федеральном уровне не установлена (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда по делу N 33-7445/14); Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ предусмотрена только обязанность любого работодателя производить обычное социальное страхование своих работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом в силу ст.ст. 5, 8 и 9 ТК РФ обязанность работодателя - организации здравоохранения по страхованию ее медицинских, фармацевтических и иных работников, труд которых связан с угрозой их жизни и здоровью, может быть предусмотрена законодательством субъекта РФ или муниципального образования, а также коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 08.04.2015 по делу N 33-3021/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.09.2015 по делу N 33-10436/2015).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория


Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Критерии оценки деятельности медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Алтайского края

Реестр медицинских организаций для осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования на территории Алтайского края в 2016 году

Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение, при наступлении страхового случая, гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в случаях, установленных Федеральным законом, в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Базовая программа ОМС

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная медицинская помощь в следующих случаях:

инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;

болезни эндокринной системы;

расстройства питания и нарушения обмена веществ;

болезни нервной системы;

болезни крови, кроветворных органов;

отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;

болезни глаза и его придаточного аппарата;

болезни уха и сосцевидного отростка;

болезни системы кровообращения;

болезни органов дыхания;

болезни органов пищеварения;

болезни мочеполовой системы;

болезни кожи и подкожной клетчатки;

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;

врожденные аномалии (пороки развития);

деформации и хромосомные нарушения;

беременность, роды, послеродовой период и аборты;

отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.

Субъектами РФ гарантируется также дополнительный объём бесплатной медицинской помощи. В рамках программы ОМС осуществляется также проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей.

Кроме того, жителям РФ предоставляются за счёт средств бюджета России следующие виды медицинской помощи:

скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;

амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при следующих заболеваниях: заболеваниях, передаваемых половым путем; заразных заболеваниях кожи (чесотке, микроспории); туберкулезе; заболеваниях, вызванных особо опасными инфекциями; синдроме приобретенного иммунодефицита; психических расстройствах и расстройствах поведения; наркологических заболеваниях;

оказание дорогостоящих видов медицинской помощи, перечень которых утверждается Комитетом по здравоохранению;

льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, глазное, ушное);

вакцинопрофилактика декретированного контингента и населения по эпидемиологическим показаниям;

проведение профилактических флюорографических обследований в целях раннего выявления заболевания туберкулезом;

амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при следующих заболеваниях: заболеваниях, передаваемых половым путем; заразных заболеваниях кожи (чесотке, микроспории); туберкулезе; заболеваниях, вызванных особо опасными инфекциями; синдроме приобретенного иммунодефицита; психических расстройствах и расстройствах поведения; наркологических заболеваниях;

стоматологическая и онкологическая медицинская помощь, в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по здравоохранению Российской федерации.

Страхователь по ОМС

Исчерпывающий перечень категорий страхователей определен указанным законом: (1) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в отношении неработающих граждан, проживающих на соответствующей территории, (2) организации, (3) физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, (4) нотариусы, занимающиеся частной практикой, (5) адвокаты, (6) физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками и выплачивающие по ним страховые платежи,- в отношении своих работников, а также в отношении самих себя для категорий (3-5).

в отношении формы и условий его заключения регламентирован Правительством Российской Федерации;

является соглашением между страхователем и страховщиком - страховой медицинской организацией (СМО), в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление гражданам, подлежащим страхованию, медицинской помощи;

содержит наименование сторон, срок действия, численность граждан, подлежащих страхованию, порядок предоставления и актуализации списка граждан, подлежащих страхованию, а также порядок внесения страховых взносов;

включает в качестве неотъемлемых частей: (1) Территориальную программу государственных гарантий оказания населению субъекта РФ бесплатной медицинской помощи, утверждаемую в установленном порядке и определяющую объём, качество и условия предоставления медицинской помощи гражданам, подлежащих страхованию; (2) согласованный сторонами перечень медицинских учреждений, оказывающих гражданам медицинскую помощь по ОМС;

права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законам условия.

участие во всех видах медицинского страхования;

свободный выбор страховой медицинской организации;

контроль выполнения условий договора ОМС.

Перечисленные права страхователя определены вышеназванным Законом и фактически являются декларативными.

Так право страхователя по ОМС на участие во всех видах медицинского страхования означает лишь возможность его одновременного участия и в добровольном медицинском страховании (ДМС).

Право некоторых категорий страхователя (органа исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, государственных, федеральных, муниципальных организаций и т. п.) на свободный выбор СМО ограничено требованием иного Закона РФ проведения тендера на ее выбор. Результатом проведения тендера является, как правило, существенно суженный список из одной-двух СМО.

В силу этого ограничивается декларированное законом право гражданин на свободный выбор СМО, в частности, право на свободный выбор СМО всех неработающих граждан. Наконец, право страхователя на контроль выполнения условий договора ОМС непосредственно вытекает из существа соответствующего соглашения сторон - страхователя и страховщика (СМО).

зарегистрироваться в качестве страхователя в Территориальном фонде ОМС;

заключить договора ОМС со страховыми медицинскими организациями в отношении граждан, подлежащих страхованию;

вносить страховые взносы в установленном порядке;

принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан (в пределах своей компетенции);

предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья граждан, подлежащих страхованию.

Перечисленные обязанности также декларируются вышеназванным Законом.

Обязанность страхователя зарегистрироваться в Территориальном фонде ОМС - самостоятельном некоммерческом финансово-кредитном учреждении, реализующим государственную политику в области ОМС, аккумулирующим финансовые средства на ОМС и распределяющим их между СМО в соответствии с потребностью застрахованных ими граждан на медицинскую помощь, - связана с необходимостью контроля и учета средств платежей страхователей на территории субъекта РФ.

Обязанность страхователя заключить договора ОМС со страховыми медицинскими организациями в отношении граждан, подлежащих страхованию, является его основной обязанностью.

Обязанности страхователя принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан и предоставлять СМО информацию о показателях здоровья граждан, подлежащих страхованию, являются декларативными.

за нарушение обязанности зарегистрироваться в качестве страхователя в Территориальном фонде ОМС влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей;

за нарушение установленных законодательством РФ о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Конституция Украины от 28.06.1996 г. [статьи 46 (ч. 1, 2), 49 (ч. 1)].

«Граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности.

Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971 г. [статьи 253-255].

Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании: Закон Украины от 14.01.1998 г. [статьи 1, 4].

Одним из видов общеобязательного государственного социального страхования является страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности (п. 4 ст. 4).

О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование: Закон Украины от 08.07.2010 г.

Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности: Закон Украины от 23.09.1999 г. [статьи 1, 8, 9, 13, 14, 21, 46].

В ст. 8 Закона определен круг лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастного случая: 1) лица, работающие на условиях трудового договора (контракта) или на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде; 2) учащиеся и студенты учебных заведений, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты, привлеченные к любым работам во время, перед или после занятий; во время занятий, когда они приобретают профессиональные навыки; в период прохождения производственной практики (стажировки), выполнения работ на предприятиях; 3) лица, которые содержатся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаются к трудовой деятельности на производстве этих учреждений или на других предприятиях по специальным договорам. Закон учитывает также такой несчастный (страховой) случай, как причинение вреда зародышу вследствие получение травмы на производстве или профессионального заболевания женщины во время ее беременности, в связи с чем ребенок родился инвалидом. Такой ребенок, согласно медицинскому заключению, считается застрахованным, и до 18 лет или до окончания обучения, но не более чем до достижения 23 лет, ему оказывается помощь из Фонда социального страхования от несчастных случаев (ст. 9).

О противодействии заболеванию туберкулезом: Закон Украины от 05.07.2001 г. (в ред. от 19.04.2012 г.)[статья 23].

О защите населения от инфекционных болезней: Закон Украины от 06.04.2000 г. [статья 39].

Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения: Закон Украины от 24.02.1994 г. [статья 38].

О противодействии распространению болезней, обусловленных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и правовой и социальной защите людей, живущих с ВИЧ: Закон Украины от 12.12.1991 г. (в ред. от 23.12.2010 г.) [статья 17].

ВИЧ-инфекция, которой лицо заразилось вследствие выполнения профессиональных обязанностей, относится к профессиональным заболеваниям.

О психиатрической помощи: Закон Украины от 22.02.2000 г. [статья 28].

б) Подзаконные нормативно-правовые акты

Об утверждении перечня профессиональных заболеваний: Постановление Кабинета Министров Украины от 08.11.2000 г. № 1662.

Перечень профессиональных заболеваний медицинских работников: 1.

Вегетативно-сенсорная полиневропатия верхних конечностей (ангионевроз) — работа с медицинской аппаратурой, генерирующей ультразвук. 2.

Инфекционные заболевания и паразитозы, в частности, туберкулез, вирусные гепатиты, СПИД, сифилис, лептоспироз — работа в медицинских учреждениях (инфекционных, противотуберкулезных, донорских пунктах и т. п.). 3.

Микозы — работа в медицинских учреждениях (инфекционных, противотуберкулезных, донорских пунктах). 4.

Дисбактериоз, висцеральный кандидоз — применение в медицинской и фармакологической практике антибиотиков, грибов-продуцентов, белкововитаминных концентратов и т. п. 5.

Аллергические заболевания: конъюнктивит, ринофаринголарингит, риносинусит, астматический бронхит, бронхиальная астма — работа, связанная с воздействием аллергенов в химико-фармацевтической промышленности, медицинских и аптечных учреждениях. 6.

Неврозы, связанные с длительным непосредственным обслуживанием психически больных, — работа медицинского персонала в психиатрических учреждениях.

Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях: Постановление Кабинета Министров Украины от 16.01.2003 г. № 36 [п. XIX].

Об утверждении Порядка и условий обязательного страхования медицинских работников и других лиц на случай инфицирования вирусом иммунодефицита человека во время выполнения ими профессиональных обязанностей, а также на случай наступления в связи с этим инвалидности или смерти от заболеваний, обусловленных развитием ВИЧ-инфекции, и перечня категорий медицинских работников и других лиц, которые подлежат обязательному страхованию на случай инфицирования вирусом иммунодефицита человека во время выполнения ими профессиональных обязанностей, а также на случай наступления в связи с этим инвалидности или смерти от заболеваний, обусловленных развитием ВИЧ-инфекции: Постановление Кабинета Министров Украины от 16.10.1998 г. № 1642.

Некоторые вопросы расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве: Постановление Кабинета Министров Украины от 30.11.2011 г. № 1232.

Об утверждении Порядка назначения перерасчета и проведения страховых выплат: Постановление Правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Украине от 27.04.2007 г. № 24 [п. 2.3].

Инструкция об установлении причинной связи смерти с профессиональным заболеванием (отравлением) или трудовым увечьем: Приказ МЗ Украины от 15.11.2005 г. № 606.

Концепция управления качеством медицинской помощи в области охраны здоровья в Украине на период до 2020 года: Приказ МЗ Украины от 01.08.2011 г. № 454.

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике: Приказ МЗ Украины от 02.02.2011 г. № 49 [п. 4.1].

в) Другое регулирование

О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении вреда: Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 27.03.1992 г. № 6.

г) Юридическая практика 1.

Пример соблюдения прав

В больницах г. К. 2008 г. была проведена проверка страхования медицинских работников, занятых оказанием медицинской помощи ВИЧ- инфицированным, лабораторными и научными исследованиями проблем ВИЧ-инфекции. Все они были застрахованы учреждениями здравоохранения на случай причинения вреда их жизни и здоровью. 2.

Пример нарушения прав

Главный врач М. психиатрического учреждения обязал медицинских работников этого учреждения осуществить страхование за свой счет, угрожая увольнением с работы в случае невыполнения его приказа. На основании многочисленных жалоб медицинских работников главный врач был привлечен к ответственности, а все работники были застрахованы за счет учреждения здравоохранения. 3.

Случай из практики

д) Практические советы 1.

Лица, работающие на условиях трудового договора (контракта) в лечебных учреждениях всех форм собственности, не несут никаких расходов на страхование от несчастного случая. 2.

Для бюджетных учреждений единый взнос устанавливается в размере 36,3% определенной базы начисления. 4.

Оплата первых пяти дней нетрудоспособности вследствие производственного травматизма или профессионального заболевания осуществляется за счет средств предприятия. 6.

Комиссией по расследованию несчастного случая может быть установлено, что повреждение здоровья имело место не только по вине работодателя, но и вследствие нарушения пострадавшим нормативных актов об охране труда, тогда размер единовременного пособия как страховой выплаты по решению этой комиссии уменьшается, но не более чем на 50%. В зависимости от установленных обстоятельств размер единовременного пособия может быть уменьшен на указанных основаниях судом. 8.

При подаче заявления о возмещении вреда по истечении трех лет со дня потери пострадавшим трудоспособности вследствие несчастного случая присуждение выплат осуществляется со дня обращения с такими требованиями.

Наши клиенты имеют возможность подобрать персональную программу страхования, максимально отвечающую потребностям бизнеса и направленную на сохранение, укрепление здоровья и профилактику заболеваний работников, а также восстановление трудоспособности в случае заболевания.

Мы готовы не только адаптировать имеющиеся у нас страховые программы для нужд Вашей организации, но и предложить эксклюзивные решения, полностью отвечающие самым высоким требованиям.

Многолетний опыт работы и отлаженные бизнес-процессы обеспечивают оперативную организацию медицинской помощи в кратчайшие сроки в любой точке России.

При заключении договоров ДМС и добровольного страхования от несчастных случаев и для юридических лиц предусмотрены следующие налоговые льготы:

  • При страховании от несчастных случаев и болезней затраты на страхование работников в размере, не превышающем 15 000 рублей в год, рассчитанном как отношение общей суммы страховых взносов к количеству застрахованных работников, относятся на фонд оплаты труда (Налоговый кодекс РФ, часть II, гл. 25, ст. 255, п. 16)
  • По договорам ДМС затраты на страхование работников включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда (Налоговый кодекс РФ, часть II, гл. 25, ст. 255, п.16)
  • Расходы по договорам личного страхования не входят в совокупный годовой доход Застрахованного работника (Налоговый кодекс РФ, часть II, гл. 23, ст. 213)
  • На суммы страховых платежей, уплачиваемых работодателем по договорам личного страхования, не начисляются взносы в Государственные внебюджетные фонды (Налоговый кодекс РФ, часть II, гл. 34, ст. 422. п.1)
  • Страховые взносы по договорам личного страхования освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС) (Налоговый кодекс РФ, часть II, гл. 21, ст. 149)

Если у Вас возникли вопросы по данному виду страхования, заполните форму обратной связи.

Медицинская помощь в ведущих лечебных учреждениях России, оснащенных самой современной медицинской аппаратурой и обеспечивающих пациентам высокий уровень сервиса и комфорта.

При выборе лечебного учреждения возможно обслуживание в одной поликлинике или сети поликлиник, а также составление комбинированных программ.

Телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников и пациентов.

В стандартную программу входят все виды терапевтической и хирургической стоматологии, оказываемой в лучших специализированных клиниках.

Программа предполагает визиты врача общей практики по месту работы и на дом, курацию при госпитализации, организацию консультаций узких специалистов в лечебных учреждениях, в офисе или на дому, предоставление справок о состоянии здоровья, выдачу и закрытие больничных листов.

Врачи круглосуточной медицинской службы ЭНЕРГОГАРАНТа осуществляют информационную поддержку клиентов в вопросах организации медицинской помощи.

Оказание экстренной медицинской помощи застрахованным. Скорую помощь оказывают высококвалифицированные врачи, при необходимости - специализированные бригады.

Госпитализация по медицинским показаниям в профильное лечебное учреждение.

Проведение вакцинации против гриппа и других инфекционных заболеваний современными препаратами с выездом медицинской бригады в офис.

Предоставление услуг по организации санаторно-курортного лечения в здравницах России, ближнего и дальнего зарубежья.

В соответствии с настоящей программой гарантируется частичная или полная оплата расходов на приобретение лекарственных препаратов и (или) изделий медицинского назначения.

Включают в себя программы по выявлению и лечению отдельных заболеваний на базе ведущих лечебных и научно-исследовательских учреждений.

В программу входят осмотры специалистов различного профиля, высокоэффективные инструментальные методы диагностики.

22 августа 2014 г.

В процессе исследований условий труда работников критерии оценки воздействия на работников факторов биологической природы воспринимаются неоднозначно. К примеру, возникает ряд вопросов при оценке условий труда работников медицинских учреждений общей практики (стационаров, больниц, общих и стоматологических поликлиник, клинических лабораторий и т.д.), контактирующих с больными. Как правило, прямой контакт с возбудителями инфекционных заболеваний исключен, однако потенциальная опасность заражения работников, по-видимому, остается.


В Руководстве Р 2.2.2006-05 эксперту предлагается оценить эти условия труда либо только как допустимые (2-й класс), либо только как вредные (3-я степень 3-го класса). Оценивая условия этих видов работ как допустимые, эксперт лишает работника льгот и компенсаций за вредные условия труда, как вредные – создает базу для получения работником полного комплекта компенсаций. Это влечет за собой серьезные экономические затраты. Следует ли относить условия труда медицинского персонала учреждений общей практики по биологическому фактору к классу 3.3, приравняв их к условиям труда работников специализированных учреждений, в которых существенно выше вероятность контакта со специфическими инфекционными агентами (медицинские учреждения инфекционного, туберкулезного, кожно-венерологического профиля)?


Надежда СИМОНОВА,

доктор медицинских наук, профессор,

директор департамента по научной работе

Клинского института охраны и условий труда

Согласно приложению 2 к ММСП-2005 они разделены на две группы.


Так, среди патогенных бактерий в I – II группы включены возбудители чумы, сибирской язвы, бруцеллеза, туляремии, легионеллеза, сапа, мелиоидоза, холеры; из риккетсий в эти же группы входят возбудители сыпного и крысиного тифов, пятнистой лихорадки, лихорадки Ку и некоторых других болезней. Среди вирусов наибольшую опасность представляют возбудители геморрагических лихорадок, натуральной оспы человека, энцефалитов, энцефаломиелитов, менингоэнцефалитов, парентерального гепатита, бешенства, псевдобешенства, ящура, иммунодефицита человека и ряда других менее распространенных инфекционных болезней. Из хламидий во II группу включен возбудитель орнитоза-пситтакоза, из грибов – возбудители бластомикоза, кокцидиоидоза и гистоплазмоза, а из ядов биологического происхождения – ботулинические токсины всех видов, столбнячный токсин и яд паука каракурта.

Как известно, в Р 2.2.2006-05 условия труда работников, имеющих контакт с возбудителями других инфекци-онных заболеваний (помимо особо опасных), отнесены к классу 3.3, однако насколько это обоснованно? На наш взгляд, нужны специальные исследования по анализу фактической ситуации с учетом мнения экспертов в соответствующей области. Целесообразно в классификации условий труда указать, что рабочие места с наличием контакта с микроорганизмами I – II групп патогенности следует относить к 4-му классу опасности по аналогии с Р 2.2.2006-05, а при наличии контакта с микроорганизмами III – IV групп патогенности и гельминтами, – к примеру, на класс или два ниже, то есть к классам 3.4 или 3.3.


В этом случае число медицинских работников (профессий), имеющих контакт с микроорганизмами I – II групп патогенности и подвергающихся риску заражения в процессе труда, сократится, поскольку, к примеру, СПИД, парентеральный гепатит передаются от человека к человеку только парентерально (через половой контакт или кровь), а геморрагические лихорадки вообще не передаются от человека к человеку. Иными словами, при нахождении в терапевтических стационарах инфекционных больниц и отделений такие больные не представляют опасности для персонала.

Исключение составляют медицинские работники хирургических отделений и акушерских стационаров, занятые непосредственным оказанием медицинской помощи путем оперативного вмешательства с риском нарушения целостности перчаток. Оценка биологического фактора для этой группы специалистов должна учитывать вероятность попадания в кровь работника (хирурга, акушера-гинеколога, анестезиолога-реаниматолога, операционной сестры, акушерки) возбудителей ряда инфекционных болезней, прежде всего – парентеральных вирусных гепатитов В и С, СПИДа и сифилиса вследствие повреждения перчаток и травмирования пальцев рук в процессе оперативного вмешательства либо наличия микроскопических ран на руках медицинского работника.

Известно, что при проведении плановых хирургических и акушерско-гинекологических вмешательств пациентов предварительно обследуют на вирусные гепатиты, ВИЧ и сифилис. Однако даже зная о наличии у оперируемого больного одного из этих заболеваний, медицинские работники, во-первых, не имеют права отказаться от операции, а во-вторых – не имеют гарантированной защиты от повреждения перчаток и пальцев рук при проведении оперативного вмешательства. Еще большему риску подвергаются медицинские работники, оказывающие экстренную медицинскую помощь в хирургических и акушерско-гинекологических стационарах, когда оперативное вмешательство производится по жизненным показаниям больного без проведения предварительных анализов.

Поскольку возбудители названных болезней входят в основном в I – II группы патогенности, причем именно у медицинских работников в стране ежегодно выявляется некоторое количество случаев профессиональных заболеваний гепатитами В и С, условия труда данной группы лиц согласно Р 2.2.2006-05 следует относить к классу 4.


Теперь о медицинских работниках, которые работают не в специализированных (для тех или иных инфекционных больных) медицинских учреждениях. Обратимся вновь к Классификации патогенных для человека микроорганизмов. В III группу патогенности включены вирусы гриппа, полиомиелита, ветряной оспы, ОРВИ, полиневритов, пневмоний, бронхитов, бронхиолитов, эпидемического паротита, кори, конъюнктивитов, краснухи и множества других инфекционных заболеваний. Многие из них легко передаются от человека к человеку воздушно-капельным путем, причем большинство так называемых детских инфекций у взрослых людей протекает значительно тяжелее и чаще сопровождается осложнениями. Кстати, в III группу патогенности включен и возбудитель туберкулеза, то есть по степени опасности для человека все перечисленные микроорганизмы сопоставимы.

Большинство названных болезней на начальном этапе может протекать со стертой клинической картиной. При этом заразиться ими от больного человека имеет возможность любой работник медицинской организации амбулаторного или стационарного типа – от врача скорой помощи и регистратора до руководителя учреждения.

То же можно сказать о краснухе в случае заражения беременной женщины – медицинского работника и на-ступившего вследствие этого тяжелого осложнения для плода или ребенка и т.д. Если во всех этих случаях мы будем относить условия труда медицинских работников к классу 2, вряд ли мы окажемся на стороне защиты их прав на компенсацию в случае утраты здоровья или даже жизни в процессе труда. Не исключено, что вероятность наступления подобного страхового случая несколько ниже, чем, скажем, вероятность заражения легочной чумой от больного человека или высокопатогенным вирусом в специализированной лаборатории, хотя доказательные исследования на этот счет нам неизвестны. Вместе с тем работник специализированного медицинского учреждения, как правило, лучше подготовлен в области охраны труда и четко знает, с чем может столкнуться в процессе трудовой деятельности. К тому же он чаще всего защищен специальными средствами индивидуальной и коллективной защиты, системой обязательной первичной медицинской профилактики и динамического медицинского наблюдения.

В то же время, к примеру, медицинский регистратор в муниципальной поликлинике, выдавая амбулаторные карты больным гриппом в период сезонной эпидемии, практически не имеет защиты от заражения. Возможность осложнений после гриппа определяется в основном состоянием его здоровья, реакцией организма на инфекцию и качеством оказания последующей медицинской помощи. Это в полной мере можно отнести к работникам большинства других медицинских организаций – поликлиник, стационаров, стоматологических отделений, различных медицинских центров и клиник и др.

Заметим: медицинский работник, конечно, может заразиться гриппом или любой другой инфекцией не толь-ко на рабочем месте, но и, например, в общественном транспорте. Вместе с тем данные многочисленных исследований убедительно свидетельствуют о том, что у медицинских работников вероятность заражения в процессе труда многократно выше.


Можно ли приравнять работников общей медицинской сети к работникам патоморфологических отделений, прозекторских и моргов по значимости биологического фактора? Однозначно ответить на этот вопрос сложно, поскольку о специальных исследованиях на этот счет неизвестно. Можно лишь сказать, что, скорее всего, специалисты-патоморфологи, как и работники других специализированных учреждений, профессионально более подготовлены к опасности заражения в процессе своего труда и имеют возможность более тщательно, чем, например, хирурги соблюдать требования безопасности, так как у первых отсутствует такой фактор, как дефицит времени из-за жизненных показанияй больного.

Что касается сравнения работников патоморфологических отделений и медицинских работников терапевтического профиля, то для обоснованного заключения необходимо было бы провести специальные исследования с оценкой вероятности заражения патогенными микроорганизмами непосредственно в процессе трудовой деятельности. Полагаем, что до настоящего времени в стране вряд ли был зафиксирован хотя бы один случай профессионального заболевания инфекционной природы у работника прозекторской или морга. Наличие в практике отечественной профпатологии случаев профессиональных заболеваний медицинских работников туберкулезом свидетельствует не столько о более высокой опасности возбудителя туберкулеза, сколько о сложности заражения им вне длительного контакта с больными людьми вследствие наличия у большинства взрослого населения естественной устойчивости к возбудителю.

В ближайшее время вряд ли удастся встретить страховой случай заражения в процессе труда (то есть профессиональное заболевание) патоморфолога, участкового терапевта или патронажной медицинской сест-ры. Это, увы, не означает, что подобных случаев не существует.


Сегодня в огромном количестве видов экономической деятельности у работников десятилетиями не выявляются даже типичные профессиональные заболевания, к примеру, – нейросенсорная тугоухость или вибрационная болезнь, – при безусловном наличии на рабочих местах соответствующих вредных факторов рабочей среды. Это отдельная очень болезненная тема: почему в современной России уровень профессиональной заболеваемости в десятки раз ниже, чем в экономически развитых странах.

Наше общество экономически и социально еще не готово к тому, чтобы признать приоритет здоровья работающего человека перед всеми другими жизненно важными приоритетами, включая право на труд и достойный заработок. Это одинаково характерно как для индивидуального, так и для общественного сознания. Пока есть работа и удовлетворяющая на данный период заработная плата, российский работник, по-видимому, будет прилагать максимум усилий к тому, чтобы профессиональное заболевание у него не было выявлено, поскольку вследствие этого рабочее место и заработок будут утрачены, а предусмотренные обществом социальные компенсации не обеспечат необходимого качества жизни.

Иными словами, несмотря на то, что современный уровень профессиональной заболеваемости в России не отражает фактических условий труда, сложившаяся ситуация в определенной степени объективна, по-скольку обусловлена сформировавшимися социально-экономическими реалиями. Тем не менее, для профессионалов очевидно, что подобное положение не сможет сохраняться долго. Это, прежде всего, определяется широкой интеграцией российской экономики в мировую и глобализацией большинства социальных проблем, включая вопросы охраны здоровья работающего населения. Уже в ближайшее десятилетие, на наш взгляд, следует ожидать существенного роста уровня профессиональной заболеваемости в России. В конечном счете он должен стать сопоставимым с показателями большинства развитых стран. Это может послужить одним из оснований для пересмотра объема социальных компенсаций за утраченное в процессе труда здоровье.

Именно этот аспект, на наш взгляд, достаточно тесно увязан с проблемой так называемых льгот и компенсаций за вредные и/или опасные условия труда, которые сегодня непосредственно определяются результатами аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда, – прим. ред.). Эта проблема требует отдельного рассмотрения. Отметим лишь, что ни доплата к заработку, начиная от 4% заработной платы, ни сокращенный рабочий день, ни дополнительный отпуск не компенсируют утрату здоровья в результате длительной работы во вредных условиях труда. Более того, компенсации способствуют существенному его ухудшению, поскольку работодатель, по минимуму компенсируя вредные условия труда, не торопится их улучшать, а работник не готов к тому, чтобы тратить мизерные доплаты и компенсации на собственное оздоровление.


Можно с высокой вероятностью допустить: если бы в системе социального страхования уровень компенсаций за утрату здоровья в процессе труда обеспечивал работнику сохранение привычного качества жизни, то ему было бы проще принять вероятность развития у него профессионального заболевания, чем отстаивать право на льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда.

Теперь о защите временем. Никто не доказал, что именно этого количества времени достаточно, чтобы действие вредных факторов рабочей среды и трудового процесса не отразилось на здоровье. Отечественные гигиенические нормативы базируются на 8-часовом рабочем дне и 40-часовой рабочей неделе, однако никто не может гарантировать, что сокращение этого времени на 10% обеспечивает снижение неблагоприятного эффекта воздействия фактора до безопасного уровня.

Более того, специалистам хорошо известно, что даже при воздействии допустимых уровней у части наиболее чувствительных людей могут возникнуть нарушения здоровья профессионального генеза. Для веществ, обладающих аллергенным действием, находят даже обратную зависимость: чем ниже концентрация, тем тяжелее эффект (хотя это не имеет прямого отношения к биологическим факторам).

Из всего сказанного, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы.

Если в стране будет сохранена современная парадигма классификации условий труда, то Руководство Р 2.2.2006-05 нуждается в скорейшем пересмотре по многим положениям, в том числе – по критериям и показателям вредных биологических факторов рабочей среды.

Для медицинских работников, занятых в медицинских организациях общего профиля, сохраняется вероятность заражения инфекционными заболеваниями в процессе труда. Это в большинстве случаев, на наш взгляд, не позволяет оценивать их условия труда на уровне класса 2. Для обоснования дифференцированного подхода к оценке условий труда медицинских работников этой группы по степени выраженности воздействия биологического фактора необходимо проведение специальных клинико-эпидемиологических исследований.

Существующая в стране система льгот и компенсаций за вредные условия труда нуждается в серьезном реформировании.


Очевидно, что методики (а возможно, и методология) оценки условий труда к примеру, врача-нейрохирурга и шахтера должны быть различными. Необходимо разработать серию подзаконных актов для более четкого организационно-методического обеспечения аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда) в различных видах экономической деятельности. Существенно более объективной (и, что важнее, более результативной по сравнению с аттестацией рабочих мест по условиям труда) является методология оценки и управления профессиональными рисками. Это обусловливает целесообразность ее широкой апробации и внедрения в условиях современной России. Представляется целесообразным разработать корпоративные (отраслевые) регламенты оценки условий труда в рамках локальных систем управления профессиональными рисками с учетом специфики трудовой деятельности. На наш взгляд, это должно было бы стать заботой соответствующих отраслевых профсоюзов и объединений работодателей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции