Профилактика инфекционных заболеваний в карелии

1. Двусторонний карельско-финляндский проект "Развитие медицинского и социального обслуживания населения Республики Карелия в изменяющихся условиях"

Срок реализации проекта 2001-2003 годы, финансирование утверждается МИД Финляндии ежегодно, в 2001 году финансирование составило 92 000 Евро, в 2002 году финансирование составило 260 200 Евро, на 2003 год подана заявка на финансирование в объеме 232 900 Евро, из которых вклад Республики Карелия составит 30 000 Евро.

Пилотными территориями проекта являются:

Суоярвский район, основным направлением работы в котором является создание комплексной программы развития социальной сферы на уровне района, оказывается поддержка развитию учреждений через обучение персонала, оснащение оборудованием, привлечение к оказанию услуг некоммерческих организаций и волонтеров.

Прионежский район и Вепсская национальная волость участвуют в проекте в части развития работы учреждений первичного здравоохранения и создания системы взаимодействия их между собой и с уровнем района.

В Медвежьегорском районе оказывается поддержка развитию учреждении реабилитации детей-инвалидов и их взаимодействия с местными органами власти и некоммерческими организациями. В частности проводится обучение руководителей района, учреждений и общественных организаций, оснащение созданного в ходе реализации проекта Центра реабилитации детей-инвалидов.

В ходе проекта будет создана и апробирована система медико-социального регистра с использованием компьютерных технологий и обеспечения информационного обмена между различными уровнями здравоохранения и социальной защиты;

2. Проект TACK ФОРС стран Балтийского моря "Совершенствование профилактики инфекционных заболеваний сельского населения Республики Карелия в условиях перехода первичного здравоохранения на принципы работы врача общей практики". (Партнер в Финляндии СТАКЕС)

Срок реализации проекта 2002 - 2003 годы, общее финансирование составляет 566 000 Евро, из которого вклад Республики Карелия составляет 60 000 Евро.

Проблемы инфекционных заболеваний и их профилактики остаются. Именно поэтому мы считаем необходимым продолжать активную работу в этой области и особое значение придаем сотрудничеству с нашими соседями и партнерами в области профилактики инфекционных заболеваний, поскольку они, в отличие, например, от сердечно-сосудистых заболеваний, не знают границ и напрямую зависят от качества жизни и, потому требуют консолидации усилий медицинских специалистов различных регионов и стран.

Настоящий проект разработан в целях оказания поддержки Республике Карелия по реализации Концепции развития здравоохранения, одними из основных направлений которой являются переход первичного здравоохранения на принципы работы врача общей практики и предотвращение распространения инфекционных заболеваний.

В рамках проекта оказывается поддержка развитию системы здравоохранения Кондопожского района, направленная на создание модели организации работы по предотвращению распространения инфекционных заболеваний среди сельского населения.

В ходе проекта проводится обучение персонала общеврачебных практик и других учреждений первичного звена необходимым навыкам профилактической работы с населением и первичной помощи при инфекционных заболеваниях, разрабатываются и внедряются необходимые обучающие программы для учебных заведений, учреждения оснащаются необходимым оборудованием.

В результате проекта будут подготовлены рекомендации для государственных и муниципальных органов власти по вопросам организационного и правового обеспечения деятельности учреждений первичного здравоохранения в области профилактики и первичной помощи населению при инфекционных заболеваниях.

3. Проект ВОЗ "Профилактика ВИЧ/СПИД" (2001-2002 годы, финансирует Финляндия, партнер - ВОЗ)

Срок реализации проекта 2002-2003 годы, финансирование - 2 миллиона финляндских марок.

Серьезную озабоченность у Правительства Республики Карелия вызывает ситуация с нелегальным оборотом наркотиков и ростом наркотизации населения, особенно молодежи. Решение данной проблемы, на наш взгляд, требует усиления взаимодействия не только органов всех ветвей власти в России, но развитие ситуации диктует необходимость межгосударственной интеграции по данной проблеме. В ходе проекта оказывается поддержка районам Республики Карелия - г. Петрозаводск. г.Костомукша и г. Сортавала по развитию профилактики наркомании.

4. Проект Совета Министров Северных Стран "Повышение квалификации работников реабилитационных учреждений для детей-инвалидов в Республике Карелия"

Срок реализации проекта 2003 год, Финансирование - 136 200 Датских Крон

Целью проекта является развитие методологии предоставления услуг для детей инвалидов и их родителей. Проект развивает социальные, медицинские и образовательные услуги для детей и подростков инвалидов разного возраста. Акцент делается на комплексном подходе к реабилитации, а также на преемственности услуг между различными секторами.

Проект реализуется в форме программы обучения работников реабилитационных учреждении Республики Карелия. Основной формой работы является инновационный метод обучения на рабочем месте. Результатом Проекта является создание и апробирование курса обучения, который позволит в дальнейшем повысить уровень знаний и навыков работников реабилитационных учреждений для детей-инвалидов во всей Республике.

5. Проект "Борьба с туберкулезом в Карелии" (Финансируется МИД Финляндии. Партнер с финской стороны - Ассоциация "Легкие и здоровье")

Эпидемиологическая обстановка по сравнению с предыдущими годами улучшилась, стабилизировалась заболеваемость туберкулезом и другими социально значимыми болезнями.

Срок реализации проекта - 2000-2003 годы, финансирование проекта составило 956 тысяч. Проект реализуется по программе Всемирной организации здравоохранения по стратегии ДОТС. Проект направлен на выявление случаев заболевания туберкулезом методом мазка и дальнейшее лечение заболевания короткими курсами под контролем персонала. К работе привлечены лабораторная служба противотуберкулезного диспансера, фтизиатры, средний медицинский персонал и население г.Петрозаводска и Медвежьегорского района. В рамках проекта проведено обучение и поставлено необходимое специальное оборудование, отвечающее современным требованиям.

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия напоминает о том, что территория республики является эндемичной по клещевому энцефалиту (далее – КЭ), клещевому боррелиозу (далее – КБ), туляремии, ГЛПС и лептоспирозу.

Регистрация случаев заболеваний - туляремией, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС), клещевым энцефалитом (КЭ), клещевым боррелиозом (КБ), наличие положительных находок возбудителей инфекций в объектах внешней среды свидетельствует о циркуляции возбудителей природно-очаговых инфекций на территории республики и характеризует эпидемиологическую ситуацию, как нестабильную.

В 2016г. на территории Республики Карелия среди населения не регистрировались случаи заболевания псевдотуберкулезом, лептоспирозом, бруцеллезом, сибирской язвой, листериозом, орнитозом лихорадкой западного нила и бешенством.

Административными территориями республики, где имеется риск заражения природно-очаговыми заболеваниями, являются:

- по КЭ и КБ – 13 муниципальных образований (Сортавальский, Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Суоярвский, Сегежский, Беломорский районы и г. Петрозаводск),

- по туляремии и геморрагической лихорадке с почечным синдромом (ГЛПС) - 12 муниципальных образований (Сортавальский, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский и г. Петрозаводск),

В течение 2х лет на том же уровне остается заболеваемость ГЛПС – в 2015году было зарегистрировано 17 случаев, в 2016году – 16.

Заболевания ГЛПС регистрировались в летне-осенний период. Из 16 заболевших - 15 мужского пола (94%). При эпидемиологическом обследовании установлена связь возникновения заболевания после контакта с экскрементами грызунов при нахождении на даче, в лесу (работа, охота и др.).

В 2016 году в республике отмечалось эпидемиологическое неблагополучие по заболеваемости туляремией - зарегистрировано 25 случаев туляремии, в 2015 году было зарегистрировано всего 2 случая. Из 25 заболевших 18 женского пола (72%). У 24 заболевших заболевание возникло после укуса насекомого (переносчика возбудителя).

У детей и подростков в возрасте до 17 лет случаев заболевания туляремией и ГЛПС не зарегистрировано.

В местах вероятного заражения ГЛПС и туляремией проведено эпизоотологическое обследование, в том числе учет численности мелких млекопитающих (источника инфекции), отбор проб из объектов внешней среды (мелкие млекопитающие, вода, насекомые и пр.) и их лабораторное исследование на выявление антигена возбудителя туляремии.

Обнаружение антигенов возбудителей ГЛПС, туляремии, кишечного иерсиниоза, псевдотуберкулеза, РНК лептоспир в материале от мышевидных млекопитающих свидетельствует о циркуляции возбудителей природно-очаговых инфекций.

В 2017 г. не исключаются локальные эпизоотии ГЛПС, лептоспироза, туляремии, кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза.

В 2016 году лето было теплым и дождливым, урожайное на ягоды и грибы, а осень стояла тёплая, не дождливая. Такие погодные условия для жизнедеятельности мелких млекопитающих были удовлетворительными летом и благоприятные осенью. Численность мелких млекопитающих в луго-полевых и лесо-кустарниковых биотопах превышает средне многолетние значения.

- Населению, проживающему на территории природных очагов рекомендуется сделать вакцинацию против клещевого энцефалита и туляремии. Вакцинацию проводят в течение всего года. Вакцинация против туляремии возможна в возрасте с 7 лет.

- Весной перед началом дачного сезона на территории частных домовладений, садовых участков, индивидуальных подворий необходимо:

обеспечить благоустройство территории (уборку от мусора и сухостоя). Строго следить за чистотой во дворах и на садовых участках, не допускать захламленности, мусор и пищевые отходы хранить в строго отведенных местах, в мусоросборниках с плотно прилегающими крышками, своевременно вывозить бытовой мусор.

на расчищенных садовых участках провести дератизацию и акарицидную обработку.

рекомендуется провести влажную обработку помещений с применением дезинфицирующих средств, при этом при уборке помещений надевать ватно-марлевую повязку из 4-х слоев марли и резиновые перчатки.

Исключить возможность проникновения грызунов в жилые помещения и хозяйственные постройки, для чего следует закрывать отверстия мелкоячеистой металлической сеткой или герметизировать с использованием доступных материалов.

- При появлении в помещении грызунов следует предпринимать меры, направленные на их уничтожение с помощью ловушек или химических (отравляющих) препаратов, аппаратов физического воздействия (ультазвуковые отпугиватели).

- При осуществлении сельскохозяйственных работ по перевозке и складировании сена, соломы, заготовке леса, переборке овощей и др. рекомендуется также использование ватно-марлевой повязки.

- Продукты следует хранить в местах не доступных для грызунов, воду в закрытых емкостях. Не употреблять продукты питания со следами погрызов, а также не собирать грибы, поврежденные грызунами (погрызы, наличие помета).

- Для питья, мытья овощей и фруктов, приготовления пищи следует использовать только кипяченую воду.

- При посещении леса посуду и пищу нельзя раскладывать на траве, пнях. Для этих целей необходимо использовать клеенку.

- Для ночлега следует выбирать сухие, не заросшие кустарником участки леса, свободные от грызунов. Избегать ночевок в стогах сена и соломы.

- Не употреблять воду из случайных водоисточников. Питьевую воду обязательно кипятить.

- Для защиты от кровососущих насекомых и клещей использовать индивидуальные средства защиты (накомарники, репелленты и т.д.). Осматривать себя и своих спутников по возвращении из леса на наличие клещей. Осматривать домашних животных с целью уничтожения присосавшихся клещей (клещей нельзя раздавливать).


ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ









Инфекционные болезни людей - это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека (или животного)здоровому.

Основные пути передачи инфекции и воздействие на них

      • воздушно-капельный путь передачи(грипп, простудные заболевания, ветряная оспа, коклюш, туберкулез, дифтерия, корь, краснуха и др.) – для профилактики используются маски, проветривание, недопущение скопления большого количества людей в помещении;
      • алиментарный (пищевой) путь передачи (все кишечные инфекции, сальмонеллез, дизентерия, вирусный гепатит А) – важную роль играет личная гигиена, мытье рук, продуктов питания, отсутствие мух в помещениях;
      • половой (контактный) путь передачи (вирусный гепатит В, С, ВИЧ СПИД, генитальный герпес, сифилис, гонорея, папилломатоз) – важным моментом профилактики таких инфекций является отсутствие беспорядочной половой жизни с частой сменой партнеров и использование презервативов;
      • кровяной путь передачи (наиболее часто – вирусный гепатит В, ВИЧ СПИД) – в этом случае предотвратить инфекционные заболевания помогут стерильный хирургический инструментарий, отказ от татуировок (особенно в домашних условиях), то есть все усилия направлены на предотвращение нарушения целостности кожи и слизистых оболочек.

Профилактика инфекционных заболеваний

Как и любые другие болезни, инфекционные заболевания проще не допустить, чем потом лечить. Для этого используется профилактика инфекционных заболеваний, которая позволяет предотвратить развитие инфекционного процесса.

Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает:прививки, закаливание, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, быта и отдыха, охрану окружающей среды. Общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов:создание здоровых и безопасных условий труда и быта на производстве, на рабочем месте.

В целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней проводится иммунопрофилактика путем проведения профилактических прививок.Этот вид профилактики инфекционных заболеваний непосредственно связан с созданием в организме человека иммунитета (невосприимчивости) к определенной инфекции с помощью иммунизации и называется – специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Выделяют два основных вида иммунопрофилактики:

Значение иммунопрофилактики

Необходимо помнить: чем больше людей вакцинировано, тем выше коллективный иммунитет и барьер для инфекционных заболеваний. Победить инфекцию можно, если вакцинацией будет охвачено все население.

Каким бы не был метод профилактики, его использование поможет предотвратить заболевание, что особенно важно при неизлечимых инфекциях, таких как ВИЧ СПИД, бешенство и вирусные гепатиты.

Острые респираторные вирусные инфекции остаются группой самых распространенных заболеваний, наносящих значительный социальный и экономический ущерб обществу. Цель: изучение эпидемиологических характеристик заболеваемости респираторными инфекциями гриппозной и негриппозной этиологии в современный период в Республике Карелия – одном из наиболее неблагополучных по данной группе заболеваний регионов страны.

Материалы и методы: на основании статистических данных и материалов публикаций проанализированы и сопоставлены с показателями по стране многолетняя динамика и этиологическая структура заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями за 1980–2016 гг., внутригодовая динамика и заболеваемость в отдельных возрастных и социальных группах населения в 2013–2016 гг., этиологическая структура выделяемых от больных вирусов. На базе амбулаторно-поликлинического учреждения изучена клиническая характистика острых респираторных вирусных инфекций у взрослых амбулаторных больных в период сезонного подъема заболеваемости.

Выводы: в современный период эпидемический процесс группы острых респираторных вирусных инфекций приобрел некоторые новые черты, важные с точки зрения организации профилактических и лечебных мероприятий.

Рубис Людмила Викторовна – ассистент кафедры факультетской терапии, фтизиатрии, инфекционных болезней и эпидемиологии, врач-эпидемиолог, кандидат медицинских наук.

1. Инфекционная заболеваемость в Российской Федерации в 1913–2002 гг. Сборник статистических и аналитических материалов. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2003. – С. 22–24.

2. Инфекционная заболеваемость в Российской Федерации в 2002–2003 гг. Сборник статистических и аналитических материалов. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2004. – С. 22–24.

3. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в 2014 году: Государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2015. – С. 96–97.

4. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в 2015 году: Государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2016. – С. 101–104, 150.

5. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в 2016 году: Государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017. – С. 92–95.

6. Сведения об инфекционной и паразитарной заболеваемости в Российской Федерации в 2014 и 2016 гг. – (http://rospotrebnadzor.ru/activities/statistical-materials/statistic_detail.php?ID=8217&sphrase_id=997646)

7. О ситуации по заболеваемости гриппом и ОРВИ за неделю. – (http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=8079&sphrase_id=997648)

8. Рубис, Л.В. Природные и социальные факторы риска заболеваемости острыми респираторными инфекциями / Л.В. Рубис [и др.] // Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2008. – № 5 – С. 34–38.

10. Об итогах эписезона по гриппу и ОРВИ в 2006–2007 гг. и прогнозе на сезон 2007–2008 гг. : письмо Федеральной службы Роспотребнадзора РФ от 13.06.2007 № 0100/602607-32.

11. Об итогах распространения гриппа и ОРВИ в мире и Российской Федерации в эписезон 2008–2009 гг. и прогнозе на сезон 2009–2010 гг. : письмо Федеральной службы Роспотребнадзора РФ от 25.06.2009 № 01/8876-9-32.

13. Исаева, Е.И. Этиологическая структура заболеваемости ОРВИ у взрослых и детей / Е.И. Исаева [и др.] // Материалы Х Съезда ВНПОЭМП. – М., 2012. – С. 396.

16. Курбанова, Х.И. Клинико-иммунологическое обоснование местной интерферонотерапии при респираторных вирусных инфекциях у детей: автореф. дис. канд.мед. наук / Х.И. Курбанова. – М., 2012. – С. 23.

17. Львов, И.И. Особенности этиологической структуры ОРВИ в отдельных возрастных и профессиональных группах населения Санкт-Петербурга в эпидсезон 2013– 2014 гг. / И.И. Львов [и др.] // Журнал инфектологии. – 2014. – Т. 6, № 3. – С. 62–70.

19. Покровский, В.И. Эволюция инфекционных болезней в ХХ веке : руковод. для врачей / В.И. Покровский, Г.Г. Онищенко, Б.А.Черкасский. – М.: Медицина, 2003. – С. 184–214.

20. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней / под ред. В.И. Покровского. – М.: Медицина, 1993. – С. 182–196.

22. Лобова, Т.Г. Эпидемия гриппа в России в сезон 2013–2014 годов: этиология, антигенные свойства геммагглютинина и активность нейраминидазы вирусов / Т.Г. Лобова [и др.] // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. – 2015. – Т. 2, № 81. – С. 30–38.

23. Карпова, Л.С. Эпидемиологическая ситуация по гриппу в мире и России в сезон 2014–2015 гг. / Л.С. Карпова [и др.] // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. – 2015. – Т. 4, № 83. – С. 8–17.

27. Коншина, О.С. Результаты многолетнего изучения популя ционного иммунитета к вирусам гриппа A(H1N1)pdm09, A(H3N2) и В у взрослого населения России / О.С. Коншина [и др.] // Инфекция и иммунитет. – 2017. – Т. 1, № 7. – С. 27–36.

28. Cox R.J., Brokstad K.A., Ogra P. Influenza virus: immunity and vaccination strategies. Comparison of the immune response to inactivated and live, attenuated influenza vaccines / Scand. J. Immunol. 2004; 59: 1 - 15

29. Иванников, Ю.Г. Дискуссионные вопросы иммунологии вируса гриппа А / Ю.Г. Иванников [и др.] // Вопр. вирусол. – 1979. – № 6. – С. 369–374.

31. Asahi Y., Yoshikawa Т., Watanabe I. et al. Protection against influenza virus infection in polymeric Ig receptor knockout mice immunized intra-nasally with adjuvantcombined vaccines /J. Immunol. 2002; 168:2930 - 2938

32. CDC. Serum cross-reactive antibody response to a novel influenza A (H1N1) virus after vaccination with seasonal influenza vaccine. MMWR. 2009. May 22; 58(19): 521 - 524

33. Tamura S., Kurata T. Defense mechanisms against influenza virus infection in the respiratory tract mucosa / Jpn. J. Infect. Dis. 2004; 57:236 - 247.

34. Карпова, Л.С. Анализ эпидемии гриппа 2016 года и пандемии 2009 года по материалам двух Национальных центров ВОЗ в Российской Федерации / Л.С. Карпова [и др.] // Эпидемиология и вакцинопрофилактика – 2016. – Т. 4, № 89. – С. 4–12.

  • Обратные ссылки не определены.



Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ

Проблемы приема, размещения, обустройства и охраны здоровья детей мигрантов неразрывно связаны с проблемами миграции населения в целом и рассматриваются в рамках реализации Федеральной миграционной программы и Федеральной целевой программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" (далее - ФЦП). В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности государственной санитарноэпидемиологической службы России является реализация мероприятий, касающихся обеспечения санитарно-эпидемического благополучия детей семей беженцев и вынужденных переселенцев. Указанные вопросы нашли свое отражение в одноименном разделе ФЦП, разработанном специалистами Госкомсанэпиднадзора России, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профилей. Сложившаяся в большинстве территорий России неблагоприятная санитарно-эпидемическая обстановка, ухудшение состояния здоровья коренного и прибывающего, в том числе детского, населения и связанная с этим опасность ввоза и распространения на территории России массовых инфекционных и паразитарных заболеваний обусловили актуальность и первоочередность разработки указанного раздела ФЦП. Большое количество находящихся в России официально зарегистрированных и нелегально въехавших мигрантов и их детей, недостаточно скоординированные действия заинтересованных служб по работе с указанным контингентом и недостаточное финансирование мероприятий по данным вопросам усугубляют существующие проблемы. Анализ материалов центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации по реализации указанного раздела ФЦП показал, что для решения поставленных вопросов в 35 территориях Российской Федерации разработаны, утверждены и финансируются соответствующие региональные программы (в Карелии - "Дети Карелии", в Волгоградской области - комплексная программа "Семья и дети", в Республике Марий Эл - "Дети Марий Эл", в Тамбовской области - "Дети Тамбовщины" и т. д.). В некоторых территориях региональные программы отсутствуют, но мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия детей мигрантов выполняются и финансируются в рамках реализации других региональных программ, таких как "Вакцинопрофилактика", "Семья" и др. (Астраханская, Калининградская, Владимирская, Магаданская области, Алтайский край, Кабардино-Балкарская Республика, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа). В отдельных регионах в развитие федеральных программ (Федеральная миграционная программа, "Дети России", "Вакцинопрофилактика", "Охрана территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей" и др.) разработаны, утверждены в органах исполнительной власти и частично финансируются планы мероприятий по реализации указанных программ с обязательным включением в них вопросов обеспечения санитарно-эпидемического благополучия детей мигрантов. Во всех территориях налажено взаимодействие центров госсанэпиднадзора с органами исполнительной власти регионов, а также с заинтересованными учреждениями и организациями по вопросам миграции населения, в том числе детского. Вопросы обеспечения санитарно-эпидемического благополучия беженцев и вынужденных переселенцев регулярно рассматриваются на заседаниях противоэпидемической комиссии при Администрации региона, обсуждаются на заседаниях в других заинтересованных организациях и учреждениях и т. д. В целях совершенствования работы по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия мигрантов и их детей в Астраханской области и Ставропольском крае разработаны и утверждены временные Санитарные правила по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению беженцев и вынужденных переселенцев. С целью профилактики массовых инфекционных заболеваний среди мигрантов и их детей в соответствии с нормативно-распорядительными документами Минздрава России и Госкомсанэпиднадзора России организовано проведение профилактических прививок. Процент охвата прививками детей мигрантов в соответствии с календарем прививок в различных территориях составляет от 70 до 95, взрослого населения -от 70 до 97. В целях совершенствования работы по иммунизации детей мигрантов и увеличения процента охвата прививками в Самарской области, например, за первое полугодие 1997 г. выполнено II 189 иммунологических исследований, коррекция иммунитета проведена у 1500 человек.

Перед здравоохранением Республики Карелия поставлена стратегическая задача — сохранить и укрепить здоровье населения. Её решение позволит достичь социально значимых результатов: сохранения трудового потенциала, улучшения репродуктивного здоровья населения, сокращения прямых и косвенных потерь общества за счёт снижения заболеваемости и смертности посредством обеспечения населения доступной, качественной и бесплатной медицинской помощью, в том числе профилактической. Кроме того, на основе создания условий, благоприятных для рождения детей и содействующих снижению смертности, а также формирования у населения идеологии здорового образа жизни это должно привести к стабилизации численности населения республики. О том, что для всего этого делается, рассказывает Валерий Бойнич, министр здравоохранения Карелии.

У нас продолжается работа по реструктуризации объёмов медицинской помощи всех видов, по сокращению и перепрофилированию коечного фонда, внедрению и совершенствованию стационар-замещающих и ресурсосберегающих технологий.

В 2008 году Республика Карелия вошла в перечень субъектов Российской Федерации, для которых Федеральным медико-биологическим агентством в 2008 году осуществляется закупка оборудования в целях обеспечения мероприятий по развитию службы крови. Это предполагает поставку оборудования для заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и её компонентов, компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением для создания единой информационной базы по реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и её компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и её компонентов.

В частности, мы осуществляем дальнейшее совершенствование пренатальной диагностики беременных на врождённые и наследственные заболевания внутриутробного плода: увеличиваем объёмы обследования женщин на биохимические маркеры наследственных и врождённых заболеваний внутриутробного плода, приобретаем современную диагностическую УЗ-аппаратуру, совершенствуем инвазивную пренатальную диагностику, обеспечиваем нуждающихся детей от рождения до трёх лет бесплатными специализированными молочными продуктами детского питания; оснащаем учреждения детства и родовспоможения современным медицинским оборудованием. Кроме того, повышаем доступность специализированных видов медицинской помощи, в том числе посредством внедрения телемедицинских технологий, совершенствуем выездные формы работы, в том числе выездной реанимационной бригады для новорождённых. И конечно же, мы интенсивно проводим профилактику, включая диспансеризацию детей, массовое обследование новорождённых на наследственные заболевания, а также предупреждение заболеваний, управляемых средствами вакцинопрофилактики.

В результате уже в 2007 году в республике был сохранён низкий уровень материнской смертности — 13,7 на 100 тысяч живорождённых (в том числе один непредотвратимый случай). Уровень младенческой смертности снизился до 7,2 на 1000 родившихся живыми, а уровень смертности детей от одного года до четырёх лет — до 53,6 на 100 тысяч человек соответствующего возраста. Значительное снижение уровня смертности отмечено среди детей от 10 до 14 лет — 29,0 на 100 тысяч человек соответствующего возраста. За счёт улучшения состояния здоровья беременных женщин и повышения эффективности работы учреждений родовспоможения до 39,6 процента увеличилась доля нормальных родов. В связи с сохраняющимся ростом заболеваемости детского населения доля здоровых детей I– II групп здоровья составила 78,7 процента, однако удельный вес детей I– II групп здоровья в общей численности школьников вырос до 77,6 процента. До уровня 2,9 на 1000 человек снизилось число детей с впервые установленной инвалидностью.

— Что ещё вы предполагаете сделать?

— Задач стоит немало. Во-первых, мы намерены обеспечить всё население республики высокотехнологичными видами медицинской помощи. Во-вторых, мы поставили перед собой задачу — поднять на качественно новый уровень медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для этого мы повышаем готовность службы медицины катастроф к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, создаём резервы медикаментов и медицинского имущества, материально-технических ресурсов (комплектуем формирования и учреждения медицинской аппаратурой и оборудованием, а также транспортом, средствами связи и защиты, приборами разведки, спецодеждой и другим необходимым имуществом) и организуем рациональное их использование.

При ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мы обеспечиваем также экстренные поставки лекарственных средств, наличие высокопроходимого транспорта и возможность использования авиационного транспорта. И наконец, мы организуем подготовку специалистов клинического и профилактического профиля, среднего медицинского персонала к работе при ликвидации последствий ЧС.

— Что предпринимается в вашей республике для снижения уровня заболеваемости населения социально значимыми заболеваниями?

— Валерий Дмитриевич, расскажите, посредством чего вы повышаете качество медицинской помощи?

— В первую очередь для достижения этой цели у нас в республике разработана и внедрена Единая система стандартизации в области лекарственного обеспечения и оказания медицинской помощи. Кроме того, мы поставили задачу — обеспечить эффективное взаимодействие органов управления здравоохранением всех уровней республики, Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций. И конечно же, в работе учреждений здравоохранения Республики Карелия мы используем только технологии с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов, учитывая при этом экономическую целесообразность их применения. В деятельность ЛПУ республики внедряем программное обеспечение контроля за качеством медицинской помощи. Разрабатываем и внедряем систему защиты прав граждан на получение медицинской помощи в гарантированном объёме и надлежащего качества, оказываем организационно-методическую и практическую помощь учреждениям здравоохранения муниципальных образований. Осуществляем комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса врача и привлекательности профессии медицинского работника. Ну и, конечно, мы улучшаем материально-техническую базу учреждений здравоохранения республики и оснащаем их современным диагностическим, лечебным оборудованием и санитарным транспортом.

— Как обстоят у вас дела со снижением смертности? Расскажите о профилактике в Республике Карелия неинфекционных заболеваний и формировании у населения здорового образа жизни.

— Для достижения социально значимых результатов в указанной сфере нам необходимо снизить уровень смертности от основных её причин. К ним мы относим в первую очередь болезни системы кровообращения. Республика Карелия вошла в перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. В республике создана система оказания медицинской помощи этой категории больных, что позволит внедрить эффективные методики лечения, обеспечить своевременность и преемственность в лечении, достоверно улучшить исходы заболеваний, снизить инвалидизацию и смертность от указанных причин, в том числе в трудоспособном возрасте.

Конечно же, реализация данной задачи требует формирования идеологии здорового образа жизни у жителей республики. Для этого мы развиваем межведомственное сотрудничество по формированию идеологии здорового образа жизни, гигиенического образования и воспитания.

Кроме того, по инициативе главы республики введены ежегодные единовременные вознаграждения (на конкурсной основе) работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения за высокий профессионализм и разработку и (или) внедрение инновационных диагностических и (или) лечебных технологий, а также выплаты единовременной компенсации врачам муниципальных учреждений здравоохранения, проживающим в сельской местности и отработавшим там по специальности не менее одного года в течение трёх лет после получения специальности.

— Валерий Дмитриевич, каков ваш прогноз эффективности принимаемых в здравоохранении Карелии мер?

— Комплекс осуществляемых в здравоохранении республики мер направлен на укрепление состояния здоровья населения и формирование идеологии здорового образа жизни. Наша задача — воздействовать на управляемые факторы риска, прежде всего на факторы поведения — привычки, отношения и установки поведения людей — посредством широкой информированности и обеспечения активных форм участия самого населения. В конечном итоге всё это должно привести к существенному улучшению демографической ситуации в Карелии.

К 2011 году в результате реализации намеченных мероприятий мы планируем снизить уровень смертности трудоспособного населения республики до 885,8 на 100 тысяч человек. Смертность от болезней системы кровообращения намерены снизить к 2011 году до 840,0 на 100 тысяч человек, трудоспособного населения по этой же причине — до 300,0 на 100 тысяч человек, от внешних причин — до 280,0 на 100 тысяч человек. Планируем обучить основам здорового образа жизни до 25 процентов жителей Карелии, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 65,85 лет (в 2008 году — до 65,77 лет).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции