Роль медицинской сестры при уходе за пациентами с хирургической инфекцией

Ключевые слова: местная хирургическая инфекция, сестринский процесс.

Аннотация: Статья описывает все этапы сестринского процесса при местной хирургической инфекции. Медицинская сестра играет непосредственную одну из главных ролей при лечении больных с данным видом инфекций.

Введение. Хирургические инфекции занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости и летальности среди инфекционно-воспалительной патологии. Рост частоты и тяжести хирургических инфекций, недостаточная эффективность традиционных способов лечения обусловливают значимость данной проблемы, одной из основных в хирургии. Многие аспекты проблемы хирургических инфекций подвергаются пересмотру из-за меняющихся взаимоотношений между микробным возбудителем и организмом человека. Новая клиническая ситуация обусловила возрастающие трудности борьбы с данной патологией [1, 4, 9].

Целью данной работы является определение особенностей сестринского процесса при лечении больных местной хирургической инфекцией.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи работы:

  • - анализ современных научных литературных данных о местной хирургической инфекции, методах её лечения;
  • -на основании исследуемого материала выявить особенности сестринского процесса при лечении больных местной хирургической инфекцией.

Основная часть. Сестринский процесс — это совокупность научно обоснованных и выполняемых медицинской сестрой на практике обязанностей по оказанию помощи пациентам. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта сестринский процесс определяется как метод организации и исполнения сестринского ухода за пациентами, нацеленный на удовлетворение физических, психологических, социальных потребностей человека, семьи, общества. Сестринский процесс направлен на поддержание и восстановление самостоятельности действий пациента в удовлетворении основных потребностей организма. Оказание сестринской помощи ориентировано на разрешение проблем пациента: боль, стресс, диспепсические нарушения, расстройства функций кишечника, дефицит общения и невозможность самоухода [10]. Действия медицинской сестры направлены на облегчение боли и страдания пациента, помощь в выздоровлении, восстановлении нормальной жизнедеятельности. При заболеваниях и травмах, несовместимых с жизнью, медицинская сестра облегчает последние дни и часы жизни больного [14]. Сестринский процесс требует от сестры хорошей профессиональной подготовки, творческого отношения к уходу за больными, умения видеть в пациенте личность, быть его посредником, опекуном и защитником, привлекать к уходу за ним членов семьи. При этом следует помнить не только об основных потребностях человека (пить, есть, спать, одеваться, двигаться, общаться), но и учитывать особенности характера, потребности пациента (привычки, занятия, интересы, уклад жизни и т. д.) [2, 5].

Сестринский процесс включает 5 последовательных этапов:

I — обследование пациента,

II — сестринская диагностика проблем пациента,

III — планирование сестринской помощи,

IV — реализация плана сестринской помощи,

V — оценка эффективности сестринской помощи [3].

Особенность первого этапа сестринского процесса при лечении

местных хирургических инфекций состоит в том, что при осмотре больного медицинская сестра обращает внимание на местные изменения, вызванные воспалением тканей: отек, гиперемию, местное увеличение температуры, боль. Она также оценивает окраску кожных покровов и видимых слизистых оболочек, определяет наличие боли, дискомфорта и изменение функций органов в связи с наличием данного заболевания. Медицинская сестра расспрашивает о первых симптомах заболевания и других проблемах со здоровьем. Для определения состояния пациента она устанавливает и регистрирует основные показатели, выявляет желание лечиться в стационаре, плохого настроения, уровень тревожности [6,11, 15].

При хирургической инфекции в острый период или обострении хронического процесса могут быть поставлены следующие сестринские диагнозы: сонливость, слабость из-за развития интоксикации; повышение температуры тела из-за развития воспалительных процессов; бледность кожных покровов из-за развития интоксикации; плохой аппетит из-за развития интоксикации; отёк и гиперемия тканей в месте восстановления; страх, тревога, неуверенность, связанные с госпитализацией; снижение физической активности, связанные со слабостью; нарушение сна из-за развития основного заболевания; боль в месте воспаления из- за развития основного заболевания [7].

В планировании во время сестринского процесса при лечении местных хирургических инфекций медицинская сестра должна иметь следующие пункты плана: выполнение назначений врача, обеспечение больному физиологического покоя, уменьшение боли в области воспаления, оказание психологической и эмоциональной поддержки, уменьшение риска осложнений, организация диетического питания [8, 12, 16].

Четвёртый этап сестринского процесса в лечении местных хирургических инфекций начинается с выполнения врачебных назначений, что включает в себя наблюдение за состоянием пациента, измерение температуры тела 2 раза в день, измерение АД и подсчет ЧСС 1 раз в день, введение лекарственных препаратов и осмотр послеоперационной повязки [13, 17, 20].

На пятом этапе сестринского процесса медицинская сестра определяет, были ли достигнуты ожидаемые результаты. Оценивает реакцию пациента на сестринский уход, качество оказанной помощи, полученные результаты. Пациент высказывает свое мнение о проведенных мероприятиях. Сестринский процесс играет важную роль в уходе за пациентом с хирургической инфекцией, особенно в острый период. Он помогает медицинской сестре понять важность и значимость ее деятельности. От того, какие отношения сложились между медсестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания [18, 19].

Заключение. Охарактеризованы все этапы сестринского процесса и описана роль медицинской сестры в лечении местной хирургической инфекции.

Список использованной литературы:

1. Арман А.А. Оптимизация диагностики и лечения абсцедирую-

щих фурункулов челюстно-лицевой области у детей: автореф.

дис. . канд. мед. наук. - Воронеж, 2009. - 24 с.

2. Барыкина Н.В., Зарянская В.Г. Сестринское дело в хирургии. -

Изд. 12-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 447 с.

3. Буянов В.М., Маскин С.С. // Хирургия. - 1990. - № 9. —

  • 4. Воробьев А.А. II Вести. РАМН. - 2002. - № 10. - С. 9-12.
  • 5. Гарелик П.В., Макшанов И .Я., Мармыш Г.Г. Хирургические

болезни. - Гродно: Изд-во ГГМУ, 2003. - 267 с.

  • 6. Гостищев В.К., Омелъяновский В.В. II Хирургия. - 1997. - № 8.
  • -С. 11-15.
  • 7. Ерюхин И.А. II Вестник хирургии им. И.И. Грекова. - 1998. -

  • 8. Казарян А.С. Эффективность сочетанного применения антиоксидантов и антигипоксантов в комплексном лечении больных одонтогенными флегмонами челюстно-лицевой области (экспериментально-клиническое исследование): автореф. дисс. . канд. мед. наук. - Краснодар, 2009. - 22 с.
  • 9. Островский О.В., Химич И.В., Хлыбов В.С. и др. Влияние антиоксидантной терапии на клинические показатели и маркеры эндогенной интоксикации у больных абсцедирующим фурункулом лица / Фундаментальные исследования. - № 2. - 2012. - С. 107-112.
  • 10. Перфильев Д.Ф. // Хирургия. - 1998. - № 12. - С. 24-27.
  • 12. Покровский В.И. II Вест. РАМН. - 2000. - № 11. - С. 3-6.
  • 13. Раны и раневая инфекция / Под ред. М.И. Кузина, Б.М. Костю- ченок. - М., 1990.
  • 14. Сергиев В.П., Малышев П.Л., Дрынов ИД. II Рос. мед. вести. - 2000. - Т. V, № 3. - С. 13-17.
  • 15. Симбирцев С.А., Бегишев О.Б., Конычев А.В. и др. // Хирургия. - 1993,-№2.-С. 53-56.
  • 16. Страчунский Л.С., Стецюк Д.У., Козлов РС. Определение чувствительности микроорганизмов к антибактериальным препаратам. - 2004 г.
  • 17. Теория и практика местного лечения гнойных ран / Под ред. Б.М. Даценко- Киев, 1995.
  • 18. Череьинев В.А., Циммерман Я.С., Морова А.А. II Клин, медицина. - 2001. - № 9. - С. 4-8.
  • 19. Шевченко Ю.Л., Онищенко Г.Г. II ЖМЭИ. - 2001. — № 2. — С. 94-104.
  • 20. Янов Ю.К., Ерюхин И.А., Новиков А.Г., Мироненко А.Н. II Вести, хирургии им. И.И. Грекова. - 1997. - Т. 156, №3. - С. 106-109.

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

4. В блок контроля включены задания с эталонами ответов для определения исходного уровня знаний, итогового контроля.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

  • реферативные сообщения по темам:

  • составить кроссворд по теме.

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
metodichka..doc 723.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.

по теме: «Сестринская помощь

при хирургической инфекции.

(среднее профессиональное образование базовой подготовки).

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК

Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4

Председатель ЦК _____________/М.Е.Конышева /

Методист ГОУ СПО МК №4

Заместитель Главного врача Детской городской

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО МК №4,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО

преподаватель высшей квалификационной категории.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Таким образом, студент и преподаватель могут выбрать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей студентов.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Методическая разработка создана преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом и предназначена для проведения теоретического занятия со студентами III курса по дисциплине "Сестринское дело в хирургии", в лекционном кабинете.

При использовании данного пособия преподаватель может выбирать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей студентов.

Оснащение занятия включает учебно-методическое, техническое обеспечение.

Материалы методической разработки теоретического занятия структурированы и составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля.

Правильно определена актуальность темы и сформулированы общая и конкретные цели занятия.

Хронокарта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе занятия.

С целью более полного освещения отдельных тем, вопросов лекции в МОС используются гиперссылки, скрытые файлы, которые содержат дополнительную информацию.

Для контроля исходного уровня знания (претест) используется фронтальный опрос по типу "Мозгового штурма".

Для закрепления знаний используются ситуационные задачи.

Для итогового контроля используется контрольное тестирование.

Предложенные варианты, по выбору студентов, для внеаудиторной самостоятельной работы, а именно написание реферативных сообщений, составление терминологического словаря и составление кроссвордов способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.

Методическая разработка предназначена для аудиторной работы преподавателя и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.

Цель создания методической разработки

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

2. Методический блок:

- рекомендации по работе с методической разработкой

- место проведения занятия, оснащение

- домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

- хронологическая карта занятия

3. Информационный блок

4. Материалы лекции (раздаточный материал для студентов)

- опорный конспект лекции

- принципы сестринской помощи при хирургической инфекции

- охрана труда медицинской сестры

5. Блок контроля

Контроль исходного уровня знаний

Контроль эффективности обучения (с эталонами ответов и критериями оценок)

- задание №2. Ситуационные задачи

- задание №3. Тестовые задания

К концу первых суток жизни ребенок уже заселен 12 видами бактерий. На третий – седьмой день они проникают в его кишечник. По мере дальнейшего взросления ребенка его микробное население быстро растет. В организме взрослого человека оно представлено уже сотнями видов, численность которых достигает астрономических цифр.

К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона.

Специалисты подсчитали, что общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет около двух килограммов.

А ведь есть еще вирусы, болезнетворные грибки, простейшие . Они так же постоянно изменяются, становятся более патогенными. Сколько их попадает к нам вместе с пищей, дыханием, через грязные руки, во время сестринских и врачебных манипуляций .

Но к счастью, природа вооружила нас "внутренними войсками" - иммунной системой.

Но если иммунитет ослаблен - тогда болезни следуют одна за другой, не помогают даже лекарства…

по работе с методической разработкой .

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

4. В блок контроля включены задания с эталонами ответов для определения исходного уровня знаний, итогового контроля.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

  1. реферативные сообщения по темам:

  1. составить кроссворд по теме.

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

Вид занятия: теоретическое ( с элементами беседы), первое занятие.

Количество часов: 2 часа.

Сформировать у студентов представление о различных видах хирургической инфекции.

Для достижения поставленной цели студенты должны знать:

  1. определение хирургической инфекции;
  1. пути проникновения инфекции;
  1. виды хирургической инфекции;
  1. местные и общие признаки хирургической инфекции;
  1. отдельные виды хирургической инфекции;
  1. принципы лечения;
  1. особенности сестринской помощи при наблюдении и уходе за пациентами;
  1. принципы профилактики хирургической инфекции.

Преподаватель в ходе занятия формирует у студентов знания и умения: мыслить, вести дискуссию, аргументировать, делать выводы самостоятельно, творчески подходить к решению профессиональных проблем, вырабатывать коллективное мышление.

Преподаватель в ходе занятия освещает вопросы сестринской помощи при хирургической инфекции, способствует формированию внимательного,

доброжелательного отношения к пациентам с данной патологией,

способствует воспитанию чувства ответственности и долга, соблюдению этики и деонтологии при профессиональном общении.

Хирургическую инфекцию определяют как процесс внедрения и развития

Успехи антибиотикотерапии на первых этапах позволили считать проблему хирургической инфекции разрешенной. Однако, гнойные заболевания остаются одной из самых трудных и актуальных проблем хирургии. Распространенность составляет более 1/3 всех хирургических больных. Увеличению антибиотикорезистентных штаммов во многом способствует нерациональное использование антибиотиков, применение препаратов в малых дозах, краткосрочные курсы антибиотикотерапии.

Среди всех инфекционных осложнений, развивающихся у хирургических пациентов, на долю инфекций в области хирургического вмешательства (ИОХВ) приходится около 40%, две трети из них связаны с областью операционного разреза и одна треть – затрагивает орган или полость. Развитие ИОХВ приводит к увеличению сроков госпитализации в среднем на 1 неделю и повышает стоимость лечения на 10-20% . Поэтому, профилактика ИОХВ в послеоперационном периоде является одной из актуальных проблем современной хирургии.

Актуальными остаются проблемы профилактики хирургической инфекции в связи с низким санитарно-гигиеническим образованием большинства населения; низким уровнем соблюдения правил профилактики хирургической инфекции в медицинских учреждениях (внутрибольничная инфекция, осложнения после сестринских и врачебных манипуляций) и т.д.

В связи с этим значительно изменилась клиническая картина заболеваний, участились случаи перехода острых форм в хронические, чаще стали наблюдаться рецидивы гнойной хирургической инфекции.

Неблагоприятные условия жизни человека ( экология, нерациональное питание, стресс и т.д.), увеличение числа людей с хроническими заболеваниями, ведут к ослаблению защитных сил организма с одной стороны. С другой стороны микрофлора легко приспосабливается к неблагоприятным условиям внешней среды, к новым лекарственным препаратам. Вследствие чего значительная часть хирургических болезней является результатом взаимодействия организма человека и микроорганизмов. Знание: - путей проникновения инфекции; - основных заболеваний острой и хронической хирургической инфекции (этиологии, патогенеза, клинической картины, принципов оказания медицинской помощи на всех этапах); - принципов организации работы медицинского персонала по профилактике хирургической инфекции; - принципов сестринской помощи больным с хирургической инфекцией; является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника. Что позволит своевременно диагностировать хирургическую инфекцию, адекватно оказать на всех этапах медицинскую помощь больным с данной патологией, чётко организовать свою работу по предотвращению развития инфекции, что в целом позволяет уменьшить число тяжёлых больных, летальных исходов.

Особенности ухода за больными с хирургической инфекцией

Хирургическая инфекция — наиболее распространенная пато­логия, с которой встречается хирург. Она имеет большой удель­ный вес как в амбулаторных, так и стационарных условиях. В крупных хирургических стационарах выделяются специальные' отделения для больных с хирургической инфекцией. Роль сред­него медицинского персонала при лечении таких больных чрез­вычайно велика. В основе его работы, помимо поддержания идеальной чистоты в помещении, где находятся больные, лежат непосредственный уход за больными и оказание соответствующей помощи врачу.

Необходимо помнить учение И. П. Павлова об охранительном режиме. У больных необходимо поддерживать хорошее настрое­ние и уверенность в благополучном исходе заболевания. Внима­тельное и чуткое отношение к больному — закон работы меди­цинского персонала.
Необходимо помнить, что нет малых и больших заболеваний, Небольшой фурункул в области лица может привести к смертельному исходу при неправильном и несвоевременном лечении. Правильно проводимыми лечебными мероприятиями можно до­биться полного выздоровления и при тяжелом сепсисе.
Медицинская сестра отделения гнойной хирургии должна в совершенстве владеть методами десмургии, гипсовой техники, парентеральным введением различных лекарственных веществ и т. д.
Основой ухода за больными с хирургической инфекцией яв­ляется специфика лечения гнойных заболеваний. Учитывая, что при местном воспалении всегда имеется реакция всего организ­ма, при лечении воспалительного очага необходимо одновремен­но воздействовать на организм в целом.
Общее лечение больных с гнойной инфекцией описано в раз­деле о сепсисе. Оно направлено на дезинтоксикацию организма, нормализацию нарушений физиологических функций сердечно­сосудистой системы, органов кроветворения и т. д. Большое зна­чение придается рациональному питанию больных. Пища должна быть богата витаминами, белками, иметь хорошие вкусовые ка­чества.
Уход за больными с общей гнойной инфекци­ей (сепсис). Больного необходимо поместить в палату с не­большим количеством больных, а лучше изолировать в отдель­ную палату. Палату следует регулярно проветривать и содер­жать в идеальной чистоте (ежедневная влажная уборка, облучение лампами БУФ). Большое внимание уделяют чистоте белья. Влажное белье и складки на нем способствуют развитию пролежней. Больного несколько раз в день переворачивают, про­тирают спину и все тело. Для профилактики легочных осложне­ний больному необходимо придавать полусидячее положение, проводить дыхательную гимнастику, учить отхаркивать мокроту.
Высокая температура и обезвоживание организма приводят к нарушению работы желудочно-кишечного тракта. В связи с этим необходима тщательная обработка полости рта (полоска­ние, протирание влажным тампоном).
Для нормализации стула не реже одного раза в 2 еут ставят очистительную клизму или проводят другие мероприятия, на­правленные на усиление перистальтики кишечника (гипертониче­ская клизма, клизма по Огневу, 10% раствор хлорида натрия внутривенно, прозе.рин или питуитрин внутримышечно). Обяза­тельно определяют суточный диурез (контроль за функцией по­чек). В период выздоровления большое внимание уделяют уси­ленному питанию больного, постепенному вставанию, лечебной гимнастике, массажу мышц.
Уход за больными с газовой инфекцией. Боль­ные нуждаются в таком же уходе, как и больные сепсисом. Не­обходимо создать спокойную обстановку и соблюдать тишину в палате. Для борьбы с бессонницей назначают снотворные (лю­минал, ноксирон), успокаивающие (андаксин, препараты брома, валерианы), обезболивающие (промедол, пантопон, морфин, фентанил).
Анаэробная газовая инфекция легко передается другим боль­ным. В связи с этим больной должен находиться в изолированной палате. Обслуживающий персонал надевает там специальные халаты, в которых нельзя выходить к другим больным. Пользу­ются перчатками, фартуками. Весь перевязочный материал обя­зательно сжигают. Белье больных подлежит специальной обра­ботке в автоклавах. Для обслуживания этих больных выделяют специальный инструментарий, который после каждой перевязки стерилизуют дробным кипячением или сухим жаром.
Уход за больными столбняком. Больного помеща­ют в отдельную палату с зашторенными окнами и неярким све­том. Тишина должна быть абсолютной. Несоблюдение этих усло­вий приводит к приступам судорог. В связи со значительным обезвоживанием больные парентерально или в капельных клиз­мах должны получать 3—4 л жидкости. Если больной самостоя­тельно не мочится, необходимо 2 раза в день выпускать мочу катетером после предварительной анестезии уретры (дикаин, но­вокаин, совкаин). Кормление больного с судорожным синдромом осуществляют через постоянный тонкий зонд, вставленный через нос. Пищу вводят в жидком виде. Она должна быть высокока­лорийной и богатой витаминами. Как и при сепсисе, необходимо следить за регулярным стулом, своевременным мочеиспусканием, чистотой кожи, проводить профилактику пролежней, воспаления легких и т. д.
Уход за больными костно-суставным тубер­кулезом. Основным контингентом больных с этой патологией являются дети, что обусловливает специфику ухода. Многие про­цедуры могут вызывать необоснованный протест, капризы. Очень частые случаи уклонения от приема лекарств, особенно с не­приятным вкусом. Следует также помнить, что эти больные дли­тельное время находятся в вынужденном положении с гипсовы­ми повязками. В связи с этим необходимо серьезное внимание обращать на профилактику пролежней, воспаления легких, атро­фию мышц и т. д. Больные должны быть обеспечены достаточ­ным количеством свежего воздуха. Для этого палата должна хорошо вентилироваться. Таким требованиям отвечают больни­цы, специально вынесенные за черту города. Показаны дозиро­ванные солнечные ванны, ультрафиолетовое облучение. Больные должны получать разнообразную пищу с хорошими вкусовыми качествами, богатую белками, витаминами.
При наличии свищей необходимо проводить все мероприятия против заноса неспецифической гнойной инфекции. Комбинация специфической и неспецифической инфекции резко ухудшает те­чение основного заболевания и требует специального лечения. Оперированным больным обеспечивают такой же уход, как и после операций при переломах, но с учетом пониженного сопротивления организма вследствие длительности заболевания и хро­нической интоксикации.
Взятие мазка для определения характера микрофлоры и ее чувствительности к антибиотикам в гнойном содержимом. Ис­пользуют заранее приготовленную стерильную пробирку, внутри которой находится стерильный ватный тампон, насаженный на проволоку или деревянный стержень, проходящий через пробку пробирки. Тампон вынимают из пробирки, на него берут содер­жимое для исследования, закладывают назад в пробирку, стара­ясь не коснуться ее стенок, и плотно закрывают пробирку проб­кой. Пробирку сразу же доставляют в бактериологическую лабораторию (опасность высыхания и аутолиза микробов) с со­проводительной запиской, где указываются фамилия, имя и от­чество больного, название отделения, диагноз, место, откуда взят мазок, и цель исследования (характер микрофлоры, ее чувстви­тельность к определенным видам антибиотиков и т. д.).

План лекции:

1. Понятие о гнойной хирургической, анаэробной инфекции и столбняке;

2. Местные и общие признаки хирургической инфекции;

3. Организация сестринского ухода за пациентом при гнойной хирургической, анаэробной инфекции и столбняке.

Хирургическая инфекция – это заболевания, вызываемые внедрением в организм патогенных микроорганизмов, сопровождающиеся гнойно-воспалительными и гнойно-некротическими процессами в органах и тканях, требующие хирургического лечения.

По клиническому течению:

Ø острая гнойная инфекция;

Ø хроническая гнойная инфекция.

По этиологическому фактору:

Ø Неспецифическая,

ü гнойная (аэробная);

Ø Специфическая.

По распространенности:

Ø местная;

По анатомической локализации:

ü фурункул носа,

ü абсцесс предплечья и т.д.

Ø общая (сепсис).

ü протейный и т. д.

Острая гнойная хирургическая (аэробная) инфекция – возбудители: кокки (стафилококки, стрептококки, пневмококки), патогенные грибы, простейшие.

Местная гнойная хирургическая инфекция:

Ø Фурункул– это воспаление волосяного мешочка (опасен на лице).

Ø Карбункул – это воспаление нескольких волосяных луковиц, сальных желез и клетчатки вокруг.

Ø Гидраденит - это воспаление потовых желез. Вызывает стафилококк.

Ø Фолликулит - это воспаление волосяного фолликула.

Ø Флегмона – это неограниченное распространенное гнойное воспаление в межклеточном пространстве.

Ø Специфическая флегмона – это аденофлегмона, медиастенит, парапроктит, паранефрит, параколит.

Ø Абсцесс – это ограниченное пиогенной оболочкой гнойное расплавление тканей (в любых тканях и органах).

Ø Рожистое воспаление – это острое поверхностное прогрессирующее воспаление кожи и слизистых оболочек (вызывает стрептококк).

Ø 4 формы рожи - это эритематозная, буллезная, флегмонозная, некроз.

Ø Эризипелоид- это свиная рожа.

Ø Лимфангит – это воспаление лимфатических сосудов (обычно бывает вторичным заболеванием, осложнением гнойных заболеваний кожи и слизистых оболочек).


Ø Лимфаденит- это воспаление лимфатических узлов (чаще вторичное).


Ø Флебит - это воспаление стенки вены без образования в ее просвете тромбов.

Ø Тромбофлебит – это острое воспаление стенки вены с образованием в просвете ее тромба (сгустка крови).


Ø Бурсит - это воспаление синовиальных суставных сумок.



Ø Тендовагинит– воспаление синовиальных влагалищ сухожилий (может быть острым или хроническим, асептическим и гнойным).


Ø Гнойный артрит– это гнойное воспаление сустава.

Ø Остеомиелит - это гнойное воспаление костного мозга.

Общая гнойная хирургическая инфекция (сепсис) – тяжелое патологическое состояние, которое вызывается разнообразными микроорганизмами, и их токсинами.

Острая анаэробная хирургическая инфекция –тяжелая токсическая раневая инфекция, вызванная анаэробными микроорганизмами, с преимущественным поражением соединительной и мышечной ткани. Её часто называют анаэробной гангреной, газовой гангреной, газовой инфекцией.

Гнилостная анаэробная инфекция – вызывается различными представителями анаэробной неклостридиальной микрофлоры в сочетании с анаэробными микроорганизмами.

Острая специфическая инфекция –это столбняк, сибирская язва, дифтерия ран и бешенство.

Хроническая специфическая инфекция – это туберкулез, актиномикоз, сифилис и лепра, вызывается специфическими возбудителями (туберкулезной палочкой, лучистым грибком, бледной спирохетой, палочкой лепры).

Местные признаки хирургической инфекции:

1. Гиперемия (покраснение),

2. Отёк, уплотнение (инфильтрация),

3. Местное повышение температуры,

5. Нарушение функции органа.

Общие признаки хирургической инфекции:

1. Лихорадка (повышение температуры),

2. Общая интоксикация (проявляется общей слабостью, головными болями, периодически возникающими ознобами, учащением пульса),

5. Протеинурия (белок в моче),

6. Нарушение функции печени и почек,

7. Увеличение СОЭ.

Сестринский уход за пациентом при гнойной хирургической, анаэробной инфекции и столбняке:

1. Пациента поместить в специализированный бокс и закрепить за ним для ухода медицинскую сестру.

2. Заходить в палату медицинской сестре нужно надев чистый халат, косынку, маску, бахилы и резиновые перчатки.

3. Обеспечить пациенту строгий пастельный режим.

4. Создать пациенту полный физический и психический покой.

5. Каждые 2 ч проводить мониторинг функций жизненно важных органов:

ü следить за АД,

ü температурой тела,

ü частотой и характером стула.

6. Регулярно делать анализ мочи (для контроля функции почек).

7. Подсчитывать суточный диурез.,

8. При наличии дренажей в ранах обеспечить контроль за их состоянием, количеством и характером отделяемого, состоянием кожи вокруг дренажного канала. Для предупреждения возможности дополнительного инфицирования используют закрытый аппарат Боброва.

9. В истории болезни отмечать количество отделяемого и его характер (гной, кровь и т.д.).

10. Раз в сутки меняют соединительные трубки на новые или промывать и дезинфицировать старые.

11. Иметь в палате подготовленный стерильный специальный передвижной столик для срочной перевязки. Перевязки накладывают отдельными инструментами, предназначенными только для данного пациента, которые потом погружают в дезинфицирующий раствор.

12. Повязка, закрывающая послеоперационную рану, всегда должна быть чистой, при ее промокании (кровью, гноем, любым секретом) необходимо немедленно сообщить врачу.

13. Перевязочный материал после дезинфекции сжигают.

14. Оказывать психологическую поддержку пациенту.

15. Пища пациента должна быть щадящей, легкоусвояемой, богатой витаминами.

16. Посуду после кормления пациента дезинфицировать в 2 % растворе гидрокарбоната натрия, прокипятить и промыть в проточной воде.

17. Оказывать помощь при физиологических отравлениях.

18. Обеспечить гигиенический туалет кожи и слизистых.

19. Осуществлять контроль за мочеиспусканием и своевременным опорожнением кишечника.

20. Проводить уход за мочевым катетером при его наличии.

21. Следить за положением пациента в постели: поднимать головной конец кровати при нарушении функции дыхания, корректировать положение при дренировании ран и полостей тела.

22. Проводить профилактику пролежней, которые при сепсисе рано развиваются и плохо заживают.

23. Поддерживать санитарно-эпидемиологический режим палаты. Палату убирать 2 — 3 раза в сутки с применением 6 % раствора перекиси водорода и 0,5 % раствора моющего средства, после чего включать бактерицидный облучатель.

24. Постельное и нательное белье дезинфицировать в 2 % растворе кальцинированной соды с последующим кипячением и отправлением в прачечную.

25. Создавать атмосферу покоя в палате.

Дата добавления: 2015-09-29 ; просмотров: 9232 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции