Лекция что такое инфекционное заболевание

Инфекционный процесс — сто комплекс взаимных приспосо­бительных реакций в ответ на внедрение и размножение патоген­ного микроорганизма в макроорганизме, направленный на вос­становление нарушенного гомеостаза и биологического равнове­сия с окружающей средой. В результате инфекционного процес­са нередко развивается инфекционная болезнь, которая предста­вляет собой новое качество инфекционного процесса. Инфекци­онная болезнь в большинстве случаев заканчивается выздоров­лением и полным освобождением макроорганизма от возбудите­ля. Иногда возникает носительство живого возбудителя на фоне качественно измененного инфекционного процесса. Отличитель­ной чертой инфекционных болезней является их заразитель­ность, т.е. больной может быть источником возбудителей для здорового макроорганизма.

В соответствии с динамикой инфекционного процесса можно выделить начальные этапы (заражение), связанные с внедрением микроорганизма в макроорганизм, период адаптации в месте про­никновения или в пограничных областях. При благоприятных ус­ловиях для возбудителя происходит его распространение за пре­делы первичного очага (колонизация). Все эти события пред­ставляют собой инкубационный период инфекцион­ной болезни.

В конце инкубационного периода происходит генерализация инфекционного процесса и его переход либо в период продромы, для которого характерны неспецифические признаки, об­щие для многих инфекционных болезней, либо непосредственно в период острых проявлений, когда можно обнаружить характерные для данной инфекционной болезни симптомы.

После окончания периода острых проявлений болезни начи­нается постепенное или, наоборот, быстрое (кризисное) ее завер­шение — период реконвалесценции, выздоров­ление и период реабилитации.

Инфекционный процесс, однако, далеко не всегда проходит все присущие ему периоды и может заканчиваться выздоровле­нием на ранних этапах. Нередко клинические проявления болез­ни отсутствуют и инфекционный процесс ограничивается суб­клиническим коротким течением.

Помимо острого циклического, т.е. имеющего опре­деленные фазы или периоды развития и течения, существуют ациклические инфекционные процессы (болезни), например сепсис, по-видимому, единственная нозологиче­ская форма, которую вызывают различные возбудители, в том числе и условно-патогенные.

Кроме острого инфекционного процесса (болезни), выделяют хронический инфекционный процесс (болезнь), в том числе и первично-хроническую.

Существуют и другие типы инфекционного процесса: латент­ные и медленные вирусные инфекции, персистирующие вирус­ные инфекции (например, вирусные гепатиты); оппортунистиче­ские инфекционные процессы, вызываемые условно-патогенной флорой, особенно при различных нарушениях иммунитета (пер­вичные и вторичные иммунодефицитные состояния, СПИД); носительство возбудителей инфекции и инвазии (бактерио-, вирусо-, паразитоносительство); смешанные инфекционные процессы (бактерии—бактерии; бактерии—вирусы; вирусы—вирусы; паразитарно-бактериальные и паразитарно-вирусные).

Особняком стоит группа инфекционных болезней, вызывае­мых не живым возбудителем, а продуктами его жизнедеятельно­сти, находящимися вне макроорганизма в различных структурах (пищевые продукты, сырье для них). В патогенезе этих состояний нет инфекционного процесса как такового, а присутствует лишь его составная часть — процесс интоксикации, тяжесть которого определяется видом и количеством токсина или комбинацией то­ксинов. В течении таких интоксикаций нет цикличности, так как нет участия живого микроорганизма. Тем не менее эту группу па­тологических состояний относят к инфекционной патологии че­ловека или животных в связи с наличием определенного этиоло­гического агента, формированием иммунитета (антитоксического, а поэтому неполноценного), а также возможностью развития инфекционного процесса, вызванного этим же возбудителем. К этой группе можно отнести, например, ботулизм, болезни, вызы­ваемые другими представителями токсинообразующих бактерий, некоторыми видами грибов.

Важнейшим методом изучения инфекционных болезней явля­ется эпидемиологический анализ, который пресле­дует по меньшей мере 10 целей: 1) описать виды проявлений ин­фекций в популяции; 2) распознать вспышки и необычные прояв­ления болезни; 3) содействовать лабораторному распознаванию возбудителя; 4) описать проявления асимптоматического течения инфекции; 5) повысить специфичность диагностики заболевания; 6) содействовать в понимании патогенеза; 7) идентифицировать и охарактеризовать факторы, которые участвуют в передаче ин­фекционного агента и развитии заболевания; 8) разработать и оценить клинически эффективность лечения; 9) развить и оце­нить первичную, вторичную и третичную профилактику и конт­роль за индивидуумом; 10) описать и оценить профилактические мероприятия, проводимые в обществе.

Основными задачами эпидемиологического анализа являют­ся исследование и контроль эпидемий и вспышек инфекционных заболеваний. Специфичность и чувствительность служат осново­полагающими принципами при проведении любого лабораторно­го исследования.

Выполнила:

ученица 10 класса

МБОУ СОШ №

Инфекционные заболевания – это болезни, причинами которых являются микроорганизмы: бактерии, вирусы, грибы, паразиты или их токсины.

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота, так, например, холерный вибрион проникает в организм через рот и не способен проникать через кожу.

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям зависит от множества факторов: от возраста, перенесенных и сопутствующих заболеваний, питания, вакцинации. Она изменяется во время беременности и, возможно, зависит от эмоционального состояния. Все эти факторы оказывают влияние на иммунитет – способность человека противостоять инфекциям. Инфекционный процесс представляет собой взаимодействие макро- и микроорганизма. При нормальном иммунитете проникновению возбудителя препятствует целый ряд защитных барьеров; при снижении силы хотя бы одного из них восприимчивость человека к инфекциям увеличивается.

Существует большое количество классификаций инфекционных заболеваний.

Наиболее широко используется классификация инфекционных заболеваний Л. В. Громашевского :

В зависимости от природы возбудителей инфекционные болезни классифицируются на:

прионные (болезнь Крейтцфельда — Якоба, куру, фатальная семейная бессонница);
вирусные (грипп, парагрипп, корь, вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, цитомегаловирусная инфекция, менингит);
бактериальные (чума, холера, дизентерия, сальмонеллёз, стрептококковая, стафилококковая инфекции, менингит);
протозойные (амебиаз, критоспоридиоз, изоспориаз, токсоплазмоз, малярия, бабезиоз, балантидиаз, бластоцистоз);
грибковые инфекции, или микозы, (эпидермофития, кандидоз, криптококкоз, аспергиллёз, мукормикоз, хромомикоз).

За последние десятилетия в лечении инфекционных заболеваний был сделан огромный шаг вперед. В основном это произошло благодаря поистине революционному открытию антибактериальных свойств пенициллина в 1940 году. С появлением антибиотиков многим казалось, что инфекции скоро будут представлять лишь исторический интерес. А ведь со времен Второй мировой войны были созданы сотни препаратов, не только антибактериальных, но и противовирусных, противогрибковых, антипаразитарных, большинство из которых эффективны и безопасны. Но несмотря на это, инфекционные заболевания все еще остаются основной причиной ухудшения здоровья миллионов людей во всем мире и одной из главных причин смерти. Как это объяснить? Необходимо помнить, что инфекционные заболевания – особый вид болезней, причина которых – живой организм, который способен видоизменяться и эволюционировать. Причем, процесс этот у микроорганизмов происходит значительно быстрее, чем у людей. У микробов выработались механизмы, позволяющие им противостоять столь мощному оружию, как препараты, создаваемые человеком. Количество устойчивых к существующим антибиотикам форм патогенных микробов становится угрожающим. Инфекционные болезни, которые во многих странах считались почти искорененными – туберкулез, холера, ревматизм, - возобновились с новой силой. Во многом эта ситуация обусловлена бесконтрольным приемом антибактериальных препаратов. Сейчас на фармацевтическом рынке существует огромное количество различных антибиотиков, список которых пополняется с каждым днем. Выбор того или иного препарата, а также необходимость его приема в каждом конкретном случае должен определять только специалист, что в наше время далеко не всегда соблюдается.

В последние годы были открыты возбудители ранее неизвестных инфекционных заболеваний, с которыми человек соприкоснулся в результате изменения окружающей среды и миграции населения. Кроме того, стало известно, что микробы являются причиной некоторых болезней, которые раньше считались неинфекционными. Например, определенный вид бактерий ( Helicobacter pylori ) играет роль в развитии язвенной болезни желудка. В настоящее время существует множество гипотез о роли вирусов в образовании доброкачественных и злокачественных опухолей.

Профилактика инфекций.

Профилактика инфекций, также важна, как и борьба с ними. Ведь даже просто вымытые вовремя руки после посещения уборной или по приходу с улицы, могут спасти вас от ряда кишечно-инфекционных заболеваний. Например, того же брюшного тифа. Конечно, можно воспользоваться дезинфицирующими средствами для "поверхностей риска". Но в любом случае, это не дает стопроцентной гарантии на достаточно продолжительный срок. Стоит обратить внимание и на тот факт, что источником инфекций может быть что угодно, от перил на лестнице и кнопок в лифте, до столь уважаемых нами денежных банкнот, которые прошли через множество рук. Чтобы обычные овощи не стали источником опасных микробов или даже гельминтов, их следует особо тщательно вымывать. В некоторых случаях, даже слабым раствором марганцовки.

Кроме того, профилактика инфекций может выражаться и в борьбе с такими опасными носителями инфекционных заболеваний как грызуны и тараканы. Для чего современная промышленность выпускает довольно много как эффективных, так и не очень, средств. Носителями инфекций могут стать и ненавистные клещи и комары. Причем это может быть как энцефалит и малярия, так и СПИД, который переносится комарами вместе с кровью его носителя. Для того чтобы избавиться от клещей, широко применяются наносимые на кожу специальные мази и гели. А для того чтобы избавиться от комаров, можно воспользоваться широко распространенными фумигаторами и даже более прогрессивными акустическими отпугивателями.

"Инфекционные болезни". Лечебный факультет (5 курс). Среда, 14:45, аудитория ГКБ №6

Дата лекции Тема лекции Лектор
04.09.19 Введение в специальность "инфекционные болезни"
18.09.19 Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом.
02.10.19 Менингококковая инфекция.
16.10.19 Грипп, ОРВИ.
30.10.19 Стрептококковые инфекции. Дифтерия.
13.11.19 Герпетические инфекции.
27.11.19 Энтеровирусные инфекции.
04.12.19 Корь, краснуха, эпидемический паротит.
11.12.19 Вирусные гепатиты
18.12.19 Брюшной тиф и паратифы.
25.12.19 13:00 Сальмонеллез. Шигеллез.
25.12.19 14:45 Холера. Вирусные гастроэнтериты.
15.01.20 13:00 Сибирская язва. Чума. Туляремия.
15.01.20 14:45 Риккетсиозы. Бруцеллез.

"Инфекционные болезни". Педиатрический факультет (5 курс). Четверг, 13:00; ИГМА ауд. №7

Дата лекции Тема лекции Лектор
05.09.19 Введение в специальность "инфекционные болезни"
19.09.19 Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом.
03.10.19 Менингококковая инфекция.
17.10.19 Грипп, ОРВИ.
31.10.19 Герпетические инфекции.
14.11.19 Энтеровирусные инфекции.
21.11.19 Клещевые инфекции
28.11.19 ВИЧ-инфекция.
12.12.19 Протозойные инвазии и гельминтозы
26.12.19 Особо-опасные инфекции

"Инфекционные болезни". Стоматологический факультет (4 курс). Среда, 13:00, ИГМА ауд. №9

Дата лекции Тема лекции Лектор
11.09.19 Введение в специальность "инфекционные болезни"
25.09.19 Особо-опасные инфекции
09.10.19 ВИЧ-инфекция
23.10.19 ВИЧ-ассоциированные заболевания
06.11.19 Вирусные гепатиты
20.11.19 Грипп, ОРВИ
04.12.19 Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней

"Эпидемиология". Педиатрический факультет (5 курс). Пятница, 13:00, ИГМА ауд. №5

Дата лекции Тема лекции Лектор
06.09.19 Эпидемиологический подход к изучению болезней.
Эпидемиологические исследования (дискриптивные и аналитические).
20.09.19 Эпидемический процесс.
Противоэпидемические мероприятия.
28.09.19 Основы дезинфектологии.
Организационные и правовые основы противоэпидемической деятельности.
Эпидемиологический надзор.
04.10.19 Иммунопрофилактика.
18.10.19 Эпидемиология антропонозов с респираторным механизмом заражения. Эпидемиология антропонозов с фекально-оральным механизмом заражения.
01.11.19 Эпидемиология антропонозов с гемоконтактным механизмом заражения. Эпидемиология зоонозов.
15.11.19 Эпидемиология сапронозов. Эпидемиология паразитарных болезней.
29.11.19 Эпидемиология ВИЧ-инфекции. Эпидемиология внутрибольничных инфекций.
13.12.19 Эпидемиология особоопасных инфекций. Характеристика видов биологического оружия.
27.12.19 Противоинфекционная защита населения в условиях применения биологического оружия. Организация медицинской помощи при строгом противоэпидемическом режиме

"Эпидемиология". Стоматологический факультет (4 курс). Среда, 14:45, ИГМА ауд. №9

Дата лекции Тема лекции Лектор
11.09.19 Эпидемиологический подход к изучению болезней.
Эпидемиологические исследования (дискриптивные и аналитические).
25.09.19 Эпидемический процесс.
Противоэпидемические мероприятия.
09.10.19 Основы дезинфектологии.
Организационные и правовые основы противоэпидемической деятельности.
Эпидемиологический надзор.
23.10.19 Иммунопрофилактика.
06.11.19 Эпидемиология ВИЧ-инфекции.
20.11.19 Эпидемиология особо-опасных инфекций.
04.12.19 Эпидемиология внутрибольничных инфекций.

"Инфекционные болезни". Лечебный факультет (5 курс)

№ занятия Тема занятия Продолжительность, акад. час.
Осенний семестр
01 Введение в специальность "инфекционные болезни". 4
02 Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. 4
03 Менингококковая инфекция. 4
04 Герпетические инфекции. 4
05 Энтеровирусные инфекции. 4
06 Корь, краснуха, эпидемический паротит. 4
07 Грипп, ОРВИ. 4
08 Бактериальные респираторные инфекции (дифтерия, орнитоз, легионеллез, коклюш, и др.) 6
09 Стрептококковые инфекции. 4
10 Стафилококковые инфекции. 4
11 Острые вирусные гепатиты. 4
12 Лептоспироз. Иерсиниозы. 4
13 Брюшной тиф и паратифы. 4
14 Сальмонеллез. Шигеллез. 4
15 Сибирская язва. Чума. Туляремия. 4
16 Риккетсиозы. Бруцеллез. 4
Весенний семестр
17 Клещевой энцефалит. 4
18 Бактериальные клещевые инфекции. 4
19 Бактериальные гнойные и серозные менингиты. 4
20 Вирусные менингиты и энцефалиты. 4
21 Ботулизм. Столбняк. Бешенство. 4
22 Холера. Эшерихиозы. 4
23 Вирусные гастроэнтериты. Пищевые токсикоинфекции. 4
24 Хронические вирусные гепатиты. 4
25 ВИЧ-инфекция. 4
26 ВИЧ-ассоциированные микозы и протозойные инвазии. 4
27 ВИЧ-ассоциированные бактериальные и вирусные инфекции. 4
28 Гельминтозы. 5
29 Протозойные болезни. 5
30 Тропические геморрагические лихорадки. 4
31 Сепсис. 4
32 Синдромы неотложных состояний при инфекционных болезнях. 5

"Инфекционные болезни". Педиатрический факультет (5 курс)

№ занятия Тема занятия Продолжительность, акад. час.
01 Введение в специальность "инфекционные болезни" 4
02 Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. Крымская и тропические геморрагические лихорадки. 4
03 Менингококковая инфекция. Бактериальные гнойные и серозные менингиты. 4
04 Герпетические инфекции. Энтеровирусные инфекции. Вирусные менингиты и энцефалиты. 4
05 Клещевой энцефалит. Клещевые боррелиозы. 4
06 ВИЧ-инфекция. 5
07 Вирусные гепатиты. 4
08 Грипп, ОРВИ. Стрептококковые инфекции. Дифтерия. 4
09 Брюшной тиф и паратифы. Сальмонеллез. Шигеллез. 4
10 Эшерихиозы. Вирусные гастроэнтериты. Холера. 4
11 Протозойные инвазии. 5
12 Гельминтозы. 5

"Инфекционные болезни". Стоматологический факультет (4 курс)

№ занятия Тема занятия Продолжительность, акад. час.
1
2
3
4
5
6
7

"Эпидемиология". Педиатрический факультет (5 курс)

№ занятия Тема занятия Продолжительность, акад. час.
01 Эпидемиологический подход к изучению болезней.
Эпидемиологические исследования (дискриптивные и аналитические).
4
02 Эпидемический процесс.
Противоэпидемические мероприятия.
4
03 Основы дезинфектологии.
Организационные и правовые основы противоэпидемической деятельности.
Эпидемиологический надзор.
4
04 Иммунопрофилактика. 4
05 Эпидемиология антропонозов с респираторным механизмом заражения. 4
06 Эпидемиология антропонозов с фекально-оральным механизмом заражения. 4
07 Эпидемиология антропонозов с гемоконтактным механизмом заражения. 4
08 Эпидемиология зоонозов. 4
09 Эпидемиология паразитарных болезней. 4
10 Эпидемиология внутрибольничных инфекций. 4
11 Эпидемиология ВИЧ-инфекции. 4
12 Эпидемиология особоопасных инфекций. 4

"Эпидемиология". Стоматологический факультет (4 курс)


Елена Мурадова - Детские инфекционные заболевания. Конспект лекций краткое содержание

Конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче экзаменов. Книга включает в себя полный курс лекций по детским инфекционным заболеваниям, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.

Конспект лекций будет полезен не только студентам, но и преподавателям.

Детские инфекционные заболевания. Конспект лекций - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Елена Олеговна Мурадова

Детские инфекционные заболевания. Конспект лекций

Представленный вашему вниманию конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче экзаменов. Книга включает в себя полный курс лекций по детским инфекционным заболеваниям, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.

Лекция № 1. Инфекции, вызываемые кишечными палочками

Эшерихиозы – острые инфекционные заболевания преимущественно детей раннего возраста, вызываемые различными сероварами патогенной кишечной палочки. Характеризуются развитием патологических процессов в желудочно-кишечном тракте с инфекционно-токсическим и диарейным синдромом, реже – поражением других органов или генерализацией процесса вплоть до сепсиса.

Определенные штаммы кишечной палочки могут вызывать острую диарею у детей.

Их классифицируют на:

1) энтеропатогенные (ЭПКП) (Escherichia coli). Это особые серотипы возбудителей из группы кишечных палочек, обусловливающих диарею у детей младшего возраста;

2) энтеротоксигенные (ЭТКП) – вырабатывают токсин, способствующий развитию диареи;

3) энтероинвазивные (ЭИКП) Е. coli, способные разрушать кишечный эпителий, что вызывает напоминающие дизентерию заболевания;

Этиология. Е. coli – грамотрицательная подвижная аэробная (факультативно анаэробная) палочка, у которой выделяют более 150 групп антигенов О, 93 группы антигенов К и 52 группы антигенов Н. Каждая из групп антигенов может существовать независимо от других.

Эпидемиология. Энтеропатогенные кишечные палочки служат этнологическим фактором при вспышках эпидемий диареи в детских садах и детских отделениях больниц. После введения их испытуемым у последних развивается диарея, но серотипы энтеропатогенных палочек могут обнаруживаться и у лиц без признаков диареи, а вспышки ее в детских коллективах отнюдь не обязательно связаны с выделением этого микроорганизма.

Энтеротоксигенные кишечные палочки, продуцирующие термолабильный энтеротоксин, вызывают заболевания только при массивной инфекции, поэтому вспышки эпидемий развиваются при значительном загрязнении продуктов питания или источников водоснабжения.

Патогенез. Механизм развития диареи при заражении ЭПКП недостаточно расшифрован. Некоторые штаммы, которые при заражении добровольцев массивными дозами вызывали диарею, не обладали инвазивностью и не продуцировали энтеротоксин. Другие же продуцировали энтеротоксин наподобие токсина дизентерийной палочки первого типа.

ЭТКП могут продуцировать термостабильный, термолабильный токсин или тот и другой одновременно, генетический контроль за продукцией которых осуществляется переносимыми плазмидами. Термолабильный энтеротоксин близок холерному токсину. Он связывается с ганглиозидами эпителиальных клеток в качестве их рецептора и активирует клеточную аденилциклазу, в результате чего повышается внутриклеточная концентрация аденинмонофосфата и усиливается выделение воды и хлоридов. Термостабильный энтеротоксин активирует гуанилатциклазу, усиливающую секреторную активность желудочно-кишечного тракта. Генетическая информация, кодирующая устойчивость возбудителя к антибиотикам, заложена в той же плазмиде, несущей информацию о продукции энтеротоксина. Поэтому широкое и неконтролируемое использование антибиотиков способствует распространению как устойчивых к лекарственным препаратам, так и продуцирующих энтеротоксин форм Е. coli.

ЭИКП могут проникать в клетки кишечного эпителия и размножаться в них наподобие шигелл, в результате чего развиваются отек, гиперемия, изъязвление слизистой оболочки и усиливается экссудация в просвет кишечника. В кале появляется примесь слизи и крови, увеличивается число лейкоцитов.

Четвертым патогенетическим механизмом является адгезия, выстилание и повреждение ворсинчатой поверхности кишечного эпителия со снижением активности пристеночных ферментов, но без инвазии. По серологической характеристике эти кишечные палочки относятся к типу ЭПКП.

Клинические проявления. Для диареи, обусловленной ЭПКП, характерны водянистые испражнения, частота которых может достигать 10–20 раз в день, и небольшое повышение температуры тела. Другие общие нарушения могут отсутствовать. В кале отмечается примесь слизи, но кровь отсутствует. Спонтанное излечение наступает через 3–7 дней. У маленьких детей могут развиваться рвота, дегидратация и электролитные нарушения с ацидозом.

У больных при заражении ЭИКП симптоматика развивается через 18–24 ч (инкубационный период) внезапно повышается температура тела, появляется тяжелая диарея с позывами и тенезмами, наблюдается примесь слизи и крови в кале. Больные жалуются на боли в животе, миалгии, озноб, головную боль.

Заболевание, вызываемое выстилающими штаммами Е. coli, характеризуется постепенным началом и хроническим течением. Дети медленно растут, плохо переносят некоторые пищевые продукты.

Диагноз. Гастроэнтерит, вызванный ЭПКП, можно заподозрить при внезапной вспышке эпидемии диареи, особенно в детском коллективе. Предположительный диагноз может быть поставлен при обнаружении одного и того же серотипа кишечной палочки у нескольких заболевших детей. Аналогичные серотипы Е. coli могут быть обнаружены также в носоглотке, зеве и желудке больных. Серотипирование кишечных палочек в обычных условиях не проводится, необходимость в подобных исследованиях возникает лишь при вспышках эпидемии в детских или в других закрытых коллективах. Идентификация ЭТКП и ЭИКП требует специальных методов, применяемых в настоящее время лишь в некоторых научно-исследовательских лабораториях. Точный диагноз энтероколита, связанного с повреждением поверхностного участка клеток кишечного эпителия, можно поставить только после биопсии кишечника.

Лечение. Основными элементами лечения у детей являются коррекция и поддержание водно-электролитного равновесия. Профузные поносы и рвота, вызывающие значительную дегидратацию, служат показанием для госпитализации ребенка и внутривенного введения ему жидкостей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции