Противоэпидемические мероприятия при желтой лихорадке

Все первичные противоэпидемические мероприятия проводятся при установлении предварительного диагноза, который ставится на основании характерной клинической картины заболевания и эпидемиологического анамнеза. При установлении окончательного диагноза противоэпидемические мероприятия проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Министерства здравоохранения Республики Беларусь по каждой нозологической форме Болезней, Синдромов и предусматривают комплекс мероприятий, обеспечивающих локализацию и создание условий для быстрой ликвидации эпидемического очага.

Принцип организации первичных противоэпидемических мероприятий является единым для всех упомянутых инфекций и предусматривает следующие основные разделы работы:

• Выявление больного (трупа), подозрительного на Болезнь (Синдром).

• Временная изоляция больного с последующей его госпитализацией, в том числе и на санитарно-карантинных (контрольных) пунктах (далее – СКП) в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (должны быть предусмотрены изоляторы, оснащенные всем необходимым для оказания ургентной терапии тяжелым, нетранспортабельным больным).

• Информирование о выявленном больном (трупе) - руководителя ЛПО в установленном порядке, отраженном в оперативном плане.

• В случае выявления больного с подозрением на легочную форму чумы, контагиозной вирусной геморрагической лихорадкой (далее – КВГЛ), острый геморрагический, респираторный, неврологический Синдромы временная изоляция лиц, контактных с больным (карантинные или ограничительные мероприятия) в любом свободном помещении до решения врача-эпидемиолога о мерах, которые к ним должны применяться (изоляция, экстренная профилактика, медицинское на­блюдение).

• Временное запрещение входа в здание (объект), транспортного средства и выхода из него, а также бесконтрольного перемещения внутри объекта.

• Эвакуация больного, подозрительного на заболевание в специальный инфекционный госпиталь (стационар), провизорный госпиталь, контактных — в изолятор.

• Оказание больному необходимой медицинской помощи (приложения 2-7).

• Забор материала на лабораторное исследование (приложения 8-10).

• Выявление, регистрация лиц, соприкасавшихся с больным или с другими зараженными объектами, их изоляция, проведение экстренной профилактики.

• Проведение текущей и заключительной дезинфекции.

Первичные противоэпидемические мероприятия являются составной частью комплекса противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации очага Болезни, Синдрома, которые включают в себя, кроме перечисленных, следующие мероприятия:

• медицинское наблюдение за населением;

• выявление и провизорная госпитализация всех больных, характер заболе­вания которых не исключает Болезни и Синдромы;

• экстренная профилактика населения (по показаниям);

• выявление умерших от неизвестных причин, патологоанатомическое вскрытие трупов, взятие материала для лабораторного исследования, кроме умерших от КВГЛ*, захоронение трупов;

• введение и проведение ограничительных или карантинных мероприятий (карантина, обсервации);

• проведение ежедневного анализа заболеваемости с учетом нозологической формы выявленного больного (трупа);

• проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий;

• контроль за объектами внешней среды (лабораторный контроль за объектами внешней среды - возможными источниками и факторами передачи, пищевыми продуктами, наблюдение за состоянием численности грызунов);

• проведение эпизоотолого-эпидемиологического обследования;

• информационно-разъяснительная работа среди населения об эпидемической обстановке.

Объем и конкретный характер мероприятий определяется нозологической формой инфекции или характеристикой выявленного Синдрома, данными эпидемиологического обследования, которое проводится немедленно после выявления больного (трупа).

Противоэпидемические мероприятия проводят территориальные организации здравоохранения совместно со специалистами отделов особо опасных инфекций Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (далее – РЦГЭ и ОЗ), областных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (далее – ОЦГЭ и ОЗ) и ЦГЭ г. Минска, которые осуществляют методиче­ское руководство и оказывают консультативную и практическую помощь.

Руководство мероприятиями по локализации и ликвидации эпидемического очага осуществляет территориальная КЧС в лице медицинского штаба.

Для эффективного и своевременного проведения мероприятий по локализации и ликвидации очага Болезни, Синдрома должно быть предусмотрено обеспечение задействованных ЛПО и ЦГЭ оперативной бесперебойной связью (телефон, радио, телетайп, факс и др.).

Все организации здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Беларусь, других министерств и ведомств должны иметь необходимый запас:

• медикаментов для проведения симптоматической, этиотропной терапии, экстренной профилактики (приложения 2-7);

• средств личной профилактики (приложения 11,12);

• средств индивидуальной защиты - противочумные костюмы I типа, другие средства индивидуальной защиты, разрешенные к применению (приложения 13-15);

*Вскрытие умерших от КВГЛ, а также забор материала от трупа для лабораторного исследования не производится в связи с большим риском заражения.

• укладок для забора материала от больного (трупа) на лабораторное исследование (приложения 8-10);

• дезинфицирующих средств, а также упаковок лейкопластыря из расчета на заклеивание окон, дверей, вентиляционных отверстий в одном кабинете (боксе, палате, секции);

Первая информация о выявлении больного (трупа) чумой, холерой, КВГЛ, Конго-Крымской лихорадкой, желтой лихорадкой, а также больных с Синдромами, описанными в главе 3, осуществляется: главному врачу ЛПО, который передает ее в станцию скорой медицинской помощи, центры (подразделения) профилактической дезинфекции, руководителям организаций здравоохранения, в том числе главному врачу соответствующего территориального ЦГЭ. Во все перечисленные адреса информация должна поступать не позднее 2 часов с момента выявления больного.

Руководитель территориального медицинского объединения и главный врач территориального ЦГЭ вводят в действие оперативный план противоэпидемических мероприятий, информирует о случае заболевания соответствующие учреждения и организации, предусмотренные комплексным планом, в том числе областные (республиканский) и г. Минска отделы особо опасных инфекций, местные исполнительные и распорядительные органы, Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

При установлении предварительного диагноза и проведении первичных противоэпидемических мероприятий при указанных в главах 2 и 3 Болезнях и Синдромах необходимо руководствоваться следующими сроками инкубационного периода:

- желтая лихорадка - 6 дней;

- Крым – Конго, оспа обезьян - 14 дней,

- лихорадки Эбола, Марбург, Ласса, боливийская, аргентинская - 21день;

- Синдромы невыясненной этиологии - 21 день.

Во всех случаях выявления больного (трупа) немедленная информация в вышестоящие организации здравоохранения, по подчиненности, должна содержать следующие сведения:

• фамилия, имя, отчество, возраст (год рождения) больного (трупа);

• название страны, города, района (территории), откуда прибыл больной (труп), каким видом транспорта прибыл (номер поезда, автомашины, рейс самолета, судна), время и дата прибытия;

• адрес постоянного места жительства, подданство больного (трупа);

• предварительный диагноз, кем поставлен (фамилия врача, его должность, название ЛПО), на основании каких данных (клинических, эпидемио­логических, патологоанатомических);

• дата, время, место выявления больного (трупа);

• где находится больной в настоящее время (стационар, морг, самолет, поезд, пароход и т.д.);

• краткий эпидемиологический анамнез, клиническая картина и тяжесть заболевания;

• принимал ли химиотерапевтические препараты, антибиотики, когда, дозы, количество, даты начала и окончания приема;

• получал ли профилактические прививки, сроки прививок;

• меры, принятые по локализации и ликвидации очага заболевания (количество выявленных лиц, контактных с больным (трупом), дезинфекционные и другие противоэпидемические мероприятия);

• какая требуется помощь: консультанты, медикаменты, дезинфекционные средства, транспорт и т.п.;

• подпись под данным сообщением (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность);

• фамилии передавшего и принявшего данное сообщение, дата и час передачи сообщения.

Вопрос о порядке госпитализации и лечения больного, подозрительного на Болезни, Синдромы решается в каждом конкретном случае в зависимости от тяжести заболевания: все транспортабельные больные немедленно направляются санитарным транспортом с места выявления в предусмотренные для этих случаев инфекционные стационары; нетранспортабельным больным неотложная помощь оказывается на месте с вызовом консультантов и оснащенной всем необходимым машины скорой медицинской помощи для последующей его транспортировки в стационар.

Осмотр больного консультантами является обязательным, должен осуществляться немедленно после госпитализации или, при необходимости, на месте выявления.

Забор материала от больных производится медицинскими работниками инфекционного стационара, где госпитализирован больной, в присутствии и под руководством специалистов по особо опасным инфекциям РЦГЭ и ОЗ, ОЦГЭ и ОЗ, ЦГЭ г. Минска. В случае невозможности быстрого прибытия указанных специалистов, забор материала от больного осуществляют два медицинских работника, один из которых должен быть врач-инфекционист или врач-терапевт, имеющий специальную подготовку по особо опасным инфекциям.

Допускается забор материала от больного, подозрительного на холеру (испражнения, рвотные массы и пр.) медицинским работником на дому, по месту работы, в ЛПО, где выявлен больной.

Правила забора материала от больного (трупа) представлены в приложении 8. Взятый материал должен быть немедленно направлен на исследование в лабораторию, предусмотренную комплексным планом по санитарной охране территории, или сохранен с соблюдением требований действующих санитарных правил по безопасности работы с микроорганизмами I-IIгрупп патогенности до прибытия специалиста. Материал сохраняют на холоду в опечатанном виде, за исключением материала на холеру, который должен храниться при комнатной температуре или в термостате. Материал от больного, с подозрением на чуму, КВГЛ, оспу обезьян для проведения клинических исследований необходимо предварительно обеззараживать (приложения 16, 17).

Списки лиц, соприкасавшихся с больным, составляются по форме:

• фамилия, имя, отчество;

• место жительства (постоянное, в данной местности);

• место работы (название предприятия, учреждения и адрес);

• путь следования (вид транспорта);

• контакт с больным (где, когда, степень и продолжительность контакта);

• наличие прививок (в зависимости от подозреваемого заболевания), когда проводились (со слов);

• дата и час составления списка;

• подпись лица, составившего список (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность).

Медицинский персонал, находившийся вместе с больным чумой, КВГЛ или неизвестной инфекцией с Синдромами острой геморрагической лихорадки, респираторным или неврологическим, а также другие лица, общавшиеся с таким больным подлежат изоляции на срок, равный инкубационному периоду соответствующей инфекции.

За медицинским персоналом и другими лицами, контактными с больным Конго-Крымской геморрагической лихорадкой, устанавливается медицинское наблюдение на срок инкубационного периода.

Лица, имевшие непосредственный контакт с больным (носителем) холерой, могут быть изолированы или оставлены под медицинским наблюдением по указанию врача-эпидемиолога.

При выявлении больного желтой лихорадкой, за всеми лицами, которые находились с больным на одном транспортном средстве, при наличии комаров - специфических переносчиков, устанавливается медицинское наблюдение, на срок инкубационного периода.

Дальнейшие мероприятия проводятся под руководством специалистов отделов особо опасных инфекций РЦГЭ и ОЗ, ОЦГЭ и ОЗ, ЦГЭ г. Минска в соответствии с действующими санитарными правилами, инструктивно-методическими документами Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Решающим фактором при установлении диагноза являются следующие данные эпидемиологического анамнеза:

– прибытие больного из местности, неблагополучной по этим инфекциям в течение времени, равном сроку инкубационного периода;

– общение выявленного больного с больным Болезнью в пути следования, по месту жительства или работы, а также наличия там тяжелых, острых заболеваний (единичных или группы) с Синдромами, имеющими важное международное значение;

– пребывание на транспортном средстве, которое следует из местности, неблагополучной по чуме, КВГЛ, желтой лихорадке при наличии на нем грызунов, блох или комаров;

– пребывание в районах, пограничных со странами, неблагополучными по Болезням, Синдромам или на энзоотичной территории.

Основные факты

Признаки и симптомы

Инкубационный период вируса в организме человека составляет 3-6 дней. Во многих случаях заболевание протекает бессимптомно. При появлении симптомов наиболее распространенными являются повышенная температура, мышечная боль с сильной болью в спине, головная боль, потеря аппетита и тошнота или рвота. В большинстве случаев симптомы исчезают в течение 3-4 дней.

Диагностика

Желтая лихорадка с трудом поддается диагностике, особенно на ранних этапах. Тяжелые формы болезни можно принять за тяжелую форму малярии, лептоспироз, вирусный гепатит (особенно скоротечный), другие геморрагические лихорадки, заражение другими флавивирусами (например, геморрагическая лихорадка денге) и отравление.

В некоторых случаях анализ крови (ОТ-ПЦР) позволяет обнаружить вирус на ранних этапах болезни. На поздних этапах болезни необходимо тестирование на наличие антител (иммуноферментный анализ и реакция нейтрализации бляшкообразования).

Группы риска

Сорок семь стран — в Африке (34) и Центральной и Южной Америки (13) — либо эндемичны, либо имеют в своем составе регионы, эндемичные по желтой лихорадке. По результатам моделирования на основе данных, полученных из источников в странах Африки, бремя желтой лихорадки в 2013 году составило 84 000-170 000 случаев тяжелой формы заболевания и 29 000-60 000 случаев смерти.

Периодически лица, совершающие поездки в страны, эндемичные по желтой лихорадке, могут завезти заболевание в страны, где оно отсутствует. В целях предотвращения завозных инфекций многие страны при выдаче виз требуют представить справку о вакцинации против желтой лихорадки, особенно если человек проживает в эндемичных районах или посещал их.

В прошлом (в XVII-XIX веках) желтая лихорадка попадала в Северную Америку и Европу, что провоцировало крупные вспышки болезни, наносило вред экономике стран, подрывало их развитие и, в некоторых случаях, приводило к гибели большого числа людей.

Передача инфекции

Вирус желтой лихорадки является арбовирусом рода flavivirus, а основными переносчиками являются комары видов Aedes и Haemogogus. Среда обитания этих видов комаров может быть разной: некоторые размножаются либо вблизи жилищ (домашние), либо в джунглях (дикие), либо в обеих средах обитания (полудомашние). Существует три типа циклов передачи инфекции.

  • Лесная желтая лихорадка: во влажных тропических лесах обезьяны, которые являются основным резервуаром инфекции, заражаются в результате укуса диких комаров видов Aedes и Haemogogus и передают вирус другим обезьянам. Периодически инфицированные комары кусают людей, работающих или находящихся в лесах, после чего у людей развивается желтая лихорадка.
  • Промежуточная желтая лихорадка: в данном случае полудомашние комары (те, что размножаются как в дикой природе, так и вблизи жилищ) инфицируют как обезьян, так и людей. Более частые контакты между людьми и инфицированными комарами приводят к более частым случаям передачи инфекции, и вспышки заболевания могут происходить одновременно во многих изолированных селениях отдельно взятых районов. Это самый распространенный тип вспышки болезни в Африке.
  • Городская желтая лихорадка: крупные эпидемии происходят в тех случаях, когда инфицированные люди заносят вирус в густонаселенные районы с высокой плотностью популяции комаров видов Aedes и Haemogogus и низким или нулевым иммунитетом к этой болезни у большинства населения из-за отсутствия вакцинации или перенесенной ранее желтой лихорадки. В этих условиях инфицированные комары передают вирус от человека человеку.

Лечение

Правильное и своевременное поддерживающее лечение в больницах повышает показатели выживаемости пациентов. На данный момент антивирусного препарата от желтой лихорадки не существует, однако предоставление лечения от дегидратации, печеночной или почечной недостаточности и повышенной температуры позволяет сократить вероятность неблагоприятного исхода. Сопутствующие бактериальные инфекции можно лечить с помощью антибиотиков.

Профилактика

Вакцинация — основной способ профилактики желтой лихорадки.

Вакцина от желтой лихорадки является безопасной и недорогостоящей. При этом одна доза вакцины достаточна для формирования пожизненного иммунитета без необходимости ревакцинации.

Для предотвращения желтой лихорадки и ее распространения применяется ряд стратегий: плановая иммунизация детей грудного возраста; проведение кампаний по массовой вакцинации для расширения охвата в странах, где существует риск вспышек болезни; вакцинация лиц, совершающих поездки в районы, эндемичные по желтой лихорадке.

В районах с высоким риском заболевания, для которых характерен слабый охват прививками, важнейшим условием предотвращения эпидемий является своевременное выявление и подавление вспышек болезни посредством массовой вакцинации населения. При этом, чтобы не допустить дальнейшего распространения заболевания в регионе, где зафиксирована вспышка, важно обеспечить большой охват иммунизацией подверженного риску населения (не менее 80%).

Уровень риска НППИ выше у лиц старше 60 лет, пациентов с тяжелым иммунодефицитом, связанным с симптоматическим ВИЧ/СПИДом или другими факторами, а также лиц с нарушениями вилочковой железы. Вакцинацию людей старше 60 лет следует проводить после тщательной оценки потенциального риска и пользы иммунизации.

Как правило, к числу лиц, не подлежащих вакцинации, относятся:

  • дети грудного возраста младше 9 месяцев;
  • беременные женщины (кроме случаев вспышки желтой лихорадки и высокого риска инфекции);
  • лица с тяжелыми формами аллергии на яичный белок;
  • лица с тяжелым иммунодефицитом, связанным с симптоматическим ВИЧ/СПИДом или другими факторами, а также лица с нарушениями вилочковой железы.

В соответствии с Международными медико-санитарными правилами (ММСП) страны имеют право требовать от лиц, совершающих поездки, представить свидетельство о вакцинации против желтой лихорадки. При наличии медицинских противопоказаний к вакцинации необходимо предоставить соответствующую справку от компетентных органов. ММСП — это юридически обязательный механизм, предназначенный для предотвращения распространения инфекционных заболеваний и других источников угрозы для здоровья населения. Применение к лицам, совершающим поездки, требования по предоставлению свидетельства о вакцинации оставлено на усмотрение каждому государству-участнику и в настоящее время практикуется не всеми странами.

Риск передачи желтой лихорадки в городских районах можно сократить путем ликвидации мест, пригодных для размножения комаров, в том числе — обработкой ларвицидами резервуаров и других объектов со стоячей водой.

Как эпидемиологический надзор, так и контроль над переносчиками заболевания — элементы стратегии по профилактике заболеваний, вызываемых насекомыми-переносчиками, и борьбе с ними, которые используются в том числе для предотвращения передачи заболевания при эпидемиях. В случае желтой лихорадки эпидемиологический надзор за комарами вида Aedes aegypti и прочими видами Aedes помогает получить информацию о наличии риска вспышек в городах.


На основе сведений о распространении комаров этих видов по стране можно выделить зоны, в которых необходимо усилить эпиднадзор за заболеваемостью среди людей и тестирование, а также разработать мероприятия по борьбе с переносчиками заболевания. В настоящее время арсенал безопасных, эффективных и экономичных инсектицидов, которые можно использовать против взрослых особей комаров, ограничен. В основном это связано с устойчивостью данных видов комаров к распространенным инсектицидам, а также с отказом от определенных пестицидов или их отзывом по причинам безопасности или высоких цен на перерегистрацию.

В прошлом кампании по борьбе с комарами позволили ликвидировать Aedes aegypti, переносчика желтой лихорадки, в городских районах в большей части Центральной и Южной Америки. Однако Aedes aegypti вновь заселил городские районы этого региона, что опять создало высокий риск передачи заболевания в городах. Программы по борьбе с комарами, нацеленные на дикие популяции комаров в лесных районах, непригодны для профилактики передачи лесной желтой лихорадки.

Чтобы избежать укусов комаров, рекомендуется использовать средства индивидуальной защиты, такие как закрытая одежда и репелленты. Использование противомоскитных сеток на кровати имеет ограниченную эффективность, поскольку комары вида Aedes активны в дневное время.

Быстрое выявление желтой лихорадки и оперативное реагирование посредством начала кампаний по экстренной вакцинации — важнейшие средства борьбы со вспышками. Тем не менее отмечается проблема неполного выявления случаев заболевания: по оценкам, реальное число случаев в 10-250 раз превышает сегодняшнюю официальную статистику.

ВОЗ рекомендует каждой стране с риском эпидемии желтой лихорадки располагать по меньшей мере одной национальной лабораторией, в которой могли бы выполняться элементарные анализы крови на желтую лихорадку. Один случай заболевания в непривитой популяции уже рассматривается как вспышка желтой лихорадки. В любом случае все лабораторно подтвержденные случаи должны быть объектом тщательного расследования. Группы по проведению расследований должны выполнить оценку характеристик вспышки и принять как экстренные, так и долгосрочные меры реагирования.

Деятельность ВОЗ

В 2016 г. две связанные вспышки желтой лихорадки в городах Луанда (Ангола) и Киншаса (Демократическая республика Конго) привели к тому, что из Анголы заболевание широко распространилось по всему миру, включая Китай. Этот факт подтверждает, что желтая лихорадка представляет собой серьезную глобальную угрозу, которая требует нового стратегического подхода.

Стратегия по ликвидации эпидемий желтой лихорадки (EYE) была разработана в ответ на растущую угрозу вспышек желтой лихорадки в городах и распространение заболевания по всему миру. Стратегия осуществляется под руководством ВОЗ, ЮНИСЕФ и ГАВИ (Глобального альянса по вакцинам и иммунизации) и охватывает 40 стран. Над ее реализацией работают свыше 50 партнеров.

Глобальная стратегия ЕYЕ призвана решить три стратегические задачи:

1. защита подверженного риску населения
2. предотвращение распространения желтой лихорадки по всему миру
3. быстрая ликвидация вспышек

Для успешного решения этих задач необходимы пять составляющих:

1. доступные вакцины и устойчивый рынок вакцин
2. сильная политическая воля на международном и региональном уровнях, а также на уровне отдельных стран
3. принятие решений на высоком уровне на основе долгосрочного партнерства
4. синергия с другими программами и секторами здравоохранения
5. исследования и разработки для улучшения инструментов и практик.

Стратегия EYE — комплексная, многокомпонентная, объединяющая усилия многих партнеров. В дополнение к рекомендованным мероприятиями по вакцинации стратегия призывает к созданию городских центров устойчивого развития, планированию готовности к вспышкам заболевания в городах и более последовательному применению Международных медико-санитарных правил (2005 г.).

Партнеры стратегии EYE оказывают поддержку странам с высоким и средним риском заболевания желтой лихорадкой в Африке и Северной и Южной Америке за счет усиления их эпидемиологического надзора и лабораторных мощностей для реагирования на вспышки и случаи заболевания жёлтой лихорадкой. Кроме того, партнеры стратегии EYE поддерживают развертывание и устойчивую реализацию программ регулярной иммунизации и кампаний по вакцинации (превентивных, упреждающих и реактивных) в любой точке мира и в любое время при необходимости.

Противоэпидемические мероприятия проводятся с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения и ликвидации эпидемических очагов в случаях их возникновения.

В случае появления инфекционных заболеваний противоэпидемические мероприятия включают:

раннее выявление источников и путей передачи инфекции, контактных лиц и наблюдение за ними;

изоляцию инфекционных больных;

профилактическую иммунизацию населения (прививки), а в случаях не терпящих отлагательства, применяются средства экстренной неспецифической профилактики (антибиотики, сульфамидные препараты и др.);

карантинные, обсервационные, дезинфекционные мероприятия и др.

В том случае, когда появились инфекционные заболевания, а принятые меры по недопущению их оказались безуспешными и наблюдается рост инфекционной заболеваемости, распоряжением должностных лиц РСЧС объявляется обсервация или карантин.

Под карантиномпонимают систему изоляционно-ограничительных и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага эпидемии с находящимися на его территории людьми и животными от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в самом очаге. Карантин вводится при бесспорном установлении факта заболевания населения особо опасной инфекцией (чума, холера, натуральная оспа, сибирская язва, желтая лихорадка).

Карантинный режимпредусматривает полную изоляцию очага и имеет целью не допустить распространение инфекционных заболеваний. Население в зоне карантина разобщается на мелкие группы, контакт между ними исключается. Категорически запрещается выезд из зоны карантина, въезд в него допускается в исключительных случаях. По периметру очага служба охраны общественного порядка организует охрану (оцепление).

Снабжение населения, находящегося в зоне карантина, осуществляется воздушным путем или через перегрузочные пункты.

Продолжительность карантинаравна одному инкубационному периоду данного заболевания и исчисляется с момента завершения дезинфекционных мероприятий после последнего случая заболевания.

В том случае, когда установлен вид возбудителя и он не относится к группе особо опасных инфекций, вводится, вместо карантина, обсервация. Она предусматривает проведение изоляционно-ограничительных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний.

К основным противоэпидемическим мероприятиям в зоне обсервации относятся:

раннее выявление больных, их изоляция и лечение;

экстренная профилактика (антибиотики и др.);

обеззараживание территории, сооружений, помещений, транспорта и т.п.;

санитарная обработка населения;

санитарно-просветительная и разъяснительная работа среди населения.

Четвертый учебный вопрос

4. Медицинское снабжение

Медицинское снабжение в ЧС является одним из основных факторов, определяющих функционирование службы медицинских катастроф.

К медицинскому имуществу относятся:

кровь и ее препараты;

медицинские приборы и аппараты;

зубоврачебное и зуботехническое имущество;

дезинфекционная аппаратура и техника;

лабораторные предметы и техника;

бланки учета и отчетности и др.;

В зависимости от групп имущества, которым обеспечиваются учреждения и формирования, предназначенные для работы в ЧС, имеются различные источники снабжения:

материально-техническое обеспечение учреждений и формирований службы медицины катастроф осуществляется органами Управления службы соответствующего структурно-функционального уровня за счет учреждений-формирователей, аптек, аптечных складов и баз спецмедснабжения;

создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для учреждений медицинской службы ГО, выполняющих мобилизационное задание, осуществляется за счет средств федерального бюджета;

потребность формирований службы в медицинском имуществе обеспечивается неснижаемым запасом их в учреждениях - формирователях с учетом текущего обеспечения учреждения;

комплектование имущества формирований и учреждений медицинской службы производится учреждением - формирователем за счет текущего довольствия и специальных ассигнований на службу главным врачом (директором) учреждения-формирователя, несущего ответственность за эту работу;

задачей органов управления службы является полное и бесперебойное снабжение всем необходимым имуществом для оказания медицинской помощи в ЧС;

оперативно - тактический резерв медицинского имущества службы, предназначен для оперативной деятельности службы, составляет не менее 10 % всего резерва службы и хранится:

в Центре медицины катастроф для бригад постоянной готовности из расчета на 50 пораженных (в укладках);

в базовых лечебно-профилактических учреждениях, в укладках для бригад постоянной готовности, врачебно-сестринских бригад, для стационарной помощи пострадавшим из расчета на дополнительное развертывание коек.

Порядок наполнения, хранения, освежения и использования медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества мобилизационного резерва для учреждений и формирований медицинской службы ГО определяется "Положением о мобилизационном резерве", утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.05.97 г. № 570 - 27, и "Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств", утвержденным постановлением Правительства РФ от 27. 04. 2000 г. № 379.

По линии медицинской службы в мобилизационном резерве накапливаются иммунобиологические препараты, лекарственные средства, медицинское, санитарно-хозяйственное и ветеринарное имущество для обеспечения населения и войск, защиты животных и сельскохозяйственных растений от современных средств поражения и для ликвидации вспышек инфекционных заболеваний.

Ответственными за организацию снабжения учреждений и формирований медицинской службы ГО медицинским, санитарно - хозяйственным и специальным имуществом в военное время является соответствующие начальники служб гражданской обороны.

Расходы по хранению мобилизационного резерва на предприятиях, в учреждениях и организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, а также мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, предназначенного для оснащения специальных формирований и учреждений здравоохранения, создаваемых в целях медицинского обеспечения Вооруженных Сил РФ и населения в военное время, возмещается за счет средств бюджетов субъектов РФ и учитывается при формировании взаимоотношений этих бюджетов с федеральным бюджетом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции