Осложнения при острых инфекционных заболеваниях

Каждое из заболеваний имеет свои особенности, поэтому в одних случаях прививки, в первую очередь, направлены на снижение смертности от заболевания, в других случаях –на предотвращение опаснейших осложнений и на формирование условий для легких форм протекания болезней. В итоге можно на одну чашу весов положить несомненную пользу прививок в виде предотвращения заражения опасными инфекционными заболеваниями, а на другую большой риск развития опасных осложнений от заболевания или летальных исходов. В данной таблице наглядно показано какова сегодня возможность заразиться той или иной болезнью, можно ознакомиться с осложнениями, которое вызывает каждое заболевание, процентом летальных исходов от болезни и количественными показателями эффективности прививки от заражения и получения осложнений.

Пневмония, бронхит, плеврит, эмфизема легких, гнойный отит. В особо тяжелых случаях – пневмоторакс, ателектаз легких, кровоизлияния в мозг и другие органы, разрывы мышц живота и барабанных перепонок, выпадение прямой кишки и др. В детском возрасте – ложный круп, бронхоэктатическая болезнь.

Частота осложнений болезни: 1/10 – воспаление легких, 20/1000 – судороги, 4/1000 поражение головного мозга (энцефалопатия)

Пневмония. Дети младшего возраста - ложный круп, стоматиты. Чаще у взрослых – менингиты, менингоэнцефалиты и полиневриты. Редко – коревой энцефалит

Вероятность получить осложнения – 30%. (слепота, энцефалит, диарея, тяжёлые инфекции дыхательных путей)! Из них 1/1000 – энцефалит,

Пневмония, отит, артрит, ангина, реже тромбоцитопеническая пурпура. Крайне редко (в основном у взрослых) – энцефалиты, менингоэнцефалиты и энцефаломиелиты. Наиболее опасное осложнение - краснушный (наподобие коревого) энцефалит (воспаление мозга), его частота составляет 1:5000-1:6000 случаев.

При краснухе у беременных возможно формирование разнообразно пороков развития плода (катаракта, глухота, порок сердца, микроцефалия, гепатит, пневмония, менингоэнцефалит, анемия и др.) У беременных женщин приводит к спонтанным абортам (10-40%), мертворождению (20%), гибели новорожденного (10-20%)

Печеночно-клеточный рак, цирроз печени, острая печеночная энцефалопатия (печеночная кома

хронические инфекции развиваются у 80-90% детей, инфицированных в течение первого года жизни;

хронические инфекции развиваются у 30-50% детей, инфицированных в возрасте до шести лет;

Серозный менингит, менингоэнцефалит (в редких случаях), орхит и эпидидимит, оофорит, острый панкреатит

У 20-30 % заболевших мальчиков- подростков и взрослых мужчин воспаляются яички (орхит), у девушек и женщин в 5% вирус эпидемического паротита поражает яичники (оофорит). Оба этих осложнения могут стать причиной бесплодия.

Панкреатит (воспаление поджелудочной железы) регистрируется в качестве осложнения приблизительно в 4% случаев заболевания паротитом,

вирус эпидемического паротита может вызвать воспаление оболочек головного мозга (менингит) у 1 из 200-5000 заболевших, очень редко в процесс вовлекается ткань головного мозга, тогда развивается паротитный энцефалит (воспаление оболочек и вещества головного мозга).

Приобретенная нейросенсорная глухота, вызванная паротитом, является одной из основных причин глухоты в детстве, которая проявляется у 5 на 100 000 больных паротитом.

ОРЗ, отиты, синуситы, бронхиты, внебольничные пневмонии, менингит

Особой тяжестью отличается пневмококковый менингит, частота которого составляет около 8 на 100 тыс. детей до 5 лет. В среднем около 83% случаев пневмококкового менингита наблюдаются среди детей в возрасте младше 2-х лет.

Одним из осложнений также является задержка нервно-психического развития у детей. От 8,7% до 52% случаев пневмонии наблюдается среди младенцев в возрасте младше 6 месяцев.

Пневмококковые отиты отличаются большей тяжестью, склонностью к перфорации барабанной перепонки. Пневмококковый отит является самой частой причиной снижения слуха у детей.

Одной из самых неприятных и редко диагностируемых форм болезни специалисты считают пневмококковую бактериемию, которую, ежегодно у нас в стране переносят более 3 тысяч детей. Статистика впечатляет: в промышленно развитых странах случаи смерти от пневмококковой инфекции регистрируются, в основном, у пациентов пожилого возраста, среди которых летальность при пневмонии с бактериемией составляет 10- 20%, а при пневмококковой бактериемии – до 60%.

Заболевание Летальность Перечень осложнений Защита, которую дает прививка (от заражения и получения осложнений)
Туберкулез 38% (вторая по значимости причина смертности от инфекционного агента (после ВИЧ инфекции) возбудителем туберкулеза инфицированы 2 млрд. человек — треть населения нашей планеты. ежегодно умирает от туберкулёза более 1,5 млн. человек,каждые 15 сек - одна смерть, больные туберкулезом в 9% инфицированы вирусом ВИЧ туберкулезный менингит,легочное кровотечение, туберкулезный плеврит, туберкулезные пневмонии, распространение туберкулезной инфекции на другие органы и системы (милиарный туберкулез) у детей раннего возраста, развитие легочно-сердечной недостаточности 65- 78%
Дифтерия 20% взрослые, 10% дети Инфекционно-токсический шок, миокардиты, моно- и полиневриты, включая поражения черепных и периферических нервов, полирадикулоневропатию, поражения надпочечников, токсический нефроз (в зависимости от формы 20-100%) 80-90%
Столбняк 17 - 25% (при современных методах лечения), 95% у новорожденных Асфиксия, пневмония, разрывы мышц, переломы костей, компрессионные деформации позвоночника, инфаркт миокарда, остановка сердца, мышечные контрактуры и параличи III, VI и VII пар черепных нервов. Столбняк новорожденных может осложнять сепсис. 98%
Коклюш 0,3% 92%
Корь болезнь ответственна за 20% всех детских смертей 99%
Грипп (сезонный) По данным ВОЗ гриппом ежегодно заболевает 20-30% детей и 5-10% взрослых, a умирает or гриппа от 250 до 500 тыс. человек (летальность 0,1-1,5%). Ранние – острый геморрагический отек легких, ИТШ, серозные менингиты, арахноидиты, менингоэнцефалиты, энцефалопатии, отек мозга. Осложнения, вызванные вторичной бактериальной флорой – пневмония; синусит и отит (в основном у детей), бронхит, миозит, пиелоцистит, пиелонефрит иммунокомплексного генеза, миокардит, перикардит, криптогенный сепсис. 60-80%
Гемофильная инфекция типа b/ Хиб 10% (от 1 до 40%) Неврологические осложнения (локальные и генерализованные), гнойный менингит, отит, мастоидит, пневмония, эпиглоттит, артрит и др. 99%
Краснуха 0,01-1% 99%
Гепатит А 1- 30% Обострения воспалительных процессов в желчных путях (холецистит, холангит, дискинезии), развитие вторичных инфекций (пневмонии и др.). Крайне редко – острая печеночная энцефалопатия 94%
Гепатит В 0,5-1% 86%
Полиомиелит 5 - 10% Осложнения связаны с поражением двигательных нейронов продолговатого мозга, моста и передних рогов спинного мозга с развитием вялых парезов и параличей: расстройства дыхания, ателектазы легких, пневмонии, миокардиты. При бульбарном варианте – острое расширение желудка, желудочно-кишечное кровотечения, прободение, непроходимость кишечника 90-100%
Паротит 0,5—1,5% 99%
Ветряная оспа 0,01% Осложнения ветряной оспы регистрируются с частотой 5–6%,. 30% осложнений – неврологические, 20% – пневмонии и бронхиты, 45% – местные осложнения, сопровождающиеся образованием рубцов на коже. У 10-20% переболевших вирус ветряной оспы пожизненно остается в нервных ганглиях и в дальнейшем вызывает другое заболевание, которое может проявиться в более старшем возрасте - опоясывающий лишай или герпес 96%
Пневмококк очень высока. 1,6 миллионов, из них – детей до 5 лет - 1, 2 млн чел (в довакцинальный период). Статистика впечатляет: в промышленно развитых странах случаи смерти от пневмококковой инфекции регистрируются, в основном, у пациентов пожилого возраста, среди которых летальность при пневмонии с бактериемией составляет 10- 20%, а при пневмококковой бактериемии – до 60%. 73-90%
Вирус папилломы человека / РШМ 52%. В мире больны РШМ 2,3 млн чел. Около 300 тыс. женщин умирают каждый год. Около 300 тыс. женщин умирают каждый год. В Европе примерно у 33,500 женщин диагностируется рак шейки матки каждый год и 15,000 женщин (40 в день) умирает от этого заболевания. В России ежегодно умирает от РШМ более 6 тыс. женщин Рак шейки матки, рак вульвы и влагалища гортани, прямой кишки, полового члена 72-90%
Ротавирусная инфекция 2,5-3%. По данным ВОЗ, от этого заболевания в мире ежегодно умирает от 1 до 3 млн детей. Почечная недостаточность (из-за обезвоживания), сердечно-сосудистая недостаточность, дисбактериоз кишечника (и заселение кишечника патогенными микроорганизмами), на фоне сниженного иммунитета при сопутствующих инфекциях (например, гепатит) может закончится летальным исходом. 93%
Менингококковая инфекция 5%-10% пациентов умирает через 24-48 часов после появления симптомов Инфекционно-токсический шок, синдром острого отека и набухания мозга, острая почечная недостаточность, сердечно-сосудистая недостаточность, острая надпочечниковая недостаточность (синдром Уотерхауса-Фридериксена) ??

Задать вопрос специалисту

Вопрос экспертам вакцинопрофилактики

Ребенку 1 г 10 мес. В 6 мес. была сделана прививка Инфанрикс-Гекса, две недели назад прививка корь-краснуха-паротит. Ребенок начал ходить в детский сад, сейчас узнала, что в группе есть дети, которым некоторое время назад сделали живую вакцину от полиомиелита.

Представляет ли пребывание с такими детьми опасность для моего ребенка?

Когда и какую можно сделать прививку от полиомиелита нам сейчас? У меня выбор: поставить комплексную АКДС Инфанрикс или только полиомиелит, можно ли сделать прививку от полиомиелита через две недели после Приорикса?

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Для защиты от любых форм полиомиелита ребенок должен иметь как минимум 3 прививки. При вакцинации других детей живой оральной вакциной против полиомиелита непривитые или не полностью привитые дети высаживаются из детского сада на 60 дней для предупреждения развития вакциноассоциированного полиомиелита.

Нет, через 2 недели вы не можете начать прививки, интервал между прививками не меньше 1 месяца. Вам нужно сделать как минимум 2 прививки против полиомиелита прежде, чем ребенок будет защищен от этой инфекции. Т.е если ребенок привит дважды, то только через 1 месяц после последней прививки выработается достаточный иммунитет. Лучше привиться 2-х кратно с интервалом в 1,5 месяца АКДС+ ИПВ(Пентаксим, ИнфанриксГекса), через 6-9 месяцев делается ревакцинация. АКДС+ИПВ/ОПВ(Пентаксим). Прививка против гепатита В у вас пропала, но если вы будете прививаться ИнфанриксГекса дважды с интервалом в 1,5 месяца, 3ю прививку против гепатита В можно сделать через 6 месяцев от первой. Рекомендую сделать полный курс вакцинации, поскольку ребенок посещает детский сад (организованный коллектив) и практически не имеет никакой защиты от опасных и тяжелых инфекций.

У меня вопрос несколько общего характера, но обращаюсь к вам, так как до сих пор не смог получить на него внятного ответа. Кому, на ваш взгляд, может быть выгодна кампания по дискредитации вакцинации и, в особенности, детской? Я не прошу, конечно же, назвать конкретных виновников, мне интереснее понять, какие стороны могут быть в этом заинтересованы? Или же это процесс спонтанный, сродни невежеству, не нуждающемуся в подпитке?

Мои знакомые врачи предполагают, что информационные вбросы о вреде прививок могут (в теории) заказывать производители лекарств, поскольку тем выгоднее, чтобы человек шёл в аптеку за рекламируемым по ТВ препаратом, а не делал прививку у врача. Но это было бы справедливо для вакцины (к примеру) от гриппа (по ТВ хватает рекламы противогриппозных препаратов). А как же тогда быть с вакциной БЦЖ, вакциной от гепатита? Такие-то препараты по ТВ не рекламируют. С такой же логикой можно было бы предположить, что "заинтересованная сторона" - производители вегетарианских товаров и витаминов, которые предлагают пичкать ими детей едва ли не с первых дней жизни, но и эта теория тоже представляется мне спорной. А вы что считаете по этому поводу?

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Это вопрос, который, к сожалению, не имеет точного ответа, можно лишь предполагать. Понять мотивацию людей, выступающих против вакцинопрофилактики - метода, доказавшего свою безопасность и эффективность для профилактики инфекционных и, на сегодняшний день, некоторых неинфекционных болезней, достаточно сложно.

Существуют общества, фонды "антивакцинальщиков", которые зарабатывают на этом рейтинг, в т.ч. с использованием интернет-технологий (например посещаемость, просмотры сайтов, сообщения в форумах), а возможно и деньги. Возможно это лоббирование интересов со стороны гомеопатов, т.к. большинство гомеопатов высказываются негативно в отношении вакцинации, рекомендуя заменить эпидемиологически обоснованный метод – вакцинацию, на недоказанный - гомеопатию.

Моей дочери 13 лет и она не болела ветряной оспой. Хотим сделать прививку, правильно ли мы поступаем?

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Да, чем старше ребенок, тем, к сожалению, больше вероятность тяжелого течения ветряной оспы, А так как это девочка, то нужно подумать и о том, что если заболевают ветряной оспой во время беременности, то это приводит к тяжелой патологии плода.

Можно ли взрослому привиться от ротавируса, если каждый год болею этим, нет желчного пузыря, спасибо!

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Нет, смысла в вакцинации для взрослых нет. Взрослые не болеют очень тяжело, а задача вакцины против ротавируса – предотвратить тяжелые формы заболевания с обезвоживанием у младенцев. Потом на протяжении всей жизни все равно заболевания возможны, но в легкой форме. Возможно стоит поговорить с гастроэнтерологом о профилактических мерах, например, лечении биопрепаратами.

У нас медотвод до 3 лет. Родились недоношенными,повышен. ВЧД, ВПК, ОАК, дмжп, дмпп . В роддоме получили гепатит в и после бцж и манту в 1 год и все. После всего увиденного болезней страшных боимся получать прививки. Когда мы собирались получить прививки от кори в тот момент столько детей стали инвалидом (есть дети дальних родственников возраст начиная год и старшекласники). При наших болячках можно ли нам делать прививки? Какие анализы сдавать перед прививкой?

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Для ребенка, особенно при наличии указанных состояний опасны не прививки, а инфекции. Для проведения вакцинации обязателен осмотр врача перед прививкой, клинический анализ крови, при необходимости – общий анализ мочи и осмотр врача специалиста, у которого наблюдается ребенок с имеющимися заболеваниями.

Что делает эта прививка? Как решается проблема с заражением столбняком.

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Прививка против столбняка защищает от развития заболевания. Заражение столбняком происходит путем попадания спор бактерий, находящихся в загрязненных землей предметах, в поврежденные ткани. Споры столбнячной палочки истребить невозможно, поэтому проблема с заболеванием решается путем плановой вакцинации.

Подскажите пожалйста, как лучше и более аргументировано ответить на мнение студента-медика и вообще любого медработника: "я не делаю прививку от гриппа, потому что не известно какой вирус будет в этом эпидсезон, а прививку от гриппа разрабатывают летом, когда еще на знают актуальные штаммы будущей эпидемии". Другими словами какая вероятность в % того, что тривакцина от гриппа, которой ппививают осенью "перекроет" актуальные штаммы вируса в наступающем эпидсезоне зимой с учетом того, что возможно появление одного или нескольких новых штаммов. Буду также благодарен, если Вы сбросите ссылки на первоисточники таких данных, чтобы мои слова были более убедительны.

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Главными аргументами в необходимости профилактики гриппа являются сведения о высокой контагиозности, тяжести, многообразии осложнений этой инфекции. Грипп чрезвычайно не только для групп риска, но и для здоровых людей среднего возраста. Такое частое осложнение как пневмония протекает с развитием РДС и летальностью, достигающей 40%. В результате гриппа могут развиваться синдром Гудпасчера, Гийена-Барре, рабдомиолиз, синдром Рейе, миозит, неврологические осложнения и т.д. Причем среди умерших и лиц с тяжелыми осложнениями привитых людей не наблюдается!

Информацию о системе Глобального Надзора за гриппом можно найти на официальном сайте ВОЗ или сайте Европейского Региона ВОЗ.


  1. Главная
  2. Клиники
  3. Острые инфекционные заболевания опасны еще и осложнениями на почки.

Острые инфекционные заболевания опасны еще и осложнениями на почки.

Острые инфекционные заболевания опасны еще и осложнениями на почки.


Многие острые инфекционные заболевания - бактериальные , вирусные, протозоидные и др. даже в случае правильной и своевременной терапии могут вызвать серьезное нарушение нормальной деятельности почек, обычно в форме ,известной в медицине как острый гломерулонефрит. Чаще всего это поражение почек возникает на фоне стрептококковой инфекции (в глотке, миндалинах или при скарлатине) или вызывается стафилококками, пневмококками, вирусными инфекциями (при паротите, гепатите В, ветряной оспе), а также при малярии, токсоплазмозе, сифилисе.

Термин "гломерулонефрит" означает в терапии воспаление "гломерул" - клубочков. Клубочки - это важная структура почек, состоящая из капеллярной сети,окруженной капсулой - по внешнему виду напоминающая клубочек. Клубочек представляет собой своеобразный фильтр, где происходит ультрафильтрация крови (через фильтр проходят только вещества с очень низким молекулярным весом), в результате чего формируется первичная моча. Эта первичная моча (более 90% ее) реабсорбируется в другой структуре почек - почечных канальцах. Там реабсорбируется вода, минеральные вещества, питательные вещества. Остальное выделяется из организма в виде мочи.
При острых инфекционных заболеваниях в крови инфекционный агент обезвреживается защитными силами организма, но частично попадает из циркулирующей крови в почки, в клубочковые капилляры, вызывая их воспаление. Клубочки начинают работать мало и плохо. При этом снижается количество фильтруемой мочи, клубочки начинают пропускать через себя молекулы и клетки , которые обычно уже на этом этапе остаются в организме- белки, клетки крови - эритроциты, лейкоциты и др.

Симптомы заболевания начинаются на 2-3 неделе после начала основного инфекционного заболевания. У больного появляется одутловатость лица и уменьшение количества мочи ( до 200 -300 мл/сут) вследствие задержки ионов натрия и жидкости в организме.

Моча приобретает кровянистый и мутный вид , цвета мясных помоев - из за появления в ней красных, белых кровяных телец и белка. Повышается артериальное давление до 130-150/90 мм рт.ст. Нарушается общее самочувствие больных- появляется слабость, головная боль, боли в поясничной области и в нижней части живота, может появляться тошнота и рвота. Через 5-7 дней присоединяются периферические отеки на ногах, иногда полостные отеки -в брюшной и грудной полостях..
Осложнения при острых инфекционных заболеваниях на почки в большинстве случаев ( в 85-90%) не тяжелые и имеют обратимый характер. Обычно через 2-3 недели при грамотной терапии начинается улучшение состояния больного и затем - полное выздоровление. Еще у 2% пациентов незначительные изменения состава мочи наблюдаются в течение многих лет после перенесенного заболевания. У остальной части больных, обычно у взрослых, развивается хронический гломерулонефрит и со временем - хроническая почечная недостаточность, опасная летальным исходом.

Для диагностики заболевания используют анализ образцов крови и мочи, иногда серологическое исследование на наличие защитных тел к стрептококку, иммунофлоресценсию, биопсию почек, рентгенографию, иногда ультразвуковое иследование (оно - малоинформативно).
Терапия заболевания начинается в больничных условиях с рекомендаций по выполнению постельного режима и безсолевой диеты. Ограничение соли в пище (не более 1,5- 2 г/сут) само по себе приводит к увеличению выделения жидкости и уменьшения отеков и гипертонии. Наиболее принятым методом терапии является назначении кортикостероидов, обычно в течение 5-6 недель. Эти препараты сочетают с назначением медиаментов для лечения гипертонии, мочегонными средствами, антибактериальной терапией (если в организме продолжают оставаться очаги инфекции).


Выздоровление наступает обычно через два -три месяца, после чего больные еще в течение года должны находиться под контролем врача терапевта или нефролога. Следует вылечить очаги хронической инфекции в организме - кариесные зубы, пародонтит. Рекомендуется избегать переохлаждения и нахождения в среде с повышенной влажностью.
Самое важное в профилактике осложнений на почки - это своевременная и грамотная терапия основного заболевания. Со стороны больного требуется серьезное, ответственное отношение к назначенному лечению и рекомендациям лечащего врача при острых инфекционных заболеваниях, чтобы избежать неприятных осложнений.

Рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации для: Клиническая интернатура (Инфекционные болезни) - Инфекционные болезни

Целью обучения инфекционным болезням студентов 5 (9, 10 семестры) и 6 (12 семестр) курсов является формирование знаний, умений и практических навыков необходимых:

- для ранней диагностики инфекционных заболеваний в условиях поликлиники и на дому,

- для проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому,

- для диагностики неотложных состояний и оказания врачебной помощи инфекционным больным на догоспитальном этапе

- для дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Задачами подготовки студентов следует считать:

- обучение распознаванию инфекционного заболевания при осмотре больного, выделению ведущих симптомов и синдромов, определению тяжести течения инфекционного процесса;

- обучение составлению алгоритма диагностики и дифференциальной диагностики;

- обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при подозрении на инфекционное заболевание;

- обучение проведению полного объема лечебно-профилактических мероприятий при лечении на дому больных с нозологическими формами, предусмотренными Квалификационной характеристикой врача общей практики по специальности лечебное дело;

- обучение оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний у инфекционных больных.

Успешное изучение данного курса возможно только при наличии у студента знаний и умений по следующим разделам ранее изученных дисциплин:

- биология с генетикой (возбудители дальневосточных гельминтозов),

- биологическая химия (обмен билирубина, виды желтух)

- микробиология, вирусология, иммунология (возбудители инфекционных болезней человека и животных, методы диагностики микроорганизмов)

- патологическая анатомия (изменения внутренних органов при инфекционных заболеваниях),

- пропедевтика внутренних болезней (правила обследования больного, аускультация, пальпация, перкуссия, клинические и биохимические лабораторные исследования),

- клиническая фармакология (антибиотики, химиопрепараты, противовоспалительные средства, глюкокортикостероидные гормоны, противошоковые препараты),

- клинические дисциплины (терапия, хирургия, гинекология, урология, кожные болезни – полный курс),

- эпидемиология (источники инфекции, пути распространения, восприимчивый контингент, противоэпидемические мероприятия при инфекционных болезнях).

Наиболее важными разделами данной дисциплины для понимания последующих дисциплин являются:

- для госпитальной терапии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами лихорадки, диареи, желтухи, артралгии, катаральным синдромом,

- для госпитальной хирургии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами желтухи, абдоменалгии, диареи.

Для успешного изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студенту рекомендуется использовать при подготовке следующую литературу:

1. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2001 – 656 с. Аннотация: Учебник по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских ву-зов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных человечеству инфекционных болезней. Учебник необходим для изучения всех тем учебной программы.

2. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2005 – 696 с.

3. Ющук, Н. Д. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. – М. : Медицина, 2003. – 544 с. Аннотация: Руководство по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских вузов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных инфекционных болезней. Руководство необходимо для изучения всех тем учебной программы.

4. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учебник / В. И. Покровский [и др.] ; под ред. В. И. Покровского. – М. : Медицина, 2002.

5. Лобзин, Ю. В. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Ю. В. Лобзин. – СПб. : СпецЛит, 2001.

6. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 1. – 80 с.

7. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 2. – 101 с.

8. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней и терапевтическая тактика на врачебном участке [Текст] : учебное пособие / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2004. – 96 с. Аннотация: Учебное пособие составлено для изучения разделов учебной программы 12 семестра и включает алгоритмы диагностического поиска при основных синдромах в клинике инфекционных болезней, а также первые действия врача общей практики при обнаружении основных инфекционных заболеваний.

9. Освоение практических умений по инфекционным болезням [Текст] : руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 70 с. Аннотация: В руководстве для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов, необходимом для более полного усвоения материала учебной программы по курсу инфекционных болезней (9 и 10 семестры), в сжатом виде представлены основные умения, которыми должны владеть студенты по окончанию курса инфекционные болезни. Знание основных закономерностей изменения лабораторных показателей, характерных для ряда заболеваний, облегчит студентам подготовку к экзаменам.

10. Ковальский, Г. С. Ситуационные задачи по курсу инфекционных болезней : практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов [Текст]. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – 70 с. Аннотация: Сборник задач по курсу инфекционных болезней предназначен для самостоятельной работы студентов при изучении разделов учебной программы 9, 10 и 12 семестров. На основании эпидемиологической ситуации, клинических и лабораторных данных студент должен установить диагноз и ответить на ряд предложенных вопросов (предполагаемые пути передачи инфекции, вариант течения заболевания, возможные осложнения, лечебная и противоэпидемическая тактика врача).

1. Дрейзин Р.С., Астафьев Н.В. Острые респираторные заболевания. - М.: Медицина,1991.

2. Зубик Т.М. и соавт. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. - М., 1999.

3. Лобзин Ю.В., Казанцев А.П. Руководство по инфекционным болезням. - СПб., 1996.

4. Покровский В.В. и соавт. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. - М., 2000.

5. Покровский В.И., Иванов К.С. (ред.). Руководство по клинической диагностике, лечению опасных инфекционных болезней. - М., 1994.

6. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб., 1993.

7. Турьянов М.Х. и соавт. Дифтерия. - М., 1996.

8. Хазанов А.И. (ред.). Функциональные диагностика (справочник), 1994.

9. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Справочник эпидемиолога. - М., 1996.

10. Ющук Н.Д. и соавт. Диагностика и дифференциальная диагностика острых кишечных инфекций. - М., 1998.

11. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. (ред.). Заразные болезни человека. Справочник. - М., 1997.

12. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. (ред.). Патогенетические основы лечения острых инфекционных заболеваний. - М., 1999

14. Инфекционные болезни [Текст] : руководство для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 60 с. Аннотация: в представленном руководстве собраны важнейшие сведения о ряде инфекционных заболеваний, которые не разбираются студентами на практических занятиях, но в то же время представляющих определенный интерес в плане дифференциальной диагностики с широко распространенными заболеваниями. По каждой нозологической форме представлены сведения об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении. Руководство поможет студентам в изучении дифференциальной диагностики основных синдромов в клинике инфекционных болезней по всем разделам учебной программы (9,10,12 семестры).

18. Анисимова, Н. И. Учебно-методическое пособие для преподавателей к практическим занятиям по курсу инфекционных болезней (специальности лечебное дело и педиатрия) / Н. И. Анисимова, Я. А. Журавлев. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2007. – 85 с. Аннотация: предлагаемое учебно-методическое пособие для преподавателя указывают основные средства, методы обучения, способы и режим учебной деятельности в клинике инфекционных болезней. При разработке пособия авторы учитывали Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся на кафедре инфекционных болезней.

19. Визуальная диагностика инфекционных заболеваний [Электронный ресурс] : методические рекомендации к обучающей компьютерной программе для студентов 5 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: данный методический материал содержит основные рекомендации и пояснения при работе с электронным ресурсом, банк которого составляет более 250 фотографий, посвященных наиболее известным и распространенным инфекционным заболеваниям.

21. Лабораторные методы диагностики в клинике инфекционных болезней [Электронный ресурс] : обучающе-контролирующая компьютерная программа для студентов 6 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: компьютерная программа позволяет обучить и осуществить контроль правильности усвоения материала по основным закономерностям изменений лабораторных показателей, характерных для ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Ресурсы ИНТЕРНЕТ, рекомендуемые для изучения дисциплины:

В результате изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студент должен знать:

- сущность инфекционного процесса в свете современных представлений,

- этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину и классификацию распространенных инфекционных болезней,

- варианты течения основных инфекционных болезней,

- клиническую диагностику инфекционных заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения,

- основные правила лабораторного обследования инфекционных больных,

- современные методы специфической диагностики инфекционных болезней,

- клинику характерных осложнений и неотложных состояний при инфекционных болезнях,

- правила оказания первой помощи при неотложных состояниях, возникающих при инфекционных заболеваниях,

- принципы лечения инфекционных болезней (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия),

- принципы профилактики инфекционных болезней и основы прививочного дела,

- эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций,

- особенности течения инфекционных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, беременных,

- правила выписки на работу больных, перенесших инфекционные заболевания,

- основы диспансеризации больных, перенесших инфекционное заболевание.

Сту дент должен уметь:

- проводить обследование инфекционного больного (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация),

- оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней,

- заподозрить инфекционное заболевание,

- проводить медицинскую сортировку,

- определить показания для госпитализации,

- составлять план необходимого лабораторного и инструментального обследования,

- осуществлять забор патологических материалов от больного,

- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного,

- провести дифференциальную диагностику с неинфекционными заболеваниями,

- установить клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10,

- назначить лечение, адекватное тяжести, периоду заболевания, варианту клинического течения,

- осуществлять последующую реабилитацию реконвалесцентов инфекционных болезней с учетом этиологии, тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний,

- заподозрить осложнение заболевания и оказать помощь при его возникновении,

- вести медицинскую документацию.

Сту дент должен приобрести навыки:

- сбора эпидемиологического анамнеза,

- интерпретации результатов осмотра больного,

- составления плана лабораторного обследования больного,

- забора материала от больного для бактериологического, серологического, вирусологического и паразитологического исследования,

- проведения кожно-аллергических проб и оценки их результатов,

- определения показаний для инструментального обследования больного,

- интерпретации результатов лабораторного обследования больного,

- установления предварительного диагноза,

- построения клинического диагноза,

- проведения дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний,

- определения показаний для госпитализации,

- назначения этиотропной и патогенетической терапии при лечении на дому,

- введения антитоксических сывороток и иммуноглобулинов,

- оказания помощи при неотложных состояниях,

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции