Конспект занятия по профилактике инфекционных заболеваний


план-конспект урока по теме: "Инфекционные заболевания и их парофилактика" для учащихся 8-9 классов

Скачать:

Вложение Размер
plan_uroka_infekts_zabolev.docx 24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Источники возбудителей инфекционных заболеваний. Меры профилактики. Эпидемии.

Цель: изучить разнообразие инфекционных заболеваний, выявить источники передачи возбудителей, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи: 1)формировать понятия: возбудителей инфекционных заболеваний, профилактика, эпидемия, иммунитет, бациллоноситель

2) воспитывать научное мировоззрение, коммуникативность, толерантность;

3) развивать умения и навыки: сравнивать, работать с дополнительными источниками информации, выделять гланое, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

I .Объявление темы постановка, задач

Сегодня мы поговорим еще об одном факторе, влияющим на наше здоровье, работоспособность, хорошее настроение, желание творить и радоваться жизни. Речь пойдет о следующих оргнизмах, которые врываются в нашу жизнь, вносят изменения в наши планы..

Посмотрите на этот список, что вы можете о них сказать?

- бацилла Люффнера, которая является причиной развития дифтерии;

- сальмонелла, которая вызывает развитие сальмонеллеза;

-бацилла антрацис, которая является причиной сибирской язвы;

- бледная трепонему, которая вызывает сифилис;

- гонококки, которые являются пусковым моментом для возникновения гонореи.

Итак, тема нашего урока …..

II. Актуализация опорных знаний.

К какому царству живого мира относятся эти организмы? Чем отличаются Вирусы и Микроорганизмы? Какие заболевания они вызывают?

. III. Изучение новых знаний, умений и навыков

Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью , то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.

- Какие виды иммунитета вы знаете? (врожденный, приобретенный)

- Что входит в иммунную систему?

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунитетом называют способность человека бороться с инфекционными заболеваниями. К инфекционным заболеваниям относят болезни, причиной возникновения которых являются различные микроорганизмы,грибы, вирусы, паразитические черви, насекомые.

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода , то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота. (рот, кожа и т. д.)

На сегодняшний день медикам известны около 1200 различных инфекций, в той или иной мере опасных, поскольку не все они изучены до конца и не от всех из них существует средство спасения. Есть такие инфекционные заболевания, причины возникновения которых не совсем ясны, а лечение осложнено тем, что лекарства от болезни еще не были созданы.

Пути передачи инфекции.

Инфекционые болезни делятся на четыре группы в зависимости от места локализации инфекции, грибка, вируса или паразита:

- кишечные инфекции
- инфекции кожных покровов и слизистых оболочек
- инфекции дыхательных путей
- инфекции крови.
Возбудитель кишечных инфекций (дизентерия, холера, брюшной тиф, инфекционные гепатиты, ботулизм) выделяется во внешнюю среду с фекалиями, рвотными массами. В организмы здоровых людей возбудитель кишечных инфекций попадает с зараженной водой и пищей, с немытыми руками или при помощи мух.

Возбудитель инфекций дыхательных путей (коклюш, дифтерия, корь, ОРВИ ) выделяется во внешнюю среду при кашле, при отхождении мокроты, при чихании и просто с выдыхаемым воздухом.

Возбудитель инфекций крови (лейшманиоз, флеботомная лихорадка, малярия, энцефалит (клещевой и комариный), чума, лихорадка, тиф) обитает в крови членистоногих. Здоровый человек заражается при укусах членистоногих: клещей, комаров, слепней, блох, вшей, мух, мошек и мокрец.

Возбудитель инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки. Здоровый человек заражается данными инфекциями при половых контактах с больными людьми, при бытовых контактах (использование полотенец и постельных принадлежностей, белья), при ослюнении и укусах зараженных животных, при ссадинах и царапинах, и попадании на поврежденные участки кожи зараженной почвы.

IV Обобщение и систематизация новых знаний, умений и навыков.

Основы безопасности жизнедеятельности

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть жизни и подготовки к трудовой деятельности.
  2. Основные инфекционные заболевания, их классификация.
  3. Профилактика инфекционных заболеваний.
  4. Понятие об иммунитете и иммунной системе человека.

Глоссарий по теме:

Иммунная система – состоит из органов, тканей и клеток, работа которых направлена на защиту организма от заболеваний и инородных веществ.

Иммунитет – способность организма противостоять инфекционным заболеваниям и чужеродным веществам.

Иммунитет – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них.

Врожденный иммунитет – способность организма к защите от вирусов, бактерий, чужеродных тел, передаётся по наследству.

Приобретенный иммунитет - способность организма к защите от вирусов, бактерий, чужеродных тел, возникает после перенесенной инфекционной болезни или вакцинации.

Инфекционные болезни – заболевания, которые вызываются болезнетворными бактериями, вирусами или простейшими грибками.

Вакцинация - или приви́вка — мероприятие, направленное на выработку приобретенного иммунитета.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 128 – 137)

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

1. Ботулизм, сальмонеллез, дизентерия

А. Кишечные инфекции

2. Грипп, дифтерия, коклюш

Б. Инфекции дыхательных путей

3. Сыпной тиф, чума, клещевой энцефалит

В. Кровяные инфекции

4. Сибирская язва, трахома, ящур

Г. Инфекции наружных покровов

посадка в общественный транспорт начинать только после полной остановки транспортного средства;

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

    1. Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Иные варианты являются не верными

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

К инфекционным заболеваниям относятся:

8. Оспа натуральная

9. Острые респираторные заболевания

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Каждый из вас хоть когда-нибудь болел, и чаще всего это происходило из-за различного рода инфекций. Сегодня мы познакомимся с инфекционными болезнями и с методами борьбы с ними. Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями, такими как болезнетворные бактерии, вирусы или простейшие грибки.


Профилактика инфекционных болезней – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска.


Инфекционная болезнь возникает вследствие внедрения в организм человека одного из вышеупомянутых возбудителей и вступления их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Большинству болезней свойственна периодичность развития. Таким образом, различают следующие периоды болезни: инкубационный, то есть, скрытый, когда возбудители уже находятся в организме, но нет никаких внешних признаков их деятельности; начальный, то есть период проявления внешних признаков заболевания; период основных проявлений, то есть разгар болезни, наиболее тяжёлое состояние организма; и, наконец, угасание симптомов, то есть, выздоровление.

Периоды развития большинства инфекционных болезней


Существует классификация основных инфекционных болезней по преимущественно поражаемым возбудителем органам, путям поступления, передачи и способам его выделения во внешнюю среду.

Классификация инфекционных болезней


Различают кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции и инфекции наружных покровов. Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека, для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.


Существует два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый. Врождённый иммунитет передаётся по наследству вместе с другими генетическими признаками. Приобретённый иммунитет, по наследству не передаётся; он вырабатывается в результате перенесённой болезни или вакцинации (вакцинация – это, как раз и есть пример профилактического мероприятия). В свою очередь приобретённый иммунитет может быть активным или пассивным. Под активно приобретённым иммунитетом подразумевается перенесение определённой болезни или вакцинации. Пассивно приобретённый иммунитет может быт создан искусственным путём посредством введения в организм антител, полученных от переболевших той или иной болезнью или прошедших вакцинацию.


Однако такой иммунитет не сохраняется надолго: как правило, на три-четыре недели, в то время как активно приобретённый иммунитет может сохраниться на всю жизнь, например, к таким болезням как корь или ветрянка.

Чтобы следить за здоровьем, полезно иметь хотя бы общие понятия об иммунной системе. Иммунная система – это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма. Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом или вирусом. Попав в тело человека, микроб-возбудитель начинает размножаться и, вместе с тем, выделять токсины. В какой-то момент концентрация этих токсинов становится критичной, и проявляется реакция организма. Иммунная система мобилизует лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы, называемые антителами. Именно антитела нейтрализуют активность токсинов, вирусов и бактерий.


Сопровождается такая борьба с микробами, как правило, повышенной температурой и учащённым пульсом; именно поэтому мы чувствуем недомогание во время болезни.

Давайте подведём итоги нашего урока. Инфекционные болезни – это патологическое состояние человеческого организма, вызванное болезнетворными микробами. Иммунная система человека мобилизует организм на борьбу с микробами. Замечено, что люди, ведущие здоровый образ жизни менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.


ПРИРОДНАЯ СРЕДА – ИСТОЧНИК ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Скачать:

Вложение Размер
prirodnaya_sreda_-_istochnik_infektsionnyh_zabolevaniy.doc 708.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИРОДНАЯ СРЕДА – ИСТОЧНИК ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Цели и задачи: познакомить обучающихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, способами защиты от инфекционных заболеваний; совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания.

  1. Проверка домашнего задания.

Как к вам относятся окружающие?

Выберите ответ, и вы увидите, насколько высок ваш авторитет.

1. а – 0, б – 10, в – 5; 2. а – 0, б – 10, в – 0; 3. а – 10, б – 0. в – 0; 4. а – 10, б – 5, в – 0; 5. а – 0, б – 5, в – 10; 6. а – 0, б – 5, в – 10; 7. а – 0, б – 5, в – 10; 8. а – 10, б – 5, в – 0; 9. а – 10, б – 5, в – 0.

80-100. Это очень высокий результат. Если вы отвечали честно, то вы цените и уважаете людей, а они в свою очередь считают вас надёжным человеком. Вы не свернёте со своего пути ради похвалы и награды, но ваши поступки принесут вам первое и второе.

45-75. Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширяют сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира.

0-40. Люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто боятся быть на виду. Но как только они вылезают из своей скорлупы, то ещё больше привлекают к себе внимание окружающих.

Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Например, в почве обитают микроорганизмы, которые являются возбудителями ботулизма, столбняка, газовой гангрены, в воде, соответственно, - брюшного тифа, холеры, дизентерии и др.

Кроме микроорганизмов, переносчиками инфекционных заболеваний являются насекомые, птицы, дикие животные.

Итак, следует сказать, что кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других животных организмов, в том числе и в самом человеке.

Нужно отметить, что рост городов (посёлков городского типа), ухудшение их санитарного состояния, развитие промышленности по производству биопрепаратов, снижение культуры и жизненного уровня населения и другие факторы приводят к увеличению биологического загрязнения окружающей среды и, как следствие, росту инфекционных заболеваний. Кроме того, люди (домашние животные) могут заражаться природно-очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага.

В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний применяются карантин и обсервация .

  1. воздух

Ботулизм, столбняк, гангрена

Брюшной тиф, холера, дизентерия

Контроль за кожей и волосами, гигиена, карантин

Прививка от гриппа

Данные таблицы обучающиеся заполняют самостоятельно, дополняя каждый из видов носителя или заболевания новой информацией или своими примерами.

  1. Самостоятельная работа по учебнику.

Задание. Прочитайте текст в учебнике о том, как образуются эпидемии.

Первые заболевшие СПИДом были американские гомосексуалисты. В 1981 году в больницы США попали больные, не поддающиеся никаким способам лечения. У них были, вроде бы, обыкновенные болезни (воспаление лёгких, поносы, лихорадка, потеря веса и др.), но обычные лекарства им не помогали. Возникли сомнения по поводу источника заболевания. Исследования учёных привели к обнаружению ВИЧ – вируса иммунодефицита человека. Очагом заражения была выявлена территория Африки, где ею болели обезьяны. От них первыми были заражены местные и иностранные охотники, а далее болезнь распространялась через половые контакты. Этот мутант паразитирует в органах человека.

Вирус иммунодефицита проникает в лимфоциты, а эти клетки крови отвечают за иммунную защиту организма человека. Там вирус убивает лимфоциты, замещает их, и организм человека перестаёт защищаться от других вирусов и инфекций.

Передаётся ВИЧ тремя путями:

  1. Половым путём.
  2. Через кровь.
  3. От матери к новорождённому ребёнку.

Через бытовые вещи, предметы туалета, укусы насекомых примеров заражения ВИЧ-инфекцией пока не зафиксировано.

Наиболее часто заражаются СПИДом наркоманы и люди, ведущие беспорядочную половую жизнь.

Отсюда следует сделать вывод, что наилучшей профилактикой этого заболевания должна стать деятельность, исключающая заражения.

К сожалению, иногда происходит заражение по вине медицинских работников. Поэтому, посещая зубные, косметические и другие подобные кабинеты, не стесняйтесь проверить, обеззараживает ли врач инструменты.

ПИРОДНАЯ СРЕДА – ИСТОЧНИК ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Инфекции и их природные источники

Окружающая среда наполнена всевозможными микроорганизмами, многие из которых вызывают болезни человека. Возбудители инфекционных заболеваний распространены повсеместно. Ряд из них обитает в почве. Это возбудители ботулизма, газовой гангрены, столбняка, попадающие в организм человека через раневые повреждения поверхности кожи; возбудители глистных заболеваний, поступающие в наш организм с плохо вымытыми овощами, с грязных рук.

По оценкам ВОЗ, 80% всех болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством воды и нарушением санитарных норм пользования ею. К ним относятся болезни, вызываемые использованием заражённой воды для питья, мытья продуктов, умывания. Это брюшной тиф, холера, дизентерия, инфекционный гепатит, воспаление слизистых оболочек глаза.

Будьте осторожны с водой: не купайтесь в водоёмах в черте города, не прошедших санитарный контроль, не пейте воду из непроверенных источников, родников на территории города.

В пределах определённой территории существуют возбудители природно-очаговых инфекций, они могут паразитировать в птицах, грызунах, некоторых хищных животных. Передаются они через переносчиков или при укусе животного. Так, клещи являются переносчиками клещевого энцефалита, вши – сыпного тифа, блохи – чумы, малярийные комары – малярии. Заражение бешенством происходит при укусе животных, например, лис, собак, в которых живёт возбудитель этого заболевания.

Почему возникают эпидемии

Инфекционные болезни возникают при наличии трёх компонентов:

  • источника возбудителя инфекции (заражённый человек или животное);
  • факторов, обеспечивающих передачу возбудителей от больного человека к здоровому;
  • восприимчивых к инфекции людей.

Начиная с эпохи античных государств из-за роста скученности населения корь, сыпной тиф, оспа, грипп стали носить характер эпидемий, выступающих естественными регуляторами высокой численности и плотности человеческих популяций. В прежние времена эпидемии были причиной смерти огромного количества людей, так как не существовало медицинских препаратов для борьбы с ними.

Всего за последние 20 лет открыто 30 новых инфекционных заболеваний. Активизация такого множества новых возбудителей произошла из-за изменения природной среды под влиянием хозяйственной деятельности человека.

СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита

Болезнь впервые была зарегистрирована в 1981 г. в США после того, как врачи зафиксировали случаи не поддающегося лечению воспаления лёгких среди молодых мужчин-гомосексуалистов. С тех пор количество случаев заболевания настолько увеличилось, что болезнь приняла характер эпидемии.

Учёные установили, что в основе этого заболевания лежит поражение иммунной системы человека – приобретённый иммунодефицит, а в 1983 г. был выделен его возбудитель – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) (рис. 15). Предполагается, что ВИЧ возник у африканских обезьян. Первично ВИЧ заражались охотники, а его распространение было обусловлено половыми контактами между жителями разных стран.

Вирус иммунодефицита проникает внутрь лимфоцитов – клеток крови, обеспечивающих иммунную защиту организма человека, размножается в них и вызывает их гибель. Новые вирусы поражают новые клетки, но прежде чем количество лимфоцитов снизится до такой степени, что разовьётся иммунодефицит, могут пройти годы (чаще 4-6 лет), в течение которых вирусоноситель является источником инфекции для других людей. Отсутствие иммунной защиты у больного человека приводит к тому, что он становится восприимчивым к различным инфекциям.

Болезнь протекает с разнообразными симптомами, связанными со вторичными инфекциями бактериальной, грибковой, вирусной природы (наблюдается увеличение лимфатических желез, воспаление лёгких, длительные поносы, лихорадки, потеря веса), раковыми заболеваниями (саркома Капоши) и поражением центральной нервной системы (ослабление памяти, интеллекта, нарушение координации движений).

Вирус может передаваться тремя путями: половым путём, через кровь и препараты крови, от матери к новорождённому ребёнку.

Вирус не передаётся воздушно-капельным путём, через рукопожатие, при укусах кровососущих насекомых.

Основа профилактики СПИДа – исключающий заражение образ жизни.

Чаще других заражаются люди, которые вступают в беспорядочные половые связи, а также наркоманы, пользующиеся загрязнёнными шприцами при внутривенных инъекциях.

При посещении медицинских учреждений настаивайте на использовании одноразовых шприцев и игл.

Хотя случаев заражения посредством бритвы, помады, зубных щёток не зарегистрировано, необходимо пользоваться личными предметами гигиены. Придя в парикмахерскую, не стесняйтесь проверить, обеззараживает ли мастер инструменты для маникюра.

Избегайте лечения иглоукалыванием вне медицинских учреждений, татуировок и прокалывания мочек ушей нестерильными инструментами.

  1. В чём опасность заболевания СПИДом?
  2. Как передаётся вирус СПИДа?
  3. Каковы меры профилактики ВИЧ-инфекции?

Подготовьте сообщение о деятельности врачей и учёных в области поиска лекарства против ВИЧ-инфекции.

…в ближайшее время не будут найдены способы лечения ВИЧ-инфекции?

  • Каковы особенности разрушающих иммунную систему действий при СПИДе? (1. Попадает в организм человека и никогда уже его не покидает; 2. Долго о себе не даёт знать; 3. 100%-ная летальность.)
  • Каковы пути предостережения СПИДа?
  • Чем может быть спровоцировано заражение СПИДом?
  • Что вы можете сказать о своём отношении к проблемам урока? Насколько они актуальны и интересны для вас?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержит материал по профилактике инфекционных заболеваний. Расчитан на 2 урока. В материале информация для учителя, опорные конспекты и карты - задания для учащихся.

В презентации даны иллюстрации и классификация инфекционных заболеваний.

Вид занятия: урок Форма проведения занятия:урок усвоения новых знаний Продолжительность занятия:40 минут Место проведения занятия:учебный кабинет Цели занятия: Дидактическая: сформировать .

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил.

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования.

План- конспект по теме вопроса : Инфекционные заболевания.

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке.


Тема урока: Инфекционные заболевания

- объяснить условия распространения инфекционных заболеваний, понятие эпидемии и пандемии;

- назвать возбудителей инфекционных болезней;

- охарактеризовать механизм передачи инфекции, формы иммунитета.

Структура урока

I. Организационный этап …………………………………………. 2 мин.

II. Актуализация опорных знаний …………………………………3 мин.

III. Изучение нового материала ………………………………….20 мин.

IV. Закрепленние изученного материала………………………… 15 мин.

VI. Домашнее задание……………………………………………… 2 мин.

- сообщение темы и цели урока; - образования групп.

Тема урока: И нфекционные заболевания

- объяснить условия распространения инфекционных заболеваний, понятие эпидемии и пандемии;

- назвать возбудителей инфекционных болезней;

- охарактеризовать механизм передачи инфекции, формы иммунитета.

I. Организационный этап ………………………………………….. 2 мин.

II. Актуализация опорных знаний …………………………………3 мин.

III. Изучение нового материала …………………………………..20 мин.

IV. Закрепленние изученного материала………………………… 15 мин.

VI. Домашнее задание……………………………………………… 2 мин.

- сообщение темы и цели урока; - образования групп.

II. Актуализация опорных знаний.

Инфекционные болезни. Какие ассоциации вызывают у учеников это

III. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Инфекционные заболевания по распространенности во всем мире занимают третье место после болезней сердечно-сосудистой системы и опухолей. В разных странах распространены различные инфекции, и на заболеваемость ими большое влияние оказывают социальные условия жизни людей. Чем выше социальный и культурный уровень населения, организация профилактической и лечебной помощи, санитарной образованности, тем меньше распространенность инфекционных заболеваний и смертность от них.

Классификация инфекционных болезней

Острые и хронические инфекционные болезни

До настоящего времени многими зарубежными и на­шими авторами предложено немало класси­фикаций, в каждой из которых имеется тот или иной недостаток. Поэтому мы остановимся на той из них, ко­торая удовлетворяла как эпидемиологов, так и инфек­ционистов и вошла в авторитетные учебники инфекцион­ных болезней. Согласно этой классификации все инфек­ционные болезни лучше всего разделить на пять основ­ных групп по эпидемиологическому принципу, так как эпидемиология изучает условия, при наличии которых возможно существование инфекционных болезней, а и менно:

Пищевые (алиментарные) инфекции:

брюшной тиф, паратифы, дизентерия, амебиаз, хо­лера, пищевые токсикоинфекции, ботулизм, глистные заболевания.

капельные инфекции, общие для взрослых и детей: грипп, герпетическая лихорадка, инфекция дыхательных путей (пневмония), туберкулез, проказа, риносклерома;

(Капельные инфекции — инфекции центральной нервной системы: цереброспинальный менингит, ост­рый полиомиелит, эпидемический энцефалит А;

капельные инфекции — детские инфекционные бо­лезни: скарлатина, корь, дифтерия, коклюш, эпидемиче­ский паротит (свинка), коревая краснуха, скарлатинная краснуха, инфекционная эритема, шестая болезнь, ве­трянка, натуральная оспа.

Болезни, передающиеся укусами членистоногих:

болезни, передающиеся укусами .паразитов чело­века (вшами): сыпной тиф, возвратный тиф, волынская лихорадка;

болезни, передаваемые комарами, москитами, кле­щами и т. п.: малярия, лейшманиозы, лихорадка паппа- тачи, денге, желтая лихорадка, трипаносомные инфекции, сезонные энцефалиты (энцефалит В), клещевой возврат­ный тиф, риккетсиозы, двухволновый менинго-энцефалит.

раневые инфекции — столбняк, газовая гангрена,, рожа;

инфекции половой системы — сифилис, го'норрея., мягкий шан,кр;

инфекции слизистых глаз — трахома, эпидемиче­ский отечный конъюнктивит.

к ним относятся: сибирская язва, сап, бешенство, чума, туляремия, бруцеллез, ящур, содоку (болезнь укуса крыс), трихинеллез, пситтакоз, лептоодирозы, ли­стер ел лез, то каш л а з моз.

Некоторые из перечисленных выше инфекционных за­болеваний, как холера, чума, натуральная оспа, когда-то поражавшие огромное число людей, в наше время в совершенно изжиты.

Заболевания денге, трипа,носомные инфекции, желтая лихорадка не встречаются на территории нашей страны, пситтакоз — очень редко.

Сап, сибирская язва, бешенство, содоку, листереллез, ботулизм встречаются у нас в настоящее время редко, единичных случаях.

Такие заболевания, как сыпной тиф, сифилис, столб­няк, газовая гангрена, трахома, встречаются значительно реже по сравнению даже с тридцатыми годами текущего Столетия, а заболевания малярией доведены всего лишь до нескольких десятков случаев в год.

Резко снижена заболеваемость детскими инфекцион­ными болезнями.

Цикличность течения инфекционных болезней.

Выделяют три периода течения инфекционных болезней: 1) инкубационный, или латентный (скрытый), период, во время которого возбудитель попадает в организм, проходит в нем определенные циклы своего развития, размножается, в результате чего наступает сенсибилизация организма; 2) продромальный период, связанный с нарастающей аллергией и появлением общих реакций организма, которые проявляются в клинике в виде недомогания, слабости, головной боли, отсутствия аппетита, усталости после сна. В этот период определить конкретное заболевание еще нельзя; 3) период основных проявлений болезни, который состоит из трех фаз - нарастание симптомов болезни, разгара болезни и последствий заболевания.

Понятие об эпидемии и пандемии

Количественное и территориальное распространение инфекционного заболевания называется эпидемией.

Эпидемический процесс - место возникновения инфекционного заболевания.

Методы профилактики инфекционных заболеваний (коллективные, индивидуальные):

- карантин (полная изоляция)

- обсервация (уменьшение возможности контактов между людьми);

Эпидрежим включает: ограничение контактов, ограничения передвижений, массовую вакцинацию, дезинфекцию (уничтожение микроорганизмов), дезинсекцию (уничтожение грызунов).

Характерные особенности инфекционных заболеваний:

1. Возможность массового заражения.

2. Высокая токсичность.

3. Инфицирования при контактах.

4. Инкубационный (скрытый) период.

5. Возможность консервации возбудителя (могильники, животные- переносчики).

6. Большая территория распространения.

7. Затруднение обнаружения (несколько дней).

8. Сильное психологическое воздействие (страх заболеть).

9. Бациллоносительства - у зараженного человека нет признаков болезни.

Иммунитет и его формы Иммунитет - невосприимчивость или устойчивость организма к действию болезнетворных (патогенных) микроорганизмов и их ядовитых продуктов. Различают естественный и приобретенный иммунитет. Естественный, или (врожденный, иммунитет - видовый признак, передается по наследству (например, люди не заражаются чумой рогатого скота, крысы не чувствительны к дифтерии, куры и голуби - к Сибирской язвы, все животные - гонорее). Организм имеет естественные защитные приспособления в различных патогенных микробов. Так, неповрежденная кожа является надежным препятствием для проникновения в организм болезнетворных микроорганизмов. Кроме того, слизистых оболочках и коже присуща бактерицидное (что убивает бактерии) действие в отношении некоторых болезнетворных (патогенных) микробов.

Уничтожение микробов или задержка развития возбудителей, которые уже проникли в ткани и жидкости организма, осуществляются путем захвата их лейкоцитами (так называемый фагоцитоз), а также благодаря действию уничтожающих бактерий веществ сыворотки крови. В некоторых случаях существенную роль играет нечувствительность (реактивность) тканей организма к бактериальным токсинам.

Приобретенный иммунитет наступает после переноса инфекционной болезни или после прививки - вакцинации. Он специфичен, то есть развивается только в отношении того патогенного микроорганизма, который является причиной данного заболевания. Приобретенный иммунитет может быть активным, если он возник непосредственно перед заболеванием.

IV. Закрепление изученного материала.

(Работа с таблицей с помощью учебника или объяснений учителя.)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции