Особенности сестринского ухода при инфекциях жкт

По данным ВОЗ ведущее место в патологии детского возраста занимают острые кишечные инфекции (ОКИ). Каждую минуту от них в мире погибает 10 детей, часть из которых умирают от некачественного ухода и ежегодно регистрируется в мире до 1,2 млрд. кишечных заболеваний. Поэтому от эффективности организации работы при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями средним медицинским персоналом при своевременной постановки диагноза зависит исход заболевания.

Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов сестринской деятельности при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  1. Определить и охарактеризовать основные виды острых кишечных инфекций у детей;
  2. Изучить особенности ухода и наблюдения за детьми с ОКИ.
  3. Систематизировать основные принципы работы медицинских сестер отделения воздушно-капельных инфекций ДИБ города Краснодара.
  4. Проанкетировать родителей этих детей на предмет знаний особенностей ухода у данной категории пациентов.
  5. Исследовать мнение медицинских сестер о необходимости создания памятки по уходу за детьми с ОКИ.
  6. Сделать выводы и предложения по теме исследования.

Исследование показало, что в ЦРБ продолжает увеличиваться количество исследований на возбудителей острых кишечных инфекций в 1,3 раза или на 33%, по сравнению с 2011 годом.

Из проведенных лабораторных исследований по количеству выделенных культур неизменными лидерами остаются сальмонеллы и различные энтеропатогенные кишечные палочки, которые представлены. Как видно, в общее количество выделенных патогенных микроорганизмов изменилось не значительно, увеличение было лишь на 3,5%. В динамике рост превалирует у ЭТЭ и ЭИЭ. Особенно их количество сильно увеличились в 2012 году на 114% по сравнению с 2011 г. И сальмонеллез в 2014 г. примерно на 42,1%, кампилобактерии – на 216,7% по сравнению с 2011 г.

Как видно из приведённых данных большинство составляют Salm. гр. D 82%, 80% и 67% за три года.

Серологическая группа D оказалась доминирующей и была представлена только одним серологическим вариантом – Salmonella enteritidis. Частоту регистрации сальмонеллеза, в группе детей можно объяснить тесным общением детей этой возрастной группы в организованных коллективах и их низкой самоорганизацией. Заболевание протекает в локальной форме гастроэнтерита, ведущий синдром - диарейный.

Для проведения эмпирического исследования были выбраны два отделения инфекционное и педиатрическое. Мощность инфекционного отделения для взрослых -10 коек, а для детей -20, в педиатрическом отделении – 25 коек. Полученные данные говорят о большом потоке больных в данных отделениях. При этом показатель работы койки во взрослом инфекционном отделении соответствует норме, а показатель в детском и педиатрическом отделении – выше. Что говорит о повышенной нагрузке на мед. персонал и можно объяснить нехваткой коек для данного контингента пациентов.

Укомплектованность инфекционного отделения средним медперсоналом составляет 55%, младшим медперсоналом составляет 51,8%. Укомплектованность средним медперсоналом педиатрического отделения составляет 84%, младшим медицинским персоналом 91,3%. Укомплектованность врачами составляет 80,9%. В структуре преобладают высшая и первая категории, что показывает высокий профессионализм мед. персонала и значит высокое качество предоставляемых услуг.

С целью изучения проблем пациентов детского инфекционного отделения было проведено сплошное исследование на базе Усть-Лабинской РЦБ родителей детей находящихся в детском и инфекционном отделении. В анкетировании (анонимно) приняли участие n= 30 родителей детей.

Большинство детей респондентов, лежащих в отделениях, соответствуют возрасту от 1 года до трёх – 56,7% и дети первого года – 36,7%. По составу семьи: у 18 человек семья полная – 60%, остальных воспитывали один родитель или опекун. По условиям жилья: большинство 16 семей – 53,3% проживают в отдельной квартире остальные в коммунальной или общей квартире.

Проблему с тошнотой и рвотой имеют большинство детей 30 человек, из них 28 человек имеют сопутствующую лихорадку и 37 диарею. При этом страх и слабость испытывают 23 человека. Большинство 21 испытывают дискомфорт.

Опрошенные – 90%, удовлетворены ухо­дом и мед. помощью которую им предоставляют в отделение. Этот показатель так же говорит о хорошем качестве предоставляемых услуг.

Проблему связанные со стрессом, дефицитом знаний о заболеваемости, и уходом за ребенком отметили большинство – 26 человек.

В результате проведённого исследования полученные следующие результаты:

Анализ двадцати современных источников литературы выявил, что в настоящее время заболеваемость кишечными инфекциями в России остается достаточно высокой. Острые кишечные инфекции занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости, особенно среди пациентов детского возраста.

Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями влияют на сестринский процесс в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо - физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.

Систематизация основных принципов работы медицинских сестер отделения, проведённое исследование проблем пациентов с острыми кишечными инфекциями путем анкетирования родителей, мнения медицинских сестер позволило выявить, что основными особенностями сестринского ухода у детей с острыми кишечными инфекциями являются:

  • строгое выполнение врачебных назначений;
  • необходимая подготовка к лабораторным и инструментальным методам исследования;
  • разъяснение и убеждение в необходимости проведения исследований;
  • соблюдения всех врачебных назначений и динамическое наблюдение за ребенком;
  • соблюдение санитарно-противоэпидеми­ческого режима в отделении: обеспечение инфекционной безопасности для родителей, персонала пациентов;
  • оценка состояния ребенка при каждом контрольном посещении и поддержание его положительного эмоционального состояния;
  • установление с ребенком и его родителями доверительных отношений;
  • поддержка родителей на всех стадиях развития заболевания
  • восполнение дефицита знаний родителей о причинах заболевания, факторах риска, особенностях течения и др.
  • обучение родителей приемам профилактики кишечных инфекций формирование здоровых привычек не только ребенка, но и всей семьи.

Для улучшения качества оказываемой сестринской помощи необходимо ввести в штатное расписание отделения острых кишечных инфекций 4,5 ставки медицинской сестры процедурного кабинета.

Обеспечить отделение перфузорами для проведения инфузионной терапии с целью дозированного введения инфузионных растворов и соблюдения скорости инфузии.

Создать методические рекомендации с актуальными результатами исследований по проблеме ухода за пациентами детского возраста в инфекционном отделении.

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы работы. Ротавирусная инфекция является инфекцией, вызываемой ротавирусом, которая протекает с поражением желудочно-кишечного тракта. Для этого заболевания характерно острое начало и крайне редко встречаются хронические формы этого заболевания. Каждый год в мире выявляется более миллиарда случаев ротавируса. Как правило, вирус чаще поражает детей, нежели взрослых. Последние могут подхватить заболевание при уходе за больным ребенком, реже заражение происходит из внешнего источника. Отличить ротавирусную инфекцию от отравления в домашних условиях бывает весьма проблематично, поэтому при любых подозрительных симптомах рекомендуется обращаться за медицинской помощью. В соответствии со сведениями, основанными на данных современной медицинской вирусологии, в природе существует несколько групп вирусов, которые способны вызвать диарею. Одной из самых распространенных на территории России является кишечная инфекция, вызванная ротавирусом. Ротавирусная инфекция чаще всего поражает детей раннего возраста. Так, в первые три года жизни данная патология выявляется у 80,4% пациентов. В возрастной группе 5-9 лет заболевание определяется только в 19,6% случаев. Ротавирусы являются одной из ведущих причин возникновения тяжелой диареи, приводящей к дегидратации организма у детей младшего возраста. Основным носителем ротавирусной инфекции являются дети, посещающие детский сад или другие детские коллективы. Среди детей дошкольного возраста носителем данного вируса являются от 1,5 до 9% детей [8]. Большое значение в лечении ротавирусной инфекции имеет организация сестринского ухода за ребенком. Сестринский уход за детьми с данной инфекцией представляет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего обслуживания пациента, выполнения врачебных назначений, создания оптимальных условий и обстановки, способствующих быстрейшему выздоровлению, а также предотвращение возможных осложнений. Следовательно, изучение сестринского процесса при ротавирусной инфекции у детей на актуально, а роль медицинских сестер значима. Объект работы – ротавирусная инфекция у детей раннего возраста. Предмет работы – сестринская помощь при ротавирусной инфекции у детей раннего возраста. Цель работы – систематизировать знания по лечению и уходу за детьми раннего возраста с ротавирусной инфекцией. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) Дать характеристику ротавирусной инфекции у детей раннего возраста. 2) Рассмотреть сестринский процесс при ротавирусной инфекции у детей. 3) Определить особенности сестринского ухода и наблюдения за детьми раннего возраста с острыми кишечными инфекциями. Методы работы. При написании работы применялся обзорно-аналитический метод – анализ и обобщение научной литературы по обозначенным вопросам. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы, выводы и обобщения, сформулированные в данной работе, могут быть использованы как в сестринской деятельности при уходе за детьми раннего возраста с ротавирусной инфекцией, так и в дальнейших разработках эффективных алгоритмов сестринского процесса при острых кишечных инфекциях у детей. Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе изучения научной литературы по теме работы было выявлено, что по оценкам экспертов ВОЗ, практически каждый ребенок в течение первых трех лет жизни переносит ротавирусную инфекцию. В странах с низкими доходами населения средний возраст первичного заболевания ротавирусной инфекцией колеблется от 6 до 9 месяцев (80% случаев наблюдается среди детей младенческого возраста младше 1 года) Тогда как в странах с высокими доходами населения первый эпизод инфекции может иногда проявляться в возрасте 2-5 лет, хотя большинство случаев все-таки наблюдается среди детей младенческого возраста (65% случаев наблюдается в возрасте до 1 года). В нашей стране в последние годы отмечается умеренная тенденция к росту заболеваемости ротавирусной инфекцией. При правильном лечении ротавирусная инфекция не вызывает осложнений. При обильном жидком стуле может развиться обезвоживание. Хотя в большинстве случаев наступает выздоровление, смертельные исходы могут наблюдаться, в основном, среди детей в возрасте одного года и младше. Поэтому, медицинская сестра должна принимать активное участие в лечении заболевания и уходе за пациентами раннего возраста, реабилитации и профилактике. С этой целью были систематизированы особенности сестринского ухода и наблюдения за детьми раннего возраста с ротавирусной инфекции, выявлены методы лечения и профилактики. Для достижения цели работы выполнены следующие задачи: Даны основные характеристики (определение заболевания, этиология, патогенез, клиническая картина, методы диагностики, способы лечения, возможные осложнения, прогноз и профилактика заболевания) ротавирусной инфекции у детей раннего возраста. Выяснилось, что алиментарный механизм передачи инфекции обеспечивает высокую заразность ротавирусной инфекции. Дети дошкольного возраста по-разному переносят ротавирусную инфекцию в зависимости от возраста и состояния организма в целом. Возрастная группа детей от одного до трех лет, также как и груднички, является наиболее уязвимой перед ротавирусом. Заболевание в этой возрастной группе протекает в средней или тяжелой форме. Передача вируса происходит преимущественно фекально-оральным путем непосредственно от человека человеку или через загрязненные предметы. Ротавирус, попадая в просвет тонкого кишечника, приводит к развитию ротавирусного энтерита. Данное заболевание, характеризующееся выраженной зимне-осенней сезонностью, как правило, протекает в 2 этапа: вначале появляются симптомы, схожие с ОРВИ, а затем к ним присоединяется диарея. При массивном инфицировании и тяжелом течении заболевания возможно развитие осложнений, приводящих к нарушению водно-солевого баланса и обезвоживанию организма. Чаще ротавирус вызывает симптомы обезвоживания у детей раннего возраста. Рассмотрен сестринский процесс при ротавирусной инфекции у детей. Также были определены особенности сестринского ухода и наблюдения за детьми раннего возраста с острыми кишечными инфекциями. Сестринский уход за детьми с ротавирусной инфекцией представляет собой целый спектр диагностических, санитарных, гигиенических и психологических мероприятий. Роль медицинской сестры состоит в уходе за больным ребенком, в проведении просветительной работы с его родителями/родственниками. Медицинская сестра должна знать все особенности ухода за больными детьми, чтобы не допустить ошибки и не подвергнуть риску себя, пациента и всех, кто его окружает. Систематизированный материал по оказанию сестринской помощи детям раннего возраста с ротавирусной инфекции будет использован при подготовке выпускной квалификационной работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Григорьев, К.И. Особенности оказания сестринской помощи детям [Текст]: учебное пособие / К.И. Григорьев, Р.Р. Кильдиярова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 260 с. 2. Калмыкова, А.С. Педиатрия. Основы ухода за больными [Текст]: учебник / А.С. Калмыкова; под ред. А.С. Калмыковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 314 с. 3. Католикова, О.С. Сестринский уход в педиатрии [Текст]: учебное пособие / О.С. Католикова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 539 с. 4. Ротавирусная инфекция у детей: особенности течения и терапии [Текст]: методические рекомендации для врачей / Л.Н. Мазанкова [и др.]. – М.: РМАПО; Тверь: Триада, 2014. – 31 с. 5. Соколова, Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 382 с. 6. Тульчинская, В.Д. Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учебное пособие / В.Д. Тульчинская [и др.]; под общ. ред. Р.Ф. Морозовой. – изд. 20-е, испр. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 378 с. 7. Черненков, Ю.В. Сестринский процесс в педиатрии [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Черненков, В.Д. Трифонов. – Саратов: Изд-во СГМУ, 2016. – 239 с. 8. Эпидемиология, клиника, лечение и иммунопрофилактика ротавирусной инфекции [Текст]: учебное пособие / Н.И. Брико [и др.]; под ред. Н.И. Брико). – М.; Нижний Новгород: Ремедиум Приволжье, 2015. – 127 с.

Эпидемиология, пути передачи, классификация, диагностика, клиническая картина острых кишечных инфекций у детей. Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями. Основные проблемы пациентов детского инфекционного отделения.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 25.11.2011
Размер файла 1,0 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Особенности сестринского наблюдения и ухода за детьми с острыми кишечными инфекциями

Содержание

Содержание

Введение

Глава 1. Эпидемиология, пути передачи, классификация, диагностика, клиническая картина острых кишечных инфекций у детей

1.1 Эпидемиология острых кишечных инфекций

1.2 Пути передачи.

1.3 Классификация

1.4 Диагностика

1.5 Клиническая картина.

Глава 2. Профилактика и лечебное питание

2.1 Профилактика

2.2 Лечебное питание

Глава 3. Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями

Глава 4. Опрос медицинских сестер и исследование нагрузки на персонал отделения ОКИ.

Глава 5. Исследование проблем пациентов детского инфекционного отделения в ДГКБ №5 им. Н. Ф. Филатова.

Заключение

Выводы

Список использованной литературы

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Введение

Острые кишечные инфекции (ОКИ) относят к группе нозокомиальных инфекций (внутрибольничных) и до настоящего времени занимают ведущее место в инфекционной патологии детского возраста, уступая по заболеваемости только гриппу и острым респираторным инфекциям[1]. Несмотря на снижение заболеваемости и смертности от ОКИ, последние занимают ведущее место в патологии детского возраста. По данным ВОЗ, от острых кишечных инфекций и их осложнений каждую минуту в мире погибает 10 детей, ежегодно в мире регистрируется до 1,2 млрд. кишечных заболеваний и в год потери среди детей до 5 лет достигают 5 миллионов[1]. Максимальную угрозу кишечные инфекции представляют для детей ранней возрастной категории, особенно, для новорожденных[2]. Поэтому проблема кишечных инфекций у детей остается актуальной и по сей день. Насущность проблемы можно проследить на основе статистических данных о количестве госпитализируемых детей на примере инфекционного (боксированного) отделения острых кишечных инфекций ДГКБ №5 им. Н.Ф.Филатова города Санкт - Петербурга (см. рис.1).

Рис.1. Динамика госпитализации детей с ОКИ с 2003 по 2008 гг.

Как видно на представленной диаграмме, количество госпитализируемых в отделение детей с острыми кишечными инфекциями увеличивается ежегодно, в сравнении с 2003 годом госпитализация увеличилось в 1,8 раза.

Цель работы: Выявить особенности сестринского ухода за детьми с острыми кишечными инфекциями.

1. Провести исследование проблем пациентов с острыми кишечными инфекциями путем анкетирования родителей, выявить особенности сестринского ухода у данной категории пациентов.

2. Исследование мнения медицинских сестер о необходимости создания памятки по уходу за детьми с ОКИ.

3. Разработать памятку по сестринскому уходу за детьми с острыми кишечными инфекциями для медицинских сестер.

Глава 1. Эпидемиология, пути передачи, классификация, диагностика, клиническая картина острых кишечных инфекций у детей.

1.1 Эпидемиология острых кишечных ин фекций

Источником инфекции являются больные и носители. Больные заразны с начала заболевания, максимальная заразительность приходится на разгар болезни, по мере улучшения состояния больных, по мере снижения кратности стула заразительность уменьшается, но может сохраняться длительное время. Доказано, что бактериовыделение нередко остается после выздоровления и обычно поддерживается патологическими изменениями в кишечнике. Окончание заразного периода определяется только бактериологически.

Большую роль в распространении инфекции играют больные со стертыми формами, у которых диагноз не устанавливается; оставаясь в коллективах, они инфицируют окружающих. Дети в распространении кишечных инфекций играют большую роль, так как они нередко болеют стертыми формами, у них еще могут отсутствовать гигиенические навыки, вследствие чего они легко инфицируют окружающую среду. Новорожденные дети часто заражаются от матерей.

Носительство возбудителей кишечных инфекций наблюдается относительно редко, но тоже участвует в распространении инфекции.

Сальмонеллезы из всей группы кишечных инфекций выделяются тем, что источником инфекции может быть не только человек, но и животные. Животные как источник инфекции имеют большой удельный вес. Заболевания и носительство довольно распространены среди домашнего скота, кошек, собак, мышей и крыс. Мощным резервуаром инфекции служат птицы, особенно водоплавающие (утки, гуси). Сальмонеллы обнаруживаются у них не только в органах, как у животных, но и в яйцах (на скорлупе, в содержимом яйца), а носительство отличается длительностью. Кишечные инфекции встречаются как в виде спорадических случаев, так и в виде эпидемических вспышек, вплоть до пандемий (холера). Для большинства ОКИ бактериальной этиологии характерен летне-осенний подъем заболеваемости, для вирусных диарей - осенне-зимний период года [17].

Причиной острых расстройств пищеварения может быть неправильный режим питания (перекармливание, несбалансированный рацион) или непереносимость пищи. В последнем случае заболевание принимает хронический характер. Обычно же при острых вирусных гастроэнтеритах полное восстановление кишечного эпителия происходит через 7-10 дней по окончании экскреции вируса, хотя у детей до года этот процесс может затягиваться до 6-12 недель. [3]. Источники и пути передачи наиболее часто встречающихся кишечных инфекций представлены в таблице 1.

Источники и пути передачи возбудителей инфекционных болезней

Пути передачи возбудителей

Больной человек, цистоноситель

Заражение человека происходит при употреблений инфицированных цистами пищевых продуктов, воды. При занесении цист в организм грязными руками, через инфицированные предметы домашнего обихода, игрушки и др. Возбудителей могут распространять мухи

Возбудитель ботулизма широко распространен в природе. Его можно обнаружить в кишечнике животных и человека. Считают, что возбудитель ботулизма является сапрофитом кишечника животных и человека

Заболевание связано с употреблением в пищу продуктов, содержащих возбудителей ботулизма и их токсины. В последние годы заболевания участились в связи с употреблением в пищу грибов и овощей домашнего консервирования, окороков домашнего приготовления

Больной человек, бактерионосители, реконвалесценты, хронические здоровые носители

Наиболее часто возбудитель инфекции распространяется контактно-бытовым, водным и пищевым путями. Возбудителей брюшного тифа могут распространять мухи (трансмиссивный путь передачи)

Источником инфекции является человек, больной дизентерией

Факторами передачи возбудителей являются зараженные фекалиями больных пищевые продукты (особенно молочные), вода. Удельный вес контактно-бытового пути распространения инфекции в настоящее время значительно снизился. Возбудителей дизентерии могут переносить мухи

Кишечные коли-инфекции (эшерихиозы)

Основным источником эшерихиозов является больной человек, бактерионоситель

Путь передачи инфекции: водный, пищевой, меньшее значение имеет контактно-бытовой путь передачи инфекции

Источником инфекции являются больной человек, реконвалесценты, бактерионосители. При паратифе В источниками могут быть и животные: свиньи, крупный рогатый скот, домашняя птица

Возбудители передаются контактно-бытовым путем, через воду, пищевые продукты. Механически возбудителей могут переносить и мухи

Источниками инфекции являются: больные домашние животные (крупный рогатый скот, свиньи, кролики, козы, овцы, лошади), грызуны, птицы и больной человек

Основной путь передачи -- пищевой, не исключается и контактно-бытовой

Больной человек, реконвалесценты, вибриононосители

Водный, пищевой, контактно-бытовой пути передачи. Возбудителей механически могут распространять мухи

Из представленной таблицы видно, что источники и пути передачи кишечных инфекции разнообразны.

1.2 Пути передачи

Все кишечные инфекции передаются фекально-оральным путем: возбудители выделяются из организма с испражнениями (могут быть и в рвотных массах) и попадают в организм через рот. Эти инфекции называют болезнью грязных рук: больные, носители или ухаживающие за ними лица инфицируют свои руки, руками переносят инфекцию на окружающие предметы (белье, посуда, дверные ручки, игрушки и др.), откуда руками же инфекция заносится в рот непосредственно или через пищу ( см.схема 1, 2).

Передача инфекции по контакту

Для стафилококковой кишечной инфекции к этому добавляется возможность заражения мокротой от больных с поражением зева, дыхательных путей или отделяемым при поражениях кожи. Стафилококком могут быть инфицированы окружающие предметы, воздух, пыль и др. Роженицы при болезнях половых путей могут инфицировать ребенка во время родов, матери с поражением сосков -- при кормлении. Кроме того, возможна аутоинфекция, т. е. развитие воспалительного процесса в кишечнике, вызванного стафилококком, ранее имевшимся в других патологических очагах.

Передача инфекции через пыль

Кишечные инфекции высококонтагиозны. В детских коллективах, в стационарах, при скученности, при нарушениях санитарно-противоэпидемического режима, при задержке с изоляцией больных или носителей могут возникать крупные очаги заболеваний.

Пищевой путь заражения возможен для всех кишечных инфекций; продукты, пищу инфицируют грязными руками работники пищевых предприятий, обслуживающий персонал; некоторое значение могут иметь и мухи. При дизентерии пищевое заражение наиболее часто связано с инфицированным молоком, молочными продуктами (творог, сметана); при коли-инфекциях -- с молочными смесями. Стафилококки особенно хорошо размножаются в кремах, употребляемых при изготовлении пирожных, тортов. Пищевое заражение у грудных детей может произойти и через молоко матерей. В этих случаях стафилокок в грудном молоке определяется в больших концентрациях. При сальмонеллезах заражение чаще происходит после употребления в пищу блюд, приготовленных из мясных продуктов, яиц, яичного порошка.

Пищевой путь заражения опасен потому, что может быть причиной быстрого возникновения крупных вспышек и тяжелых форм болезни. Благодаря размножению в продуктах в организм может попадать массивная доза инфекции вместе с токсином, и заболевания в этих случаях нередко протекают по типу токсикоинфекции.

Могут быть и водные вспышки, связанные с инфицированием питьевой воды, источников водоснабжения.

Эпидемиологические закономерности кишечных расстройств, связанных с вирусами, недостаточно изучены. Известно, что источниками являются и больные, и носители. Многие вирусы (энтеровирусы, аденовирусы, ротавирусы и др.) могут длительное время выделяться с испражнениями.

Восприимчивость детей к кишечным инфекциям очень велика. Она повышается при снижении реактивности, при разных заболеваниях, рахите, нарушениях питания, гиповитаминозах и др[4]

Заболеваемость находится в прямой связи с социально-бытовыми факторами. Плохое санитарное состояние жилищ, детских учреждений, скученность, низкая санитарная культура, недостатки в медицинском обслуживании способствуют распространению кишечных инфекций.

Среди всех больных дизентерией, сальмонеллезами, до 60--80% случаев приходится на детей.

Соотношение разных этиологических форм кишечных инфекций у детей -- величина непостоянная, она существенно изменяется с течением времени, в разных географических пунктах и зависит от многих факторов. Среди кишечных заболеваний резко преобладает дизентерия, однако распределение этиологических форм по возрастам имеет различия. Дизентерия может возникать в любом возрасте, но восприимчивость к ней повышается к концу первого года жизни и достигает максимума в возрасте 1--3 лет. Основное число сальмонеллезов приходится на детей до 2--3 лет (от 50 до 85%).[5]

Коли - инфекция наиболее часто наблюдается в первом полугодии жизни детей (начиная с первого месяца), к году частота ее падает, а далее она становится редкостью. Среди заболевших 55% -- дети в возрасте до 6 месяцев, 30% -- от 6 месяцев до 1 года и 15--16% -- от 1 года до 2 лет[5] Примерно те же соотношения наблюдаются и при стафилококковых диареях, исключая пищевые заражения, возникающие во всех возрастах. Заболеваемость кишечными формами стафилококковой инфекции часто учитывается недостаточно; в грудном возрасте среди всех кишечных инфекций она может достигать 30% и более.[5]

Острые кишечные инфекции могут возникать в течение всего года, сезонность отмечается в отношении дизентерии, ротавирусного гастроэнтерита, сальмонеллеза, в меньшей степени -- коли инфекции.

Инкубационный период: длится от нескольких часов до 7 дней, чаще 2-3 дня.

Бактерии могут вызывать диарею вследствие секреции экзотоксина при их попадании на слизистую кишечника. В зависимости от того, проник или нет возбудитель в слизистую оболочку, инфекция может быть инвазивной (шигеллы, патогенные эшерихии, сальмонеллы и др.) или неинвазивной (некоторые штаммы колибацилл и вибрион холеры). Причиной заболевания могут стать и условно-патогенные микроорганизмы (стафилококк, протей, клебсиеллы), в низкой концентрации входящие в состав нормальной микрофлоры толстой кишки здорового ребенка. В большинстве случаев возбудителями диареи являются ротавирусы.

В настоящее время нарушения всасывательной и секреторной функций пищеварительного тракта, происходящие при острой диарее, достаточно хорошо изучены. В патогенезе диареи имеют значение четыре основных механизма: кишечная гиперсекреция, повышение осмотического давления в полости кишки, нарушение транзита кишечного содержимого и кишечная гиперэкссудация, что приводит к потере воды и солей. Это нередко сопровождается нарушением всасывания жиров, угнетением синтеза лактазы и развитием вторичной лактазной недостаточности. Выраженность клинических проявлений при острых расстройствах пищеварения зависит от этиологии заболевания.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7


Допустить к защите

Зам. директора по УМР

Ф. И.О. _____________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: Сестринская помощь детям с острыми кишечными инфекциями

студентки 3 курса специальности

очной формы обучения

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Цели сестринского ухода и планирование сестринской деятельности

1.2. Эпидемиология острых кишечных инфекций у детей

1.3. Пути передачи острых кишечных инфекций у детей

1.4. Классификация острых кишечных инфекций у детей

1.5. Диагностика острых кишечных инфекций у детей

1.6. Клиническая картина острых кишечных инфекций у детей

1.7. Профилактика острых кишечных инфекций у детей

1.8. Лечебное питание детей с острыми кишечными инфекциями

1.9. Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть. Организация сестринского процесса у детей с острыми кишечными инфекциями

2.1. Основные причины развития дизентерии у детей

2.2. Основные симптомы дизентерии у детей

2.3. Основные принципы лечения дизентерии у детей

2.4. Диетотерапия ребенка при дизентерии

2.5. Профилактика и общие рекомендации при дизентерии

2.6. Необходимость создания памяток для персонала инфекционного отделения ЦКГБ

Актуальность работы. Острые кишечные инфекции (ОКИ) - это обширная группа инфекционных заболеваний человека с энтеральным (фекально-оральным) путем заражения, вызываемая патогенными (шигеллы, сальмонеллы и др.) и условно-патогенными микроорганизмами (энтерококки, протей, клебсиеллы, клостридии и др.), вирусами (рота-, астро-, энтеро-, и др.) и простейшими (амеба, криптоспоридии, балантидия и др.). Эта группа инфекций является собирательной и объединяет ряд этиологически разных, но патогенетически и клинически сходных болезней.

Острые кишечные инфекции (ОКИ) относят к группе нозокомиальных инфекций (внутрибольничных) и до настоящего времени занимают ведущее место в инфекционной патологии детского возраста, уступая по заболеваемости только гриппу и острым респираторным инфекциям. Несмотря на снижение заболеваемости и смертности от ОКИ, последние занимают ведущее место в патологии детского возраста. По данным ВОЗ, от острых кишечных инфекций и их осложнений каждую минуту в мире погибает 10 детей, ежегодно в мире регистрируется до 1,2 млрд. кишечных заболеваний и в год потери среди детей до 5 лет достигают 5 миллионов. Максимальную угрозу кишечные инфекции представляют для детей ранней возрастной категории, особенно, для новорожденных. Поэтому проблема кишечных инфекций у детей остается, актуальной и по сей день.

Основной целью данной дипломной работы является:

- интерпретировать сестринскую помощь детям с острыми кишечными инфекциями.

Объектом исследования выступает профессиональная сестринская помощь при острых кишечных инфекциях.

Предметом исследования выступают дети с острыми кишечными инфекциями, которым оказывается сестринская помощь.

Учитывая указанные цели, объект и предмет необходимо решить ряд поставленных задач:

- характеризовать пути передачи, классификацию и диагностические методы острых кишечных инфекций;

- изучить основные проявления клинической картины острых кишечных инфекций

- интерпретировать особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями;

- выявить основные причины, симптомы, принципы лечения, профилактики при дизентерии у детей;

- установить, существует ли необходимость в создании памяток для персонала инфекционного отделения.

В ходе выполнения дипломной работы были использованы следующие методы исследования:

- изучение и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;

- праксиметрический метод (изучение документов);

- статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация);

- синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Цели сестринского ухода и планирование сестринской деятельности

Сестринский процесс – это системный подход к оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя из его физических, психологических, социальных потребностей.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.

Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

• создание базы информационных данных о пациенте;

• выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;

• обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;

• составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;

• определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента. [3, 6]

Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром

В соответствии с решаемыми задачами сестринский процесс подразделяется на пять этапов.

Первый этап - сестринское обследование. Заключается в сборе информации о состоянии больного ребенка.

Сестринское обследование проводится двумя методами:

• субъективный, который основан на расспросе. Это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является опрос пациента, его физикальное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента.

• объективным, который основывается на данных осмотра, который определяет статус пациента в настоящее время. Это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека). В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.

Конечным результатом этого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом – документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. [7, 9]

Второй этап - сестринская диагностика.

Цели второго этапа сестринского процесса:

• анализ проведенных обследований;

• определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;

• определить направление сестринского ухода.

Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы – это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные – те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного.

Второй этап завершается установлением сестринского диагноза. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем. [1, 3]

Третий этап - планирование сестринского вмешательства.

План сестринского ухода должен включать оперативные и тактические цели, направленные на достижение определенных результатов долгосрочного или краткосрочного характера.

Цели третьего этапа сестринского процесса:

• исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;

• разработать стратегию достижения поставленных целей;

• обозначить срок достижения данных целей.

Определив цели и задачи по уходу, сестра составляет письменное руководство по уходу, в котором должны быть подробно перечислены специальные действия медсестры по уходу, записываемые в сестринскую историю болезни. [2, 3]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции