Сестринское обследование инфекционного больного

Уход за больными независимо от профиля стационара состав­ляет важную часть лечебных мероприятий, способствующих выз­доровлению пациентов. В условиях инфекционного стационара обес­печение правильного ухода за больными имеет особо важное зна­чение, поскольку способствует не только физической и психологической поддержке больных, но и предотвращению развития ос­ложнений.

При уходе за инфекционными больными необходимо учитывать степень общетоксических органных поражений при определенных заболеваниях. Чаще проявления интоксикации при ИБ имеют общие закономерности и сходную клиническую картину. В разгар заболевания вследствие выраженной лихорадочной реакции и интоксикации инфекционные больные, особенно при тяжелых и среднетяжелых формах, должны соблюдать постельный режим. В таких условиях возможности боль­ных по самообслуживанию ограничены, и они нуждаются в постоянной помощи и уходе медицинского персонала. Отсюда и специфика ухода за больными в условиях пребывания их в постели. По мере выздоровления, когда больному разрешают вставать с постели, уход за ним сводится в основном к выполнению санитарно-гигиенических мероприятий.

Инфекционные больные могут весьма своеобразно реагировать на окружающую обстановку, что объясняется особенностями раз­вития заболевания. Так, больные с брюшным тифом в период раз­гара заболевания бывают замкнуты, немногословны, неохотно всту­пают в словесный контакт, у них часто нарушается сон, а больные с сыпным тифом, наоборот - эйфоричны, словоохотливы, не всегда адекватно оценивают свое состояние. Даже больные с лег­ким течением инфекционных болезней также своеобразно могут реаги­ровать на больничную обстановку, что объясняется не только ха­рактером инфекционного процесса, но и особенностями нервно-психического склада самого больного.

Т.к. микробы и их токсины воздействуют на ЦНС, то у больных часто наблюдается повышенная утомляемость, неустойчивость настроения, раздражительность, плаксивость, быстрая истощаемость психики, легкая внушаемость.

Столь разное психологичес­кое состояние пациентов требует от медицинской сестры терпе­ния и выдержки. Ни при каких обстоятельствах не следует показы­вать раздражения. Медицинская сестра своим вниманием к пациенту, чутким отношением создает обстановку покоя, которая способствует скорейшему выздоровлению. Искреннее внимание к больному, спокойная и терпеливая реакция на просьбы и даже капризы, готовность оказать помощь иногда могут быть более эффективными, чем лекарственная терапия.

В присутствии больного, даже если он находится в бессознательном состоянии, недопустимо вести разговоры о тяжести его состояния. Наоборот, в беседах с больным надо укреплять его веру в благоприятный прогноз заболевания.

В палатах необходимо соблюдать и поддерживать чистоту и порядок, регулярно проветривать их, поддерживая температуру воздуха 18 — 20 °С. В отделении, где находится больной, следует посто­янно соблюдать тишину и покой, особенно в ночные часы. Катего­рически недопустимы громкие разговоры и смех в палатах и коридорах. Необходимо помнить, что внезапно появившийся шум плохо переносится больными.

Медицинский персонал отделения должен постоянно следить за чистотой постели и белья больного, поскольку это создает определенный комфорт и улучшает настроение больного. При потоотделении нательное белье нужно менять по мере необходимости, не следует повторно использовать высушенное, пропитанное потом белье. Нельзя допускать, чтобы лихорадящий больной находился в прохладном и влажном белье, поскольку это может привести к развитию осложнений (пневмо­нии и т.д.). Перед каждой сменой нательного белья тело больного необходимо насухо протереть.

Постель больного должна быть удобной, на простыне и наволочке не должно быть складок. Особенно внимательно за этим необходимо следить у тяжелых (лежачих) больных. Нельзя допускать, чтобы белье под больным было влажным или мокрым. У тяжелобольных, которые находятся в бессознательном состоянии, часто бывают непроизвольные мочеиспускание и дефекация. В этих случаях во избежание частой смены всего постельного белья рекомендуется под таз больного подкладывать клеенку, покрытую пеленкой подстилкой, которые меняются по мере загрязнения. Это позволяет дольше сохранить постельное белье сухим и чистым. При смене постельного белья у тяжелобольных их или приподнимают на руках, или осторожно передвигают в постели сначала к одному ее краю, снимают старую и застилают новую простыню, а затем к другому краю и проделывают аналогичные процедуры. При этом необходимо проследить, чтобы на простыне не было складок. О каждой смене белья медицинская сестра должна делать пометку в истории болезни или в температурном листе.

В зависимости от характера инфекционного заболевания, его стадии и периода больному предписываются различные виды больничных режимов, являющиеся наиболее благоприятными для его выздоровления.

Медицинский персонал должен строго следить за соблюдением больными режима, который им предписал врач. Нарушение постельного режима больными Нр: с брюшным или сыпным тифом может привести к развитию серьезных осложнений. В то же самое время длительное пребывание больных в лежачем положении мо­жет вызвать развитие застойных явлений в легких и развитие пневмонии, что резко ухудшает их и без того тяжелое состояние.

Расширение больничного режима (особенно переход от постельного к полупостельному) является ответственным шагом, и в таких случаях его следует делать постепенно, разрешая на первых порах боль ному только садиться в постели. Следует помнить, что у лиц старшего возраста возможны патологические реакции со стороны сердечно-сосудистой системы при излишне быстром переходе на полупостельный режим.

Медицинские сестры должны следить за больным и не допускать его длительного пребывания в одном и том же положении (например, на спине), для чего следует переворачивать больного время от времени с одного бока на другой. Если больной ослаблен или находится в бессознательном состоянии, для удержания его в положении на боку необходимо подложить под спину подушку. Менять положение больного в постели необходимо с большой осторожностью и без резких движений. Режим больного может изменить только его лечащий врач.

Уход за кожными покровами и слизистыми оболочками.

Медицинский персонал должен постоянно следить за чистотой кожи больных. Если больной не в состоянии самостоятельно пользо­ваться ванной или душем, то необходимо делать обтирание кожи. Лихорадка не является противопоказанием к проведению гигие­нических мероприятий. Кожу тяжелых больных нужно системати­чески обмывать (не менее двух раз в сутки), особенно тщательно следя за ее состоянием в области промежности, подмышечных впа­динах, межпальцевых пространствах, а у женщин и под молочны­ми железами. У тяжелых больных, находящихся в бессознательном состоянии, при недостаточном уходе быстро развивается раздра­жение кожи, образуются опрелости и могут появиться пролежни и гнойнички.

Ранним признаком формирования пролежней явля­ется появление на коже в месте постоянного давления болезнен­ного красного пятна, которое в дальнейшем темнеет, затем фор­мируется некроз с образованием глубоких, плохо заживающих язв.

Необходимо также следить за чистотой половых органов и заднего прохода больных, находящихся на стро­гом постельном режиме. Кожу таких больных следует обмывать после каждой дефекации, а затем обтирать насухо.

Перед каждым приемом пищи больной должен мыть руки с мы­лом. Необходимо следить за его ногтями, которые должны быть коротко острижены.

Такие гигиенические процедуры, как умыва­ние и чистка зубов, должны проводиться больными ежедневно. Если состояние больного позволяет, то он сам чистит зубы утром и вечером. После каждого приема пищи больные должны полоскать ротовую по­лость. Тщательный туалет ротовой полости у инфекционных боль­ных предупреждает развитие стоматита, воспаления околоушных слюнных желез (паротита), воспаления среднего уха. Эти осложне­ния могут существенно ухудшить общее состояние больного.

Необходимо следить и за проходимостью носовых ходов. При образовании и скоплении сухих корок их размягчают вазелиновым маслом и удаляют с по­мощью ватного тампона.

Уход при нарушении функции органов дыхания.

У ряда инфекционных больных (корь, дифтерия), особенно при ОРВИ, в патологический процесс вовлекаются органы дыхания. В носовой полости, трахее и бронхах у них скапливается и загустевает слизь, это создает благоприятные условия для размножения патогенной бактериальной флоры и развития осложнений (пневмония, трахеит), которые утяжеляют состояние больного. Для профилактики этих осложнений нужно следить за чистотой и проходимостью дыхательных путей, создавать больному положение в постели, облегчающее его дыхание, проводить дыхательную гимнастику.

Для разжижения и облегчения отхаркивания густой мокроты делают ингаляции с препаратами, стимулирующими отхаркивание, ставят горчичники.

Уход при нарушении функции органов пищеварения.

У инфекци­онных больных, особенно в острой стадии заболевания, часто на­блюдается нарушение функции органов пищеварения. Как прави­ло, у больных отмечается снижение аппетита, вплоть до анорексии (полного отсутствия аппетита). Снижение аппетита в острую стадию, особенно при среднетяжелом и тяжелом течении заболе­вания, является скорее нормальной реакцией организма на бо­лезнь, поскольку в этот период отмечается снижение секреторных функций пищеварительных желез. Не следует поэтому стремиться насильно кормить такого больного, так как это может вызвать по­явление рвоты.

Иначе обстоит дело с приемом жидкости. У инфек­ционных больных с лихорадкой всегда имеются на­рушения водного баланса, поэтому ограничивать им прием жид­кости не следует, особенно с учетом того факта, что повышение температуры тела сопровождается дополнительной потерей жид­кости. Если больной находится в бессознательном состоянии или у него нарушено глотание вследствие паралича глотки или других причин, то поступление жидкости и кормление таких больных должны осуществляться только через специальный зонд, введен­ный в желудок через нос. Таким больным через зонд вводятся так­же и лекарственные средства.

Однако зондовое питание имеет свои недостатки и ограничения, связанные с тем, что зонд может вызвать пролежни. В связи с этим зондовое питание больного необхо­димо начинать только со 2 — 3 дня после того, как он перестает глотать. В таких случаях целесообразно проводить также паренте­ральное питание, вводя внутривенно растворы глюкозы, амино­кислотные составы и т.д.

Для обеспечения необходимого ухода за больными, имеющими нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, медицинс­кая сестра должна знать причины и механизмы развития этих на­рушений для того, чтобы по возможности предотвратить их разви­тие или оказать необходимую помощь, если эти расстройства уже возникли.

Инфекционным больным в зависимости от характера, тяжести и периода болезни назначаются различные пищевые рационы, которые максимально адаптированы к особенностям развивающегося патологического процесса. В пищевом рационе должно содержаться достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Энергетическая ценность принимаемой пищи должна быть не ниже 2000 — 3000 ккал, что соответствует суточ­ным потребностям взрослого человека при лихорадке.

При назначении соответствующей диеты, номер ко­торой указывается в истории болезни, необходимо учитывать осо­бенности поражения тех или иных органов при разных заболева­ниях. Диета больному назначается лечащим врачом, а в обязанно­сти медицинской сестры входит контроль за ее соблюдением. Боль­ные должны принимать пищу небольшими порциями 4—5 раз в сут­ки. Больные, не имеющие ограничений в режиме, обычно пита­ются в столовой, а лежачим больным пищу подают в постель.

В инфекционных больницах в основном используют следующие столы (диеты) лечебного питания:

Помощь при вздутии кишечника: Вздутие кишечника (метеоризм) может причинять больному значительные неудобства и беспокой­ство. В основе развития метеоризма лежит усиление процесса бро­жения. Для облегчения состояния больного используется резино­вая газоотводная трубка.

Своевременное опорожнение кишечника также помогает уст­ранить метеоризм. Отсутствие в течение 2 дней самостоятельного стула у тяжелых лежачих больных служит показанием для проведения очистительной клизмы.

Помощь при рвоте: У инфекционных больных рвота может быть желудочного и центрального генеза.

Особенно опасно появление рвоты у больных, находящихся в бессознательном состоянии, так как при отсутствии должного внимания со стороны медицинского персонала рвотные массы могут попасть в дыхательные пути и стать причиной смерти.

Помощь при задержке мочеиспускания.

При многих инфекцион­ных болезнях может наблюдаться задержка мочеиспускания. Сле­дует знать причины ее возникновения, поскольку в зависимости от этого оказывается та или иная помощь.

Помощь при лихорадке.

Лихорадка наблюдается при многих ин­фекционных заболеваниях.

Сложившиеся в нашей стране представления о медсестре как о помощнике врача свидетельствует о недооценке ее роли в системе здравоохранения. Реформа сестринского дела, проводимая в нашей стране с 1993г, ориентированна на повышение престижа и социального статуса медсестры и на достижение качественно нового уровня ее работы с пациентом. Именно медсестры работают в непосредственном контакте с пациентом и от их знаний, умений, отношения к больному во многом зависит качество мед. обслуживания в целом. В функции медсестры входит осуществление сестринского ухода. Сюда относится проведение профилактических мероприятий, сестринское вмешательство, реабилитация, психологическая помощь в отношении самого больного или членов его семьи и др. Эффективность данной функции намного выше, если она осуществляется в рамках сестринского процесса.

Сестринский процесс представляет собой метод организации и оказания сестринской помощи. СП предусматривает наличие схемы действий медсестры по отношению к пациенту, направленных на предупреждение, облегчение, уменьшение и сведение до минимума возникающих у пациента проблем.

снижение уровня гигиены (дефицит навыков самопомощи)

длительное изменение паттернов питания

изменение паттернов выделения

неэффективность системы терморегуляции

брезгливость по отношению к себе или окружающим

нарушение самооценки, в т.ч. чувство вины

нарушение схемы тела

нарушение личностной идентичности

высокий уровень тревожности

страх заразить близких

утрата контроля над ситуацией в профессиональном, деловом и других аспектах

неэффективные механизмы совладания со стрессом

ограничение прав (настоящее и потенциальное)

нарушение семейных коммуникаций, в т.ч. отказ семьи от пациента (нарушение модели семейных отношений)

финансовые трудности, в т.ч. необходимость значительных дополнительных затрат

высокий риск заражения окружающих

высокий риск заражения окружающими

нарушение социальных коммуникаций

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.


ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.


География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

350 руб. 106.00 руб.


География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

350 руб. 184.00 руб.


География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

350 руб. 101.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Целью этого метода является сбор информации о больном. Ее получают путем субъективного, объективного и дополнительных способов обследования.

Субъективное обследование заключается в опросе пациента, его родственников, ознакомлении с его медицинской документацией (выписками, справками, медицинской картой амбулаторного больного).

Для получения полной информации при общении с пациентом медсестра должна придерживаться следующих принципов:

1) вопросы должны быть подготовлены заранее, что облегчает общение медсестры и пациента, позволяет не пропустить важные детали;

2) необходимо внимательно выслушивать пациента, доброжелательно относиться к нему;

3) больной должен чувствовать интерес медсестры к своим проблемам, жалобам, переживаниям;

4) полезно кратковременное молчаливое наблюдение за пациентом перед началом опроса, что дает возможность больному собраться с мыслями, привыкнуть к окружающей обстановке. Медработник в это время может составить общее представление о состоянии больного;

5) во время беседы рекомендуется вести короткие записи, чтобы не забыть в последующем важную информацию.

Во время опроса медсестра выясняет жалобы больного, анамнез заболевания (когда началось, с каких симптомов, как изменялось состояние больного по мере развития заболевания, какие лекарственные препараты принимались), анамнез жизни (перенесенные болезни, особенности быта, питания, наличие вредных привычек, аллергических или хронических заболеваний).

При объективном обследовании проводят оценку внешнего вида больного (выражение лица, положение в кровати или на стуле и др.), исследование органов и систем, определяют функциональные показатели (температуру тела, артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхательных движений (ЧДД), рост, массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и т. д.).

Законодательством Российской Федерации запрещено проведение абортов вне лечебного учреждения. Если искусственное прерывание беременности произведено вне специализированного медицинского учреждения или лицом со средним медицинским образованием, то на основании ч. 2 ст. 116 Уголовного кодекса РФ выполнивший аборт привлекается к уголовной ответственности.

План объективного обследования пациента:

1) внешний осмотр (охарактеризовать общее состояние больного, внешний вид, выражение лица, сознание, положение больного в постели (активное, пассивное, вынужденное), подвижность пациента, состояние кожи и слизистых оболочек (сухость, влажность, цвет), наличие отеков (общих, местных));

2) измерить рост и массу тела больного;

3) подсчитать частоту дыхательных движений, определить ритм и глубину дыхания, выявить наличие патологического дыхания;

4) подсчитать частоту пульса, определить его качество;

5) измерить АД на обеих руках;

6) при наличии отеков определить суточный диурез и водный баланс;

7) зафиксировать основные симптомы, характеризующие состояние:

а) органов дыхательной системы (кашель, выделение мокроты, кровохарканье);

б) органов сердечно-сосудистой системы (боль в области сердца, изменения пульса и АД);

в) органов желудочно-кишечного тракта (состояние ротовой полости, нарушение пищеварения, осмотр рвотных масс, кала);

г) органов мочевыделительной системы (наличие почечной колики, изменение внешнего вида и количества выделенной мочи);

8) выяснить состояние мест возможного парентерального введения лекарственных средств (локтевого сгиба, ягодиц);

9) определить психологическое состояние больного (адекватность, общительность, открытость).

Дополнительные способы обследования включают лабораторные, инструментальные, рентгенологические, эндоскопические методы и УЗИ. Обязательным является проведение таких дополнительных исследований, как:

1) клинический анализ крови;

2) анализ крови на сифилис;

3) анализ крови на глюкозу;

4) клинический анализ мочи;

5) анализ кала на яйца гельминтов;

Конечной ступенью первого этапа медсестринского процесса является документирование полученной информации и получение базы данных о пациенте, которые записываются в сестринскую историю болезни соответствующей формы. История болезни юридически документирует самостоятельную профессиональную деятельность медсестры в пределах ее компетенции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Обследование психического статуса Накапливая материал в процессе сбора анамнеза, к концу консультации врач уже фиксирует выявленные у больного симптомы. Обследование психического статуса связано с выявлением симптомов и с наблюдением за поведением больного во время

Психиатрическое обследование детей и их семей При проведении обследования ставятся следующие основные задачи: получить ясное представление об имеющихся нарушениях; установить, каким образом эти нарушения связаны с развитием ребенка в предшествующий период, а также с

Обследование пациентов с умственной отсталостью Тяжелая умственная отсталость может быть диагностирована в младенчестве, поскольку она часто сочетается с выявляемыми соматическими нарушениями или с задержкой моторного развития. Клиницист должен осторожно подходить

Психологическое обследование комплекс мероприятий с использованием средств психологической диагностики по выявлению (дифференциации) и оценке психологических характеристик человека, описанию их состояния, степени выраженности, функциональности, детерминантной

Обтирание пациента Последовательность выполнения процедуры:1) приготовить теплую воду, губку, клеенку, одеяло, уксус, камфорный или этиловый спирт, полотенце;2) психологически подготовить пациента к выполнению манипуляции;3) обнажить определенный участок

Обтирание пациента Последовательность выполнения процедуры: 1) приготовить теплую воду, губку, клеенку, одеяло, уксус, камфорный или этиловый спирт, полотенце; 2) психологически подготовить пациента к выполнению манипуляции; 3) обнажить определенный участок

11.2. Водолазное обследование Цель водолазного обследования – получить необходимые сведения подводной обстановки для составления плана, проекта или выбора способа выполнения водолазных работ. Поэтому водолазное обследование должно быть всегда полным и качественным.

Обследование нашей пластичной реальности Телепортация означает перемещение какого-либо объекта из одного места в другое без какого-либо явного проявления действия физических сил.Пространственный перенос непременно является постоянным аспектом какой-то неизвестной

Медицинское обследование В идеале поход в зал нужно начинать с медицинского обследования. От его результатов и будет зависеть программа тренировок на начальном этапе. К сожалению, к этому совету мало кто прислушивается, считая визит к врачу бесполезной тратой времени. И

Обследование Будущие родители обязательно должны пройти медико-генетическое консультирование.Это необходимо сделать в первую очередь:– при наличии любой наследственной патологии у супругов и их близких родственников;– если у будущей матери рождались дети с

Глава 21 Дородовое обследование Пока вы ждете ребенка, у вас появляется множество вопросов. Будет это мальчик или девочка? Глаза у него будут голубые или карие? Она будет веселая, как папа, или сообразительная, как мама? И что чувствуешь, когда наконец держишь на руках

Учебно-целевая задача: научить курсантов (слушателей) клиническому обследованию инфекционного больного, а также уметь записать течение болезни в форме отчетов о курации, дневников и температурного листа.

Учебное время: 2 часа.

Место проведения занятий: лечебные отделения клиники, 442 ОКВГ, Городская инфекционная больница им. С.П. Боткина.

Учебно-материальное обеспечение: больные с типичными проявлениями инфекционного заболевания.

Технические средства обучения: стетофонендоскоп, неврологический молоток, сфигмоманометр, лампа-рефлектор, шпатели.

В результате проведенного занятия курсанты должны уметь провести клиническое обследование больного инфекционным заболеванием, в том числе:

- собрать анамнез заболевания и эпидемиологический анамнез;

- произвести объективное клиническое обследование больного;

- систематизировать субъективные и объективные признаки болезни в клинико-патогенетические синдромы, оценить их информативность, определить предполагаемую нозологическую форму заболевания;

- сформулировать предварительный развернутый клинический диагноз инфекционного заболевания;

- обосновать план лабораторного и инструментального обследования больного.

Диагностика инфекционной болезни требует клинико-эпидемиологического подхода к решению этой задачи. Под этим подразумевается ранняя диагностика инфекционного заболевания, выявление конкретного источника болезни и выяснение возможных путей передачи.

Ранней принято называть диагностику инфекционного заболевания в начальном периоде болезни (до формирования полной клинической картины с ее типичными проявлениями).

Клиническая диагностика основывается в первую очередь на выявлении клинической картины болезни.

Опрос больного. Необходимо выяснить когда и как началось заболевание - постепенно, остро или внезапно, были ли ознобы и поты и какой силы; при возможности устанавливается степень и характер температурной реакции (типы температурных кривых).

Жалобы больного. Дать подробную характеристику жалоб (локализация, интенсивность, динамика в течение суток или периода болезни и др.). При первичном осмотре целесообразно дать возможность больному их произвольного изложения. Затем активным опросом по органам и системам необходимо выявить основные и второстепенные признаки заболевания, характеризуя их по времени, интенсивности, длительности и т.д. Целесообразно в начале представить жалобы, характеризующие заболевание, как инфекционное: головная боль, общая слабость, разбитость, боли в мышцах, нарушение сна. Объективным критерием интоксикации является повышение температуры тела, ее суточные колебания, наличие ознобов, потов. В дальнейшем следует изложить жалобы, связанные с поражением центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта, системы органов дыхания, а также с поражением кожи и слизистых оболочек.

Подробное описание жалоб больного см. раздел 8 пункт 2 данного пособия.

Анамнез болезни. Этот анамнез включает подробную историю настоящего заболевания. Путем опроса необходимо выявить в хронологической последовательности развитие всех субъективных и объективных проявлений болезни, характер температурной кривой, сроки появления и исчезновения отдельных симптомов болезни. Особое внимание обратить на цикличность заболевания, характерную для инфекционной патологии.

Диагностически важно выявить первые признаки начального периода болезни, под которым понимается период от начала болезни до формирования полной клинической картины с ее типичными проявлениями.

Острое начало инфекционного заболевания характеризуется бурным проявлением клинических симптомов от нескольких часов до суток (грипп, менингококковый менингит и др.). О подостром начальном периоде принято указывать в случаях, когда типичные синдромы болезни проявляются в течение 1 - 3 суток. Если же начало заболевания растягивается от 4 до 7 и более суток, то это свидетельствует о постепенном развитии. Динамика течения болезни отмечается по дням болезни, а не по календарным датам. Целесообразно выделить ведущий синдром, а также уточнить лечение больного, проводившееся до госпитализации.

Анамнез жизни. Помимо общих данных, необходимо уточнить перенесенные инфекционные болезни, наличие сопутствующих заболеваний, прививки и их переносимость. Аллергологический анамнез - особенно переносимость антибиотиков и химиопрепаратов.

Эпидемиологический анамнез (ЭА) является специфической частью ИБ инфекционного больного. Он позволяет получить существенную дополнительную информацию для диагностики инфекционного заболевания, основываясь на клинико-эпидемиологических данных.

Целью ЭА является установление вероятных источников инфекции, путей ее передачи, механизмов заражения и факторов им способствующих. Эпидемиологический анамнез должен быть всегда конкретизирован, исходя из предполагаемого заболевания у пациента. Необходимо учитывать длительность инкубационного периода, возможность латентно протекающей болезни, хроническое или рецидивирующее течение некоторых инфекций. Кроме того ЭА включает сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии части, района размещения, заболеваемости местного населения, пребывание в эндемичной местности по тому или иному инфекционному заболеванию (малярия, боррелиоз, клещевой энцефалит, туляремия).

Данные объективного исследования. Объективное исследование инфекционного больного проводится по общепринятой в терапевтической клинике методике по следующей схеме:

общее состояние больного,

выраженность интоксикации и лихорадки,

кожные покровы и слизистые оболочки,

лимфатические узлы, опорно-двигательный аппарат,

органы пищеварения, печень и селезенка,

нервная система и железы внутренней секреции.

Эта схема помогает не пропустить чего-либо как при обследовании больного, так и при изложении полученных данных в истории болезни.

Осмотр завершается предварительным клиническим диагнозом болезни, который в себя включает:

- нозологическую форму инфекционного заболевания;

- клиническую форму болезни;

- степень тяжести заболевания;

Осложнения основного заболевания, сопутствующие заболевания. Осложнениями основного заболевания являются такие патологические процессы, синдромы, нозологические формы, которые с ним связаны патогенетически и усугубляют его клиническое течение.

К сопутствующим относят заболевания, которые этиологически и патогенетически не связаны с основным заболеванием. Некоторые из них являются факторами риска тяжелого, неблагоприятного течения основного заболевания или возможного развития критических состояния.

Предварительный клинический диагноз болезни ставится после детального анализа всех объективных данных, полученных в результате клинического обследования инфекционного больного, а также систематизации и обобщения клинико-патогенетических синдромов, выявленных у больного.

План обследования больного, составленный лечащим врачом в соответствии с диагнозом заболевания, должен отличаться конкретностью, выбором наиболее информативных методов в нужной последовательности.

1. Общеклинические исследования, которые проводятся всем стационарным больным:

- общеклинические анализы крови и мочи;

- исследования испражнений на яйца глистов и простейшие;

- рентгенография органов грудной клетки (флюорограмма).

2. Обязательные исследования на ВИЧ-инфекцию и на сифилис по эпидемиологическим и клиническим показателям.

3. Исследования для подтверждения предварительного диагноза:

- аллергологические и др.

4. Исследования для исключения синдромосходных инфекционных заболеваний. Они включают соответствующие (см.выше) микробиологические и др.методы.

Бактериологические исследования включают посевы крови, испражнений, отделяемого с небных миндалин, мокроты и др. Их необходимо начинать до назначения этиотропных средств лечения. Серологические исследования должны проводиться в парных сыворотках (при поступлении и через 7 - 10 дней).

5. Специальные инструментальные, биохимические, рентгенологические и другие методы исследования по соответствующим клиническим показаниям.

При определении тактики лечения инфекционного больного необходимо в каждом конкретном случае определить главное звено патогенеза, воздействие на которое будет решающим. В плане лечения необходимо отразить следующие мероприятия:

- особенности ухода и режим больного;

В период реконвалесценции назначаются средства, способствующие восстановлению нарушенных функций и систем (реабилитационная терапия).

Все назначения должны быть обоснованы. В плане лечения необходимо обязательно учитывать неотложные мероприятия.

Подробное описание методики обследования инфекционных больных см. в разделе 8 настоящего пособия.

1. Иванов К.С., Казанцев А.П. Инфекционные болезни / Учебник. - ВМедА им. С.М. Кирова, Л.,1989.-С.5-51.

2. Санитарно-противоэпидемический режим в инфекционных госпиталях (отделениях)./ Инструкция. - ГВМУ, М.,Воениздат,1987.- С.3-13.

3. Лобзин Ю.В., Зубик Т.М., Финогеев Ю.П. Методика ведения клинической истории болезни инфекционных больных / Учебное пособие. - СПб., 1996.

4. Иванов К.С., Казанцев А.П. Методика обследования инфекционных больных и основные принципы диагностики инфекционных болезней: Учебное пособие для слушателей 1 и 6 факультетов. - СПб., ВМедА, 1994.

отчёта о курации инфекционного больного

1. Ф.И.О., воинское звание, возраст, воинская специальность.

2. Предварительный развернутый диагноз болезни: нозологическая форма, клиническая форма болезни, степень тяжести, период болезни.

Осложнения. Сопутствующие заболевания.

3. Синдромальное обоснование основного заболевания: выделить и раскрыть основные патогенетические синдромы заболевания.

4. Эпидемиологический анамнез: сведения о возможных источниках инфекции, путях ее передачи, сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии части, района размещения.

5. План обследования больного: общеклинические, биохимические, бактериологические методы, серологические методы.

Рентгенологические, инструментальные и другие методы обследования.

6. План лечения: место лечения инфекционного больного, режим, диета; этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.

7. Критерии выписки больного, ВВК, диспансерное наблюдение в части.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции