Мероприятия по ликвидации очага инфекционных заболеваний

Все мероприятия по ликвидации очагов заражения биологическими агентами проводятся в соответствии с планом противоэпидемической защиты, который разрабатывается ЦГСЭН совместно с органами управления здравоохранения. Решение о введении плана принимает санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК) – координационный орган, обеспечивающий согласованные действия органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы при решении задач, направленных на предупреждение массовых заболеваний и отравлений населения и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

СПК создается на всех уровнях административной и исполнительной власти, ее решения обязательны для соответствующих органов исполнительной власти. СПК выполняет следующие функции:

1. Осуществление общего руководства и контроля за своевременным и полным выполнением мероприятий по локализации и ликвидации очага ООИ.

2. Информация о возникновении эпидемического очага.

3. Наложение обсервации или карантина в зависимости от эпидемического неблагополучия.

4. Утверждение плана ликвидации эпидемического очага и контроль за его выполнением.

5. Ежедневное заслушивание докладов начальников и других специалистов, ответственных за выполнение мероприятий в эпидемическом очаге.

6. Подготовка и представление в вышестоящие организации донесений.

7. Привлечение сил и средств ГОЗ, транспорта, имущества и распределение их по предназначению.

8. Снятие ограничительных мероприятий или карантина по завершению противоэпидемической работы и объявление о ликвидации очага.

Для работы в очаге СПК формируется противоэпидемический штаб и образуется консультативная группа, сформированная из квалифицированных специалистов для решения вопроса по организации противоэпидемических мероприятий, диагностике и лечению больных ООИ, организации режимно-ограничительных мероприятий (карантина и обсервации).

Карантин(от итал. quaranta – сорок) – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного или подозреваемого в инфицированности лица (группы лиц), животного, груза, товара, транспортного средства или населённого пункта.

Карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с нарастанием числа заболевших в короткий срок. При введении карантина предусматривается:

1. Полная изоляция эпидемического очага, карантинизированных населенных пунктов и всей зоны карантина с установление охраны (оцепления).

2. Строгий контроль за въездом и выездом населения, вывозом имущества.

3. Запрещение проезда через очаг заражения автомобильного транспорта и остановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и водного транспорта.

4. Создание обсерваторов и проведение обсервации лиц, находящихся в очаге и выбывающих за пределы карантина.

5. Ограничение общения между отдельными группами населения.

6. Установление противоэпидемического режима для населения.

7. Обеспечение населения продуктами питания и водой с соблюдением требований противоэпидемического режима.

8. Установление противоэпидемического режима работы в лечебных учреждениях.

9. Проведение мероприятий по обеззараживанию объектов внешней среды, промышленной продукции и санитарной обработки населения.

10. Перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологический режим работы, гарантирующий безвредность продукции.

11. Проведение экстренной и специфической профилактики.

12. Контроль за строгим выполнением населением и предприятиями установленных правил карантина.

13. Проведение санитарно-разъяснительной работы.

Обсервация– медицинское наблюдение за лицами, временно изолированными в связи с контактом с больными карантинными инфекционными болезнями – чумой, холерой, натуральной оспой. В случае необходимости обсервация может проводиться и при других инфекционных заболеваниях.

Для контроля за осуществлением противоэпидемического режима при въезде и выезде населения, вывозе груза развертываются специальные подразделения – контрольно-пропускные пункты (КПП). Задачей КПП является контроль за выполнением пропускного режима, установленного в соответствии с противоэпидемическими требованиями. Выезд людей из зоны карантина разрешается при наличии документа о том, что они прошли обсервацию. Ввоз грузов осуществляется беспрепятственно при строгом выполнении установленных правил. В зону карантина допускаются формирования службы медицины катастроф и отдельные специалисты, а также лица, постоянно проживающие в зоне карантина и выехавшие из него до установления карантина.

Лечебно-профилактические учреждения, занятые ликвидацией санитарно-эпидемиологических последствий ЧС, переводятся на строгий противоэпидемический режим (СПЭР), включающий перестройку работы, казарменное размещение населения, использование индивидуальных средств защиты, применение средств экстренной профилактики, проведение текущей дезинфекции.

Санитарная обработка населения в эпидемическом очаге осуществляется в сохранившихся стационарных или временных пунктах, развертываемых на базе санитарных пропускников, бань, душевых установок.

Специфическая профилактика (вакцинопрофилактика) проводится по эпидемическим показаниям. В первую очередь прививки проводятся лицам, имеющим контакты с инфекционными больными или носителями, личному составу формирований и служб, занятых ликвидацией последствий ЧС.

Активное и раннее выявление инфекционных больных или подозрительных обеспечивается путем усиленного медицинского наблюдения, включающего опрос и медицинский осмотр населения.

Дата добавления: 2015-09-19 ; просмотров: 857 . Нарушение авторских прав

Организация противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий в очагах инфекционных заболеваний

Определение понятий природный и эпидемический очаг.

Роль амбулаторно-поликлинических учреждений в системе ПЭМ.

Эпидемиологическое обследование очага.

Мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи.

1. Природный очаг — это территория, на которой происходит непрерывная циркуляция возбудителя определенной инфекционной болезни среди животных (больных или носителей) с помощью живых переносчиков; пребывание людей в природном очаге сопряжено с опасностью заражения этой болезнью. Теория природной очаговости — учение, предложенное и обоснованное академиком Е. Н. Павловским для некоторых инфекционных болезней человека (так называемых трансмиссивных болезней). Характерной чертой этой группы болезней является то, что они имеют природные резервуары возбудителей среди диких животных (преимущественно грызунов) и птиц, среди которых постоянно существуют эпизоотии. Распространение же болезни происходит посредством кровососущих членистоногих. Так, клещи, зараженные от больных животных, нападая на здоровых, передают им инфекцию. Таким образом, возбудитель заболевания циркулирует в природе по цепи: животное — переносчик — животное.

Эпидемический очаг — это место пребывания источника (возбудителя инфекции — больного человека или носителя возбудителя) и прилегающая территория в пределах его способности передавать возбудителя окружающим. Протяженность очага, его границы определяются характером инфекционной болезни, условиями социально-бытовой обстановки и природными условиями. Так, для сыпного тифа эпидемический очаг—это место, где находится больной (единственный источник инфекции), лица, с ним соприкасающиеся, вещи, на которых могут оказаться заразившиеся от него вши. Границы такого очага могут ограничиться одной квартирой или целым общежитием либо выходить за пределы населенного пункта. При чуме эпидемическим очагом считается не только место нахождения больного, соприкасавшиеся с ним люди, инфицированные вещи, но и территория, на которой обитают животные — хранители чумной инфекции и блохи — переносчики этой инфекции.

При эпидемиях и пандемиях эпидемический очаг может захватывать не только определенные районы и области, но и целые государства.

2. В системе борьбы с инфекционными болезнями существенную роль играют амбулаторно-поликлинические учреждения. В обязанности медицинских работников поликлинического звена (участковых терапевтов и педиатров) входит проведение всего комплекса первичной противоэпидемической работы: выявление, изоляция, госпитализация инфекционных больных и другие мероприятия в очаге, а также диспансерное наблюдение и лечение хронических больных. Мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями — составная часть комплексного плана амбулаторно-поликлинического учреждения. План включает санитарно-оздоровительные, лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия. На основании комплексного плана работы амбулаторно-поликлинического учреждения разрабатывают планы мероприятий на случай возникновения особо опасных инфекций. В каждом учреждении существуют обязательные перечни нормативных документов, средств и инвентаря:

• перечень функциональных обязанностей медицинского персонала при выявлении больного, подозрительного на особо опасные инфекции;

• форма списков лиц, находившихся в контакте;

• памятка о правилах забора материала от больных и доставке его в лабораторию;

• перечень средств экстренной профилактики;

• правила использования дезинфекционных средств, применяемых в очагах инфекции;

• ёмкости для приготовления дезинфекционных растворов;

• список лиц, выделенных в прививочные и дезинфекционные бригады;

• комплекты противочумных костюмов.

В амбулаторно-поликлиническом учреждении предусмотрены организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Схема противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге (участковый врач-терапевт, педиатр)

- Клиническая и эпидемиологическая диагностика (ранняя)

- Изоляция на дому и госпитализация (по клиническим и эпидемиологическим

- Лечение и диспансерное наблюдение за реконвалесцентами

Ликвидация эпидемического очага – это комплекс санитарно-противоэпидемических, лечебно-профилактических и ограничительных мероприятий, направленных на снижение уровня инфекционной заболеваемости среди населения на определенной территории (в определенном коллективе), уничтожение возбудителя инфекционной болезни, вызвавшего появление данного эпидемического очага. Перечисленные мероприятия нацелены на устранение важнейших звеньев эпидемического процесса: источника инфекции, путей ее распространения и восприимчивого к данной инфекции населения. Они включают:

  • проведение эпидемиологического обследования очага;
  • установление вида возбудителя, изоляцию и лечение инфекционных больных;
  • дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию квартирных очагов и территории;
  • меры по усилению санитарно-гигиенического и противоэпидемического контроля за объектами питания и водоснабжения;
  • перевод работы объектов экономики и лечебных учреждений на противоэпидемический режим работы;
  • максимальное разобщение населения;
  • проведение экстренной и специфической профилактики;
  • ведение санитарно-просветительской работы.

Характер этих мероприятий определяется особенностями эпидемического очага, установленными в результате биологической разведки и эпидемиологического обследования.

При зоонозах (сибирской язве, гриппе птиц и др.) противоэпидемические мероприятия проводятся в отношении животных или пернатых – источников инфекции. Помимо таких мер, как изоляция и лечение больных животных, при зоонозах широко применяется физическое уничтожение источников инфекции (дератизация, уничтожение бешеных собак, вынужденный забой бруцеллезного мелкого рогатого скота, лошадей, больных сапом, кур, уток и других пернатых при гриппе птиц).

Особенности Л.э.о. в условиях ЧС определяются рядом негативных факторов, среди которых наибольшее значение имеют:

  • разрушение жилого фонда и коммунальных объектов (системы водоснабжения, канализации, отопления);
  • резкое ухудшение санитарно-гигиенического состояния территории, обусловленное наличием неубранных трупов людей и животных, массового размножения грызунов, появления среди них эпизоотий;
  • снижением иммунного статуса населения в зоне ЧС, обусловленного стрессовыми ситуациями;
  • интенсивной миграцией населения и спасателей;
  • активизацией природных очагов заболевания чумой, сибирской язвой, лептоспирозом и др. инфекционными заболеваниями;
  • нарушением в зоне ЧС работы санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений.

В этих условиях все мероприятия по Л.э.о. проводятся в соответствии с заблаговременно разработанным планом санитарно-противоэпидемического обеспечения населения.

При возникновении эпидемического очага, обусловленного возникновением среди населения заболеваний особо опасными инфекциями (чума, холера, оспа, болезнь Эбола) или вспышками массовых заболеваний высококонтагиозными инфекциями (брюшной тиф, эпидемический гепатит и др.), решением соответствующего органа государственной власти (местного самоуправления) на административной территории на основе предписаний главных санитарных врачей (их заместителей) могут проводиться ограничительные мероприятия (Карантин), а на сопредельной территории вводиться режим обсервации.

Л.э.о. осуществляется оперативными противоэпидемическими формированиями Роспотребнадзора, силами и средствами ВСМК в тесном взаимодействии с органами МЧС России, МВД России, другими органами и силами РСЧС соответствующего уровня. Общее руководство мероприятиями в очаге особо опасной инфекции осуществляет санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК), которую возглавляет руководитель соответствующего органа исполнительной власти (органа местного самоуправления). Заместителем председателя СПК является главный санитарный врач административной территории. Санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК) является координационным органом, предназначенным для обеспечению согласованных действий органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в решении задач по предупреждению массовых заболеваний и отравлений населения и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. СПК создаются заблаговременно, в состав комиссии входят специалисты Роспотребнадзора, представители различных министерств и ведомств, заинтересованных организаций, предприятий и учреждений, соответствующих органов управления ГОЧС. Решения СПК являются обязательными для исполнения всеми учреждениями и организациями, расположенными в зоне эпидемического очага, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Для организации работы по Л.э.о. из числа наиболее опытных специалистов назначается начальник очага, при котором создается противоэпидемический штаб. Руководство и контроль за выполнением мероприятий в зоне эпидемического очага осуществляют входящие в состав штаба специализированные группы: консультативная, санитарно-эпидемиологическая, госпитальная, лабораторная, дезинфекционная, зоолого-паразитологическая, ветеринарная и др. Штаб осуществляет свою деятельность в соответствии с инструктивно-методическими документами Минздравсоцразвития России. Эпидемический очаг считается ликвидированным после того, как обезврежен источник инфекции (например, госпитализирован больной), установлено отсутствие новых инфекционных заболеваний (с учетом максимального срока инкубационного периода), проведена дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Окончание процесса Л.э.о. завершается снятием режима карантина или ограничений с неблагополучного пункта или местности.

Источники: Санитарно-гигиеническое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: Руководство. –М., 1999; Руководство по противоэпидемическому обеспечению населения в ЧС. –М., 1995; ГОСТ Р 22.0.04-95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. –М., 1995.

2.2.1. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний в чрезвычайных ситуациях мирного времени

При стихийных бедствиях и техногенных катастрофах возникает сложная санитарная обстановка, требующая квалифицированного выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и управления ими. Чтобы они были эффективными, необходимо:

· заблаговременно моделировать санитарную ситуацию, определить факторы риска ухудшения здоровья населения и спасателей, планировать и осуществлять приоритетные оздоровительные мероприятия;

· в первые часы после катастрофы проводить углубленную санитарно-эпидемиологическую разведку с участиемврачей гигиенистов, токсикологов, радиологов, эпидемиологов, а также представителей служб материально-бытового обеспечения, имеющих опыт и подготовку к работе в экстремальных условиях;

· разработать и регламентировать соответствующие официальные документы, систему управления санитарно-гигиеническими мероприятиями. Документ должен определять основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы, здравоохранения, служб материально-бытового обеспечения, порядок взаимодействия, связи и др.

Опыт показал, что наиболее эффективно санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение при ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф осуществляют специализированные противоэпидемические бригады, создаваемые на базе противочумных учреждений и НИИ эпидемиологического профиля, а также санитарно-эпидемиологические бригады, санитарно-гигиенического (токсикологического), эпидемиологического, радиологического профилей с соответствующими лабораториями, создаваемые на базе центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и их филиалов.

С учетом анализа складывающейся в результате ЧС обстановки ТУ Роспотребнадзора и центром гигиены и эпидемиологии данной территории определяются основные направления работы.

В период возникновения ЧС под строгий контроль берутся все гигиенически значимые объекты как разрушенные и поврежденные в очаге бедствия, так и продолжающие функционировать (см. п.п. 2.1.2. Курс III).

Для оценки санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки уточняется характер повреждений на гигиенически значимых объектах и определяются возможные источники ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Проводится работа по исключению возможности возникновения вторичных очагов поражения на объектах народного хозяйства, где применяются АОХВ.

Контроль за состоянием окружающей среды начинается в первые часы бедствия с экспресс определения наличия РВ и АОХВ в воздухе, на почве, в воде открытых водоемов и в разводящей системе водопровода, а также наличия патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды и лабораторные исследования материалов от больных и подозрительных на инфекционные заболевания.

Мероприятия по обеспечению населения питьевой водой. При выходе из строя водопроводных сооружений и сетей специалистами центров гигиены и эпидемиологии совместно с заинтересованными организациями осуществляются экстренные мероприятия по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой. При невозможности централизованного снабжения решается вопрос об организации ее подвоза в аварийную зону. Специалисты СПЭО принимают участие в выборе водоисточника, дают разрешение на использование автотранспорта для перевозки воды, согласовывают отведенные места для мойки и дезинфекции, при необходимости дают предписания о проведении обеззараживания воды в автоцистернах, осуществляют выборочный контроль за содержанием остаточного хлора в воде и качеством ее по бактериологическим показателям.

Бактериологический контроль за качеством воды. Устанавливается ежедневный бактериологический контроль за качеством воды используемого водоема в контрольных точках - в местах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.

При высокой бактериальной загрязненности воды вводятся ограничительные мероприятия с целью недопущения использования водоемов в рекреационных зонах, контролируется их выполнение.

Организация мероприятий на пищевых объектах. В очаге бедствия и вне его (в местах размещения эвакуированного населения и личного состава формирований участвующих в работах по ликвидации последствий ЧС) осуществляются мероприятия по профилактике пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний на эпидемиологически значимых объектах, к которым относятся:

- пищевые предприятия, обслуживающие население в зоне средних и слабых разрушений;

- временные и стационарные пункты питания в местах расселения эвакуированного населения и спасателей;

- пищеблоки лечебно-профилактических учреждений, куда госпитализированы пораженные;

- торговые точки, особенно уличные и временные.

На пищевых объектах организуют мероприятия, исключающие возможность инфицирования продуктов питания.

По требованию медицинских работников санитарно-эпидемиологической службы, при необходимости, выделяется специальная площадка для организации временного пункта питания в аварийной зоне, проводится его благоустройство, устанавливаются раздаточные прилавки, строятся выгребные туалеты, производится ревизия и ремонт водоразборных колонок, при необходимости устанавливаются цистерны с питьевой водой, определяется порядок их мойки и дезинфекции.

Для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий экстремальных ситуаций мирного времени привлекаются строители, воинские подразделения Министерства обороны РФ и другие, количество которых зависит от масштаба катастрофы и может составлять десятки тысяч. Организация бесперебойной эффективной работы прибывающего контингента требует обеспечения спасателей временным жильем, горячим полноценным питанием, элементарными бытовыми удобствами, рабочей (защитной) одеждой, медицинскими средствами индивидуальной защиты и т.п. Госсанэпидслужба осуществляет постоянный контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил при проведении перечисленных мероприятий.

Места временного расселения спасателей и населения. С профилактической целью осуществляются рейдовые проверки мест расселения спасателей и населения с целью организации мероприятии по созданию надлежащих условий проживания, питьевого режима, коммунально-бытового обслуживания.

В общежитиях и палаточных городках следует предусматривать камерную обработку постельных принадлежностей, используя стационарные и передвижные дезкамеры.

Для пресечения вспышки инфекционных заболеваний необходимо организовать профилактику кишечных инфекций, вирусного гепатита, гриппа и других острых респираторных заболеваний в местах скопления людей (местах временного расселения эвакуированного населения и размещения прибывающих спасателей, детских дошкольных и школьных учреждений и т.д.).

При выходе из строя канализационных сооружений и сетей, поступлении сточных вод в открытые водоемы специалистами санитарно-эпидемиологической службы совместно с заинтересованными организациями определяются экстренные мероприятия по проведению ремонтно-восстановительных работ и прекращению сброса неочищенных сточных вод.

Контроль за лечебно-профилактическими учреждениями. Комплекс лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в зонах катастроф, проводимых при возникновении вспышек инфекционных заболеваний, включает доставку инфекционных больных в соответствующие больницы и развертываемые дополнительные временные инфекционные стационары. В них соблюдается соответствующий противоэпидемический режим работы, организуется и проводится экстренная специфическая профилактика по эпидпоказаниям.

Врачи-эпидемиологи организуют и контролируют мероприятия по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима и предупреждению внутрибольничных инфекций в стационарах, предназначенных для госпитализации пораженных и больных инфекционными заболеваниями. Ежедневно проводятся: дезинфекция операционных, перевязочных и процедурных; лабораторный контроль качества дезинфекции, воздуха, стерильности материала, а также чистоты рук персонала.

Противоэпидемические мероприятия. Специалистами санитарно-эпидемиологической службы ежедневно проводятся противоэпидемические мероприятия, осуществляется наблюдение и анализ инфекционной заболеваемости.

С целью активного выявления инфекционных больных среди пострадавших и спасателей в состав формирований, проводящих поквартирные (подворные) обходы, включаются помощники эпидемиологов. Лица с подозрением на инфекционные заболевания подлежат провизорной госпитализации.

В комплексе противоэпидемических мероприятий дезинфекция занимает ведущее место. При выявлении инфекционных больных, в частности, контагиозных, дезинфекционные мероприятия организуют и проводят дезинфекционные станции и дезинфекционные подразделения центров гигиены и эпидемиологии, находящиеся вблизи зоны стихийного бедствия.

2.2.2. Организация проведения карантинных и обсервационных мероприятий в чрезвычайной эпидемической ситуации

Чрезвычайная эпидемическая ситуация- прогрессирующее нарастание численности инфекционных больных в эпидемических очагах, утяжеление клинической картины течения болезни и увеличение числа неблагоприятных исходов, появление угрозы нарушения сложившегося ритма жизни населения региона (крупного города) или выноса возбудителя за пределы территории, охваченной заболеванием.

Эпидемический очаг в районах стихийных бедствий и крупных катастроф имеет следующие характерные особенности:

– массовое заражение людей и формирование множественных очагов за счет активизации механизмов передачи возбудителей инфекции в зонах катастроф;

– длительность действия очага (особенно природно-очаговых инфекций) за счет продолжительности заражающего действия не выявленных источников;

– сокращение инкубационного периода в результате постоянного контакта с не выявленными источниками инфекции, снижения резистентности и большой инфицирующей дозы возбудителей;

– отсутствие защиты населения и пораженных от контакта с заразными больными в связи с несвоевременной изоляцией инфекционных больных;

– наличие различных клинических форм инфекционных болезней и несвоевременность диагностики.

В клиническом плане наиболее опасными являются чума, холера, сибирская язва, сап, мелиоидоз, бруцеллез, туляремия, геморрагические лихорадки.

Все мероприятия по ликвидации очагов заражения биологическими агентами проводятся в соответствии с планом противоэпидемической защиты. План противоэпидемической защиты населения составляется ТУ Роспотребнадзора совместно с центром гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора а также органом управления здравоохранением и утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о введении плана противоэпидемической защиты населения принимает санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК).

Санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК) — координационный орган, обеспечивающий согласованные действия органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы при решении задач, направленных на предупреждение массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений населения и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

СПК создается решением администрации района, города, области или республики. Ее решения являются обязательными для соответствующих органов исполнительной власти, учреждений, предприятий, организаций независимо от их ведомственной принадлежности.

СПК возглавляет Глава администрации или его заместитель. Заместителем председателя СПК назначается главный государственный санитарный врач административной территории. В состав этих комиссий входят представители силовых структур (МВД, МО, ФСБ), МТС, гражданской авиации, сельского хозяйства ВСМК и другие заинтересованные ведомства и службы. Рабочим органом комиссии является штаб, который создается из работников служб ГОЧС, высококвалифицированных специалистов здравоохранения и противоэпидемических учреждений.

Согласно Санитарным правилам СП 3.1.090-96 и Ветеринарным правилам ВП 13.4.1370-96 СПК выполняет следующие функции:

- осуществление общего руководства и контроля за своевременным и полным выполнением мероприятий по локализации и ликвидации очага ООИ;

- получение и обработка информации о возникновении эпидемического очага;

- наложение обсервации или карантина в зависимости от эпидемического не благополучия;

- утверждение или корректировка плана ликвидации эпидемического очага (вспышки) и контроль за его выполнением;

- ежедневное заслушивание на заседаниях СПК докладов начальника очага и других специалистов, ответственных за выполнение мероприятий в эпидемическом очаге;

- подготовка и представление в вышестоящие организации донесений;

- привлечение сил и средств (СПЭБ, СЭБ, ИПГ и др., транспорта, специальной техники, имущества, средств связи и др.) для проведения противоэпидемических мероприятий и распределение их по предназначению;

- установление порядка эвакуации больных контагиозными инфекциями и мест захоронения умерших;

- снятие ограничительных мероприятий или карантина по завершении противоэпидемических мероприятий и объявление о ликвидации эпидемического очага;

- расследование причин возникновения очага и проведение эпидемиологического анализа вспышки.

СПК по всем вопросам, отнесенным к ее компетенции, осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с КЧС.

Организация и проведение при обсервации и карантине изоляционно-ограничительных и режимных мероприятий возлагаются на соответствующих руководителей административных территорий и санитарно-противоэпидемическую комиссию.

Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит противоэпидемические мероприятия, осуществляет контроль и методическое руководство при проведении изоляционно-ограничительных и режимных мероприятий другими службами и ведомствами.

Карантин вводится приказом руководителя администрации субъекта Российской Федерации по представлению соответствующей санитарно-противоэпидемической комиссии при появлении в очагах катастроф среди пораженного населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний, контагиозных инфекций с их нарастанием в короткий срок.

При подтверждении случаев заболеваний чумой, холерой, массовых заболеваний сибирской язвой и некоторых других высококонтагиозных заболеваниях, карантин сохраняется.

При подтверждении случаев неконтагиозных инфекций карантин среди населения заменяется обсервацией.

Обсервация так же вводится в районах катастроф с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим состоянием при появлении единичных случаев малоконтагиозных инфекций.

Основной задачей обсервации является своевременное выявление случаев инфекционных заболеваний с целью принятия экстренных мер по их локализации и устранению причин, способствующих их распространению.

− изоляционно-ограничительные мероприятия ограничивающие въезд и транзитный проезд через район обсервации без предварительного проведения вакцинации (при необходимости) и экстренной профилактики, запрещающие выезд без предварительного проведения экстренной профилактики и специальной обработки;

− между населенными пунктами и группами населения ограничивается контакт, а населением выполняются установленные правила поведения в эпидемическом очаге;

− выставление регулировочных постов на внешней границе зоны обсервации, основных маршрутах с целью ограничения въезда (выезда);

− проведение опроса и осмотра населения с целью активного и своевременного выявления инфекционных больных среди лиц, контактировавших с больным (носителем) дома, по месту работы, учебы и т.д. (которое в эпидемическом очаге проводится врачебно-сестринскими бригадами) и их изоляцию с одновременным отбором материала для бактериологического исследования в лабораториях центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора;

− проведение опроса населения с целью активного и своевременного выявления контактных лиц;

− медицинское обследование, термометрия, лабораторные исследования среди этих лиц в течение максимального инкубационного периода болезни;

− оказание медицинской помощи, эвакуация выявленных больных в инфекционные больницы, расположенные в пределах или вне зоны катастрофы с соблюдением необходимых противоэпидемических мероприятий при эвакуации;

− экстренную и специфическую профилактику по эпидемическим показаниям лицам, подвергнувшимся риску заражения среди пострадавшего населения, спасателей и обслуживающего персонала;

− противоэпидемический режим работы медицинских учреждений;

− осуществление целенаправленного санитарно-эпидемиологического надзора за эпидемически значимыми объектами, определяемыми по результатам эпидемиологического обследования;

− проведение текущей и заключительной дезинфекции, а по показаниям – и санитарной обработки;

− усиление санитарно-просветительной работы.

При установлении карантина проводимые при обсервации мероприятия усиливают дополнительными режимными, которые включают:

ü оцепление и вооруженная охрана зоны заражения и прилегающей к ней территории в целях ее ИЗОЛЯЦИИ от населения окружающих территорий;

ü организацию заградительных постов на всех второстепенных маршрутах, движение по которым полностью прекращается;

ü организацию контрольно-пропускных пунктов (КПП) на основных маршрутах, по которым осуществляется подвоз дополнительных сил и средств для ликвидации эпидемического очага, продуктов питания и предметов первой необходимости для населения;

ü развертывание санитарно-контрольных пунктов (СКП) в составе КПП на основных маршрутах (в том числе на железнодорожных станциях, в портах и на аэродромах) для контроля за правильностью ввода или, при необходимости, вывода из зоны карантина формирований и населения;

ü создание обсерваторов и проведение мероприятий по обсервации лиц, находящихся в очаге и выбывающих за пределы карантинной зоны;

ü организация приемно-передаточных пунктов (ППП) с целью материально-технического снабжения; работа ППП должна быть организована так, чтобы исключить возможность контакта людей, находящихся вне зоны карантина, с людьми, находящимися в ее пределах;

ü запрещение въезда, выезда в зону карантина без соответствующего разрешения СПК;

ü запрещение транзитного проезда через зону карантина автомобильного транспорта и остановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и водного транспорта;

ü охрану инфекционных больниц, водоисточников, продовольственных складов и предприятий, производящих продукты питания;

ü организацию специальной комендантской службы в зоне карантина для обеспечения установленного порядка и режима;

ü максимально возможное разобщение населения, проживающего в разных населенных пунктах (выставление постов на маршрутах движения людей); разобщение рабочих по сменам, цехам, отделам;

ü обеспечение населения продуктами питания и водой с соблюдением требований противоэпидемического режима;

ü прекращение деятельности зрелищных учреждений, учебных заведений, рынков с целью уменьшения контактов среди населения.

Принцип организации противоэпидемических мероприятий является единым для всех случаев заболеваний опасными инфекциями и предусматривает основные разделы работ:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции