Психосоматика дисбактериоза у грудничка


Каждые родители сталкиваются с такой проблемой, как детские заболевания. Кто-то болеет чаще, кто-то реже, у кого-то более легкие заболевания, у кого-то требующие особого постоянного внимания. Так или иначе, мамы и папы задаются вопросом: почему болеет наш ребенок? Как оградить его от болезни? Как избавиться от нежелательных симптомов? Бывает, что назначенное доктором лечение не помогает и тогда уже не только родители в замешательстве, но и врач, поскольку сделал всё от него зависящее. На многие эти вопросы может ответить такая наука как психосоматика. И в данной статье я постараюсь изложить суть данной науки, раскрыть основные причины развития психосоматических расстройств у детей, познакомить вас с наиболее распространенными психосоматическими заболеваниями и симптомами, а также сориентировать в том, что с этим делать.

Пожалуй, тема психосоматики одна из моих излюбленных тем – тех, с которыми мне интересно сталкиваться. Наверное, потому что это не полностью психологический вопрос и жалобы в данном случае касаются физического здоровья ребенка.


Не буду вас уверять в том, что причина всех болезней именно в психологическом неблагополучии ребенка. Разные бывают случаи, и мы можем лишь предполагать это. Скажу лишь точно, что в моем опыте общения с соматически больными детьми большинство из них имели те или иные эмоциональные трудности. И, находя психологическую причину заболевания, мы тем самым находим надежду на то, что можно изменить ситуацию и помочь ребенку выздороветь или хотя бы облегчить его состояние.

Детская психика более чувствительна к тому, что происходит вокруг, поэтому риск развития психосоматических расстройств в детском возрасте достаточно высок.

Несмотря на то, что причины психосоматических расстройств можно обобщить, всё же каждый случай индивидуален и требует особого отношения.

Конечно, я не буду останавливаться подробно на каждом психосоматическом расстройстве и симптоме, так как это настолько обширно, что можно книгу написать, лишь перечислю наиболее распространенные из них.


Итак, задуматься о том, всё ли хорошо в психологическом плане с ребенком следует, если у него отмечается что-либо из этого: заикание, тики, недержание мочи и кала, частые простудные заболевания, головные боли, иные ярко выраженные или беспричинные боли, функциональное косоглазие, ангина, хронический тонзиллит, отит, хроническая заложенность носа, тошнота, рвота, лихорадка неясного происхождения, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженного кишечника), кожные заболевания (нейродермит, экзема, псориаз, дерматиты), заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма, гипервентиляционный синдром, беспричинный кашель, хронический бронхит), нарушения пищевого поведения (нервная анорексия, булимия, тяга к перееданию и, как следствие, ожирение), сахарный диабет, нейроциркуляторная дистония, аллергия, анемия, аменорея и дисменорея, ревматоидный артрит, болезни щитовидной железы и т.д.

Список можно еще дополнять, но, пожалуй, это наиболее распространенные симптомы и заболевания.

Еще раз повторю, что каждый случай индивидуален и не всегда болезнь ребенка имеет в основе психологическое неблагополучие. Но, если это так, то что же делать? Конечно, эффективнее было бы обратиться к специалисту (важно еще убедиться, что он работает с психосоматикой). Детский психолог проведет диагностику, которая позволит исключить или подтвердить возможность того, что заболевание психосоматическое, и сориентирует вас в том, что делать далее именно в вашем случае.

Надеюсь, данная статья была для вас полезна. Будьте здоровы, берегите себя и детей!

Ангелина Шульгина, медицинский психолог

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Окорочкова Елена Викторовна

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Окорочкова Елена Викторовна

Psychosomatic disorders of newborn infants

The article deals with psychosomatic disorders of newborn infants which are found in works of child psychologists and pediatricians and other professionals. The aim of this work is psychosomatic eating disorders of newborn infants eating disorders, which are reflecting the difficulties in the relationship between the child, the mother and other family members. The article shows that mother of child with infant colic has increased anxiety . The main method of treatment of psychosomatic disorders of eating behavior is family therapy, and the reducing of anxiety level of the mother and elimination of violations in the dyad "mother-child". However, this view has not yet become the recognized one and these disorders are not based on strict clinical criteria and an uncertain time frame. The reasons of such eating disorders are: lack of care from the mother, the child's needs misunderstanding. The main attention is given to practical activities of the psychologist ’s work with families and newborn children .

PSYCHOSOMATIC DISORDERS OF NEWBORN INFANTS

Okorochkova Elena Victorovna, senior lector of Institute of Service Sphere and Business, (branch) DSTU, Schakhty, Rostov-on-Don region.

Abstract. The article deals with psychosomatic disorders of newborn infants which are found in works of child psychologists and pediatricians and other professionals. The aim of this work is psychosomatic eating disorders of newborn infants - eating disorders, which are reflecting the difficulties in the relationship between the child, the mother and other family members.

The article shows that mother of child with infant colic has increased anxiety. The main method of treatment of psychosomatic disorders of eating behavior is family therapy, and the reducing of anxiety level of the mother and elimination of violations in the dyad "mother-child".

However, this view has not yet become the recognized one and these disorders are not based on strict clinical criteria and an uncertain time frame.

The reasons of such eating disorders are: lack of care from the mother, the child's needs misunderstanding. The main attention is given to practical activities of the psychologist’s work with families and newborn children.

Keywords: psychosomatic disorders, psychogenic mother, anxiety, psychosomatic family, psychologist, children.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У НОВОРОЖДЕННЫХ

Окорочкова Елена Викторовна, старший преподаватель Института сферы обслуживания и предпринимательства, филиал ДГТУ в городе Шахты

Ключевые слова: психосоматические расстройства, психогенная мать, тревожность, психосоматическая семья, психолог, дети.

Актуальность. Одними из распространенных расстройств, часто встречаемых специалистами, работающими с детьми, в частности, детскими психологами, а также педиатрами, являются психосоматические расстройства.

Проблема изучения психосоматических расстройств у детей в период новорожденности, ранняя психологическая диагностика и коррекционная работа являются областью исследования психологических наук, в частности перинатальной психологии, социальной психологии, психофизиологии. На сегодняшний день, поднятая проблема изучена наиболее широко с точки зрения физиологии, что касается отраслей психологической науки, мы можем видеть лишь теоретические разработки и немногочисленные практические рекомендации по снижению психосоматических расстройств у новорожденных. Видя многоплановость этой проблемы, нам необходимо ее комплексно и системно изучить не только на индивидуальнопсихологическом, но психолого-педагогическом и социальнопсихологическом уровнях.

Рассматривая эту тему, невозможно не отметить, что в нашей стране, несмотря на все усилия правительства, происходит снижение уровня рождаемости. Количество осложненных беременностей и родов растет, и как следствие - снижается уровень здоровья новорожденных детей. Можно назвать причину такой ситуации - это нестабильная социально-экономическая ситуация, именно она неблагоприятно сказывается на психической сфере женщины и ее новорожденного ребенка. Отрицательные эмоции влекут за собой снижение качества здоровья матери, и, как следствие - ребенка.

Актуальность данной проблемы определяется недостаточным количеством сформулированных разного рода методических, методологических, практических подходов, а также средств и форм психологического воздействия на психику женщины в период беременности и ранний послеродовый период. Исходя из этого, возникла необходимость специального изучения особенностей психического состояния, влияющего на особенности эмоциональной сферы женщины, ее тревожность, а также необходимо определить уровень тревожности в период беременности и ранний послеродовый период.

Сведений о распространении психосоматических заболеваний в детской популяции крайне мало, есть мнение, что они имеют более широкое распространение, чем принято считать. В исследованиях С. Р. Болдырева (цит. по Исаеву Д.Н.2000), проведенных на

403 детей в условиях стационара, 80,9% больных обнаруживали нервно-психические расстройства, 40% психогений либо были причиной заболеваний, либо утяжеляли их течение. По сведениям из того же источника 2/5 всех обратившихся к педиатру детей страдают ПСР[1].

В 1996 году Б. Любан-Плоцца с соавторами (1996) среди ПСР выделили психосоматические реакции и психосоматические заболевания. К психосоматическим реакциям были отнесены реакции, возникающие при воздействии стресса, которые проявлялись головокружением, тахикардией и отсутствием аппетита. К этой же группе расстройств относят психическую астению, спровоцированную соматическим состоянием и больничным режимом [2]. Клиническая картина последней проявляется повышенной утомляемостью, дневной сонливостью, адинамией, аффективной лабильностью, раздражительностью, вспыльчивостью, гиперестезией, ослаблением внимания и памяти, головной болью, шумом в ушах, вегетативными проявлениями [3].

В нашей работе мы остановимся на младенческом возрасте. Согласно классификации С. А. Кулакова, к психосоматическим расстройствам этого возраста относят колики третьего месяца жизни, метеоризм, срыгивание, анорексию грудного возраста, приступы нарушения дыхания, спастический плач, нарушение сна, раннюю бронхиальную астму, внезапную смерть младенца. [4, с. 286]. Все эти нарушения, имеющие отношение к системе пищеварения, сведены в МКБ-10 под одной рубрикой Б98.2 - расстройства питания в младенчестве и детстве, кроме пикацизма, имеющего шифр Б98.3, анорексии (Р50) и переедание (Б50.4).

Причины, вызывающие психосоматические нарушения, делятся на внешние по отношению к организму - экзогенные и внутренние - эндогенные. Инфекционные заболевания, различные интоксикации, разного рода травмы, в том числе и травматические повреждения мозга, опухоли, психогенные расстройства, соматоге-нии относят к экзогенным болезнетворным агентам. Другие причины, которые будут связаны с наследственностью, конституциональными особенностями человека, возрастными сдвигами, называются эндогенными. Практическая психиатрия широко использует разделение этиологических факторов на экзогенные и эндогенные; именно по этиологическому принципу решающие значение имеет создание классификации психосоматических заболеваний.

В организме человека в ходе длительной эволюции сформировались ответные реакции, которые возникают на разнообразные воздействия окружающей среды. Если мы рассмотрим часть этих

реакций с точки зрения выживания человеческого вида, то увидим, что они закрепились в обмене веществ, а также стали наследственной особенностью. В результате, форма ответа, которая была индивидуальна в прошлом, оказалась запрограммированной для последующих поколений. Таким образом, что было экзогенным для наших предков, для нас стало эндогенным. Мы видим, путь эволюции очень сложен, на протяжении его изменялись не только приспособительные реакции к среде обитания, но и сама среда. В ходе длительной эволюции человек постоянно приспосабливал окружающую среду, таким образом, преобразовывая ее. Все преобразования изменяли и самого человека. Не всегда при встрече с вредоносным фактором возникает психосоматическое расстройство или возникает болезнь. Это можно увидеть на примере инфекционных заболеваний: не все люди, находящиеся в тесном контакте с инфекционными больными, склонны к заболеванию. Всегда имеются лица, нечувствительные или малочувствительные к инфекции. Для того, чтобы неблагоприятное воздействие вызвало заболевание, необходимо определенное состояние организма. Исходя из этого, этиология (причина) болезни не может быть приравнена к самому этому неблагоприятному фактору.

Поэтому главное в работе практического психолога - умение собрать и проанализировать информацию о развитии ребенка, соответствии симптоматики его возрасту. Это и является показателем профессионализма психолога. Различные возрастные кризисные периоды сопровождаются психосоматическими расстройствами или их эквивалентами. Изучая историю жизни маленького пациента, необходимо учитывать большое количество информации.

Беременность накладывает отпечаток на течение будущих психосоматических расстройств. Поэтому не менее актуальной является информация не только о возрасте, состоянии здоровья и роде занятий родителей к моменту беременности, но и течение всего периода ожидания ребенка. Обязательно обращаем внимание не только на физическое, но и психологическое состояние матери в течение беременности, осложнения во время беременности. Не менее важными являются психологические показатели, такие как желательность беременности, а так же эмоции родителей по оводу информации о поле будущего ребенка. Помимо выше перечисленных данных большое значение имеет наличие хронических заболеваний родителей, генетической предрасположенности к наследственным заболеваниям с обеих сторон, множественные пороки развития у других членов семьи, давность и характер предыдущей

беременности, предшествующие беременности, их желательность, исход; наличие абортов, их мотивы, влияние на супружеские отношения родителей. Обращаем внимание на наличие каких-либо зависимостей у родителей таких как табакокурение, алкоголизм, наркотическая или токсикоманическая зависимость, безудержная трата денег, на отношение в период беременности между родителями, а также с другими родственниками и членами семьи. Особое внимание уделяется родам: срочность, продолжительность, отклонения в процессе родов, вмешательства. Это очень важно для детей с психосоматическими расстройствами раннего возраста.

Продолжая работать с ребенком, имеющего психосоматические расстройства, учитываем информацию о развитии ребенка на каждом этапе его жизни и особенно уделяем внимание кризисным периодам.

В данной работе уделяется внимание психосоматической семье, тут мы используем данный термин неотделимо от ребенка. Хотелось бы представить понятие психосоматической семьи. Под этим понятием, мы рассматриваем ту семью, в которой дети обретают психосоматические расстройства. Мы видим семейную систему, которая очень четко связана внутри себя, очень взаимозависима, а также очень замкнута на себя и изолирована от внешнего мира. В этой семье ведущими являются отношения по 3 направлениям:

Связывание. Это отношения внутри семьи, которые затормаживают развитие ребенка. Ребенок развивается только тогда, когда есть контакт с окружающим миром, а в такой семье нет такой возможности.

Делегирование. Такое воспитание характерно тем, что ребенка воспитывают таким образом, чтобы из него выросло то, что не удалось родителям. Родители реализовывают себя через ребенка. Они не осознают, что реальное существование ребенка не должно противоречить проекции родителей на него.

Целью своей работы, как практического психолога, считаю решающей и одной из важных работу с семьей для выздоровления ребенка. С решением проблем в семье уходят и психосоматические расстройства у детей. Поэтому в рамках предложенной ранее тренинговой программы предлагались женщинам индивидуальные консультации с психологом:

- при повышенной нервной возбудимости и неуравновешенности;

- при излишней тревожности перед родами и появлением малыша;

- научиться дыханию и поведению в родах;

- при семейных (в том числе сексуальных) проблемах;

- при сложностях на работе или с родственниками;

- для лучшего контакта с будущим малышом.

В исследовании хотелось бы остановиться более подробно на наиболее типичном психосоматическом расстройстве, связанном с младенческими коликами. Нами были проведены психологическое консультирование 20 семей с новорожденными детьми, у которых проявляли признаки психосоматических расстройств, в частности, колики новорожденных.

Проведя работу с семьей, мы выявили, что мамы имели повышенную тревожность по разным причинам. Для этого использовался опросник Спилберга. Снижение тревожности мамы приводило к снятию психосоматических симптомов и устранению колик. Работа с мамой и ее семьей проводилась по следующей схеме:

1. Клинико-психологическая диагностика. (Первичное клинико-психотерапевтическое интервью).

Интервью проводится, прежде всего, с диагностической целью. Соответственно, оно подразумевает широкое применение вопросов. Цели первичного психотерапевтического интервью:

1) изучение основных жалоб пациента;

2) изучение личной истории пациента;

3) концептуализация случая и формирование соответствующих терапевтических задач.

2. Мультимодальный подход Оудсхорна.

Уровень 1. Проблема с внешним социальным окружением.

Уровень 2. Проблемы в семье.

Уровень 3. Когнитивные и поведенческие проблемы.

Уровень 4. Эмоциональные конфликты.

Уровень 5. Нарушение развития и личностные расстройства.

Уровень 6. Биологические нарушения.

3. Планирование терапии.

Арт-анализ и арт-терапия.

Релаксации и медитации.

Общеизвестный факт, что ребенок, проживая первые месяцы жизни, испытывает потребности, находясь в циклическом состоянии, т.е. происходит чередование напряжения и удовлетворения. В психосоматической семье мать не может обеспечить удовлетворения, поэтому нестабильны сами ее реакции на ребенка. У такого ребенка не будет стабильности в дифференциации внутреннего и внешнего. Его идентичность не имеет достаточной основы для его развития.

Исходя из этого, можно сделать вывод: базовое доверие у ребенка возникает только тогда, когда мать в полной мере удовлетворяет своего ребенка, и как, следствие, возникает чувство базового доверия, но при этом доверие к своему телу остается не сформированным. Что же происходит с ребенком на ранних стадиях развития? Происходит опора на мать, что является вспомогательным Эго.

нарциссический дефицит. Возникают проблемы психологического характера: недостаточная уверенность, и несформированное чувство безопасности. Окружающая среда становится опасной для него. Коммуникации ребенка с матерью появляются через неудовлетворенную физиологическую потребность, далее может появиться симптом, и что более опасно для него болезнь. К чему приводит болезнь? Она является радикальным средством получения любви, а также нарциссической подпиткой. Таким образом, ощутить собственное Я ребенок может, но только если возникает психосоматическое заболевание.

Дефицит идентичности ощущается с особой остротой, появляется ситуация потери объекта.

Весь процесс можно увидеть на стадии сепарации или инди-видуации (диадных отношений).

У ребенка возникает автономия в ответ на появляющийся страх материнской агрессии. Возникает страх идентифицирования себя с агрессором, чтобы у матери не вызвать агрессию еще более мощную. В это время ребенок может чувствовать поддержку матери, но только в проявлении контроля.

Он не получает свободы, ребенок без материнского контроля существовать не может, идентичность личности не развивается и как результат возникает симбиотический комплекс.

Подводя итог данной работы, мы убеждаемся в том, что психогенная мать является причиной многих психосоматических проблем у ребенка.

Таким образом, работая с психосоматическим расстройством у ребенка, мы в первую очередь вовлекаем мать, как главный источник расстройств ребенка.

1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства при соматических заболеваниях. Психиатрия. Издательство: Медицина 2002. 300 с.

2. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб: Питер, 2000. 512 с.

3. Любан-Плоца Б, Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. СПб., 1996. 255 с.

4. Кулаков С. А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. СПб: Речь, 2007. 294 с.



ВЕБИНАР: Психологическая поддержка семей с приемными детьми

Педагогика Реджио Эмилия. Инновационный подход к воспитанию и обучению дошкольников

Семейная психотерапия психосоматических расстройств у детей


Предлагаем вашему вниманию интервью с Мариной Петровной Билецкой. Марина Петровна - психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой психосоматики и психотерапии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии.

- Марина Петровна, вы уже тринадцать лет работаете с детьми, страдающими различными психосоматическими расстройствами. Скажите, насколько сейчас распространены психосоматические заболевания?

Психосоматические заболевания могут развиться вследствие острого стресса или длительной психотравмирующей ситуации. Симптомы психосоматического расстройства могут возникнуть у человека еще в детском возрасте, в подростковом возрасте они закрепляются и у взрослого превращаются уже в стойкое психосоматическое заболевание.

- Психосоматическое заболевание относится одновременно к области и психологии, и медицины. В этом контексте очень интересен вопрос - кто же должен заниматься такими болезнями, как взаимодействуют психотерапевт и врач в лечебном процессе?

- Современный подход к лечению психосоматических заболеваний предусматривает совместную работу специалистов. И у психолога, и у психотерапевта, и у врача есть свои задачи, которые лучше всего решаются при совместной работе и сотрудничестве. Любое хроническое заболевание (к которым относятся, в том числе и психосоматические расстройства) подлежит врачебному контролю и диспансерному наблюдению, врач обязательно периодически осматривает ребенка, наблюдает в периоды обострений, назначает соматотропную терапию, когда это необходимо. Психотерапевт может работать не только в период обострения, но и в период ремиссии. Очень хорошо, если процесс психотерапии будет охватывать оба периода, это поможет семье научиться вырабатывать единую тактику взаимодействия с ребенком на разных этапах течения заболевания.

Взаимодействие специалистов строится следующим образом: как правило, врач-педиатр, к которому обратились родители, определив, что проблема со здоровьем ребенка относится к сфере психосоматики, направляет его к психологу или к психотерапевту. В детской поликлинике № 65, где я работала психотерапевтом, невропатолог, гастроэнтеролог, эндокринолог регулярно отправляли ко мне пациентов и дальше мы уже их вели совместно. Сейчас я работаю и в среде врачей, и в среде психологов, читаю лекции врачам амбулаторной практики, они с большим интересом и удовольствием слушают, дают обратную связь, рассказывают, что действительно у них много психосоматических пациентов и они хотят узнать о том, как именно эффективно помочь больным.

Я по первому образованию врач, впоследствии получила психологическое образование в Институте имени А.И. Герцена, стала ученицей основоположника семейной психологии и психотерапии в России Эдмонда Георгиевича Эйдемиллера, защитила кандидатскую диссертацию под его руководством, и сейчас он мой научный консультант по докторской диссертации. Я стою на позициях системного семейного подхода и считаю, что при возникновении психосоматического заболевания у ребенка необходима семейная психотерапия, то есть, для достижения устойчивых результатов психотерапевту нужно работать не только с ребенком, но и с его семьей. Крайне важно объяснить родителям детей с психосоматическими расстройствами, что проблемы имеются не только у больного ребенка, но и у семьи, как системы в целом. Задача психотерапевта – не снять симптомы заболевания, а разрешить проблему, которая привела к возникновению симптомов.

- Готова ли современная семья к такому взаимодействию с психотерапевтом?

Когда ребенок после обращения к врачу все-таки оказывается на приеме у психотерапевта, задача специалиста – помочь ребенку снизить психоэмоциональное напряжение, снять запрет на отреагирование эмоций, а также предложить определенные техники, упражнения, которые помогут получить опыт распознавания и выражения чувств.

- Как строится психотерапевтическое взаимодействие?

Чаще всего врач направляет ребенка к психотерапевту, его приводит мама. На первой встрече психотерапевт работает с мамой, ребенком и идет выработка мотивации на дальнейшую работу уже в рамках семейной терапии. Желательно, чтобы на прием пришли все члены семьи, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка. Конечно, мы работаем в реальном мире и понимаем, что семья в полном составе на все сессии постоянно ходить не будет. Мы работаем с теми членами семьи, которые в данный момент готовы принять активное участие в работе.

Вся работа занимает, в среднем, пять месяцев. Период интенсивной работы – это 2,5-3 месяца, а на последнем этапе встречи с семьей происходят уже раз в месяц. Последний этап растянут во времени, потому что семьи психосоматиков не могут изменяться быстро, качественные изменения в такой семейной системе происходят долго, гораздо дольше, чем в функциональной семейной системе. Во время психотерапии мы раскрываем как личностные ресурсы каждого члена семьи, так и ресурсы данной семьи в целом. Этап отсоединения нужен для того, чтобы семья осознала свои силы, научилась пользоваться своими семейными ресурсами и в дальнейшем уже самостоятельно, без помощи психотерапевта, справлялась с трудными жизненными ситуациями.

- Была ли проведена количественная или качественная оценка результатов терапии по этой методике?

- До и после психотерапевтической работы проводилась психодиагностика, это позволило оценить динамику. Также через год был использован катамнестический метод оценки, когда мы еще раз встречались с семьями и беседовали о том, как семья себя ощущает спустя время. Вполне наглядным критерием эффективности является уменьшение частоты обострений психосоматического заболевания. Если мы видим, что до обращения к психотерапевту приступы были регулярно, в процессе терапии они значительно снизились и уже в течение года не возобновлялись – позитивная динамика налицо. В результате терапии, как правило, происходит снижение интенсивности симптомов или наступает стойкая ремиссия. Процент улучшения соматического и психологического состояния детей достаточно высокий. Возможно, в некоторых сложных случаях может быть показана дополнительная психотерапия, уже не настолько интенсивная.

- Насколько часто родители ребенка с психосоматическими заболеваниями сами страдают подобными болезнями?

В том случае, когда родители осознают, что им нужна терапия, связанная с их собственными непроработанными психологическими травмами или супружескими конфликтами, психотерапевт может параллельно с проведением семейной психотерапии заключить контракт на индивидуальную терапию или на терапию их супружеских отношений.

- Порой вполне здоровые физически люди затрудняются ответить на вопрос о том, что они сейчас чувствуют. Означает ли это, что они сами или их дети будут в дальнейшем страдать психосоматическими заболеваниями? Возможна ли профилактика?

- Если у человека в какой-то степени присутствуют алекситимические черты личности, это фактор риска развития в будущем психосоматического расстройства. Профилактика психосоматических расстройств у детей вполне возможна, причем, она актуальна даже на самых ранних стадиях развития ребенка. Фактически, она может начинаться еще до рождения ребенка, во время беременности матери – с исследования ее психологического состояния, климата в семье и определения факторов риска послеродовых депрессий.

- Как психосоматические расстройства проявляются у детей младенческого возраста?

- В жизни каждого человека и каждой семьи и периодически возникают разного рода стрессы - смена работы, болезнь, изменение финансового положения и так далее. Могут ли стрессовые ситуации не отражаться патологически на ребенке и его родителях?

- Если при психосоматической болезни ребенка члены семьи обращаются к специалисту и проходят психотерапию, может ли дисфункциональная семья со временем стать функциональной?

-Во время психотерапии мы работаем над тем, чтобы преодолеть семейную дисфункцию и максимально приблизиться к нормально функционирующей семье. Используя свои ресурсы, личностные и семейные, приложив много сил, члены семьи могут справиться с дисфункциональностью. Окончательной проверкой того, удалось ли семье стать функциональной, будет следующий нормативный стресс, например, когда ребенок перейдет из младшего школьного в подростковый возраст. Дисфункциональная семья, как правило, ригидна и ей трудно менять правила, установки, модели взаимодействия с ребенком, несмотря на то, что он уже стал старше и ситуация изменилась. А функциональная семья принимает произошедшие изменения, меняет семейные правила, вырабатывает новые функции. И вот когда семья начинает вырабатывать новые правила при изменении ситуации - это самый надежный показатель того, что семья уже функционирует нормально.

Беседовала Юлия Смирнова

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции