Методички по детским инфекциям

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ

1. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 816 с. (84 экз.)

2. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. – М.: Медицина, 1990 (98 экз.), 1999 – 656 с. (55 экз.), 2001 (39 экз.).

3. Тропические болезни: Учебник / Под ред. Е.П. Шуваловой, 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: ЭЛБИ, 2004.– 704 с. (2 экз.).

2. Гавришева Н.А. Инфекционный процесс: Клинические и патофизиологические аспекты: Учебное пособие / Н.А. Гавришева, Т. В. Антонова. – СПб.: Специальная литература, 2006. – 255 с. (1 экз.).

3. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: актуальные проблемы эпидемиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики / Под ред. акад. АН РБ Р.Ш. Магазова. – Уфа: Гилем, 2006. – 240 с. (1 экз.).

6. Гусева О.И. Клиника, диагностика и лечение инфекций во время беременности: Учеб.-метод. пособие / О.И. Гусева, Н.Ю. Каткова, Т.С. Качалина и др. – Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2002. – 120 с. (1 экз.).

7. Грипп: Руководство для врачей / Под. ред. Г. И. Карпухина. – СПб.: Гиппократ, 2001. – 360 с. (1 экз.).

8. Добрица В.П. Современные иммуномодуляторы для клинического применения: Руководство для врачей / В.П. Добрица, Н.М. Ботерашвили, Е.В. Добрица. – СПб.: Политехника, 2001. – 251 с. (1экз.).

9. Игнатов П. Е. Иммунитет и инфекция. – М.: Время, 2002. – 352 с. (1 экз.).

10. Игнатьев В.Н. Микробиоценоз кишечника человека в норме и патологии: Учеб. пособие / В.Н. Игнатьев, В.М. Мамыкина, Г.Ф. Борисов, Т.И. Аршинова. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2004. – 80 с. (60 экз.).

11. Иммунобиологические препараты: клинико-иммунологическая эффективность: справочник / Под ред. М.П. Костинова, Н.А. Озерецковского. – М.: Миклош, 2006. – 256 с. (1 экз.).

12. Инфекционные болезни у детей: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Тимченко и проф. Л. В. Быстряковой. – СПб.: Спец. лит, 2001. – 560 с. (1 экз.).

13. Инфекционные болезни: Учебник для мед. вузов / под ред. чл. кор. РАМН, проф. Ю. В. Лобзина. – СПб.: Спец. лит., 2001. – 543 с. (1 экз.).

15. История болезни и клиническое обследование инфекционного больного в стационаре / Сост.: В.М. Мамыкина. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1992. – 28 с. (100 экз.)

16. Казанцев А. П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней / А. П. Казанцев, Т. М. Зубик, К. С. Иванов, В. А. Казанцев. – М.: ООО МИА, 1999. – 428 с. (1 экз.).

17. Клиническое значение лабораторных исследований при кишечных инфекциях: Методические указания / Сост. Н.П. Амплеева. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998. – 20 с. (50 экз.)

18. Корочкина О. В. Эндогенные инфекции. – Н.Новгород: НГМА, 2001. – 50 с. (1 экз.).

19. Краснов В. В. Инфекционный мононуклеоз. Клиника, диагностика, современные принципы лечения / В. В. Краснов, А. И. Шеленок, Л. А. Кузенкова, Н. И. Кубышева. – СПб.; Н. Новгород. 2003. – 44 с. (1 экз.).

20. Краснов В.В. Микрофлора кишечника и иммунитет: Клиническая лекция. – Н.Новгород: НГМА, 2003. – 46 с. (1 экз.).

21. Лобзин Ю. В. Лечение инфекционных больных / Лобзин Ю. В., Финогеев Ю.П., Новицкий С.Н.– СПб: Фолиант, 2003. – 128 с. (1 экз.).

22. Лобзин Ю.В. Маски инфекционных болезней / Ю. В. Лобзин, Ю. П. Финогеев, Ю. А. Винакмен и др. – СПб: Фолиант, 2003. – 200 с. (1 экз.).

23. Лобзин Ю.В. Менингиты и энцефалиты / Лобзин Ю.В., Пилипенко В.В., Громыко Ю. Н.– СПб: Фолиант, 2003. – 128 с. (1 экз.).

24. Лукушкина Е. Ф. Диареи у детей. Клиника, диагностика и лечение: метод. пособие / Е. Ф. Лукушкина, Т. С. Лазарева. – Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2002. – 52 с. (1 экз.).

26. Майер К. П. Гепатит и последствия гепатита: Практич. рук.: Пер. с нем. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР- МЕД, 2004. – 720 с. (1экз.).

27. Мамыкина В.М. Вирусные гепатиты: Учеб. Пособие / В.М. Мамыкина. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1996. – 64 с. (100 экз.).

28. Мамыкина В.М. Иммунитет и эндотоксикоз при роже: Монография / Мамыкина В.М., Амплеева Н.П. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2005. – 116 с. (20 экз.).

29. Мамыкина В.М. Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней: Учеб. пособие / Мамыкина В.М., Павелкина В.Ф. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1995. – 60 с. (100 экз.)

30. Мамыкина В.М. Основные вопросы общей, частой и военной эпидемиологии: Учеб. пособие / В.М. Мамыкина, Р.З. Асеинова, Е.Н. Алферина, В.Н. Колесов. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2001. – 72 с. (40 экз.).

31. Мамыкина В.М. Эпидемиология, клиника, лечение и профилактика отдельных природно-очаговых заболеваний: Учеб. пособие / В.М. Мамыкина, Н.П. Амплеева, Р.З. Амплеева. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2007. – 104 с. (20 экз.).

32. Неотложные состояния в педиатрии: Учеб. пособие / Под общей ред. А. В. Прахова. Н.Новгород: НГМА, 2005. – 340 с. (1 экз.).

33. Осложнения дифтерии у детей. Клиника, диагностика и лечение: пособие для врачей / под ред. Е. Ф. Лукушкиной. – Н. Новгород: НГМА, 1997. – 32 с. (1 экз.).

35. Павелкина В.Ф. Дифтерия: Учеб. пособие / Павелкина В.Ф., Мамыкина В.М. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1999. – 64 с (50 экз.)

36. Павелкина В.Ф. Дифференциальная диагностика инфекционных экзантем: Учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2002. – 64 с. (50 экз.).

38. Павелкина В.Ф., Амплеева Н.П. Дифференциальная диагностики заболеваний с тонзиллярным синдромом. Учебно-методическое пособие. – Саранск: Тип. Крас. Окт., 2008. – 60 с.

40. Покровский В. В. Клиническая диагностика и лечение ВИЧ-инфекции / В.В. Покровский, О.Г. Юрин, В.В. Беляева и др. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – 96 с. (1 экз.).

41. Попелянский Я.Ю. Поражение нервной системы при ботулизме / Я.Ю. Попелянский, М.А. Фокин, С. Г. Пак. – М.: Медицина, 2000. – 190 с. (1 экз.).

42. Руководство по инфекционным болезням / Под ред. чл. кор. РАМН, проф. Ю.В. Лобзина. – СПб.: Фолиант, 2003. – 1040 с. (1 экз.).

44. Соринсон С.Н. Сепсис. – Н.Новгород: НГМА, 2000. – 64 с. (1 экз.).

46. Учайкин В.Ф. Неотложные состояния в педиатрии: практическое руководство / В.Ф. Учайкин, В.П. Молочный. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 256 с. (1 экз.).

47. Шкарин В.В. Иммунопрофилактика: учеб. пособие. / В. В. Шкарин, О. Н. Воробьева. – Н.Новгород: НГМА, 2006. – 180 с. (1 экз.).

48. Шкарин В.В. ВИЧ/СПИД-инфекция. Двадцать лет спустя после начала пандемии: руководство для врачей / Шкарин В.В., Соринсон С.Н. – Н.Новгород: НГМА, 1999. – 146 с. (1 экз.).

50. Эмонд Р. Инфекционные болезни: Цветной атлас / Р. Эмонд, Х. Роуланд., Ф. Уэлсби. – М.: Mosby-Wolfe : Практика, 1998. – 439 с. (1 экз.).

51. Ющук Н. Д. Лекции по инфекционным болезням: в 2 т. / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. Том 1. – М.: ВУНМЦ, 1999. -454 с. (1 экз.).

52. Ющук Н. Д. Лекции по инфекционным болезням: в 2 т. / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. Том 2. – М.: ВУНМЦ, 1999. – 433 с. (1 экз.).

53. Ющук Н. Д. Лечение острых кишечных инфекций / Ющук Н. Д., Бродов Л. Е. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1998. – 212 с. (1 экз.).

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ЭПИДЕМИОЛОГИИ

Покровский В.И. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 816 с (84 экз.).

1. Акимкин В.Г. Актуальные вопросы эпидемиологии внутрибольничных инфекций (лекция). – М.: ФЦГСЭН МЗ России, ММА им. И.М. Сеченова, 2000.– 42 с. (1 экз.).

2. Акимкин В.Г. Клинико-эпидемиологические особенности нозокомиального сальмонеллеза у взрослых (лекция). – М.: ФЦГСЭН МЗ России, ММА им. И.М. Сеченова, 2000. – 61 с. (1 экз.).

3. Акимкин В.Г. Основные направления профилактики внутрибольничных инфекций (лекция). – М.: ФЦГСЭН МЗ России, ММА им И.М. Сеченова, 2000. – 36 с. (1 экз.).

6. Брико Н.И. Учение об эпидемическом процессе: Учеб. пособие / Н.И. Брико, Т.Н. Мамонтова. – Москва: ММА им. И.М. Сеченова, 2000. – 98 с. (1 экз.).

8. Галеев А.Г. Дифтерия. Эпидемиология и профилактика / А.Г. Галеев, М.Ш. Шафеев, И.К. Хасанова и др. – Казань: КГМУ, 2003. – 51 с. (1 экз.).

9. Зорина Л.М. Вирусные гепатиты. Эпидемиология и профилактика / Л.М. Зорина, М.Ш. Шафев, Н.Н. Амерханова и др. – Казань: КГМУ, 2001. – 66 с. (1 экз.).

10. Зорина Л.М. Сыпной тиф. Эпидемиология и профилактика / Л.М. Зорина, М.Ш. Шафеев, И.К. Хасанова и др. – Казань: КГМУ, 2003. – 39 с. (1 экз.).

11. Мамыкина В.М. Основные вопросы общей, частной и военной эпидемиологии: Учебное пособие / В.М. Мамыкина, Р.З. Асеинова, Е.Н. Алферина, В.Н. Колесов. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2001. – 78 с. (1 экз.).

12. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Покровского, Н.И. Брико. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 800 с. (1 экз.).

14. Учайкин В.Ф. Вакцинопрофилактика. Настоящее и будущее / Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – 400 с. (1 экз.).

15. Хакимов Н.М. Вакцинация взрослых / Н.М. Хакимов, М.Ш. Шафеев, Л.М. Зорина и др. – Казань: КГМУ, 2002. – 46 с. (1 экз.).

16. Хакимов Н.М. Оперативная эпидемиологическая диагностика / Н.М. Хакимов, В.А. Трифонов, М.Ш. Шафеев и др. – Казань: КГМУ, 2001. – 58 с. (1 экз.).

17. Хасанова И.К. Брюшной тиф. Эпидемиология и профилактика / И.К. Хасанова, М.Ш. Шафеев, Л.М. Зорина и др. – Казань: КГМУ, 2002. – 46 с. (1 экз.).

18. Хасанова И.К. Лептоспирозы. Эпидемиология и профилактика / И.К. Хасанова, М.Ш. Шафеев, Л.М. Зорина и др. – Казань: КГМУ, 2002. – 35 с. (1 экз.).

19. Хасанова И.К. Эпидемический паротит. Эпидемиология и профилактика / И.К. Хасанова, М.Ш. Шафеев, Л.М. Зорина и др. – Казань: КГМУ, 2002. – 35 с. (1 экз.).

21. Черкасский Б.Л. Очерк истории российской научной эпидемиологии в XX веке (лекция). – М., 2002. – 52 с. (1 экз.).

22. Черкасский Б.Л. Правовые и этические аспекты противоэпидемической практики (лекция). – М.: ФЦГСЭН МЗ России, ММА им. И.М. Сеченова, 2000. – 40 с. (1 экз.).

23. Черкасский Б.Л. Предмет эпидемиологии (лекция). – М.: ФЦГСЭН МЗ России, ММА им. И.М. Сеченова, 2000. – 24 с. (1 экз.).

24. Черкасский Б.Л. Современные теории эпидемического процесса (лекция). – М., 2002. – 60 с. (1 экз.).

25. Черкасский Б.Л. Эпидемиологический метод (лекция). – М.: ФЦГСЭН МЗ России, ММА им. И.М. Сеченова, 2000. – 48 с. (1 экз.).

26. Черкасский Б.Л. Эпидемиологический надзор (лекция). – М.: ФЦГСЭН МЗ России, ММА им. И.М. Сеченова, 2000. – 24 с. (1 экз.).

27. Черкасский Б.Л. Эпидемиологическое обследование эпидемического очага (лекция). – М.: ФЦГСЭН МЗ России, ММА им. И.М. Сеченова, 2000. – 24 с. (1 экз.).

28. Шафеев М.Ш. Коклюш. Эпидемиология и профилактика / М.Ш. Шафеев, Л.М. Зорина и др. – Казань: КГМУ, 2002. – 26 с. (1 экз.).

29. Шкарин В.В. Дезинфектология / В.В. Шкарин, М.Ш. Шафеев. – Н. Новгород: НГМА, 2003. – 368 с. (1 экз.).

30. Шкарин В.В. Дезинфекция. Дезинсекция. Дератизация: руководство для студентов медицинских вузов и врачей. – Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2006. – 580 с. (1 экз.).

32. Ющук Н.Д. Эпидемиология: Учебное пособие / Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов. – М.: Медицина, 2003. – 448 с. (1 экз.).

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ДЕТСКИМ ИНФЕКЦИОННЫМ

Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни и вакционопрофилактика у детей: учебник. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 688 с. (42 экз.).

1. Гранитов В.М. Хламидиозы. – Москва: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2002. – 192 с. (1 экз).

2. Инфекционные болезни у детей: Учебник для педиатрических факультетов медицинских вузов / Под ред. проф. В.Н. Тимченко и проф. Л.В. Быстряковой. – СПб.: СпецЛит, 2001. – 560 с. (1 экз.).

3. Лобзин Ю.В., Финогеев Ю.П., Крумгольц В.Ф. и др. Практика лабораторных исследований при инфекционных заболеваниях. Под общ. ред. проф. Ю.В. Лобзина. СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2005. – 276 с. (1 экз).

4. Лукушкина Е. Ф. Диареи у детей. Клиника, диагностика и лечение: метод. пособие / Е. Ф. Лукушкина, Т. С. Лазарева. – Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2002. – 52 с. (1 экз.).

5. Неотложные состояния в педиатрии: Учебное пособие /Под общ. ред. А.В. Прахова, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. – 340 с. (1 экз.).

9. Рахманова А.Г., Воронин Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ-инфекция у детей. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с. (1 экз.).

11. Учайкин В.Ф., Молочный В.П. Неотложные состояния в педиатрии: практическое руководство. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2005. – 256 с. (1 экз.).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №209 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Вахитовского района г.Казани

Визитная карточка

У нас учатся: 172 ребенка
У нас учат: 17 педагогов

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, древнего Египта (II-III век до н.э.) указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, рожи, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей. И только с XX века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний. Исторически сложилось так, что инфекционные болезни, встречающиеся преимущественно у детей, и называются детскими.

Итак, детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

С чем может быть связано выделение детских инфекций в отдельную группу? В силу высокой распространенности первая встреча с возбудителем инфекции происходит именно в детском возрасте. В редких случаях ребенку удается дожить до взрослого состояния, не инфицировавшись от больных или носителей возбудителей этих инфекционных заболеваний. После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому большинство взрослых уже повторно этими заболеваниями не страдают.
В силу тесных контактов в детской возрастной группе при возникновении одного заболевшего практически всегда наблюдается инфицирование остальных.

Какие инфекции называют детскими?

1. Традиционные детские болезни с аэрогенным механизмом заражения (краснуха, ветряная оспа, коклюш, дифтерия, корь, скарлатина, эпидемический паротит, полиомиелит, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция)
2. Инфекции, встречаемые как в детской возрастной группе с возможностью развития вспышек заболевания в коллективах, так и среди взрослых с различными механизмами заражения (менингококковая инфекция, инфекционный мононуклеоз, острые респираторные заболевания, острые кишечные инфекции, острый вирусный гепатит А).

Практически любым инфекционным заболеванием ребенок может заразиться при наличии случайного контакта с больным. Исключение составляет первый год жизни малыша, когда в его крови циркулируют материнские антитела ко многим заболеваниям, что предохраняет его организм от заражения при встрече с инфекционным патогеном.

Причины возникновения детских инфекций

Источник инфекции – человек. Это может быть больно клинически выраженной формой болезни, бессимптомной формой болезни, а также носитель инфекционного возбудителя.

Один из частых вопросов родителей: когда становится заразен больной и как долго он может заразить?

Заразный период при детских инфекциях

Механизм заражения при традиционных детских инфекциях – аэрогенный, а путь заражения: воздушно-капельный. Заразна носоглоточная слизь, бронхиальный секрет (мокрота), слюна, которые при кашле, чихании, разговоре больной может разбрызгивать в виде мелкодисперсного аэрозоля на расстоянии 2-3х метров от себя. В зоне контакта оказываются все дети, находящиеся вблизи с заболевшим. Некоторые возбудители прекрасно распространяются на расстоянии. Например, вирус кори в холодное время года может распространяться по вентиляционной системе в отдельно взятом здании (то есть больные могут быть из одного подъезда дома, к примеру). Также имеет эпидемиологическое значение контактно-бытовой путь передачи (предметы обихода, игрушки, полотенца). В этом отношении все зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Но, несмотря на это, примером может послужить высокая инфицированность при ветряной оспе контактно-бытовым путем при устойчивости вируса во внешней среде всего в течение 2х часов. Возбудители скарлатины и дифтерии высокоустойчивы во внешней среде, поэтому контактно-бытовой путь также является значимым. Также при некоторых болезнях инфицирование происходит фекально-оральным путем (кишечные инфекции, гепатит А, полиомиелит, например), причем факторами передачи могут явиться как предметы обихода – игрушки, мебель, посуда, так и инфицированные продукты питания.

Восприимчивость к детским инфекциям достаточно высокая. Разумеется, специфическая профилактика (вакцинация) делает свое дело. За счет нее создается иммунологическая прослойка невосприимчивых лиц к кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту, коклюшу, дифтерии. Однако достаточно уязвимыми остаются непривитые дети, относящиеся к группе риска. При детских инфекциях характерно частое возникновение коллективных вспышек инфекции.

Особенности течения детских инфекций

Детские инфекционные заболевания имеют четкую цикличность. Выделяют несколько периодов
болезни, перетекающих один из другого. Выделяют: 1) инкубационный период; 2) продромальный период; 3) период разгара болезни; 4) период реконвалесценции (ранней и поздней).

Инкубационный период – это период с момента контакта ребенка с источником инфекции до появления симптома болезни. В этот период ребенок называется контактным и находится на карантине (под наблюдением медицинских работников). Карантин может быть минимальным и максимальным. Обычно период карантина устанавливается на срок максимального периода инкубации. В этот период следят за здоровьем контактного ребенка – измеряют температуру, следят за появлением симптомов интоксикации (слабость, головные боли и другие).

Краснуха от 11 до 24 дней
Корь от 9 до 21 дня
Ветрянка от 10 до 23 дней
Скарлатина от нескольких часов до 12 суток
Коклюш от 3 до 20 дней
Дифтерия от 1 часа до 10 дней
Эпидемический паротит (свинка) от 11 до 26 дней
Полиомиелит от 3 до 35 дней
Гепатит А от 7 до 45 дней
Дизентерия от 1 до 7 дней
Сальмонеллез от 2 часов до 3 дней

Как только появится одна из жалоб, наступает второй период – продромальный, что напрямую связано с началом болезни. В большинстве своем начало болезни при детских инфекциях острое. Ребенка беспокоит температура, симптомы интоксикации (слабость, озноб, головные боли, утомляемость, потливость, снижение аппетита, сонливость и другие). Температурная реакция может быть различной, но у подавляющего большинства детей - правильного типа лихорадка (с максимумом к вечеру и снижением по утрам), высота лихорадки может варьировать в зависимости от патогенности возбудителей детских инфекций, инфицирующей дозы, реактивности самого детского организма. Чаще это фебрильная температура (более 38°) с пиком к концу первых-вторых суток болезни. Продолжительность продромального периода разная в зависимости от вида детского инфекционного заболевания, но в среднем 1-3 дня.

Период разгара болезни характеризуется специфическим симптомокомплексом (то есть симптомами, характерными для конкретной детской инфекции). Развитие специфических симптомов сопровождается продолжающейся лихорадкой, длительность которой различная при разных инфекциях.

Специфический симптомокомплекс – это последовательное возникновение определенных симптомов. Для коклюша – это специфический кашель, имеющий характер сухого и приступообразного с несколькими короткими кашлевыми толчками и глубоким свистящим вдохом (репризом). Для эпидемического паротита (свинки) – это воспаление околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез (припухлость околоушной области, болезненность при дотрагивании, одутловатость лица, боли в пораженной области, сухость во рту). Дифтерия характеризуется специфическим поражением ротоглотки (увеличение миндалин, отек и появление характерного фибринозного сероватого налета на миндалинах). Для гепатита А период разгара проявляется появлением желтухи. При полиомиелите – характерное поражение нервной системы.

При краснухе сыпь имеет мелкопятнистый, а затем и пятнисто-папулезный характер, возникает преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей и туловище – спина, поясница, ягодицы, фон кожи не изменен. Сначала появляется на лице, затем в течение дня распространяется на туловище. Исчезает бесследно.

Сыпь при краснухе

При кори наблюдается пятнисто-папуллезная сыпь, характерна нисходящая последовательность высыпаний (1 день сыпи – лицо, волосистая часть головы, верхняя часть груди, 2й день сыпи – туловище и верхняя половина рук, 3й день сыпи – нижняя часть рук, нижние конечности, а лицо бледнеет), сыпь склонна к слиянию, после исчезновения сохраняется пигментация кожи. Иногда сыпь при краснухе напоминает коревую. В этой ситуации на помощь доктору приходит специфический симптом – пятна Филатова-Коплика (на внутренней стороне щек белесовато-зеленоватые папулы, появляющиеся на 2-3 день болезни).

Пятна Филатова при кори

При ветряной оспе мы видим везикулезную сыпь (пузырьковую), элементы которой расположены на фоне покраснения. Сначала это пятно, затем оно возвышается, образуется пузырек с серозной прозрачной жидкостью, затем пузырек подсыхает, жидкость исчезает и появляется корочка. Характерны подсыпания с повторными подъемами температуры раз в 2-3 дня. Период от момента появления сыпи до полного отпадания корочек длится 2-3 недели.

Сыпь при ветрянке

При скарлатине на гиперемированном фоне кожи (фоне покраснения) появляется обильная мелкоточечная сыпь. Сыпь интенсивнее в области кожных складок (локтевые сгибы, подмышечные впадины, паховые складки). Носогубный треугольник бледный и свободный от сыпи. После исчезновения сыпи шелушение, продолжающееся 2-3 недели.

Сыпь при скарлатине

Носогубный треугольник при скарлатине

Сыпь при менингококцемии

Заболевание Сроки появления сыпи Длительность периода высыпаний (в среднем)
Краснуха конец 1го-2й дни болезни 2-5 дней
Корь 3-4й дни болезни 5-7 дней
Ветряная оспа 2й день болезни 1-1,5 недели
Скарлатина конец 1го дня 5-6 дней
Менингококковая инфекция на 6-14 час болезни! (то есть первые сутки) 8-10 дней

Помимо сыпи, любая детская инфекция характеризуется лимфаденопатией (увеличением определенных групп лимфатических узлов) . Участие лимфатической системы – неотъемленная часть инфекционного процесса при инфекциях. При краснухе наблюдается увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов. При кори увеличиваются шейные лимфоузлы, при ветряной оспе – заушные и шейные, а при скарлатине - переднешейные лимфоузлы. При мононуклеозе – сильное увеличение заднешейных лимфоузлов (пакеты лимфоузлов видны при поворотах головы ребенка).

Период реконвалесценции (выздоровления) характеризуется угасанием всех симптомов инфекции, восстановлением функций пораженных органов и систем, формированием иммунитета. Ранняя реконвалесценция длится до 3х месяцев, поздняя реконвалесценция затрагивает период до 6-12 месяцев, а реже - дольше.

Другой особенностью детских инфекций является многообразие клинических форм. Выделяют
манифестные формы (с характерными симптомами болезни) легкой, среднетяжелой, тяжелой степени, стертые формы, субклинические (бессимптомные), абортивные формы (прерывание течения инфекции).

Ожидаемой сложностью инфекций у детей является и опасность быстрого развития тяжелых
осложнений. Это могут быть: инфекционно-токсический шок в начале болезни (критическое падение давления, что чаще наблюдается при менингококковой инфекции, скарлатине), нейротоксикоз при высокой температуре (развивающийся отек головного мозга), внезапная остановка дыхания или апное при коклюше (за счет угнетения дыхательного центра), синдром истинного крупа при дифтерии (за счет мощного токсического отека ротоглотки), вирусные поражения головного мозга (краснушный энцефалит, коревой энцефалит, ветряночные энцефалиты), синдром обезвоживания (при острых кишечных инфекциях), бронхообструктивный синдром, гемолитикоуремический синдром, ДВС-синдром.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо сохранять критичное отношение к состоянию ребенка и своевременно обращаться за медицинской помощью.

Симптомы детских инфекций, требующие обращения к врачу

1) Фебрильная температура (38° и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка).
3) Появление сыпи.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Появление любых симптомов на фоне высокой температуры.

Диагностика детских инфекций

Постановка предварительного диагноза проводится врачом-педиатром. Имеют значение: контакт пациента с другими больными с инфекцией, данных о вакцинации (прививках), характерные симптомы инфекции.

Окончательный диагноз выставляется после лабораторных исследований.
- Неспецифические методы (общий анализ крови, мочи, испражнений, биохимические исследования крови, исследования электролитов крови), инструментальные методы диагностики (рентгенография, УЗИ, МРТ по показаниям)
- Специфические методы для выявления возбудителей и/или их антигенов (вирусологический, бактериологический, ПЦР), а также для выявления антител к возбудителям в крови (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Основные принципы лечения детских инфекций

Цель лечения - выздоровление маленького пациента и восстановление нарушенных функций органов и систем, достигается решением следующих задач:
1) борьба с возбудителем и его токсинами;
2) поддержание функций жизненно-важных органов и систем;
3) повышение иммунологической реактивности (сопротивляемости) организма ребенка;
4) профилактика осложнений детской инфекции.

Задачи лечения осуществляются проведением следующих мероприятий:
1. Своевременное выявление и при необходимости госпитализация больного ребенка, создание ему охранительного режима – постельного при тяжелом и среднетяжелом состоянии, полноценное питание, питьевой режим.
2. Этиотропная терапия (специфические препараты, направленные на подавление роста или уничтожение возбудителя инфекции). В зависимости от инфекции назначаются антибиатериальные препараты, противовирусные средства. Неправильная трактовка диагноза и назначение этиотропного лечения не по профилю приведет к возможному утяжелению инфекции и развитию осложнений.
3. Патогенетическая терапия связана в основном с инфузионной терапией растворов определенной направленности (глюкозо-солевые растворы, коллоиды, препараты плазмы, крови), а также специфических парентеральных препаратов (ингибиторы протеаз, глюкокортикостероиды и другие), иммуномодуляторов.
4. Посиндромная терапия проводится при любой инфекции (жаропонижающие, противорвотные, сосудосуживающие, отхаркивающие, противокашлевые, антигистаминные и многие другие).

Как проводить профилактику инфекций в детском возрасте?

1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание)
2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции
3) Специфическая профилактика детский инфекций - вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Пренебрежение родителями плановой вакцинацией детей без особых на то медицинских оснований создает уязвимую прослойку неиммунных детей, в первую очередь подверженных к заражению инфекционными возбудителями.

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии


З аведующий кафедрой – Дмитрий Анатольевич Лиознов ,
доктор медицинских наук.

Ответственные:

- за учебную работу: Надежда Васильевна Сабадаш, доцент, к.м.н.
тел.: (812) 338-70-58

- за научную работу: Тамара Васильевна Антонова, профессор, д.м.н.
тел.: (812) 338-70-58

Кафедра расположена по адресу:

Учебная часть: корпус №21, 3 этаж

Клинические базы: Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина, ул. Миргородская, д. 3, отделение №24, 3 этаж. КИБ Боткина-Север, Пискарёвский пр. 49, учебный корпус, 7 этаж.

История кафедры инфекционных болезней

Цели и задачи кафедры, направление деятельности

Основной целью кафедры является обучение студентов, интернов, клинических ординаторов и врачей навыкам и компетенциям в диагностике, терапии и профилактике инфекционных болезней и основам эпидемиологии. В зависимости от уровня подготовки (додипломный, последипломный, повышение квалификации) применяются различные образовательные технологии.

Научные интересы кафедры сосредоточены на изучении патогенеза, совершенствования диагностики, прогноза и терапии инфекционных заболеваний, протекающих на измененном преморбидном фоне, прежде всего, острых кишечных инфекций и гемоконтактных инфекций (вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции).

Содержание дисциплины, учебные программы

Педагогический процесс на кафедре включает преподавание инфекционных болезней у взрослых и детей, общей и частной эпидемиологии. Преподавание проводится на 5 и 6 курсах лечебного и педиатрического факультетов, факультета спортивной медицины и факультета иностранных учащихся, 5 курсе стоматологического факультета и на 2 курсах факультета высшего сестринского образования.

В соответствии с учебной программой цикл инфекционных болезней включает:

  1. Неотложные состояния при инфекционных заболеваниях.
  2. Гемоконтактные инфекции (вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекция). Избранные вопросы.

Положение

СНО кафедры

Последипломная подготовка

  • Обучение в клинической ординатуре по инфекционным болезням.
  • Ежегодно на кафедре проходят обучение 4-5 клинических ординатора.
  • Проводятся циклы повышения квалификации и теоретического усовершенствования [А1]по инфекционным болезням
  • Подготовка научных и научно-педагогических кадров аспирантуре и докторантуре по специальности 14.01.09 – инфекционные болезни.
  • Обучение в интернатуре, клинической ординатуре, аспирантуре осуществляется на бюджетной и договорной основе.

Клинические базы кафедры

Занятия со студентами и клиническими ординаторами проводятся на следующих базах:

Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина (Миргородская ул., д. 3, 14 корпус, 3 этаж)

Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина Север (Пискарёвский пр., д. 49, учебный корпус, 7 этаж)

Детская городская клиническая больница №5 им. Н.Ф. Филатова (Бухарестский пр., д. 134)

Отделение хронических вирусных инфекций ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова (ул. Л. Толстого, д. 6/8, 21 корпус)

Научная деятельность

Основные темы научных исследований на кафедре:

  1. Стабилизация ремиссии и профилактика распространения ВИЧ-инфекции у больных с синдромом зависимости от опиатов и алкоголя.
  2. Роль метаболических нарушений и генетических факторов в прогрессировании хронического гепатита С.
  3. Совершенствование диагностики и лечения инфекционных заболеваний, протекающих в условиях измененной реактивности организма.

Штат кафедры :

  1. Станевич Оксана Владимировна – старший лаборант.
  2. Сенчик Евгения Феликсовна – старший лаборант, к.м.н.
  3. Тукациер Татьяна Вениаминовна – специалист по уч.-метод. работе 1 кат.

Штат лаборатории хронических вирусных инфекций НИЦ при кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии

Руководитель лаборатории – Лиознов Д.А.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции