Оценка риска инфекционной заболеваемости

С помощью специально разработанной персональной карты школьника (см. прил. 2) нами было опрошено 677 учащихся одной из школ г. Ярославля, а также выписана информация результатов профилактических осмотров каждого школьника. Для анализа полученной информации был использован байесовский подход к агрегированию показателей и оценке риска заболеваемости. Эта методика позволила выявить факторы риска, оценить силу их влияния.

В настоящее время возникает необходимость комплексной оценки влияния социальных, психолого-педагогических факторов на уровень заболеваемости школьников, а также определения веса факторов, силы их влияния на уровень заболеваемости, удельного веса каждого из них в интегрированном риске заболеваемости. Ценную информацию в этом вопросе дает байесовский подход к агрегированию показателей и оценке риска заболеваемости. Л. Ластед, Л. Е. Поляков, Л. М. Малинский, Е. Н. Шиган, Н. В. Догле, А. Я. Юркевич предложили методику нормирования показателей.

Мы применили предложенную этими авторами методику в нашем исследовании для проведения комплексной оценки влияния социальных и психолого-педагогических факторов на заболеваемость школьников. Мы приводим методику расчетов, сделанных нами, так как она недостаточно известна широкому кругу ученых.

Принципы и техника расчета нормированных показателей сводятся к следующему:

  • 1. Вначале мы рассчитывали интенсивные показатели заболеваемости по всем градациям изучаемых факторов, а затем вычисляли общий показатель заболеваемости и принимали его за нормирующую величину (стандарт).
  • 2. При делении интенсивного показателя, полученного по каждой градации факторов, на эту нормирующую величину мы получали нормированные показатели (НП).
  • 3. Одновременно определялась значимость (вес) каждого фактора, для чего были рассчитаны весовые коэффициенты СЮ как отношение максимального к минимальному интенсивному показателю заболеваемости для данного фактора. Естественно, чем больше весовой коэффициент СЮ, тем существеннее и сильнее влияние признака. Факторы, весовые индексы которых больше 1, относят к числу факторов риска (риск-факторы). Для комплексной оценки мы отбирали наиболее значимые факторы, оказывающие существенное влияние на заболеваемость школьников.
  • 4. Интегрированную оценку риска заболеть СЮ под влиянием различных факторов мы рассчитывали по формуле


где К — весовой коэффициент фактора, НП — нормированный показатель.

По приведенной формуле был рассчитан риск заболеть по каждому из факторов, а затем найдена сумма интегрированных оценок (2Х). Диапазон возможных колебаний риска мы получали следующим образом: просуммировав произведения каждого из весовых коэффициентов СЮ на НП, имеющие наименьшие значения для каждого из факторов, мы получали минимальный риск (?Xmin) заболеть для школьника. Рассчитывая максимальный риск (ZXmax), мы суммировали произведения каждого из весовых коэффициентов СЮ на нормированные показатели (НП), имеющие наибольшие значения по каждому из факторов. Разделив полученные значения максимального и минимального интегрированного риска на сумму весовых коэффициентов факторов, мы получили значения максимальной и минимальной нормированной интегрированной оценки риска заболеваемости.

Разность этих комплексных оценок (2Жтах / 5Ж — ?Хтш / 5Ж) представляет весь тот диапазон колебаний, в пределах которого находятся все остальные оценки риска заболеть для школьников. Учитывая диапазон колебаний комплексных оценок, мы классифицировали его на три зоны: 1) зона благоприятного прогноза; 2) зона внимания; 3) зона неблагоприятного прогноза. Нижней границей зоны благоприятного прогноза будет ?Xmin / 2Ж, т. е - минимальная нормированная интегрированная оценка риска заболеваемости, а верхней границей зоны неблагоприятного прогноза будет 2Xnax / 2Ж, т. е. максимальная нормированная интегрированная оценка риска заболеваемости. Зона внимания занимает промежуточное положение между зонами благоприятного и неблагоприятного прогноза.

К использованию данной методики мы подошли критически. Во-первых, если строго следовать теории, то байесовский подход к изучению комплексного влияния факторов на заболеваемость требует при определении максимального, минимального, а также индивидуального риска заболеваемости не сложения интегрированных показателей, а их перемножения. Нами доказана правомерность замены интегрированных показателей их сложением.

Во-вторых, представленная методика расчета риска заболеваемости по наиболее значимым нозологическим формам позволяет использовать ее в качестве базы для формирования групп риска с применением вычислительной техники. Однако для специалиста, работающего с ребенком, имеет большое значение не только зона наблюдения (зона благоприятного прогноза, зона внимания, зона неблагоприятного прогноза), но также знание оценки вероятности риска заболеть, которую мы предлагаем определять по следующей формуле:


т. е. как отношение индивидуального интегрированного риска к максимальному интегрированному риску заболеваемости.

В-третьих, любого школьника, подвергающегося воздействию комплекса факторов, можно рассматривать как систему: знание энтропии этой системы позволяет выделить группу факторов, преимущественно влияющих на формирование риска заболеваемости.

На основании данных исследования нами составлены прогностические таблицы риска заболеваемости школьников, в которых приведены интегрированные показатели риска заболеваемости по каждой из градаций изучаемых признаков. Для каждого школьника, пользуясь таблицей, мы можем определить риск заболеваемости (?ХИНД) • Разделив его на сумму весовых коэффициентов факторов QX), мы получим нормированную интегрированную оценку риска, а умножив последнюю на нормированную величину, получим ожидаемый показатель заболеваемости:

Нормирующей величиной будут показатели заболеваемости детей в образовательном учреждении, городе, области (в зависимости от целей, поставленных при прогнозировании). Подготовка этих прогностических таблиц даст возможность определить степень вероятности возникновения важных заболеваний, повысит эффективность диспансерного наблюдения и профилактической работы.

Применение методики нормирования интенсивных показателей позволяет среди действующих факторов выделить факторы с наибольшим весом. По весовому индексу мы классифицировали все факторы на три группы: сильные (К > 3), средние (2


Среди многих требований, предъявляемых к современной науке, существует необходимость совершенствовать методологию научных исследований. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы надлежащее качество научных исследований.

Эпидемиология располагает универсальным научным методом, позволяющим изучать любую патологию человека на популяционном уровне ее организации и здоровье населения.

Эпидемиология изучает заболеваемость населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени, для выявления причин, условий и механизмов ее развития и использует эти знания для снижения уровня заболеваемости и улучшения здоровья населения. Разрабатывает комплекс средств и мероприятий, а также систему организации профилактической и противоэпидемической помощи населению [1, 5].

Эпидемиологическая диагностика – раздел эпидемиологии, отражающий содержание, методы и последовательные этапы процесса оценки эпидемиологической ситуации по конкретным проявлениям эпидемического процесса, причин и условий его развития.

Конечной задачей ее является раскрытие причин, условий и механизма возникновения данной эпидситуации, оценка тенденции развития данного эпидемического процесса с целью разработки эпидемиологического прогноза, рационализации планирования и осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий.

На современном этапе осуществляется переориентация деятельности противоэпидемической службы с работы по ликвидации возникших эпидемических очагов на работу по предупреждению их возникновения. В связи с этим интенсивно развивается теория эпидемиологической диагностики и внедряется в практику ретроспективный и проспективный эпидемиологический анализ на региональном уровне [1, 4].

Эпидемиологический анализ – это анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости за какой-либо период времени или на данный момент. При исследовании заболеваемости за интервал времени принимаются результаты систематического наблюдения. При анализе на данный момент используются результаты одномоментного (поперечного) обследования. Его целью является установление причин и условий, определяющих проявления эпидемического процесса.

Эпидемиологический анализ – это часть эпидемиологического надзора, которая реализуется в двух временных категориях – ретроспективно и оперативно. Основной задачей ретроспективного эпидемиологического анализа является оценка состояния и тенденций развития эпидемического процесса, призванная обеспечить выявление территорий риска, групп риска, времени риска и факторов риска.

Оперативный (текущий) эпидемиологический анализ проводится вслед за ретроспективным и служит для выявления предвестников эпидемий еще до возникновения массовых заболеваний. Последовательное проведение ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа может и должно обеспечить постановку эпидемиологического диагноза и принятие обоснованного стратегического и тактического решения 2.

Задачи эпидемиологического анализа можно определить следующим образом:

- выделение инфекционных больных и групп инфекций, имеющих наибольшую эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость в условиях обслуживаемых контингентов и территорий;

- установление основных причин и условий возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, знание которых является достаточным для назначения мероприятий, способных в конкретной обстановке дать наибольший эпидемиологический эффект.

Решение первой задачи требует исчерпывающей регистрации заболеваемости и расчета наносимого ущерба здоровью, а также объективной количественной оценки итоговых данных.

Выполнение второй задачи предполагает детальное исследование проявлений эпидемического процесса (по интенсивности, группам населения, территории и времени).

Целью данной работы является развитие способности у студентов самостоятельного выполнения научно-исследовательской работы, связанной с решением профессиональных задач, необходимых в дальнейшей практической деятельности.

Научно-исследовательская работа способствует:

- развитию профессионального научно-исследовательского мышления студентов;

- формированию четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решения;

- формированию умения планировать научно-исследовательскую работу для решения профессиональных задач с использованием современных методов исследования, вычислительных средств;

- формированию умения грамотного использования современных технологий для сбора информации, обработки и интерпретации полученных данных;

- анализу литературных данных по выполняемой теме с привлечением современных информационных технологий;

- проведению обработки и анализа полученных данных, сопоставлению результатов собственных исследований с имеющими в литературе данными;

- обеспечению способности критического подхода к результатам собственных исследований, готовности к профессиональному самосовершенствованию и развитию творческого потенциала профессионального мастерства.

Одним из методов научных исследований, используемых в учебном процессе, является ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости, который включает элементы RBL (основанной на научных исследованиях).

Ретроспективный эпидемиологический анализ (РЭА) – это изучение эпидемической обстановки за длительные отрезки времени, проводимые с помощью диагностических (логических и статистических) методов с целью получения всех необходимых данных для планирования противоэпидемической работы на предстоящий период.

Целью ретроспективного эпидемиологического анализа является получение исходных данных для определения задач по противоэпидемическому обслуживанию населения и выбора главных направлений в профилактике наиболее значимых инфекций.

РЭТ в полном объеме предусматривает последовательную разработку материала по четырем направлениям:

- анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения;

- анализ годовой динамики заболеваемости совокупного населения;

- анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам;

- анализ качества и эффективности противоэпидемических мероприятий.

Многолетняя динамика заболеваемости – это изменение уровня заболеваемости совокупного населения и в отдельных социально-возрастных группах инфекционными болезнями по годам за многолетний период.

Основными показателями многолетней динамики являются: эпидемическая тенденция, цикличность и нерегулярные (эпизодические) подъемы и (или) спады заболеваемости [4, 6, 7].

Для анализа многолетней динамики используются таблицы и графики, построенные на основе динамических (временных) рядов, характеризующих годовую заболеваемость совокупного населения или отдельных его групп.

Годовая динамика – это изменение уровня заболеваемости совокупного населения и отдельных социально-возрастных групп инфекционными болезнями по месяцам в течение года.

Аналогично колебаниям в многолетней динамике, особенности динамических изменений в заболеваемости отдельного года зависят от наличия и активности комплекса разнообразных причин, действующих на эпидемический процесс в разное время года и формирующих различные его проявления.

Выделяют три формы годовой динамики: круглогодичную, сезонную и вспышечную заболеваемость.

Годовая динамика позволяет выявить закономерности распределения на протяжении года (времени риска) и выдвигать гипотезы о факторах риска, лежащих в основе выявленных особенностей эпидемического процесса.

Анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам, заключается в сравнительной оценке уровня заболеваемости отдельных групп населения и оценке удельного веса заболевших каждого контингента в сумме заболеваний всего населения.

Правильно проведенная группировка материала о заболеваемости позволяет наиболее полно выявить особенности течения эпидемического процесса среди отдельных групп населения. Это определяет возможность выдвижения достоверных гипотез о причинно-следственной связи заболеваемости с факторами риска [4, 6, 7].

Результатом РЭА является логически обоснованная и статистически подтвержденная гипотеза о механизме развития эпидемического процесса и обоснование наиболее эффективных и рентабельных мероприятий. В ходе анализа нередко возникает несколько предложений (гипотез) относительно механизма развития эпидемического процесса в тех или иных условиях. Важно провести такой анализ материалов, чтобы все выявленные обстоятельства совпали лишь с одним предложением. При достаточной достоверности факта, не согласующегося с большинством других, послуживших основой для построения конкретной гипотезы, данную гипотезу приходиться отклонить и рассматривать другую.

Не во всех случаях назначение эффективных и рентабельных мероприятий сразу вытекает из результатов ретроспективного эпидемиологического анализа. Важным результатом его проведения может явиться обоснование сбора дополнительной информации, необходимой для дополнительных эпидемиолого-диагностических заключений [4, 7].

Оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости проводится с целью систематической оценки интенсивности эпидемического процесса при конкретной инфекции на определенной территории. Показатели заболеваемости в процессе анализа могут определяться посуточно, еженедельно или с другими интервалами, в зависимости от особенностей инфекции. Заболеваемость анализируется по нозологическим формам, населенным пунктам и районам, социально-возрастным группам, эпидемиологически значимым объектам и т.д.

Данный анализ проводится по следующим разделам:

- слежение за уровнем, структурой и динамикой заболеваемости;

- оценка эпидемической ситуации;

- раннее выявление неблагополучных объектов;

- слежение за микробным пейзажем;

- выявление предполагаемых путей и факторов передачи инфекционных заболеваний и возможных факторов риска;

- слежение за санитарно-эпидемическим фоном.

Полученные данные оперативной оценки эпидемиологической ситуации являются важными критериями эффективности санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий [3, 4, 6].

Студенты, в учебном процессе используя метод эпидемиологического анализа заболеваемости, выполняют дипломный проект, научно-исследовательскую работу по одной из нозологических форм инфекционных заболеваний. Дипломную работу студент выпускник защищает в период проведения итоговой государственной аттестации вместо сдачи одного из этапов государственного экзамена.

Этапы проведения эпидемиологического анализа

Таким образом, большое внимание уделяется внедрению в процесс обучения методов научных исследований, основанных на элементах RBL (научных исследований). Это способствует формированию у будущих специалистов системы здравоохранения аналитического, логического и критического мышления, овладение методами эпидемиологических исследований.


Риск развития профессиональных и производственно обусловленных заболеваний у трудоспособного населения Воронежской области остается высоким, в том числе среди женщин, что отмечено в ряде региональных публикаций [1, 2, 4].

Кроме того, неудовлетворительные условия труда в сочетании с другими факторами способствуют синдрому профессионального выгорания. По данным публикаций этот синдром достаточно часто проявляется среди медицинского персонала [5, 6].

В этой связи исследования по оценке условий труда и уровня профессиональной патологии среди медицинских работников являются актуальными.

Целью исследования являлась оценка уровня и факторов риска профессиональной заболеваемости медицинских работников, работающих в учреждениях здравоохранения Воронежской области.

Материалы и методы исследования

Профессиональная заболеваемость медработников оценена по данным государственной статистической отчетности Управления Роспотребнадзора по Воронежской области за 2007–2013 гг. Уровень профессиональной заболеваемости оценивался в абсолютных случаях и случаях вновь выявленных профессиональных заболеваний на 10 тыс. медицинских работников.

При оценке вероятности воздействия биологического фактора использованы официальные опубликованные данные государственного санитарно-эпидемиологического надзора по лечебно-профилактическим учреждениям Воронежской области [3].

Результаты исследования и их обсуждение

Ежегодно по Воронежской области по всем отраслям экономики регистрируется от 40 до 62 случаев впервые выявленных профессиональных заболеваний. Показатель профессиональной заболеваемости составляет от 0,54 до 0,83 случаев на 10 тыс. работающих (табл. 1).

Таблица 1

Показатели профессиональной заболеваемости в здравоохранении по Воронежской области

Всего впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний

Количество работающего населения, тыс.

Заболеваемость на 10 тыс. работающих

Впервые выявленные случаи профессиональных заболеваний в здравоохранении, (количество случаев, абс.)

Удельный вес числа случаев профзаболеваний в здравоохранении от общего числа случаев профзаболеваний по всем отраслям, %

Число заболеваний при контакте с инфицированным материалом, в здравоохранении (количество случаев, абс.)

из них туберкулезная палочка

Количество медработников (врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала), тыс.

Заболеваемость на 10 тыс. медицинских работников

Всего за 2007–2013 гг. в Воронежской области зарегистрировано 355 случаев вновь выявленных профессиональных заболеваний, из них вибрационная болезнь – 50 (14,1 % от всех случаев), нейросенсорная тугоухость – 137 (38,6 %), пневмокониозы и бронхиты – 60 (16,9 %), физические перенапряжения – 59 (16,6 %), дерматиты – 3 (0,8 %), заболевания при контакте с инфицированным материалом – 39 (11,0 %), химические интоксикации – 7 (2,0 %).

В системе здравоохранения Воронежской области ежегодно регистрируется от 1 до 8 случаев профзаболеваний, что составляет от 2,1 до 19,0 % от общего числа случаев профзаболеваний и подчеркивает актуальность проблемы профилактики профзаболеваний среди медицинских работников.

Таким образом, в структуре профессиональных заболеваний медработников преобладают заболевания, связанные с контактом с инфицированным материалом (81,2 %). Из числа других, статистически учитываемых семи форм профессиональной заболеваемости (вибрационная болезнь, нейросенсорная тугоухость, пневмокониозы и бронхиты, физические перенапряжения, дерматиты, заболевания от воздействия электромагнитного излучения, химические интоксикации) случаев профзаболеваний медицинских работников не выявлено.

С 2011 г. в форму учета статистических данных включена графа профессиональной инфицированности туберкулезной палочкой. В 2011 и 2012 годах официально установлено соответственно 4 и 7 случаев профзаболеваний по причине инфицированности возбудителем туберкулеза. Среди других нозологических форм профзаболеваний был отмечен случай инфицированности медработника парентеральными вирусными гепатитами.

В целом за период 2007–2013 гг. уровень профессиональной заболеваемости среди медицинских работников в расчете на 10 тыс. работающего населения в 1,2–3,4 раза выше, чем по всем отраслям экономики Воронежской области (за исключением 2013 г.).

Данные учета профзаболеваний далеко не в полной мере отражают риск инфицирования медицинского персонала, так как не учитывают такие распространенные формы инфекционных заболеваний, как ОРВИ, грипп, а также менее распространенных: микоплазмозов, кампилобактериозов, легионеллеза и ряда других.

Риск инфицирования среди медицинского персонала инфекционных стационаров особенно высок, поскольку частота контакта с инфекционным агентом у них наибольшая.

Согласно определению ВОЗ, заболеваемость медицинских работников инфекционными болезнями, связанная с их профессиональной деятельностью, относится к внутрибольничным инфекциям. К сожалению, статистические данные по внутрибольничным инфекциям не выделяют и в общем-то не учитывают информацию по заболеваемости медицинского персонала. Вместе с тем по стационарам Воронежской области только в 2013 г. зарегистрировано 274 случая внутрибольничных инфекций (табл. 2).

Таблица 2

Заболеваемость внутрибольничными инфекциями по стационарам Воронежской области

Гнойно-септические инфекции новорожденных

Гнойно-септические инфекции родильниц

Инфекции мочевыводящих путей

Острые кишечные инфекции

Другие сальмонеллезные инфекции

Вирусный гепатит В

Вирусный гепатит С

Другие инфекционные заболевания

По данным Управления Роспотребнадзора по Воронежской области, распространению инфекции в стационарах способствуют: несоответствие материальной базы медицинских организаций требованиям санитарного законодательства, в том числе переуплотненность коечного фонда, недостаточная оснащенность современным оборудованием и инвентарем, неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных и канализационных сетей, перебои в обеспечении холодной и горячей водой, нарушения санитарно-противоэпидемического режима [3].

Следует также отметить, что ведущая роль биологического фактора как профессионального фактора риска заболеваемости медицинского персонала подтверждается данными государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Так, о наличии недостатков в организации и проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и нарушениях санитарно-дезинфекционного режима в медицинских организациях свидетельствуют данные микробиологического контроля внутрибольничной среды в лечебно-профилактических учреждениях.

В целом по Воронежской области в 2013 г. отмечается ухудшение показателей лабораторного контроля внешней среды медицинских организаций. В родовспомогательных учреждениях доля результатов исследований воздушной среды, не соответствующих гигиеническим нормативам в 2013 г. составила 1,2 % при 4,4 % в 2012 г. и 0,6 % в 2011 г., в стационарах хирургического профиля неудовлетворительные пробы не регистрировались с 2012 г. (2011 г. – 3,8 %), в детских стационарах – 4,5 % (2011–2012 гг. – не регистрировались). Неудовлетворительные показатели чистоты воздуха в лечебно-профилактических организациях обусловлены отсутствием либо износом вентиляционного оборудования, несвоевременным устранением неисправностей вентиляционных систем, а также нерегулярной и неэффективной их очисткой и дезинфекцией.

В 2013 г. доля неудовлетворительных проб при исследовании материалов и изделий медицинского назначения на стерильность за последние 3 года (2011–2013 гг.) значительно увеличилась – с 0,08 до 0,35 % (2012 г. – 0,2 %), в родовспомогательных учреждениях, стационарах хирургического профиля неудовлетворительные пробы в 2011–2013 гг. не регистрировались.

Обнаружение в контрольных смывах с поверхностей и оборудования в режимных помещениях медицинских организаций санитарно-показательных микроорганизмов свидетельствует о некачественном проведении текущей дезинфекции. При исследовании бактериальной контаминации объектов внешней среды выявляемость санитарно-показательных микроорганизмов в 2013 г. незначительно повысилась к уровню 2012 г. с 0,9 до 1,15 % (в 2011 г. – 0,04), по хирургическим стационарам осталась на уровне 2012 г. и составила 0,8 % (в 2011 г. – не регистрировалась), по родовспомогательным учреждениям – 1,3 % (в 2011 г. – 0,1 %, 2012 г. – 0,9 %), в детских стационарах – 2,8 % (в 2011 г. – 1,7 %, 2012 г. – 3,8 %).

При контроле качества приготовления дезинфицирующих растворов в лечебно-профилактических организациях в 2013 г. 5,5 % проб не отвечали заданной концентрации по активно действующему веществу (2012 г. – 8,9 %, 2011 г. – 10,7 %)

В 2013 г. количество стерилизующей аппаратуры в медицинских организациях увеличилось на 3,6 % к уровню обеспеченности стерилизующей аппаратурой в 2011 г. Неудовлетворительное качество стерилизации изделий медицинского назначения в 2011–2013 гг. не отмечалось.

Оснащенность организаций здравоохранения централизованными стерилизационными отделениями в 2013 г. составила 60 %, в том числе: в родильных домах – 87,5 %, хирургических стационарах – 58,3 %, в инфекционных больницах и отделениях – 100 %, на станции переливания крови – 100 %, на станциях скорой медицинской помощи – 83 %, что практически на уровне предыдущих лет.

По отчетным данным за 2013 г. организации здравоохранения оснащены 112 дезинфекционными камерами. Оснащенность дезинфекционными камерами организаций здравоохранения в 2013 г. составила 82 % (2011 г. – 80 %, 2012 г. – 81,6 %).

Медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений, несомненно, является группой профессионального риска по заболеваемости внутрибольничными инфекциями, вызываемыми патогенными и условно-патогенными микроорганизмами.

Риск инфицирования многократно возрастает при несоблюдении медицинским персоналом мер индивидуальной защиты. В связи с этим в сознании медицинских работников необходимо формировать эпидемическую настороженность ко всем пациентам как к возможным источникам инфекций.

Заключение

Таким образом, по результатам проведенного анализа данных официальной статистической отчетности, отражающих регистрацию случаев профессиональных заболеваний, можно заключить, что ведущим вредным фактором, оказывающим влияние на здоровье медицинского персонала, является биологический, действие которого в отличие от других (физического, химического, эргономического) вносит ведущий вклад в формирование профессиональной заболеваемости медработников и сочетается с результатами гигиенической оценки условий труда.

Проведенный нами анализ данных с практической точки зрения вскрыл ряд организационных проблем в части недоучета случаев профессиональной заболеваемости среди медицинских работников, а также необходимости отдельного учета случаев внутрибольничных инфекций среди медицинских работников.

Рецензенты:

В 20-м веке произошли резкие изменения причин смертности. До 19-го века люди в основном умирали от инфекционных заболеваний. В 20-21-м веке хронические неинфекционные заболевания – причина подавляющего большинства смертей в России и мире.

Более 80% смертей в России приходится на долю ХНИЗ: ССЗ – 56% (1,3 миллиона человек), травмы и отравления 13% (300 тысяч человек) онкологические болезни – 12% (287 тыс. человек).

Вылечить хронические заболевания невозможно. Их нужно профилактировать, воздействуя на факторы риска. Факторы риска увеличивают вероятность возникновения хронических заболеваний. Эти факторы риска универсальны.


Высокое артериальное давление (АД)

Повышенное АД оказывает неблагоприятное воздействие на кровеносные сосуды и внутренние органы: головной мозг, сердце, почки. Это так называемые органы-мишени, которые наиболее повреждаются при гипертонии. Если гипертонию не лечить, то это нередко приводит к таким серьезным осложнениям, как инсульт, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, сердечная и почечная недостаточность, нарушения зрения. Артериальная гипертония в 3 раза повышает риск смерти от сердечно – сосудистых заболеваний и является причиной 7 миллионов смертей в мире ежегодно.


По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), курение табака является ведущей причиной плохого здоровья и преждевременно смертности. Курение является одним из наиболее значимых факторов риска, приводящих к развитию таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, респираторные, некоторые формы рака. С курением связаны до 90% всех случаев рака легких, 75% случаев хронического бронхита и эмфиземы легких, 25% случаев ишемической болезни сердца. Известно также, что смолы табака — не единственное из опасных для жизни веществ, вдыхаемых в процессе курения. Еще недавно в табачном дыме насчитывали 500, затем 1000 компонентов. Согласно современным данным, количество этих компонентов составляет 4720, в том числе наиболее ядовитых — около 200.


Ожирение является одним из проявлений болезней цивилизации, обусловленных чрезмерным, нерациональным, несбалансированным питанием с одной стороны, и низкими энергозатратами – с другой.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о связи ожирения с заболеваемостью диабетом 2-го типа, сердечно-сосудистыми заболеваниями (ИМ, ишемический инсульт), злокачественными новообразованиями различной локализации. В РФ избыточную массу тела имеют 50% женщин и 30% мужчин.
Вероятность развития артериальной гипертонии у лиц с ожирением на 50% выше, чем у лиц с нормальной массой тела.


Высокий уровень холестерина крови

Существует определенная взаимосвязь между повышенным уровнем холестерина крови и развитием сердечно-сосудистых заболеваний. Избыток холестерина откладывается в стенках сосудов и приводит к образованию жировых отложений (атеросклеротических бляшек), которые суживают просвет сосуда — так развивается атеросклероз, что затрудняет работу сердца и ведет к повышению артериального давления. По мере своего роста, бляшка перекрывает просвет сосуда и препятствует нормальному кровотоку в сосуде. При этом нарушается доставка кислорода и питательных веществ, в ткань, что приводит к ее отмиранию. Если это происходит в сердце — развивается инфаркт миокарда, если в головном мозге — инсульт. Уровень общего холестерина в крови должен быть 5,0 ммоль/л и менее.


Повышенное содержание глюкозы в крови

Инсулин — это гормон, регулирующий уровень содержания сахара в крови. Общим результатом неконтролируемого диабета является гипергликемия, или повышенный уровень содержания сахара в крови, что со временем приводит к серьезному повреждению многих систем организма, особенно нервов и кровеносных сосудов. Диабет повышает риск развития болезней сердца и инсульта. Согласно данным международного исследования, 50% людей с диабетом умирает от сердечно-сосудистых болезней (в основном, от болезней сердца и инсульта.


Пагубное употребление алкоголя

В целом в мире ежегодно по этой причине умирает 2,3 миллиона человек. В Российской Федерации на долю алкоголя приходится 350-700 тысяч смертей в год.

Употребление алкоголя связано с риском развития таких проблем со здоровьем, как психические и поведенческие нарушения, включая алкогольную зависимость, тяжелые неинфекционные заболевания, такие как цирроз печени, некоторые виды рака и сердечно-сосудистые болезни, а также травмы в результате насилия и дорожно-транспортных аварий.

Значительная доля бремени болезней, обусловленного вредным употреблением алкоголя, связана с непреднамеренными и преднамеренными травмами, включая травмы в результате дорожно-транспортных аварий, насилия и суицидальных попыток.


Низкая физическая активность

Коррекция факторов риска при регулярном прохождении диспансеризации позволит Вам в значительной степени уменьшить вероятность развития наиболее опасных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и смертности населения нашей страны или выявить их на ранней стадии развития, когда их лечение наиболее эффективно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции