Сестринский уход при инфекционных заболеваниях кожи

Методическая разработка практического занятия "Сестринская помощь и сестринский процесс при инфекционных заболеваниях новорожденных"

СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

от ______________2016 г. №

Зам. директора по учебной работе

Профессиональный модуль: ПМ.02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел 2. Сестринский уход в педиатрии

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Автор Серебренникова О.В.

Севастополь 2016 г

Технологическая практического занятия

Тип практического занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Вид урока: практическое занятие

Количество часов – 6 (270 минут)

Место проведения занятия: кабинет доклинической практики педиатрии

1. Актуальность темы

Период новорожденности — это период жизни ребенка крайне своеобразный по своим физиологическим особенностям и по совершенно особенной патологии.

По статистическим данным различных стран, заболевания новорожденных занимают 1 место в структуре детской смертности. Проблема гнойно-воспалительных заболеваний и сепсиса актуальна в раннем, детстве, т. к, иммунная система ещё не зрелая. Эта патология чаще развивается у детей, которые родились недоношенными, с малой массой, родовой травмой, асфиксией. Заболеваемость сепсисом у доношенных составляет 0.1%, а у недоношенных 1 — 1,5%. Летальность среди новорождённых от сепсиса в среднем составляет 20 — 24% и 40 — 43% у недоношенных.

Кроме того, установлено, что многие патологические процессы новорождённых оставляют глубокий след и проявляются в последующей жизни человека.

Профилактика и лечение болезней новорожденных является важной медико-социальной проблемой.

Прогноз для жизни новорождённых зависит от времени выявления и эффективности лечения, поэтому медицинский работник обязан уметь оказать неотложную помощь и принять меры для госпитализации и лечения ребёнка.

а) Образовательные (обучающие) цели

2.1 Представлять, понимать:

- группы риска, проявления и осложнения гнойно-септических заболеваний.

- сестринский процесс при гнойно-септических заболеваниях у новорожденных;

- клинические проявления заболеваний кожи, пупочной ранки и сепсиса;

- разведение антибиотиков и ведение необходимой дозы ребенку

- осуществление сестринского процесса при гнойно-септических заболеваниях новорожденных;

- оказание помощи новорожденных при пиодермиях.

- выявить, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка;

- определить проблемы пациента;

- сформулировать цели СВ и составить план ухода;

- выполнять врачебные назначения;

- уметь выполнять уход за кожей и слизистыми оболочками,

- измерение температуры тела и ее графическое изображение;

- провести ежедневный туалет новорожденного;

- проведение гигиенической и лечебной ванны;

- обрабатывать пупочную ранку при омфалите;

- провести обработку кожных складок при опрелости у новорожденного ребенка;

- разводить антибиотики и вводить необходимую дозу ребенку;

- выполнять внутримышечные иньекции;

- проводить профилактические и реабилитационные мероприятия;

- проводить санитарно-эпидемические мероприятия, направленные на профилактику
ВБИ;

- проводить санитарно-просветительную работу с родителями.

- Развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и
сравнения, делать необходимые выводы;

- Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли.

в) Воспитательные цели

- обратить особое внимание на роль медсестры в профилактике заболеваний новорождённых при работе с беременными.

- на соблюдение правил асептики и антисептики при уходе за новорождёнными;

- воспитание интереса к своей будущей профессии.

2.3 Формирование компетенций:

2.4. Формирование профессиональных и общих компетенций:

Наименование результата обучения

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

Осуществлять реабилитационные мероприятия

Оказывать паллиативную помощь

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

4. Межпредметные связи

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ (обеспечивающие дисциплины)

- основы сестринского дела;

- Сестринское дело в акушерстве,

- Анатомо-физиологические особенности органов и систем у детей разного возраста;

- Технику профессиональной безопасности во время работы с кровью;

Особенности создания среды для детей разного возраста.

Правила техники безопасности при работе с медицинской аппаратурой.

Применять знания, полученные при изучении сестринского процесса в педиатрии.

Выполнять сестринские манипуляции с учетом особенностей у детей.

- применять полученные знания в стационаре для новорожденных;

- использовать знания по технике безопасности.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ (обеспечиваемые дисциплины)

- Сестринское дело в
педиатрии,

- санитарно-эпидемиологический режим в родильном стационаре;

- выполнять санитарно-эпидемиологический режим в отделении патологии новорожденных.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем детей;

Анатомо-физиологические особенности доношенного и недоношенного новорожденного ребенка;

Вскармливание грудного ребенка.

- Анатомо-физиологические особенности органов и систем детей;

Анатомо-физиологические особенности доношенного и недоношенного новорожденного ребенка;

- особенности физического и нервно-психического развития детей;

- Основные принципы вскармливания детей раннего возраста.

- Проводить сестринское обследование ребенка по органам и системам;

- Оценивать результаты обследования;

- Проводить сестринское обследование доношенного и недоношенного ребенка;

- Организовывать среду и уход в соответствии с действующими приказами;

- Составлять схемы разных видов вскармливания детям до 1 года

5. Структурно-логическая схема теоретических сведений.





Врожденные Инфекционные Неинфекционные





Э

тиология









Клиника

По времени По клинической По течению По периоду
инфицирования: форме: болезни: болезни:

- Антенатальное - Септицемия - Молниеносное - Начальный

- Интранатальное - Септикопиемия - Острое - Разгар

- Постнатальное - Гранулематозная - Подострое -Восстановительный

К



линика

Начальный период Период разгара болезни Септикопиемия





Бактериологические исследования Лабораторная диагностика

Вводная часть (35 минут)

• Организационный момент - 3 минут

• Формулировка темы и её обоснование - 5 минут

• Определение целей занятия и плана его проведения - 5 минут

• Предварительный контроль - 30 минут

Основная часть (230 минут)

• Изучение нового материала - 10 минут

• Демонстрация преподавателем практических умений - 10 минут

• Имитация практических умений студентами - 20 минут

• Самостоятельная работа студентов:

- инструктаж к выполнению самостоятельной работы - 5 минут

- выполнение самостоятельной работы - 180 минут

- подведение итогов самостоятельной работы - 5 минут

Заключительная часть (50 минут)

• Итоговый контроль знаний и умений - 20 минут

• Оформление дневников - 10 минут

• Подведение итогов занятия - 10 минут

• Домашнее задание - 10 минут

компьютер, мультимедийный проектор, экран, выход в Internet; электронная презентация по теме занятия, учебные фильмы.

6. Организационно-деятельностная структура практического занятия

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции

1. Организация занятия:

- проверка внешнего вида, заполнение журнала. (1-3 мин)

Цель: организация пространства.

Проверяют готовность рабочего места к практическому занятию, настраиваются на успешную работу.

Оценивает готовность студентов к занятию, фиксирует отсутствующих, заполняет журнал.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Формулирование темы занятия.

Постановка учебных целей и мотивирование занятия. (5 мин)

Цель: формулирование целей занятия.

Принятие и осмысление целей и задач занятия, сосредоточение внимания.

Демонстрация слайдов с темой, целями и задачами занятия. Организует работу по определению целей занятия.

Самостоятельно формулируют цели и задачи занятия.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

сп при инфекционных заболеваниях

Скачать:

Вложение Размер
sestrprotsess_infektsionn_uhod.ppt 135.5 КБ
sestrprotsess_infektsionn_uhod.ppt 135.5 КБ

Подписи к слайдам:

План Понятие ухода, его составляющие. 2.Особенности ухода за инфекционными больными. 3. Уход за кожными покровами и слизистыми оболочками. 4. Уход при нарушении функции пищеварения. 5. Сестринский процесс: определение, этапы. 6. Сестринское обследование: субъективное и объективное. 7. Проблемы пациента. Сестринский диагноз. 8. Планирование сестринского ухода. 9. Реализация плана ухода. Виды сестринских вмешательств. 10. Оценка сестринских вмешательств.

Основные составляющие ухода: Общее состояние больного его самочувствие; 2. Состояние кожи и слизистых; 3. Состояние основных функций организма: пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной, нервной и т.д. 4. Личная гигиена; 5. Участие в лабораторном обследовании пациента; 6. Выполнение простейших физиотерапевтических действий: постановка горчичников и т.д.

При осуществлении ухода медицинская сестра должна учитывать: основные клинические проявления, осложнения, особенности течения инфекционных заболеваний; место проведения сестринского процесса и ухода (стационар или поликлиника, на дому) требования инфекционной безопасности; изменение социального статуса пациента, связанное с его изоляцией или потенциальной угрозой для общества; - степень осознания пациентом необходимости следовать режиму дня, диете, ограничению общения, необходимости выполнения процедур; - отношение пациента, а также членов его семьи к своему заболеванию; - желание и готовность пациента к самообслуживанию; - наличие и доступность медицинской помощи и финансовых средств.

Особенности ухода за инфекционными больными. Изоляция больных в боксах и полубоксах. Ограничение контактов (отсутствие общих столовых, комнат отдыха, свиданий с родственниками). Проведение физиотерапевтических процедур в палатах. Проведение очаговой (текущей и заключительной) дезинфекции у постели больного. Строгое соблюдение лечебно-охранительного режима.

Лечебно-охранительный режим Это комплекс мероприятий, направленных на восстановление и сохранение состояния физического и психического покоя пациента, необходимый для скорейшего выздоровления пациента

виды больничных режимов строгий постельный, при котором больному запрещается даже самостоятельно двигаться в постели и менять положение тела; постельный, при котором больной не должен самостоятельно приподниматься, садиться и вставать; полупостельный, при котором больной должен большую часть суток находиться в постели и ему разрешается вставать только для посещения туалета или приема пищи; общий, при котором больной в зависимости от желания и самочувствия может лежать, сидеть, ходить.

Персонал обслуживающий инфекционных больных обязан приходя на работу снимать личную одежду, обувь и надевать спецодежду; - размещать домашнюю одежду и спецодежду в разных шкафах; - при возникновении очага ООИ и работе в нем, проходить санитарную обработку; - периодически обеззараживать свой шкаф; - во время ухода за больными следить за чистотой рук (ногти должны быть коротко подстрижены) и спецодежды, осуществлять первый (социальный) и второй (гигиенический) уровни обработки рук; - при наличии на руках порезов, ссадин, а также при работе связанной с приготовлением мазков, разборкой белья - надевать перчатки; - при входе в боксы для больных с воздушно-капельной инфекцией надевать маски; -

При уходе за инфекционными больными запрещается: садиться на кровать больных; появляться в отделении без спецодежды; - выходить в спецодежде за пределы инфекционной больницы; - надевать верхнюю одежду на спецодежду; - уносить спецодежду домой; - появляться в буфете или столовой в спецодежде; - принимать пищу в коридорах, палатах; - переходить из одного отделения в другое или входить в боксы, палаты без особой на то надобности.

Уход при нарушении функции пищеварения Инфекционным больным в зависимости от характера, тяжести и периода болезни назначают различные пищевые рационы. Используют следующие столы (диеты) лечебного питания: № 2,4.5.13.15.

Условия назначения питьевого режима: - легкая или среднетяжелая форма заболевания; - подогрев жидкостей (на водяной бане) до температуры 38-40 С; - прием жидкости небольшими порциями (глотками); - контроль суточного диуреза.

Сестринский процесс это научный систематический метод организации и практического осуществления медицинской сестрой своих обязанностей по обслуживанию пациентов. Его цель: поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма

Сестринский процесс 1) обследование пациента; 2) диагностирование состояния пациента – выявление проблем пациента (установление сестринского диагноза); 3) планирование профессиональной помощи, направленной на удовлетворение нарушенных потребностей пациента; 4) реализация плана сестринских вмешательств; 5) оценка полученных результатов.

Квалифицированная медицинская сестра должна: - обладать профессиональной компетентностью; - иметь навыки наблюдения, общения; - уметь анализировать полученные данные и интерпретировать их в сестринские диагнозы; - соблюдать конфиденциальность; - уметь создать доверительные отношения с пациентом, его родственниками; - объяснять необходимость и ход каждого элемента ухода и получать на это согласие пациента; - в случае необходимости, привлечь помощь других медицинских специалистов.

Основные потребности пациента (по Маслоу) Самовыражение Достижение Состоятельность Личное отличие Самоуважение и уважение окружающих Поощрение Уважение Самоуважение Успех Владение имуществом

Основные потребности пациента (по Маслоу) Социальные потребности Одобрение Понимание Любовь Привязанность Семья и друзья

Основные потребности пациента (по Маслоу) Безопасность Помощь Одежда Защита Надежность Кров

Основные потребности пациента (по Маслоу) Физиологические потребности Воздух Пища Вода Выделение продуктов жизнедеятельности Сон Движение Прикосновение Секс

Этапы сестринского обследования: Первый этап сестринского процесса заключается в сестринском обследовании - это сбор информации о состоянии здоровья пациента и ее анализ.. Методы обследования, необходимые для сбора информации, могут быть субъективными , объективными , дополнительными .

Этапы сестринского обследования: Субъективный метод - это беседа, из которой медицинская сестра узнает сведения о самочувствии, ощущениях, реакциях, тех или иных потребностях, которые человек описывает сам, или члены его семьи, сопровождающие медработники Данные эпиданамнеза в ряде случаев позволяют установить вероятные сроки инкубационного периода, определить характер противоэпидемических мероприятий

Объективные данные медицинская сестра получает в результате его осмотра, наблюдения и обследования: 1) Общее состояние (от удовлетворительного до тяжелого). 2) Выражение лица (живое, вялое, безучастное, тоскливое, страдальческое и т. д.), мимика, одутловатость, гиперемия и т. д. 3) Масса тела. 4) Положение в постели (активное, пассивное, вынужденное и т. д.). 5) Состояние кожи и видимых слизистых (цвет, тургор, влажность, дефекты, отеки и т. д.). Осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек следует проводить при естественном или приближенном к нему освещении, полностъю раздев пациента. 6) Состояние лимфатических узлов, доступных для пальпации (болезненность, подвижность, размер). 7) Костно-мышечная система (деформации скелета, суставов, атрофия мышц и т. д.).

8) Дыхание (ЧДЦ, боли при дыхании, кашель, изменение голоса, одышка, аускультация органов дыхания и т. д.). 9) Сердечно-сосудистая система (АД, характеристика пульса, аускультация сердца и т. д.). 10) Органы пищеварения: - (состояние аппетита); - осмотр полости рта (состояние языка, зубов); - глотание; - характер рвотных масс; - характер стула (цвет, консистенция, запах, объем, наличие патологических примесей); - живот (увеличение в объеме, болезненность, напряжение, пальпация). - 11) Мочевыделительная система: характер мочи (цвет, прозрачность, количество и т. д.); - симптом Пастернацкого. 12) Нервная система: - характер головной боли; - сон; - нарушение походки, парезы, параличи, тремор и т. д.

13) Органы чувств: (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). 14) Психическое состояние пациента: - состояние сознания (сохранено, нарушено). 15) Вербалъные формы поведения: - манера говорить (быстро, медленно, тяжело, обрывками и т. д.); - голос (тихий, громкий); - логично ли строится рассказ; 16) Невербальные формы выражения: - зрительный контакт (смотрит ли пациент Вам в лицо, или мимо Вас и т.п.); - мимика (маскообразное лицо и т.п.); - позиция (пациент сидит, стоит, ходит во время беседы, принимает ли, с вашей точки зрения, живое участие в происходящем); - моторика (импульсивная, скованная, замедленная, активная и т.п.)-

17) Настроение (оценка пациентом жизненной ситуации в целом): - печальное (плачет и т.п.); - мрачное (пациент выражает неблагоприятное отношение к своей ситуации); - энергичное (пациент выражает благоприятное отношение к своей ситуации); - веселое (пациент выражает радость своей ситуации). 18) Чувства (оценка пациентом определенных явлений внешнего мира): - недобрые (выражает злость к чему-либо); - тревожные (реагирует со страхом); - ранимые; - беспокойные (нетерпеливо реагируют на что-либо); - озабоченные (беспокоится об определенных вещах).

19) Ориентация: - время (знает ли пациент, который час, какое число, месяц, год, сколько ему лет); - личность (знает ли пациент, кто он и каковы функции медсестры); - выясняя социально-экономические данные о пациенте, медсестра обращает внимание на: - семейное положение и отношения в семье, - социально-экономические условия, - отношение к госпитализации в инфекционный стационар.

Этапы сестринского процесса Второй этап сестринского процесса - диагностирование состояния пациента, определение на основании обследования проблем пациента и установление сестринского диагноза.

Сестринский диагноз – состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства медицинской сестры.

Отличия сестринского диагноза от врачебного - врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский – ответные реакции организма в связи с болезнью; - врачебный диагноз остается неизменным, сестринский – меняется по мере того, как изменяется реакция организма на болезнь; - врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, сестринский – сестринские вмешательства в рамках её компетенции и практики; - врачебный диагноз связан с патофизиологическими изменениями в организме , сестринский – с представлениями пациента о состоянии его здоровья.

По приоритетности проблемы классифицируют на: - первичные, связанные с риском для жизни и здоровья и требующие неотложной помощи; - промежуточные, не представляющие опасности для здоровья пациента, поэтому они могут быть отсрочены на какое-то время; - вторичные - это те проблемы, которые не имеют отношения к прогнозу заболевания.

Сестринский диагноз это клиническое суждение медицинской сестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответ ной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с желательным указанием: топологии, локализации, суждения.

Банк сестринских проблем (сестринских диагнозов) А). Биологические: - нарушение комфортного состояния из-за тенезмов и болей в животе; - нарушение опорожнения кишечника - частый стул; - головная боль из-за бессонницы; - головная боль, связанная с интоксикацией; - нарушение комфортного состояния из-за озноба; - нарушение комфортного состояния вследствие жара; - нарушение аппетита из-за поражения ЖКТ; - нарушение адекватного питания из-за тошноты и рвоты;

- отсутствие аппетита, связанное с нежеланием принимать блюда определенной диеты; - отсутствие аппетита, связанное с поражением ЖКТ; - тошнота, предшествующая рвоте; - снижение массы тела из-за…, - изменение кожных покровов в перианальной области, вследствие частых загрязнений и травматизации; - нарушение опорожнения кишечника - диарея; - нарушение комфортного состояния из-за рвоты; - нарушение комфортного состояния из-за тошноты; - постоянная тошнота, связанная с интоксикацией; - обезвоживание из-за частых водянистых испражнений; - снижение массы тела из-за обезвоживания;

- жажда из-за потери жидкости с рвотой и поносом; - дискомфорт из-за ощущения урчания и переливания жидкости в животе; - дефицит самоухода; - невозможность самостоятельной смены белья; - нарушение сна из-за частых дефекаций; - невозможность самостоятельного прием пищи и жидкости; - дискомфорт из-за необходимости осуществлять физиологические оправления в постели; - невозможность самостоятельно осуществлять личную гигиену в области гениталий и ануса; - слабость из-за потери большого количества жидкости за короткий срок;

- риск развития пролежней; - изменение кожных покровов в перианальной области вследствие частых фекальных загрязнений; - не понимает необходимости постельного режима; - не понимает необходимости в приеме большого количества жидкости; - желтуха, связанная с инфекционным поражением печени; - нарушение комфортного состояния из-за чувства тяжести в эпигастрии; - нарушение комфортного состояния из-за болей в правом подреберье; - чувство тяжести в правом подреберье из-за увеличения печени; - слабость, обусловленная интоксикацией

Б).Психологические и социальные: - трудности психологической адаптации к условиям инфекционного стационара; - подавленность настроения, обусловленная заболеванием; - потеря возможности общаться вследствие заболевания; - потеря заработка; - возможность утраты работы (для декретированных лиц);

- раздражительность из-за неудовлетворенной потребности спать и отдыхать; - дефицит общения из-за осиплости голоса; - дефицит общения из-за изоляции; - невозможность заниматься любимым занятием; - нарушение комфортного состояния из-за отсутствия свежей прессы.

Этапы сестринского процесса Планирование сестринского ухода – это третий этап сестринского процесса. Планирование сестринской помощи заключается в: - определении целей (ожидаемый результат) для каждой проблемы; - определении характера и объема сестринского вмешательства, необходимого для достижения поставленных целей.

Определяя цели, сестра обязательно указывает а) конкретные действия, с помощью которых она планирует достичь результата; в) дату ожидаемого результата.

Этапы сестринского процесса На четвертом этапе сестринского процесса медицинская сестра приступает к реализации намеченного плана, каждое действие которого должно быть документировано в сестринской истории пациента, в листе динамического наблюдения.

Виды сестринских вмешательств 1) независимые действия , осуществляемые медицинской сестрой, в соответствии с ее самостоятельными профессиональными решениями без назначений и указаний врача. К независимым относятся действия по наблюдению за реакцией на лечение и адаптацией пациента к болезни, оказанию доврачебной помощи, осуществлению мероприятий по личной гигиене, профилактике внутри-больничной инфекции, организации досуга. В нашем примере - действия 1-6.

Виды сестринских вмешательств 2) зависимые действия медицинской сестры заключаются в выполнении назначений врача (действие 7). 3) взаимозависимые действия медицинская сестра осуществляет в сотрудничестве с другими работниками, родственниками пациента с целью оказания помощи, ухода. К ним относятся действия медсестры по подготовке и участию в инструментальных исследованиях (ректороманоскопия, УЗИ, ФГС, рентген-исследования, и др.), в консультировании: инструктора ЛФК, диетолога, психолога и др. (действие 8).

Этапы сестринского процесса Заключительным - пятым этапом сестринского процесса является оценка реакции пациента на сестринские вмешательства , эффективности и качества сестринской помощи, которая включает в себя: - сравнение достигнутого результата с запланированным; - ответную реакцию пациента на вмешательство.

Цель: сформировать у студентов представления и знания о неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.

Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.

Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами.

Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники.

АФО кожи и подкожно-жирового слоя у детей грудного возраста.

Факторы риска, причины и пути инфицирования новорожденных детей.

Основные клинические проявления изучаемых заболеваний, проблемы пациентов и их родителей, осложнения, принципы лечения, особенности сестринского ухода, профилактику.

Принципы организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

Классификация заболеваний кожи и пупочной ранки у новорожденных детей.

Неинфекционные заболевания кожи и пупочной ранки. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

Пиодермии. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения заболеваний. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

Сепсис новорожденных. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

Сестринский процесс при гнойно-септических заболеваниях новорожденных.

Классификация заболеваний кожи и пупочной ранки у новорожденных детей.

Все заболевания кожи и пупочной ранки можно разделить на две большие группы:

Инфекционные заболевания (бактериальные, локализованные гнойно-септические)

К генерализованным гнойно-септическим заболеваниям относится сепсис новорожденных.

Неинфекционные заболевания кожи и пупочной ранки. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

Неинфекционные заболевания кожи новорожденного ребенка:

Потница. Представляет собой красную мелкоточечную сыпь на туловище, шее, внутренних поверхностях конечностей. Появляется в связи с задержкой пота в выводных канальцах потовых желез при перегревании ребенка или недостаточном гигиеническом уходе за кожей. Общее состояние ребенка не нарушается, Т о тела нормальная. Элементы сыпи могут инфицироваться с развитием пиодермий.

Лечение заключается в устранении причины повышенного потоотделения, проведении гигиенических ванн с калия перманганатом, отварами ромашки, календулы, череды ежедневно.

Опрелости. Возникновение опрелостей связано с дефектами ухода – редкая смена подгузников и пеленок, нерегулярные гигиенические ванны и подмывание, повторное использование подсушенных пеленок. У детей с диатезом наблюдается склонность к быстро возникающим и упорным опрелостям. Опрелости чаще располагаются в области ягодиц, половых органов, а также в кожных складках. Различают три степени опрелости:

Умеренное покраснение кожи

Яркая краснота с большими эрозиями.

Яркая краснота и мокнутие в результате слившихся эрозий.

Опрелости с нарушением целостности кожных покровов могут инфицироваться.

Лечение предусматривает смену подгузников и пеленание или переодевание ребенка перед каждым кормлением, воздушные ванны, УФО. При гиперемии кожи ее смазывают прокипяченным растительным маслом, жировым раствором витамина А, детским кремом, используют дезинфицирующие и защищающие кожу присыпки. Не разрешается одновременное использование на одни и те же участки кожи присыпок и масел. При эрозиях кожу обрабатывают 0,5% раствором резорцина, 1,25% раствором нитрата серебра, болтушками с тальком. Рекомендуется в воду при проведении гигиенических ванн добавлять отвар коры дуба, ромашки.

Склередема и склерема. Это деревянистой плотности отеки кожи и подкожной клетчатки. Чаще наблюдаются у недоношенных детей при переохлаждении. При склередеме очаги уплотнения появляются на голени, стопах, над лобком, на половых органах, могут захватывать и другие участки тела. В отличие от склеремы не имеют наклонности к генерализации. Кожа над очагом поражения напряжена, холодная на ощупь, имеет цианотичный оттенок, в складку не собирается. При надавливании пальцем остается углубление, исчезающее очень медленно. Хороший уход и согревание ребенка приводят через несколько недель к исчезновению уплотнений.

Склерема характеризуется появлением диффузного уплотнения, чаще в области мышц голени и на лице, далее распространяется на туловище, ягодицы и конечности. Углубления при надавливании на кожу не образуется. Пораженные участки кажутся атрофированными, лицо маскообразное, движения в конечностях ограничены. Т о тела пониженная. Дети вялые, сонливые, плохо берут грудь. Общее состояние тяжелое.

Для лечения ребенка помещают в кувез или обкладывают грелками, применяют теплые ванны. Показаны сердечные средства, кортикостероидные гормоны, оксигенотерапия. Прогноз неблагоприятный.

Неинфекционные заболевания пупка новорожденного ребенка:

Пупочная грыжа это выпячивание в области пупочного кольца, увеличивающееся при крике или беспокойстве ребенка. При пальпации определяется широкое пупочное кольцо. Состояние ребенка не нарушается, но в случае ущемления при небольших размерах и плотных краях пупочного кольца возможны болевые реакции.

Лечение,как правило, консервативное: Массаж передней брюшной стенки, выкладывание ребенка перед каждым кормлением на живот на 10-15 минут. При появлении резкого беспокойства под контролем врача проводится вправление пупочной грыжи в ванне с Т о воды 36-37 о С. Необходимость в оперативном лечении возникает редко.

Свищи пупка бывают полные и неполные. Полные свищи связаны с незаращением желточного протока, расположенного между пупком и петлей кишки, или сохранением мочевого протока, соединяющего мочевой пузырь с аллантоисом. Неполные свищи возникают вследствие незаращения дистальных отделов мочевого или желточного протоков.

Свищи проявляются упорным мокнутием пупочной ранки. Возможно выделение кишечного содержимого через желточный проток или мочи через мочевой проток при полных свищах. Вокруг пупка отмечается раздражение и мацерация кожи. В случае наслоения инфекции отделяемое из пупочной ранки приобретает гнойный характер.

Для подтверждения диагноза проводят рентгенологическое исследование и зондирование свищевого канала.

Фунгус пупка – грибовидное разрастание грануляционной ткани на дне пупочной ранки размером 1-3 см. в диаметре.

Лечение. После обработки пупочной ранки грануляции прижигают 5% раствором нитрата серебра или ляписным карандашом. В редких случаях возникает необходимость оперативного лечения.

3. Пиодермии. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения заболеваний. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

В структуре заболеваемости и смертности новорожденных и детей раннего возраста ведущее место занимают гнойно-септические заболевания.

Наиболее часто возбудителями являются:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции