Санпросвет работы в инфекционном отделении


Санитарно-просветительская работа по профилактике инфекционных заболеваний

Санитарно-просветительская работа по профилактике инфекционных заболеваний

Санитарное просвещение – совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и управление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. С целью обеспечения высокого уровня здоровья, цель каждого медицинского работника в своей работе – опираться на профилактическую направленность.

В задачи санитарного просвещения входят: распространение медицинских и гигиенических знаний; воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и управления здоровья; повышение санитарно-гигиенической культуры.

Актуальность проблемы и меры профилактики острых кишечных инфекций.

В летний период актуальной проблемой остается сохранение здоровья и недопущение острых кишечных инфекций. Данная группа инфекционных заболеваний устойчиво сохраняет одно из ведущих мест среди инфекционной заболеваемости населения Красноярского края.

В общей структуре инфекционной и паразитарной заболеваемости острые кишечные инфекции (ОКИ) занимают второе место. Особую тревогу вызывает заболеваемость острыми кишечными инфекциями детей в возрасте до 2 лет.

Проявления эпидемического процесса ОКИ неустановленной этиологии определяют эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости ОКИ в Красноярском крае. В большинстве территорий края ОКИ, вызванные вирусами, не выявляются, при наличии клинических показаний не проводятся лабораторные исследования на наличие этих возбудителей. Аналогичная ситуация складывается и с диагностикой кампилобактериоза и прочих инфекций с диарейным симптомом. Таким образом, большая часть кишечных инфекций остается этиологически не расшифрованной, вследствие чего больные не получают адекватного лечения, а традиционные профилактические и противоэпидемические меры не всегда оказывают должное воздействие на уровень заболеваемости ОКИ.

По - прежнему опасность заражения представляют следующие кишечные инфекции: сальмонеллез, дизентерия, ротавирусные и норовирусные инфекции.

На уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями в крае оказывает влияние качество пищевых продуктов. Так, удельный вес проб продуктов, имеющих наибольшее эпидемическое значение и не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в 2015 году составил: молоко и молочные продукты – 15,4 %, мясо – 3,4 %, птица – 3,8 %, рыба – 0,8 %, кулинарные изделия – 72,6 %, кондитерские изделия – 4,6 %, плодовоовощная продукция – 8,4 %.

Заболеваемость ОКИ на территории края преимущественно носит спорадический характер с реализацией по пищевому типу эпидемического процесса с полифакторными децентрализованными путями передачи. Причинами заболеваний очень часто служит несоблюдение родителями элементарных правил личной гигиены при кормлении малолетних детей и приготовлении пищи для них, несоблюдение сроков и условий хранения продуктов, личной гигиены матери при грудном вскармливании.

Среди пищевых факторов, вызвавших болезнь, преобладают фруктовые соки, фруктовые и овощные пюре собственного приготовления из плохо вымытых фруктов и овощей, овощные салаты. Имеют место случаи кормления детей продуктами не свойственными детскому питанию (копченые куриные окорока и колбасы), что может привести к расстройству желудочно-кишечного тракта и последующему формированию серьезной патологии органов пищеварения.

Наряду с действием пищевого фактора реализации эпидемических процессов инфекций из группы кишечных способствует неудовлетворительное качество питьевой воды. Несмотря на то, что в крае не регистрируются водные вспышки инфекций из группы кишечных, на протяжении ряда лет сохраняются стабильно высокие уровни спорадической заболеваемости острыми кишечными инфекциями, вирусным гепатитом А и энтеровирусными инфекциями

Возникновению острых кишечных инфекций способствует и низкая санитарная культура населения. При появлении первых признаков заболевания не каждый человек обращается к врачу, а занимается большей частью самолечением. Это приводит к нежелательным последствиям: на время клинические признаки исчезают, незначительно улучшается самочувствие, однако, в организме остаются и продолжают размножаться возбудители кишечной инфекции, заболевание может перейти и в хроническую форму или больной становится носителем возбудителя инфекции (бактерионосителем) и тем самым источником заболевания для других.

Заболевания ОКИ могут передаваться и при контакте с больным человеком. Неряшливость больных, а также лиц, ухаживающих за ними, приводит к тому, что испражнения, содержащие возбудителей инфекции, попадают на руки, а затем на пищу, посуду, мебель, игрушки и другие предметы домашнего обихода.

Следует вывод: профилактика острых кишечных инфекций во многом зависит от строгого соблюдения правил личной гигиены.

Для предупреждения возникновения кишечных заболеваний необходимо соблюдать следующее :

- своевременно и тщательно мыть руки с мылом при возвращении домой, перед едой, приготовлением пищи, после уборной. Рекомендуем применение жидкого мыла в бытовых флаконах – дозаторах, оно не подвержено загрязнению микроорганизмами, в отличие от мыла в куске, которое при неоднократном использовании заселяется различными бактериями и вирусами;

- чтобы пища не служила источником заражения, необходимо использовать только свежие продукты, мясо, рыбу, яйца тщательно проваривать;

- для разделки продуктов (сырых и вареных овощей и мяса) использовать отдельные разделочные доски;

- правильно хранить пищевые продукты (в холодильнике), если приготовленные блюда остаются на следующий день, то перед употреблением их необходимо подвергнуть термической обработке;

- скоропортящиеся продукты сохранять в холодильниках в пределах допустимых сроков хранения;

- воду и молоко употреблять только после кипячения;

- овощи и фрукты, зелень необходимо тщательно мыть проточной водой с последующим ошпариванием кипятком;

- для надежной защиты продуктов храните их в плотно закрывающихся банках (контейнерах), т.к. животные часто являются переносчиками патогенных микроорганизмов, которые вызывают пищевые отравления;

- купаться в специально отведенных местах. Вода не является стерильной: в ней могут находиться в больших количествах энтеровирусы, ротавирусы, вирусы гепатита А, дизентерийные палочки, яйца гельминтов и простейших. Купаясь, ребенок часто заглатывает инфицированную воду и важно научить ребенка купаться правильно;

- следить за тем, чтобы дети не ели ягоды и овощи прямо с грядки не мытыми;

- нельзя покупать и давать детям продукты, которые местное население предлагает вдоль дорог, на пляже (семечки, кукурузу, сладости, морепродукты и др.) Неизвестно, какими руками это все было приготовлено и в каких емкостях хранилось. Продукция может быть инфицирована.

При появлении первых признаков недомогания (боли в животе, жидкий стул, рвота, высокая температура) очень важно не заниматься самолечением, а обратиться к врачу. До его прихода изолировать заболевшего в отдельное помещение, выделить отдельную посуду и средства личной гигиены; провести дезинфекцию.

При приготовлении пищи, особенно на пикниках на природе, следует строго соблюдать гигиену приготовления блюд, а овощи и фрукты надо брать с собой помытыми и просушенными. Перед поездкой необходимо заранее предусмотреть ассортимент безопасных блюд, сладостей и напитков, которые вы берете на пикники для детей и взрослых, иметь закрытые контейнеры для транспортировки еды. Предпочтительно пользоваться пластиковыми пищевыми контейнерами, индивидуальной одноразовой сервировочной посудой, салфетками.

Соблюдение правил бытовой культуры и личной гигиены, а так же правильно приготовленные блюда и продукты, качественная питьевая вода помогут Вам хорошо отдохнуть и сохранить здоровье.

ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае"

ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ ПО САЙТУ

В состав больницы входят:

1. Взрослая поликлиника на 700 посещений в смену с 20 территориальными участками. Кроме того, при поликлинике работает дневной стационар на 10 коек: 5 терапевтических и 5 акушерско-гинекологических.

2. Женская консультация на 150 посещений в смену с 6 акушерско-гинекологическими участками и специализированным приёмом патологии шейки матки.

3. Детская поликлиника на 300 посещений в смену с 9 педиатрическими участками.

4. Стоматологическая поликлиника на 100 посещений в смену, с терапевтическим, ортопедическим и хирургическим приёмами.

5. Амбулатория с. Новоандреевка, ФАПы с. Тыелга, с.Новотагилка; здравпункты в профлицее 89 и МЭМТ

6. Стационар на 256 коек:

— хирургическое отделение — 50 койки

— терапевтическое отделение — 49 коек

— акушерское отделение патологии беременности — 43 койки

— инфекционное детское отделение — 62 койки

— детское соматическое отделение — 52 койки.

Кроме того отделение анестезиологии — реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии №1 на 6 коек, в т.ч. детские инфекционные — 3 койки; Кроме того отделение анестезиологии — реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии №2 на 6 коек, в т.ч. для грудных детей — 3 койки;

Кроме того имеется оперблок, приемное отделение, кабинет трансфузиологии, пищеблок, дезкамера, автоклавная на 2 автоклава, прачечная, гараж.

7. Лечебно-диагностическая служба:

— Отделение лучевой диагностики

— Отделение функциональной диагностики и эндоскопии

— Физиотерапевтическое отделение с кабинетом ЛФК и массажа

-Клинико-диагностическая лаборатория (клиническа, биохимическая, серологическая).

Штатное расписание на 2009 год

Инфекционное отделение расположено в трехэтажном здании на 62 койках. В отделении имеется два приемных покоя. Для общего потока инфекционных больных и больных вирусным гепатитом. На трех этажах функционируют двадцать четыре Мельцеровских бокса, четыре процедурных кабинета и три круглосуточных поста медсестер, один дневной пост, пост медсестер для разведения молочных смесей, приемная. В каждом боксе имеется туалет, ванна, раковина для сотрудников. Прием пациентов ведется круглосуточно. Идет одномоментное заполнение палат с одинаковыми заболеваниями. В отделение поступают пациенты с заболеваниями:

— кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллез, гастроэнтерит и т. д.)

— воздушно- капельные инфекции (ветреная оспа, корь, краснуха и т. д.)

-острая респираторно- вирусная инфекция (аденовирусная инфекция, острые и обструктивные бронхиты и т. д.)

— менингококковая инфекция, менингит, вирусные гепатиты, клещевой энцефалит.

Поступление пациентов с воздушно – капельными инфекциями (корь, ветряная оспа) осуществляется непосредственно в боксы первого этажа, через наружную дверь. Бокс предварительно тщательно заклеивается со стороны коридора.

В отделение проводятся дополнительные обследования (УЗИ органов брюшной полости, почек, сердца, ЭКГ, ЭГДS, R – скопическое и R – графическое обследование). При необходимости проводятся консультации узких специалистов.

Владею методикой забора материала на бактериологическое обследование на носительство возбудителей кишечной инфекции, беру соскобы на энтеробиоз, кал на капрологию, ротовирус, дисбактериоз. А также осуществляю забор мочи на исследования: посев мочи на флору, общий анализ мочи, моча по Нечипоренко, проба по Земницкому, проба по Розельману, активные лейкоциты, желчные пигменты.

Беру мазки из зева и носа на дифтерию, из зева на флору, менингококк, коклюш. Произвожу забор отделяемого из глаз, ушей на флору, собираю общий анализ мокроты и мокроту на бактериологическое исследование.

№п./п Наименование 2008г 2009г

1 Соскоб на энтеробиоз 358 370

2 Бак посев кала 498 520

3 Кал на ротовирус 457 470

4 Мазок на ВL флору 115 120

5 Общий анализ мочи 272 280

6 Кал на капрологию + я/г 175 180

7 Анализ мочи по Нечипоренко 48 60

Цифровой анализ проведенных мною процедур

№п./п Наименование 2008г 2009г

1 В\ мышечные инъекции 1350 1710

2 Очистительная клизма 8 12

3 Введение газоотводной трубки 13 17

4 Промывание желудка 7 5

5 В\ В капельные вливания 50 70

Работа в детском инфекционном отделении требует строгого соблюдения сан. эпид. режима.

-Приказ № 450 МЗ Челябинской области от 28.11.2006г. Клиника, организационное руководство.

Для обработки медицинского инструментария применяются в отделении дез. средства:

— Лизоформин — 3000 (0.5%- 1.5%- 2%)

— Хлормикс 0,1 %, 0,2 %, 0,3 %, 0,06%

— Хлормисепт 0,1 %, 0,2 %, 0,3 %, 0,06%

— Лефанот-хлор 0,1 %, 0,2%, 0,015%

Обработка медицинского инструментария и предметов ухода за больными проводится согласно приказу № 408 и ОСТ 42-21-2-85, МУ 287-114 от 30.12.98 г.

Одноразовый инструментарий (шприцы, системы) подвергаются одноэтапной обработки – дезинфекции, затем утилизируются.

Многоразовый инструментарий (шпателя, пинцеты, зонды, наконечники) обрабатываются в три этапа:

В настоящее время при наличии современных дезинфицирующих средств возможна обработка в два этапа:

Дезинфекция + предстерилизационная очистка

Ежедневно провожу контроль качества предстерилизационной очистки медицинских инструментов путем постановки азопирамовой пробы.

Все результаты регистрируются в журнале качества предстерилизационной очистки.

Контроль со стороны старшей мед. сестры проводится один раз в неделю, зам. главного врача по работе с сестринским персоналом 1 раз в месяц.

Вывод: пробы все отрицательные – предстерилизационная очистка проводилась правильно.

Стерилизация в отделении проводится паровым и суховоздушными методами выбор, того или иного метода зависит от особенностей стерилизуемого изделия.

Контроль качества стерилизации:

Ежемесячно бак. лабораторией ГБ № 4 проводится взятие проб на стерильность, взятие смывов на наличие S-патогенной группы кишечной палочки-БГКП, синегнойной палочки, золотистого стафилококка, пробы воздуха.

Данные бак. лаборатории ГБ № 4

Общее кол-во анализов Кол-во положительных анализов Общее кол-во анализов Кол-во положительных

анализовПробы на стерильность35-53-Смывы на БГКП113+3 (2,65%)159+ 1 (0,6%)Пробы воздуха13-21-

Вывод: значительно улучшились показатели бак. контроля, процент нестандартных смывов снизился на 2%, что связано с оснащением отделения новыми современными дез. средствами.

При поступлении в отделение лечебное питание назначается дежурным врачом, и назначенная диета вносится в лист врачебных назначений. Затем на всех поступивших, заполняется порционное требование на пищеблок. В некоторых случаях лечебное питание является одним из основных методов лечения. Питание в отделении осуществляется по боксам, соблюдается режим питания, время реализации готовой пищи, что осуществляется санитаркой-буфетчицей и контролируется постовой мед. сестрой, с соблюдением диетических столов.

Матерей находящихся по уходу за ребенком, информирую о преимуществе грудного вскармливания – оно обеспечивает самое рациональное питание и иммунитет.

Веду контроль за передачами пациентов, в пределах разрешенных врачом ассортименте. Слежу за правильным хранением продуктов в холодильнике и сроком их реализации. Слежу за санитарным состоянием тумбочек, температурном режимом в холодильнике.

В выходные дни выполняю работу процедурной сестры и сестры приемного покоя. Могу оказать доврачебную помощь при обмороке, носовом кровотечении, судорогах, гипертермии и анафилактическом шоке.

В процедурном кабинете находятся аптечки:

Инфекционная безопасность мед. работника – это система мероприятий обеспечивающая профилактику заражения инфекциями передаваемыми парантеральным путем. При выполнении манипуляций руководствуюсь следующими приказами:

Кровь на ВИЧ-инфекцию и МВГ один раз в год

Кровь на RW два раза в год

Флюрографию один раз в год

Кал на яйца глист и цисты лямблии один раз в год

Осмотр гинеколога, терапевта, лора, дерматолога врача один раз в год

Все сотрудники детского инфекционного отделения привитые против вирусного гепатита В, дифтерии согласно прививочному календарю. При работе в отделении строго соблюдаю правила личной гигиены и пользуюсь средствами индивидуальной защиты:

Ежегодно сдаю зачет по ВИЧ-инфекции и САН-эпид режимы.

В каждом процедурном кабинете имеется аптечка личной профилактики:

— алгоритм действия мед. работника в аварийных (чрезвычайных) ситуациях при проведении инвазивных процедур;

— журнал аварийных ситуаций.

За отчетный 2008-2009 год аварийных ситуаций в отделении не было.

С целью инфекционной безопасности мед. персонала и больных в отделении все отходы здравоохранения разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на пять классов:

Вывоз отходов к месту утилизации осуществляется:

Регулярно в отделении проводятся занятия для среднего медицинского персонала. За 2009 год прослушала конференции, на темы:

1. Вирусный гепатит

2. Профилактика сыпного тифа. Педикулез

3. Профилактика ОРВИ. Закаливание

4. Уход за ребенком до года

5. Особо опасные инфекции.

6. Острые кишечные инфекции

7. Вирусная диарея

8. Профилактика внутри больничных инфекций

10. Менингококковая инфекция

11. Переливание крови

12. ВИЧ – инфекция.

А также общебольничные конференции:

1. Переливание крови и её заменители

2. Сан-эпид режим в отделении

3. Алгоритм действия мед. работника в аварийных ситуациях

4. Правила, сбора хранения и удаления отходов в ЛПУ

Выводы: количество проведенных бесед увеличилось в связи с увеличением пациентов в отделении.

С 2009 года в ГБ№4 освоен новый метод исследования крови – анализ на инфекционный мононуклеоз.

Показатели отделения за 2009 год, в сравнении с 2008 годом.

За последние два года увеличилось количество больных в отделении.

Отмечается высокий оборот койки, значительная работа койки.

Отделение работает с большой нагрузкой и напряженностью.

За отчетный период в отделении не было постинъекционных осложнений.

Отделение было полностью обеспеченно дез. средствами и инструментами многоразового назначения многократного применения.

В отделении улучшилось питание детей за счет дополнительного финансирования.

За время работы не зарегистрировано ни одного случая аварийных ситуаций, что является показателем высоких навыков работы медицинского персонала и соблюдения правил инфекционной безопасности.

Качественно и своевременно выполнять назначения врача.

Постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Глава 7 Санитарно-просветительская работа

Понятие о санитарно-просветительской работе

Основные принципы санитарно-просветительской работы

Санитарное просвещение – совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе – опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине Древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX в. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

В задачи санитарного просвещения входит:

1) распространение медицинских и гигиенических знаний;

2) воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;

3) повышение санитарно-гигиенической культуры.

Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климатогеографических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветительской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.

Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

Методы и средства санитарно-просветительской работы

В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:

2) групповые дискуссии;

4) тематические вечера;

5) вечера вопросов и ответов;

6) беседы за круглым столом;

7) устные журналы;

8) школы здоровья;

9) публикации в прессе;

Широко использует и методы наглядной агитации:

3) выставки и уголки здоровья;

4) книжные выставки.

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень состоит из двух частей: текстовой и иллюстративной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13–15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком пастой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком, без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них – основной – должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1–2 раз в квартал.

Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

1) согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

3) выбор места – достаточно свежего и бойкого, т. е. такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

4) подборка соответствующего иллюстративного материала: плакаты, фотовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в Доме санитарного просвещения.

Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например, о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

Устные журналы

В устных журналах, помимо медработников, должны участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы. В своих сообщениях они выступают по вопросам не только медицинского характера, но и затрагивающим правовые, социальные и нравственные аспекты.

Поэтому в устных журналах можно рассматривать сразу несколько тем.

Диспуты и конференции

Диспут – это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем.

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например, в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАП должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и др.), длительным пребыванием на солнце и другими факторами; на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение – один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость – одно из важнейших условий здорового образа жизни.

В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Примерные планы лекций

Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.

Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить психическое здоровье.

В повседневной работе по искоренению алкоголизма нужно привлекать административные органы, общественные организации, службы правопорядка, юристов.

Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, с антенатальной охраны будущего потомства.

Воспитание здорового образа жизни и профилактика различных заболеваний

Примерные темы бесед, проводимых на ФАП

Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детского населения и юношества, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветительского характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки – словом, все то, что в дальнейшем определяет образ жизни человека. В этот период можно предупреждать возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать фактором риска для многих заболеваний. У детей сравнительно легко воспитать привычку к двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, рациональному режиму.

Большую помощь в работе на ФАП могут оказывать санитарные активисты. Их хорошо готовить из числа школьниц-старшеклассниц. Теоретические занятия с ними проводят фельдшеры на ФАП или непосредственно в школах, а практические занятия – в детском отделении районных, участковых больниц или на фельдшерско-акушерских пунктах. По окончании занятий санитарные активисты получают зачет и удостоверения.

Организация и планирование работы

Санитарно-просветительская работа на ФАП должна проводиться по заранее составленному плану. Составление плана санитарно-просветительской работы проводится на весь текущий год и на месяц.

В годовом плане предусматриваются основные задачи по охране здоровья и воспитанию здорового образа жизни, а на каждый месяц составляется конкретный план с названиями тем, методами их освещения.

В конце месяца и в конце отчетного года медицинский работник обязан отчитаться за проделанную санитарно-просветительскую работу по примерной схеме (табл. 11).

Таблица 11. Отчет по санитарно-просветительской работе за______ 20__ г.

Гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни должны способствовать ранней обращаемости за медицинской помощью, улучшению показателей родовспоможения, снижению детской смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и травматизма, своевременной госпитализации больных, привлечению населения на профилактические осмотры, повышению уровня санитарной культуры населения, оздоровлению условий труда и быта, активизации творческой самодеятельности людей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, повышению работоспособности и творческого долголетия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции