Потенциальные источники инфекции это

Получение достоверных исходных данных базируется на эпидемиологических исследованиях, обследованиях очагов инфекционных болезней, анализе многолетней заболеваемо­ сти и др.

Эти первичные материалы — результат кропотливого тру­ да, в основе которого лежит знание данной инфекционной болезни, всего спектра клинических форм и возможных спо­ собов ее распространения, выявление причин возникновения в данных условиях. Суммированные учетные и отчетные дан­ ные составляют основу для оперативного и ретроспективного анализа и разработки прогноза дальнейшего развития эпиде­ мического процесса. Развернутый анализ заболеваемости ин­ фекционными болезнями называют эпидемиологической диагно­

Для изучения эпидемиологии инфекционных болезней, по­ мимо исчерпывающих статистических материалов, широко используют лабораторные данные: результаты бактериологи­ ческих, вирусологических и биохимических исследований. Эпидемиологи, проводящие анализ заболеваемости, должны располагать достаточным объемом сравнительных историче­ ских данных по конкретным вопросам, что сделает их заклю­ чения объективными и достоверными.

Эксперимент в эпидемиологии позволяет выявить опреде­ ленные черты эпидемического процесса или оценить качество и эффективность предлагаемых и проводимых профилактиче­ ских и противоэпидемических мероприятий. Однако это не искусственное воспроизведение эпидемического процесса.

Эксперимент в эпидемиологии означает:

1) формирование групп наблюдения и сравнения для оцен­ ки динамики эпидемического процесса в различных условиях;

2) вмешательство в структуру восприимчивых лиц в виде вакцинации или других способов защиты с введением кон­ трольных групп, получающих плацебо;

3) проведение целенаправленных мероприятий по устране­ нию конкретных путей и факторов передачи возбудителя и оценка эффективности предпринятых действий для коррек­ ции объема проводимых профилактических и противоэпиде­ мических мероприятий.

Становление и развитие эпидемиологии в России сопрово­ ждались открытием кафедр эпидемиологии в медицинских институтах (Д. К. Заболотный), организацией специализиро­ ванных научно-исследовательских институтов. Обобщение на­ копленного фактического материала и теоретические разра­ ботки позволили сформулировать ряд теорий и гипотез, ка­ сающихся сущности эпидемического процесса. Таковыми яв­ ляются учения об эпидемическом процессе и определяющей роли механизма передачи возбудителя (Л. В. Громашевский), о природной очаговости инфекционных болезней (Е. Н. Пав-

ловский), о механизме саморегуляции паразитарных систем (В. Д. Беляков) и социально-экологическая концепция эпиде­ мического процесса (Б. Л. Черкасский).

Современный подход при изучении эпидемического про­ цесса выражается в цельности восприятия его как системы, аккумулирующей в себе биологическую и социальную сущ­ ность и, следовательно, способной применительно к биологи­ ческой его части, как любой живой системе, сохранять, вос­ станавливать исходное состояние или самостоятельно изби­ рать новое.

Различают два раздела эпидемиологии инфекционных бо­ лезней — общий и частный.

Общая эпидемиология рассматривает систему общих зако­ номерностей возникновения, развития и угасания эпидемиче­ ского процесса инфекционных (паразитарных) болезней и ос­ новные принципы профилактики и борьбы с этими болезня­ ми. Разделы общей эпидемиологии:

• предмет и метод эпидемиологии,

Ф учение об эпидемическом процессе,

• эпидемиологический надзор (эпиднадзор), эпидемиоло­ гический анализ (эпиданализ) и эпидемиологическая диагностика (эпиддиагностика),

• научные и организационные принципы борьбы и про­ филактики инфекционных (паразитарных) болезней.

Частная эпидемиология — это система знаний об особенно­ стях возникновения, развития и угасания эпидемического процесса отдельных нозологических форм инфекционных (паразитарных) болезней, конкретных формах, средствах и методах профилактики и борьбы с каждой из них.

Сторонники расширенного толкования эпидемиологии как общемедицинской науки рассматривают ее как науку, изучаю­ щую причины, условия и механизмы заболеваемости населе­ ния и способы ее профилактики в самых разных областях — в хирургии, терапии, психиатрии и др. Однако в этих ситуациях речь идет об использовании некоторых методов эпидемиоло­ гии для изучения таких массовых болезней, как, например, атеросклероз, язвенная и гипертоническая болезни и др., но закономерности возникновения и распространения инфекци­ онных болезней не могут быть перенесены на них.

Глава 2 ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Работу с инфекционными больными в эпидемических оча­ гах начинают лечащие врачи, которые выявляют больного, предполагают или устанавливают диагноз инфекционной бо­ лезни. Первичные противоэпидемические мероприятия, про­ водимые ими, во многом определяют своевременность и эф­ фективность последующей деятельности специалистов сани­ тарно-эпидемиологической службы. В связи с этим студенты лечебного факультета должны изучить структуру эпидемиче­ ского процесса, уметь ориентироваться в конкретных эпиде­ мических очагах и ситуациях, а также правильно оценивать данные, представляемые санитарно-эпидемиологической служ­ бой.

Основные вопросы темы

1. Эпидемический процесс, его структура, формы проявле­

2. Источники возбудителя инфекции (источники инфекции): варианты при различных болезнях; условия, определяющие их эпидемиологическую значимость.

3. Резервуар возбудителя инфекции.

4. Механизм передачи: определение, его варианты, понятие о путях и факторах передачи.

5. Восприимчивость организма (коллектива).

6. Социальная среда, ее роль в развитии эпидемического процесса.

7. Природная среда, ее влияние на развитие эпидемического процесса.

8. Эпидемический очаг, его структура.

9. Направленность и организация противоэпидемической ра­ боты в очагах.

10. Эпидемиологический надзор за инфекционными болез­

Эпидемический процесс — это процесс возникновения и рас­ пространения инфекционных болезней среди населения.

Инфекционный процесс — взаимодействие возбудителя и восприимчивого организма (человека или животного), про­ являющееся болезнью или носительством возбудителя ин­ фекции.

Взаимодействие популяций паразитов и людей, объединен­ ных общей территорией, бытовыми, природными и другими


С х е м а 2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Проявления эпидемического процесса

условиями существования, составляет паразитарную систему, биологическую основу эпидемического процесса. Проявления эпидемического процесса неодинаковы по своим количест­ венным параметрам. Различают спорадическую заболевае­ мость (единичные, как бы не связанные между собой случаи болезни) и эпидемическую (групповую) заболеваемость (схе­ ма 2.1).

Количественных критериев для отнесения конкретного уровня заболеваемости к определенным понятиям не сущест­ вует. В известной степени это зависит от вида инфекционной болезни, ее распространенности.

Различают эндемические (эндемичные) и экзотические бо­ лезни. Эндемические инфекционные болезни (эндемия) — постоянно существующие на данной территории в силу ряда природных, бытовых или социальных условий. Для таких бо­ лезней термин "эпидемическая заболеваемость" употребляют при превышении определенного уровня — ординара (усред­ ненного уровня многолетней заболеваемости).

Экзотические инфекционные болезни — это болезни, не свойственные данной территории. Они могут быть следствием завоза возбудителя инфицированными людьми или животны­ ми, с пищевыми продуктами или различными изделиями. При появлении экзотических болезней даже небольшое число больных дает основание для употребления термина "вспышка" или "эпидемия", например при холере.

В многолетней динамике эпидемического процесса выде­ ляют подъемы и спады заболеваемости (периодичность, цик­ личность) и неравномерное распределение числа случаев в те­ чение года (сезонность).


С х е м а 2.2. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИИ

неравномерность распределения заболеваемости, опреде­ ляемая как отражение пространственной межпопупяционной неоднородности возбудителя в сочетании с особенностями конкретных социальных и природных условий и зависящая от качества профилактических и противоэпидемических меро­ приятий

Отмечается территориальная неравномерность распределе­ ния инфекционных заболеваний. Территорию распростране­ ния инфекционных заболеваний называют нозоареалом. По особенностям территориального распространения выделяют глобальный и региональный типы нозоареалов (схема 2.2).

Эпидемический процесс является сложным социально-био­ логическим явлением. Биологическую основу его составляет взаимодействие трех составных звеньев ("триада Громашевского"): источника возбудителя инфекции, механизма переда­ чи возбудителя и восприимчивого организма (коллектива) (схема 2.3).

Первой необходимой предпосылкой развития эпидемиче­ ского процесса является наличие источника инфекции.

Источник инфекции в эпидемиологии инфекционных бо­ лезней — это живой зараженный организм, который явля­ ется естественной средой для существования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внеш­ нюю среду.

Болезни, при которых люди являются источником инфек­ ции, называют антропонозами. Состояние зараженности мо­ жет иметь неодинаковые клинические проявления, а потенци­ альный источник возбудителя инфекции по-разному опасен в различные периоды инфекционного процесса (схема 2 .4).


С х е м а 2.3. СТРУКТУРА ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Источник инфекции (1 -е звено)

Зараженные люди, зараженные животные больные бактерионосители

Механизм передачи (2 -е звено)

I фаза — выделение возбудителя из организма

II фаза — пребывание возбудителя во внешней среде

III фаза — внедрение возбудителя в новый организм

Восприимчивый организм или коллектив (3-е звено)

Значительную эпидемиологическую опасность из всех рас­ сматриваемых вариантов источников инфекции представляют атипичные, трудно выявляемые формы и периоды инфекци­ онного процесса. При некоторых болезнях им принадлежит главная роль в поддержании эпидемического процесса. Так, уже в конце инкубационного периода больные вирусным ге­ патитом А чрезвычайно опасны как источники инфекции; при кори заразительность выражена в последний день инкуба­ ции и в продромальном периоде. При большинстве инфекци­ онных болезней наибольшая опасность заражения существует от больных в разгаре болезни. Особенностью этого периода является наличие ряда патофизиологических механизмов, способствующих интенсивному выделению возбудителя в ок­ ружающую среду: кашель, насморк, рвота, понос и др. При некоторых болезнях заразительность сохраняется и в стадии реконвалесценции, например при брюшном тифе и паратифах.

Носители возбудителя инфекции — практически здоровые люди, что определяет их особую эпидемиологическую опас­ ность для окружающих. Эпидемиологическая значимость но­ сителей зависит от длительности и массивности выделения возбудителя. Бактерионосительство может сохраняться после перенесенной болезни (реконвалесцентное носительство). В за­ висимости от длительности оно называется острым (до 3 мес после брюшного тифа и паратифов) или хроническим (от 3 мес до нескольких десятков лет). Носительство возможно у


С х е м а 2.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ИНФЕКЦИИ Зараженные люди и животные

ство, вирусоносительство и др.)

основных проявлений (разгар) болезни

лиц, ранее привитых от инфекционных болезней или перебо­ левших ими, т. е. имеющих специфический иммунитет — здо­ ровое носительство (например, дифтерия, коклюш и др.). Наименьшую опасность как источник инфекции представля­ ют транзиторные носители, у которых возбудитель находится в организме очень короткий срок.

Потенциальная опасность источников инфекции реализу­ ется в конкретной обстановке. Это зависит от выраженности и длительности клинических проявлений болезни, санитарной культуры и поведения больного или бактерионосителя, усло­ вий его жизни и работы. Так, благоустроенное жилище или

отсутствие канализации и водопровода, работа с детьми 0 на предприятиях пищевой промышленности и обществен** ™ питания, скученность людей в закрытых помещениях, пользо­ вание городским транспортом и др. создают неодинак овые возможности распространения инфекционных болезней. тс

Болезни, при которых источником инфекции явля*° ? животные, называют зоонозами. Группа зоонозных инфе^ий обширна. Источниками инфекции могут быть как бол*> ные животные, так и носители возбудителя. Распространение бо­ лезней среди животных — эпизоотический процесс, он м^ жет носить характер как спорадической заболеваемости, тз* н и эпизоотии. Заболеваемость животных, свойственная даИ °й местности, называется энзоотической или энзоотией. 1

Эпидемиологическую опасность для людей предстая^ большой круг животных: дикие — при бешенстве (волки, ли

сицы, енотовидные собаки, хорьки и др.), туляремии (зайцы, ондатры, водяные крысы и др.), сельскохозяйственные — П Р И бруцеллезе (коровы, козы и др.), орнитозе (птицы), домашне

при токсоплазмозе (кошки) и т. д. Человек, заразившие** от х животного, может стать источником инфекции для дрУ™ восприимчивых людей. Эта группа инфекционных (парази­ тарных) болезней обозначена как необлигатные зоонозы (зооантропонозы), например сальмонеллез, иерсиниоз, камп^ 0 " бактериоз. В ряде случаев заразное начало от человека, забо­ левшего зоонозной инфекцией, другим людям не передается, такие инфекционные (паразитарные) болезни называют облигатными зоонозами, например бруцеллез, ящур, клещевой эн

цефалит, лептоспироз, туляремия и др. то

Инфекционные (паразитарные) болезни, возбудители к^ " рых являются свободноживущими в окружающей среде, назы­ вают сапронозами. Типичный представитель сапронозов — ле

гионеллез. Естественная среда для легионелл — теплые водо­ емы, они накапливаются в амебах и водорослях, резервуарах для воды, влаге кондиционеров и др. Свободноживущим яв

ляется и широко распространенный в природе возбудитель кишечной инфекции Вас. cereus — спорообразующий почР ен

ный микроорганизм, живущий в речной и морской воде> в пыли. К числу сапронозов следует отнести, например, листериоз, псевдомоноз, мелиоидоз. В современных условиях зна­ чение сапронозных инфекционных (паразитарных) болезней возрастает, так как в процессе урбанизации человеком искус­ ственно созданы техногенно-экологические ниши, в котоР ых нередко создаются весьма благоприятные условия для сущест­ вования микроорганизмов, занесенных из естественных эко­ систем (табл. 2.1).

Таким образом, совокупность биотических (организм челове­ ка или животного) и абиотических (вода, почва) объектов, яв­ ляющихся естественной средой обитания возбудителя и обеспе-

Таблица 2.1. Характеристика техногенно-экологических ниш сапро­

Литература:

1. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы, 2002. -686 с.

2. Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины: учебное пособие. - М., 2008. – 399 с.

3. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии – М.:Медицина, 2001. – 560с.

4. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. - Санкт-Петербург. ФОЛИАТ,2005.-745 с.

5. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология (учебник для ВУЗов) - ГЭОТАР- М.: Москва. 2005.-811 с.

6. Руководство к практическим занятиям инфекционных болезней (Под редакцией академика РАМН, проф. В.И. Покровского, проф. Н.И. Брико).- ГЭОТАР-Мед. Москва, 2005.-797 с.

Контроль (тесты, вопросы):

Тесты:

1. Эпидемический процесс –это:

А- распространение инфекционных болезней среди животных

Б- распространение эпидемических очагов среди людей

В- распространение инфекционных болезней в популяции людей

Г- распространение возбудителей среди кровососущих переносчиков

Д- состояние зараженности организма человека или животного

2. В каких случаях можно говорить о проявлениях эпидемического процесса?

А- при наличии возбудителей холеры в вод

Б- при наличии больных бруцеллезом животных

В- при единичных заболеваниях бешенством среди волков и лисиц

Г- при единичных заболеваниях брюшным тифом жителей города

Д- при массовой заболеваемости людей гриппом

3. Из предложенного списка выберите потенциальные источники инфекции:

Г-молоко и молочные продукты

4. В развитии эпидемического процесса приоритет имеют:

А- социальные факторы

Б- природные факторы

В- в равной мере социальные и природные факторы

Г- биологические факторы

Д- экологические факторы

5. Проявления эпидемического процесса – это:

А- эпидемический тип заболеваемости

Б- спорадический тип заболеваемости

В- пандемический тип заболевамости

6. Природные факторы оказывают влияния на:

А- состояния здоровья населения

Б- распространения всех инфекционных болезней в целом

В- характер распространения инфекций в пределах отдельной территории

Г-распространение инфекций в глобальном масштабе

7. Вертикальный механизм передачи свойствен следующим инфекционным болезням:

Д- ветряная оспа

8. Факторы, определяющие возможность заражения:

А- инфекционность (количество заразного материала)

Б-воспримчивость к инфекции

В- продолжительность заразного периода

Г- устойчивость возбудителя во внешней среде

9. Задачами эпидемиологии в современных условиях являются:

А-ликвидация инфекционных болезней в глобальном масштабе

Б- полная ликвидация отдельных нозоформ

В-ликвидация возбудителей инфекционных болезней

Г-планомерное снижение заболеваемости отдельными нозоформами

Д- резкое снижение заболеваемости на региональном уровне

10. Факторы передачи возбудителей инфекции:

В- мясные продукты

Г- фруктовые соки

Вопросы:

1. Дайте определение ЭП.

2. Перечислите механизмы передачи возбудителя инфекции.

3. Перечислите пути передачи возбудителя инфекции.

4. Назовите факторы передачи возбудителя инфекции.

6. Схема ЭП при антропоноза

7. Схема ЭП при зоонозах

8. Схема ЭП при сапронозах

9. Источники (резервуар) возбудителя инфекции при антропонозах.

10. Эпидемиологическая опасность больных в различные периоды болезни.

11. Значение бессимптомных форм течения инфекции.

12. Характеристика источников возбудителя инфекции при зоонозах.

13. Объекты окружающей среды как источники возбудителей при сапронозах.

1. Тема №2. Структура и формы проявления эпидемического процесса. Факторы, оказывающие влияние на эпидемический процесс.

Цель: освоение основных положений структуры и формы проявления эпидемического процесса и факторов, оказывающих влияние на эпидемический процесс.

Задачи обучения:

когнитивный компонент (знания) –освоениеструктура и формы проявления эпидемического процесса. Факторы, оказывающие влияние на эпидемический процесс.

операциональный компонент (навыки) – формирование навыков по оценке проявлений эпидемического процесса по группам инфекции;

аксиологический компонент (коммуникативные навыки) – формирование навыков работы в команде и проявлений лидерских качеств; изложение своей точки зрения с четкой аргументацией рассматриваемого вопроса;

саморазвитие – формирование умений самостоятельного изучения учебной и научной литературы, умения работы с электронными носителями информации, информационно-образовательных технологий, средств сети Интернет, мотивации к приобретению новых знаний.

Основные вопросы темы:

- эпид. процесс, его структура, формы проявления.

- источники возбудителя инфекции: варианты при различных болезнях; условия, определяющие их эпидемиологическую значимость.

- резервуар возбудителя инфекции.

- механизмы передачи: определение его варианты, понятие о путях и факторах передачи.

- эпид. очаг, его структура.

- природные и социальные факторы, влияющие на эпидемический процесс.

Методы обучения и преподавания:опрос, дискуссия.

Литература:

1. Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов Эпидемиология. М-2003г., с. 13-48.

2. В.Д. Беляков., Р.Х. Яфаев Эпидемиология М.1993г., с. 11-14.

3. В.А. Кипайкин Эпидемиология 2002г., с. 5-11.

4. В.И. Покровский, Н.И. Брико Руководство и практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезний., с. 9-40.

Контроль (ситуационные задачи):

Ситуационные задачи:

Задание №1. Укажите, что представляет собой а-эпидемический, б- эпизоотический, в -инфекционный процесс?

1- Распространение заболеваний среди животных

2- Наличие возбудителей в воздухе

3- Состояние зараженности организма человека

4- Зараженность возбудителями переносчиков

5- Распространения заболеваний среди людей

6- Обсеменение воды возбудителями

Задание №2. Заполнить таблицу. Факторы, преимущественно влияющие на эпидемический процесс при различных инфекционных (паразитарных) болезнях.

Факторы Некоторые инфекционные (паразитарные) болезни, эпидемический процесс которых наиболее подвержен воздействию данных факторов.
Биологические
Природные
Социальные
Факторы
Иммунопрофилактика

1. В каких случаях можно говорить о проявлениях эпидемического процесса?

А- при наличии возбудителей холеры в вод

Б- при наличии больных бруцеллезом животных

В- при единичных заболеваниях бешенством среди волков и лисиц

Г- при единичных заболеваниях брюшным тифом жителей города

Д- при массовой заболеваемости людей гриппом

2. Установите соответствие…

а) распространения инфекционных болезней среди животные

б) распространения инфекционных болезней среди людей

в) распространения инфекционных болезней среди растений

г) состояние закономерности организма человека

д) состояние зараженности организма животных

1.А-б 2.Б-а 3. Б-в 4. Б-д 5. А-г

3. Элементарной ячейкой (звеньями) эпидемического являются ниже перечисленные, за исключениями:

А. Источник возбудителя инфекции

Б. Механизм передачи возбудителя

В. Восприимчивые население

Г. Факторы передачи

Д. Пути передачи

4. По какому признаку заболеваемость инфекционными болезнями рассматривается как вспышка, эпидемия, пандемия?

а) по скорости распространения инфекции

б) по механизму передачи возбудителя

в) по тяжести течения болезни

г) по числу выявленных случаев посителей

д) по количеству зарегистрированных случаев болезни

5. Источник возбудителя инфекции при антропонозах является:

+А. Больной человек

+Б. Бактерио или вирусоноситель

В. Больное животное

Г. Контаминированная микробами, вирусами или яйцами гельминтов почва

Д. Загрязненные возбудителями водоисточники

6. Какими путями передачи реализуется фекально-оральный механизм передачи инфекции?

7. Какими путями передачи реализуется аспирационный механизм передачи инфекции?

Б. Медицинскими инструментариями

Д. Контактно -бытовым

8. Какими путем передачи реализуется контактный механизм передачи инфекции?

А. Прямой (непосредственный) контакт

Б. Бытовой контакт

Г. Загрязненные инструментарии

Д. Предметы обихода.

9. Какими путем передачи реализуется искусственный (артифициальный) механизм передачи инфекции?

В. Через инфицированной кровью

Г. через загрязненный шприц

Д. При нанесении татуировок

10. Какими путем передачи реализуется трансмиссивный механизм передачи инфекции?

В. Укус членистоногих

2. Цель: закрепить знания у студентов по существующей эпидемиологической классификации инфекционных (паразитарных) болезней.

когнитивный компонент (знания) –углубление знаний по классификации инфекционных заболеваний; рассмотреть современные подходы к классификации инфекционных болезней (социально-экологическая классификация Б.Л. Черкасского).

операциональный компонент (навыки) – умение классифицировать инфекционных заболеваний;

аксиологический компонент (коммуникативные навыки) – формирование навыков работы в команде и проявлений лидерских качеств; изложение своей точки зрения с четкой аргументацией рассматриваемого вопроса;

саморазвитие – формирование умений самостоятельного изучения учебной и научной литературы, умения работы с электронными носителями информации, информационно-образовательных технологий, средств сети Интернет, мотивации к приобретению новых знаний.

4. Основные вопросы темы:

1. На сколько групп делятся все инфекционные болезни по этиологическому признаку?

2. На какие группы классификация И.И. Елкина (1958г.) подразделяет инфекционные болезни и по какому признаку?

3. Природноочаговые заболевания по Е.П. Павловскому.

4. Современная классификация инфекционных болезней (Черкасский Б.Л.).

5. Какой признак положен в основу классификации инфекционных болезней, предложенный Л.В. Громашевским и по этому признаку на какие основные группы разделены инфекционные заболевания.

6. На чем основана классификация инфекционных болезней Ёлкина?

7. Принципы современной классификации (Б.Л. Черкасский 1994г.)

5. Методы обучения и преподования:знакомство студентов по таблицам с классификацией инфекционных (паразитарных) болезней; семинар.

6. Литература:

7. Контроль (вопросы):

Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 1317 . Нарушение авторских прав

Инфекционные заболевания создают особые проблемы в медицинских учреждениях, где люди подвержены большему риску из-за основного заболевания и повышенной восприимчивости. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП), являются распространенными причинами заболеваемости и смертности и создают высокую финансовую нагрузку на системы здравоохранения.

По оценкам ВОЗ:

  • Европа: 37 000 смертей ежегодно напрямую связаны с ИСМП; косвенная причина более чем 110 000 смертей
  • США: 99 000 смертей ежегодно
  • Страны с небольшим объемом ресурсов: количество предотвратимых смертей от ИСМП в ОИТ может составлять ¼ и более
  • Ежегодное экономическое бремя: €7 миллиардов в Европе; $6,5 миллиарда в США

Определение

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП), вызывают бактерии, вирусы и грибы. Заражение большинством этих заболеваний может происходить в любом месте, однако в медицинских учреждениях они становятся более серьезной проблемой. Большинство ИСМП вызывают бактерии, уже присутствующие в организме пациента до инфекции и могут быть причиной перекрестной передача между пациентами или между пациентами и медицинскими работниками. Среда медицинского учреждения также может быть источником инфекции с распространением микроорганизмов через воздух, воду или поверхности. Пациенты в медицинских учреждениях более восприимчивы, чем население в целом, из-за основного заболевания, уязвимости (например, недоношенные дети, пожилые пациенты и пациенты с ослабленным иммунитетом) и воздействия инвазивных медицинских процедур.

Во многих странах с высоким уровнем доходов национальные и региональные органы здравоохранения наряду с отдельными медицинскими учреждениями осуществляют меры по профилактике, контролю, наблюдению и отчетности. Несмотря на значительное снижение в последние годы заболеваемость ИСМП остается высокой, особенно в группах риска. Так, приблизительно у 25-30% пациентов ОИТ в странах с высоким уровнем доходов развивается не менее одного эпизода ИСМП 1,2 . В странах с низким и среднем уровнем доходов проблемы осложняются из-за слабо развитой инфраструктуры и недостаточного уровня гигиены и санитарии. По оценке ВОЗ, инфекции, приобретенные в ОИТ, встречаются как минимум в 2-3 раза чаще, чем в странах с высоким уровнем доходов, а инфекции, связанные с устройствами, могут встречаться до 13 раз чаще, чем в США 1 .

ИСМП включают все типы инфекций, в том числе инфекции мочевыводящих путей (чаще в странах с высоким уровнем доходов 1,2 ), инфекции в месте проведения операции (чаще в странах с низким уровнем доходов 1 ), инфекции дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и кровотока. Появление микроорганизмов, устойчивых к антимикробным препаратам, способствует распространению и увеличению тяжести ИСМП. Медицинское учреждение, в котором возникает вспышка ИСМП, сталкивается с серьезными проблемами лечения пациента, бременем расходов и возможным отрицательным влиянием на имидж и репутацию.

Какие инфекции относят к ИСМП?

Инфекция называется инфекцией, связанной с оказанием медицинской помощи (ИСМП), если она отсутствует у пациента при поступлении и возникает в течение 48 часов или более после поступления в медицинское учреждение. У хирургических пациентов инфекция считается ИСМП в течение трех месяцев после хирургического вмешательства или одного года в случае операции на костях или суставах 3 .

Диагностика

Решающее значение имеет регулярное тщательное наблюдение за всеми пациентами в медицинском учреждении на предмет инфекционных заболеваний, особенно в ОИТ и группах особого риска по другим причинам. Для точного определения инфекционного агента, чувствительности к антимикробным препаратам и выбора соответствующей антимикробной терапии для борьбы с этим заболеванием используется диагностика in vitro. Кроме того, важно выявлять и ограничивать возможные эпидемические заболевания, наблюдая за пациентами из групп риска и быстрого определяя источник инфекций.

Микроорганизмы — частые возбудители ИСМП 1,2,4

  • Золотистый стафилококк
  • Метициллин-резистентный золотистый стафилококк (МРЗС)
  • Энтерококки
  • Escherichia coli
  • Klebsiella pneumoniae
  • Карбопенем-резистентные энтеробактерии (КРЭ)
  • Clostridium difficile
  • Энтеробактерии, продуцирующие бета-лактамазы расширенного спектра действия (БЛРС)
  • Pseudomonas aeruginosa
  • Acinetobacter baumannii
  • Ванкомицин-резистентные энтерококки
  • Стрептококки
  • Candida albicans

Профилактика и ведение / лечение

Меры профилактики ИСМП следует принимать как на уровне пациента, так и на уровне всего медицинского учреждения.

Руководства

​Артикулы

1. World Health Organization 2011: Report on the Burden of Endemic Health Care-Associated Infection Worldwide

2. CDC, Public Health Reports 2007: Estimating Health Care-Associated Infections and Deaths in U.S. Hospitals, 2002

4. CDC: Antibiotic Resistance in the United States 2013

Этот сайт не является источником медицинских рекомендаций.

Медицинские сведения на этом сайте представлены кратко, имеют общий характер и приведены исключительно в информационных целях. Они не предназначены и не рекомендованы быть заменой профессиональной медицинской консультации. Вы не должны использовать медицинские сведения на этом сайте для диагностики проблем со здоровьем, физическим состоянием или заболеваний. Всегда обращайтесь к своему врачу или другому квалифицированному медицинскому работнику по поводу любого медицинского состояния или лечения. Никакие сведения на данном сайте не предназначены для медицинской диагностики или лечения. Они не должны использоваться врачами в качестве единственного источника информации при принятии решений о назначении лечения. Никогда не пренебрегайте медицинской консультацией и не откладывайте обращение за помощью из-за того, что Вы прочли на этом сайте.

Практическое руководство по предотвращению вспышек ИСМП

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции