Перечень инфекционных заболеваний при которых вводится карантин

КоАП РФ

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации* или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий -

ТО ЕСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УСТАНОВЛЕНА:

- за невыполнение СПМ:

+ в период режима ЧС*

+ при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих

+ в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина)

*в ФЗ о СЭБН нет регулирования режима ЧС

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ

"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина);

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

- принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением;

- введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;

Статья 29. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

3. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Статья 50. Права должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор

2. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;

о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)

2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Напр.

Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 N 763-р

Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р (ред. от 25.03.2020)

3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановление Прав-ва РФ от 31 января 2020 г. N 66

Правительство Российской Федерации постановляет:

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4916), дополнить пунктом 16 следующего содержания:

"16. В 34.2 коронавирусная инфекция (2019-nCoV)".

Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 529

"Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор"

1. Установить, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан:

- принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации;

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2006 N 886

"Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по подготовке предложений о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях"

7. При возникновении угрозы появления в обслуживаемой организации массовых инфекционных заболеваний, могущих нанести значительный экономический ущерб и вызвать негативные социальные последствия, или их распространения за пределы обслуживаемой организации, должностное лицо территориального органа ФМБА России готовит мотивированное решение о необходимости введения в организации ограничительных мероприятий (карантина) и немедленно выносит предписание о введении ограничительных мероприятий (карантина) в обслуживаемой организации. Предписание в течение часа вручается руководителю организации под расписку.

8. При возникновении угрозы появления на обслуживаемой территории массовых инфекционных заболеваний, могущих нанести значительный экономический ущерб и вызвать негативные социальные последствия, или их распространения за пределы обслуживаемой территории должностное лицо территориального органа ФМБА России немедленно (по факсу или электронной почте) направляет в ФМБА России материалы оперативного эпидемиологического анализа с обоснованием необходимости введения ограничительных мероприятий (карантина) на обслуживаемой территории. (Справка об эпидемической ситуации на обслуживаемой территории.)

Предписание (по факсу или электронной почте) в течение часа направляется в орган исполнительной власти обслуживаемой территории, региональное (межрегиональное) управление ФМБА России, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъекте Российской Федерации, а также Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации, в Минздравсоцразвития России и Правительство Российской Федерации.

ИТАК, ОМ (карантин) – это особый случай СПМ.

ОМ (карантин) должны вводиться:

- либо нормативными правовыми актами российской федерации в отношении всей территории РФ;

- либо нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта рф на всей территории субъекта либо его части.

КоАП РФ

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ст. 6.3 (ч.1 и ч.2) может применяться ТОЛЬКО при нарушении ФЕДЕРАЛЬНЫХ правил (ограничений).

КОАП РФ

Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения

1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, -

Данная норма вводит ответственность за нарушения ФЕДЕРАЛЬНЫХ Правил поведения.

Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 417

"Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации"

В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановляет:

3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:

а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица);

в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;

д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом "в" настоящего пункта и подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил.

4. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:

а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта;

б) заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону;

в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью;

г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации;

д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ

"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правительство Российской Федерации:

а) издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение;

а.1) принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера;

а.2) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта;

ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.

ИТАК, режим ПГ вводится Правительством РФ.

Субъект РФ может ввести режим ПГ и дополнительные требования к Правилам поведения ЛИШЬ при наличии решения Пр-ва РФ об установлении режима ПГ на всей территории или территории, куда входит данный субъект РФ.

На территории РФ и нигде в субъектах Правительством РФ не вводился режим ПГ.

Статья 3.18.1. Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы

2. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, -

Закон Московской области

Статья 3.6. Нарушение требований нормативных правовых актов Московской области, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Московской области

2. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов Московской области, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Московской области, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, –

Регулирование режима ПГ в ФЗ о СЭБН ОТСУТСТВУЕТ.

Таким образом, ответственность по данной норме может наступать лишь при нарушении ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ Правил поведения, установленных субъектом РФ при введении Правительством РФ режима ПГ НА ТЕРРИТОРИИ ДАННОГО СУБЪЕКТА РФ.

Граждане, которые были отстранены от работы вследствие заразного заболевания окружавших их лиц, а также в некоторых других случаях при объявлении карантина, имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности, основанием для выплаты которого является листок нетрудоспособности. Каковы нюансы оформления больничного листа в период карантина? Какие временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по ним в случае карантина утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 № 294? Каков период их действия? На кого распространяется действие особого порядка выдачи больничных? Каковы действия застрахованных лиц при обращении за листком нетрудоспособности при карантине в связи с новым коронавирусом? Каковы источники финансирования пособия и порядок его выплаты?

Введение ограничительных мероприятий.

Карантин может вводиться в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, на территории РФ, территории соответствующего субъекта РФ, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Ограничительные мероприятия вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019‑nCoV, Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2020 № 635‑р предусмотрено временно ограничить въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе прибывающих с территории Республики Белоруссия, а также граждан Республики Белоруссия) с 00 часов 00 минут по местному времени 18.03.2020 до 00 часов 00 минут по местному времени 01.05.2020.

Кроме того, МВД получило указание с 00 часов 00 минут по местному времени 18.03.2020 временно приостановить прием документов, оформление и выдачу приглашений на въезд в РФ в целях обучения и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также разрешений на привлечение и использование труда иностранных работников и разрешений на работу указанным гражданам.

Одновременно были признаны утратившими силу распоряжения Правительства РФ, которыми устанавливались ограничения на въезд в РФ граждан из отдельных государств.

Временный порядок выдачи и оплаты больничных листов.

Временные правила будут действовать до 1 июля 2020 года. Они распространяются:

на застрахованных лиц, прибывших в РФ из стран, где зарегистрированы случаи заболевания коронавирусной инфекцией 2019‑nCoV;

Также новые правила надо учесть в своей работе:

страхователям-работодателям, у которых трудятся вышеназванные граждане;

медицинским организациям, отобранным для выдачи больничных листов согласно Временным правилам. В каждом субъекте РФ может быть не больше трех уполномоченных организаций (п. 4), право на выбор которых закреплено за региональными властями. Перечень уполномоченных медицинских организаций должен быть направлен в Минздрав в течение двух рабочих дней после вступления в силу Временных правил.

Предусмотрена следующая последовательность действий:

ФСС передает информацию в медорганизацию;

медорганизация формирует электронный листок нетрудоспособности;

ФСС получает информацию о больничном от медорганизации и идентифицирует страхователя (через ПФР по СНИЛС), после чего запрашивает у него сведения для назначения и выплаты пособия;

страхователь в течение двух рабочих дней с даты получения запроса от ФСС или с даты, когда работник сообщил номер больничного листа, представляет нужные сведения (аналогично правилам пилотного проекта по осуществлению прямых выплат) (п. 14 Временных правил);

ФСС выплачивает пособие.

Каков порядок выдачи листка нетрудоспособности?

Пунктом 3 Временных правил предусмотрено, что больничный лист во время карантина вправе выдавать уполномоченная медицинская организация.

Действия застрахованного лица в целях получения листка нетрудоспособности

Войти в личный кабинет и направить заявление можно, зарегистрировавшись на портале госуслуг.

Обратите внимание: заявление о выдаче электронного листка нетрудоспособности может быть подано лицом, зарегистрированным в единой системе идентификации и аутентификации, за другое застрахованное лицо, не зарегистрированное в указанной системе, с его согласия.

В заявлении нужно указать:

адрес места жительства или пребывания;

номер полиса ОМС;

номер и дату выдачи загранпаспорта;

согласие совместно проживающего лица, не зарегистрированного на портале госуслуг, на подачу заявления от его имени;

иное подтверждение факта совместного проживания

Приложить необходимые сведения и документы (п. 7 Временных правил):

электронные образы первого листа загранпаспорта с фотографией, а также страниц с отметками о пересечении госграницы РФ;

электронный билет, электронный образ проездного документа либо иных документов, которые подтверждают, что застрахованное лицо было на территории иностранного государства;

Минтруд в Информации от 18.03.2020 обратил внимание на тот факт, что впервые реализована возможность получить больничный лист во время карантина дистанционно. Запуск механизма, прописанного во Временных правилах, дает возможность находящимся на карантине гражданам удобно оформить листок нетрудоспособности при карантину, а тем, кто посещает медицинские учреждения, – избежать контактов с потенциальными носителями вируса.

Пособие назначается и выплачивается на основании листка нетрудоспособности в электронной форме. Он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью медработника и медорганизации (п. 3 Временных правил).

Больничный лист формируется сразу на 14 дней на основании заявления застрахованного лица и прилагаемых документов (п. 9 Временных правил).

Если медорганизация выдала больничный лист на основании очной экспертизы временной нетрудоспособности, она не позднее следующего рабочего дня должна передать в ФСС сведения о выдаче электронного больничного листа (п. 16 Временных правил).

Каковы источники финансирования пособия и порядок его выплаты?

Оплата больничного листа производится полностью за счет средств ФСС (п. 10 Временных правил). Никаких дополнительных расходов для страхователя не предусмотрено, его обязанности ограничиваются оперативным представлением документов.

ФСС назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности в следующие сроки (п. 15 Временных правил):

за первые семь календарных дней временной нетрудоспособности – в течение одного рабочего дня со дня получения от страхователя документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, но не позднее окончания седьмого календарного дня нетрудоспособности;

за последующие календарные дни временной нетрудоспособности – в течение одного календарного дня со дня окончания нетрудоспособности.

Общие правила назначения и выплаты пособия при карантине.

карантина застрахованного лица;

карантина ребенка в возрасте до семи лет, посещающего дошкольную образовательную организацию;

члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным. Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека (п. 1 ст. 29 ГК РФ). Недееспособность признается судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

При временном отстранении от работы граждан, контактировавших с инфекционными больными, или граждан, выявленных как бактерионосители, листок нетрудоспособности выдается врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия – лечащим врачом (п. 42 гл. VI Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н (далее – Порядок)).

Продолжительность отстранения от работы определяется утвержденными сроками изоляции лиц, перенесших инфекционные заболевания и соприкасавшихся с ними.

На основании п. 42 Порядка при временном отстранении от работы граждан, контактировавших с инфекционными больными, или граждан, выявленных как бактерионосители, листок нетрудоспособности при карантину выдается врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия – лечащим врачом. Продолжительность отстранения от работы в этих случаях определяется утвержденными сроками изоляции лиц, перенесших инфекционные заболевания и соприкасавшихся с ними.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период (ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 255‑ФЗ).

В ряде случаев пособие по временной нетрудоспособности не назначается (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 255‑ФЗ). В частности, больничный лист не оплачивается:

за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты работником трудоспособности вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;

за период отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата;

за период заключения под стражу или административного ареста;

за период проведения судебно-медицинской экспертизы;

  • за период простоя (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 7 Федерального закона № 255‑ФЗ).
  • Пособие при карантине выплачивается за счет средств ФСС с первого дня.

    Листок нетрудоспособности в случае карантина в детском саду и школе ребенка работника

    Один из родителей (работающий) ребенка в возрасте до семи лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности.

    Родители школьников не могут воспользоваться правом на получение пособия при карантине.

    Действия работника в ситуации, когда детский сад, который посещает его ребенок в возрасте до семи лет, закрыли на карантин:

    в детской поликлинике, которая обслуживает этот детский сад, взять справку у врача-эпидемиолога. В отдельных случаях справку, подтверждающую карантин, выдают эпидемиологи центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора (СЭС), куда нужно представить справку из детского сада о введении карантина. О том, как получить справку эпидемиолога в своем населенном пункте, работник может узнать у заведующей детским садом или у своего педиатра;

    на основании полученной справки оформить больничный лист по карантину у педиатра в поликлинике, где наблюдается ребенок. В случае отказа в выдаче листка нетрудоспособности в связи с карантином в детском саду работник может обратиться или в управление здравоохранения, которому подчиняется эта детская поликлиника, или в территориальный орган Росздравнадзора.

    Листок нетрудоспособности выдается в соответствии с п. 43 гл. VI Порядка на весь период карантина, установленного на основании решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, а также решения уполномоченных должностных лиц, федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения, принимаемого в соответствии со ст. 31 Федерального закона № 52‑ФЗ.

    Пособие выплачивается за весь период карантина (начиная с первого дня) за счет средств ФСС (ч. 3 ст. 3, п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 255‑ФЗ). Время карантина в количество календарных дней ухода за больным ребенком не включается.

    Если работнику не выдали больничный лист…

    Если сотрудник вернулся из страны, где выявлены случаи заболевания коронавирусом, его необходимо отправить на карантин. Однако законодательством не установлено, как оформить такую процедуру.

    В Постановлении Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108‑ПГ говорится о том, что работодателям необходимо оказывать содействие работникам в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому на установленный срок. Кроме того, работодателям рекомендовано переводить работников на дистанционную работу.

    В случае установления сотрудникам дистанционного характера работы нужно заключить с ними дополнительные соглашения и на их основании издать приказ.

    На практике возможна ситуация, когда из‑за внешних обстоятельств сотрудники не могут попасть на рабочие места, вследствие чего приостанавливается деятельность работодателя, что является частным случаем простоя (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Начало и окончание простоя нужно зафиксировать – издать приказ о продолжительности простоя и его оплате. При необходимости потери от простоя можно указать в отдельном акте. Сотрудники, в отношении которых действует приказ о введении простоя, должны быть ознакомлены с данным приказом под подпись. Дни невыхода на работу подлежат оплате как простой по не зависящим от сторон обстоятельствам (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции