Методическая разработка острые кишечные инфекции сестринское дело


Острые кишечные инфекции широко распространены во всем мире, они поражают взрослых и детей.

Среди всех инфекционных патологий острые кишечные инфекции составляют 20%.

В 2018 году острыми кишечными инфекциями в России зафиксировано более 816 тысяч случаев заболеваний острыми кишечными инфекциями.

Профилактика инфекционных заболеваний особенно актуальна в период ухудшения паводковой ситуации.

Паводки - подъёмы уровня воды, возникающие в результате выпадения обильных осадков.

Благоприятные условия для размножения болезнетворных микроорганизмов в период паводков – угроза для здоровья большого количества людей. Подъем уровня воды – это всегда риск кишечных инфекций (бактериальных и вирусных) : дизентерии, ротавирусной, норовирусной инфекции, гепатита А и других заболеваний с фекально-оральным и водным путями распространения.

Острые кишечные инфекции - группа инфекционных заболеваний, вызванных различными микроорганизмами (бактериями, вирусами), проявляющаяся расстройствами пищеварения и симптомами обезвоживания.

Кишечные инфекции встречаются в любое время года: вирусные, чаще всего встречаются в холодное время года (с ростом заболеваемости гриппом и ОРВИ), бактериальные - в теплое время года.

В связи с благоприятным воздействием теплого климата на размножение микроорганизмов, особенно высок уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями в летний период времени. В этот период отмечается резкое повышение уровня инфицированности воды, почвы, продуктов питания возбудителями острых кишечных инфекций. Особенно подвержены в теплый период кишечным инфекциям дети. Это связано с низкой степенью активности защитных факторов, а так же с отсутствием сформированных гигиенических навыков у детей. Факторы иммунной защиты в желудочно-кишечном тракте у детей формируются к 5-летнему возрасту.

Практически все возбудители острой кишечной инфекции отличаются очень высокой устойчивостью. Например, возбудители паратифов и брюшного тифа продолжают свою жизнеспособность в молоке более 2 месяцев, в воде ещё дольше.

Микробы дизентерии в молоке могут жить и размножаться на протяжении 7 дней, а в речной воде - 35 дней. Свою жизнеспособность вирусы могут сохранять на различных предметах от 10 до 30 дней, а в фекалиях - более полугода.

Виды острых кишечных инфекций:

бактериальные: cальмонеллез, дизентерия, иерсиниоз, эшерихиоз, кампилобактериоз; острая кишечная инфекция, вызванная синегнойной палочкой, клостридиями, клебсиеллами, протеем; стафилококковое пищевое отравление, брюшной тиф, холера, ботулизм и прочие

ОКИ вирусной этиологи : ротавирусная, энтеровирусная, коронавирусная, аденовирусная, реовирусная инфекции

грибковые кишечные инфекции (чаще грибы рода Candida)

протозойные кишечные инфекции (лямблиоз, амебиаз) - отличаются крайне тяжелой клинической симптоматикой.

Кто является источником инфекции?

Основным источником инфекции является больной человек. Опасным является здоровый бактерионоситель и тот, у кого заболевание протекает в стертой форме, при которой он даже этого не замечает.

Как происходит заражение ?

В организм человека бактерии попадают через рот, вместе с пищей, водой или через грязные руки. Например, дизентерия может начаться при употреблении воды из-под крана, некипяченого молока; кишечная палочка может попасть в организм с просроченным кисломолочным продуктом; сальмонеллезом можно заразиться, употребив в пищу зараженные продукты, такие как куриное мясо и яйца, плохо промытые водой овощи и зелень.

Основным механизмом попадания микроорганизмов в организм человека является алиментарный, но для вирусных инфекций характерен также и воздушно-капельный способ заражения.

Пищевые продукты, предметы обихода, купание в открытых водоемах (в зависимости от инфекции). В передаче некоторых инфекций имеют значение насекомые (тараканы, мухи)

Несоблюдение правил личной гигиены

* Наиболее опасны выделения больного.

Наиболее восприимчивы к кишечным инфекциям:

Люди преклонного возраста

Лица с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

Люди, страдающие алкоголизмом

Люди с ослабленным иммунитетом.

Инкубационный период в среднем длится от 6 часов до 2 суток.

Как правило, острые кишечные инфекции начинаются остро с повышения температуры тела, жидкого стула, болей в животе.

Общие симптомы острых кишечных инфекций:

Интоксикация. Повышение температуры тела, слабость, головокружение, ломота в теле

* Нарушения пищеварения: боли в области желудка, тошнота, многократная рвота, учащение стула (испражнения становятся водянистыми)

Обезвоживание. Особенно опасно для детей.

Клиническая картина и профилактика некоторых инфекций.

Инфекции, вызванные бактериями.

Вызывает холеру бактерия вида Vibrio Cholerae.

Передается инфекция с сырой водой, пищевыми продуктами, при контакте с больными.

Инкубационный период длится от нескольких часов до 6 суток, чаще 1-2 дня.

Симптомы инфекции: заостренные черты лица, сиплый голос, мучительная жажда, постоянная рвота, сухость кожи, слабость, внезапный и частый понос, напоминающий рисовый отвар, боли в мышцах и судороги.

Лечение направлено на восстановление водно-солевого баланса, введение антибиотиков и витаминов.

Профилактика холеры заключается в предупреждении заноса инфекции, в соблюдении санитарно-гигиенических мер, таких как обеззараживание воды, мытье рук, термическая обработка пищи, обеззараживание помещений общего пользования. Специфическая профилактика состоит во введении холерной вакцины и холероген-анатоксина (действует 3-6 месяцев).

Вызывается бактериями рода Salmonella, попадающих в организм с пищевыми продуктами животного происхождения.

Основные пути заражения:

Пищевой: мясо зараженных животных и птиц, недостаточно термически обработанные; питье загрязненной воды

При купании в загрязненной воде.

Инкубационный период длится от 2 часов до 3 суток, чаще 6-24 часа.

Симптомы: повышение температуры тела до 38-39 о С, слабость, головная боль, тошнота, рвота, боли в животе, урчание, вздутие живота, многократный жидкий водянистый стул, боли в мышцах и суставах, судороги конечностей.

Лечение заключается в промывании желудка и кишечника, введении солевых растворов, спазмолитиков и антибиотиков. Необходимо обильное питье.

Профилактика: тщательная тепловая обработка мяса курицы и яиц, соблюдение правил личной гигиены, раздельные хранение и разделка сырой и готовой пищи.

Возбудители дизентерии принадлежат к роду Shigella.

Источником инфекции является больной или бактерионоситель.

Механизм передачи - фекально-оральный.

Основные пути передачи - контактно-бытовой, водный, алиментарный.

Факторы передачи: чаще молоко. Возможно овощи, фрукты, различные предметы, обсемененные шигеллами, мухи.

Инкубационный период длится от нескольких часов до 7 суток, чаще 2-3 суток.

Заболевание начинается остро с появления болей в животе. Далее присоединяется расстройство стула. Частота стула колеблется от 10 до 20 раз в сутки. Стул сначала носит каловый характер, далее появляется слизь, кровь, уменьшается объем каловых масс, они могут приобретать вид плевка. Заболевание сопровождается повышением температуры тела, ознобом, слабостью, вялостью, снижением аппетита.

Больным дизентерией необходимо соблюдать постельный режим. Госпитализации подлежат больные со средне-тяжелым и тяжелым течением болезни. Назначается лечебное питание, антибактериальная терапия, компенсация потери жидкости, обильное питье. При болях в животе назначают спазмолитики.

Для экстренной профилактики используют дизентерийный бактериофаг. Общая профилактика - санитарно-гигиенические мероприятия.

Возбудитель болезни - Clostridium botulinum

Заражение происходит при употреблении продуктов, в которых при анаэробных условиях размножаются бактерии и в большом количестве накапливается токсин.

Инкубационный период продолжается от 2 - 4 часов до 10 суток. В среднем - 2 суток.

Болезнь начинается остро. Основные симптомы: головная боль, тошнота, рвота, боль в животе, нарушение зрения, глотания, изменение голоса. Смерть наступает от паралича дыхания.

При подозрении на ботулизм больные подлежат экстренной госпитализации в стационары, имеющие отделения реанимации. В первую очередь проводят очищение желудка и кишечника, вводят противоботулинистическую сыворотку. Наиболее эффективно её введение на первые сутки. Назначаются антибиотики. Больным с тяжелым течением болезни проводится искусственная вентиляция легких.

Строгое соблюдение технологии производства консервированных продуктов.

Домашние заготовки хранить в холодильнике.

Лицам, употребившим подозрительный продукт, вводят половину лечебной дозы противоботулинистической сыворотки.

Инфекции, вызванные вирусами.

Возбудителем инфекции является ротавирус.

Болеют в основном дети от 6 месяцев до 4 лет.

Механизм передачи возбудителя - фекально-оральный, чаще через воду.

Источник заболевания - больной, в меньшей степени вирусоноситель.

Инкубационный период длится от 15 часов до 7 суток.

Болезнь начинается бурно, остро, появляются схваткообразные боли в животе, урчание, жидкий стул. У половины заболевших - рвота. Эти симптомы сочетаются с лихорадкой, головной болью, интоксикацией и катаральными явлениями. Отмечается снижение или отсутствие аппетита.

Госпитализации подлежат больные с выраженными признаками обезвоживания. Основная масса больных лечится на дому. Проводится регидратационная терапия. Восполнение жидкости в объемах, соответствующих потерям. Назначается щадящая диета до восстановления стула.

Выявление и изоляция больных.

Дезинфекция в очаге инфекции.

Возбудитель - энтеровирусы групп Коксаки А, Коксаки В, ЕСНО.

Механизм передачи - фекально-оральный. Путь передачи - алиментарный. Факторы передачи чаще всего - овощи.

Источник инфекции - больной человек, который выделяет вирусы в окружающую среду с испражнениями и отделяемым дыхательных путей.

Инкубационный период составляет от 2 до 10 суток.

Болезнь начинается остро с повышения температуры тела до 38-39 о С, головной боли, боли в мышцах. Возможны тошнота и рвота, частый жидкий стул. Иногда присоединяются катаральные явления (ринит, фарингит, ларингит), а также герпетические высыпания на миндалинах. Проявления энтеровирусных инфекций многообразны, в особо тяжелых формах возможно развитие серозных менингитов и поражений сердца.

Госпитализация проводится по клиническим показаниям. В частности, при наличии менингеального синдрома и других поражениях нервной системы. Проводят противовоспалительную и дегидратационную терапию.

Раннее выявление заболевших

Изоляция заболевших на 2 недели

В очаге инфекции - дезинфекция

Детям до 3 лет, имевшим контакт с больными, вводится нормальный человеческий иммуноглобулин, в нос закапывается лейкоцитарный интерферон в течение 7 дней.

Инфекции, вызванные простейшими.

Возбудитель инфекции - Lamblia intestinalis, относится к простейшим.

Источник инфекции - больной человек или цистоноситель. Источником цист могут быть собаки и другие животные.

Механизм передачи - фекально-оральный (через воду, пищевые продукты, предметы обихода, посуду).

Инкубационный период составляет 10-15 дней.

У больных отмечаются боли в верхней части живота или в области пупка, вздутие живота, урчание, тошнота, запоры, сменяющиеся поносами (испражнения жёлтые, с незначительной примесью слизи), дискинезии желчных путей, атопический дерматит, общая слабость, утомляемость, раздражительность, снижение аппетита, головные боли, головокружение, плохой сон.

Лечение направлено на ликвидацию токсикоза, противопаразитарная терапия, диета.

Своевременное выявление больных и их лечение

Защита продуктов от загрязнения

Борьба с мухами

Не использовать воду из открытых источников без предварительного кипячения

Мытье фруктов, овощей

Соблюдение правил личной гигиены.

Диагностика острых кишечных инфекций.

Диагноз устанавливается на основании клинических признаков болезни, результатов лабораторного обследования, эпидемиологического анамнеза.

Лечение острых кишечных инфекций.

При подозрении на острую кишечную инфекцию необходимо обратиться к инфекционисту, терапевту или педиатру. При значительных болях в животе у детей необходимо вызвать скорую помощь для исключения хирургической патологии. Дети раннего возраста подлежат обязательной госпитализации.

Симптомы, с которыми необходимо обратиться к врачу незамедлительно:

Жидкий стул чаще 5 раз в сутки

Схваткообразные боли в животе

Выраженная слабость и жажда

Наличие сопутствующих хронических инфекций.

Применять болеутоляющие средства. В случае хирургической патологии это затруднит диагностику

Самостоятельно применять противодиарейные средства, так как при большинстве кишечных инфекций токсины скапливаются кишечнике, а применение таких препаратов приведет к их накоплению

Использовать грелку. Это только усилит воспалительный процесс.

Профилактика острых кишечных инфекций.

Профилактика острых кишечных инфекций включает общегигиенические и медицинские мероприятия, проводимые постоянно, вне зависимости от времени года и от уровня заболеваемости.

Необходимо выявить источник инфекции, изолировать его и начать лечение. В помещении, где находился больной, провести дезинфекцию.

Основные меры личной профилактики:

Соблюдать правила личной гигиены: тщательно мыть руки перед приемом и раздачей пищи, после посещения туалета, улицы

Следить за чистотой рук у детей, научить их соблюдать правила личной гигиены

Употреблять для питья кипяченую или бутилированную воду

Выбирать безопасные продукты

Следить за сроками годности продуктов

Тщательно мыть овощи и фрукты перед употреблением под проточной, а для детей - кипяченой водой

Проводить тщательную термическую обработку необходимых продуктов

Употреблять пищу желательно сразу после её приготовления

Готовые продукты хранить на холоде, оберегая их от мух. Не оставлять готовые продукты при комнатной температуре более чем на 2 часа

Правильно хранить продукты в холодильнике: не допускать контакта между сырыми и готовыми продуктами (хранить в разной посуде)

Содержать кухню в чистоте

Не скапливать мусор

Выезжая на отдых, необходимо брать с собой запас чистой питьевой воды. Не употреблять воду из открытых источников

Купаться только в специально отведенных для этой цели местах. При купании в водоемах и бассейнах не допускать попадания воды в рот.

Меры общественной профилактики.

В целях профилактики острых кишечных инфекций осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарных правил и норм на объектах производства, хранения, транспортировки и реализации (оптом и в розницу) пищевых продуктов, общественного питания, водоканала, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; за соблюдением персоналом санитарных правил и норм в организованных коллективах детей и взрослых, в лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха, домах престарелых и др.

Проводится обязательная гигиеническая подготовка работников отдельных профессий, производств и организаций, связанных непосредственно с процессом производства, приготовления, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов, питьевой воды, обучением и воспитанием детей и подростков с выдачей им личных медицинских книжек.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПО МДК.02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ

РАЗДЕЛ 10. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ПАЦИЕНТАМИ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

ТЕМА: Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей (менингококковая инфекция, дифтерия)

САРАНСК 2014 ГОД

Разработали: , преподаватель высшей квалификационной категории, , преподаватель высшей квалификационной категории.

Данная методическая разработка практического занятия составлена согласно требований Федеральных государственных образовательных стандартов.

инфекций дыхательных путей

(менингококковая инфекция, дифтерия)

Тип занятия: занятие совершенствования знаний, умений и навыков.

Используемая технология: игровая педагогическая технология.

Форма проведения: практическое занятие.

Учебная: добиться прочного усвоения системы знаний, формирование умений объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей, соответствующих теме занятия, через демонстрацию приемов и методов, направленных на формирование интереса студентов у учебной дисциплине и теме занятия; формирование практических умений и навыков по осуществлению сестринского ухода за пациентами с соответствующими заболеваниями; развивать умения и навыки отработки практических манипуляций.

Развивающая: формирование интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы; развитие речи, мышления, памяти, формирование коммуникативных навыков; формирование навыков самообразования, самореализации личности.

Воспитательная: привитие умений и навыков учебной работы и коллективного труда; формирование современного научного мировоззрения и интереса к избранной профессии и профессиональной направленности, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.

Методическая: демонстрация методики проведения практического занятия с использованием различных методов контроля знаний и умений, активных методов обучения, современных информационных технологий.

Межпредметные связи: ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.03. Основы патологии, ОП.09. Психология, МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела, МДК.04.02. Безопасная среда для пациента и персонала, МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг

После изучения темы студент должен

иметь практический опыт:

– осуществления ухода за пациентами при инфекциях дыхательных путей;

– проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с данной патологией;

– готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам (ПК.2.2.,2.5.);

– осуществлять сестринский уход за пациентом при инфекциях дыхательных путей;

– консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств (ПК.2.1.);

– осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий (ПК.2.7.);

– осуществлять фармакотерапию по назначению врача (ПК.2.4.);

– проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни

– осуществлять паллиативную помощь пациентам (ПК.2.8.);

– вести утвержденную медицинскую документацию (ПК.2.6.);

- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы

диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при инфекциях дыхательных путей;

- пути введения лекарственных препаратов;

- виды, формы и методы реабилитации;

- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность студентов к занятию, наличие формы, оснащение рабочего места и т. д.). – 5 мин.

2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, её цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса). – 5 мин.

3. Контроль знаний. – 40 мин.

3.1. Терминологический диктант (10 мин.).

3.2. Выполнение практических манипуляций (взятие мазка из носоглотки на менингококк, из ротоглотки на бактериологическое исследование, введение противодифтерийной сыворотки) – 30 мин.

4. Изучение нового материала. – 30 мин.

Знакомство с медицинской документацией. Демонстрация историй болезни, медицинской карты наблюдения за пациентом, разъяснения по работе с ней.

Демонстрация больных по теме; допускается обход с вра­чом в отделении.

Демонстрация новых средств, применяемых для лечения больных.

5. Самостоятельная работа студентов (150 мин.):

ü в процедурном кабинете, на посту медицинской сестры, у постели больного

ü сбор анамнеза, обследование больного

ü запись данных обследования и сбора анамнеза в дневники

ü работа студентов с историями болезни

ü составление схем лечения применительно к данному больному

ü заполнение дневников.

6. Закрепление – 20 мин.

6.1. Решение ситуационных задач.

7. Подведение итогов. Выводы. – 10 мин

8. Домашнее задание – 10 мин.

8.1. Рефераты на темы:

Крымская геморрагическая лихорадка

Омская геморрагическая лихорадка

8.2. Составление словаря медицинской терминологии

8.3. , Малова болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии, стр. 159-160, 206-210, 254-261, 308-314;

лекционный материал по теме: Клинико-эпидемиологический обзор кровяных (трансмиссивных) инфекций (малярия, сыпной тиф, болезнь Брилла, ГЛПС).

9. Оснащение: дидактический раздаточный материал по изучаемой теме, ученическая карта наблюдения за пациентом, компьютер, ЭУМ (ЭДМ). Литература:

1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность студентов к занятию, наличие формы, оснащение рабочего места и т. д.).

2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, её цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса).

Дифтерия — острое антропонозное заболевание бактериальной этиологии, характеризующееся развитием интоксикации, фибри­нозного воспаления в месте входа инфекции (преимущественно в рото - и носоглотке) и токсическим поражением сердечно­сосудистой и нервной систем.

Этиология. Возбудителем дифтерии являются токсигенные (спо­собные вырабатывать экзотоксин) грамположительные аэробные палочки Corinebacterium diphtheriae. Дифтерийные палочки имеют на концах колбовидное утолщение и в мазках располагаются по­парно в виде римской цифры V. По некоторым биохимическим признакам выделяют несколько биоваров: gravis, mitis, intermedins, minimus и др. Несмотря на то что нетоксигенные палочки Corinebacterium diphtheriae не способны вызывать развитие забо­левания, описана возможность перехода нетоксигенных штаммов в токсигенные. Возбудитель устойчив во внешней среде: при комнат­ной температуре он может сохраняться в течение 2 мес. Высокая температура и дезинфицирующие средства губительны для дифте­рийной палочки.

Эпидемиология. Дифтерия относится к антропонозным инфек­циям. Единственным естественным резервуаром и источником ин­фекции являются люди — больные или носители токсигенной па­лочки. Наибольшую эпидемическую опасность представляют лица с признаками поражения рото - и носоглотки, поскольку активно выделяют возбудитель во внешнюю среду при чиханье, кашле и разговоре. Здоровые носители обладают более низкой инфициру­ющей способностью. Механизм передачи инфекции — аэроген­ный, который реализуется преимущественно воздушно-капельным путем. Кроме того, заражение может происходить контактно-бытовым путем через инфицированные объекты внешней среды (посуда, игрушки, предметы обихода и т. д.). К числу редких, но воз­можных путей передачи относится пищевой путь, при котором за­ражение людей происходит при употреблении инфицированных продуктов (молоко, кондитерские изделия и др.), в которых дифте­рийная палочка способна не только сохраняться, но и размножать­ся.

Дифтерия относится к числу управляемых инфекций, уровень заболеваемости которыми можно регулировать путем вакцинации. В некоторых европейских странах заболеваемость дифтерией пол­ностью ликвидирована благодаря применению программы всеоб­щей иммунизации. Именно уровень коллективного иммунитета определяет возможность развития и распространения заболева­ния. Снижение иммунной прослойки населения сопровождается ростом заболеваемости дифтерией, что наблюдалось в Российской Федерации в 1990-х гг. Восприимчивость людей к дифтерии очень высокая.

Показатели заболеваемости дифтерией в России в 2007 г. соста­вили 0,06 на 100 тыс. населения, что в 2 раза ниже уровня заболе­ваемости в 2006 г. (0,12 на 100 тыс. населения).

Формирующийся в результате иммунизации антитоксический иммунитет препятствует развитию клинически манифестных форм заболевания, но не исключает формирования бактерионоситель­ства. Титры антитоксических антител, препятствующие развитию заболевания (РИГА), составляют не ниже 1: 160. При отсутствии иммунитета развитие заболевания может регистрироваться в лю­бом возрасте.

Для дифтерии характерна осенне-зимняя сезонность заболева­ния.

По данным ВОЗ ведущее место в патологии детского возраста занимают острые кишечные инфекции (ОКИ). Каждую минуту от них в мире погибает 10 детей, часть из которых умирают от некачественного ухода и ежегодно регистрируется в мире до 1,2 млрд. кишечных заболеваний. Поэтому от эффективности организации работы при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями средним медицинским персоналом при своевременной постановки диагноза зависит исход заболевания.

Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов сестринской деятельности при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  1. Определить и охарактеризовать основные виды острых кишечных инфекций у детей;
  2. Изучить особенности ухода и наблюдения за детьми с ОКИ.
  3. Систематизировать основные принципы работы медицинских сестер отделения воздушно-капельных инфекций ДИБ города Краснодара.
  4. Проанкетировать родителей этих детей на предмет знаний особенностей ухода у данной категории пациентов.
  5. Исследовать мнение медицинских сестер о необходимости создания памятки по уходу за детьми с ОКИ.
  6. Сделать выводы и предложения по теме исследования.

Исследование показало, что в ЦРБ продолжает увеличиваться количество исследований на возбудителей острых кишечных инфекций в 1,3 раза или на 33%, по сравнению с 2011 годом.

Из проведенных лабораторных исследований по количеству выделенных культур неизменными лидерами остаются сальмонеллы и различные энтеропатогенные кишечные палочки, которые представлены. Как видно, в общее количество выделенных патогенных микроорганизмов изменилось не значительно, увеличение было лишь на 3,5%. В динамике рост превалирует у ЭТЭ и ЭИЭ. Особенно их количество сильно увеличились в 2012 году на 114% по сравнению с 2011 г. И сальмонеллез в 2014 г. примерно на 42,1%, кампилобактерии – на 216,7% по сравнению с 2011 г.

Как видно из приведённых данных большинство составляют Salm. гр. D 82%, 80% и 67% за три года.

Серологическая группа D оказалась доминирующей и была представлена только одним серологическим вариантом – Salmonella enteritidis. Частоту регистрации сальмонеллеза, в группе детей можно объяснить тесным общением детей этой возрастной группы в организованных коллективах и их низкой самоорганизацией. Заболевание протекает в локальной форме гастроэнтерита, ведущий синдром - диарейный.

Для проведения эмпирического исследования были выбраны два отделения инфекционное и педиатрическое. Мощность инфекционного отделения для взрослых -10 коек, а для детей -20, в педиатрическом отделении – 25 коек. Полученные данные говорят о большом потоке больных в данных отделениях. При этом показатель работы койки во взрослом инфекционном отделении соответствует норме, а показатель в детском и педиатрическом отделении – выше. Что говорит о повышенной нагрузке на мед. персонал и можно объяснить нехваткой коек для данного контингента пациентов.

Укомплектованность инфекционного отделения средним медперсоналом составляет 55%, младшим медперсоналом составляет 51,8%. Укомплектованность средним медперсоналом педиатрического отделения составляет 84%, младшим медицинским персоналом 91,3%. Укомплектованность врачами составляет 80,9%. В структуре преобладают высшая и первая категории, что показывает высокий профессионализм мед. персонала и значит высокое качество предоставляемых услуг.

С целью изучения проблем пациентов детского инфекционного отделения было проведено сплошное исследование на базе Усть-Лабинской РЦБ родителей детей находящихся в детском и инфекционном отделении. В анкетировании (анонимно) приняли участие n= 30 родителей детей.

Большинство детей респондентов, лежащих в отделениях, соответствуют возрасту от 1 года до трёх – 56,7% и дети первого года – 36,7%. По составу семьи: у 18 человек семья полная – 60%, остальных воспитывали один родитель или опекун. По условиям жилья: большинство 16 семей – 53,3% проживают в отдельной квартире остальные в коммунальной или общей квартире.

Проблему с тошнотой и рвотой имеют большинство детей 30 человек, из них 28 человек имеют сопутствующую лихорадку и 37 диарею. При этом страх и слабость испытывают 23 человека. Большинство 21 испытывают дискомфорт.

Опрошенные – 90%, удовлетворены ухо­дом и мед. помощью которую им предоставляют в отделение. Этот показатель так же говорит о хорошем качестве предоставляемых услуг.

Проблему связанные со стрессом, дефицитом знаний о заболеваемости, и уходом за ребенком отметили большинство – 26 человек.

В результате проведённого исследования полученные следующие результаты:

Анализ двадцати современных источников литературы выявил, что в настоящее время заболеваемость кишечными инфекциями в России остается достаточно высокой. Острые кишечные инфекции занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости, особенно среди пациентов детского возраста.

Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями влияют на сестринский процесс в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо - физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.

Систематизация основных принципов работы медицинских сестер отделения, проведённое исследование проблем пациентов с острыми кишечными инфекциями путем анкетирования родителей, мнения медицинских сестер позволило выявить, что основными особенностями сестринского ухода у детей с острыми кишечными инфекциями являются:

  • строгое выполнение врачебных назначений;
  • необходимая подготовка к лабораторным и инструментальным методам исследования;
  • разъяснение и убеждение в необходимости проведения исследований;
  • соблюдения всех врачебных назначений и динамическое наблюдение за ребенком;
  • соблюдение санитарно-противоэпидеми­ческого режима в отделении: обеспечение инфекционной безопасности для родителей, персонала пациентов;
  • оценка состояния ребенка при каждом контрольном посещении и поддержание его положительного эмоционального состояния;
  • установление с ребенком и его родителями доверительных отношений;
  • поддержка родителей на всех стадиях развития заболевания
  • восполнение дефицита знаний родителей о причинах заболевания, факторах риска, особенностях течения и др.
  • обучение родителей приемам профилактики кишечных инфекций формирование здоровых привычек не только ребенка, но и всей семьи.

Для улучшения качества оказываемой сестринской помощи необходимо ввести в штатное расписание отделения острых кишечных инфекций 4,5 ставки медицинской сестры процедурного кабинета.

Обеспечить отделение перфузорами для проведения инфузионной терапии с целью дозированного введения инфузионных растворов и соблюдения скорости инфузии.

Создать методические рекомендации с актуальными результатами исследований по проблеме ухода за пациентами детского возраста в инфекционном отделении.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции