Правовое регулирование профилактики инфекционных заболеваний

(Сергеев Ю. Д., Боговская Е. А.)

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО БОРЬБЕ С ЭПИДЕМИЯМИ

(ПАНДЕМИЯМИ) ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Ю. Д. СЕРГЕЕВ, Е. А. БОГОВСКАЯ

Сергеев Ю. Д., член-корреспондент РАМН, заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова.

Боговская Е. А., врач, юрист, ассистент кафедры медицинского права Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.

В статье освещается одна из актуальных проблем — нормативно-правовое регулирование мероприятий по борьбе с эпидемиями (пандемиями) инфекционных заболеваний, вызванных, в частности, вирусом гриппа. Детально рассматривается вопрос о возможности принудительной госпитализации при возникновении эпидемии (пандемии) гриппа.

Ключевые слова: медицинское право, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ВОЗ, новый (свиной) грипп типа H1N1, принудительная госпитализация.

On Legal Regulation of Measures Aimed at Struggle with Epidemics (Pandemics) of Infectious Diseases

Yu. D. Sergeev, E. A. Bogovskaya

The article highlights one of the most pressing problems — legal regulation of activities to combat epidemics (pandemics) of infectious diseases caused by a particular flu virus. We consider in detail the possibility of involuntary hospitalization, the onset of epidemic (pandemic) influenza.

Key words: medical law, legislation in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population, WHO, the new (swine) influenza type H1N1, involuntary hospitalization.

В начале XXI в. инфекционные болезни продолжают наносить значительный медицинский, социальный и экономический ущерб человечеству. Степень их негативного воздействия наглядно отражает тот факт, что среди 51 миллиона человек, ежегодно умирающих в мире, 17 миллионов погибают от инфекции.

Грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) остаются одной из самых актуальных проблем здравоохранения. В структуре инфекционной заболеваемости на грипп и ОРВИ приходится до 90 — 95% случаев от всех регистрируемых в стране инфекционных заболеваний. В зависимости от интенсивности и этиологии эпидемии доля гриппа в структуре острых респираторных вирусных инфекций колеблется от 10 до 60%. Экономический ущерб, причиняемый гриппом и ОРВИ, ежегодно составляет около 86% от всего ущерба, наносимого инфекционными болезнями.

В течение последних 25 лет в Российской Федерации, как и в мире, циркулируют три эпидемических вируса гриппа — A(H3N2), A(H1N1) и В, вызывая ежегодные эпидемии, как правило, полиэтиологичного характера. Эпидемии гриппа в России являются фрагментом глобального эпидемического процесса.

На основании письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 апреля 2009 г. N 01/5667-9-23 были даны указания управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации о необходимости усиления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 мая 2009 г. N 01/66859-23 была дана оценка степени тяжести пандемии гриппа, описаны свойства вируса, перечислены уязвимые слои населения, указаны волны распространения вируса. Проведены параллели с пандемией 1918 г., 1957 г., 1968 г.

Стоит особо выделить Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 мая 2009 г. N 391, в котором в соответствии с решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 22 мая 2009 г. и в целях координации мероприятий по недопущению распространения вируса гриппа A/H1N1 на территории государств — участников СНГ было решено провести 9 июня 2009 г. на базе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Совещание Содружества Независимых Государств по вопросу о выработке совместных мер по недопущению распространения вируса гриппа A/H1N1 на территории государств — участников СНГ.

При рассмотрении данного вопроса важно учесть и рассмотреть нормы международного и национального законодательства, по возможности провести параллели. Необходимо установить, какие права и свободы гарантируются в РФ лицам при возникновении эпидемиологической ситуации. А главное, определить законность возможной принудительной госпитализации инфицированных лиц.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (1948) все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (статья 1). Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3), поддержание своего здоровья (ст. 25), никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9). При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (п. 2 ст. 29).

В нашей стране в соответствии с Конституцией РФ (1993 г.) также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17), в том числе гарантируется право на охрану здоровья (ст. 41). Осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). В связи с этим предусмотрена возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц (ч. 3 ст. 55).

Обращаясь к показателям скорости распространения пандемии гриппа и к коэффициенту инфицирования гриппом (сезонный грипп — 5 — 15%, H1N1 — 22 — 33%), можно прийти к выводу, что лица, не являющиеся инфицированными (носителями), нуждаются и имеют право на защиту своего конституционного права, права на здоровье. И так как коэффициент инфицирования составляет менее 50%, изоляции требуют именно инфицированные (носители) лица.

Исходя из п. 1 ст. 33 вышеуказанного акта, больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению. В случае если они представляют опасность для окружающих — обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с российским законодательством в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п. 1 ст. 29).

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта в РФ предусмотрены ограничительные мероприятия (карантин) пропуска через Государственную границу, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта и муниципального образования (ст. 31 вышеуказанного документа).

То есть, учитывая установленные дефиниции, анализируя международное и российское законодательство, можно сделать вывод, что при возникновении эпидемии (пандемии) для защиты неотъемлемых прав человека может быть проведена принудительная госпитализация. Но на данный момент, к сожалению, перечень, заболеваний, требующих изоляции лиц и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, значительно сужен и является исчерпывающим, что, по нашему мнению, не совсем корректно и требует дальнейшей доработки.

При рассмотрении данного аспекта также возникает вопрос, каковы будут действия уполномоченных органов при эпидемии или пандемии по отношению к лицам — негражданам РФ, являющимся инфицированными (носителями). И вновь, обращаясь к ст. 1 Закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, где дается дефиниция инфекционным заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, и анализируя показатели последней пандемии гриппа (по данным ВОЗ, Министерства здравоохранения и социального развития, РАМН), можно прийти к выводу, что для предотвращения смертности, инвалидности, а также быстрого распространения инфекции среди населения существует явная необходимость ограничения пребывания и пересечения территории РФ для таких лиц.

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.).

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).

4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Сторчак Е. Ф.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВАКЦИННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ УПРАВЛЯЕМЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Кубанский ГМУ, кафедра фармации, г. Краснодар

Цель: проведение анализа законодательного регулирования и нормативно-правового обеспечения системы обеспечения населения Краснодарского края вакцинными препаратами для профилактики управляемых инфекционных заболеваний.

Методы: изучение нормативно-правовых актов в сфере вакцинопрофилактики населения.

Результаты: выявлено, что законодательное регулирование в области вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний осуществляется в соответствии с конституцией Российской Федерации посредством принятия и исполнения нормативно-правовых актов на всех уровнях государственной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Кроме того, на всех уровнях

законодательной власти принимаются и исполняются методические акты в сфере вакцинопрофилактики, носящие рекомендательный характер.

Законодательное регулирование обеспечения населения вакцинными препаратами осуществляется с учетом социального, этического и правового аспектов. При этом необходимо отметить, что правовое регулирование всегда соответствует социальным и этическим нормам [1,2].

Выявлено, что на федеральном уровне законодательное регулирование обеспечения населения вакцинными препаратами осуществляется посредством принятия и исполнения федеральных законов (6), постановлений правительства РФ (8), постановлений главного государственного санитарного врача РФ (10), постановлений Госкомсанэпиднадзора РФ (1), приказов Министерства Здравоохранения РФ (11), приказов Министерства Здравоохранения и социального развития РФ (3), приказов федерального медико-биологического агентства (1), писем Министерства Здравоохранения РФ и Министерства Здравоохранения и социального развития (3), писем федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (1), а также государственных санитарно-эпидемиологических правил (32), методических указаний Министерства Здравоохранения РФ (29), методических рекомендаций (3) и др. нормативно-правовых актов. На региональном уровне разрабатываются краевые целевые программы по вакцинопрофилактике, законы департамента здравоохранения края и др. нормативные акты. На муниципальном уровне разрабатываются муниципальные целевые программы по вакцинопрофилактике, локальные нормативные акты.

Подтверждено, что в Российской Федерации не разработана и не утверждена нормативно-правовая база, которая бы четко регламентировала порядок вакцинации населения на коммерческой основе, что утверждают В.И. Покровский и Б.Л. Черкасский [3].

Вывод: на основании проведенного анализа законодательного регулирования и нормативноправового обеспечения системы обеспечения населения Краснодарского края вакцинными препаратами для профилактики управляемых инфекционных заболеваний был сделан вывод о необходимости

разработки и внедрения в практику профилактической медицины и фармации нормативно-правовых и методических актов, которые бы четко регламентировали деятельность фармацевтических работников в отношении оборота вакцинных препаратов на фармацевтическом рынке. Кроме того, необходимо законодательное регулирование в сфере вакцинопрофилактики на коммерческой основе.

1. Клинико-иммунологическая эффективность иммунобиологических препаратов: (справочник) /

Абакумова Т.И., и др. под. ред. М.П. Костинова, Н.А. Озерецковского. - М.: Миклош, 2008. - 256 с.

2. Петрова, И.А. Права, обязанности и социальная защита граждан в области вакцинопрофилактики / И.А.

Петрова // Медицинское право и этика. - 2003. - №1. - С. 15-24.

3. Покровский, В.И., Черкасский, Б.Л. Роль эпидемиологии в сохранении здоровья нации / В.И.

Покровский, Б.Л. Черкасский // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2003. - №1. - С. 4-10.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронкова Светлана Владимировна

В статье рассматриваются основные нарушения здоровья и риск развития профессиональных и инфекционных заболеваний лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, обобщены проблемы сохранения их здоровья в ходе профессиональной деятельности. Сложившиеся тенденции выявленных заболеваний у работающих педагогов указывают на возрастающую роль совершенствования нормативно-правового регулирования и организации медицинской профилактики . Рассмотрены вопросы реализации нормативно-правовых актов, регламентирующих мероприятия медицинской профилактики декретированных контингентов.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронкова Светлана Владимировна

Normative and legal regulation of prophylaxis of diseases of the persons carrying out pedagogical activity

The article discusses the main health disorders and the risk of development of professional and infectious diseases of the persons which are carrying out pedagogical activity, generalizes the problems of preservation of health during professional activity. The developed tendencies of disease detection in teachers indicate the increasing role of perfecting of normative and legal regulation and the organization of medical prophylaxis . The problems of implementation of the normative legal acts regulating actions of medical prophylaxis of decreed contingents are considered.

Нормативно-правовое регулирование профилактики заболеваний лиц, осуществляющих педагогическую деятельность

В статье рассматриваются основные нарушения здоровья и риск развития профессиональных и инфекционных заболеваний лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, обобщены проблемы сохранения их здоровья в ходе профессиональной деятельности. Сложившиеся тенденции выявленных заболеваний у работающих педагогов указывают на возрастающую роль совершенствования нормативно-правового регулирования и организации медицинской профилактики. Рассмотрены вопросы реализации нормативно-правовых актов, регламентирующих мероприятия медицинской профилактики декретированных контингентов.

Ключевые слова: профессиональные и инфекционные заболевания, педагогические работники, нормативно-правовое регулирование, медицинская профилактика, иммунизация.

Normative and legal regulation of prophylaxis of diseases of the persons

carrying out pedagogical activity

The article discusses the main health disorders and the risk of development of professional and infectious diseases of the persons which are carrying out pedagogical activity, generalizes the problems of preservation of health during professional activity. The developed tendencies of disease detection in teachers indicate the increasing role of perfecting of normative and legal regulation and the organization of medical

prophylaxis. The problems of implementation of the normative legal acts regulating actions of medical prophylaxis of decreed contingents are considered.

Keywords: professional and infectious diseases, teaching staff, normative and legal regulation, medical prophylaxis, immunization.

В соответствии с Декларацией по охране здоровья всего работающего населения (ВОЗ) здоровье и безопасность на рабочем месте являются важнейшими вопросами, связанными со здоровьем вообще и благополучием трудящегося населения, поэтому их следует рассматривать при определении политики на всех уровнях: в отдельно взятых компаниях, на национальном и международном уровнях. Проблемы здравоохранения и безопасности на рабочем месте могут быть решены за счет профилактики, которая должна осуществляться с помощью всех имеющихся в распоряжении средств - законодательных, технических, научно-исследовательских, за счет обучения и подготовки кадров, информации и экономических средств.

В Российской Федерации направления деятельности ВОЗ находят поддержку в мероприятиях медицинской профилактики работающего населения. Здоровье работающих граждан и его сохранение во время производственной деятельности является одним из важнейших приоритетов государства.

В связи с этим государством уделяется большое внимание нормативно-правовому регулированию. Среди федеральных актов можно выделить Консти-

Нормативно-правовое регулирование профилактики заболеваний лиц, 31

осуществляющих педагогическую деятельность

- низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

- несвоевременное обращение за медицинской помощью;

- низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;

- не внедрение порядков и стандартов медицинской помощи;

- отсутствие выработанных индикаторов качества оказания медицинской помощи.

Неудовлетворенность населения качеством оказываемой медицинской помощи связана, в том числе, с несовершенством контрольно-надзорных функций в сфере здравоохранения. Необходимо последовательное выстраивание системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности [10].

Одной из декретированных профессий, относящихся к группе риска, является профессия педагога. Для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, характерна чрезвычайно высокая напряженность труда, которая обусловлена большим количеством изменений в работе, необходимостью переработок, рассогласованием обязанностей, отсутствием поддержки, несоответствием вклада работника и экономического эквивалента труда, что в совокупности приводит к высокому уровню неудовлетворенности.

Педагог в профессиональном отношении является представителем одной из основных групп риска. Высокое нервно-эмоциональное напряжение, неограниченная продолжительность рабочего времени, высокая плотность межличностных контактов, большое количество невротических и психосоматических расстройств, значительная нагрузка на голосовой аппарат, заболевания верхних дыхательных путей, гипертоническая болезнь, вегето-сосудистая дистония -эти и другие факторы отрицательно сказываются на здоровье учителя, становятся причиной возникновения заболеваний, в том числе профессиональных.

По данным комплексных обследований в среднем у каждого пациента выявлено 2,2 различных заболеваний. Отмечается тесная взаимосвязь между числом выявленных заболеваний и возрастом, а также продолжительностью трудового педагогического стажа. Повышенный риск развития артериальной гипер-тензии, хронических заболеваний ЛОР-органов и варикозного расширения вен нижних конечностей формируется при стаже педагогической деятельности 20 и более лет.

Низкий уровень обращения педагогов за медицинской помощью с целью профилактики заболеваемости, а также нарушение сроков прохождения периодических медицинских осмотров приводит к сокращению трудовой деятельности и общей продолжительности жизни. Расчетное количество потерянных лет жизни при высоком стаже представлено в таблице 1.

Годы потерянной жизни у педагогов, связанные с накопленными в течение 20 и более лет работы заболеваниями

Наименование заболевания Распространенность, % Потерянные годы, лет

Сердечно-сосудистые заболевания 31,6 2,37

Сахарный диабет 3,1 0,31

Хронические заболевания легких и бронхов 5,1 0,46

Хронические заболевания почек 3,1 0,27

Хронические заболевания печени 2,0 0,29

Церебральный атеросклероз 1,0 0,07

Остеохондроз позвоночника 55,1 4,94

Варикозное расширение вен 31,6 2,83

Артралгии 18,4 1,65

Хронические заболевания органов пищеварения 48,0 4,3

Другие заболевания 29,6 2,65

В связи с вышеизложенным первостепенным мероприятием профилактики заболеваний педагогов являются первичные (предварительные) при поступлении и периодические (в ходе профессиональной деятельности) медицинские осмотры [12].

Законодательство РФ предусматривает и профилактику инфекционных заболеваний населения, источником которых могут быть педагоги (воспитатели). Так, например, в ходе предварительных и периодических медицинских осмотров педагогических работников во ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного

Таким образом, нормативно-правовое государственное регулирование мероприятий медицинской профилактики, сохранения здоровья педагогических работников осуществляется в комплексе и отдельно в различных направлениях. В соответствии с законодательством работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, а также гарантии, компенсации и льготы (в том числе за работу с вредными и/или опасными условиями труда). Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников.

Проведенные исследования и выявленные отклонения в состоянии здоровья педагогических работников говорят о недостаточности проводимых мероприятий по профилактике. Основными причинами являются как несовершенство законодательства, так и нарушения установленных нормативов, связанные с перегрузками и недостаточной мотивацией к сохранению своего здоровья педагогическими работниками.


Epitavi / Depositphotos.com

В процесс профилактики заболеваний среди взрослого работающего населения вовлечены, в первую очередь, медицинские организации и их сотрудники, работодатели и сами пациенты-работники. На это обратил внимание в ходе организованного компанией "ГАРАНТ" круглого стола на тему охраны общественного здоровья главный врач консультативно-диагностической поликлиники № 121 ДЗМ, к. м. н. Андрей Тяжельников. Законом установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний и сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности, проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения (ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", далее – Закон № 323-ФЗ).

Корпоративные программы укрепления здоровья

Актуальной проблемой, по словам руководителя отдела интегрированных программ профилактики ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России Марины Попович, является профилактика неинфекционных заболеваний на рабочем месте. Так, эксперт сообщила, что экономический ущерб, ассоциируемый с сердечно-сосудистыми заболеваниями, превышает в России отметку в 1 трлн руб., что составляет 3% ВВП. Большая часть такого ущерба при этом – это не затраты системы здравоохранения, а экономические потери вследствие смертности населения, особенно среди мужчин, в трудоспособном возрасте.

Состояние здоровья сотрудников сказывается на объемах выработки продукции, иных экономических показателях работы организаций. В том числе поэтому так важно, как считает Марина Попович, внедрять в компаниях программы укрепления здоровья на рабочем месте. Целью таких корпоративных программ является сохранение и укрепление здоровья работников посредством разработки и внедрения системы профилактических мероприятий, а также снижение дней и случаев нетрудоспособности сотрудников.

Корпоративные программы укрепления здоровья представляют собой элемент реализации федерального проекта "Укрепление общественного здоровья", включенного в свою очередь в нацпроект "Демография". Их, по словам эксперта, следует воспринимать как инвестиционные проекты, поскольку в долгосрочной перспективе компании, внедряющие такие программы, потенциально успешнее, более устойчивы и эффективны. Минздрав России подготовил модельные корпоративные программы по укреплению общественного здоровья, представляющие собой по сути сборник лучших практик по профилактике потребления табака, алкоголя, организации здорового питания для сотрудников и рабочего места, укреплению физической активности и сохранению психологического здоровья и благополучия 1 . Марина Попович полагает, что необходимо стимулировать работодателей, особенно в секторе малого и среднего бизнеса, к принятию внутри организаций такого рода программ. Пока их применение не стало массовым в России, но они, по словам эксперта, доказывают на практике свою эффективность. Так, программы способствуют повышению лояльности персонала к работодателю, снижению текучести кадров, случаев и дней временной нетрудоспособности и улучшению состояния здоровья кадров (на 20-25%). На каждый вложенный в программу рубль за период от трех до пяти лет возвращается, как указала Марина Попович, от 2 до 6 руб.

Некоторые пробелы нормативного правового регулирования

Охрана общественного здоровья обеспечивается, как отметила заместитель декана факультета усовершенствования врачей ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, к. м. н. Елизавета Боговская, в том числе за счет санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Под ним, напомним, понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", далее – Закон № 52-ФЗ).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается среди прочего профилактикой заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения (п. 1 ст. 2 Закона № 52-ФЗ). Ключевой проблемой в сфере оказания медицинской помощи, в том числе профилактической, в сфере борьбы с инфекционными заболеваниями эксперт считает отсутствие на федеральном уровне четкого дефинитивного аппарата. Не закреплено, например, понятие особо опасных инфекций. Напомним, что Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715. Однако, по словам Елизаветы Боговской, в этом перечне указаны заболевания разного уровня опасности. С необходимостью проработки "тезауруса", понятийного аппарата, особенно в сфере борьбы с инфекционными заболеваниями, как на уровне нормативного правового регулирования, так и в практических целях согласилась ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья имени Н. А. Семашко" Ирина Петрова.

Кроме того, Елизавета Боговская обратила внимание на значимость вакцинации для профилактики опасных для окружающих заболеваний. По ее мнению, в Национальный календарь прививок следовало бы включить прививки против гепатита А и для предотвращения инфекции ВПЧ, а Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям – дополнить вакцинацией против гриппа. Депутат, член комитета Госдумы по охране здоровья Юрий Кобзев обозначил в свою очередь проблему необходимости предварительного получения информированного добровольного согласия пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство, в том числе вакцинацию (п. 1-3 ст. 20 Закона № 323-ФЗ). "Камнем преткновения" юристов и медицинских работников часто становится указание закона на необходимость предоставления пациентам полной информации о рисках и последствиях, связанных с медицинским вмешательством. Между тем, сохраняется около 5% осложнений от вакцинации, по словам депутата, которые не могут быть предсказаны заранее. К профессиональному консенсусу в данном вопросе прийти сложно, поэтому нужно, как полагает Юрий Кобзев, проводить активное общественное обсуждение инициатив по вопросам о возможности вакцинации против опасных заболеваний без согласия гражданина либо установления за отказ от такой вакцинации административной ответственности.

Качество оказываемой медицинской помощи: пути повышения

Проблема обеспечения качества работы медицинских сотрудников стоит достаточно остро, в том числе, как отметила Ирина Петрова, ввиду тенденции сокращения числа центров медицинской профилактики и недостаточной укомплектованности таких организаций специалистами. Частым явлением в результате нехватки кадров и по иным причинам становится совместительство, что сказывается в итоге на качестве работы медицинского персонала. Кроме того, опросы и иные профилактические мероприятия должны быть, по словам Ирины Петровой, таргетными – нужно учитывать возраст пациентов, их пол и т. д., чтобы обеспечивать качественную медицинскую помощь.

Эксперт обозначила также необходимость восстановления доверия между врачом и пациентом. Уровень такого доверия, к сожалению, недостаточен. С этим Ирина Петрова связывает в том числе и рост неоправданных попыток привлечения медицинских работников к ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи, а также распространение информации об этом в СМИ.

Повысить качество оказываемой медицинской помощи можно, по словам помощника генерального директора ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора, к. м. н. Никиты Матыцина, за счет налаживания систем внутреннего контроля качества в медицинских организациях. Три года назад началась, как указал эксперт, работа по внедрению применения Практических рекомендаций Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике). На данный момент, как сообщил эксперт, указанные рекомендации используются в 155 организациях в 29 субъектах РФ. Ряд из этих медицинских организаций – участников проекта уже подтвердили выполнение ими рекомендаций в полном объеме. Некоторые – находятся в процессе подтверждения.

Эффективность применения обозначенных рекомендаций доказывается на практике. Так, согласно представленным экспертом данным, внедрение надлежащей практики гигиены рук позволяет снизить в 2-4 раза заболеваемость пациентов инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи, сократить до 76% среднюю длительность пребывания пациентов в больнице. В рамках такой практики в два раза увеличиваются затраты на приобретение антисептиков, но при этом сокращаются расходы на проведение микробиологических исследований и покупку антибиотиков, что в результате ведет к снижению в целом расходов медицинской организации в 1,8 раза.

С 1 января 2019 года, напомним, изменена ст. 90 Закона № 323-ФЗ. До внесения поправок органы, организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляли внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. Теперь контроль должен осуществляться в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными Минздравом России. Речь идет о Приказе Минздрава России от 7 июня 2019 г. № 381н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности". В обозначенных Требованиях нашли отражение ключевые положения Практических рекомендаций Росздравнадзора.

Ответственным за организацию и проведение внутреннего контроля в медицинской организации согласно п. 4 Требований является руководитель организации либо уполномоченный им заместитель руководителя. Новеллой стало, по словам Никиты Матыцина, положение об организации внутреннего контроля по решению руководителя медицинской организации в зависимости от ее вида Комиссией (Службой) по внутреннему контролю (п. 5 Требований).

К мероприятиям внутреннего контроля относятся:

  • оценка качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок;
  • сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности, их анализ;
  • учет нежелательных событий (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи);
  • мониторинг наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • анализ информации о побочных действиях, нежелательных, в том числе серьезных, реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности препаратов;
  • анализ информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий (п. 9 Требований).

Диспансеризация: вопросы эффективности

По итогам девяти месяцев 2019 года диспансеризацию прошли более 41 млн человек, что составляет 79% от числа граждан, подлежащих диспансеризации. Об этом рассказала заместитель начальника Управления организации ОМС ФОМС Инга Цветцих.

Профессор Академии труда и социальных отношений, д. м. н. Игорь Гундаров, затрагивая вопрос качества диспансеризации, указал на необходимость серьезной модернизации механизма ее реализации. Он считает, что в существующей модели диспансеризации преследуется "неправильная" цель выявления новых заболеваний. Их выявляется, по словам эксперта, лишь около 2%, а ежегодно диспансеризацию должны проходить около 60 млн граждан. Игорь Гундаров полагает, что целью диспансеризации должно быть выявление факторов риска для человека, его проблем со здоровьем и их коррекция.

ФОРМА

Заявление об освобождении от работы для прохождения диспансеризации

Кроме того, эксперт отметил, что следует налаживать систему обмена информацией между организациями и врачами, осуществляющими мероприятия в рамках диспансеризации, и участковыми врачами. "Если у человека стенокардия [и это установлено участковым врачом. – ГАРАНТ.РУ], то нет необходимости проводить на этот предмет обследование", – пояснил Игорь Гундаров.

Сейчас прохождение диспансеризации завершается, как указал эксперт, короткой беседой с пациентом. Однако этого недостаточно. По его мнению, необходимо вводить еще один этап диспансеризации, на котором осуществлялись бы сопровождение пациента, помощь ему в управлении рисками. Напомним, что по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации предусматривается выдача гражданам медицинских заключений (п. 12 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Минздрава России от 2 мая 2012 г. № 441н, далее – Порядок). Такие заключения содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина, включая:

  • описание проведенного обследования и (или) лечения, их результатов;
  • оценку обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
  • обоснованные выводы о наличии (отсутствии) у гражданина заболевания (состояния), факторов риска развития заболеваний, показаний или противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, осуществления отдельных видов деятельности, о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению, о причине смерти и диагнозе заболевания.

Медицинские заключения должны быть выданы по общему правилу в срок, не превышающий трех рабочих дней после окончания медицинских мероприятий, в том числе диспансеризации (п. 12, п. 16 Порядка).

Член комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Людмила Виноградова подчеркнула, что многие граждане жалуются на длительные на практике сроки прохождения диспансеризации. При этом встречаются также, по ее словам, случаи, когда, например, профосмотр пациента занимает одну минуту, либо, когда в целях экономии времени обходные листы собираются с пациентов в массовом порядке и заполняются без фактического прохождения обследования. Эксперт согласилась с Игорем Гундаровым в том, что следует реформировать механизм проведения профилактических мероприятий с учетом необходимости дачи пациенту реальных эффективных рекомендаций по улучшению состояния его здоровья.

***

Экспертная дискуссия показала, что в системе профилактики заболеваний, в том числе инфекционных, существуют определенные проблемы. Например, связанные с недостаточностью понятийного аппарата и целеполаганием. В то же время стоит отметить, что ответственное отношение к здоровью необходимо формировать у самих граждан, а также работодателей. В частности, и те, и другие могут участвовать в разработке и реализации корпоративных программ по укреплению здоровья. Стоит также отметить, что на уровне федерального законодательства закреплена с 1 января текущего года обязанность медицинских организаций соблюдать установленные Минздравом России требования к организации систем внутреннего контроля за качеством оказания медицинской помощи. Представляется, что прежде всего за счет повышения качества оказания такой помощи можно добиться восстановления достаточного уровня доверия пациентов к медицинским сотрудникам.

1 С корпоративными модельными программами "Укрепление общественного здоровья" можно ознакомиться на официальном сайте Минздрава России.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции