Курс инфекционных заболеваний для медицинских колледжей

Рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации для: Клиническая интернатура (Инфекционные болезни) - Инфекционные болезни

Целью обучения инфекционным болезням студентов 5 (9, 10 семестры) и 6 (12 семестр) курсов является формирование знаний, умений и практических навыков необходимых:

- для ранней диагностики инфекционных заболеваний в условиях поликлиники и на дому,

- для проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому,

- для диагностики неотложных состояний и оказания врачебной помощи инфекционным больным на догоспитальном этапе

- для дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Задачами подготовки студентов следует считать:

- обучение распознаванию инфекционного заболевания при осмотре больного, выделению ведущих симптомов и синдромов, определению тяжести течения инфекционного процесса;

- обучение составлению алгоритма диагностики и дифференциальной диагностики;

- обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при подозрении на инфекционное заболевание;

- обучение проведению полного объема лечебно-профилактических мероприятий при лечении на дому больных с нозологическими формами, предусмотренными Квалификационной характеристикой врача общей практики по специальности лечебное дело;

- обучение оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний у инфекционных больных.

Успешное изучение данного курса возможно только при наличии у студента знаний и умений по следующим разделам ранее изученных дисциплин:

- биология с генетикой (возбудители дальневосточных гельминтозов),

- биологическая химия (обмен билирубина, виды желтух)

- микробиология, вирусология, иммунология (возбудители инфекционных болезней человека и животных, методы диагностики микроорганизмов)

- патологическая анатомия (изменения внутренних органов при инфекционных заболеваниях),

- пропедевтика внутренних болезней (правила обследования больного, аускультация, пальпация, перкуссия, клинические и биохимические лабораторные исследования),

- клиническая фармакология (антибиотики, химиопрепараты, противовоспалительные средства, глюкокортикостероидные гормоны, противошоковые препараты),

- клинические дисциплины (терапия, хирургия, гинекология, урология, кожные болезни – полный курс),

- эпидемиология (источники инфекции, пути распространения, восприимчивый контингент, противоэпидемические мероприятия при инфекционных болезнях).

Наиболее важными разделами данной дисциплины для понимания последующих дисциплин являются:

- для госпитальной терапии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами лихорадки, диареи, желтухи, артралгии, катаральным синдромом,

- для госпитальной хирургии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами желтухи, абдоменалгии, диареи.

Для успешного изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студенту рекомендуется использовать при подготовке следующую литературу:

1. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2001 – 656 с. Аннотация: Учебник по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских ву-зов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных человечеству инфекционных болезней. Учебник необходим для изучения всех тем учебной программы.

2. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2005 – 696 с.

3. Ющук, Н. Д. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. – М. : Медицина, 2003. – 544 с. Аннотация: Руководство по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских вузов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных инфекционных болезней. Руководство необходимо для изучения всех тем учебной программы.

4. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учебник / В. И. Покровский [и др.] ; под ред. В. И. Покровского. – М. : Медицина, 2002.

5. Лобзин, Ю. В. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Ю. В. Лобзин. – СПб. : СпецЛит, 2001.

6. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 1. – 80 с.

7. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 2. – 101 с.

8. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней и терапевтическая тактика на врачебном участке [Текст] : учебное пособие / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2004. – 96 с. Аннотация: Учебное пособие составлено для изучения разделов учебной программы 12 семестра и включает алгоритмы диагностического поиска при основных синдромах в клинике инфекционных болезней, а также первые действия врача общей практики при обнаружении основных инфекционных заболеваний.

9. Освоение практических умений по инфекционным болезням [Текст] : руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 70 с. Аннотация: В руководстве для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов, необходимом для более полного усвоения материала учебной программы по курсу инфекционных болезней (9 и 10 семестры), в сжатом виде представлены основные умения, которыми должны владеть студенты по окончанию курса инфекционные болезни. Знание основных закономерностей изменения лабораторных показателей, характерных для ряда заболеваний, облегчит студентам подготовку к экзаменам.

10. Ковальский, Г. С. Ситуационные задачи по курсу инфекционных болезней : практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов [Текст]. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – 70 с. Аннотация: Сборник задач по курсу инфекционных болезней предназначен для самостоятельной работы студентов при изучении разделов учебной программы 9, 10 и 12 семестров. На основании эпидемиологической ситуации, клинических и лабораторных данных студент должен установить диагноз и ответить на ряд предложенных вопросов (предполагаемые пути передачи инфекции, вариант течения заболевания, возможные осложнения, лечебная и противоэпидемическая тактика врача).

1. Дрейзин Р.С., Астафьев Н.В. Острые респираторные заболевания. - М.: Медицина,1991.

2. Зубик Т.М. и соавт. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. - М., 1999.

3. Лобзин Ю.В., Казанцев А.П. Руководство по инфекционным болезням. - СПб., 1996.

4. Покровский В.В. и соавт. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. - М., 2000.

5. Покровский В.И., Иванов К.С. (ред.). Руководство по клинической диагностике, лечению опасных инфекционных болезней. - М., 1994.

6. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб., 1993.

7. Турьянов М.Х. и соавт. Дифтерия. - М., 1996.

8. Хазанов А.И. (ред.). Функциональные диагностика (справочник), 1994.

9. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Справочник эпидемиолога. - М., 1996.

10. Ющук Н.Д. и соавт. Диагностика и дифференциальная диагностика острых кишечных инфекций. - М., 1998.

11. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. (ред.). Заразные болезни человека. Справочник. - М., 1997.

12. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. (ред.). Патогенетические основы лечения острых инфекционных заболеваний. - М., 1999

14. Инфекционные болезни [Текст] : руководство для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 60 с. Аннотация: в представленном руководстве собраны важнейшие сведения о ряде инфекционных заболеваний, которые не разбираются студентами на практических занятиях, но в то же время представляющих определенный интерес в плане дифференциальной диагностики с широко распространенными заболеваниями. По каждой нозологической форме представлены сведения об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении. Руководство поможет студентам в изучении дифференциальной диагностики основных синдромов в клинике инфекционных болезней по всем разделам учебной программы (9,10,12 семестры).

18. Анисимова, Н. И. Учебно-методическое пособие для преподавателей к практическим занятиям по курсу инфекционных болезней (специальности лечебное дело и педиатрия) / Н. И. Анисимова, Я. А. Журавлев. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2007. – 85 с. Аннотация: предлагаемое учебно-методическое пособие для преподавателя указывают основные средства, методы обучения, способы и режим учебной деятельности в клинике инфекционных болезней. При разработке пособия авторы учитывали Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся на кафедре инфекционных болезней.

19. Визуальная диагностика инфекционных заболеваний [Электронный ресурс] : методические рекомендации к обучающей компьютерной программе для студентов 5 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: данный методический материал содержит основные рекомендации и пояснения при работе с электронным ресурсом, банк которого составляет более 250 фотографий, посвященных наиболее известным и распространенным инфекционным заболеваниям.

21. Лабораторные методы диагностики в клинике инфекционных болезней [Электронный ресурс] : обучающе-контролирующая компьютерная программа для студентов 6 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: компьютерная программа позволяет обучить и осуществить контроль правильности усвоения материала по основным закономерностям изменений лабораторных показателей, характерных для ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Ресурсы ИНТЕРНЕТ, рекомендуемые для изучения дисциплины:

В результате изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студент должен знать:

- сущность инфекционного процесса в свете современных представлений,

- этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину и классификацию распространенных инфекционных болезней,

- варианты течения основных инфекционных болезней,

- клиническую диагностику инфекционных заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения,

- основные правила лабораторного обследования инфекционных больных,

- современные методы специфической диагностики инфекционных болезней,

- клинику характерных осложнений и неотложных состояний при инфекционных болезнях,

- правила оказания первой помощи при неотложных состояниях, возникающих при инфекционных заболеваниях,

- принципы лечения инфекционных болезней (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия),

- принципы профилактики инфекционных болезней и основы прививочного дела,

- эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций,

- особенности течения инфекционных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, беременных,

- правила выписки на работу больных, перенесших инфекционные заболевания,

- основы диспансеризации больных, перенесших инфекционное заболевание.

Сту дент должен уметь:

- проводить обследование инфекционного больного (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация),

- оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней,

- заподозрить инфекционное заболевание,

- проводить медицинскую сортировку,

- определить показания для госпитализации,

- составлять план необходимого лабораторного и инструментального обследования,

- осуществлять забор патологических материалов от больного,

- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного,

- провести дифференциальную диагностику с неинфекционными заболеваниями,

- установить клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10,

- назначить лечение, адекватное тяжести, периоду заболевания, варианту клинического течения,

- осуществлять последующую реабилитацию реконвалесцентов инфекционных болезней с учетом этиологии, тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний,

- заподозрить осложнение заболевания и оказать помощь при его возникновении,

- вести медицинскую документацию.

Сту дент должен приобрести навыки:

- сбора эпидемиологического анамнеза,

- интерпретации результатов осмотра больного,

- составления плана лабораторного обследования больного,

- забора материала от больного для бактериологического, серологического, вирусологического и паразитологического исследования,

- проведения кожно-аллергических проб и оценки их результатов,

- определения показаний для инструментального обследования больного,

- интерпретации результатов лабораторного обследования больного,

- установления предварительного диагноза,

- построения клинического диагноза,

- проведения дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний,

- определения показаний для госпитализации,

- назначения этиотропной и патогенетической терапии при лечении на дому,

- введения антитоксических сывороток и иммуноглобулинов,

- оказания помощи при неотложных состояниях,

Вид учебной работы

Аудиторные занятия (всего)

Самостоятельная внеаудиторная работа

36 (в том числе 33-подготовка к экзамену)

Введение в специальность.

Вирусные гепатиты А, Е.

Вирусные гепатиты В, С, D.

ПТИ. Вирусные диареи.

Дифференциальная диагностика синдрома желтухи.

Иксодовый клещевой боррелиоз.

Неотложные состояния в практике врача-инфекциониста.

Неотложные состояния в практике врача-инфекциониста.

Диагностика заболеваний, протекающих с синдромом лихорадки.

Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с менингеальным синдромом.

9 семестр:

Устройство инфекционного стационара. Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным. Клинические синдромы в инфектологии. Курация больных.

Холера. Гиповолемический шок.

Пищевые токсикоинфекции. Вирусные диареи.

Дифференциальная диагностика синдрома диареи.

Вирусные гепатиты А, Е.

Вирусные гепатиты В, D, С. Острая печёночная энцефалопатия.

Хронические вирусные гепатиты и реабилитация больных вирусными гепатитами.

Лептоспироз, инфекционный мононуклеоз.

Дифференциальная диагностика синдрома желтухи.

10 семестр:

Дифтерия. Дифференциальная диагностика катарально-респираторного синдрома.

Менингококковая инфекция. Дифференциальная диагностика менингеального синдрома.

Клещевой энцефалит. Иксодовый клещевой боррелиоз.

Геморрагические лихорадки. ГЛПС

Сепсис. Дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом лихорадки.

Сибирская язва. Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний с синдромом сыпи.

Чума, туляремия. Дифференциальная диагностика синдрома лимфаденопатии.

Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней.

Предэкзаменационный тестовый контроль по курсу инфекционных заболеваний.

Тема самостоятельной внеаудиторной работы

Оформление студенческой истории болезни.

Лихорадка Западного Нила.

Крымская геморрагическая лихорадка, Аргентинская ГЛ, Боливийская ГЛ.

1.Атлас инфекционных болезней : учеб. пособие /под ред. В.И.Лучшева, С.Н.Жарова, В.А. Никифорова. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 224 с.

2. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1056 с.

3. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: рук. Для врачей /В.А. Казанцев. – М.: МИА, 2013. – 496 с.

3.Тропические болезни и медицина болезней путешественников /А. М. Бронштейн.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2014. - 528 с.

5. ВИЧ-инфекция и СПИД. Национальное руководство : науч. изд. /гл. ред. В.В.Покровский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.

Основная литература:

1.Инфекционные болезни: учеб. для студентов мед. вузов /под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2 – е изд.,перераб. и доп. - М.:ГЭОТАР - Медиа, 2011.-704 с.: ил.

2. Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс] : учебник / Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. -

Дополнительная литература:

1.Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" № 323-ФЗ : федер. закон. - Москва : Проспект, 2015. - 96 с.

2.ВИЧ-инфекция и СПИД. Национальное руководство : науч. изд. /гл. ред. В.В.Покровский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.

3. Инфекционные болезни: национальное руководство /под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1056 с.

4. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: рук. Для врачей /В.А. Казанцев. – М.: МИА, 2013. – 496 с.

5.Острые кишечные инфекции: Рук-во /Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов, Н.Г. Кулагина и др. – 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 400 с.

6.Тропические болезни и медицина болезней путешественников /А. М. Бронштейн.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 528 с.

7. Ющук Н.Д. Вирусные гепатиты. Клиника, диагностика, лечение /Н.Д.Ющук, Е.А.Климова и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.-160с.

9. Сепсис : учеб. пособие для вузов / И. Л. Миронов ; Челяб. гос. мед .акад.; каф.инфекционных болезней и эпидемиологии. - Челябинск : [б. и.], 2008. - 92 с.

10. Вирусные гепатиты : учеб. пособие для студ. / Л.И. Ратникова, И.Л. Миронов, Н.Н. Лаврентьева, А.Б. Конькова-Рейдман и др. - Челябинск : ЮУГМУ, 2013. - 86 с.

11. Конькова-Рейдман А.Б. Природно-очаговые клещевые трансмиссивные инфекции Южного Урала : учеб. пособие / А. Б. Конькова-Рейдман. - Челябинск : ЮУГМУ, 2014. - 100 с.

12. Лаврентьева Н.Н. Гельминтозы: учеб. пособие / Н. Н. Лаврентьева. - Челябинск : Челябинская государственная медицинская академия, 2011. - 64 с.

13. Миронов И.Л. Организация и проведение комплекса первичных мероприятий в случаях выявлений больного с инфекцией, на которую распространяется действие международных медико-санитарных правил : учеб. пособие для вузов / И. Л. Миронов ; Челяб. гос. мед. акад.; Каф. инфекционных болезней и эпидемиологии. - Челябинск : [б. и.], 2008. - 28 с.

14. Тестовые задания и клинические задачи по инфекционным болезням : учеб. пособие для вузов /под ред. Л.И.Ратниковой ; Южно-Уральский гос. мед. ун-т; Каф. инфекционных болезней. - Челябинск : ЮУГМУ, 2015. - 144 с.

5. Электронный каталог НБ ЮУГМУ

2 Аннотация Сборник лекций по инфекционным заболеваниям подготовлен преподавателем инфекционных заболеваний высшей квалификационной категории Антоновой И.В. В сборнике представлены современные положения относительно диагностики инфекционных заболеваний, подробно описаны все виды и методы современной диагностики. Также рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики инфекционных заболеваний между собой и с другими соматическими заболеваниями. В сборнике опубликованы современные представления об эпидемическом процессе, представлены вопросы этиологии, эпидемиологии, клиники и осложнений инфекционных заболеваний. Представлена современная классификация. Описаны различные методики забора патологического материала из зева, прямой кишки. Представлены современные методики такие как ПЦР. Сборник лекций предназначен для студентов медицинских колледжей и училищ. Обо всём этом и не только в Сборнике лекций по инфекционным заболеваниям с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологией.

3 Рецензия Сборник лекций представляет собой сжатый курс по инфекционным заболеваниям. Благодаря четкой систематизации данных сборник поможет студентам в короткий срок усвоить материал и успешно сдать экзамен. Лекции предназначены для учащихся колледжей и медицинских вузов, а также преподавателей. Лекции посвящены актуальным проблемам современной эпидемиологии инфекционным болезням. В нем представлены новейшие данные отечественной и зарубежной науки и практики по вопросам этиологии, патогенеза, клиники, диагностики важнейших инфекций.

6 Инфекция (от латинского infеctio заражение) это внедрение и размножение в организме человека и животных болезнетворных микроорганизмов, сопровождающееся комплексом реактивных процессов. Инфекционный процесс это взаимодействие или борьба между макроорганизмом (человек, животное) и микроорганизмом (болезнетворный микроб). Эпидемический процесс это распространение инфекционных болезней в человеческом коллективе. Этот процесс составляют три звена: 1) источник инфекции, который выделяет микроба - возбудителя болезни; 2) механизм передачи возбудителей инфекционной болезни; 3) восприимчивое население. При выпадении одного из звеньев новые случаи инфекционных заболеваний не возникают. 1 звено - Источником инфекции при большинстве заболеваний является больной человек или животное, из организма которых возбудитель болезни выделяется в момент выдоха, кашля, чихания, мочеиспускании, дефекации. Бактерионосители это люди, которые долго остаются источником болезни после выздоровления. Различаютострое бактерионосительство, когда практически здоровый человек на протяжении 2-3 месяцев после болезни продолжает выделять возбудители инфекции, ихроническое бактерионосительство, когда после болезни человек периодически продолжает выделять микробов на протяжении нескольких лет, заражая внешнюю среду. Антропонозы инфекционные болезни, при которых источником инфекции является человек. Зоонозы инфекционные болезни, при котором источником болезни являются животные. Антропозоонозы источником являются и человек, и животное. Факторами передачи инфекций являются факторы внешней среды воздух, вода, почва, пищевые продукты и т. д. 2-звено - Пути передачи инфекции по механизму действия объединяют в четыре группы: а) контактный путь передачи через наружные покровы. При этом отличают прямой контакт, когда возбудитель передается при непосредственном соприкосновении носителя с здоровым организмом (половой путь) и непрямой контакт, при котором инфекция передается через внешние предметы (детские игрушки, посуда). Б) фекально оральный путь передачи возбудитель болезни выделяется из организма больных фекалиями, а заражение происходит через рот вместе с пищей и водой,

7 загрязненной фекалиями (холера, болезнь Боткина, полиомиелит, дизентерия, бруцеллез и др.). В) Передача через воздух (аэрогенный путь) происходит при дыхании, разговоре, кашле, чихании больных инфекционными болезнями, которые поражают слизистые оболочки дыхательных путей (легочная форма чумы, дифтерия, скарлатина, корь, ветряная оспа, туберкулез и др.). Г) Трансмиссивный путь передача возбудителей болезни членистоногими: вшами, блохами, клещами, комарами, мухами и др. 3 звено Восприимчивое население. Восприимчивость людей к разным инфекционным болезням неодинакова. Это зависит от искусственной вакцинации, ранее перенесенных заболеваний, полноценности питания, возраста, навыков гигиены и иных социальных факторов. Эпидемический очаг это место нахождения источника инфекции вместе с окружающей территорией, в пределах которой при конкретных обстоятельствах может распространяться возбудитель болезни (квартира, детский сад, школа в которых находился больной). Эпидемический процесс- ряд эпидемических очагов, которые возникли один от другого. Формы эпидемиологического процесса: Спорадическая заболеваемость это такая заболеваемость в какой либо местности, которая удерживается на одном уровне в виде единичных случаев на протяжении нескольких лет. Эпидемия- это увеличение заболеваемости в какой либо местности в 3-10 раз по сравнению со спорадической или появление нескольких случаев новой болезни, которая ранее не встречалась Пандемия большая эпидемия, которая охватывает много стран и даже целые континенты. Так известны пандемии гриппа гг., 1957 г., пандемия сыпного тифа гг. и др. Эндемия заболеваемость какой-нибудь болезнью, свойственная населению определенной местности. Известно, что малярия распространена в болотистой местности с теплым климатом, желтая лихорадка только в тропиках, холера начинает свое распространение с Индии, клещевой энцефалит встречается в таежных районах Сибири,

8 комариный энцефалит на Дальнем Востоке. Это связано с природно- климатическими условиями в которых резервуары инфекции (дикие животные) и переносчики возбудителей болезни могут сохраняться и существовать. Инфекционный процесс это состояние зараженности организма болезнетворными микробами, при которыми происходит противоборство между возбудителями болезни и организмом (человек, животные, птицы). Чтобы заболел макроорганизм и возник инфекционный процесс, необходима соответствующая доза. Например, минимальная доза для туляремии 15 живых палочек, сибирской язвы 6000, дизентерии 500 млн. микробных клеток, легочной чумы 2-35 чумных палочек. Инфекционный процесс имеет цикличность и подразделяется на 4 периода: 1. Инкубационный период от момента внедрения возбудителя до появления первых признаков заболевания. Длительность этого периода может быть от нескольких часов до нескольких дней, месяцев и лет (лейшманиоз, проказа). В этот период происходит размножение микробов в организме. 2. Продормальный период это первые дней недомогания, слабости, невысокой температуры, сыпей и др., т.е. дол появления характерных симптомов заболевания. 3. Период разгара болезни это появление характерных признаков заболевания. Длится от нескольких дней до нескольких недель, месяцев и даже лет (проказа, сифилис). 4. Период разрешения инфекционного процесса выздоровление- исчезновение симптомов заболевания; - переход в хроническую форму инфекционного заболевания (бруцеллез, дизентерия). Противоэпидемические мероприятия направлены на: - раннюю диагностику, изоляцию и спец. лечение источника инфекции; - контроль, лабораторную диагностику, санобработку и экстренное профилактическое лечение источника инфекции; - в окружающей обстановке проводятся дезинфекция, дезинсекция и дератизация. Дезинфекция это уничтожение патогенных микробов в окружающей человека среде. Различают два вида дезинфекции: профилактическую и очаговую. Дезинсекция это комплекс мероприятий по уничтожению вредных членистоногих (насекомых и клещей) переносчиков возбудителей болезней человека.

9 Дератизация это комплекс мероприятий по уничтожению грызунов, которые являются источником возбудителей инфекционных болезней человека. Дератизация проводится механическим, химическим и биологическим методами. Причины инфекционных заболеваний Причинным фактором инфекционных заболеваний является возбудитель (микроорганизм). Он вступает в сложное биологическое взаимодействие с организмом человека, что приводит к инфекционному процессу, затем инфекционной болезни. Как правило, каждое инфекционное заболевание имеет своего возбудителя. Хотя встречаются и исключения, когда у одной болезни может быть несколько возбудителей (сепсис). И, наоборот, когда один возбудитель (стрептококк) вызывает разные болезни (ангина,скарлатина, рожа). Ежегодно открываются новые возбудители инфекционных болезней. Многие возбудители инфекционных заболеваний видны под обычным микроскопом, а иногда их можно увидеть только при увеличении в тысячи раз, через электронный микроскоп. При встрече с возбудителями инфекционных болезней люди не всегда заболевают. Это может быть связано с врожденной или приобретенной устойчивостью ряда людей к болезнетворным микробам. Важным в предохранении от инфекционных заболеваний является постоянное соблюдение мер предупреждения заражения. В человеческом организме на пути проникновения болезнетворных микробов стоят защитные барьеры организма: сухая чистая здоровая кожа, соляная кислота и ферменты желудка, в крови лейкоциты (белые кровяные шарики), которые захватывают и уничтожают болезнетворных микробов. Защитные силы эффективны в закаленном, здоровом организме человека. Основными возбудителями инфекционных болезней являются: простейшие, бактерии, спирохеты, риккетсии, хламидии, микоплазмы, вирусы и другие. Большинство инфекционных заболеваний вызываются бактериями и вирусами. Простейшие одноклеточные существа, способные осуществлять разнообразные функции, свойственные отдельным тканям и органам более высокоразвитых организмов. Бактерии одноклеточные микроорганизмы сферической (кокки), цилиндрической (палочки) или спиральной (спириллы) формы. Спирохеты подвижные микроорганизмы, характеризующиеся нитевидной, спиральной формой. Риккетсии, хламидии паразитирующие внутриклеточно микроорганизмы, занимающие промежуточное положение между бактериями и вирусами.

10 Микоплазмы микроорганизмы, не имеющие клеточной стенки, но паразитирующие вне клеток. Вирусы микроскопические неклеточные формы жизни, способные проникать в определенные живые клетки и размножаться в них. Классификация инфекционных заболеваний По источникам инфекции Впервые последовательно выдержанную классификацию инфекционных болезней, основанную на едином признаке (локализация возбудителя в организме), предложил Л. В. Громашевский. В соответствии с основной локализацией возбудителя в организме, определяющей механизм передачи инфекции, все инфекционные болезни подразделены им на 4 группы: 1) кишечные инфекции; 2) инфекции дыхательных путей; 3) кровяные инфекции; 4) инфекции наружных покровов. Антропонозы Амебиаз Классификация инфекционных болезней (таблица) кишечные инфекции Брюшной тиф Паратиф А Паратиф В Дизентерия бактериальная Холера Полиомиелит Инфекционный гепатит По локализации и механизму передачи инфекции кровяные дыхательных инфекции путей Грипп Сыпной тиф Корь Коклюш Дифтерия Натуральная оспа Ветряная оспа Менингококковая инфекция Асептический серозный Возвратный тиф Малярия инфекции наружных покровов Сифилис Гонорея Мягкий шанкр Четвертая венерическая болезнь Трахома Инфекционные конъюнктивиты Парша Чесотка

11 Аскаридоз Трихоцефалез Энтеробиоз менингит Пневмония пневмококковая Дерматиты стафилострептококковы Стафилококковые интоксикации Колиэнтериты Бруцеллез Чума Туляремия Бешенство Содоку Зоонозы Лептоспирозы Орнитоз Сальмонеллезы Ботулизм Клещевыевозвратные тифы Риккетсиозы Сезонные энцефалиты (типа В) Сибирская язва Сап Ящур Столбняк Газовая гангрен Принципы и методы диагностики инфекционных заболеваний При постановке диагноза инфекционной болезни, как и при диагностике любых других заболеваний, основываются на жалобах больного, анамнезе болезни, эпидемиологическом анамнезе, результатах осмотра, данных лабораторных и инструментальных исследований. Тем не менее, необходимо учитывать, что инфекционные заболевания имеют ряд особенностей, принципиально отличающих их от других заболеваний, это: 1- Заразительность 2- Специфичность 3- Наличие инкубационного периода и циклическое развитие клинических симптомов 4- Формирование специфического инфекционного иммунитета На основании выше перечисленных особенностей должна строиться принципиальная врачебная тактика в отношении диагностики инфекционных заболеваний на амбулаторном, догоспитальном и госпитальном этапе постановки предварительного диагноза Из Эпидемиологического анамнеза мы можем выяснить, присуще ли заболеванию пациента заразительность ( болеет ли в настоящий момент или в определённые сроки до настоящего времени заболеванием со схожими симптомами люди из близкого окружения); в какие сроки укладывается инкубационный период заболевания

12 (например, сыпь при эпидемическом сыпном тифе появляется на 4-6 день болезни, а при брюшном тифе на 8-10 день); Из анамнеза заболевания: порядок возникновения клинических симптомов заболевания ( например, при пищевых токсикоинфекциях, сначала появляется рвота, затем диарея, при холере-наоборот, диарея предшествует рвоте). Из анамнеза жизни пациента мы можем выяснить какими заболеваниями он переболел, тем самым можем сразу исключить из дифференциально-диагностического ряда ранее перенесённые инфекционные заболевания, сформировавшие специфический иммунитет (например, детские инфекции). После постановки предварительного диагноза определяется дальнейшая тактику обследования и проведения противоэпидемических мероприятий (изоляция больного, выявление лиц, с которыми общался больной, возможных источников возбудителя инфекции и механизма передачи возбудителя инфекции). ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА Лабораторные исследования играют важную роль в установлении диагноза инфекционных болезней, назначении этиотропной терапии, проведении контроля за эффективностью лечения. Процесс специфической лабораторной диагностики основан на выявлении возбудителя и ответной реакции организма человека в ходе инфекционного процесса.. 1 Микробиологический метод Микробиологический метод диагностики основан на обнаружении возбудителей в биологическом материале. Материалом для микроскопического исследования могут быть кровь, костный мозг, ликвор, пунктаты лимфатических узлов, фекалии, дуоденальное содержимое и желчь, моча, мокрота, отделяемое мочеполовых путей, биоптаты тканей, мазки со слизистой оболочки ротовой полости, небных миндалин, носа и др. 2. Биологический метод Биологический метод состоит в заражении различным материалом (клиническим, лабораторным) лабораторных животных для индикации возбудителя, а также для определения некоторых свойств микроорганизмов, характеризующих их патогенность (токсигенность, токсичность, вирулентность). В качестве лабораторных животных используют белых мышей, белых крыс, морских свинок, кроликов и др. 3. Иммунологический метод Иммунологический метод (серологический) включает исследования сыворотки крови, а также других биологических субстратов для выявления специфических антител и антигенов. Классическая серодиагностика основана на определении антител к выявленному или предполагаемому возбудителю. 4. Серологические реакции Серологические реакции обозначают в соответствии с феноменами, сопровождающими образование комплекса антиген антитело при взаимодействии различных по свойствам компонентов. Различают реакции агглютинации, преципитации и лизиса. 5. Иммуноферментный анализ (ИФА) Иммуноферментный анализ (ИФА) проводят в два этапа: первый взаимодействие антител с антигеном, второй ферментативная индикация комплекса антиген антитело за счет появления окрашивания реакционной смеси и регистрации окрашивания визуально либо спектрофотометрическим методом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции