Подвержены инфекциям дети иммунитет

ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ


Часто болеющий ребенок (ЧБД) – это не назологическая форма.

По мнению большинства отечественных педиатров, в группу часто болеющих принято относить детей, подверженных частым респираторным заболеваниям, вследствие преходящих нарушений в защитных системах организма. Одним из основных, традиционно применяемых критериев включения детей в группу ЧБД является частота эпизодов ОРЗ в год в зависимости от возраста – по В.Ю. Альбицкому, А.А.Баранову.

Частота эпизодов ОРЗ в год

Однако необходимо признать, что данные критерии позволяют в лучшем случае провести ретроспективный анализ, так как педиатру важно определить перспективы, прогноз развития конкретного ребенка. При включении ребенка в группу ЧБД необходимо также учитывать: тяжесть течения каждого ОРЗ, наличие осложнений, продолжительность интервалов между эпизодами ОРЗ, необходимость применения антибиотиков в остром периоде.

По мнению Н.А. Коровиной ребенка правомочно отнести в группу ЧБД в тех случаях, когда повышенная заболеваемость вирусно-бактериальными респираторными инфекциями не связана со стойкими врожденными, наследственными или приобретенными патологическими состояниями. Эти дети заслуживают особого внимания, т.к. частые респираторные инфекции могут обусловить срыв основных адаптационных механизмов, привести к значительным нарушениям функционального состояния организма и способствовать раннему развитию хронической патологии.

Одним из важных факторов, влияющих на частоту простудных заболеваний, является проживание в экологически неблагоприятных районах.

В анамнезе у значительного числа ЧБД отмечается осложненное течение перинатального периода (неблагоприятное течение беременности, преждевременные роды, экстренные операции родоразрешения и др). Одним из неблагоприятных факторов является возраст матери старше 35лет. Среди часто болеющих детей было отмечено более 10% недоношенных и более 40% детей, имеющих массу тела менее 3000г.

Иммунная система является одной из трех интегративных систем организма, которая вместе с нервной и эндокринной системами обеспечивает поддержание гомеостаза в условиях постоянного изменения характера влияний факторов внешней и внутренней среды.

Патогенетической основой частых и длительных респираторных заболеваний является изменение иммунологической реактивности организма ребенка. Изменения при этом неспецифичны, разнонаправлены и могут затрагивать все звенья иммунитета. Однако в основе снижения противоинфекционной резистентности детей лежат транзиторные, функциональные изменения не только иммунной системы, но и всего гомеостаза, что необходимо учитывать при составлении реабилитационных программ.

Поздняя диагностика иммуннодефицитных состояний может привести не только к нерациональной терапии, но и драматическим последствиям. В связи с этим необходимо помнить о 10 настораживающих признаках иммуннодефицитных состоний (по данным ВОЗ):

  1. Частые заболевания отитом (6-8 раз за год),
  2. Несколько подтвержденных синуситов (4-6 раз за год),
  3. Более 2 подтвержденных пневмоний,
  4. Повторные глубокие абсцессы кожи или внутренних органов.
  5. Потребность в длительной терапии антибиотиками для кпирования инфекции (до 2 месяцев и более),
  6. Потребность во внутривенном введении антибиотика для купирования инфекции,
  7. Не менее 2 глубоких инфекций (менингит, остеомиелит, сепсис, целлюлит),
  8. Отставание грудного ребенка в росте и массе, упорная диарея, мальабсорбция,
  9. Персистирующая молочница или грибковое поражение кожи в возрасте старше 1г,
  10. В семье: наличие ПИД, факты ранних смертей от тяжелых инфекций, от прививок.

Иммунитет делится на врожденный (неспецифический) и приобретенный (специфический). Неспецифический иммунитет заточен под борьбу с любыми микроорганизмами, но делает он это не идеально и его работа обычно сопровождается соответствующими симптомами. Через определенное время болезни начинают вырабатываться антитела именно к этому возбудителю (специфический иммунитет) и наступает выздоровление. Антитела обычно остаются как минимум на несколько лет, а то и на всю жизнь, защищая организм от повторной болезни. Все дети рождаются с уже работающей системой врожденного иммунитета и временным приобретенным иммунитетом в виде переданных мамой через плаценту антител. Со временем передавшиеся антитела пропадают. Обычно до 6-12 месяцев дети болеют редко и, как правило, не тяжело. Это связано с теми самими мамиными антителами и редким контактом с больными людьми. Самый пик тренировки специфического иммунитета ребенка выпадает на период посещения детского сада – места интенсивной циркуляции самых распространенных, преимущественно вирусных, инфекций. Соответственно, именно в это время дети болеют чаще всего.

Воздействие пассивного курения также увеличивает риск инфекций верхних дыхательных путей.
Средняя продолжительность ОРВИ у здорового ребенка 8 дней. Однако нормальный диапазон может выходить за пределы двух недель.
Что касается количества и типа инфекций верхних дыхательных путей, то в подавляющем большинстве случаев они вызваны вирусами.
В норме у ребенка может быть пневмония не чаще одного эпизода в год или более двух эпизодов неосложненного отита в первые три года жизни.

Раннее знакомство организма ребенка с возбудителями болезни приводит к формированию качественного и правильного работающего иммунитета, что снижает риск развития аллергических и аутоиммунных болезней. Стерильные условия, которые многие родители пытаются создать для своих детей, не только не помогают, но и вредят здоровью ребенка.

Истинные врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния встречаются крайне редко и проявляются в основном частыми бактериальными и грибковыми болезнями, а не вирусными.

Признаки иммунодефицита

Существуют такие ситуации, когда дети рождаются с уже неправильно работающим иммунитетом.

Разработаны клинические критерии, которые позволяют заподозрить врожденный генетический дефект. К ним относятся: тяжелые синуситы (воспаление околоносовых пазух) больше двух раз в год; более 8 отитов (воспаление среднего уха); 2 и более пневмоний в год, плохо поддающихся лечению; рецидивирующие глубокие абсцессы кожи или внутренних органов. Наиболее значимыми факторами является семейная история и наличие смертей в раннем возрасте, необходимость внутривенных антибиотиков, задержка развития.
У детей дополнительными тревожными признаками являются гипокальциемия, врожденные пороки сердца и отсутствие тени тимуса на рентгенограмме.

Иммунопрофилактика

В арсенале иммунопрофилактики имеются вакцины против ряда возбудителей ОРВИ (Хиб, пневмококковая, коклюшная, гриппозные), однако против основных возбудителей ОРВИ специфических вакцин пока нет. В этих условиях объяснимо создание большого числа средств для снижения респираторной заболеваемости. В аннотациях этих средств обычно подчеркивается их иммуномодулирующее действие, обычно без четкой расшифровки. Это и растительные средства ( эхинацея), и витамины, и гомеопатические средства (Афлубин, Анаферон), и многие другие. Большинство этих средств не имеет, несмотря на усиленную рекламу, убедительных доказательств эффективности в снижении респираторной заболеваемости, а в отношении многих из них получены четкие отрицательные результаты. Более того, применение иммуномодуляторов без особых на то показаний просто недопустимо. В этом отношении более приемлемы препараты из группы бактериальных лизатов (ИРС 19, Рибомунил, Имудон, Бронхомунал). Эффективность бактериальных лизатов, продемонстрированная в Европе в 80-90-е гг. и несколько позже в России, явилась основой их рекомендации как безопасных средств снижения частоты ОРВИ у детей. Лизаты включены в Программу по ОРВИ Союза педиатров России.

Прививки часто болеющим детям

Частые ОРВИ у ребенка не говорят о наличии иммунодефицита и не должны служить поводом для отвода от прививок, которые проводят через 5-10 дней после очередного ОРВИ, в том числе на фоне остаточных катаральных явлений; ожидание их полного окончания часто сопровождается началом следующей инфекции. “Подготовка” таких детей (витамины, “адаптогены” и т.д.) не усиливает иммунный ответ, который обычно не отличается от такового у редко болеющих. Бактериальные лизаты способствуют урежению ОРВИ, их назначают нередко вместе с гриппозными вакцинами.

Комплексная реабилитация часто болеющих детей на всех этапах оздоровления должна включать: рациональный режим дня, оптимальное питание, регулярные закаливающие мероприятия и индивидуальную медикаментозную коррекцию.

Уважаемые родители! Провести комплексное обследование и реабилитацию своих часто болеющих детей Вы можете в Дневном стационаре ДГБ №1!

Используемая литература:

  1. Справочник В.К. Таточенко, Иммунопрофилактика, 12-е издание, Москва 2014г.
  2. www.allergiya.ru
  3. Учебник Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии, Москва 2014г.
  4. Лекции по педиатрии. Иммунология. Том 9. Москва, 2010г.
  5. Иммунотерапия рецидивирующих респираторных инфекций в педиатрии. Москва 2011г.

Ведяшкина М.В.,

Врач иммунолог-аллерголог ДГБ №1,

Морозова Е.В.,

Врач педиатр, Зав. Дневным стационаром ДГБ №1.

Дата публикации: 23 мая 2018 .

Врач лабораторной диагностики
(зав. лабораторией)
Г.Н. Полевечко

Бытовавшее ранее представления об ареактивности организма ребенка раннего возраста ныне отвергнуты, поскольку установлено, что на любом этапе развития организм обладает определенным набором иммунологических факторов, имеющих ряд особенностей, зависимых от возраста.

При этом различают процесс закладки иммунной системы,

реализацию её потенциальных возможностей в развертывании специфических реакций и достижения зрелости.

От того, как развивается иммунная система, зависит устойчивость организма ребенка или, наоборот, его подверженность различным заболеваниям бактериальной, вирусной, грибковой породы, а также иммунодефицитным состояниям и развитию аллергии.

Процесс созревания этой глобальной природной защиты длится многие годы, поскольку иммунологическая память не наследуется, а приобретается человеком.

Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно, когда устанавливаются сложные связи между организмом матери и плода.

Всего в организме человека вырабатывается 5 разновидностей антител (иммуноглобулинов), каждый из которых выполняет свою функцию.

Иммуноглобулин А защищает слизистые оболочки человека. Он связывает микробы и вирусы непосредственно в полости рта, в дыхательных путях, пищеварительном тракте и не дает им проникнуть во внутренние органы (легкие, сердце, печень). Однако он не запоминает вирусы и микробы, то есть не обладает иммунологической памятью, поэтому на каждое последующее поступление вирусов в организм вырабатываются свои антитела.

Иммуноглобулин М вырабатывается В-лимфоцитами в ответ на первое появление патогена и тоже не обладает иммунологической памятью. Однако при повторных встречах с одной и той же инфекцией антитела класса М способны запомнить микроб.

Иммуноглобулин G вырабатываются при появлении вирусов, микробов, аллергенов. Они запоминают эти патогены и предотвращают развитие инфекции. Причем иммуноглобулины G реагируют не только на вновь поступившие бактерии, но и на те микробы и вирусы, которые циркулируют в крови длительное время.

Иммуноглобулин Е появляются в ответ на размножение в организме паразитов (глистов) и контролируют развитие аллергических реакций.

Иммуноглобулин D участвует в синтезе В-лимфоцитов.

Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни). В это время иммунная защита ребенка подавлена. Поэтому младенец очень восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию условно-патогенных микробов, которые способны вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета.

Второй критический период – 3-6 месяцев жизни – обусловлен разрушением материнских антител в организме малыша. Но на проникновение инфекции в организме ребенка все же развивается первичный иммунный ответ. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.

Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка. У малыша значительно расширяются контакты с окружающим миром. Основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ, хотя уже могут образовываться иммуноглобулины G. Система местного иммунитета (иммуноглобулины А) сохраняется незрелой. Дети все еще чувствительны к вирусам и бактериальным инфекциям, причем характерны повторные заболевания.

Четвертый критический период – 6-7 лет. У ребенка в этот период уровни иммуноглобулинов М и G соответствуют параметрам взрослых, однако иммуноглобулин А имеет еще низкие значения. В это же время величина иммуноглобулина Е достигает максимального уровня. В 6-7 лет формируются многие хронические болезни, нарастает частота аллергических заболеваний.

Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов (тканевых образований, в которых образуются иммунные клетки и где они приобретают иммунную специфичность). После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний.

Для укрепления защитных сил организма ребенка можно применять различные общеукрепляющие методики: закаливание, контрастные воздушные ванны, одевать малыша соответственно погоде, стараться максимально ограничить контакты с другими детьми в период вспышек сезонных вирусных заболеваний (например, не водить ребенка на различные массовые мероприятия во время эпидемии гриппа).

Достаточно эффективны средства народной медицины, например, чеснок и лук. Эти растения выделяют так называемые фитонциды – вещества, уничтожающие вирусы и бактерии. Обычно их измельчают и расставляют в стеклянных блюдцах в помещении. Нанизанный на ниточку зубчик чеснока можно повесить малышу на шею.

Когда нужно обратиться к иммунологу?

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети до 3 лет переносят 6-8 респираторных заболеваний в год. В среднем, в течение года при нормальном функционировании иммунной системы, ребенок может переболеть 1-2 раза достаточно тяжелыми вирусными инфекциями (грипп, аденовирусная инфекция); до 4-5 инфекций могут протекать легко, в виде насморка, покашливания, невысокой температуры.

В этих случаях родителям не стоит считать, что у малыша снижен иммунитет. Ведь единственный способ полноценно защититься от инфекционных заболеваний – выработать собственный иммунитет, который формируется при встрече с микробом. Частые ОРВИ ни в коей мере не стоит рассматривать как проявление несостоятельности иммунной системы ребенка и говорить об иммунодефиците.

  • Серьезным поводом для обращения к врачу-иммунологу может послужить: частые простудные заболевания, протекающие с осложнениями (ОРВИ, переходящая в бронхит, пневмонию и т.п.);
  • повторные заболевания инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет (ветряная оспа, корь, краснуха и т.д.). Однако здесь стоит учитывать, что если малыш переболел этими заболеваниями до года, то иммунитет к ним может быть не стоек, не давать пожизненной защиты;
  • длительное лечение острых или хронических заболеваний ребенка антибактериальными, противогрибковыми, гормональными препаратами, ослабляющими иммунитет.

Дети, посещающие детский сад, первое время болеют достаточно часто, так как возможность контакта с заболевшими людьми увеличивается. Этот период обычно длится 6-12 месяцев. Причиной повышенной заболеваемости может стать и стрессовая ситуация, нежелание ребенка находиться в дошкольном учреждении и т.п. Однако отмечено, что дети, не посещающие детский сад, болеют реже, но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает.

УДК 616–053.2–097(075.8)

Н.Б. Ахваткина, А.А. МАхалова

Аннотация В статье отображены особенности иммунитета детского возраста, влияние частых респираторных заболеваний на состояние иммунитета, приведены рекомендации для восстановления здоровья ребенка . Повышение резервов иммунной системы и профилактика инфекций у детей раннего возраста достигается грудным вскармливанием, выявлены преимущества естественного вскармливания на состояние иммунитета

Ключевые слова: дети, особенности иммунитета, частые респираторные заболевания

Первый критический период приходится на возраст до 28 дней жизни, второй – до 4–6 мес., третий – до 2 лет, четвертый – до 4–6 лет, пятый – до 12–15 лет.

Первый критический период характеризуется тем, что иммунная система ребенка подавлена. Имму­нитет имеет пассивный характер и обеспечивается материнскими АТ. В то же время собственная им­мунная система находится в состоянии супрессии. Система фагоцитоза не развита. Новорожденный проявляет слабую резистентность к условно–пато­ген­ной, гноеродной, грамот­рицательной флоре. Харак­тер­на склонность к генерализации микробно–воспали­тель­ных процессов, к септическим состояниям. Очень высока чувствительность ре­бен­ка к вирусным инфекциям, против которых он не за­щи­щен материнскими антителами. Примерно на 5–е сут­ки жизни осуществляется первый перекрест в фор­муле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов.

Второй критический период обусловлен разрушением материнских антител. Первич­ный иммунный ответ на проникновение инфекции развивается за счет синтеза иммуноглобулинов класса М и не оставляет иммунологической памяти. Такой тип иммунного от­вета наступает также при вакцинации против инфекционных заболеваний, и только ревакцинация формирует вторичный иммунный ответ с продукцией антител класса IgG. Недостаточность системы местного иммунитета про­является повторными ОРВИ, кишечными инфекциями и дисбактериозом, кожными заболеваниями. Дети отличаются очень высокой чувствительностью к респираторному синцитиальному вирусу, ротавирусу, вирусам пара­гриппа, аденовирусам (высокая подверженность воспалительным процессам органов дыхания, кишечным инфекциям). Атипично протекают коклюш, корь, не оставляя иммунитета. Дебюти­руют многие наследственные болез­ни, включая первичные иммунодефициты. Резко нарастает частота пищевой аллергии, маскируя у детей атопические проявления.

Третий критический период. Значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром (свобода передвижения, социализация). Сохраняется первичный иммунный ответ (синтез IgM) на многие антигены. Вместе с тем, начинается переключение иммунных реакций на образование антител класса IgG. Система местного иммунитета остается незрелой. Поэтому дети остаются чувствительными к вирусным и микробным инфекциям. В этот период впервые проявляются многие первичные иммунодефициты, аутоиммунные и иммунокомплексные болезни (гломерулонефрит, васкулиты и др.). Дети склонны к повторным вирусным и микробно–воспалительным заболеваниям органов дыхания, ЛОР–ор­ганов. Становятся более четкими признаки иммунодиатезов (атопический, лимфатический, аутоаллергический). Проявления пищевой аллергии постепенно ослабевают. По иммунобиологическим характеристикам значительная часть детей второго года жизни не готова к условиям пребывания в детском коллективе.

Четвертый критический период отличается тем, что средняя концентрация IgG и IgM в крови соответствует уровню взрослых, однако уровень IgA в крови еще не достигает окончательных значений. Содержание IgE в плазме крови отличается макси­мальным уровнем в сравнении с другими возрастными периодами, что отчасти обусловлено довольно частыми в это период паразитарными инфекциями – лямблиозом, гельминто­зами. При этом уровень сывороточного IgА остается ниже нормы. Это нередко рассматривается как фактор риска формирования многих хронических заболеваний полигенной при­роды. Может нарастать аллергическая патология.

Пятый критический период происходит на фоне бурной гормональной перестройки (приходится на 12–13 лет у девочек и 14–15 лет – у мальчиков). На фоне повышения секреции половых стероидов уменьшается объем лимфоидных органов. Секреция половых гормонов ведет к подавлению клеточного звена иммунитета. Содержание IgE в крови снижается. Окончательно формируются сильный и слабый типы иммунного ответа. Нарастает воздействие экзогенных факторов (куре­ние, ксенобиотики и др.) на иммунную систему. Повышается чувствительность к микобактериям. После некоторого спада отмечается подъем частоты хронических воспалитель­ных, а также аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальная астма и др.) у многих детей временно ослабевает, но они могут рецидивировать в молодом возрасте.

Причин и факторов риска снижения иммунитета много. Транзиторное снижение иммунитета вызывают недостаточное по белку и энергии питание, дефицит потребле­ния микронутриентов, особенно витаминов А, С, Е, Д, β–каротина, эссенциальных микроэлементов (цинк, железо, селен, йод), полиненасыщенных жирных кислот, наличие хрони­ческих болезней органов пищеварения, инфекционных болезней в анамнезе, прием антибиотиков, воздействие экопатологических факторов, нарушение состава кишечной микро­флоры. Известно, что недостаточное потребление белка и энергии снижает синтез антител. Дефицит в рационе по­линенасыщенных жирных кислот, витаминов А, С, β–ка­ротина, цинка со­провождается нарушениями во всех звеньях иммунного ответа. Недостаток йода снижает активность фагоцитарного звена, компонентов антиоксидантной защиты (витамины А, Е, цинк, селен, др.), неблагоприятно влияет на функциональную активность и жизнедеятельность иммунокомпетентных клеток. Многие острые и хронические болезни негативно влияют на иммунитет, что существенно снижает резистентность ребенка к инфекции и другим повреждающим факторам. Поэтому в ряде случаев с целью повышения эффективности лечения, предупреждения тяжелых осложнений и снижения риска неблагоприятного исхода болезни назначаются препараты, повышающие функциональную активность органов и тканей иммунной системы (иммунотропные препараты). Прио­ри­тетное место среди них должны занимать лекарственные средства эндогенного происхождения, обладающие максимальной иммуномодулирующей активностью и безопасностью. Прежде всего, это препараты интерферона. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Ведущая роль в патогенезе частых респираторных заболеваний, очевидно, принадлежит задержке созревания иммунной системы, различным дефектам ее функционального состояния [5], поэтому обоснован поиск эффективных дифференцированных методов иммунореабилитации.

Основу восстановительного лечения пациентов, часто болеющих респираторными заболеваниями, должны составлять немедикаментозные методы. К ним относятся лечебно-охранительный режим, рациональная диета, лечебная физкультура (дыхательные упражнения, гимнастика, дозированная ходьба с максимальным пребыванием на свежем воздухе), массаж, закаливание, физиотерапия с использованием природных (гелио-, аэро-, бальнеотерапия, грязелечение и т.д.) и преформированных (ингаляции, в том числе гало-, лазеро-, свето-, магнитотерапия, электролечение) средств. Для эффективной реабилитации особое внимание необходимо уделять образовательным программам для пациентов, поскольку образование способствует выработке у них осознанного отношения к назначаемому лечению.
Медикаментозное лечение, осуществляемое в комплексе оздоровительных мероприятий, должно основываться на необходимом минимуме и определяться видом нозологии. Современные особенности течения респираторных заболеваний и новые данные об иммунной системе делают особенно актуальной проблему выбора эффективных иммунокорригирующих препаратов, спектр которых довольно широк:
• иммунокорректоры естественного происхождения (вакцины, эндотоксины, нуклеиновые кислоты, интерфероны, интерфероногены, препараты тимуса и др.);
• синтетические препараты (полиоксидоний, ликопид, иммунофан, бендазол и др.).
Большинство иммунокорригирующих препаратов (стимуляторов, модуляторов) селективно воздействуют на разные звенья иммунной системы, поэтому их назначение требует строгого учета показаний и противопоказаний, динамического клинического и иммунологического контроля, а повторные курсы иммунокорректоров обычно проводят не чаще чем 1–2 раза в год.

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) являются серьезной проблемой здравоохранения из-за их широкой распространенности как у детей, так и у взрослых. ОРЗ составляют около 90% всей инфекционной патологии детского возраста, это самые частые заболевания в амбулаторной практике: более 80% всех вызовов врачей на дом обусловлены ОРЗ. Наиболее высокий уровень заболеваемости респираторными инфекциями отмечается у детей дошкольного возраста, посещающих организованные коллективы. Высокая частота инфекций дыхательной системы у детей обусловлена особенностями созревания иммунной системы ребенка, высокой контагиозностью вирусных инфекций, нестойким иммунитетом к ряду возбудителей (вирусы РС, парагриппа), разнообразием серо- и биотипов пневмотропных бактерий (пневмококков, стафилококков, гемофильной палочки). ОРЗ у детей в настоящее время представляют не только медицинскую, но и социально-экономическую проблему [6].
Острые респираторные инфекции – группа полиэтиологичных заболеваний. Основными возбудителями ОРЗ являются вирусы, тропные к эпителию дыхательных путей и способствующие их вторичной колонизации бактериями. Вирусные инфекции повреждают эпителий дыхательных путей и вызывают воспаление слизистой оболочки. Для воспаления респираторного тракта характерно повышение продукции вязкой слизи, что проявляется насморком и малопродуктивным кашлем. Вязкий секрет способствует прилипанию (адгезии) возбудителей респираторных инфекций на слизистых оболочках респираторного тракта, что создает благоприятные условия для развития бактериальной суперинфекции. В свою очередь микроорганизмы и их токсины ухудшают движение ресничек эпителия, нарушают дренажные функции бронхиального дерева, снижают бактерицидные свойства бронхиального секрета и местную иммунологическую защиту дыхательных путей с высоким риском развития затяжного и хронического течения воспалительного процесса. Поврежденный эпителий бронхов имеет повышенную чувствительность рецепторов к внешним воздействиям, что значительно повышает вероятность развития бронхоспазма и бактериальной суперинфекции [7,8].
Основными бактериальными возбудителями ОРЗ являются пневмотропные микроорганизмы, в том числе пневмококк и другие грамположительные кокки, палочка гемофилюс инфлюэнца, моракселла катаралис, атипичные возбудители (микоплазма, хламидофила пневмонии) и др. Считают, что первичная вирусная инфекция часто приводит к активации эндогенной условно-патогенной флоры. Причина более легкой трансформации этой микрофлоры в патогенную у ряда детей связана с индивидуальными особенностями иммунного ответа, нарушением барьерной функции респираторного тракта, снижением местного иммунитета, а также с суперинфицированием бактериальными агентами. Присоединение бактериальной инфекции приводит к нарастанию тяжести заболевания и может быть основной причиной неблагоприятного исхода. Характер клинической картины ОРЗ во многом обусловлен патогенными свойствами возбудителя. Однако известно, что чем моложе ребенок, тем меньше специфических признаков имеет заболевание.
Таким образом, при респираторной инфекции практически всегда развивается симптомокомплекс, обусловленный поражением слизистой оболочки дыхательных путей на разных ее уровнях (ринит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит).
В современных условиях дети подвергаются воздействию вышеперечисленных факторов риска нарушений работы иммунной системы. Учитывая изложенное, очевидно, что иммунореабилитационные мероприятия заслуживают особого внимания и должны стать составляю­щими программ сохранения и восстановления здоровья.

1 Стефани Д.В., Вельтищев Ю.Е. Клиническая иммунология детского возраста. М.: Медицина, 1977. 276 с.

2 Хаитов Р.М. Физиология иммунной системы. М., 2001. 223 с.

3 Шварцман Я.С., Хазенсон Л.Б. Местный иммунитет. — М.: Медицина, 1978. — 222 с.

4 Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина,1999. — 602 с.

5 Стефани Д.В., Виноградова Т.В., Ружицкая Е.А. и др. Иммунология. 2002; 23 (3): 164–6.

Осенью тема иммунитета особенно актуальна. Давайте начнем с азов. Что такое иммунитет и как он работает?

Иммунитет — это система, которая защищает нас от разрушительных воздействий различных агентов, таких как инфекции, вредные вещества, а также от собственных неправильных клеток — старых или подвергшихся онкологическим изменениям.

Чем отличается иммунитет ребенка от иммунитета взрослого? Какие этапы можно выделить в его формировании?

У новорожденного ребенка еще нет собственной специфической защиты от инфекций, он пока не успел столкнуться с ними. Но в первые несколько месяцев после рождения у малыша имеются материнские антитела — вещества, которые мама передала ему во время беременности через плаценту (в том случае, если у мамы эти антитела имеются). Такая защита сохраняется примерно до полугода, затем иссякает.

Когда ребенок впервые самостоятельно сталкивается с возбудителями, сначала в работу вступает неспецифический иммунитет. Проявления такой реакции обычно очень бурные, поэтому маленькие дети чаще, чем взрослые, болеют с высокой температурой и недомоганием. В процессе болезни происходит знакомство иммунной системы с возбудителем. В ответ она вырабатывает специфические антитела, которые сохраняются в организме какое-то время или даже всю жизнь — в зависимости от инфекции. Таким образом формируется специфический иммунитет ребенка. Обычно годам к семи-восьми ребенок знаком с большинством инфекций, которые свойственны региону его проживания.

Почему у одних детей крепкий иммунитет, а других слабый?

Это не означает, что не существует поломок в иммунитете — иммунодефицитов. А заподозрить их мы можем в тех случаях, когда ребенок переносит более двух пневмоний за год, если у него частые гнойные отиты, если длительно не заживают, нагнаиваются ранки. Конечно, в этих ситуациях необходимо разбираться совместно с врачом.

В действительности поломки иммунитета встречаются нечасто. Они, как правило, генетически обусловлены либо приобретены в результате перенесенных инфекций: вируса иммунодефицита человека либо кори. Корь вызывает снижение иммунитета за счет того, что вирус токсически действует на клетки — лимфоциты, которые вырабатывают антитела.

Среднестатистический ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, который болеет пусть даже десять раз в год, но переносит болезни легко, без осложнений, вряд ли будет иметь иммунодефицит.


Почему кто-то болеет чаще, а кто-то реже?

На заболеваемость влияет множество факторов. Дети, которые чаще контактируют с инфекцией: посещают детские сады или бывают в местах скученности людей и т. д. — естественно, чаще болеют. Есть еще неблагоприятные условия окружающей среды. Например, если в детском саду жарко и воздух сухой, слизистая оболочка носоглотки пересыхает и местный иммунитет работает недолжным образом — ребенок быстрее заболевает. Кроме того, если имеется анемия или дефицит витамина D, увеличены аденоиды, хронические заболевания — это тоже может приводить к частым инфекциям.

Что может сделать заботливый родитель, чтобы ребенок меньше болел? Есть ли вообще реальные способы повлиять на работу иммунной системы?

Если вернуться к тому, что иммунная система невероятно сложна и далеко не полностью изучена, то говорить о каком-либо целенаправленном воздействии без доказанных поломок в конкретном звене иммунной системы нельзя: мы не знаем, к чему приведут такие попытки, не причинят ли они вреда.

Конечно, существуют препараты, используемые для лечения определенных нарушений в звеньях иммунитета, но это не те лекарства, что можно запросто купить в аптеке. Это очень серьезные препараты со своими побочными эффектами и рисками.

То есть совсем-совсем ничего не предпринимать?

Все, что нужно, — это создать условия, чтобы иммунная система своевременно и нормально развивалась. Это здоровый образ жизни, под которым мы понимаем достаточную физическую активность, рациональное полноценное питание, соблюдение режима труда и отдыха. Ребенок, загруженный в школе, должен отдыхать и высыпаться. Нужно составить ему правильный распорядок дня, потому что недостаточное количество сна также влияет на подверженность инфекциям. Если есть хронические заболевания, анемия — важно их контролировать, наблюдаясь у лечащего врача.

Мы можем также влиять на иммунитет с помощью вакцинации. Но это не влияние на иммунитет в целом, а образование защиты против конкретных инфекций — того самого специфического иммунитета как после перенесенной инфекции, но без ее разрушительных последствий. Применяемые в педиатрической практике вакцины созданы против тех возбудителей, которые наиболее опасны у детей. Поэтому с помощью вакцинации, конечно же, мы можем ребенка от этих инфекций защитить.

Вакцины, которые входят в национальный календарь прививок, — это необходимый минимум, с помощью которого мы можем обезопасить ребенка при встрече с данными инфекциями. Кроме того, существует вакцинация дополнительная — это прививки, не входящие пока в национальный календарь, но тоже важные и нужные, например от ветряной оспы, менингококковой инфекции, гепатита A, ротавируса.

Отдельно стоит сказать о ежегодной вакцинации от гриппа. Грипп по сравнению с другими ОРВИ вызывает наибольшее количество осложнений вплоть до летального исхода. И особенно уязвимы при эпидемиях гриппа категории младенцев, маленьких детей и пожилых людей. Штаммы вируса гриппа быстро мутируют, поэтому состав вакцин ежегодно пересматривается и меняется в зависимости от ожидаемых в новом сезоне типов возбудителя. Не всегда удается точно предсказать его, поэтому иногда прививка от гриппа оказывается не настолько эффективной, как нам бы хотелось. И тем не менее это неплохой шанс защититься от тяжелого течения заболевания и его осложнений.


Что делать родителям часто болеющих детей? Избегать детского сада, поездок, массовых мероприятий?

Повторюсь, если мы говорим про то, что ребенок часто болеет, но без серьезных бактериальных осложнений, то об иммунодефиците речи не идет. Держать ребенка искусственно дома и не выпускать его в социум нерационально: он все равно с этими инфекциями столкнется рано или поздно.

Иммунитет специфический у него к этим инфекциям не появится сам собою, без контакта. С того момента, как ребенок начинает активно контактировать с возбудителями, он начинает болеть чаще. Это нормальный этап становления иммунной системы. Понятно, что родители переживают, когда температура, и плохое самочувствие, и все прелести ОРВИ, но это не повод совершенно изолировать ребенка.

Важно ведь не то, сколько раз болеет ребенок, а то, как он эти болезни переносит. И вот для того, чтобы снизить вероятность бактериальных осложнений, которые могут быть на фоне вирусных инфекций, мы можем привить его от пневмококковой инфекции, гемофильной инфекции — от тех возбудителей, которые наиболее часто вызывают такие осложнения у детей.

Избегать мест скопления людей, массовых мероприятий в период подъема заболеваемости вирусными инфекциями, безусловно, целесообразно. Но с посещением детского коллектива гораздо сложнее. Многие родители работают, и ребенку приходится находиться в саду вне зависимости от эпидсезона.

В государственных садах проблема еще в том, что наполняемость групп очень высокая, скученность народа, сухой жаркий воздух в помещении. Все это способствует более частым заболеваниям. Идеальный сад — это тот сад, в котором просторно, соблюдается режим температуры и влажности воздуха в помещении, а дети много гуляют на улице.

Поездки с ребенком — это неплохо, даже замечательно. Но если путешествуете за рубеж, важно узнать, какие в этом регионе встречаются инфекции, чтобы своевременно защитить себя и ребенка.

А что вы скажете о путешествиях с совсем маленькими, еще не привитыми детьми? Стоит ли их поберечь или можно смело колесить с малышом по миру?

Действительно, рациональное зерно в том, чтобы беречься, есть. Ребенок заболевает тогда, когда контактирует с инфекцией, защиты от которой не имеет. Если грудничок путешествует с родителями, он неизбежно встретится с большим количеством людей, которые могут быть переносчиками возбудителей. И если мамины антитела от этих инфекций, переданные малышу во время беременности, уже пропали (или их не было у мамы в принципе), а ребенок не получил соответствующей прививки, то вероятность заболеть существенно возрастает.

Еще важно помнить, что маме нужно озаботиться собственным иммунитетом уже на этапе планирования ребенка — посмотреть свою карту прививок, выяснить, чем болела из детских инфекций, узнать, нет ли необходимости в ревакцинации. Например, от коклюша. Это нужно для того, чтобы родившийся ребенок в первые месяцы жизни, до начала собственной вакцинации, имел защиту от этих возбудителей.

На мой взгляд, путешествовать с маленьким ребенком лучше все же тогда, когда у него уже имеется защита от наиболее опасных инфекций. Но, в принципе, это не возбраняется. Ничего плохого и страшного здесь нет. Просто, если планируете путешествовать с малышом, позаботьтесь об иммунитете будущей мамы, а когда малыш родится — своевременно его прививайте.

Грудное вскармливание тоже влияет на иммунитет? Как это происходит?

Да, в молоке есть антитела, но поскольку это белки, то в желудочно-кишечном тракте они распадаются, не попадая в кровь ребенка. Но на местный иммунитет — иммунитет слизистых оболочек — безусловно, грудное вскармливание влияет, стимулирует его. Кроме того, ГВ — один из факторов формирования хорошей, правильной микрофлоры на слизистых оболочках ребенка, которая не даст патогенам внедриться и вызвать болезнь (так называемая колонизационная резистентность).


Многие врачи при ОРЗ и ОРВИ назначают большие списки лекарств и даже антибиотики. Как избежать ненужного приема лекарств?

ОРВИ — это в подавляющем большинстве случаев доброкачественно текущее заболевание, самопроходящее. Возбудителей ОРВИ сотни. Как-то активно воздействовать на сами эти вирусы мы пока не умеем. Организм справится с инфекцией сам и выработает иммунитет к конкретному возбудителю, а нам нужно просто помочь ребенку: создать благоприятные условия для борьбы с вирусом. Проветрить комнату, включить увлажнитель воздуха. Ребенка нужно обильно поить, особенно если он лихорадит, чтобы слизистые оболочки были увлажнены и нормально функционировали, чтобы кровоток был адекватный, быстро выводились ненужные вещества. Лечение ОРВИ в основном включает в себя воздействие на симптомы (улучшение носового дыхания, снижение температуры по необходимости, облегчение кашля и т. д.).

Никаких особенно активных действий при вирусных инфекциях обычно от нас не требуется. Это важно помнить, и, если возникают вопросы о целесообразности назначаемых препаратов, не стесняться задавать их своему врачу.

А как насчет оксолиновой мази? Ее иногда даже в детском саду выкладывают, рекомендуют мазать носы в период эпидемий… Подходит она для профилактики?

У оксолина нет доказанной эффективности в отношении вирусов. Кроме того, мазь имеет вязкую структуру, а на слизистой оболочке носа есть реснички, эти реснички работают на эвакуацию слизи из носа, они должны выводить слизь и все, что к ней прилипло, наружу. Если же мы наносим такую маслянистую субстанцию, то реснички работают плохо, соответственно, те вирусы и бактерии, которые на слизи осели, там и останутся.

Одна из рекомендаций для более эффективной работы слизистой носоглотки — увлажнение носа физиологическим раствором. Существует целый ряд различных его коммерческих вариаций. Это безопасно и может оказаться полезным в период подъема заболеваемости.

Недавно в СМИ прозвучал совет от врача о профилактике простуды: носить с собой носовой платок, пропитанный капельками масла чайного дерева, можжевельника, эвкалипта, мирры, кедра или хвои. Это может подойти детям?

Пахнут они приятно, тут, конечно, не поспоришь. Но доказанной эффективности они также не имеют. Нет качественных исследований. Более того, эфирные масла для ребенка потенциально опасны. Эти вещества могут вызвать реакцию в виде бронхоспазма, возникновения одышки. Дети склонны к таким проявлениям. Поэтому эфирные масла для них в принципе не стоит использовать. Среди родителей еще популярен такой метод лечения: ингаляции через небулайзер с эфирными маслами. Этого категорически нельзя делать! Бронхоспазм может развиваться быстро и внезапно. Вообще, небулайзер должен использоваться в редких случаях, по показаниям, для доставки в дыхательные пути конкретных лекарств, назначенных врачом. Никаких ингаляций с минеральной водой, ничего этого не нужно!

Почему это вредно?

Небулайзер — это прибор для доставки лекарства глубоко в бронхи. Оно измельчается до состояния тумана. Это необходимо, например, в случае обструктивного бронхита, для того, чтобы доставить в бронхи бронхорасширяющий или противовоспалительный препарат. Это серьезные лекарства, имеющие свои показания, противопоказания и побочные эффекты. Мы всегда должны стараться определить соотношение риска и пользы применения / неприменения лекарственного препарата. Это компетенция врача.

А вот ингаляции с минеральной водой могут пересушить слизистую дыхательных путей или вызвать ее раздражение. Чаще всего достаточно прохладного увлажненного воздуха в помещении, не менее 50–60%, температура 18–22 °С, использования физраствора в нос. Есть еще порочная практика делать ингаляции с нафтизином — это крайне опасно! Передозировка данного препарата наступает очень быстро, с развитием комы.

Какие еще ошибки делают родители в попытке укрепить иммунитет — из вашей практики?

Много способов находят. Начиная от иммуномодуляторов и противовирусных препаратов, БАДов, поливитаминов, необходимость которых тоже не доказана, до всевозможных народных средств: кулоны с чесноком, алоэ и прочим. Что касается витаминов, то необходимость в профилактическом приеме в настоящее время обоснована только для витамина D. Другие витамины назначаются лишь в случае их подтвержденного дефицита (по анализам). Прием поливитаминов может стать причиной передозировки отдельных их компонентов, ведь мы не знаем, сколько конкретного витамина в организме.

То есть напоследок можно пожелать родителям успокоиться и не вмешиваться в иммунитет ребенка?

Именно так. Успокоиться, принять тот факт, что маленькие дети часто болеют, и это естественно и нормально. И направить свою энергию на создание благоприятных условий для роста и развития ребенка, в том числе для формирования его иммунитета, а с помощью вакцинации защитить от управляемых инфекций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции