Рабочая программа по инфекционным болезням лечебное дело

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать и уметь использовать в сфере профессиональной деятельности знания, полученные по инфекционной патологии и смежным дисциплинам на ранее изучаемых разделах учебной программы по инфекционным болезням:
- изучить и усвоить новые знания по клинике ряда новых инфекционных заболеваний;
- расширить и углубить знания по основам диагностики и лечения наиболее актуальных и проблемных инфекционных болезней современного периода;
- ознакомиться с теоретическими и методологическими основами профилактики и надзора за массовыми инфекционными болезнями;
- изучить и усвоить новые знания по клинике и диагностике тропических болезней.

Уровень компетентности:
Обладание знанием узловых принципов клиники, диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней и их медико-социального значения.

Коммуникативность:
Уметь использовать знания об основных достижениях медицинской науки в области патогенеза, клиники, диагностики и лечения инфекционных болезней при профессиональном общении с пациентами и коллегами.

Студент должен иметь практические навыки:

  1. использования знаний этиологии, патогенеза и клиники инфекционных болезней при оказании квалифицированной медицинской помощи пациентам, страдающим инфекционными болезнями;
  2. распознавания инфекционной природы болезней, обнаруживаемых при осмотре пациентов;
  3. осуществления необходимых мероприятий для предупреждения распространения заразных болезней;
  4. целенаправленного сбора анамнеза и детального осмотра больного;
  5. оценки тяжести состояния, дающих возможность установления диагноза в экстремальных условиях и в лечебных учреждениях;
  6. работы с дополнительной учебной и научной литературы, а также с электронными средствами информации.

Студент должен иметь представление
- о наводящих признаках ВИЧ-инфекции, острых вирусных гепатитов, тропических болезней, гельминтозов ;
- о необходимых первичных мероприятиях врача при контакте с больными с подозрением на особо опасное заболевание;
- о проводимых научных исследованиях, касающихся вопросов этиологии, патогенеза, иммунобиологических аспектов инфекционных болезней.

Основные знания необходимые для изучения дисциплины.
- микробиология;
- биохимия;
- патофизиология;
- пропедевтика внутренних болезней;
- клиническая фармакология;
- свойства возбудителей инфекционных болезней: вирусов, риккетсий, бактерий, грибков, простейших, червей и их переносчиков;
- основные методы их идентификации.
- особенности иммунного ответа на воздействие инфекционных агентов.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

Формы текущего контроля

опрос на семинарах тестовый контроль

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.


п/п

Разделы дисциплины

Количество часов

Семинары и собеседования

Самостоятельная работа

Общее кол-во часов

1

2

3

4

5

1.

Актуальные проблемы ВИЧ-инфекции.

2.

Актуальные проблемы гепатологии.

3.

4.

5.

6.

4.3. Тематический план семинаров.

№ п/п

Наименование темы

Часы

Поражение слизистой оболочки ротовой полости и кожи при ВИЧ-инфекции. Диагностика. Врачебная тактика. Меры предупреждения инфицирования ВИЧ-инфекций пациентов в лечебной практике.

Вирусные гепатиты А и Е. Этиология гепатитов. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Профилактика.

Вирусные гепатиты с парентеральным путем инфицирования. Этиология гепатитов В, С, Д. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Дифференциальная диагностика гепатитов

Нейроинфекции. Менингококковая инфекция. Этиология. Источники и пути распространения инфекции. Патогенез. Исходы. Дифференциальный диагноз. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Профилактика.

Тропические инфекционные болезни

4.4. Самостоятельная работа студентов.

Наименование темы

Содержание
самостоятельной
работы

Вид контроля

Часы

1

2

3

4

5

Курация больных в отделении ВИЧ-инфекции. Знакомство с работой специализированного отделения.

Обследование больного, решение ситуационных задач, тестов.

Опрос на семинарах, тестовый контроль.

Курация больных в отделении вирусных гепатитов. Знакомство с работой специализированного отделения.

Обследование больного, решение ситуационных задач, тестов.

Опрос на семинарах, тестовый контроль.

Курация больных в отделении нейроинфекции. Знакомство с работой специализированного отделения.

Обследование больного, решение ситуационных задач, тестов.

Опрос на семинарах, тестовый контроль.

Курация больных в отделении тропических болезней и глистных инвазий. Знакомство с работой специализированного отделения.

Обследование больного, решение ситуационных задач, тестов.

Опрос на семинарах, тестовый контроль.

5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины

В результате обучения на кафедре инфекционных болезней студенты лечебных факультетов должны приобрести знания по разделам этиологии, патогенеза, клиники и лабораторной диагностики, осложнениям, принципам лечения:
- ВИЧ-инфекции;
- вирусных гепатитов;
- тропических болезней;
- нейроинфекции;
- гельмитозов.

В результате обучения студенты должны уметь:
- использовать знания патогенеза и клиники инфекционных болезней при оказании квалифицированной помощи пациентам, страдающим инфекционными заболеваниями;
- распознать инфекционную природу симптомов болезни, обнаруживаемых при осмотре пациентов;
- осуществлять необходимые мероприятия для предупреждения распространения заразных болезней при оказании лечебной помощи;
- заподозрить наличие опасного заразного заболевания у осматриваемого пациента, по имеющимся у него наводящим клиническим признакам.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7.1. Рекомендуемая литература:

А) Основная литература:

Б) Дополнительная литература:

8. Средства обеспечения освоения дисциплины.
Для обеспечения освоения дисциплины используются специализированные аудитории, таблицы, слайды, кино - и видеофильмы, микропрепараты, макропрепараты, рентгенограммы, фото, УЗИ, ситуационные задачи, тематические и итоговые тесты, копии историй болезни пациентов.

9. Материально-техническое обеспечение.
Имеется аудитория для проведения семинаров и лаборатория.
Аудитории оснащены таблицами по темам программы, ситуационными задачами по всем темам программы, макропрепаратами, муляжами.
На семинарах демонстрируются слайды, фильмы по всем темам.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Основными задачами обучения студентов являются приобретение практических навыков по диагностике, терапии и профилактике инфекционных болезней. Это возможно только при наличии базисных знаний, которые необходимо выявлять и в последующем корректировать при проведении семинаров.
Базой для прохождения элективного курса должна быть крупная инфекционная больница, где студент VI курса может самостоятельно курировать 6-10 больных в разных отделениях.
Итогом семинаров обязательно должен быть контроль с помощью тематических тестов, а контроль по самоподготовке – с использованием тестов открытого типа.
В конце обучения студенты сдают зачет (тест – контроль, решение ситуационных задач или собеседование).

1. Тематический план семинаров.

Поражение слизистой оболочки ротовой полости и кожи при ВИЧ-инфекции. Диагностика. Врачебная тактика. Меры предупреждения инфицирования ВИЧ-инфекций пациентов в лечебной практике.

Вирусные гепатиты А и Е. Этиология гепатитов. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Профилактика.

Вирусные гепатиты с парентеральным путем инфицирования. Этиология гепатитов В, С, Д. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Дифференциальная диагностика гепатитов.

Нейроинфекции. Менингококковая инфекция. Этиология. Источники и пути распространения инфекции. Патогенез. Исходы. Дифференциальный диагноз. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Профилактика.

Тропические инфекционные болезни

2. Содержание разделов дисциплины.

Самостоятельная работа студентов предполагает курацию больных в специализированных отделениях ВИЧ-инфекции, нейроинфекции, вирусных гепатитов, тропических болезней и глистных инвазий (72 часа).

Оценка по 5-бальной системе

Баллы рейтинга

Оцениваются знания студентов с помощью тестового контроля на 6 семинарах, в конце курса сдается зачет.



п/п
Базовые дисциплины Код специальности Курс
эпидемиология Лечебное дело 31.05.01
Педиатрия 31.05.02
Стоматология 31.05.03
6
5
4
инфекционные болезни Лечебное дело 31.05.01
Педиатрия 31.05.02
Стоматология 31.05.03
Ординатура
5
5
4

Вариативная часть
Код специальности Курс

Дисциплины по выбору
Код специальности Курс

Инфекционные болезни 31.08.35

Учебные пособия для практических занятий по дисциплине "Инфекционные болезни"

- Обследование инфекционного больного / Представлены сведения по клиническому и эпидемиологическому обследованию больного, приведен алгоритм оформления учебной истории болезни, даны рекомендации по проведению дифференциальной диагностики.

- Первичные нейроинфекции (столбняк, бешенство, ботулизм) / Представлены современные сведения по эпидемиологии, клинике, диагностике и профилактике столбняка, бешенства и ботулизма. Отдельное внимание уделено вопросу экстренной профилактике этих заболеваний.

- Боррелиозы - возвратные лихорадки и болезнь Лайма / Современные сведения по эпидемиологии, клинике, диагностике, лечению боррелиозных инфекций. Отдельное внимание уделено вопросу профилактики этих заболеваний.

Учебные пособия для практических занятий по дисциплине "Эпидемиология"

- Профилактика инфекционных заболеваний на врачебном участке / Представлен материал, отражающий деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями.

- Эпидемиология и профилактика кишечных инфекций / Основные сведения о эпидемиологии, санитарно-гигиенической и противоэпидемической профилактике кишечных инфекций

Список основной литературы, используемой в учебном процессе:

рекомендуется сопоставлять содержащиеся в учебниках сведения с данными обновляемых международных медицинских информационных ресурсов открытого доступа:

Список дополнительной литературы, используемой в учебном процессе:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО

Проректор по учебной деятельности

___________________ А.Б. Ходжаян

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Год начала подготовки

Инфекционные болезни

31.05.01 Лечебное дело

Медицинская и организационно-управленческая деятельность врача-лечебника

Всего часов - 216

аудиторные занятия: - 96

практические занятия - 78

Самостоятельная работа - 120

экзамен 11 семестр

зачет 9 семестр

Цель освоения дисциплины – формирование знаний, умений, навыков и компетенций, развитие клинического мышления, воспитание нравственности и других качеств личности, необходимых в деятельности врача-лечебника.

Задачи освоения дисциплины:

- знать теоретические и практические аспекты расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации инфекционного больного;

- знать стандарты медицинской помощи по инфекционным заболеваниям;

- знать современные лабораторные и инструментальные методы обследования, используемые в клинической практике для более точной диагностики симптомов и синдромов основных инфекционных заболеваний;

- уметь провести физикальное исследование инфекционного больного.

- уметь использовать субъективные, объективные и функциональные методы исследования инфекционного больного;

- уметь использовать клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи инфекционным больным и больным туберкулезом;

- владеть практическими навыками работы с информационными ресурсами, организацией научных исследований;

- владеть правилами написания истории болезни инфекционного больного;

- владеть порядком оказания медицинской помощи инфекционным больным;

- владеть навыками диагностики неотложных состояний и оказания (экстренной) и первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина относится к базовой части Блока I ОПОП, ее изучение осуществляется в 9-11 семестрах.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки,

формируемые следующими дисциплинами:

Знания, умения и навыки, полученные при изучении данной дисциплины необходимы для успешного освоения следующих дисциплин

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных

с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды и содержание

Планируемые результаты обучения

Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок

1.Уметь оценивать свои потребности, необходимые для продолжения обучения и выполнения профессиональной деятельности

1.Владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления

готовность к ведению медицинской документации

1.Знать ведение типовой отчетно-учетной документации в медицинских организациях

1.Уметь заполнять историю болезни. Выписать рецепт.

1. Владеть правильным ведением медицинской документации

готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза,

результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-

анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания

1.Знать патогенез инфекционных болезней, их

2. Знать основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, при-меняемые в

1.Уметь определить статус пациента с инфекционным заболеванием.

2. Уметь наметить объем

инфекционного больного в соответствии с прогнозом болезни для уточнения диагноза и получения

1.Владеть интерпретацией результатов

лабораторных, инструментальных методов диагностики

способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами

1. Знать клиническую картину течения и возможные

осложнения наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

2. Знать методы клинического, лабораторного, инструментального обследования инфекционных больных при конкретных

нозологических формах с учетом круга дифференцируемых заболеваний.

3. Знать специфические методы

диагностики инфекционных больных

1. Уметь оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему

объема неотложной и плановой помощи.

2 Уметь наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза и получения

достоверного результата в соответствии с прогнозом болезни

3. Владеть алгоритмом развернутого клинического

2. Владеть интерпретацией результатов

лабораторных, инструментальных методов диагностики.

готовность к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях,

состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих

экстренной медицинской помощи

1.Знать основные принципы лечения инфекционных болезней и реабилитацию больных.

2. Знать показания к госпитализации инфекционного больного.

3. Знать специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных болезней.

1. Уметь оценить

состояние пациента для принятия решения о

необходимости оказания ему медицинской помощи.

3. Владеть основными врачебными

диагностическими и лечебными мероприятиями при неотложных состояниях.

готовность к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан

1. Знать новые методы и методики диагностики и лечения

инфекционных болезней в типичной форме у различных групп населения.

1.Уметь обосновать показания к избранному методу лечения с учетом современных этиотропных и патогенетических средств

оценками эффективности внедрения новых методов и методик .

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем ( по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Наименование разделов дисциплины

Контактная аудиторная работа обучающихся

с преподавателем в академических часах,

Самостоятельная работа, в том числе консультации

Клинические практические занятия

Контроль самост. работы

Самостоятельная работа, в том числе индивидуальные консультации и контроль самост. работы (акад.час)

Раздел 1. Общие вопросы

Раздел 2. Частные вопросы

Промежуточная аттестация: зачет

ИТОГО 72 часа, ЗЕТ 2

6

30

36

Раздел 2. Частные вопросы

ИТОГО 72 часа, ЗЕТ 2

6

24

2

34

Раздел 3. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней

Промежуточная аттестация: экзамен

ИТОГО 72 часа, ЗЕТ 2

6

24

2

40 (6+34)

Итого по дисциплине

18

78

4

2

114

Часов 216

Зач.ед. 6

96

120

Раздел I. Общие вопросы инфекционной патологии

Тема 1. Место инфекционных болезней в патологии человека и системе здравоохранения. Учение об общей патологии инфекционных болезней

Тема 2 Принципы диагностики инфекционных болезней. Основы рациональной терапии инфекционных больных.

Тема 3. Реабилитация и диспансеризация. Принципы профилактики инфекционных болезней

Раздел II. Частные вопросы инфекционной патологии

Тема 4. Сальмонеллезы .

Тема 5. Шигеллезы.

Тема 7. Пищевые токсикоинфекции.

Тема 8. Иерсиниозы.

Тема 10. Риккетсиозы.

Тема 11. Столбняк.

Тема 12. Менингококковая инфекция.

Тема 13. Дифтерия.

Тема 14. Стрептококковая инфекция(рожа, скарлатина).

Тема 16. Системный клещевой боррелиоз (болезнь Лайма).

Тема 17. Сибирская язва.

Тема 18. Лептоспироз.

Тема 19. Бруцеллез.

Тема 20. Амебиаз.

Тема 21. Малярия.

Тема 22. Трематодозы, нематодозы, цестодозы.

Тема 23.Грипп, ОРВИ, птичий грипп.

Тема 24. Герпесвирусные инфекции.

Тема 25. Геморрагические лихорадки.

Тема 26. Вирусные гепатиты.

Тема 27. ВИЧ – инфекция и оппортунистические заболевания.

Тема 28.Энтеровирусные инфекции.

Раздел III. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней.

Тема 29. Синдром желтухи в клинике инфекционных болезней.

Тема 30. Диарейный синдром в клинике инфекционных болезней.

Тема 31. Менингеальный синдром в клинике инфекционных болезней.

Тема 32. Лимфоаденопатия в клинике инфекционных болезней.

Тема 33. Поражение ротоглотки в клинике инфекционных болезней.

Тема 34. Синдром пневмоний в клинике инфекционных болезней.

Тема 34. Синдром пневмоний в клинике инфекционных болезней.

Тема 36. Лихорадочный синдром в клинике инфекционных болезней.

Тема 37. Артралгический синдром в клинике инфекционных болезней.

Тема 38. Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней.

5. Виды контроля: текущий(зачет 9-й семестр), промежуточный (экзамен в 11 семестре)

6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

1. Основная литература

2. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учеб. / В. И. Покровский, С. Г. Пак, Н. И. Брико, Б. К. Данилкин. - 3-е изд.,испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 1008 с.

4.Инфекционные болезни [Текст] : учеб.для вузов / под ред. Н. Д. Ющука, Ю. Я. Венгерова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 704 с.

2. Дополнительная литература:

2.Лабораторная диагностика инфекционных болезней [Текст] : справ. / под ред. В. И. Покровского, М. Г. Твороговой, Г. А. Шипулина. - М. : БИНОМ, 2014. - 648 с.

3.Крымская геморрагическая лихорадка (клиника, диагностика, лечение, организация медицинской помощи) [Текст] : учеб. пособие для врачей- инфекционистов, реаниматологов, врачей общей практики / сост.: И. В. Санникова, М. В. Титоренко, Л. В. Ртищева [и др.]. - Ставрополь :Изд- во СтГМУ, 2015. - 76 с.

4.Актуальные вопросы острых кишечных инфекций [Текст] : учеб.-метод. пособие для студ., клин. ординаторов, интернов, курсантов ИПДО и врачей общ. практ. / сост.: П. Н. Попов, Л. В. Ртищева, Л. И. Ткаченко. - Ставрополь : Изд-во СтГМУ, 2013. – 83 с.

5.ВИЧ-инфекция: диагностика, лечение, профилактика : учеб. пособие[Текст] / сост. А.Д. Антоненко, Б.А. Хапаев. - Ставрополь :СтГМА, 2010. - 32 с.

6.Антоненко, А.Д. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней : учеб.пособие [Текст] / А.Д. Антоненко. - Ставрополь : Изд-во СтГМА, 2010. – 80 с.

Вид учебной работы

Аудиторные занятия (всего)

Самостоятельная внеаудиторная работа

36 (в том числе 33-подготовка к экзамену)

Введение в специальность.

Вирусные гепатиты А, Е.

Вирусные гепатиты В, С, D.

ПТИ. Вирусные диареи.

Дифференциальная диагностика синдрома желтухи.

Иксодовый клещевой боррелиоз.

Неотложные состояния в практике врача-инфекциониста.

Неотложные состояния в практике врача-инфекциониста.

Диагностика заболеваний, протекающих с синдромом лихорадки.

Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с менингеальным синдромом.

9 семестр:

Устройство инфекционного стационара. Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным. Клинические синдромы в инфектологии. Курация больных.

Холера. Гиповолемический шок.

Пищевые токсикоинфекции. Вирусные диареи.

Дифференциальная диагностика синдрома диареи.

Вирусные гепатиты А, Е.

Вирусные гепатиты В, D, С. Острая печёночная энцефалопатия.

Хронические вирусные гепатиты и реабилитация больных вирусными гепатитами.

Лептоспироз, инфекционный мононуклеоз.

Дифференциальная диагностика синдрома желтухи.

10 семестр:

Дифтерия. Дифференциальная диагностика катарально-респираторного синдрома.

Менингококковая инфекция. Дифференциальная диагностика менингеального синдрома.

Клещевой энцефалит. Иксодовый клещевой боррелиоз.

Геморрагические лихорадки. ГЛПС

Сепсис. Дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом лихорадки.

Сибирская язва. Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний с синдромом сыпи.

Чума, туляремия. Дифференциальная диагностика синдрома лимфаденопатии.

Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней.

Предэкзаменационный тестовый контроль по курсу инфекционных заболеваний.

Тема самостоятельной внеаудиторной работы

Оформление студенческой истории болезни.

Лихорадка Западного Нила.

Крымская геморрагическая лихорадка, Аргентинская ГЛ, Боливийская ГЛ.

1.Атлас инфекционных болезней : учеб. пособие /под ред. В.И.Лучшева, С.Н.Жарова, В.А. Никифорова. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 224 с.

2. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1056 с.

3. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: рук. Для врачей /В.А. Казанцев. – М.: МИА, 2013. – 496 с.

3.Тропические болезни и медицина болезней путешественников /А. М. Бронштейн.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2014. - 528 с.

5. ВИЧ-инфекция и СПИД. Национальное руководство : науч. изд. /гл. ред. В.В.Покровский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.

Основная литература:

1.Инфекционные болезни: учеб. для студентов мед. вузов /под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2 – е изд.,перераб. и доп. - М.:ГЭОТАР - Медиа, 2011.-704 с.: ил.

2. Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс] : учебник / Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. -

Дополнительная литература:

1.Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" № 323-ФЗ : федер. закон. - Москва : Проспект, 2015. - 96 с.

2.ВИЧ-инфекция и СПИД. Национальное руководство : науч. изд. /гл. ред. В.В.Покровский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.

3. Инфекционные болезни: национальное руководство /под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1056 с.

4. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: рук. Для врачей /В.А. Казанцев. – М.: МИА, 2013. – 496 с.

5.Острые кишечные инфекции: Рук-во /Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов, Н.Г. Кулагина и др. – 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 400 с.

6.Тропические болезни и медицина болезней путешественников /А. М. Бронштейн.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 528 с.

7. Ющук Н.Д. Вирусные гепатиты. Клиника, диагностика, лечение /Н.Д.Ющук, Е.А.Климова и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.-160с.

9. Сепсис : учеб. пособие для вузов / И. Л. Миронов ; Челяб. гос. мед .акад.; каф.инфекционных болезней и эпидемиологии. - Челябинск : [б. и.], 2008. - 92 с.

10. Вирусные гепатиты : учеб. пособие для студ. / Л.И. Ратникова, И.Л. Миронов, Н.Н. Лаврентьева, А.Б. Конькова-Рейдман и др. - Челябинск : ЮУГМУ, 2013. - 86 с.

11. Конькова-Рейдман А.Б. Природно-очаговые клещевые трансмиссивные инфекции Южного Урала : учеб. пособие / А. Б. Конькова-Рейдман. - Челябинск : ЮУГМУ, 2014. - 100 с.

12. Лаврентьева Н.Н. Гельминтозы: учеб. пособие / Н. Н. Лаврентьева. - Челябинск : Челябинская государственная медицинская академия, 2011. - 64 с.

13. Миронов И.Л. Организация и проведение комплекса первичных мероприятий в случаях выявлений больного с инфекцией, на которую распространяется действие международных медико-санитарных правил : учеб. пособие для вузов / И. Л. Миронов ; Челяб. гос. мед. акад.; Каф. инфекционных болезней и эпидемиологии. - Челябинск : [б. и.], 2008. - 28 с.

14. Тестовые задания и клинические задачи по инфекционным болезням : учеб. пособие для вузов /под ред. Л.И.Ратниковой ; Южно-Уральский гос. мед. ун-т; Каф. инфекционных болезней. - Челябинск : ЮУГМУ, 2015. - 144 с.

5. Электронный каталог НБ ЮУГМУ

Направления и специальности обучения

1.2. Задачи изучения дисциплины:

  • изучение общих закономерностей развития инфекционных заболеваний с акцентом на клинические патологические синдромы;
  • изучение эпидемических особенностей различных инфекционных заболеваний;
  • освоение принципов и методов клинической и лабораторной диагностики инфекционных болезней;
  • освоение принципов этиотропной и патогенетической терапии инфекционных болезней;
  • изучение правил выписки инфекционных и принципов диспансерного наблюдения за переболевшими инфекционными заболеваниями;
  • освоение принципов проведения профилактических и противоэпидемиологических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоения которых необходимо для получения базисных знаний при изучении инфекционных болезней

  • Микробиология: разделы общей микробиологии, специальной микробиологии, санитарной микробиологии, иммунологии, вакцины и сывороток.
  • Патологическая физиология: аллергия, адаптация, шок, свертывающая и антисвертывающая система крови, иммунитет и иммунопатология.
  • Патологическая анатомия: патоморфология инфекционных заболеваний.
  • Фармакология: средства этиотропной и патогенетической терапии инфекционных заболеваний.
  • Пропедевтика внутренних болезней: методика клинического обследования больного, методы лабораторных исследований.
  • Гигиена, гигиена питания, коммунальная гигиена: санитарно-гигиенические требования к условиям проживания, питания и пр.
  • Реаниматология: печеночная недостаточность, почечная недостаточность, острая дыхательная недостаточность, инфекционно-токсический и гиповолемический шок, отек и набухание головного мозга, ДВС - синдром.
  • Неврология: семиотика нервных болезней, клиническая и лабораторная диагностика менингитов и энцефалитов.
  • Дерматология: характеристика экзантем.
  • Офтальмология: поражение органа зрения при инфекционных болезнях.
  • Отоларингология: поражение ЛОР-органов при инфекционных болезнях.
  • Хирургические болезни: острая хирургическая патология органов брюшной полости, анаэробная инфекция.
  • Акушерство и гинекология: инфекционные заболевания репродуктивной сферы у женщин, внутриутробные инфекции плода.
  • Организация здравоохранения: структура медицинской службы, анализ показателей заболеваемости.
  1. Содержание дисциплины

2.1. Лекционный курс посвящен наиболее актуальным и сложным проблемам инфекционной патологии и включаем новейшие достижения отечественной и мировой науки в области этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники, диагностики, терапии и профилактики инфекционных заболеваний. Все лекции читаются по единому плану. Краткое содержание лекций изложено в конспектах.

2.2. Практические занятия проводятся согласно тематическому плану. Конечной целью обучения на кафедре является подготовка врачей, хорошо знающих клинику инфекционных заболеваний, владеющих методами их диагностики и дифференциальной диагностики, умеющих оказать неотложную помощь и назначить рациональную терапию больному с учетом его возраста и тяжести заболевания, а также освоивших специфическую профилактику, обеспечивающую дальнейшее снижение инфекционной заболеваемости населения и комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге, предупреждающий возникновение и распространение инфекционных заболеваний. На занятиях поднимаются вопросы медицинской этики и деонтологии, правовых, морально-этических и профессиональных особенностей работы врача при выявлении острого инфекционного заболевания (лечение больного на дому, показания к госпитализации, карантинные мероприятия и др.).

Изучение каждой нозологической формы острого инфекционного заболевания включает:

  • историю изучения заболевания, приоритет отечественной науки;
  • общую характеристику болезни, ее классификационное положение и место в структуре инфекционной заболеваемости населения;
  • этиология, свойства возбудителя, имеющие эпидемиологическое значение: механизм развития и проявления эпидемического процесса;
  • основные фазы патогенеза, патоморфологические изменения в различных системах;
  • клиническую систематику, особенности клинических проявлений в возрастном аспекте;
  • течение, исходы, последствия болезни, возможные осложнения: основы ранней диагностики;
  • основные и вспомогательные методы лабораторных исследований, их диагностическую ценность;
  • особенности клиники, течения и диагностики инфекционного заболевания у возраста;
  • лечение больного в домашних условиях, организация стационара на дому;
  • лечение инфекционного больного в условиях стационара;
  • показания для госпитализации, порядок ее проведения;
  • неотложную терапию на догоспитальном этапе и в стационаре;
  • катамнестическое наблюдение и диспансеризацию после инфекционного заболевания;
  • систему профилактики и противоэпидемических мероприятий по борьбе с заносом в коллектив и распространении инфекции;
  • эффективность противоэпидемических мероприятий;
  • особенности эпидемической диагностики и системы эпидемического надзора;
  • основы иммунопрофилактики, порядок и сроки проведения профилактических прививок;
  • течение поствакцинального периода;
  • этику взаимоотношений с родителями и родственниками больного;
  • задачи Российского здравоохранения в борьбе за дальнейшее снижение заболеваемости.

Перечень практических знаний и умений, приобретаемых студентами при прохождении дисциплины

В течение учебного года преподаватели проводят открытые практические занятия для всех сотрудников кафедры с оформлением методических разработок и новых методических материалов.

Учебно-воспитательная работа на кафедре направлена на формирование этических, деонтологических и общечеловеческих ценностей у студентов. В начале каждого цикла преподавателями проводится беседа по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в инфекционном стационаре, правилам общения с больными и персоналом, ознакомление с правилами внутреннего распорядка на кафедре, в отделениях больницы и поликлиниках.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции

№ п/п Наименование рабочей программы Дата утверждения Авторы программы Наименование и шифр специальности Аннотация
рабочей
программы
1 Рабочая программа дисциплины "Инфекционные болезни", уровень высшего образования "Специалитет", 2015 г. (актуализирована 31.05.2019 г.) 22.09.2015 г. Малинин О.В. Лечебное дело 31.05.01 Инфекционные болезни, Лечебное дело
2 Рабочая программа дисциплины "Инфекционные болезни", уровень высшего образования "Специалитет", 2015 г. (актуализирована 31.05.2019 г.) 22.09.2015 г. Малинин О.В. Педиатрия 31.05.02 Инфекционные болезни, Педиатрия
3 Рабочая программа дисциплины "Инфекционные болезни, Фтизиатрия", уровень высшего образования "Специалитет", 2015 г. (актуализирована 31.05.2019 г.) 22.09.2015 г. Малинин О.В., Русских О.Е. Стоматология 31.05.03