Порядок проведения эпидемиологического расследования очагов инфекционных заболеваний

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав организацию противоэпидемической работы отмечаю, что в 2009-2010 гг. в Российской Федерации определилась тенденция по увеличению общего числа эпидемических очагов. В течение 2000-2008 гг. регистрировалось от 600 до 1200 вспышек инфекционных и паразитарных болезней от 5-ти случаев с числом пострадавших в среднем около 13 тысяч человек. В прошедшем 2009 году было зарегистрировано 1684 эпидемических очага с вовлечением более 43 тысяч человек. По оперативным данным за 9 месяцев текущего 2010 года число зарегистрированных эпидемических очагов и количество пострадавших в них людей превысило среднемноголетние показатели более чем в 2 раза.

Рост числа очагов обусловлен в первую очередь неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями в Российской Федерации, сложившейся в 2010 году.

Превышение среднемноголетних уровней заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями явилось следствием активной циркуляции вирусов - возбудителей гастроэнтеритов. В условиях аномально жаркого лета уменьшение дебита водоисточников, нарушение правил хранения и обработки пищевых продуктов привели к обострению эпидемической ситуации. Только за летний период острые кишечные инфекции стали причиной 70% всех зарегистрированных очагов инфекционных болезней.

В связи с жаркой засушливой погодой осложнилась ситуация по болезням, общим для человека и животных. За летний период в стране зарегистрировано 22 случая сибирской язвы среди людей, с начала года отмечается рост бруцеллеза на 18,5%, очаги которого наблюдаются в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

В связи с реализацией Роспотребнадзором новой законодательной базы государства по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество надзорных мероприятий, запланированных на 2010 год. При этом 73,3% эпидемических очагов возникли в учреждениях (на предприятиях), плановые мероприятия по надзору в отношении которых проводились более 2-х лет назад или не проводились вообще в связи с недавним открытием.

Оперативное реагирование на внезапный рост биологических опасностей на отдельных территориях, а также работа по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний является одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора по обеспечению биологической безопасности Российской Федерации.

В целях оптимизации учета и анализа эпидемических очагов, возникающих на территории Российской Федерации, издано постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 \"О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера\" (далее Постановление), а также введена доработанная учетная форма ведомственного статистического наблюдения 23-09 \"Сведения о вспышках инфекционных и паразитарных болезней\" (далее ф.23-09). В указанных документах значительно расширен спектр нозологии, что позволяет упорядочить регистрацию возникающих очагов и проводить их полноценный ретроспективный анализ.

С принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\" повышаются требования к проведению проверок с целью установления причинно-следственной связи формирования эпидемического очага (эпидемиологическое расследование): грамотное оформление документов, четкая формулировка эпидемиологического диагноза, основанного на объективной доказательной базе с учетом результатов лабораторных исследований и эпидемиологического анализа.

Повышаются требования к проведению лабораторных исследований в очаге инфекционной (паразитарной) болезни, которые должны быть оформлены и выполнены строго в соответствии с действующими нормативными методическими документами. Широкое внедрение новых современных методов исследования в лабораторной сети Роспотребнадзора позволили в течение последних 3-х лет в целом уменьшить число нерасшифрованных средних и крупных эпидемических очагов с 14% в 2007 году до 7% в 2009 году. Принимаются активные меры по дооснащению лабораторий центров гигиены и эпидемиологии современным оборудованием для иммуноферментного и молекулярно-генетического анализов. Так, в настоящее время 85 лабораторий ФГУЗ \"Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации\" и 23 филиала центров имеют оборудование для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР) по конечной точке и в \"реальном времени\".

Анализ организации противоэпидемической работы показал, что часто существующие отчетные документы по работе в очагах не отражают в полном объеме возникшую ситуацию, что не позволяет четко определить причинно-следственную связь формирования эпидемического неблагополучия. При этом, при возбуждении уголовных дел по материалам эпидемиологического расследования очагов инфекционных и паразитарных болезней, возникает необходимость в назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы, что приводит к более длительному рассмотрению дел и откладывает принятие решений по наказанию виновных лиц.

В целях совершенствования работы по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, упорядочения учетно-отчетной документации в существующем правовом поле, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999.г. N 52-ФЗ \"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения\" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст., 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 44, ст. 4984, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\" (в редакции федеральных законов от 28.04.2008 N 60-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, 26.04.2010 N 66-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ), в соответствии с пп. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 \"Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека\" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52 (3 ч. ), ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548; N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; 2010, N 9, ст. 960), п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 \"О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации\" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023; 2006, N 13, ст. 1409; 2008, N 12, ст. 1130, N 23, ст. 2713, N 24, ст. 2867; N 50, ст. 5946; 2009, N 6, ст. 738, N 10, ст. 1224; N 18 (2 ч. ), ст. 2248), Международными медико-санитарными правилами (2005 г.), постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 \"О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера\" (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2010 N 13745), постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.03.2010 N 21 \"О профилактике острых кишечных инфекций\" (зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16959) постановляю:

1. Утвердить форму акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи (далее - Акт) (Приложение).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

2.1. Проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в случае регистрации очагов инфекционных и паразитарных болезней на курируемой территории с участием заинтересованных ведомств с целью координации взаимодействия в ходе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.2. По ликвидации чрезвычайной ситуации в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера (эпидемического очага) проводить заседание санитарно-противоэпидемической комиссии для заслушивания Акта и оценки действий органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств.

3. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

3.1. Принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в лечебно-профилактических учреждениях.

3.2. Обеспечить качественный сбор эпидемиологического анамнеза у больных инфекционными и паразитарными болезнями.

3.3. Обеспечить своевременную передачу информации о регистрации случаев инфекционных и паразитарных болезней в территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.4. В ходе проведения противоэпидемических мероприятий повысить ответственность должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, при назначении и соблюдении схем постэкспозиционной (экстренной) профилактики, по соблюдению правил выписки инфекционных больных из стационара и проведению диспансерного наблюдения.

3.5. Обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в инфекционных стационарах, принять меры по соблюдению в них требований нормативных методических документов.

3.6. При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней рекомендовать использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор.

3.7. Совместно с руководителями Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней, порядке проведения медицинского осмотра и наблюдения в эпидемических очагах, правилам выписки больных из стационаров.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

4.1. Обеспечить качество проведения эпидемиологических расследований с установлением причинно-следственной связи в очагах инфекционных и паразитарных болезней.

4.2. Взять на контроль дооснащение лабораторий ФГУЗ \"Центр гигиены и эпидемиологии\" в субъекте Российской Федерации современным оборудованием, обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.

4.3. Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи составлять в течение 10-ти дней после завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очаге (вместо окончательного донесения, предусмотренного приложением N 1 к постановлению Главного государственного санитарного врача от 24.02.2009 N 11 \"О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера\" (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2010 N 13745).

4.4. Акт представлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в органы прокуратуры и руководителю учреждения (организации), в связи с действиями которого произошло формирование эпидемического очага. В случае регистрации эпидемического очага на территории населенного пункта при невозможности установить причинно-следственную связь с конкретным учреждением (организацией) Акт представляется в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4.5. В рамках эпидемиологического расследования обеспечить взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти и ведомствами.

4.6. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями.

4.7. Принять участие в плановой подготовке специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам проведения медицинского наблюдения, постэкспозиционной (экстренной) профилактики в эпидемических очагах, правилам выписки инфекционных больных из стационаров, организации диспансерного наблюдения.

4.8. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательных диагнозов в эпидемических очагах.

5. Главным врачам ФГУЗ \"Центр гигиены и эпидемиологии\" в субъектах Российской Федерации:

5.1. Обеспечить соблюдение требований нормативных методических документов по организации работы лабораторий, в том числе требований по биологической безопасности.

5.2. Своевременно принимать меры по дооснащению лабораторий современным оборудованием и внедрением новых методов исследования с целью повышения качества работы в эпидемическом очаге.

5.3. Обеспечить отбор проб для лабораторных исследований, документальное оформление результатов анализов и экспертизы в соответствии с требованиями нормативных методических документов.

5.4. Принять меры по обучению специалистов современным методам лабораторных исследований с целью обеспечения индикации и идентификации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

1. Настоящие Специфические санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, процедурам их контроля устанавливают основные требования к организационным, профилактическим и иным мероприятиям, направленным на устранение или уменьшение неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания, предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию среди населения Республики Беларусь (далее – Специфические санитарно-эпидемиологические требования) и включают в себя:

  • санитарную охрану территории Республики Беларусь;
  • проведение профилактических прививок;
  • дезинфекционные мероприятия;
  • обязательные медицинские осмотры;
  • иные мероприятия.

2. Соблюдение Специфических санитарно-эпидемиологических требований является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и иных организаций.

Лица, виновные в нарушении настоящих Специфических санитарно-эпидемиологических требований, несут ответственность в соответствии с законодательством.

3. Контроль за выполнением Специфических санитарно-эпидемиологических требований осуществляют органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор в соответствии с актами законодательства.

4. Для предупреждения заноса, возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные актами законодательства санитарно-противоэпидемические мероприятия.

5. Для оперативного руководства и координации деятельности организаций, учреждений, предприятий и граждан по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения, а также их ликвидации органами исполнительной власти на местах создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (далее – КЧС). Работа КЧС осуществляется в соответствии с актами законодательства.

6. На каждой административной территории должен быть разработан межведомственный комплексный план по санитарной охране территории (далее – комплексный план), утвержденный местным исполнительным и распорядительным органом. Комплексный план подлежит корректировке ежегодно, а также при изменении санитарно-эпидемиологической обстановки.

В комплексном плане предусматриваются санитарно-противоэпидемические мероприятия в благополучный период, в период угрозы возникновения и распространения Заболеваний, а также при локализации и ликвидации возникших очагов Заболеваний.

В организациях здравоохранения и в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь ежегодно проводятся тренировочные учения для отработки взаимодействия задействованных служб по выявлению Заболевания, организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий при локализации и ликвидации очагов Заболеваний.

7. Санитарно-карантинный контроль (далее – СКК) организуется и осуществляется в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, Евразийского экономического союза, с учетом требований Международных медико-санитарных правил.

9. Организации здравоохранения должны обеспечивать постоянную готовность к организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц, имеющих Заболевания или с подозрением на них, локализации и ликвидации очага Заболевания в соответствии с актами законодательства.

10. В случае угрозы распространения Заболевания должны вводиться ограничительные мероприятия в соответствии с актами законодательства.

11. Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и перечнем профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с актами законодательства.

12. Для проведения профилактических прививок используются иммунобиологические лекарственные средства, зарегистрированные и (или) разрешенные к применению в соответствии с актами законодательства.

13. Хранение и транспортирование иммунобиологических лекарственных средств, предназначенных для проведения профилактических прививок граждан, на всех этапах осуществляется с соблюдением температурных режимов хранения и транспортирования в соответствии с актами законодательства.

14. Случаи нежелательных и побочных реакций после введения (или связанных с применением) иммунобиологических лекарственных средств подлежат обязательной регистрации, учету и расследованию по месту их проведения в соответствии с актами законодательства.

15. В целях предупреждения распространения возбудителей инфекционных заболеваний от пациентов (носителей) через объекты внешней среды, в очагах инфекционных заболеваний проводятся дезинфекционные мероприятия, обеспечивающие прерывание механизма передачи инфекционного агента и прекращение развития эпидемического процесса в соответствии с актами законодательства.

16. В очагах инфекционных заболеваний проводятся текущая и (или) заключительная дезинфекция, дезинвазия, дезинсекция и (или) дератизация (далее – дезинфекционные мероприятия) в соответствии с актами законодательства.

17. Текущая дезинфекция проводится в присутствии пациента с инфекционным заболеванием (подозрением на инфекционное заболевание) с момента выявления и до его выздоровления или госпитализации самим пациентом или лицами, осуществляющими уход за ним после соответствующего их инструктажа (медицинскими работниками организации здравоохранения – при выявлении заболевания, работниками территориального учреждения, осуществляющего государственный санитарный надзор – при проведении эпидемиологического расследования).

В организациях здравоохранения текущая дезинфекция объектов внешней среды проводится сотрудниками этих организаций с момента госпитализации пациента с инфекционным заболеванием (подозрением на инфекционное заболевание) и до его выписки.

18. Заключительная дезинфекция проводится после изоляции (госпитализации, смерти) пациента специалистами учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, в соответствии с актами законодательства.

19. Для проведения дезинфекционных мероприятий применяют дезинфекционные средства, прошедшие государственную регистрацию в соответствии с актами законодательства Евразийского экономического Союза.

20. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее – медицинские осмотры) в соответствии с актами законодательства.

21. Работники, не прошедшие медицинский осмотр, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, а также при наличии медицинских противопоказаний по результатам медицинского осмотра, не допускаются руководителем юридического лица и индивидуальным предпринимателем к исполнению ими трудовых обязанностей.

Ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр, а также лиц, имеющих медицинские противопоказания по результатам медицинского осмотра возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

22. Врачи всех специальностей, средние медицинские работники организаций здравоохранения, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, проводят выявление пациентов с инфекционными заболеваниями (лиц с подозрением на инфекционные заболевания), а также носителей возбудителей инфекционных заболеваний при оказании всех видов медицинской помощи; при проведении медицинских осмотров и диспансеризации; медицинского наблюдения за лицами, общавшимися с пациентом или носителем; при проведении подворных (поквартирных) обходов; по результатам проведения лабораторных исследований биологических материалов от пациентов.

23. Лица из числа эпидемически значимых контингентов, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками их распространения в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работы, временно переводятся для выполнения работ, не связанных с риском распространения инфекционных заболеваний, или отстраняются от работы руководителем юридического лица и индивидуальным предпринимателем от исполнения трудовых обязанностей на время проведения лечения (санации, лабораторного подтверждения, прекращения выделения возбудителя) в соответствии с актами законодательства.

24. Выявление пациентов с инфекционными заболеваниями (лиц с подозрением на инфекционные заболевания), а также носителей возбудителей инфекционных заболеваний предусматривает комплекс медицинских вмешательств, осуществляемый посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза, в том числе эпидемиологического, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях установления диагноза.

25. Эпидемиологический анамнез собирается медицинским работником, который несет ответственность за его полноту и качество. При сборе эпидемиологического анамнеза устанавливаются условия, при которых могло произойти заражение (с указанием места и времени), наличие контакта с пациентом с инфекционным заболеванием или носителем, с больным животным или сырьем животного происхождения; факт пребывания в странах, неблагополучных по Заболеваниям; факта употребления воды или продуктов питания негарантированного качества; укусов насекомых, членистоногих, нахождения в природных условиях, получения травм, ожогов, ран, проведения медицинских (инъекций, стоматологических, хирургических вмешательств и другие) и немедицинских инвазивных манипуляций; других условий, при которых могло произойти заражение конкретной нозологической формой инфекционного заболевания; сведения об иммунизации. Данные эпидемиологического анамнеза вносятся в медицинскую документацию пациента, определенную актами законодательства (электронную версию автоматизированной информационной системы).

26. Перечень инфекционных заболеваний, подлежащих обязательной регистрации, учету (индивидуальному или суммарному) и статистическому наблюдению, а также порядок их проведения определяются в соответствии с актами законодательства.

27. Учет зарегистрированных случаев инфекционных заболеваний осуществляется в формах государственных статистических наблюдений в соответствии с Международной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, а также в соответствии с актами законодательства.

28. Информацию о выявлении инфекционного заболевания (подозрения на инфекционное заболевание), носительства возбудителей инфекционного заболевания, изменении диагноза инфекционного заболевания, а также в случае смерти от инфекционного заболевания, медицинские работники организаций здравоохранения и других организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить в территориальное учреждение, осуществляющее государственный санитарный надзор, по месту жительства (пребывания) пациента в порядке, установленном актами законодательства.

При отсутствии сведений о месте жительства (пребывания) пациента сведения передаются в территориальное учреждение, осуществляющее государственный санитарный надзор по месту установления случая инфекционного заболевания.

29. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность учета инфекционных заболеваний, (подозрений на инфекционное заболевание), носительства возбудителя инфекционного заболевания, а также оперативное и полное сообщение о них в территориальное учреждение, осуществляющее государственный санитарный надзор, возлагается на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, руководителей организаций здравоохранения, выявивших пациента с инфекционным заболеванием (подозрением на инфекционное заболевание), носительством возбудителя инфекционного заболевания.

30. Случаи инфекционного заболевания (подозрения на инфекционное заболевание), а также носительства возбудителя инфекционного заболевания подлежат регистрации и учету в журнале учета инфекционных заболеваний установленной формы (электронной версии автоматизированной информационной системы) по месту их выявления в организациях здравоохранения, в территориальных учреждениях, осуществляющих государственный санитарный надзор в соответствии с актами законодательства.

31. При осложнении санитарно-эпидемиологической обстановки внеочередная информация передается в порядке, установленном актами законодательства.

32. Пациенты с инфекционными заболеваниями (подозрением на инфекционное заболевание), носители возбудителей инфекционных заболеваний по эпидемическим показаниям подлежат временной изоляции по месту выявления (пребывания) в соответствии с актами законодательства.

33. Перечень инфекционных заболеваний, а также эпидемические показания, при которых обязательна госпитализация пациентов в инфекционные больницы (отделения), порядок госпитализации и эвакуации (транспортировки) определяются актами законодательства.

34. Эвакуация (транспортировка) для госпитализации пациентов в инфекционные больницы (отделения) осуществляется санитарным транспортом в сопровождении медицинского работника.

Санитарный транспорт после эвакуации пациентов с инфекционными заболеваниями (подозрением на инфекционное заболевание), носителей возбудителей инфекционных заболеваний подлежит дезинфекции с использованием средств, разрешенных в соответствии с актами законодательства Евразийского экономического Союза.

35. Лица, контактировавшие с пациентами с инфекционными заболеваниями (подозрением на инфекционные заболевания, носителей возбудителей инфекционных заболеваний) по месту жительства, учебы, воспитания, работы, в оздоровительной организации, по эпидемическим показаниям подлежат разобщению, медицинскому наблюдению, лабораторному обследованию и экстренной профилактике. Результаты лабораторного обследования, медицинского наблюдения вносятся в медицинскую документацию, определенную актами законодательства.

36. Перечень инфекционных заболеваний, эпидемические показания, при которых в отношении лиц, находившихся в контакте с пациентами с инфекционными заболеваниями (подозрением на инфекционные заболевания, носителями возбудителей инфекционных заболеваний) в очагах инфекционных заболеваний проводится разобщение, лабораторное обследование, медицинское наблюдение и экстренная профилактика, объем и порядок их проведения определяются актами законодательства.

Заболевания – инфекционные и массовые неинфекционные заболевания, представляющие чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеющую международное значение;

Контактные – лица, контактировавшие с пациентами, которым установлен диагноз (первичный диагноз) инфекционного заболевания (носительства возбудителей инфекционных заболеваний);

Носительство возбудителя инфекционного заболевания – форма инфекционного процесса, характеризующаяся сохранением в организме человека и выделением в окружающую среду возбудителя инфекции, без клинически выраженного проявления заболевания;

Очаг инфекционного заболевания – место пребывания источника инфекции с окружающей его территорией в тех пределах, в которых он способен в данной конкретной обстановке при данной инфекции передавать возбудителя окружающим.

Эпидемиологическое обследование очага проводится с целью установления причин его возникновения, выявления источника, путей и факторов передачи возбудителей инфекции, а также разработки мероприятий по ликвидации очага.

Организатором и лицом, в первую очередь ответственным за проведение эпидемиологического обследования, а затем, при необходимости, и наблюдения, является врач-эпидемиолог. В то же время в проведении обследования принимают участие участковый медицинский персонал, бактериологи, вирусологи, гигиенисты и др. Однако во всех случаях ведущая роль принадлежит эпидемиологу. Начинать эпидемиологическое обследование нужно сразу после выявления инфекционного больного, и сделать это должен медицинский работник, поставивший диагноз или установивший инфекционную природу заболевания.

Эпидемиологическое обследование проводится с выездом в эпидемический очаг и включает следующие этапы: изучение документов; опрос (сбор эпидемиологического анамнеза); осмотр очага; забор материала для диагностических и санитарно-гигиенических исследований; разработка противоэпидемических мероприятий; наблюдение за очагом; оформление результатов эпидемиологического обследования.

Изучение документов. Предварительное знакомство с медицинской документацией в ходе эпидемиологического обследования очага позволяет сформулировать рабочую гипотезу и выбрать верное направление дальнейшей работы. В последующем, дополнительная информация, содержащаяся в различных документах, позволяет уточнить гипотезу и скорректировать план мероприятий по обследованию эпидемического очага и разработке мероприятий по его ликвидации. Наиболее часто изучению подвергают карты экстренных извещений; журналы учета инфекционных заболеваний; отчеты о проведении профилактических мероприятий; сведения о бактерионосителях; амбулаторные карты; истории развития детей; истории болезни; журналы учета выдачи больничных листов; журналы и табели учета посещаемости детских учреждений; другие документы, содержащие информацию об инфекционных заболеваниях.

Опрос.Эпидемиологическое обследование начинается со сбора эпидемиологического анамнеза (опроса) путем расспроса больного, его родных и окружающих лиц с целью выяснения источника инфекции, механизма передачи и условий, способствовавших его осуществлению. Опрос играет в эпидемиологическом обследовании, по существу, такую же роль, как сбор анамнеза при клиническом обследовании. Сведения, полученные при сборе эпидемиологического анамнеза, позволяют сформулировать рабочую гипотезу о причинах возникновения данного заболевания, поставить эпидемиологический диагноз.

При конкретном заболевании выясняются вопросы, характерные для данного заболевания, но во всех случаях необходимо установить дату начала заболевания и дату последнего посещения места работы, учебы и т.д. Уяснив первую дату, имеется возможность определить ориентировочные сроки заражения, а знание второй даты важно для проведения противоэпидемических мероприятий по месту работы, учебы и т.д.

Осмотр эпидемического очага.При осмотре эпидемического очага оценивают его общее санитарно-гигиеническое состояние с выяснением условий, способствующих осуществлению механизма передачи возбудителей данной инфекции и путей ее распространения.

Для этой цели проводится обследование жилища заболевшего (комнаты, квартиры, дома), определяются характер водоисточника и система удаления нечистот, характер питания, условия приготовления пищи, состояние и способ мытья столовой и кухонной посуды (последнее особенно важно при обследовании очагов кишечных инфекций). При осмотре жилища следует обратить внимание на наличие бытовых паразитов – мух, блох, вшей и по возможности выяснить выполнение требований личной гигиены. В некоторых случаях необходимо познакомиться с условиями труда заболевшего, а если это ребенок, то и санитарным состоянием детского учреждения, которое он посещает.

В случае обследования очагов зоонозной инфекции собирают также материалы о распространении заболеваний среди домашних животных, выясняют степень и характер контакта людей с ними.

В случае заболевания кровяной инфекцией целесообразно провести и энтомологическое обследование, выяснить наличие и численность возможных переносчиков, а также условия, способствующие их нападению на человека.

При эпидемиологическом обследовании природно-очаговых инфекций используют данные зоологических наблюдений.

При осмотре эпидемического очага данные, собранные при опросе больного, необходимо уточнить и дополнить сведениями от окружающих его лиц, а также обязательно проверить ход выполнения противоэпидемических мероприятий, рекомендованных врачом, выявившим больного, обращая внимание на выявление заболевших среди общавшихся с больным.

Забор материала для диагностических и санитарно-гигиенических исследований.Лабораторному обследованию в эпидемическом очаге подвергаются: а) заболевшие инфекционной болезнью (для подтверждения диагноза, при сомнениях в диагнозе, при постановке диагноза только на основании клинических данных); б) лица, общавшиеся с инфекционным больным в очаге (для выявления среди них источника инфекции, своевременного выявления заразившихся от инфекционного больного в очаге); в) объекты окружающей среды (для установления факторов передачи).

Разработка противоэпидемических мероприятий.При разработке противоэпидемических мероприятий исходят из их основной группировки. При этом проводят мероприятия, направленные на: а) нейтрализацию эпидемической опасности источника инфекции (инфекционного больного); б) разрыв механизма передачи; в) снижение риска заражения лиц, общавшихся с источником инфекции (выявление общавшихся, сбор эпидемиологического анамнеза, проведение медицинского осмотра, наблюдение за общавшимися с разобщением или без разобщения; в отдельных случаях - изоляция общавшихся, а также их санитарная обработка; лабораторное обследование; экстренная профилактика; санитарно-просветительная работа).

Наблюдение за очагом.Наблюдение за очагом устанавливается в течение максимального инкубационного периода, исчисляемого со дня изоляции больного и проведения заключительной дезинфекции. Наблюдение за очагом необходимо для получения дополнительной информации об очаге; своевременного выявления вновь заболевших; осуществления контроля за выполнением противоэпидемических рекомендаций.

Оформление результатов эпидемиологического обследования.Заключительным этапом эпидемиологического обследования является оценка полученных данных. На этом этапе все собранные сведения уточняются, анализируются и сопоставляются с клинико-диагностическими и лабораторными данными.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции