Практические навыки по инфекционным болезням


В настоящее время осуществляется компетентностно-ориентированный подход к образованию, заключающийся в формировании способности и готовности к профессиональной деятельности, то есть в освоении профессиональных компетенций [1].

В последние годы в России происходит модернизация профессионального образования с изменением учебных планов, повышением требований к уровню освоения компетенций.

Инфекционные болезни входят в блок терапевтических наук, поэтому при подготовке врача общей практики необходимо четко определить, какими знаниями и умениями должен обладать выпускник для успешного прохождения аккредитации. И, несмотря на то, что аккредитация выпускников лечебных факультетов в минувшем году прошла успешно, однако имеется ряд замечаний, требующих доработок рабочих учебных программ, с акцентом на перечень практических навыков, отрабатываемых на кафедрах инфекционных болезней [2].

Основу высокого качества профессиональной подготовки студентов в ходе обучения составляет грамотно организованный учебный процесс, главной целью которого является формирование грамотного, компетентного специалиста, способного реализовывать себя на современном рынке труда [3].

Оптимальных результатов в освоении компетенций удается достичь при соблюдении следующего алгоритма обучения: самостоятельная внеаудиторная подготовка, контроль самоподготовки преподавателем, курация тематических больных и дежурства студентов с преподавателями кафедры по оказанию экстренной помощи с целью освоения студентами необходимых практических навыков и умений [4].

Очевидно, что проблема улучшения преподавания клинических дисциплин, повышения качества учебного процесса и педагогической деятельности в целом остается всегда актуальной для высшего учебного заведения.

Цель исследования: анализ процесса обучения студентов на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии при формировании профессиональных компетенций врача-лечебника.

Материалы и методы исследования

Образовательный процесс на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии складывается из следующих форм обучения:

Подготовка студентов лечебного факультета на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии Курского государственного медицинского университета начинается на 3-м курсе с дисциплины эпидемиология. Изучение дисциплины начинается с общих вопросов об основных звеньях эпидемического процесса, природной очаговости инфекционных заболеваний, теорий саморегуляции паразитарных систем, изучается влияние социальных и природных факторов на эпидемический процесс в современных условиях массовой миграции населения и изменений природной среды. Подробно изучаются механизмы, влияющие на звенья эпидемического процесса с целью профилактических мероприятий: изоляция инфекционного больного, прерывание путей передачи путем дезинфекции и стерилизации, влияние на восприимчивый организм путем проведения вакцинации. Однако в связи с тем, что студенты еще не изучали отдельные нозологии, возникают некоторые трудности в области частной эпидемиологии.

В настоящее время политика государства направлена на профилактику заболеваний, поэтому на нашей кафедре большое внимание уделяется вопросам неспецифической и особенно специфической профилактики инфекционных заболеваний.

Так, например, рожа до сих пор занимает одно из ведущих мест в структуре инфекционной заболеваемости, однако в настоящее время, в связи с изменившимися принципами госпитализации инфекционных больных, больные рожей находятся в основном на амбулаторном лечении. И при изучении данной нозологии мы используем лишь атлас инфекционных заболеваний.

Клиническая база кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии оборудована в соответствии с современными стандартами и обеспечивает приобретение студентами необходимых практических навыков.

Однако курация инфекционного больного имеет свои особенности. Например, студент впервые овладевает умением сбора эпидемиологического и иммунологического анамнеза с использованием его для правильной и своевременной диагностики. Студенту объясняются правила нахождения в инфекционном отделении, акцентируется внимание на необходимости использования индивидуальных средств защиты, так как при курации инфекционных больных возрастает вероятность госпитального заражения [5].

Перед посещением больного контагиозным инфекционным заболеванием преподавателю необходимо выяснить, у всех ли студентов данной группы имеется иммунитет к данному заболеванию (наличие плановых профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям, перенесенные в прошлом инфекционные заболевания). Также выясняется, есть ли беременные в данной группе, так как контакт беременной с больными некоторыми контагиозными инфекционными заболеваниями крайне нежелателен, а иногда даже опасен (например, контакт с больными краснухой, ветряной оспой, гриппом, дифтерией). При других инфекционных заболеваниях, например при кишечных инфекциях, вирусных гепатитах, больные практически не заразны. Однако соблюдение личной гигиены и противоэпидемических мероприятий необходимо и при курации больных этими заболеваниями, на чем фиксируется внимание студентов.

Организация учебного процесса на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ подчинена принятым в большинстве стран мира принципам осознанной перспективы обучения, гуманизации и гуманитаризации образования и соответствия содержания обучения запросам рынка труда. Для ускорения адаптации на кафедре практикуется:

- использование различных видов лекций, исключая сообщение формальных сведений из учебника;

- максимальная четкость и информативность изложения, а также диалоговый характер лекций с уточнением сложных вопросов.

На каждой лекции используется мотивационно-эмоциональный фактор процесса обучения. Лектором обязательно формулируется цель изучения данной темы, распространенность и частота встречаемости той или иной патологии. Заинтересованность студентов в изучении материала многократно возрастает при использовании проблемного подхода к чтению лекций с мультимедийным сопровождением, прочитанным с доступным изложением материала, расстановкой акцентов на принципиальных моментах темы и ее логичным и последовательным раскрытием. Как показывает наш опыт, диалоговое обсуждение обеспечивает мотивационно-активную мыслительную работу студентов, а использование на лекции современных компьютерных технологий позволяет продемонстрировать важную для клинической кафедры наглядность излагаемого материала. Позиция педагогов, работающих на кафедре, состоит в том, что в процессе обучения студент выступает как партнер, причем партнер, обладающий определенным жизненным опытом. Чем больше базовых знаний, навыков и опыта по дисциплинам младших курсов имеет студент, тем более он самостоятелен в процессе обучения, и тем более очевидна роль консультанта, которую выполняет преподаватель кафедры.

На каждом практическом занятии преподаватели уделяют большое внимание актуальности темы, распространенности заболевания, алгоритмам использования полученных знаний на практике.

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии использует компетентностный подход к организации образовательного процесса, который усиливает практическую ориентированность образования, его мотивацию, а также предусматривает применение знаний, умений и навыков при решении проблемных и нестандартных ситуаций, специально подготовленных к каждому занятию. Студентам предлагаются ситуационные задачи, решение которых требует системных, междисциплинарных знаний и формирует основы клинического мышления. При этом поощряется творческий подход, ответственность при принятии решений, целеустремленность, умение аргументировать личную позицию.

Весьма эффективным средством на нашей кафедре является технология обучения студентов, основанная на проблемном подходе, индивидуализации обучения с учетом личностных особенностей обучаемых. Явное предпочтение студенты отдают занятиям, на которых обсуждаются проблемные аспекты темы. Проблемные и ситуационные задания на занятиях развивают клиническое мышление, личное творчество, коммуникативные и корпоративные навыки. При решении проблемных задач предпочтение отдается живому, творческому общению преподавателей и студентов, а также самих студентов, что позволяет обращаться к полученным знаниям для решения конкретных вопросов.

Учебный и научный процесс на кафедре ориентирован на практическую деятельность будущих врачей. В рабочих программах по всем преподаваемым дисциплинам приведен перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть за период обучения. Зачетное занятие в обязательном порядке включает проверку практических навыков. Важным аспектом в работе является демонстрация пациентов, как для формирования клинического мышления, так и для полноценного освоения практических навыков, поэтому особое внимание уделяется воспитанию основ деонтологии и врачебной этики.

Учебно-воспитательная работа на кафедре не ограничивается аудиторными занятиями, так как процесс образования содержит значительный внеаудиторный компонент, включающий творческое самообразование. Повышению познавательной мотивации студентов способствует внедрение современных форм и методов обучения и рациональная организация самостоятельной и научно-исследовательской работы.

Во внеаудиторной самостоятельной работе студенты активно используют информационные технологии, такие как мультимедийные пособия и интернет-ресурсы. Повышая качество образования, компьютерные технологии позволяют студентам успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей учебной среде.

Самостоятельная работа студентов как элемент изучения дисциплины обеспечена соответствующими методическими пособиями в печатном и электронном вариантах, компьютерными слайд-фильмами, мультимедийными лекциями, что позволяет студентам освоить необходимый объем материала вне аудиторных занятий в удобной для них форме при подготовке к практическим занятиям, зачету и экзамену.

Самостоятельная работа над темами по здоровому образу жизни, развитию заболеваний, связанных с вредными привычками, способствует закладыванию у студентов понимания важности сохранения психического и физического здоровья; повышает уровень нравственности, духовности [6].

Основными целями привлечения студентов к научно-исследовательской работе на кафедре являются: расширить и углубить теоретические знания по изучаемым нозологиям, выработать навыки медико-статистического анализа информации о показателях здоровья, уметь грамотно доложить результаты собственных исследований и обосновать полученные результаты, что способствует развитию творческого и аналитического мышления, повышает качество усвоения материала, что в целом способствует освоению профессиональными компетенциями на более высоком уровне. Одной из задач научно-исследовательской работы со студентами является выявление наиболее одаренных и способных студентов с целью развития науки на кафедре и подготовки среди них кадрового резерва научно-педагогических работников университета.

На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ научно-исследовательская работа студентов осуществляется в следующих формах: работа в студенческом научном кружке, участие в студенческих научных конференциях, написание научных статей, выполнение курсовой работы, участие в предметной олимпиаде.

Таким образом, на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии подготовка специалистов соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планам, которые обеспечивают единство учебно-воспитательного и научного процесса.

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии


З аведующий кафедрой – Дмитрий Анатольевич Лиознов ,
доктор медицинских наук.

Ответственные:

- за учебную работу: Надежда Васильевна Сабадаш, доцент, к.м.н.
тел.: (812) 338-70-58

- за научную работу: Тамара Васильевна Антонова, профессор, д.м.н.
тел.: (812) 338-70-58

Кафедра расположена по адресу:

Учебная часть: корпус №21, 3 этаж

Клинические базы: Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина, ул. Миргородская, д. 3, отделение №24, 3 этаж. КИБ Боткина-Север, Пискарёвский пр. 49, учебный корпус, 7 этаж.

История кафедры инфекционных болезней

Цели и задачи кафедры, направление деятельности

Основной целью кафедры является обучение студентов, интернов, клинических ординаторов и врачей навыкам и компетенциям в диагностике, терапии и профилактике инфекционных болезней и основам эпидемиологии. В зависимости от уровня подготовки (додипломный, последипломный, повышение квалификации) применяются различные образовательные технологии.

Научные интересы кафедры сосредоточены на изучении патогенеза, совершенствования диагностики, прогноза и терапии инфекционных заболеваний, протекающих на измененном преморбидном фоне, прежде всего, острых кишечных инфекций и гемоконтактных инфекций (вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции).

Содержание дисциплины, учебные программы

Педагогический процесс на кафедре включает преподавание инфекционных болезней у взрослых и детей, общей и частной эпидемиологии. Преподавание проводится на 5 и 6 курсах лечебного и педиатрического факультетов, факультета спортивной медицины и факультета иностранных учащихся, 5 курсе стоматологического факультета и на 2 курсах факультета высшего сестринского образования.

В соответствии с учебной программой цикл инфекционных болезней включает:

  1. Неотложные состояния при инфекционных заболеваниях.
  2. Гемоконтактные инфекции (вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекция). Избранные вопросы.

Положение

СНО кафедры

Последипломная подготовка

  • Обучение в клинической ординатуре по инфекционным болезням.
  • Ежегодно на кафедре проходят обучение 4-5 клинических ординатора.
  • Проводятся циклы повышения квалификации и теоретического усовершенствования [А1]по инфекционным болезням
  • Подготовка научных и научно-педагогических кадров аспирантуре и докторантуре по специальности 14.01.09 – инфекционные болезни.
  • Обучение в интернатуре, клинической ординатуре, аспирантуре осуществляется на бюджетной и договорной основе.

Клинические базы кафедры

Занятия со студентами и клиническими ординаторами проводятся на следующих базах:

Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина (Миргородская ул., д. 3, 14 корпус, 3 этаж)

Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина Север (Пискарёвский пр., д. 49, учебный корпус, 7 этаж)

Детская городская клиническая больница №5 им. Н.Ф. Филатова (Бухарестский пр., д. 134)

Отделение хронических вирусных инфекций ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова (ул. Л. Толстого, д. 6/8, 21 корпус)

Научная деятельность

Основные темы научных исследований на кафедре:

  1. Стабилизация ремиссии и профилактика распространения ВИЧ-инфекции у больных с синдромом зависимости от опиатов и алкоголя.
  2. Роль метаболических нарушений и генетических факторов в прогрессировании хронического гепатита С.
  3. Совершенствование диагностики и лечения инфекционных заболеваний, протекающих в условиях измененной реактивности организма.

Штат кафедры :

  1. Станевич Оксана Владимировна – старший лаборант.
  2. Сенчик Евгения Феликсовна – старший лаборант, к.м.н.
  3. Тукациер Татьяна Вениаминовна – специалист по уч.-метод. работе 1 кат.

Штат лаборатории хронических вирусных инфекций НИЦ при кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии

Руководитель лаборатории – Лиознов Д.А.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать и уметь использовать в сфере профессиональной деятельности знания, полученные по инфекционной патологии и смежным дисциплинам на ранее изучаемых разделах учебной программы по инфекционным болезням:
- изучить и усвоить новые знания по клинике ряда новых инфекционных заболеваний;
- расширить и углубить знания по основам диагностики и лечения наиболее актуальных и проблемных инфекционных болезней современного периода;
- ознакомиться с теоретическими и методологическими основами профилактики и надзора за массовыми инфекционными болезнями;
- изучить и усвоить новые знания по клинике и диагностике тропических болезней.

Уровень компетентности:
Обладание знанием узловых принципов клиники, диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней и их медико-социального значения.

Коммуникативность:
Уметь использовать знания об основных достижениях медицинской науки в области патогенеза, клиники, диагностики и лечения инфекционных болезней при профессиональном общении с пациентами и коллегами.

Студент должен иметь практические навыки:

  1. использования знаний этиологии, патогенеза и клиники инфекционных болезней при оказании квалифицированной медицинской помощи пациентам, страдающим инфекционными болезнями;
  2. распознавания инфекционной природы болезней, обнаруживаемых при осмотре пациентов;
  3. осуществления необходимых мероприятий для предупреждения распространения заразных болезней;
  4. целенаправленного сбора анамнеза и детального осмотра больного;
  5. оценки тяжести состояния, дающих возможность установления диагноза в экстремальных условиях и в лечебных учреждениях;
  6. работы с дополнительной учебной и научной литературы, а также с электронными средствами информации.

Студент должен иметь представление
- о наводящих признаках ВИЧ-инфекции, острых вирусных гепатитов, тропических болезней, гельминтозов ;
- о необходимых первичных мероприятиях врача при контакте с больными с подозрением на особо опасное заболевание;
- о проводимых научных исследованиях, касающихся вопросов этиологии, патогенеза, иммунобиологических аспектов инфекционных болезней.

Основные знания необходимые для изучения дисциплины.
- микробиология;
- биохимия;
- патофизиология;
- пропедевтика внутренних болезней;
- клиническая фармакология;
- свойства возбудителей инфекционных болезней: вирусов, риккетсий, бактерий, грибков, простейших, червей и их переносчиков;
- основные методы их идентификации.
- особенности иммунного ответа на воздействие инфекционных агентов.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

Формы текущего контроля

опрос на семинарах тестовый контроль

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.


п/п

Разделы дисциплины

Количество часов

Семинары и собеседования

Самостоятельная работа

Общее кол-во часов

1

2

3

4

5

1.

Актуальные проблемы ВИЧ-инфекции.

2.

Актуальные проблемы гепатологии.

3.

4.

5.

6.

4.3. Тематический план семинаров.

№ п/п

Наименование темы

Часы

Поражение слизистой оболочки ротовой полости и кожи при ВИЧ-инфекции. Диагностика. Врачебная тактика. Меры предупреждения инфицирования ВИЧ-инфекций пациентов в лечебной практике.

Вирусные гепатиты А и Е. Этиология гепатитов. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Профилактика.

Вирусные гепатиты с парентеральным путем инфицирования. Этиология гепатитов В, С, Д. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Дифференциальная диагностика гепатитов

Нейроинфекции. Менингококковая инфекция. Этиология. Источники и пути распространения инфекции. Патогенез. Исходы. Дифференциальный диагноз. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Профилактика.

Тропические инфекционные болезни

4.4. Самостоятельная работа студентов.

Наименование темы

Содержание
самостоятельной
работы

Вид контроля

Часы

1

2

3

4

5

Курация больных в отделении ВИЧ-инфекции. Знакомство с работой специализированного отделения.

Обследование больного, решение ситуационных задач, тестов.

Опрос на семинарах, тестовый контроль.

Курация больных в отделении вирусных гепатитов. Знакомство с работой специализированного отделения.

Обследование больного, решение ситуационных задач, тестов.

Опрос на семинарах, тестовый контроль.

Курация больных в отделении нейроинфекции. Знакомство с работой специализированного отделения.

Обследование больного, решение ситуационных задач, тестов.

Опрос на семинарах, тестовый контроль.

Курация больных в отделении тропических болезней и глистных инвазий. Знакомство с работой специализированного отделения.

Обследование больного, решение ситуационных задач, тестов.

Опрос на семинарах, тестовый контроль.

5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины

В результате обучения на кафедре инфекционных болезней студенты лечебных факультетов должны приобрести знания по разделам этиологии, патогенеза, клиники и лабораторной диагностики, осложнениям, принципам лечения:
- ВИЧ-инфекции;
- вирусных гепатитов;
- тропических болезней;
- нейроинфекции;
- гельмитозов.

В результате обучения студенты должны уметь:
- использовать знания патогенеза и клиники инфекционных болезней при оказании квалифицированной помощи пациентам, страдающим инфекционными заболеваниями;
- распознать инфекционную природу симптомов болезни, обнаруживаемых при осмотре пациентов;
- осуществлять необходимые мероприятия для предупреждения распространения заразных болезней при оказании лечебной помощи;
- заподозрить наличие опасного заразного заболевания у осматриваемого пациента, по имеющимся у него наводящим клиническим признакам.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7.1. Рекомендуемая литература:

А) Основная литература:

Б) Дополнительная литература:

8. Средства обеспечения освоения дисциплины.
Для обеспечения освоения дисциплины используются специализированные аудитории, таблицы, слайды, кино - и видеофильмы, микропрепараты, макропрепараты, рентгенограммы, фото, УЗИ, ситуационные задачи, тематические и итоговые тесты, копии историй болезни пациентов.

9. Материально-техническое обеспечение.
Имеется аудитория для проведения семинаров и лаборатория.
Аудитории оснащены таблицами по темам программы, ситуационными задачами по всем темам программы, макропрепаратами, муляжами.
На семинарах демонстрируются слайды, фильмы по всем темам.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Основными задачами обучения студентов являются приобретение практических навыков по диагностике, терапии и профилактике инфекционных болезней. Это возможно только при наличии базисных знаний, которые необходимо выявлять и в последующем корректировать при проведении семинаров.
Базой для прохождения элективного курса должна быть крупная инфекционная больница, где студент VI курса может самостоятельно курировать 6-10 больных в разных отделениях.
Итогом семинаров обязательно должен быть контроль с помощью тематических тестов, а контроль по самоподготовке – с использованием тестов открытого типа.
В конце обучения студенты сдают зачет (тест – контроль, решение ситуационных задач или собеседование).

1. Тематический план семинаров.

Поражение слизистой оболочки ротовой полости и кожи при ВИЧ-инфекции. Диагностика. Врачебная тактика. Меры предупреждения инфицирования ВИЧ-инфекций пациентов в лечебной практике.

Вирусные гепатиты А и Е. Этиология гепатитов. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Профилактика.

Вирусные гепатиты с парентеральным путем инфицирования. Этиология гепатитов В, С, Д. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Дифференциальная диагностика гепатитов.

Нейроинфекции. Менингококковая инфекция. Этиология. Источники и пути распространения инфекции. Патогенез. Исходы. Дифференциальный диагноз. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Профилактика.

Тропические инфекционные болезни

2. Содержание разделов дисциплины.

Самостоятельная работа студентов предполагает курацию больных в специализированных отделениях ВИЧ-инфекции, нейроинфекции, вирусных гепатитов, тропических болезней и глистных инвазий (72 часа).

Оценка по 5-бальной системе

Баллы рейтинга

Оцениваются знания студентов с помощью тестового контроля на 6 семинарах, в конце курса сдается зачет.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Обучение на кафедре инфекционных заболеваний у детей ФП и ДПО

В настоящее время в структуре общей заболеваемости значительная роль принадлежит инфекционным болезням, а в структуре детской заболеваемости инфекционные болезни стоят на первом месте. Изучение инфекционных болезней является важным этапом подготовки врача не только инфекциониста и педиатра, но и семейного врача, неонатолога, а также врачей других специальностей, осуществляющих раннюю диагностику и дифференциальную диагностику конкретных нозологических форм, назначающих лабораторное исследование с использованием современных методов диагностики и этиопатогенетическую терапию. Совершенствование знаний по инфекционным болезням опирается на базовые медицинские знания, полученные врачом в процессе обучения в ВУЗе, это в первую очередь знания по микробиологии, вирусологии, иммунологии, эпидемиологии, общей и социальной гигиене, организации здравоохранения, фармакологии, пропедевтике внутренних и детских болезней. Немаловажную роль играет подготовка по биологическим дисциплинам: нормальной и патологической анатомии, гистологии, нормальной и патологической физиологии, биохимии. В практической деятельности врачу необходимо опираться на знания смежных дисциплин: терапии и педиатрии, неврологии, оториноларингологии, дерматовенерологии, хирургии, рентгенорадиологии, офтальмологии, фтизиатрии. В результате обучения на цикле тематического усовершенствования слушатель приобретает теоретические знания и практические навыки, необходимые врачу в повседневной работе, а также сведения, касающиеся основных закономерностей инфекционного процесса в зависимости от возраста и особенностей иммунологической реактивности. Для врача любой специальности диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, оказание неотложной помощи пациентам с инфекционными болезнями в амбулаторных условиях, вакцинопрофилактика, противоэпидемические мероприятия в очаге остаются наиважнейшими на протяжении всей его повседневной практики.

Циклы усовершенствования, аспирантура, клиническая ординатура

На кафедре повышают квалификацию врачи-инфекционисты, педиатры, иммунологи, эпидемиологи, семейные врачи и врачи скорой и неотложной помощи, в числе слушателей постоянно присутствуют начмеды клиник и заведующие отделениями. Ежегодно на кафедре последипломное тематическое усовершенствование проходят около 400 специалистов из различных регионов и территорий России. Проводятся выездные циклы — Петрозаводск, Кострома, Волгоград, Калининград, Анапа, Липецк, а также прерывистые циклы в территориальных медицинских объединениях г. Санкт-Петербурга. Во время проведения циклов осуществляется постоянная консультативная помощь слушателей, врачей и населения. Учебные программы корректируются с учетом эпидемиологической ситуации в городе и Российской Федерации, ежегодно вводятся новые лекции и практические занятия.

Циклы общего усовершенствования

На циклы общего усовершенствования зачисляются врачи-педиатры, врачи-терапевты, врачи-эпидемиологи, врачи-неврологи, врачи-реаниматологи, семейные врачи, на сестринские циклы зачисляются медсёстры. После окончания цикла курсанты получают свидетельство о повышении квалификации или (при наличии соответствующих документов) сертификат специалиста. На кафедре проводится также профессиональная переподготовка специалистов врачей, закончивших лечебный или педиатрический факультеты медицинских ВУЗов и прошедшие интернатуру, ординатуру или аспирантуру по инфекционным заболеваниям или педиатрии. В последнем случае врачи-педиатры должны иметь стаж работы по инфекционным болезням не менее 10 лет. После окончания обучения курсанты получают диплом о профессиональной переподготовке и сертификат специалиста.

Циклы тематического усовершенствования (36 часов):

Нейроинфекции у детей и тактика ведения реконвалесцентов.

Организационные основы вакцинопрофилактики.

Вакцинопрофилактика детей (для среднего медицинского персонала домов ребёнка, медсестёр процедурных и прививочных кабинетов).

Кишечные и паразитарные инфекции у детей.

Вирусные гепатиты и другие инфекционные заболевания печени.

Герпес-вирусные и другие капельные инфекции у детей.

Врожденные инфекции у детей.

Кафедра проводит циклы тематического усовершенствования врачей на хозрасчетной основе по мере поступления заявок. Минимальное количество слушателей 20 человек.

Обучение в аспирантуре и клинической ординатуре


На кафедре обучаются студенты 5-6 курсов педиатрического факультета, в 10 и 11 семестрах, интерны, ординаторы, слушатели последипломного образования.

Важным условием сознательного и прочного приобретения знаний и навыков является обязательная систематическая самостоятельная подготовка студентов к практическим занятиям. Ежедневно даются конкретные домашние задания, и про­водится контроль самостоятельной подготовки студентов. При проведении практи­ческих занятий от студента требуется максимальная само­стоятельность в подходах к решению практических вопросов, умение применять полученные знания в конкретных ситуациях. Включение в каждое практическое занятие элементов учебно-исследователь­ской работы студентов (УИРС) развивает у студентов творческий подход к изучаемым во­просам, повышает их интерес и активность, способствует более прочному усвоению учебного материала.Работая в инфекционном отделении, студент знакомится с осо­бенностями работы приемного покоя, инфекцион­ных отделений, с правилами госпитализации заразных боль­ных, учится правильному сбору анамнеза и обследованию, изучает принципы лечения и профилактики дет­ских инфекций.

За время работы в клинике каждый студент самостоятельно обследует больных и ведет историю болезни.

При самостоятельной работе студента у постели больного ассистент следит за правильностью сбора анамнеза, умением по­дойти к больному ребенку, найти с ним контакт, за приемами и точностью объективного обследования. По окончании курации ассистент проводит обход больных, во время которого куратор докладывает все данные о больном, обосновывает диагноз, на­мечает план лечения и обследования. Ассистент только дает направление беседе и при активном участии студентов исправ­ляет допускаемые ошибки. При проведении обхода проверяется степень подготовки студента к занятию, понимание патогенеза и индивидуальных особенностей случая, правильность и глубина клинического обследования больного, фиксируется внимание на основных вопросах запланированной темы, на методах диагно­стики, дифференциальном диагнозе, лечения, профилактики в условиях стационара и поликлиники. Оценка знаний каждого студента фиксируется ежедневно в электронном дневнике.

По завершению цикла проводится за­ключительное собеседование по пройденным темам с акцентом на особенности обслуживания инфекционных больных в усло­виях поликлиники, обсуждается качество ведения больных и истории болезни, правильность дифференциальной диагностики, подводятся итоги занятий, и дается оценка знаний каждого сту­дента по балльно- рейтинговой системе.

Для подготовки к занятию студент пользуется следующей ли­тературой:

  1. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни у детей: М., ГЭОТАР-Медиа., 2013г.
  2. Тимченко В.Н. Инфекционные болезни у детей. Учебник для педиатрических факультетов мед. вузов, 2001
  3. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей.
  4. ГЭОТАР, Мед.- 1998.
  5. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. М., Медицина,1990
  6. Лекционный материал.
  7. Учебно-методическими пособиями для студентов 5 и 6 курсов педиатрического факультета.

Перечень практических навыков, методик и данных

лабораторного обследования, подлежащих выполнению на практических занятиях студентами

  1. Подсчет пульса, дыхания и их графическая запись на температурной кривой.
  2. Измерение артериального давления.
  3. Взятие кала для копрологических, бактериологических и вирусологических исследований.
  4. Оценка и регистрация стула.
  5. Взятие материала (из зева, носа, глотки, гортани, глаз, кожи, уретры и др.) для бактериоскопического, бактериологического и вирусологического исследований.
  6. Интерпретация данных лабораторного обследования (анализы крови, мочи, протеинограмма, спинномозговая жидкость, показатели функции печени и др.).
  7. Постановка внутрикожных проб.
  8. Промывание желудка.
  9. Ингаляция.
  10. Организация и проведение дезинфекции.
  11. Выписка рецептов.
  12. Составление направления в больницу.

Изучению подлежат следующие нозологические формы:
примерный тематический план лекций на 10 и 11 семестры

  1. Введение Принципы лечения инфекционных заболеваний у детей
  2. Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний
  3. Грипп и другие респираторные вирусные инфекции у детей
  4. Дифтерия
  5. Менингококковая инфекция
  6. Корь, краснуха
  7. Стрептококковая инфекция. Скарлатина
  8. Герпетическая инфекция (ветряная оспа, простой герпес, инфекционный мононуклеоз, ЦМВ- инфекция)
  9. Коклюш
  10. Иерсинеозы
  11. Гепатит А, Е
  12. Гепатиты В, D, С
  13. Хронические гепатиты у детей
  14. ОКИ бактериальной этиологии
  15. ОКИ вирусной этиологии
  16. Брюшной тиф
  17. ВИЧ-инфекция
  18. Энтеровирусные инфекции. Полиомиелит
  19. Инфекционные заболевания сопровождающиеся лимфоаденопатией
  20. Поражение ЦНС при инфекционных заболеваниях у детей
  21. Оппортунистические инфекции: токсоплазмоз, кандидоз
  22. Природно-очаговые и другие зоонозные инфекции

Тематический план практических занятий в 10 и 11 семестре

  1. Гепатит А, Е
  2. Гепатит В и D
  3. Гепатит С
  4. Хронические вирусные гепатиы у детей
  5. Шигеллезы
  6. Сальмонеллезы
  7. Эшерихиозы
  8. Кишечный иерсиниоз
  9. Ротавирусная инфекция
  10. Брюшной тиф.Паратифы
  11. Ботулизм у детей
  12. Острые респираторные инфекции
  13. Дифференциальная диагностика острых респираторных заболеваний вирусной и бактериальной этиологии
  14. Синдром крупа
  15. Заболевания, вызываемые вирусами семейства герпеса (ЦМВ, простой герпес, ветряная оспа, опоясывающий лишай)
  16. Инфекционный мононуклеоз (инфекционные заболевания, сопровождающиеся лимфоаденопатией: листериоз, туляремия, болезнь кошачьих царапин)
  17. Стрептококковая инфекция. Скарлатина
  18. Менингококковая инфекция. Менингиты и энцефалиты при инфекционных заболеваниях у детей
  19. Инфекционные заболевания, сопровождающиеся экзантемами.
  20. Корь,краснуха
  21. Дифтерия. Инфекционные заболевания, сопровождающиеся ангиной
  22. Паротитная инфекция
  23. Природноочаговые и другие зоонозные инфекции у детей
  24. Гемофильная инфекция
  25. Микоплазменная инфекция
  26. Коклюш.Паракоклюш
  27. Пневмококковая инфекция.
  28. Хламидофилез и хламидиоз
  29. Энтеровирусная инфекция.
  30. Полиомиелит

Дифтерия изучается путем разбора архивных историй бо­лезни.

Заключительное собеседование проводится после каждого цикла занятий – в весеннем семестре только по пройденным темам, в осеннем – по всему учебному материалу курса с оценкой знаний студента по пятибальной системе (экзамен). При оценке знаний студентов учитывается их клиническая подготовка, теоретический уровень, а также посе­щаемость лекций.

Пособия изданные на кафедре:

  1. Шашина А.А., Дифференциальная диагностика заболеваний протекающих с синдромом экзантемы. Учебно-методическое пособие. Астрахань.-1989.-15с. соавторы: Марусева И.А., Ратьева И.А.
  2. Колоколов В. А. Лечение ОКИ энтеросорбентами. Учебно-методическое пособие. Г.Астрахань.- 1997г.-30с.
  3. Харченко Г.А. Фитотерапия инфекционных заболеваний у детей. Астрахань.-1999г.- 90с.
  4. Марусева И.А. Вопросы клиники, диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней у детей. Астрахань.-1999г.- 210с.
  5. Харченко Г.А. Внутриутробные инфекции у детей. Астрахань.-2001г.-185с.
  6. Харченко Г.А. Астраханская риккетсиозная лихорадка у детей. Учебно-методическое пособие.-2002-30с.
  7. Харченко Г.А. Дисбактериоз кишечника у детей. Учебно-методическое пособие. Г. Астрахань.-2002-40с. соавтор В.А. Колоколов.
  8. Харченко Г.А. Дифтерия у детей ( клиника, диагностика, лечение, профилактика) Астрахань.-2003г.-45с. соавт. С.Е. Батаева.
  9. Харченко Г. А. Грипп (клинико-эпидемиологическое исследование), учебно-методическое пособие. Астрахань-2004, 40с. соавт. В.С. Буркин
  10. Харченко Г.А. Справочник инфекциониста. Москва.- 2004.-351с. Совместное издание с авторским коллективом Московского государственного медико- стоматологического университета.
  11. Харченко Г.А. Тяжелый острый респираторный синдром (атипичная пневмония). Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика. Учебно-методическое пособие, Астрахань – 2005, 46с. соавт. Буркин В С..
  12. Харченко Г.А. Инфекционные заболевания у детей. Протоколы диагностики и лечения. Учебное пособие с грифом УМО г. Ростов на Дону, Феникс 2007 – 325 с, соавт. Оганесян Ю.В., Марусева И.А.
  13. Харченко Г.А. Кишечные инфекции у детей раннего возраста. г. Ростов на Дону, издательство Феникс- 2007 –286с, соавт. А.В. Буркин.
  14. Харченко Г. А. Оральная регидратационная терапия кишечных инфекций. Учебно-методическое пособие. Астрахань.-2007.-60с. соавт. В.С. Буркин.
  15. Харченко Г.А. Протоколы диагностики и лечения инфекционных заболеваний у детей (в двух книгах). Астрахань.-2007.-480с. соавт. И.А. Марусева.

Наличие 6 детских профильных отделений в больнице и достаточных площадей на кафедре позволяет максимально оптимизировать учебный процесс, и обеспечивает комфортные условия обучения для студентов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции



п/п