Роль фельдшера в профилактике инфекционных заболеваний

Основные функциональные обязанности фельдшеров

Важным разделом деятельности фельдшеров является оказание медицинской помощи больным на дому. Порядок лечения больных на дому определяют врачи участковой больницы или центральной районной больницы (ЦРБ) и лишь в отдельных случаях сам фельдшер. Больных, оставленных на дому, необходимо постоянно наблюдать до их выздоровления. Особенно это относится к детям. Больных из отдаленных от ФАП населенных пунктов целесообразно госпитализировать; при оставлении же больного на дому фельдшер извещает об этом врача сельского врачебного участка и осуществляет наблюдение за больным.

При амбулаторном обслуживании больных туберкулезом фельдшер, являясь непосредственным исполнителем врачебных назначений, проводит иммунохимиопрофилактику, диспансеризацию, противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции, работу по гигиеническому воспитанию и др.

Фельдшер, работающий на ФАП, должен владеть простейшими приемами реанимации на догоспитальном этапе, особенно при внезапной остановке сердца или дыхания, причинами которых могут быть тяжелые травмы, кровопотеря, острый инфаркт миокарда, отравления, утопления, электротравмы. На фельдшеров и акушеров, работающих самостоятельно, возложено также оказание неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях. При срочном вызове фельдшер должен иметь при себе чемоданчик, укомплектованный медицинским инструментарием и медикаментами согласно перечню укладки.

Большая роль принадлежит фельдшерам в диспансеризации сельского населения. Основной целью ее является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение заболеваемости, увеличение активного творческого долголетия.

Фельдшер или акушерка следят, чтобы больные, нуждающиеся в сезонном (осень, весна) противорецидивном лечении, своевременно получали его в стационаре или амбулаторно. Важное значение для снижения заболеваемости имеет надлежащая организация экспертизы временной нетрудоспособности на ФАП.

Основанием для предоставления нрава выдачи больничных листов фельдшеру является ходатайство главного врача района, в котором должны быть указаны:

• удаленность ФАП от больницы (амбулатории), к которой он приписан;

• количество обслуживаемых населенных пунктов совхоза и число работающих в них;

• состояние путей сообщения;

• стаж работы фельдшера и уровень его квалификации;

Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям.

На каждом ФЛП фельдшер (акушерка) ведет картотеку персонального учета женщин начиная с 18-летнего возраста, куда вносят паспортные данные, перенесенные заболевания, сведения о всех беременностях (годы, чем заканчивалась каждая беременность, осложнения). Обследование каждой беременной при первом обращении фельдшер (акушерка) начинает с общего осмотра, измеряет длину и массу тела, артериальное давление на общих руках, в пределах своей компетенции определяет состояние сердца, легких и других органов, исследует мочу на белок. Осуществляя наблюдение за беременными, фельдшер (акушерка) ФАП обязан каждую из них показать врачу; в случаях, когда у женщины обнаруживаются малейшие отклонения от нормального развития беременности, она должна быть немедленно направлена к врачу.

Одним из важных разделов деятельности фельдшеров ФАП является проведение при возникновении очагов инфекционных заболеваний первичных противоэпидемических мероприятий, от своевременности и качества которых зависит эффективность предупреждения распространения инфекции за пределы возникшего очага. В связи с этим большое значение имеет организация деятельности работников ФЛП, направленная на выявление инфекционных заболеваний среди населения.

При установлении диагноза инфекционного заболевания (или подозрении на него) средний медицинский персонал ФАП должен:

• провести первичные противоэпидемические мероприятия в очаге;

• изолировать больного на дому и организовать текущую дезинфекцию до госпитализации больного;

• выявить всех лиц, контактировавших с больным, взять их на учет и установить за ними медицинское наблюдение;

• осуществить (совместно с врачом) карантинные мероприятия в отношении контактировавших с больными лиц, посещающих детские дошкольные учреждения, школы или работающих на эпидемически важных объектах;

• сообщить по месту работы, учебы, в детские дошкольные учреждения, по месту жительства о заболевшем и контактировавших с ним лицах;

• по указанию педиатра или эпидемиолога провести гаммаглобулино-профилактику контактировавших с больным вирусным гепатитом А.

Инфекционного больного госпитализируют в течение первых суток заболевания на специальном транспорте. При его отсутствии больного можно перевозить на любом транспорте с последующей дезинфекцией. В дальнейшем медицинский работник ФАП выполняет указания эпидемиолога (помощника эпидемиолога) и осуществляет:

• собирание материала у лиц, контактировавших с больными, для лабораторного исследования с целью выявления бактерионосителей;

• прививки по эпидемиологическим показаниям и химиопрофилактику;

• динамическое наблюдение за лицами, контактировавшими с больными, в течение срока инкубационного периода, данного инфекционного заболевания.

Большую роль играют фельдшеры и акушерки ФАП в проведении оздоровительных мероприятий, гигиеническом воспитании сельского населения и пропаганде здорового образа жизни. Чтобы правильно оценить уровень благополучия объекта, фельдшеров обучают простейшим лабораторным анализам, экспресс-методам и снабжают их походными экспресс-лабораториями. С помощью такой лаборатории можно определять остаточные количества хлора в дезинфицирующих растворах, на предметах и поверхностях (йодокрахмальный метод), остаточные количества моющих средств на столовой посуде (проба с фенолфталеином).

Фельдшеру ФАП часто приходится принимать участие в анализе производственного травматизма и разработке мероприятий по его снижению, поэтому он должен быть хорошо знаком с основными причинами возникновения травматизма: техническими, организационными и санитарно-гигиеническими. Более половины всех пострадавших обращаются на ФАП, поэтому от среднего медицинского персонала требуется постоянное совершенствование знаний, в частности, по оказанию первой помощи при травмах. Кроме оказания первой помощи пострадавшему, фельдшеры ФАП осуществляют регистрацию и учет травм; выявляют, изучают и анализируют их причины в зависимости от различных факторов; совместно с врачами разрабатывают конкретные мероприятия по устранению выявленных причин; осуществляют контроль за соблюдением правил техники безопасности; обучают работников сельского хозяйства приемам оказания первой помощи.

При работе в составе врачебной бригады фельдшер во время выполнения вызова полностью подчиняется врачу. Его задача — четко и быстро выполнять все назначения. Ответственность за принимаемые решения лежит на враче.

Фельдшер должен владеть техникой подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций и регистрации ЭКГ, уметь быстро установить систему для капельного введения жидкости, измерить АД, сосчитать пульс и число дыхательных движений, ввести воздуховод, провести сердечно-легочную реанимацию и др. Он должен также уметь наложить шину и повязку, остановить кровотечение, знать правила транспортировки больных.

Приложение № 10 к приказу МЗ РФ № 100 от 26.03.99

Методы и средства санитарно-просветительной работы фельдшера

В организации своей санитарно-просветительной работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья (такими, как собеседование, групповые дискуссии, лекции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, беседы за круглым столом, устные журналы, школы здоровья, публикации в прессе, конференции) широко использует и методы наглядной агитации: стенгазеты; санбюллетени; выставки и уголки здоровья; книжные выставки.

Санбюллетень состоит из двух частей — текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок, шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком пастой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и дают практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов. Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики. Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание. Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими. Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом.

Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа: согласование с руководством данного учреждения; определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, кнопки, клей, ткань и др.); выбор места — такого, где постоянно или часто бывает масса людей; подборка соответствующего иллюстрированного материала (плакаты, фото- и литературные выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки).

Ведущая тематика уголка здоровья — различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности, в уголке должен быть помещен соответствующий материал по профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т.п. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

В устных журналах, помимо медработников, должны участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы. В своих сообщениях они выступают но вопросам не только медицинского характера, но и затрагивающим правовые, социальные и нравственные проблемы. Поэтому в устных журналах можно рассматривать сразу несколько тем.

Диспуты и конференции. Диспут — метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы, способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население вопросов. Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например, в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения.

К устным формам санитарно-просветительной пропаганды также относят тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАПе должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и другие); на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования. Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты.

В зависимости от пола и возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Примерные планы лекций

1. Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.

2. Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.

3. Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить психическое здоровье.

Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, при антенатальной охране будущего потомства.

Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детского населения и юношества, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветительного характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки и др, т. е. все то, что в дальнейшем определяет образ жизни человека. В этот период можно предупредить возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать фактором риска для многих заболеваний. У детей сравнительно легко воспитать привычку к двигательной активности, занятия физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, рациональному режиму.

Санитарно-просветигельная работа на ФАПе должна проводиться но заранее составленному плану. Составление плана санитарно-просветительной работы проводят на весь текущий год и на месяц. В годовом плане предусматривают основные задачи по охране здоровья и воспитанию здорового образа жизни, а на каждый месяц составляют конкретный план с названиями тем и методами их освещения. В конце месяца и в конце отчетного года медицинский работник обязан отчитаться за проделанную санитарно-просветительную работу.

Гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни должна способствовать ранней обращаемости за медицинской помощью, улучшению показателей родовспоможения, снижению детской смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и травматизма, своевременной госпитализации больных, привлечению населения на профилактические осмотры, повышению уровня санитарной культуры населения, оздоровлению условий их труда и быта, активизации творческой самодеятельности людей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, повышению работоспособности и творческого долголетия.

Поражение зоны гипоталамуса в сочетании с повреждением периферических отделов вегетативной нервной системы. Регистрация, учет и статистическое наблюдение случаев столбняка. Проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции.

Рубрика Медицина
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 19.06.2015
Размер файла 1,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство здравоохранения Ростовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

Студентка 4 курса 1группы

по специальности 31.02.01

Эмирова Замина Махмудовна

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

АКДС - адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина

АС - Адсорбированный столбнячный анатоксин (АС-анатоксин)

АДС-М- адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин с

уменьшенным содержанием антигенов

ПСС - лошадиная, противостолбнячная, сыворотка

ПСЧИ - противостолбнячный человеческий иммуноглобулин

ГЗТ - гиперчувствительность замедленного типа

МЕ - международная единица

ИФА - иммуноферментный анализ

РНГА - реакция непрямой гемагглютинации

РПГА - реакция пассивной гемагглютинации

ЦГСЭН - центр госсанэпиднадзора

ВВЕДЕНИЕ Глава I. Теоретические, научно-методические основы изучения столбняка.

1.1 Исторические данные о заболеваемости столбняком

1.6 Клинические проявления

1.8 Методы диагностики

1.9 Дифференциальная диагностика

РАЗДЕЛ 2. Изучение и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции согласно СП 3.1.2.3113-13 "Профилактика столбняка"

2.1 Противоэпидемические мероприятия в очаге столбняка

РАЗДЕЛ 3. Исследовательская работа

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время эпидемиологическая ситуация по инфекционным заболеваниям во всем мире характеризуется довольно высокой напряженностью. Человечество вступает в третье тысячелетие с массой новых и старых нерешенных вопросов в области профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни остаются одной из наиболее частых причин высокой заболеваемости и смертности населения.

Несмотря на прогресс современной медицины, по-прежнему актуальным остается такое заболевание как столбняк.

Актуальность исследования столбняка обусловлена его особенностями:

широким распространением возбудителя в природе,

отсутствием иммунитета даже после перенесенного заболевания,

крайне тяжелым течением с высокой летальностью

Так же в отличие от других инфекций, при которых важна роль коллективного иммунитета, при столбняке решающим фактором является защищенность каждого человека. В связи с этим дальнейшее снижение заболеваемости будет зависеть от полноты охвата активной иммунизацией населения, своевременности ревакцинации и адекватности экстренной иммунопрофилактики при травмах. Чрезмерное введение препаратов, содержащих столбнячный анатоксин, приводит к гипериммунизации значительной части населения, поэтому особое значение приобретает научно обоснованный подход к проведению иммунизации.

Предмет исследования: клиника, диагностика, лечение и методы предупреждения столбняка.

Методы исследование: изучение литературы по данной теме, анализ источников, обработка полученных данных интернет ресурсов.

1.Изучить теоретические основы патогенеза, клинические проявления столбняка, диагностику, основные методы лечения и проведение профилактических мероприятий.

2.Проанализировать заболеваемость столбняком в 2013-2014 гг. по Сальскому району.

3.Проанализировать противоэпидемические и профилактические мероприятия при столбняке.

4. Роль фельдшера в проведении противоэпидемических мероприятий в очаге столбняка, необходимость проведения своевременной иммунопрофилактики.

1.Разработать и предложить рекомендации по вакцинопрофилактике столбняка .

РАЗДЕЛ I. Теоретические, научно-методические основы изучения столбняка

1.1 Исторические данные о столбняке

Необходимость продолжения исследований, прежде всего связанных с возможностями защиты от болезни, диктовалась тем, что столбняк встречался повсеместно. В некоторых родильных домах в конце XIX в. возникали даже эпидемии, при которых погибали матери и новорожденные. Особенно часто возникал столбняк на полях сражений, не случайно его считали даже болезнью военного времени. Во время первой мировой войны в армиях различных стран столбняк регистрировался у 3--6 % раненых.

В 1926 г. G. Ramon получил столбнячный анатоксин путем длительного воздействия на токсин температурного фактора (+39…+ 40 °С) и формалина, что послужило основой для разработки специфического метода профилактики болезни. Во всех странах мира, где была введена обязательная вакцинация против столбняка, удалось добиться резкого снижения заболеваемости. В мирное время он регистрируется в виде единичных случаев.

Возбудитель столбняка -- Clostridium tetani (closter -- веретено) относится к роду Clostridium семейства Bacillaceae. Это грамположительные палочки длиной 4--12 мкм, шириной 0,3--1 мкм.

Они обладают подвижностью благодаря наличию 20 и более тонких перитрихиально расположенных жгутиков, обеспечивающих не только функцию органов движения: как полагают, они принимают участие в обменных процессах между окружающей средой и бактериальной клеткой.

По строению термолабильного антигена жгутика столбнячная палочка делится на 10 серологических вариантов, термолабильный О-антиген (соматический) у всех вариантов общий.

Для выделения чистой культуры используют различные среды, содержащие нативный белок (среды Китта -- Тароцци, Теллока, Мюллера, кровяной агар, мясо-пептонный агар и т. д.). Внешний вид колоний в значительной степени зависит от среды, на которой растет столбнячная палочка. В жидкой среде при росте образуется равномерное помутнение, на плотных средах -- нежный налет, в агаре колонии столбняка похожи на комочки ваты.

Важнейшей особенностью вегетативных форм столбнячной палочки является способность вырабатывать экзотоксин -- один из сильнейших биологических ядов, по силе действия уступающий только ботулиническому токсину; летальная доза его для человека менее 2,5 нг/кг. Токсин представляет собой полипептидное соединение (из 13 аминокислот) с молекулярной массой 150 ООО О, он содержит следующие повреждающие факторы (фрагменты):

-- тетаноспазмы -- наиболее агрессивная фракция токсина. Он проявляет особую тропность к ЦНС: фиксируясь на поверхностных отростках вставочных нейронов, он проникает в них путем эндоцитоза, где подавляет высвобождение тормозных медиаторов, следствием чего является поток неуправляемых импульсов на периферию. Тоническое напряжение мышц, а затем и тонические судороги, развивающиеся у больного, -- результат действия этого токсина. Он поражает также парасимпатическую нервную систему, ретикулярную формацию;

-- тетанолизин, вызывающий гемолиз эритроцитов; как полагают, он может разрушать и лейкоциты, а также обладает кардиотоксическими свойствами. Но его роль в патогенезе нарушений, возникающих при столбняке, несравнима по значимости с действием тетаноспазмина;

-- низкомолекулярная фракция, которая усиливает секрецию ацетилхолина в нервно-мышечных соединениях и может вызывать гемолиз эритроцитов.

Токсин появляется в культуре уже на 2-е сутки, достигая максимальной концентрации к 5--7-му дню. Он инактивируется при длительном хранении, при температуре +60…+ 65 °С, при действии кислот и оснований. Прямые солнечные лучи разрушают его через 15 ч. Хорошо сохраняется в высушенном состоянии. В трупах умерших от столбняка людей токсин можно обнаружить на протяжении месяца. Даже очень слабое подкисление среды роста не только не разрушает его активность, но и усиливает ее, способствуя образованию гипертоксина. Усиливает токсинообразование рост столбнячной палочки в ассоциации с гноеродными микроорганизмами. Под действием энзимов (таких, например, как папаин) токсин распадается на полипептидные нетоксичные фрагменты, некоторые из них сохраняют антигенные свойства.

Вегетативные формы очень неустойчивы во внешней среде: они быстро погибают под действием кислорода, солнечного света, различных дезинфицирующих растворов и антибиотиков, хотя в глубоких слоях влажной почвы с большим количеством перегноя могут не только сохраняться, но даже размножаться. Основным фактором, обеспечивающим выживание столбнячной палочки и сохранение ее в природе, является способность к спорообразованию. При этом на одном конце микроорганизма образуется утолщение, в результате чего она приобретает вид барабанной палочки (или теннисной ракетки). Спорообразование наступает при попадании палочки в неблагоприятные условия (в почву, в среду, содержащую кислород), оно происходит и в культурах: уже на 2-е -- 3-и сутки среди вегетативных форм можно обнаружить споры, а на 4--6-е сутки в среде роста выявляются почти одни споры. Располагаются они одиночно или в виде цепочек.

Споры -- покоящиеся формы, обладающие очень большой устойчивостью: они выдерживают обработку формалином до 6 ч, кипячение-- до 50 мин, нагревание во влажной среде при +90 °С -- 2 ч, автоклавирование при +120 °С -- до 15 мин. В высушенном состоянии споры способны сохранять жизнеспособность до 10--15 лет.

Попадая в благоприятные условия (температура +36…+ 38 °С, достаточная влажность, наличие питательных веществ, отсутствие кислорода), споры прорастают в вегетативные формы. Такие идеальные условия создаются при попадании спор в рану.

Резервуар и источник инфекции - травоядные животные, грызуны, птицы и человек, в кишечнике которых обитает возбудитель; последний выделяется во внешнюю среду с фекалиями. Столбнячная палочка также широко распространена в почве и других объектах внешней среды, где она может размножаться и долго сохраняться. Таким образом, возбудитель имеет два взаимосвязанных и взаимообогащаемых местах обитания, а, следовательно, и два источника возбудителя - кишечник теплокровных и почву. Значимость того или иного источника, по-видимому, в значительной мере обусловлена климатогеографическими условиями местности. Наиболее благоприятны для вегетации и сохранения микроорганизма чернозёмные и краснозёмные, богатые гумусом почвы, а также почвы, хорошо удобренные органическими веществами. Из почвы с пылью бактерии могут попадать в любые помещения (в том числе перевязочные и операционные блоки), на различные предметы и материалы, применяемые в хирургической практике (различные порошки, гипс, тальк, лечебные глину и грязь, вату и др.).

Частота носительства спор столбнячной палочки человеком варьирует от 5-7 до 40%, причём повышенную степень носительства отмечают у лиц, профессионально или в быту соприкасающихся с почвой или животными (сельскохозяйственных рабочих, конюхов, доярок, ассенизаторов, работников парников и др.). С. tetani обнаруживают в содержимом кишечника коров, свиней, овец, верблюдов, коз, кроликов, морских свинок, крыс, мышей, уток, кур и других животных с частотой 9-64%. Обсеменённость помёта овец достигает 25-40%, что имеет особое эпидемиологическое значение в связи с использованием тонкой кишки овец для изготовления хирургического кетгута.

Механизм передачи - контактный; возбудитель проникает через повреждённые кожные покровы и слизистые оболочки (раны, ожоги, отморожения). Инфицирование пупочных ран при несоблюдении асептики при родах может стать причиной столбняка новорождённых. Местом входных ворот возбудителя могут быть различные по характеру и локализации открытые раны (проколы, занозы, порезы, потёртости, размозжения, открытые переломы, ожоги, отморожения, укусы, некрозы, воспалительные процессы); в этих случаях развивается посттравматический столбняк. Операционные раны, особенно на толстой кишке и ишемизированных конечностях, могут стать входными воротами для инфекции с последующим развитием послеоперационного столбняка. Вмешательства по поводу аборта вне медицинских учреждений могут стать причиной постабортального столбняка. Возможность передачи возбудителя от больного здоровому человеку отсутствует.

Заболеть можно лишь в том случае, если в рану (особенно, если это глубокая рваная рана, в которой активно идут процессы гниения) попадают споры или вегетативные формы столбнячной палочки. Наиболее часто причиной заболевания являются травмы ног, если человек ходит босиком. Но споры могут с пылью попадать на деревья, кусты (отсюда возможность заболевания при уколе колючками, например, при сборе малины, шиповника). Споры могут обнаруживаться на одежде, поэтому травмы, сопровождающиеся повреждением одежды и кожи (бытовые, ранения), даже без загрязнения ран землей, могут быть причиной заражения и заболевания столбняком.

Как отмечалось ранее, часто столбняк возникает у людей, раненных во время боевых действий, поэтому его считают болезнью военного времени. К группам риска также относятся сельскохозяйственные рабочие, люди, работающие на своих огородах и садовых участках. В мирное время 80--85 % заболевших -- сельские жители.

К столбняку восприимчивы все люди, расовых различий не существует. Но заболевание чаще регистрируется у лиц мужского пола (соотношение 2,5 : 1), причем такая закономерность сохраняется даже у новорожденных. Болеют столбняком различные теплокровные животные (особенно восприимчивы сельскохозяйственные).

Столбняк регистрируется в виде спорадических случаев. В зонах с умеренным и теплым климатом пик заболеваемости приходится на теплые месяцы (май -- сентябрь). В тропиках такой четкой сезонности нет.

В классификационных характеристиках учитываются различные факторы -- механизм заражения, распространенность и выраженность судорожного синдрома, особенности клинического течения. С учетом этих факторов выделяют следующие формы столбняка:

1. По механизму заражения:

-- на почве воспалительных процессов (чаще всего в среднем ухе);

Концепция программы развития здравоохранения в РФ на 2014 — 2020 годы. Основные направления модернизации здравоохранения и роли специалистов со средним медицинским образованием в их реализации.

Медицинская профилактика ее цели, задачи, виды. Нормативные правовые акты, регламентирующие профилактическую деятельность в здравоохранении РФ.

Организация профилактической деятельности в РФ (Центр медицинской профилактики, Центр здоровья, отделение профилактики поликлиники, на сельском участке). Роль фельдшера ФАП в профилактике заболеваний.

Значение, цели, задачи, основные принципы санитарно-гигиенического обучения и воспитания населения на современном этапе. Основные направления, методы, формы, использование средств массовой информации. Школы здоровья, их цели и задачи.

Диспансеризация, определение, ее цели, задачи, принципы. Этапы диспансеризации. Скрининговая диагностика и ее виды. Роль фельдшера в организации и проведении диспансеризации на участке.

Основные цели и задачи дополнительной диспансеризации. Критерии распределения взрослого населения на группы здоровья. Планирование и проведение диспансерного наблюдения взрослого населения на участке.

Доказательная медицина как основа профилактических мероприятий. Стратегии профилактической медицины. Профилактическая деятельность – приоритетное направление здравоохранения РФ.

Нормы и принципы профессиональной этики в работе фельдшера. Роль этического Кодекса.

Профилактика болезней системы кровообращения. Факторы риска развития болезней этой системы, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней системы, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика болезней органов дыхания. Факторы риска развития болезней этой системы, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней системы, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика болезней органов пищеварения. Факторы риска развития болезней этой системы, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней системы, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика болезней почек и мочевыводящих путей. Факторы риска развития болезней этой системы, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней системы, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани. Факторы риска развития болезней этой системы, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней системы, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ. Факторы риска развития болезней этой системы, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней системы, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика болезней крови и кроветворных органов. Факторы риска развития болезней этой системы, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней системы, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика аллергических болезней. Факторы риска развития болезней этой системы, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней системы, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика акушерской патологии. Факторы риска развития болезней этой системы, первичная и вторичная профилактика в акушерстве, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика гинекологических заболеваний. Факторы риска развития болезней этой системы, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней системы, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика заболеваний периода новорожденности. Факторы риска развития болезней этого периода, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация этой группы диспансерного учета на ФАП.

Профилактика заболевания у детей грудного и раннего возраста. Факторы риска развития болезней этого периода, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика заболевания у детей старшего возраста. Факторы риска развития болезней этого периода, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика хирургических заболеваний и состояний. Факторы риска развития болезней этой группы, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических хирургической патологии, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика онкологических заболеваний. Факторы риска развития болезней этой группы, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся онкологических заболеваний, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика травм, отравлений. Факторы риска их развития, первичная и вторичная профилактика, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика офтальмологических заболеваний. Факторы риска развития болезней глаз, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней глаз, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Профилактика болезней Лор – органов. Факторы риска, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней ЛОР-органов, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, санитарно-гигиеническое просвещение пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Индивидуальная и популяционная профилактика инфекционных и паразитарных болезней. Роль фельдшера в их осуществлении.

Эпидемический очаг и его границы. Санитарно-противоэпидемические мероприятия в очаге. Роль фельдшера в их организации и проведении.

Иммунопрофилактика инфекционных болезней, основные понятия, цели, задачи. Государственная политика в области иммунопрофилактики. Роль фельдшера в проведении иммунопрофилактики.

Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики. Понятие о профилактических прививках. Национальный календарь профилактических прививок. Планирование, организация и проведение профилактических прививок детскому и взрослому населению.

Медицинские иммунобиологические препараты. Транспортировка и хранение иммунобиологических препаратов. Способы введения иммунобиологических препаратов. Атипичные реакции на их введение.

Проведение внеплановой иммунопрофилактики, иммунокоррекции и экстренной профилактики при возникновении отдельных эпидемических ситуаций.

Роль фельдшера в организации и проведении первичной и вторичной профилактики профессиональных заболеваний работников сельского хозяйства.

Планирование и проведение диспансерного наблюдения детского населения на участке. Критерии распределения детского населения на группы здоровья.

Профилактика болезней системы кровообращения. Факторы риска развития болезней этой системы, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней системы, немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики, вопросы обучения пациентов, документация групп диспансерного учета на ФАП.

Определите задачи первичной профилактики заболеваний человека.

Охарактеризуйте мероприятия первичной профилактики.

Определить условия, способствующие эффективности проводимых профилактических мероприятий.

Определите задачи вторичной профилактики заболеваний человека.

Иммунопрофилактика инфекционных болезней, основные понятия, цели, задачи.

Здоровый образ жизни.

Воздействие образа жизни на здоровье

Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка.

Влияние нездорового образа жизни родителей на будущего ребенка.

Основные стратегии в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Определение факторов риска здоровью человека.

Некоторые особенности факторов риска развития различных заболеваний.

Основные цели и задачи диспансеризации. Формирование групп.

Охарактеризуйте болезни цивилизации и причины их роста.

Дайте характеристику основных факторов риска.

Проведения специфической и неспецифической профилактики.

Определите условия способствующие эффективности проводимых профилактических мероприятий.

Охарактеризуйте основные принципы профилактической медицины.

Направления работы школы здоровья.

Рациональное питание и его значение для здоровья.

Принципы рационального питания.

Основные принципы, рекомендуемые процедуры по физической активности.

Роль питания в профилактике болезней.

Экологические проблемы и задачи по охране здоровья человека.

Факторы отрицательно влияющие на здоровье школьников.

Основные разделы профилактической деятельности фельдшера ФАП.

Нормы и принципы профессиональной этики в работе фельдшера. Роль этического Кодекса.

Факторы риска развития болезней системы кровообращения, первичная и вторичная профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней системы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции