Региональная целевая программа инфекции

В интересах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в стране реализуются многочисленные федеральные и региональные программы. Осуществляя государственную поддержку проводимой работы по предупреждению распространения инфекционных заболеваний, Правительством Российской Федерации утверждены федеральные целевые программы “Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти ВИЧ/СПИД)”, которая была пролонгирована на 2001 г., “Вакцинопрофилактика на 1999–2000 гг. и на период до 2005 года”, “Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в России на 1998–2004 гг.”, “Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999–2005 гг.” (Защита от патогенов).

В рамках реализации федеральной целевой программы “Вакцинопрофилактика” в 1999–2001 гг.:

  • осуществлялись реконструкция и техническое перевооружение предприятий по производству вакцин;
  • закуплены холодильные камеры, авторефрижераторы и термоконтейнеры, разработаны термоиндикатор и терморегистратор для эффективного функционирования системы транспортировки и хранения вакцин;
  • получила дальнейшее развитие система информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики (созданы и тиражированы для нужд регионов учебные видеофильмы, массовым тиражом изданы буклеты, памятки, плакаты для населения);
  • проводились организационные и практические мероприятия для совершенствования эпиднадзора, включая оснащение лабораторным оборудованием региональных центров эпиднадзора за полиомиелитом;
  • выполнялись научные исследования и опытно-конструкторские работы, в том числе по созданию вакцин против краснухи и гемофильной инфекции.

В рамках реализации федеральных целевых программ “Анти ВИЧ/СПИД” и “Неотложные меры по борьбе с туберкулезом” лечебно-профилактические учреждения обеспечивались современными диагностическими тест-системами; федеральный, 6 окружных и 28 территориальных центров СПИД оснащены новым лабораторным оборудованием; обеспечено тестирование донорской крови; оборудовано 9 кабинетов медико-социальной поддержки, а также 10 кабинетов профилактики ВИЧ/СПИД и наркомании; проводились широкие мероприятия по информированию населения и отдельных групп риска о мерах личной и общественной профилактики этих инфекций; осуществлялись мероприятия по укреплению материально-технической базы противотуберкулезных учреждений.

В рамках реализации федеральной программы “Защита от патогенов”, которая является по существу программой по обеспечению биологической безопасности, предусмотрена разработка новых методов и создание приборов экспресс-индикации и идентификации возбудителей инфекционных болезней и бактериальных токсинов, а также средств и методов специфической профилактики ряда инфекционных заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 № 790 утверждена федеральная целевая программа на 2002–2006 гг. “Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера”. В качестве подпрограммы в нее включены: “Вакцинопрофилактика”, “Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в России” и “Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти ВИЧ/СПИД)”, “О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем”.

В последние годы увеличилось количество региональных программ по вопросам профилактики инфекционных заболеваний. Если в 1997 г. в 82 субъектах Российской Федерации было 1203 программы “Вакцинопрофилактика” и только 58% из них финансировалось постоянно, то к 01.01.2001 г. число их возросло до 1511, при этом 70% были обеспечены финансированием. Количество программ “Анти ВИЧ/СПИД”, “Борьба с туберкулезом” возросло в 1,8 раза и составило в 2000 г. 1154 и 1442 соответственно (рис. 1). На реализацию всех указанных программ в 2000 г. освоено 28,2 млрд. руб.

Кроме того, во многих регионах утверждены целевые программы, направленные на профилактику отдельных инфекционных заболеваний. Так, в 2000 г. в 20 субъектах Российской Федерации реализовались 20 региональных программ профилактики вирусных гепатитов, в 7 – региональные программы по профилактике малярии, в 12 – по профилактике ГЛПС и др.

Постановление Правительства Мурманской области
от 25 декабря 2003 г. N 350-ПП/16
"О региональной целевой программе "Профилактика инфекций, передаваемых половым путем" на 2004-2006 годы"

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 N 790 "О Федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", Закона Мурманской области "О защите населения Мурманской области от заболеваний, передаваемых половым путем, и предупреждении их дальнейшего распространения" от 02.04.98 N 100-01-ЗМО и в целях стабилизации эпидемиологической ситуации и снижения заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Профилактика инфекций, передаваемых половым путем" на 2004-2006 годы (далее - Программа).

2. Департаменту финансов Мурманской области (Никитаев) предусмотреть при формировании консолидированного бюджета области на 2005-2006 годы ассигнования на реализацию Программы.

3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований области принять меры по обеспечению финансирования Программы в части согласованных объемов.

4. Контроль за выполнением Программы возложить на заместителя Губернатора области Чистову Л.А.

Первый заместитель
Губернатора Мурманской области

См. Региональную целевую программу "Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем" на 2007-2011 гг.

Региональная целевая программа
"Профилактика инфекций, передаваемых половым путем" на 2004-2006 годы
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 25 декабря 2003 г. N 350-ПП/16)

Паспорт
региональной целевой программы
"Профилактика инфекций, передаваемых половым путем"
на 2004 - 2006 годы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимой
принятия данной программы

В настоящее время в области, как и в целом в Российской Федерации, эпидемиологическая ситуация с ИППП остается напряженной. Проблема стабилизации и снижения заболеваемости, а также совершенствования методов работы по профилактике и предупреждению распространения ИППП требует комплексного подхода к ее решению.

Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, дальнейшее развитие деятельности, направленной на профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение ИППП современными методами с внедрением новых технологий.

Программа является продолжением реализации мероприятий по профилактике ИППП, начатых в 1999 году в рамках региональной целевой программы "Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем, на 1999 - 2003 годы", утвержденной постановлением Губернатора Мурманской области от 08.09.99 N 45-ПГ "О мерах по защите населения Мурманской области от заболеваний, передаваемых половым путем, и предупреждении их дальнейшего распространения на 1999 - 2003 годы".

Реализация предыдущей региональной целевой программы позволила решить следующие задачи:

1. Улучшилась лабораторная диагностика ИППП. В области осуществлен переход на качественно новый уровень серологической диагностики сифилиса. Осуществляется генодиагностика ИППП с применением ПЦР-метода, внедрена культуральная диагностика хламидиоза, являющаяся "золотым стандартом" лабораторного исследования данной инфекции.

2. Расширилась сеть кабинетов анонимного обследования и лечения (в г.г. Мурманске, Апатиты, Мопчегорске).

3. В практику лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) внедрены современные лечебные и диагностические технологии, позволяющие в короткие сроки диагностировать заболевания и санировать больных в амбулаторных условиях.

4. Комитетом по здравоохранению было организовано централизованное обеспечение ЛПУ области антибактериальными препаратами для лечения сифилиса, средствами индивидуальной профилактики ИППП.

5. Значительно активизировалась деятельность отдела первичной профилактики ИППП Центра медико-социальной помощи детям и подросткам с ИППП на базе областного кожно-венерологического диспансера, опыт работы которого использован для создания аналогичных структур в ЛПУ области (г.г. Мончегорск, Апатиты). Проведенные мероприятия позволили добиться в 2002 году снижения заболеваемости в области сифилисом до 160,1 на 100 тысяч населения (против 270,0 в 1997 году), гонореей -до 147,2 (против 279,1), хламидиозом - до 294,1 (против 585,0).

Однако, ситуация с ИППП по-прежнему остается неблагополучной.

В 2002 году в области зарегистрировано 20604 случая ИППП. Заболеваемость указанными инфекциями в регионе продолжает оставаться высокой и превышает среднереспубликанские показатели: сифилисом - на 34%, гонореей - на 56,3%, хламидиозом - в 2,8 раза. За последние годы по числу зарегистрированных случаев на первый план выходят ИППП "второго поколения" - урогенитальный хламидиоз, уреа-микоплазмоз, урогенитальный герпес и другие, которые вызывают серьезные осложнения и влияют на репродуктивное здоровье населения.

Программа разработана комитетом по здравоохранению Мурманской области, Мурманским областным кожно-венерологическим диспансером на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 N 790 "О Федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", включающей подпрограмму "О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем", Закона Мурманской области "О защите населения Мурманской области от заболеваний, передаваемых половым путем, и предупреждении их дальнейшего распространения" от 02.04.98 N100-01-ЗМО.

Программа будет способствовать реализации государственной политики по борьбе с ИППП и их осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики этих заболеваний, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных, снижению показателей заболеваемости.

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Целями Программы являются стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с ИППП, снижение заболеваемости, уменьшение и профилактика осложнений, вызываемых ИППП, их влияния на репродуктивное здоровье, а также здоровье будущих поколений, улучшение качества жизни населения региона.

Основными задачами Программы являются:

- оснащение и укрепление материально-технической базы дерматовенерологических учреждений;

- дальнейшее совершенствование мероприятий по профилактике ИППП, создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ИППП;

- совершенствование эпидемиологического надзора за ИППП, обеспечение проведения в полном объеме противоэпидемиологических мероприятий в очагах ИППП и среди групп повышенного риска;

- обеспечение во всех ЛПУ области раннего выявления ИГШП, современного уровня диагностики, лечения больных посредством внедрения новейших медицинских технологий, совершенствования лечебно-профилактических мероприятий в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- проведение эпидемиологических исследований по распространению ИППП в области;

- повышение профессиональных знаний медицинских работников по профилактике, раннему выявлению, диагностике и лечению ИППП.

Сроки реализации программы - 2004-2006 годы.

Программа предусматривает дальнейшее совершенствование мероприятий по профилактике, диагностике и лечению ИППП, укреплению материально-технической базы, внедрению в практику современных медицинских технологий.

3. Программные мероприятия

Целью Программы являются снижение заболеваемости ИППП, улучшение эпидемиологической обстановки, связанной с распространением ИППП.

Мероприятия Программы, объемы ее финансирования отражены в приложениях NN 1-8.

При ее реализации планируются:

- укрепление материально-технической базы дерматовенерологических учреждений и оснащение их современным лабораторным и диагностическим оборудованием;

- расширение первичной профилактики посредством создания информационно-пропагандисткой системы по профилактике ИППП, в том числе:

- разработка методических материалов для обучения населения методам профилактики ИППП (подростков, молодежи и др.) с привлечением местной прессы;

- организация циклов радио- и телепередач по обучению методам профилактики ИППП;

- повышение уровня сексуальной культуры населения, в том числе детского и подросткового;

- совершенствование системы эпидемиологического надзора за группами повышенного риска с проведением мониторинга эпидемиологической ситуации, контроль эпидемиологической ситуации по ИППП, оказание методической помощи по профилактике ИППП в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- дальнейшее расширение сети анонимных кабинетов для консультации и диагностики ИППП;

- сохранение приоритета амбулаторного лечения ИППП и сокращение за счет этого расходов на дорогостоящее стационарное лечение;

- повышение квалификационного уровня медицинских работников по профилактике диагностике и лечению ИППП;

- улучшение качества диагностики, в том числе экспрессдиагностики ИППП;

- дальнейшее внедрение современных методик лечения ИППП за счет обеспечения лечебно-профилактических учреждений современными диагностическими и лекарственными средствами;

- снижение числа осложнений, вызванных ИППП, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья населения, прежде всего, на репродуктивное, что приводит к ухудшению демографической ситуации в стране в целом.

4. Финансовое обеспечение программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета, муниципальных бюджетов городов и районов.

Объем финансирования Программы на 2004-2006 годы составляет 21361,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Мурманской области - 16169,9 тыс. рублей, за счет бюджетов муниципальных образований - 3505,2 тыс. руб., за счет бюджетов ЗАТО - 1686,2 тыс. руб.

Капитальные вложения составляют всего 7690,54 тыс. руб., в том числе бюджет Мурманской области - 6003,34 тыс. руб., бюджеты муниципальных образований -1124,0 тыс. руб., бюджеты ЗАТО - 563,2 тыс. руб.

Текущие расходы составляют всего 13670,76 тыс. руб., в том числе бюджет Мурманской области - 10166,56 тыс. руб., в том числе приобретение расходных медицинских материалов - 8616,56 тыс. руб., бюджеты муниципальных образований - 2381,2 тыс. руб., в том числе приобретение расходных медицинских материалов - 2073,7 тыс. руб., бюджеты ЗАТО -1123,0, в том числе приобретение расходных медицинских материалов - 1105 тыс. руб.

Объем финансирования на 2004 год составляет 2949,6 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета Мурманской области - 1200 тыс. руб., за счет средств бюджетов муниципальных образований - 1172,4 тыс. руб., бюджетов ЗАТО-577,2 тыс. руб.

Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.

5. Механизм реализации программы

Государственным заказчиком Программы являются комитет по здравоохранению Мурманской области.

К участию в Программе привлекаются муниципальные органы исполнительной власти Мурманской области, органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения городов и районов,территориальные и ведомственные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Финансирование мероприятий Программы за счет бюджета осуществляется в соответствии с объемами бюджетного финансирования, предусмотренными на реализацию Программы на соответствующий год.

По мероприятиям, финансируемым за счет внебюджетных источников, государственный заказчик Программы ведет отдельный учет расходования средств по мере их поступления.

6. Организация управления реализацией программы и контроль за
ее реализацией

Текущее управление и координацию работ по реализации программных мероприятий осуществляет комитет по здравоохранению Мурманской области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется заместителем Губернатора Мурманской области, курирующим здравоохранение.

Государственный заказчик ежеквартально представляет в департамент экономики Мурманской области информацию о ходе выполнения Программы и использовании бюджетных средств.

Информация по Программе с участием муниципальных образований предоставляется также в органы местного самоуправления.

7. Оценка социально-экономической эффективности
реализации программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- обеспечить снижение заболеваемости ИППП;

- снизить число осложнений, вызываемых ИППП;

- улучшить здоровье граждан и повысить рождаемость;

- оптимизировать использование новейших методов диагностики и лечения ИППП;

- обеспечить лечебно - профилактические учреждения современным лабораторным и диагностическим оборудованием.

Социально - экономическая эффективность Программы заключается:

- в улучшении демографической ситуации за счет восстановления репродуктивного здоровья населения;

- в формировании здорового образа жизни населения на основе заинтересованности и личной ответственности граждан за состояние собственного здоровья и здоровья своих детей;

- в повышении эффективности оказания медицинской помощи;

- в снижении заболеваемости и улучшении эпидемиологической ситуации по ИППП.

Экономическая эффективность заключается в оптимизации расходов на профилактику, диагностику, лечение ИППП.

Приложение N 1
к региональной целевой программе
"Профилактика инфекций, передаваемых
половым путем" на 2004-2006 годы

Мероприятия, проводимые учреждениями здравоохранения городов
и районов области, по реализации региональной
целевой программы
"Профилактика инфекций, передаваемых половым путем"
на 2004 - 2006 годы

Наименование мероприятия Срок
исполнения
Ответственные
исполнители
Источники
финанси-
рования
Объем
финанси-
рования
2004 -
2006
В том числе
(тыс. руб.)
2004
год
2005
год
2006
год
Раздел I. Профилактика, диагностика, лечение инфекций, передаваемых половым путем
1. Проведение первичной
профилактики инфекций,
передаваемых половым путем, на
основе создания информационно-
пропагандистской системы

1.1. Разработка и издание
санитарно-просветительных
материалов для обучения
населения методам профилактики
инфекций, передаваемых половым
путем, с привлечением местной
прессы

1.2. Организация циклов
тематических теле- и
радиопередач по обучению методам
профилактики ИППП

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 22 июня 2006 года N 235-ПП/6

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ" НА 2007-2011 ГОДЫ

1.Утвердить прилагаемую региональную программу "Профилактика инфекций, передаваемых половым путем" на 2007-2011 годы (далее - Программа).

2.Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) предусмотреть при формировании консолидированного бюджета области на 2007-2011 годы ассигнования на реализацию Программы.

3.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ" НА 2007-2011 ГОДЫ г. Мурманск

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Мурманской области
от 22.06.2006 N 235-ПП/6

"Профилактика инфекций, передаваемых половым путем" на 2007-2011 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

комитет по здравоохранению Мурманской области

Основные разработчики Программы

комитет по здравоохранению Мурманской области;

ГУЗ "Мурманский областной Центр специализированных видов медицинской помощи"

Цели и задачи
Программы

цели:
снижение заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП);

профилактика осложнений, вызываемых ИППП, негативно влияющих на репродуктивное здоровье населения;

задачи:
дальнейшее совершенствование мероприятий по предупреждению распространения ИППП, сохранение постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ИППП;

совершенствование эпидемиологического надзора за ИППП, обеспечение проведения в полном объеме противоэпидемиологических мероприятий в очагах ИППП и среди групп повышенного риска;

обеспечение раннего выявления ИППП, улучшение качества лабораторной диагностики, в том числе экспресс-диагностики ИППП;

проведение эпидемиологических исследований по распространению ИППП в области;

сохранение приоритета амбулаторного лечения ИППП, дальнейшее использование стационарзамещающих технологий и сокращение за счет этого расходов на дорогостоящее стационарное лечение;

повышение профессиональных знаний медицинских работников по профилактике, раннему выявлению, диагностике и лечению ИППП;

укрепление материально-технической базы дерматовенерологических учреждений

Целевые индикаторы и показатели

-_________ внедрение стационарзамещающих технологий - амбулаторного метода лечения больных сифилисом в режиме дневного стационара (удельный вес больных от числа пролеченных в режиме круглосуточного и дневного стационаров, в %):

-_________ охват серологическим обсле-дованием на сифилис беременных, состоящих на учете у врача акушера-гинеколога (в %)

-_________ охват новорожденных профилактикой гонобленореи в родильных домах (в %)

-_________ предупреждение смертности от септических форм сифилитической инфекции(в %)

-_________ коэффициент интенсивности обследования больных сифилисом

-_________ коэффициент своевременности обследования

-_________ коэффициент адекватности терапии сифилиса

Сроки и этапы реализации Программы

Объемы и источники финансирования

Областной бюджет (тыс. руб.)

2007-2011,
в том числе:

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-_________ стабилизация заболеваемости ИППП;

-_________ совершенствование мероприятий по предупреждению распространения ИППП, сохранение постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ИППП;

-_________ улучшение качества лабораторной диа гностики, в том числе экспресс-диагностики ИППП;

-_________ совершенствование эпидемиологического надзора за ИППП, обеспечение проведения в полном объеме противоэпидемиологических мероприятий в очагах ИППП и среди групп повышенного риска;

-_________ профилактика осложнений, вызываемых ИППП, негативно влияющих на репродуктивное здоровье населения;

-_________ проведение эпидемиологических исследований по распространению ИППП в области;

-_________ сохранение приоритета амбулаторного лечения ИППП, дальнейшее использование стационарзамещающих технологий и сокращение за счет этого расходов на дорогостоящее стационарное лечение;

-_________ повышение профессиональных знаний медицинских работников по профилактике, раннему выявлению, диагностике и лечению ИППП;

-_________ укрепление материально-технической базы дерматовенерологических учреждений

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2005 году первоочередной мерой в сфере здравоохранения является расширение профилактики заболеваний.

В последние годы в Мурманской области, как и в целом в Российской Федерации, эпидемиологическая ситуация с ИППП остается напряженной.

В 2005 году в области зарегистрировано 18944 случая ИППП, в т.ч. сифилиса - 740, гонореи - 847, хламидиоза - 2945. Среди несовершеннолетних выявлено 1188 (6,3%) больных ИППП; среди работников детских дошкольных учреждений - 6 больных сифилисом, из числа доноров - 5 больных сифилисом.

Заболеваемость указанными инфекциями в регионе продолжает оставаться высокой и ежегодно превышает среднероссийские показатели: сифилисом - в 2003 году на 41,2%, в 2004 году на 21,6%, гонореей - в 2003 году на 28,1%, в 2004 году на 15,6%, хламидиозом - в 2003 году в 3 раза, в 2004 году в 3,3 раза.

Проблема стабилизации и снижения заболеваемости, а также совершенствование методов работы по профилактике и предупреждению распространения ИППП требует комплексного подхода к ее решению.

Реализация предыдущей региональной целевой программы позволила:

улучшить лабораторную диагностику ИППП, расширить скрининговые обследования населения, обеспечить трехкратное обследование беременных с использованием высокочувствительных тестов (постановка РПГА, ИФА), осуществить генодиагностику ИППП с применением ПЦР-метода, внедрить культуральную диагностику хламидиоза, являющуюся "золотым стандартом" лабораторного исследования этой инфекции;

повысить обращаемость пациентов за обследованием на ИППП на 11,4% (с 5667 в 2003 году до 6311 в 2005 году) за счет активного внедрения принципов конфиденциальности в работе кожно-венерологического диспансера, а также кожно-венерологических отделений и кабинетов Мурманской области;

продолжить работу по внедрению современных лечебных, в том числе стационарзамещающих, и диагностических технологий, позволяющих в кратчайшие сроки диагностировать заболевания и санировать больных в амбулаторных условиях. Внедрение стационарзамещающих технологий в рамках ранее действующей Программы привело к сокращению в 2005 году специализированных дерматовенерологических коек на 32 единицы (21,5% от всей коечной сети области дерматовенерологического профиля), что позволило получить показатель социально-экономической эффективности от внедрения этого метода в сумме 2200 тыс. руб. в год в ценах 2005 года;

продолжить активную деятельность Центра медико-социальной помощи детям и подросткам с ИППП, организованного на базе областного кожно-венерологического диспансера. Число пациентов, обращающихся в Центр медико-социальной помощи детям и подросткам с ИППП, остается на достаточно высоком уровне. Ежегодно в Центр обращается около 2500 несовершеннолетних. С целью профилактики ИППП среди населения ведется большая работа со средствами массовой информации, издается санитарно-просветительская литература.

Комитетом по здравоохранению Мурманской области было организовано централизованное обеспечение антибактериальными препаратами для лечения больных сифилисом, средствами индивидуальной профилактики ИППП.

Осуществление указанных мероприятий позволило добиться снижения:

-показателей заболеваемости сифилисом в 2003 году - до 134,8 на 100 тыс. населения, в 2004 году - до 96,3, в 2005 году - до 88,3 (против 270,0 в 1997 году);

-показателей заболеваемости гонореей в 2003 году - до 105,4, в 2004 году - до 90,6, в 2005 году - до 101,0 (против 276,6 в 1997 году);

-показателей заболеваемости хламидиозом в 2003 году - до 299,1, в 2004 году - до 335,6, в 2005 году - до 351,3 (против 585,0 в 1997 году).

В 2005 году число случаев сифилиса среди несовершеннолетних снизилось до 27 (в 2003 году - 46 случаев, в 2004 году - 30 случаев); гонореи - до 63 случаев (в 2003 году - 68 случаев, в 2004 году - 78 случаев).

Проводимые в рамках ранее действующей Программы мероприятия, в том числе увеличение охвата серологическим обследованием на сифилис беременных, состоящих на учете, обязательное трехкратное серологическое обследование на сифилис, обеспечение преемственности между акушерской и дерматовенерологической службами в области позволили уменьшить число случаев врожденного сифилиса в области с 6 случаев в 2004 году до 3 случаев в 2005. Врожденный сифилис диагностирован у 3 детей, матери которых не состояли на учете по беременности в женской консультации.

Однако ситуация с ИППП остается неблагополучной. За последние годы по числу зарегистрированных случаев на первый план выходят ИППП "второго поколения" - урогенитальный хламидиоз, уреа-микоплазмоз, урогенитальный герпес и другие, вызывающие серьезные осложнения, влияющие на репродуктивное здоровье населения.

Крайнюю тревогу вызывает ежегодная регистрация случаев сифилиса у беременных. Отмечается рост удельного веса данного контингента в общей структуре больных сифилисом с 5,5% - в 2001 году до 12,0% - в 2005 году.

Для улучшения эпидемиологической обстановки по ИППП в области необходимо дальнейшее совершенствование профилактических мероприятий. В связи с недостатком средств на приобретение современного лабораторного оборудования и необходимых тест-систем не в полном объеме организована лабораторная диагностика ИППП, в том числе при проведении профилактических медицинских осмотров (в гг. Кола, Заполярный, Оленегорск, ЗАТО г.Заозерск, ЗАТО Скалистый, ЗАТО г.Полярный, п.Никель, Ловозерском районе), что способствует их дальнейшему распространению. Имеющие место перебои в постановке специфических тестов на сифилис не исключают возможность несвоевременной диагностики сифилиса у беременных и создают предпосылки для врожденного сифилиса.

Материально-техническая база лабораторий в областном кожно-венерологическом диспансере, кожно-венерологических отделениях и кабинетах области, осуществляющих диагностику ИППП, требует укрепления и оснащения современным медицинским оборудованием (Мурманский областной кожно-венерологический диспансер, дерматовенерологические отделения ЦГБ гг.Апатиты, Мончегорска, кожно-венерологические кабинеты ЦГБ гг.Кировска, Оленегорска, ЦРБ гг. Колы, Кандалакши, Ковдора).

Принятие в 2003-2004 гг. новых федеральных законов, определяющих разграничение полномочий между федеральным уровнем, субъектами РФ и органами местного самоуправления, принципиально изменило порядок оказания и финансирования медицинской помощи населению.

Изменения федерального законодательства привели к изменению в определении ответственности и компетенции органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления в вопросах оказания специализированной медицинской помощи.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной дерматовенерологической помощи является расходными обязательствами субъекта РФ. В соответствии со ст. 41, 42 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.10.2005 N 633 "Об организации медицинской помощи" организация этих мероприятий осуществляется в учреждениях здравоохранения на уровне субъекта РФ - в Мурманском областном кожно-венерологического диспансере.

Предусматривается возможность делегирования государственных полномочий с уровня субъекта Федерации на муниципальный уровень. Муниципальные органы управления здравоохранением по наделенным полномочиям несут ответственность в пределах своей компетенции.

Программно-целевое планирование в виде разработки конкретных мероприятий по оказанию специализированной дерматовенерологической помощи населению в регионе будет способствовать реализации государственной политики по борьбе с ИППП и их осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных, соответствовать задачам федерального уровня.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целями Программы являются:

-стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с ИППП;

-уменьшение и профилактика осложнений, вызываемых ИППП, их влияния на репродуктивное здоровье, а также здоровье будущих поколений;

-улучшение качества жизни населения региона.

Основными задачами Программы являются:

-дальнейшее совершенствование мероприятий по предупреждению распространения ИППП, сохранение постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ИППП;

-совершенствование эпидемиологического надзора за ИППП, обеспечение проведения в полном объеме противоэпидемиологических мероприятий в очагах ИППП и среди групп повышенного риска;

-обеспечение раннего выявления ИППП, улучшение качества лабораторной диагностики, в том числе экспресс-диагностики ИППП, совершенствование лечебно-профилактических мероприятий в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

-сохранение приоритета амбулаторного лечения ИППП, дальнейшее использование стационарзамещающих технологий и сокращение за счет этого расходов на дорогостоящее стационарное лечение;

-проведение эпидемиологических исследований по распространению ИППП в области;

-повышение профессиональных знаний медицинских работников по профилактике, раннему выявлению, диагностике и лечению ИППП;

-укрепление материально-технической базы дерматовенерологических учреждений.

С учетом возможности делегирования полномочий с уровня субъекта Федерации на муниципальный перед муниципальным здравоохранением стоят следующие задачи:

-развитие и обеспечение профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

-реализация мер по предупреждению распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в пределах своей компетенции;

-формирование механизмов взаимодействия с врачами общей практики в пределах их профессиональной компетенции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции