Лихорадка вампирская в европе

Вампиры чрезвычайно популярны в широкой культуре. Мертвецы, питающиеся кровью своих жертв, до сих пор волнуют современников.

Согласно современному прочтению, вампиры когда-то были людьми, но стали таковыми после укуса другого вампира. Их новая форма жизни предполагала, что, сохранив человеческое обличье, они, тем не менее, не вполне живые существа: вампиры бессмертны, как правило, чрезвычайно привлекательны и используют свое обаяние для совращения тех, кого наметили себе в жертву. Уничтожить вампира все-таки можно: путем обезглавливания, осиновым колом в сердце, серебряной пулей, огнем, солнечным светом или же святой водой. Некоторые древние полагали, что вампиры боятся чеснока. В отдельных мифах эти существа способны принимать образ животных — летучей мыши или волка.

Точно неизвестно, когда именно появились первые сказания о вампирах. Упоминания о них сохранились в древних трактатах вавилонян и ассириян, возраст которых составляет примерно 4 тысячи лет. В легендах Месопотамии присутствует персонаж Ламашту — злобная женщина-демон, иногда — с головой льва, пробирающаяся ночью в дома и крадущая детей. Ей также приписывали распространение болезней и считали, что она питается кровью молодых мужчин, а также насылает кошмары. В иудейских текстах похожее существо носит имя Лилит — она была первой женой Адама, до Евы, а затем, после расставания с супругом, превратилась в монстра, который таскает младенцев и потешается над спящими мужами. Отказавшись подчиниться приказу Всевышнего вернуться обратно в Эдем, она стала летать по миру и плодить потомство, однако ангелы пообещали перебить всех ее детей, после чего Лилит дала клятву отомстить роду человеческому и уничтожать их отпрысков.

У древних греков была Ламия — демоница с туловищем женщины и хвостом змеи. Согласно легенде, Ламия стала женой Зевса, которую затем из ревности прокляла Гера и наслала на нее безумие, чтобы та убила и съела собственных детей. После этого Ламия и превратилась в злобного монстра, сосущего кровь младенцев. Древние индусы опасались существа под названием ветала, которое обладало властью воскрешать недавно умерших. Мифы о подобных созданиях распространялись по миру с развитием торговли и завоеванием новых земель: в сущности, у каждой народности были легенды о зловещих демонах, ворующих детей, пьющих кровь и воскрешающих покойников. В русской традиции ими были упыри — мертвецы, встающие по ночам из могилы и отравляющие существование живых. В упырей, как верили славяне, превращались те, кто не нашел успокоения после смерти, так что, такая участь грозила некрещеным или отлученным от церкви.



Симптомы болезни во многом напоминают те самые описания вампиров, которые можно встретить в средневековых и более поздних трактатах. Человек, который старается выходить из дома только в темное время суток, ибо свет добавляет ему мучений, с обнаженными клыками, красноватыми зубами, пятнами на коже и скрюченными пальцами — образ самого настоящего кровопийцы из детских страшилок. Порфирия считается болезнью знати — это заболевание передавалось по наследству в аристократических семьях, где, как известно, инцест был делом привычным. Кстати, если те, кого обвиняли в вампиризме, в реальности страдали от этого редкого заболевания, не исключено, что кое-кто действительно искал спасения в употреблении чужой крови. Гемоглобин, поступающий извне, ввиду недостатка собственного, может облегчить страдания. В то же время его чистая эффективность при поступлении сквозь стенки желудка чрезвычайно мала. В настоящее время таких больных лечат инъекциями гемоглобина.

Другой отсылкой к вампиризму считают каталепсию: при этом заболевании у человека могут моментально атрофироваться мышцы, и он впадет в состояние глубочайшего сна, которое чисто внешне схоже со смертью. Сердцебиение замедляется, дыхание практически не заметно. Пребывать в таком сне больной может очень долго, и в те времена, когда о подобных болезнях никто не слышал, его вполне могли принять за труп. И если кому-то потом удавалось выбраться из могилы, очнувшись от своего онемения, слава вампира была ему гарантирована. Сейчас медикам известно, что после смерти рост ногтей и волос может продолжаться, однако в иные времена наблюдение подобных проявлений порождало веру в сверхъестественное.

Описанные выше заболевания являются все-таки редкими, и пары подобных случаев было явно недостаточно для той массовой вампирской истерики, которая наблюдалась в Европе XVII и XVIII веков. Также и древние сказания о вампирах и байки, которыми пугали маленьких детей, вряд ли можно объяснить тем ничтожным количеством возможных проявлений реальных болезней. Легенды о вампирах, как, впрочем, и о других существах мира неземного, имеют не физическую, а психологическую природу. Смерть — как одно из самых загадочных, пугающих и неисследованных явлений — оставляет широкий простор для фантазий и инсинуаций.


Вампиры повсюду. Сегодня кажется, что эта бессмертная, кровососущая нежить, обладающая непреодолимой силой, заполнила собой широкий спектр книг, фильмов, комиксов, телевизионных шоу, и компьютерных игр. Эти существа безумно популярны, и в наше время есть несколько человек, которые на самом деле верят в буквальное существование вампиров.

Для большинства из нас, эти существа являются исключительно книжными или голливудскими персонажами, но так было не всегда. Современный образ вампиров, представляет их харизматичными и сложными господами, жившими в Европе 18-го века. Тем не менее, духи и демоны, пьющие кровь имеют очень долгую историю, и во многих культурах мира эти призраки ночи были на протяжении долгого времени весьма реальны. Истории об этих существах — не просто архаичные легенды древних народов, эта нежить, как говорят, совсем недавно, не давала покоя жителям Новой Англии. Давайте заглянем в темный мир таинственных вампиров старой Новой Англии.


После 17-го века, в Восточной Европе стали распространятся рассказы о вампирах — мертвых людях, восставших из своих могил под действием темных сил, чтобы преследовать живых и пить их кровь. Вампиры в те времена, как правило, изображались в виде мертвецов, вернувшихся к жизни при помощи сверхъестественных сил. Всю ночь они бродили в поисках свежей человеческой крови, а к рассвету возвращались в свои могилы. Чтобы уничтожить нечисть, и положить конец их ярости, могилы предполагаемых вампиров регулярно раскапывались. В те времена, было широко распространено мнение о том, что тому, кому не повезло стать укушенным вампиром, будет быстро слабеть, станет бледным, и вскоре умрет, но после похорон — воскреснет, и сам продолжит эстафету зла. Таким образом, колья вбивали не только вампирам, но и предполагаемым жертвам. Вампиры, как говорили, обычно нападали на шею или живот жертвы, поэтому какие-либо подозрительные раны в этих областях часто считались свидетельством нападения вампиров. Другим, верным признаком того, что выкопанный из могилы труп — вампир, считалось раздутое тело, а также кровотечение из глаз и рта, что принималось за доказательство недавней трапезы существа. Любые такие эксгумированные из могил останки, были тут же обезглавлены. Следующими вариантами убийства вампира, было удаление сердца или сожжение. Обнаружение таких трупов, как правило, вызывало панику в близлежащих районах.

В дополнение к истреблению вампиров-трупов, жители деревень повсеместно использовали широкий спектр методов обороны от потусторонних сущностей. Способы отогнать нечистую силу включали в себя использование чеснока, запах которого, как считалось, вампиры не переносят. Еще один способ держать вампиров подальше заключался в смеси песка с солью, которую нужно рассыпать возле окон и дверных проемов. Согласно поверьям, вампиры не могли сопротивляться желанию пересчитать каждую гранулу соли, что без сомнения держало бы их занятыми до самого утра, пока солнце не заставило бы их вернуться в свои могилы.

В 18-м веке, произошел внезапный всплеск популярности таких легенд. Старые рассказы о вампирах из Восточной Европы начали распространяться в Западной Европе, в том числе во Франции и Англии, вскоре идея реальных вампиров утвердилась в общественном сознании. Одним из наиболее известных рассказов о настоящем вампире этого времени, которому приписывают начало увлечения вампиризмом в Западной Европе, была история сербского жителя по имени Арнольд Паоле. Сербский фермер якобы умер от перелома шеи после неудачного падения, а после его смерти по его деревне пронеслась череда таинственных убийств. Местные жители решили, что Паоле — вампир, и теперь встает каждую ночь из своей могилы, чтобы питаться кровью живых. Его труп эксгумировали и провели над ним специальный обряд. Та же участь постигла трупы его предполагаемых жертв, которые, как считалось, понесут его проклятие и сами станут призраками ночи. Австрийские военные власти расследовали это дело, опубликованный рассказ об этом был предан широкой огласке, подпитывая страхи общества перед вампирами.


Другая хорошо известная история, которая в дальнейшем привела к эскалации истерии в народе, описывает еще одного серба — Петра Благоевича. Согласно легенде, через 10 дней после его смерти, 9 человек скончались от неизвестной болезни один за другим. Сам по себе этот факт конечно ни о чем не говорит, однако перед смертью, все они рассказали о нападении на них Благоевича в их снах. Подозревая нечистое, местные жители уведомили армию, вскоре солдаты эксгумировали тело Благоевича. То, что увидели солдаты в гробу, никак не вписывалось в привычное понимание жизни и смерти — труп мужчины еще дышал, а глаза его двигались. Офицеры приняли решение сжечь тело. После уничтожения вампира, убийства и кошмары прекратились.

Эти истории привели к росту свидетельств о наблюдениях вампиров по всей Европе, которые закончились практически массовой истерией эпических масштабов, и это несмотря на прогрессивный век Просвещения, когда большинство народных верований и мифов были развенчаны. Многие загадочные и необъяснимые смерти того времени суеверно относили к нападениям вампиров. Не редкостью являлась процедура эксгумации трупа человека, подозревающегося в вампиризме, для выполнения разного рода ритуальных увечий, призванных положить конец их злу. Чаще всего вампирам отрезали голову, вбивали в грудь кол, или вырезали сердце. Самой распространенной практикой убийства вампиров того времени, было вбивание в грудь кола. В зависимости от региона материалы для изготовления ритуального кола были самыми разными, от железа, до различных пород деревьев, которые, как считалось, лучше всего работают против темных сил. В старину, колья служили одной единственной цели — пригвоздить вампира к земле. Поскольку торс является центром тела, считалось, что вампиру будет крайне тяжело выбраться из своей могилы, будучи прибитым к земле. Идея использовать колья поменьше, и вбивать их в сердце пришла намного позже. В дополнение к осквернению могил люди прибегали к регулярным публичным казням лиц, подозреваемых в вампиризме. Чаще всего обвиняемые имели очень мало шансов доказать свою невиновность.


Мистические легенды Старого Света, в конце концов, перекочевали в Новый Свет, и вера в вампиров стала быстро расти в Америке по тому же сценарию, как это было в Европе. Распространение этих традиций через море, скорее всего, является результатом миграции поселенцев Нового Света, в результате чего их древний фольклор проследовал за ними, в том числе и тема вампиров. В 1990 году, одно из доказательств веры в вампиров на территории Америки, было найдено в Грисуолде (Griswold), штат Коннектикут. В захоронении 1700-х годов были обнаружены тела фермеров, с отрезанными головами и кольями в груди. Поскольку все ценности жертв находились в могилах, эксперты пришли к заключению, что это не было убийством, связанным с ограблением. Позже специалисты выяснили, что все тела были эксгумированы, и захоронены заново после проведения ритуалов умерщвления вампиров. Аналогичное захоронение 1700-х готов было обнаружено в Джеветт Сити, штат Коннектикут, где было обнаружено перезахоронение 29 тел после ритуального сожжения. Считается, что оба случая были попыткой убить вампиров.


Один из самых известных рассказов — история о девушке по имени Мерси Браун (Mercy Brown). Эта девушка скончалась в 1892 году от эпидемии туберкулеза, которая забрала членов ее семьи один за другим. Спустя некоторое время после ее смерти, местные жители стали сообщать, что видели как Мерси бродит по ночам среди могил, и в сельских угодьях. Чтобы проверить, не стала ли его дочь порождением ночи, отец Мерси решил выкопать ее тело, а также двух других своих дочерей. Хотя тела обеих ее сестер разложились до скелетов, труп Мерси был в удивительно хорошем состоянии, учитывая, как долго он пробыл в земле. Кроме того, позиция тела Мерси в могиле изменилась, а щеки демонстрировали слабый румянец. Когда сердце девушки было извлечено, внутри его была обнаружена свежая кровь. Все сомнения, касательно того, что девушка — вампир, рассеялись, ее сердце было сожжено. Получившийся пепел был смешан с водой, и использовался как лекарство для лечения туберкулеза у брата Мерси, однако, это не помогло, и вскоре он умер. История Мерси Браун получила большую известность в то время. И по сей день, у могилы Мерси Браун наблюдают странные явления, такие как крик или плач исходящий из пустоты, а также давящее ощущение слежки.

В 1817 году, в Южном Вудстоке, штат Вермонт, уважаемый и хорошо образованный студент Дартмутского университета по имени Фредерик Рэнсом (Frederick Ransom) умер от туберкулеза в возрасте 20 лет. Поскольку люди, бывшие с ним в тесном общении, стали слабеть и умирать один за другим, Рэнсома посмертно обвинили в вампиризме, полагая, что ночью он вставал из своей могилы и пил их кровь. Когда могила Фредерика была вскрыта, его труп оказался раздутым, что посчиталось свидетельством его кровавой трапезы. Сердце студента было немедленно вырезано и сожжено в кузнеце, что было довольно необычным ходом действий для высокообразованных людей того времени, для которых было не типично подписываться на такие суеверные практики. Даже после такой, казалось бы, окончательной смерти предполагаемого вампира, его мать, сестра и два брата внезапно умерли вскоре после этого ритуала.

В 1889 году, 19-летняя Нелли Вон (Nellie Vaughn), из Западного Гринвича, штат Род-Айленд, умерла от интенсивной лихорадки, вызванной воспалением легких. В ту же ночь, когда Нелли была похоронена, проходящий мимо кладбища мужчина, услышал отчаянный плач девушки, но никого поблизости так и не разглядел. Потрясенный ночным происшествием он вернулся к могиле, откуда доносился плач, на следующий день, вместе со своим констеблем, где они нашли свежие следы на грязи у могилы девушки. Хотя ничего и не было сделано для эксгумации подозрительного тела, многие считали Нелли вампиром, а ее могила была предметом вандализма на протяжении многих лет. По одной из версий, возможно, Нелли была случайно похоронена заживо. Как ни странно, на могиле девушки и по сей день не растет трава.


Описывает ли любой из этих случаев реально существовавших вампиров? Ответ на этот вопрос, скорее всего, нет. У всех предполагаемых вампиров в Новой Англии прослеживается кое-что общее. Каждая смерть была вызвана какой-либо болезнью, и почти всегда туберкулезом, который являлся в высокой степени заразной и смертельной хворью в те времена. Человека начинали подозревать в вампиризме, когда после его кончины один за другим умирали люди из его близкого окружения. Это считалось классическим признаком того, что вампир питался их кровью. В итоге местные жители откапывали предполагаемого вампира, и производили ритуальное сожжение тела или сердца, в целях защиты общины от дальнейших нападений слуг дьявола. Хотя, скорее всего, ослабление и последующая смерть родных и близких были результатом заболевания, которое передалось всем, находящимся в непосредственной близости. В те далекие времена о такой болезни как туберкулез, было известно крайне мало, поэтому не удивительно, что суеверные американцы, свято верующие в фольклор о вампирах, объясняли распространение болезни и ее эффекты на общее состояние здоровья потусторонними силами.

Состояние трупов, считавшееся признаком вампиризма, также может быть результатом неполного знания стадий разложения тела. Классические признаки вампиризма, такие как вздутие живота или кровотечение из глаз и рта, являются нормальными признаками распада, но сельские жители, едва увидев такие ужасы, тут же рисовали себе картины с адскими существами сосущими кровь и хватались за колья.


Паника из-за вампиров в Новой Англии, в конце концов, утихла, но рассказы о реальных вампирах сохраняются во многих районах мира, и по сей день. В наше время, кажется, боязнь вампиров никогда бы не привела к эксгумациям и ужасным ритуалам умерщвления нежити, что не казалось чем-то странным сельским жителям 18 века. Хотя и в 21 веке, как оказалось, существуют убежденные энтузиасты. В 2004 году, в Румынии, родственники человека по имени Петре Тома (Petre Toma), были уверены в том, что он вампир. Аналогично тому, как это происходило в 19-м веке в Новой Англии, близкие родственники выкопали его тело, удалили сердце, и сожгли на костре, чтобы после смешать пепел с водой для питья, в качестве лекарства. В Малави (Malawi), в 2002 и 2003 годах, толпы людей охотились на вампиров, забрасывая камнями до смерти подозреваемых в вампиризме земляков. Совсем недавно, в 2012 году, Совет сербского города Zarozje, официально предупредил общественность о том, что один из местных жителей, Сава Саванович (Sava Savanovic), является вампиром. Власти сообщили, что после обнаружения его логова охотниками, вампир ищет новый дом и новых жертв. Это предупреждение вызвало масштабную панику в обществе.

Вымышленные вампиры сегодня везде, но кажется, это явление все же выходит за рамки фильмов и книг. Вампиры все еще очень реальны для некоторых людей, и человеческая вера может быть столь же опасной, как и любое сверхъестественное ночное существо. Учитывая массовую средневековую истерию в Европе, вампирскую панику Новой Англии, и современные сообщения из различных мест, кажется, что даже будучи вымышленными персонажами, вампиры вселяют в людей реальный ужас.

Feb. 28th, 2013

Кальме О. Трактат о Явлениях Ангелов, Демонов и Духов, а также о Привидениях и Вампирах в Венгрии, Моравии, Богемии и Силезии : С приложением оригинальных документов первых вампирических расследований / Сост. и послесл. С. Шаргородского. — Б. м. : Salamandra P.V.V., 2013. — 338 с., илл. — (Gemma magica: Материалы и исследования по истории магии и оккультизма: Новая серия, вып. I.) — PDF.

Несколько замечаний от переводчиков 7
Сведения о явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ, заимствованные из Св. Писания и преданий Церкви 8
Гл. I. Явления добрых Ангелов, представляемые Св. Писанием Ветхого Завета 12
Гл. II. Явления добрых Ангелов, представляемые книгами Нового Завета 14
Гл. III. Об Ангелах-хранителях 17
Гл. IV. В каком виде являлись добрые Ангелы? 20
Гл. V. О явлении злых духов и образе их явлений 24
Гл. VI. Об одержимых злами духами 30
Гл. VII. Возражения против действительного существования одержимых злым духом 34
Гл. VIII. Возвращение и явление душ по разлучении их с телом По Священному Писанию 51
Гл. IX. Явления отшедших душ, представляемые историей 54
Гл. Х. Общие замечания 61

I. O явлениях гениев и духов и о виде, в каком гении и духи являлись людям. Мнения язычников, средневековые предрассудки
Гл. I. Мнения древних восточных народов о добрых и злых гениях или духах 72
Гл. II. Мнения Греков и Римлян о гениях или духах 79
Гл. III. В каком виде представляли гениев древние восточные народы, Греки и Римляне? 82
Гл. IV. Народные поверия, суеверия и предрассудки о явлениях духов и их действиях в отношении к людям 87
Гл. V. Удивительное действие воображения в мужчинах и женщинах, которые думали, будто имеют общение телесное с злыми духами 97

II. O домовых, привидениях и явлениях душ отшедших людей. Мнения язычников, средневековые народные поверья, суеверия и предрассудки
Гл. VI. Народные поверья о домовых 105
Гл. VII. Явления привидений и открытие ими будущего 113
Гл. VIII. Другие примеры привидений 115
Гл. IX. Расследование одного призрака 118
Гл. Х. Привидения, беспокоящие дома 120
Гл. XI. Другие примеры привидений 124
Гл. XII. Мнение язычников о душах умерших людей 126
Гл. XIII. Поверья и суеверия о явлении отшедших душ в средние века 130
Гл. XIV. Явления духов, которые отпечатлевали свои руки на одежде и на дереве 136
Гл. XV. Замечания о явлении душ умерших людей, об отношении их к живым 138
Гл. XVI. Традиции язычников и народные поверья о загробной жизни. Видения 149

III. O магии и волшебстве, о колдунах и ведьмах. Мнения язычников и народные поверья
Гл. XVII. О магии и волшебстве 162
Гл. XVIII. Начатки магии на первых ступенях развития человечества 167
Гл. XIX. Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов 173
Гл. ХХ. Магия у Индийцев и Китайцев 180
Гл. XXI. Магия у Египтян 191
О колдовстве 212
Гл. XXII. О шабашах 213
Гл. XXIII. Колдуны и колдуньи, которые рассказывали о себе, будто бы они неестественным образом переносились на так называемые шабаши 218
Гл. XXIV. Рассказ о Людовике Гофреди и Магдалине фон Палюд, которые сами сознались в колдовстве 222
Гл. XXV. Народные поверья во времена язычества о заклинаниях К смерти 226
Гл. XXVI. Поверья народные о заклинаниях к смерти (Todesweilhungen) у христиан 228
Гл. XXVII. О магике Гокке 232
Гл. XXVIII. Замечания о магии и волшебстве 234
Гл. XXIX. Общие замечания 236

ЧАСТЬ III. О ВАМПИРАХ

Сергей Шаргородский. Вампирология Огюстена Кальме 297

Книги серии Gemma magica 334

Книга Огюстена Кальме публикуется по изданию 1866 г. в новой орфографии без сокращений, с некоторыми исправлениями пунктуации. По возможности были исправлены многочисленные ошибки в ссылках. За редкими исключениями, устаревшее или искаженное написание фамилий, названий и т.п. оставлено без изменений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции