Методическая разработка к занятиям по инфекционным болезням


В настоящее время во всем мире наблюдается рост инфекционных заболеваний, появляются новые возбудители и как следствие новые заболевания.

Пищевые токсикоинфекции наиболее часто встречающаяся патология, с которой больные редко обращаются за медицинской помощью и занимаются самолечением.

Ботулизм — редко встречающаяся инфекция среди других кишечных инфекций. Но он постоянно привлекает к себе внимание инфекционистов в связи с его тяжелым течением и высокой летальностью. Кроме того, в нашей стране традиционно широко используется продукция домашнего консервирования (овощи, грибы, рыба) без соблюдения соответствующих технологий.

В последнее десятилетие изменился взгляд на роль медицинской сестры в системе здравоохранения. Если раньше её работа заключалась в уходе за больным и выполнении назначений врача, то сейчас в центре внимания находится пациент как личность и с физиологическими и с социально-психологическими проблемами.

Следовательно, в основе данной методической разработки лежат не только клинико-эпидемиологические и лечебно-профилактические вопросы пищевых токсикоинфекций и ботулизма, но и основы сестринского ухода при данных заболеваниях.

Формирование у студентов прочных теоретических знаний по вопросам клиники, диагностики и лечения пищевых токсикоинфекций и ботулизма, укрепление знаний студентов по вопросам профилактики данных инфекций.

  1. Учебные:
  • Формирование новых теоретических знаний по проблемам пищевых токсикоинфекций и ботулизма. Актуальность данных проблем в мире, России, Санкт Петербурге, Ленинградской области.
  • Изучение этиологии, эпидемиологии, клинических проявлений, осложнений, диагностики, принципов лечения и профилактики.
  • Выявление особенностей сестринского ухода и организации противоэпидемических мероприятий.
  1. Развивающая:
  • Стимулирование интереса студентов к данным проблемам, формирование умения систематизировать материал, развитие логического мышления.
  1. Воспитательная:
  • Развитие чувства ответственности студентов при проведении мероприятий сестринского ухода, сострадания и милосердия к больным и понимание необходимости облегчения их состояния.



Поддержка
(495) 589-87-71

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  1. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки.
  2. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами). Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения - заголовке, тексте, подписи и пр.)
  3. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
  4. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
  5. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
  6. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
  7. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
  8. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста.

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

МЗ УКРАИНЫ

Ивано-Франковский национальный медицинский университет

Кафедра детских инфекционных болезней

Утверждено

на методическом совещании

“____” _____________ 2012 г.

Зав. кафедры д.мед.н., профессор Г.Б. Матейко

1. Актуальность темы.

По данным ВОЗ, в мире насчитывается до 120 млн. больных на филяриозы. Эти гельминтозы представляют серьэзную социальную проблему, потому что изменяют внешность больного и таким образом мешают его социальной адаптации.

Заболевания характеризируются значительной длительностью. Взрослые филярии могут находиться в организме человека в течение 20 и больше лет. В большинстве случаев патологические изменения обусловлены развитием аллергических реакций на присутствие живых или мертвых филярий, а также на продукты их жизнедеятельности или поражением филяриями сосудов лимфатической системы, закупоркой их, значительным разрастанием стенки сосудов и прилегающих соединительно-тканевых элементов. Основные места поражения – пахово-бедренные, клубовые и другие лимфатические узлы. Возникающий при этом лимфостаз приводит к увеличению мошонки, полового члена и крайней плоти. Онхоцеркоз является основной причиной слепоты в странах с тропическим климатом. Специфическая диагностика филяриозов имеет особенности, обусловленные периодичностью циркуляции возбудителя в крови. Лечение филяриозов требует индивидуального подхода. Профилактика является актуальным вопросом для стран, где распространены эти заболевания.

2.1. Учебные цели:

1-й уровень – ознакомить студентов с особенностями этиологии, эпидемиологии, патогенеза филяриозов у детей;

2-й уровень – усвоить клинические варианты течения филяриозов, методы лабораторной диагностики, принципы профилактики и лечения больных с данными заболеваниями.

3-й уровень – предоставить студентам возможность овладеть навыками проведения дифференциальной диагностики заболеваний с синдромом гипертермии, лимфаденита.

2.2. Воспитательные цели:

Изучение темы способствует формированию у будущих врачей клинического мышления, овладению общими принципами диагностики, лечения и профилактики.

3. Междисциплинарная интеграция.

Строение глазницы, глазного яблока, лимфатической системы

Указать основные структурные элементы глазного яблока, лимфатической системы

Знать гистологические особенности оболочек глазного яблока

Уметь оценивать гистологические изменения в глазу.

Знание о гельминтах, цикл развития, конечные и промежуточные хозяева.

Интерпретация лабораторных исследований.

Знать патологоанатомические особенности воспалительных процессов лимфатической системы, глаза. Патологоанатомические изменения в органах при данных заболеваниях.

Уметь оценивать морфологические изменения в пораженных органах.

Раздел пропедевтики детских болезней

Уметь провести объективное исследование ребенка.

Заболевание с синдромом лимфангоита, лимфаденита, слоновости.

Заболевание с поражением кожы( эритема, узел)

Уметь проводить дифференциальную диагностику.

Время появления первых симптомов, пребывания за рубежом, купание в реке, сезонность.

Патогенез филяриозов, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

На основании этого уметь проводить дифференциальную диагностику заболеваний с синдромом гипертермии, эритемы, лимфаденопатии.

4. План и организационная структура занятия.

Основные этапы занятия, их функции и содержание

ные цели в уровнях усво-ения

Сред-ства учебы и контро-ля

Материалы относительно методического обеспечения наглядности занятия, контроля знаний тех, кто учится

Объявление темы, определение цели занятия, создание мотивации для изучения темы занятия.

Контроль входного уровня знаний

Журнал учета посещений и успешности студентов

Разбор теоретического материала.

Формирование профессиональных умений и навыков (работа в отделении)

Журнал учета посещений и успешности студентов

Работа около кровати больного, анализ медицинской карты стационарного больного. Работа с выписными эпикризами и архивными медицинскими картами стационарных больных.

Подведение итогов занятия.

Контроль конечного уровня знаний.

Задание на следующее занятие.

Журнал учета посе-щений и успешности студентов. Ситуа-ционные задачи

5. Содержание занятия.

Филяриоз – группа тропических трансмиссивных гельминтозов, возбудители которых относятся к нематодам отряда Spirurida, семейства Filarudae. Заболевание характерно для жителей стран с тропическим и субтропическим климатом. Развивается в результате попадания в лимфатические сосуды паразитирующих нематод вида Wuchereria bancrofti I Brugiamalayi. Гельминты, которыми человек заражается через укусы разных комаров, вызывают воспаление и дальнейшую закупорку лимфатических сосудов, которые приводят к отечности и припухлости окружающих тканей. Симптомы: лихорадка, кожная сыпь и язвы, воспаление лимфатических сосудов, слоновость рук, ног, мошонки, поражения глаз.

Онхоцеркоз ( речная слепота) – гельминтоз из группы филяриозов, что характеризируется образованием подкожных узлов, поражением кожы и глаз. Возбудитель – Onchocercavolvulus. Хозяин – человек, переносчик самки мошек, которые проживают на берегах рек. Взрослые червы поселяются в лимфоузлах человека, где самки выводят личинки, которые мигрируют под эпидермис кожы, откуда могут опять угодить в организм мошек и, таким образом, продолжить цикл развития паразитов. Часть микрофилярий попадает в глаза человека.

Инкубационный период около года. Клиническая картина обусловлена имуноалергическими реакциями на погибших микрофилярий. Общие симптомы: повышение температуры тела, головная боль, вялость, изменение кожи (становится твердой, шелушение, сыпь). Характерный признак онхоцеркоза – наличие под кожей плотных фиброзных узлов до 7 см.

Вухерериоз и бругиоз – хронически протекающие трансмиссивные биогельминтозы, что в начальной стадии характеризируются лихорадкой, лимфаденитом, ретроградным лимфангитом конечностей, орхитом, фуникулитом и абсцессами аллергической природы, а в поздней стадии – слоновостью конечностей и грудных желез, хилуриэй (наличие лимфы в моче), илигидроцеле. Возбудитель вухерериоза – WuchereriaBancrofti, бругиоза – Brugiamalayi. Развитие филярий проходит с изменением хозяев. Конечный хозяин Brugiamalayi – человек и некоторые виды обезьян, промежуточные хозяева и специфические переносчики разнообразные виды комаров. Взрослые гельминты паразитируют в лимфатических узлах и сосудах; личинки днем циркулируют в сосудах легких, а ночью продвигаются по периферическим сосудам. Взрослые филярии могут паразитировать в организме человека до 17 лет, личинки – до 1 года.

Источник заражения вухерериоза – человек. Механизм передачи – трансмиссивный. При укусе комара инвазионные формы личинок попадают в кожу, кровеносные сосуды и в органы. Превращение личинок в половозрелые формы проходит через 3-18 мес.

Первые признаки заболевания появляются в виде аллергических реакций (острая стадия) через 3 мес. после заражения. На коже эритемы, увеличенные лимфоузлы. Через 2-7 лет болезнь переходит в другую стадию – хроническую, которая может проявляться слоновостью конечностей, хилурией, гидроцеле. В период обострения – явления интоксикации, высокая температура и сильная головная боль. Приступ заканчивается потовыделением. Третья (обструктивная) стадия проявляется слоновостью с присоединением дерматита, целлюлита.

Лоаоз – характеризуется отеком мягких тканей, конъюнктивитом, поражением серозных оболочек и половых органов. Возбудитель – Loaloa. Конечный хозяин человек, промежуточным и переносчиком –слепни рода Chrysops. Половозрелые Loaoa паразитируют в подкожной клетчатке, под конъюнктивой глаза и серозными оболочками, личинки в кровеносных сосудах. Источник инфекции – человек инфицированный. Развитие личинок в организме человека заканчивается за 7-20 дней. Высокие показатели заболеваемости регистрируются в Центральной Африке. Инкубационный период несколько лет, иногда сокращается до 4 мес. Заболевания начинается из появления сыпи, высокой температуры, болей в конечностях, дальнейшее перемещение гельминтов в подкожной клетчатке вызывает боль и изжогу. При перемещении под конъюнктиву, возникает конъюнктивит с опущением века и изжогой, резкой болью.

6. Материалы по методического обеспечения занятия.

6.1. Контрольные вопросы по теме:

Особенности возбудителей филяриозов.

Эпидемиология филяриозов (источник инфекции, пути передачи, восприимчивость).

Основные периоды болезни, их характеристика, длительность.

Тема: Знакомство с устройством инфекционного стационара. Основные клинические синдромы. Изучение схемы истории болезни инфекционного больного. Курация больных.

Цели занятия: Познакомить студентов с устройством инфекционного стационара; рассмотреть основные клинические синдромы в клинике инфекционных болезней. Изучить структуру и порядок написания истории болезни.

Продолжительность занятии: 4 академических часа.

Материальное оснащение: занятие проводится на базе инфекционного стационара ГКБ №8; экскурсия по отделениям (провизорное отделение, гепатитное, кишечных инфекций, рожистый центр, ПИТ, приемный покой), схемы истории болезни, .

Хронометраж практического занятия:

9.00 – 9.15 Вводное слово ассистента;

9.15 – 10.15 Экскурсия по стационару;

10.25 – 10.45 Изучение схемы истории болезни;

10.50 – 12.00 Курация больных. Написание истории болезни;

12.00 – 12.15 Подведение итогов занятия;

Инфекционная больница (отделение) является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивающим госпитализацию, консультативно-диагностическую и лечебно-профилактическую помощь инфекционным больным.

Инфекционная больница (отделение) является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением, имеет в своем распоряжении определенную территорию, здания, оборудование и другое имущество, а также специальные средства. Больница может быть предназначена как для больных с различными инфекциями, так и для больных с определенным видом инфекции, для госпитализации больных различных возрастов и только для взрослых или детей.

Основные задачи больницы:

Оказание высококвалифицированной консультативно-диагностической и лечебно-профилактической помощи.

Организация ухода за инфекционными больными в условиях противоэпидемического инфицирования и недопущение распространения инфекционных заболеваний за пределы больницы (отделения).

Участие в проведении лечебно-профилактических и организационно-методических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности от инфекционных болезней в районе обслуживания.

Инфекционная больница осуществляет:

Диагностику и оказание высококвалифицированной консультативной и лечебной помощи в условиях соблюдения лечебно-охранительного и противоэпидемического режимов.

Внедрение в практику новых методов диагностики и лечения инфекционных заболеваний.

Экспертизу трудоспособности и первичную диспансеризацию инфекционных больных и реконвалесцентов, выдачу больничных листов и заключений о переводе на другую работу по состоянию здоровья, отбор больных на санаторно-курортное лечение.

Мероприятия по повышению квалификации врачей больницы и медицинских работников территории обслуживания.

Участие в плановых мероприятиях органов здравоохранения по проведению для врачей общей сети (педиатров, терапевтов) семинаров, декадников, конференций и др. с целью повышения их знаний в области диагностики и лечения инфекционных заболеваний.

Организационно-методическое руководство кабинетами инфекционных заболеваний в районе обслуживания.

Информацию органов здравоохранения, санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений о выявленных инфекционных заболеваниях, поздней госпитализации, изменениях диагноза, занесенных или возникших внутрибольничных инфекциях.

Анализ эффективности диагностической и лечебной деятельности, изучение отдельных результатов лечения.

Дезинфекцию вещей и белья больных, текущую дезинфекцию помещения больницы, санитарную обработку транспорта и лиц, сопровождающих больного.

Инфекционная больница может иметь следующие структурные подразделения:

приемное (боксированное) отделение;

боксированные отделения для госпитализации больных с различными видами инфекций;

отделения (палаты) для больных с одним видом инфекции;

отделение (палаты) реанимации и интенсивной терапии;

вспомогательные лечебно–диагностические отделения (кабинеты): консультативно–диагностический, физиотерапевтический; рентгенодиагностический; клинико–диагностическую, микробиологическую, бактериологическую, вирусологическую лаборатории, лабораторию клинической иммунологии; патологоанатомическое отделение с моргом и др.;

складские, подсобные помещения.

Инфекционная больница находится в непосредственном ведении органа управления здравоохранением.

Границы района обслуживания, контингент и численность населения, обслуживаемого инфекционной больницей, устанавливаются соответствующими органами здравоохранения.

Инфекционная больница может быть клинической (учебной) базой медицинского института, института усовершенствования врачей или НИИ, а также базой производственной практики студентов медвузов и учащихся медицинских училищ.

Госпитализация больных в инфекционную больницу осуществляется по направлению амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров различного профиля, скорой и неотложной помощью и при обращении больных в приемное отделение.

Инфекционная больница использует права юридического лица, имеет круглую печать и штамп с указанием своего полного наименования.

Инфекционная больница имеет Устав, определяющий ее назначение, порядок работы, структуру управления и должностные инструкции персонала.

Больница руководствуется настоящим Положением, Уставом, действующим законодательством по здравоохранению и труду, приказами и указаниями вышестоящего органа управления здравоохранением.

Управление инфекционной больницей осуществляется на основании сочетания централизованного руководства и самоуправления трудового коллектива.

Инфекционная больница ведет учет и представляет отчеты о своей деятельности по формам и в сроки, установленные органами здравоохранения.

Ассистент проводит экскурсию с группой студентов по стационару.

Каждый студент курирует больного и пишет историю болезни по схеме (приложение1). После курации преподаватель отвечает на возникшие вопросы, подводит итоги занятия.

Самостоятельная работа студентов:

А) Студент должен знать:

1. Основные синдромы

2. Тактику при подозрение на инфекционное заболевание.

3. Правила госпитализации инфекционных больных.

4. Методы диагностики инфекционных болезней.

5. Диетотерапия, виды медикаментозной терапии при инфекционных болезнях.

Б) Студент должен уметь:

1. Своевременно заподозрить, обосновать предварительный диагноз инфекционного заболевания.

2. Составить план обследования пациента при инфекционных болезнях.

3. Уметь составить план лечения пациента при инфекционных болезнях.

4. Уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге.

Вопросы для самоподготовки:

1. Устройство и режим работы инфекционных больниц и отделений.

2. Правила госпитализации инфекционных больных.

3. Показания к госпитализации.

4. Тактика врача при подозрении на инфекционное заболевание.

5. Основные синдромы инфекционных болезней.

6. Охарактеризовать синдром общей интоксикации.

7. Охарактеризовать синдром лимфоаденопатии.

8. Виды экзантем.

9. Методы лабораторной диагностики инфекционных болезней.

10. Охарактеризовать бактериологический метод.

11. Охарактеризовать серологический, иммунологический методы.

12. Что определяют методом ПЦР.

13. Принципы лечения инфекционных больных.

14. Чем проводится специфическое лечение?

Обязанности участкового врача по оказанию помощи инфекционным больным

Ранняя диагностика инфекционных заболеваний с решением вопроса о необходимости госпитализации или лечения больного на дому.

Сигнализация о каждом случае инфекционного заболевания.

в течение ближайших 12 часов в территориальный центр Роспотребнадзора передается “Экстренное извещение об инфекционном заболевании…” (уч. форма № 058/у), предварительно в течение первых 2 часов туда же делается сообщение по телефону.

сведения о заболевшем вносятся в “Журнал учета инфекционных заболеваний” (уч.форма № 060).

при выявлении венерических заболеваний трихофитии, микроспории, чесотки и активного туберкулеза передается в течение 24 часов сообщение в СЭС, а в течение ближайших трех суток - в районный кожно-венерологический или противотуберкулезный диспансер форма 089/у “Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии, микроспории и чесотки”.

Работа в эпидемическом очаге:

активное выявление контактных лиц

медицинское наблюдение в течение максимального инкубационного периода

Участие в проведении прививок под руководством врача прививочного кабинета, а при его отсутствии - врача инфекционного кабинета.

В сельской местности профилактическая и противоэпидемическая работа имеет свои особенности. Кроме выполнения вышеперечисленных обязанностей, уделяется внимание профилактике зоонозов; контролируются условия труда, быта и питания во время полевых работ; ведется контроль за санитарным состоянием источников водоснабжения и особым графиком предусматривается взятие из них проб воды; по показаниям проводятся обследование на гельминтозы; лечение и диспансерное наблюдение за реконвалесцентами; контроль за санитарным состоянием предприятий общественного питания, детскими дошкольными учреждениями.

4 Студент должен уметь: 1) Собрать эпид. анамнез (выявить предполагаемый источник и возможные пути заражения дизентерией (водный пищевой контактный). 2) Установить диагноз типичной дизентерии на основании острого начала заболевания общеинфекционного синдрома, колитного синдрома. 3) Установить диагноз атипичной дизентерии (стертой, гастроэнтеритической, субклинической). 4) Дать патогенетическое обоснование развития различных клинических форм дизентерии. 5) Дать оценку лабораторным данным, их диагностическое толкование. 6) Овладеть техникой забора испражнений для бактериологического исследования техникой забора крови для серологического исследования. 7) Овладеть техникой проведения ректороманоскопии. 4. Выход Полученные знания могут быть использованы при курации больных на 5-ом курсе, при прохождении занятий на 6 курсе, а также в процессе работы в поликлинике, так и практическими врачами. 5. Контрольные вопросы 1. К КАКОЙ ГРУППЕ ИНФЕКЦИЙ ОТНОСИТСЯ ДИЗЕНТЕРИЯ? 2. К какой группе микроорганизмов относится возбудитель дизентерии? 3. Каковы пути передачи инфекции при дизентерии? 4. Какие источники инфекции при дизентерии? 5. Назовите основные звенья патогенеза при дизентерии. 6. Каковы особенности энтеральной фазы патогенеза при различных клинических формах дизентерии? 7. Укажите основные симптомы колитической дизентерии, гастроэнтеритической и стертой форм дизентерии. 8. Дайте характеристику стула при типичной и атипичной формах дизентерии дайте патогенетическое обоснование синдромам токсикоза и эксикоза при дизентерии. 9. Дайте патогенетическое обоснование синдрома токсикоза и эксикоза при дизентерии. 10. Назовите методы лабораторной диагностики дизентерии, сроки их проведения. 11. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз? 12. Укажите принципы лечения больных дизентерией (диета, этиотропная терапия, борьба с токсикозом, с эксикозом, восстановление биоценоза кишечника). 13. Укажите правила выписки реконвалесцентов из стационара. 14. Назовите показания для госпитализации больных дизентерией и организацию лечебно-диагностического процесса при лечении больных в условиях поликлиники. 15. Усвойте схему ориентировочной основы деятельности студента и используйте её при обследовании больного и установлении диагноза. 6. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА 6.1. Собрать анамнез заболевания. Сбор анамнеза проводить активно, не ограничиваясь рассказом больного. Подробный расспрос должен выявить острое начало заболевания; появление обще инфекционного синдрома (повышение температуры, ознобы, потливость); характер и длительность повышения температуры; появление синдрома интоксикации (слабость, головная боль, ухудшение аппетита). Наличие и кратность рвоты, характер стула, его частота и динамика - позволяют выявить преимущественную локализацию патологического процесса в желудочно-кишечном тракте (гастроэнтерит, колит). Следует также уже при сборе анамнеза не только выявить наличие синдрома эксикоза, но и

7 3) Какие лабораторные исследования следует назначить для уточнения диагноза? 4) Какие дополнительные исследования необходимо провести для уточнения степени обезвоживания? Задание 4 Больной А., 36 лет, доставлен в инфекционное отделение машиной скорой помощи с жалобами: на общую слабость, головокружение, потемнение в глазах, упорную тошноту, частые позывы на рвоту, жидкий стул. Заболел внезапно: среди ночи появилась тошнота, рвота съеденной пищей, затем слизью, озноб. Закружилась голова, потемнело в глазах. Рвота повторялась многократно, мучительная. Появились рези в подложечной области и вокруг пупка, частый жидкий стул, водянистый без слизи и крови 1 до 15 раз за ночь. К утру появились судороги икроножных мышц, похолодание конечностей. Была вызвана скорая помощь, которая доставила больного в стационар. Эпид. анамнез: накануне вечером потреблял в пищу сметану, купленную в магазине. Объективно: состояние тяжелое, больной вялый, кожа сероватого цвета, сухая, тургор тканей снижен. Температура 35,5, пульс 120 ударов в минуту, интенсивный. АД 90/70 мм. рт. ст. тоны сердца частые, ритмичные, приглушенны. Язык густо обложен серым налетом, сухой, живот мягкий, болезненный в эпигастрии и вокруг пупка. Печень и селезенка не увеличены. Стул обильный, водянистый, светло-желтого цвета без слизи и крови. Мочится редко. 1) Предположительный диагноз? 2) План лабораторного обследования. 3) Тактика ведения данного больного. Эталоны к заданиям. К заданию 1 п./п. Наименование признаков Бактериальная дизентерия типичная форма Сальмонеллез, гастроинтестинальная форма 1. Характер начала Острое, с продромом Острое болезни 2. Длительность температуры Обычно не более 3-х дней Возможна длительная лихорадка 3. Кратность рвоты раза, редко чаще Рвота многократная, с предшествующей тошнотой 4. Форма живота Запавший Вздутый 5. Характер стула Скудный с примесью слизи, гноя, прожилок в крови Обильный, водянистый, зловонный, со слизью и кровью (типа болотной тины) 6. Наличие Не характерно Возможно гепатоспленомегалии 7. Наличие эксикоза Не характерно Имеется, различной степени выраженности 8. Лабораторные исследования Бак. Посев крови, мочи, кала, желчи Бак. посев испражнений на элективные питательные среды Серологические исследования (РНГА с дизентерийным антигеном) 10. Копроцитограмма Признаки поражения толстого кишечника РГНА с сальмонеллезным антигеном Признаки поражения толстого кишечника

8 К заданию 2 Предполагаемый диагноз - острая дизентерия, типичная форма, средней тяжести. Обоснование диагноза: - острое начало заболевания с наличием продромального периода; - наличие синдрома интоксикации (повышение температуры в течение 2-х дней до 39 0 С, слабость, ломота в костях); - наличие выраженного колитного синдрома (стул до 15 раз в сутки, бескаловый, слизь, прожилки крови, гной, спазм сигмы). При сборе эпид. анамнеза следует обратить внимание на контакт с поносящимися больными в течение недели, предшествующей заболеванию; факт употребления сырой воды, немытых овощей и фруктов; наличие условий для соблюдения гигиенических навыков. Для подтверждения диагноза необходимо назначить посев кала на дизентерийную группу и РНГА и дизентерийным антигеном (парные сыворотки). Для подтверждения колитного синдрома - копроцитограмму. Больному необходимо назначить: а) режим постельный; б) стол 4; в) регидрон - 500,0 через рот или оралит - 500,0 через рот; г) бисептол по 1 табл. х 2 раза в день; д) отвар вяжущих трав - пить. К заданию 3 1) В данном случае можно думать о сальмонеллезе, гастроэнтеритическая форма, тяжелое течение. Эксикоз II ст. Обоснование диагноза: - острое начало заболевания; - наличие длительного повышения температуры (в течение 6 дней); - выраженный синдром токсикоза и эксикоза (температура 39,2 0 С, пульс 120 ударов в минуту, пониженного наполнения, кожа бледная, сухость языка); - наличие синдрома гепатомегалия; - характер стула (обильный, водянистый, зловонный, темно-коричневого цвета, со слизью, кровью, зеленью, до 15 раз в сутки). 2) Учитывая наличие синдрома гастроэнтероколита, дифференциальный диагноз следует проводить с атипичной формой дизентерии. 3) План лабораторного исследования: а) посев кала на дизентерийную группу; б) посев кала, крови, мочи на сальмонеллез; в) копроцитограмма; г) РНГА и дизентерийным антигеном, РНГА с сальмонелл. антигеном (парные сыворотки). 4) Для уточнения степени эксикоза необходимо: удельный вес плазмы, гематокрит, общий анализ крови, содержание калия, натрия в плазме крови. К заданию 4 1. Предположительный диагноз: пищевая токсикоинфекция гастроэнтеритическая форма, тяжелое течение. Эксикоз II ст. Обоснование диагноза: - острейшее начало заболевания; - выраженный синдром интоксикации (слабость, головокружение, потемнение в глазах, гемодинамические нарушения); - синдром гастроэнтерита (тошнота, повторная рвота, рези в эпигастрии, стул обильный, водянистый, без слизи и крови до 15 раз в сутки);

12 1. Какие пути передачи инфекции Вам известны при сальмонеллёзе? 2. Назовите источники инфекции при сальмонеллезе? 3. Какие морфологические изменения наблюдаются в кишечнике при гастроинтестинальной форме сальмонеллёза? 4. Какова продолжительность инкубационного периода при сальмонеллёзе? 5. Укажите симптомы сальмонеллёза при локализованной и генерализованной формах? 6. Дайте характеристику гиповолемического синдрома при сальмонеллёзе? 7. Какие осложнения наблюдаются при сальмонеллёзе? 8. Назовите методы лабораторной диагностики и сроки их проведения? 9. С какими заболеваниями следует дифференцировать сальмонеллез? 10. Каковы принципы лечения больных гастроинтестинальной и генерализованной формами сальмонеллёза? 11. Укажите правила выписки больных из стационара? 12. В каких случаях разрешается проводить лечение больных сальмонеллёзом в амбулаторных условиях? Установить диагноз на основании клинической картины, дать оценку лабораторным исследованиям и их диагностическое толкование. 3. Овладеть техникой забора испражнений и крови для бактериологических и серологических исследований. 3. ВЫХОД Полученные знания могут быть использованы при курации больных на 5 и 6 курсах, в процессе работы в поликлинике субординаторами и в практической деятельности. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 13. К какой группе инфекционных болезней относится сальмонеллёз? 14. К какому семейству микроорганизмов относится возбудитель сальмонеллеза? ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА 1. Собрать анамнез настоящего заболевания активно и подробно. Необходимо обратить внимание на быстрое развитие болезни с появлением одновременно симптом интоксикации и симптомов поражения желудочно-кишечного тракта. При выяснении эпидемиологического анамнеза необходимо помнить, что сальмонеллез относится к группе кишечных инфекций. Механизм инфицирования - фекально-оральный, а источниками инфекций могут быть животные, птицы и человек. Основной путь передачи инфекции - пищевой. Поэтому для выяснения источника инфекции и пути передачи необходимо выяснить: а) наличие контакта с больным сальмонеллёзом или больным страдающим дисфункцией кишечника; б) употребление в пищу мяса птиц и животных, которые подверглись недостаточной термической обработке, употребление сырых яиц; в) правила соблюдения санитарных норм при хранении, транспортировке продуктов питания. 2. При проведении объективного клинического обследования больного необходимо помнить о цикличности течения сальмонеллёза при гастроинтестинальной форме и ацикличности при септико-пиемической форме. 3. На данном этапе диагностики поиска, используя традиционные методы - сбор анамнеза и данные обследования больного, студент должен выделить главные синдромы (гастроэнтерит, гастроэнтероколит, интоксикации, обезвоживания) и обосновать факт наличия инфекционного заболевания (дизентерия?, холера?, колиинфекция?, пищевая токсикоинфекция?).

16 Контрольные вопросы: 1. К какой группе инфекционных болезней относится холера? 2. Типы холерного вибриона, каким биотипом была вызвана 7 пандемия холеры, его особенности? 3. Назовите источники инфекции при холере. 4. Назовите основные клинические симптомы холеры. 5. Назовите признаки обезвоживания организма. 6. Как оценить степень обезвоживания при холере? 7. Дайте характеристику гиповолемического шока при холере. 8. Какие осложнения могут наблюдаться при холере? 9. Назовите методы лабораторной диагностики. 10. С какими заболеваниями следует дифференцировать холеру? 11. Каковы принципы регидратационной терапии, какие осложнения возможны при ее проведении? 12. В каких случаях используется в лечении больных холерой оральная регидратация? 13. Возможно ли лечение больных холерой на дому? 14. Назовите основные полиионные растворы для проведения оральной и внутривенной регидратации. 15. Укажите правила выписки больных холерой из стационара. 16. Назовите противоэпидемические мероприятия при выявлении больного холерой. II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА 1. Собрать анамнез заболевания. 2. Сбор анамнеза необходимо начать с подробного выявления жалоб больного, характера начальных симптомов, сроков их появления (наличие жидкого стула, рвоты, слабости, сухости во рту, жажды, болей в животе, температуры). Следует помнить, что холера начинается остро, чаще с внезапного появления позыва на стул. Типичны: энтеритный характер диареи, а затем рвоты; большой объем выделений, приводящий к обезвоживанию; слабая выраженность болевого синдрома; отсутствие лихорадки и признаков токсемии. 3. Следует не только выявить наличие синдрома эксикоза, но и установить его выраженность. 4. Собрать эпидемиологический анамнез. При сборе эпидемиологического анамнеза следует учитывать, что холера - кишечная инфекция с преимущественно водным путем передачи. Источником инфекции является больной холерой или вибрионоситель. Поэтому следует выявить возможный контакт с больным холерой или переболевшим; пребывание на территории, где регистрировались случаи холеры; употребление воды из открытых водоемов или купание в них. 5. Провести объективное клиническое обследование больного. 6. При проведении обследования больного следует помнить о широкой вариабельности течения болезни от стертого, легчайшего, до очень тяжелого, с летальным исходом. Тяжесть течения холеры определяется не выраженностью интоксикации, а соответствием объема и скорости потери жидкости с поносом и рвотой. 7. При осмотре больного следует обратить внимание на внешний вид, кожные покровы и слизистые, наличие цианоза. У больных холерой вследствие гипоксии кожные покровы цианотичны, холодные, тургор кожи снижен. В зависимости от степени дегидратации (III - IV степень) наблюдаются судороги конечностей, осиплость голоса, одышка, тахикардия, падение артериального давления, снижение диуреза вплоть до явлений анурии.

18 4. Назначить регидратационную терапию (вес больной - 56 кг). Задание 3 В гостиницу был вызван врач к больному, два дня назад вернувшемуся из поездки по Индии. Свое заболевание больной связывает с употреблением днем пирожков с творогом. Ночью у него появился жидкий, водянистый стул. К утру дефекации участились, стул стал более обильным и приобрел вид рисового отвара. Дважды была рвота. До момента обращения к врачу стул был 8 раз. Состояние удовлетворительное. Температура 37,0 С. Кожные покровы бледные, цианоза нет. Тургор кожи сохранен. Язык сухой. Пульс 80 ударов в 1 минуту. А/Д - 110/75 мм.рт.ст. Число дыханий 18 в 1 минуту. Живот мягкий, урчание в правой подвздошной области. Диурез в норме. 1. Ваш предполагаемый диагноз? 2. На какую сторону эпидемиологического анамнеза следует обратить внимание? 3. С каким заболеванием следует дифференцировать? 4. Какие исследования следует назначить для подтверждения диагноза? Задание 4 Больной Б., 32 лет, доставлен в инфекционное отделение машиной скорой помощи с жалобами на общую слабость, головокружение, потемнение в глазах, упорную тошноту, частые позывы на рвоту, жидкий стул. Заболел остро. Среди ночи появилась тошнота, рвота съеденной пищей, затем слизью, озноб, закружилась голова, появилась выраженная слабость. Рвота повторная, многократная, рези в подложечной области и вокруг пупка, частый жидкий стул, без слизи и крови до 10 раз за ночь. Вечером ел творог со сметаной. Состояние средней тяжести, вялый, кожа сероватого цвета, сухая, тургор её снижен. Температура 38,1 0 С, пульс 115 ударов в 1 минуту, слабого наполнения. А/Д - 105/65 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Язык обложен белым налетом, сухой. Живот мягкий, умеренно болезненный в области эпигастрия и вокруг пупка. Печень, селезенка не пальпируются. Мочится редко. Стула с момента поступления в стационар не было. 1. Ваш предполагаемый диагноз? 2. План лабораторного обследования. 3. Тактика лечения больного. Эталоны ответов к заданиям К заданию 1 Симптомы Холера Пищевые токсикоинфекции 1. Наличие температуры Нормальная, в тяжелых случаях понижена. 2. Озноб Не характерен. Типичен. 3. Характер стула Водянистый, часто без запаха, обесцвеченный, типа,рисовый отвар 4. Дефекация Происходит легко, безболезненно. 5. Боли в животе и их Не характерны. локализация 6. Рвота Многократная, водянистая, обильная, не приносящая облегчение. Чаще без Повышена, при обезвоживании может быть снижена. Водянистый, с неприятным запахом, может быть окрашен. Нередко сопровождается болевым симптомом. От резких до сильных в эпигастральной или параумбиликальной областях. От однократной до раз, приносящая облегчение. Часто

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции