Истории рассказы села волчанка доволенского района

По Милости Божией мы стали свидетелями возрождения церковной жизни в нашей стране. Открываются приходы, формируются общины, возводятся новые храмы. В нашу жизнь возвращается некогда утраченное сокровище – Вера Православная. Но вместе с тем открываются трагические страницы истории духовного помрачения и богоотступничества.

По моей просьбе Малахов Василий Филлипович опрашивал старожилов с. Ильинка, которое расположено недалеко от Волчанки, и узнал от Ульяны Костенко, которой в 2007 г. исполнилось 86 лет, что руководил волчанскими казнями в 30-е годы Леонов Степан.

По воспоминаниям местных жителей, сразу после казни священников в селе началась засуха. Люди восприняли это как гнев Божий и, несмотря на власти, с иконами пошли на место казни. Сразу, после горячей молитвы, совершенной на месте захоронения, хлынул дождь. Эти молебны на месте убиения совершались ежегодно, чаще на Ильин день.

Долженко Иван Григорьевич 1937 года рождения, ныне проживающий в Волчанке, рассказывал нам, что бабушка водила его, когда он был маленьким ребенком, молиться на могилу замученных священнослужителей. Как свидетельствует Иван Григорьевич, всякий раз молитва была услышана Богом, и шел дождь.

Для того, чтобы убедиться, что нам указали верно место, мы попробовали копать, и на глубине двадцати пяти сантиметров от поверхности земли мы обнаружили останки трех человек. Погребенные люди находились в самых неестественных позах, конечности и ребра сломаны, как бы перерублены, череп одного рассечен, на черепе другого на лбу оказался плотно закрепленный нательный медный крест. Это заставляет думать о том, что этот крест раскалили, и таким образом был запечатлен мученик за Христа. После того, как мы убедились в том, что слова и воспоминания людей подтверждены, мы обратились с просьбой к Владыке Тихону рассмотреть вопрос о перезахоронении.

Благодаря вмешательству Владыки это стало возможным и 16 сентября 2007 года в центральном парке райцентра Довольное состоялось торжественное перезахоронение невинно убиенных.

Перезахоронение возглавил благочинный Центрального областного благочиния протоиерей Василий Бирюков.

Люди узнали то, что, казалось, было скрыто временем навсегда.
В Парке с. Довольное к могиле священников и поклонному кресту появилась тропинка, а в с. Волчанка в этот год открылся приход в честь Казанской иконы Божией Матери.

Таким трагическим и сложным путем пришлось пройти, чтобы на месте разрушенной в душах людей православной веры, на месте разрушенных святынь и совершеных убийств, появились новые ростки православной веры. Волчанцы, после многих лет, прожитых в тяжких условиях безбожия, начинают восстанавливать историю своего родного села, своей церкви.

А на место захоронения убиенных священнослужителей в с. Довольное стали приезжать паломники.

Через советски настроенных людей волчанцы держали связь с Баклушами, Баклуши с Карасуком, а Карасук держал напрямую связь с Омском. . С восстанием в Волчанке кончилось сравнительное затишье в Барабе. … Основное ядро Волчанского районного штаба составлял отряд Королева, в котором насчитывалось около полутора тысяч человек. В него входили близлежащие села: Баклуши, Ильинка, Плеханова, Довольное, Суздалка, Комендантка, Шагалка, Утянка, Ярки, Травное.

В этой документальной повести указано и то, как была организована работа по ликвидации священнослужителей и жителей района неугодных новой власти.

Повесть–хроника В. И. Дергая осталась неопубликованной и, видимо, поэтому не успела подвергнуться серьезной чистке.

До этого нам неизвестно было, когда произошло убийство священнослужителей. Здесь ответ дан: в 1919 г. Кто совершил и руководил этим? Здесь указаны фамилии этих людей. Есть и точное число убитых – сначала 9 священников, потом еще 9. Арестовали больше, но некоторых – отпустили, и причина описана.

Но страницы истории церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая в с. Баклуши тоже не потерялись, и в 2008 г здесь был открыт приход.

Восстановлены страницы истории церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (с. Комарье) 1906-1932гг.

Архив Доволенского района располагает документами, которые содержат подробные списки крестьян, раскулаченных и высланных из района. Имеется учет задержанных (Доволенским РУМ) в 1932-1933г., сбежавших с постоянного места расселения высланных крестьян–кулаков 2 категории.

Среди них – священник с. Комарьинского Иван Хажий. К его личным документам приложены 2 удостоверения, выданные Архиепископом Новосибирским Никифором в декабре 1929 г. В одном из них благословение Архиепископа.

14 мая 2010 г. состоялась встреча, уже с участием Благочинного - протоиерея Василия Бирюкова. Получено благословение на строительство церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Комарье, а началом послужит открытие прихода, оборудование помещения, которое уже ведется. Такое решение было принято всеми участниками этой встречи.

В Доволенском районе было 11 церквей. Они были все разрушены в 20 веке. Сегодня их история восстанавливается, а вместе с этим открываются новые приходы. У каждого события свое время и свой урок. Если забудем и не будем каяться - все может повториться.

Вопросов остается много, но исследовательская работа в этом направлении, совместно с Доволенским историко-краеведческим музеем, будет продолжена.







Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Иерей Андрей Гусев, настоятель храма во имя Преподобного Сергия Радонежского с. Довольное



С этих волнующих сердце строк Н. Дмитриева я начинаю рассказ о судьбе маленькой глухой деревеньки с пугающим названием Волчанка, затерявшейся среди бескрайних сибирских просторов.

Сегодня, как и многие другие маленькие села России, Волчанка переживает не самые лучшие времена.

Что- то непонятное и губительное происходит с нашими селами. Душа впадает в отчаяние. Может быть, это внутреннее чутье и подстегивает людей не ради корысти, а по совести, удержать развал, сохранить в селе хотя бы остатки того добра, что создавали прадеды и деды, пришедшие в этот край кто откуда. Не думали они о бизнесе. Скорее, думали о нас. И просто хотели жить.

Массовое заселение данной территории происходило в 1870-х и в начале 1880 годов, после чего село получило название Волчанка. Эта территория была наиболее благоприятным местом для первых переселенцев. Здесь протекала река, в бесконечных лесах водилось много дичи, хватало земли и для пашни. Река Баган была в то время довольно крупной и считалась единственным путем сообщения с другими селами.

Первыми переселенцами были Гурьевы, Важенины, Субботины, Чебаковы, Нефедьевы, которые селились преимущественно на берегу реки.

Первые жители завозили скот и разводили его в большом количестве. Скот держали по 25-30 голов, у некоторых было по 12-13 коров, благо пастбищ хватало на всех! В то время на деньги, собранные с населения с. Волчанки и окружающих сел, здесь была построена приходская церковь. Население в основном было неграмотное, только несколько человек (церковнослужители, купцы, кулаки) имели небольшое образование (1-2 класса). Первая школа была открыта в 1911 году. Это была церковно – приходская 3-х классная начальная школа, учителя которой строго обходились с учениками и больше всего заботились о том, чтобы те хорошо знали молитвы и не пропускали церковных служб. Однако среди них был учитель Статейкин Александр Петрович, который знакомил ребятишек с географической картой, глобусом, старался дать им новые настоящие знания.

Часто в Волчанку приезжал брат сельского священника Павла Харизаменова, который тайно вел среди жителей беседы на антирелигиозные тайны.

ПЕРЕМЕНЫ В СИБИРИ

Революционные взгляды у отдельных волчанцев рождались под влиянием тех, кто служил в армии. Вернувшиеся солдаты разъясняли жителям программу РСДРП. Народ постепенно стал становиться на их сторону. Они объединились в группу большевиков, насчитывающую 32 человека. Среди них Токарев Е.И., Королев П.И., Учайкин Е.Д., Королев Н.И., Кобелев И.С., Чебакова С.Ф. и многие другие. После революции ими был поставлен вопрос о выборах Совета депутатов трудящихся (Совдепа). Его председателем был избран большевик Астапов Тихон Кириллович. Но просуществовал Совдеп недолго. Сибирь была захвачена Колчаком, и он был разогнан. Несмотря на это, большевики не прекращали работу среди населения. Летом 1918 в селе Черный Дол состоялось совещание большевиков, на котором принято решение готовить восстание.

В июле 1919 г. из с. Шагалки и с. Плеханово прибыл отряд партизан под руководством Игнатцова Я. и Кудрявцева П.И.. Был создан военно-революционный партизанский штаб, комиссаром которого назначен Токарев Е.И., начальником штаба – Королев П.И.. Затем в Волчанке был созван съезд всех командиров и комиссаров партизанских отрядов, для объединения партизанских сил. На нем было принято решение о создании военно-революционного девятого Каргатского партизанского полка со штабом в селе Волчанка. После этого штаб установил связь с подпольщиками города Новониколаевска. В ноябре колчаковцы были разбиты под Омском. При переезде по мосту через реку Баган в селе установлен памятник партизанам, погибшим в боях за восстановление Советской власти в с. Волчанке и других окружающих сел. В могиле похоронены: Учайкин Кузьма Дмитриевич (год рождения- 1891, командир партизанского отряда. Убит в бою под Кукуем 16.10.1919 года.); Данилин Тимофей Никитич (год рождения- 1879, начальник оперативного отряда военно-революционного штаба.); Леонов Максим Григорьевич (год рождения- 1898, заместитель начальника оперативного отряда. Данилин Т.Н. и Леонов М.Г. были убиты, 23.10.1919 года в штабе выстрелом из винтовки.); Сазонов Митрофан Никитич (партизан. Был расстрелян колчаковцами 26.10.1919 году.); Фамилию 5-го партизана, похороненного в братской могиле, не установили, (предполагают, что это житель с. Мохнатый Лог.) А после разгрома колчаковцев в Волчанке был избран волревком и комитет бедноты, председателем которых были выбраны Чебунин И.Н. и Ананьев Ф.В.. В январе 1921 года на собрании большевиков была создана партийная ячейка, в марте – комсомольская, состоящая из 8 комсомольцев.

ТОЗы, КОЛХОЗЫ, СОВХОЗЫ…

С 1936 года в с. Волчанка работала МТС (Машинно-Тракторная Станция). Первым её директором был Шишкин Е.И..

В зону действия этой МТС входили колхозы, расположенные на территории сел Волчанки, Плеханово, Шагалки, Баклушей, Ильинки, Суздалки.

Волчанцы с оптимизмом смотрели в будущее. Но вероломное нападение фашисткой Германии на нашу страну круто изменило жизнь в селе.

На зеленой лужайке, против конторы, народу собралось мало. Посередине стоял стол, покрытый красным полотном, с одной стороны его стояли несколько мужиков, совсем мало женщин да ребятишки.

К столу подошел председатель колхоза Сергей Крикунов, с ним незнакомый человек в зеленой гимнастерке под ремень из райцентра. Председатель открыл собрание, но назвал его не собранием, а митингом, и предоставил слово незнакомцу в зеленой гимнастерке.

- Товарищи! Сегодня ночью без объявления войны на Советский Союз напала фашистская Германия, но наша героическая Красная Армия даст решительный отпор агрессорам…

Началась мобилизация в армию, призвали всех молодых и здоровых мужиков, в деревне остались только мужики- инвалиды, старики, женщины и дети. Из колхоза по приказу из военкомата забрали лучших фондовых лошадей, брички, ходки, сбрую. Вскоре пошли похоронки.

Всего в годы Великой Отечественной войны погибло 309 жителей.

Пропало без вести – 166 человек.

В 1958 МТС была реорганизована в РТС, а в апреле 1959 года она была переведена из Волчанки в Довольное. Эта реорганизация и перевод отрицательно отразились на деревне, потому что повлекли за собой массовый отъезд из села специалистов ИТР, квалифицированных рабочих и их семей.

Но и на этом преобразования не закончились: в следующем 1960 году колхоз становится совхозом. В то время на территории с. Волчанки было создано 5-ое отделение Баклушевского совхоза, потому что в связи с укрупнением, это село стало относиться к Баклушевскому сельскому Совету. Управляющим был Данилов Н.Т.. Отделение имело хорошо развитый автомобильный и тракторный парк: 14 гусеничных, 13 колесных тракторов, 10 грузовых автомобилей, 5 бензовозов, 6 силосоуборочных машин, 10 хлебоуборочных комбайнов.

В эти годы активно развивалось производство сельскохозяйственных, строительных материалов (работал Кирпичный завод), строились новые дома, построены новая школа, Дом культуры, детский сад, животноводческие комплексы. Росла техническая оснащенность хозяйства тракторами, комбайнами, грузовыми автомобилями.

В период реформ (80-90-е годы) жизнь людей нашего села ухудшилась. Мы не были готовы к рыночным отношениям.

ЛЮДИ НАШЕГО СЕЛА

Во все времена славилось наше село тружениками, умельцами.

Районная газета писала о героическом труде животноводов, механизаторов:

  • Хороших результатов добивались наши хлеборобы и комбайнеры:

Лукинов А.С.; Долженко И.Г.; Крикуненко А.С.; Малахов И.В..

  • Лучшими доярками в нашем хозяйстве являлись:

Герт М.Н.; Арсенова Е.М.; Шустова Н.Ф.; Чебакова М.В.; Яшуткина Л.

  • В сфере скотоводства лидировали:

Ермаков И.В.; Яшуткин П.Я.; Чмутов П.К..

Шокорев В.Е.; Ирыскин Н.С.

  • Уважаемые учителя нашего села :

Губин П.А.; Губина Д.И.; Черныш Ф.Н.; Крикунова Т.Г.; Малахова А.Е.; Ермишкин В.М.

Гордимся мы нашим местным поэтом Якушенко А.С., который воссоздает историю родного края в своем литературном творчестве.

Конечно, сегодня тяжело моей Волчанке, но я уверена, пока живут в селе такие люди, не исчезнет моя малая Родина. И может быть, мы все вместе сумеем дописать её историю, сумеем уберечь и благоразумно распорядиться возделанной непосильным трудом землей, доставшейся нам в наследство.

И как молитву, я повторяю строки Н. Дмитриева:

Не исчезай, мое село, -

Прижмись стогами на лугу

и не забудь в осенней хмари:

В одном бесценном экземпляре.

Руководитель: Крикуненко Нина Николаевна, преподаватель


Сложными путями приходится пройти, чтобы люди узнали то, что, казалось, было скрыто временем навсегда. Как удалось найти и достойно почтить место массовой казни священников, рассказывает клирик Карасукской епархии иерей Андрей Гусев.

По Милости Божией мы стали свидетелями возрождения церковной жизни в нашей стране. Открываются приходы, формируются общины, возводятся новые храмы. В нашу жизнь возвращается некогда утраченное сокровище – Вера Православная. Но вместе с тем открываются трагические страницы истории духовного помрачения и богоотступничества.

Особое место занимают расправы над священниками, которые совершались с особой жестокостью. Мы опирались на сохранившиеся документы, рукописи, дошедшие до нас воспоминания людей, которые не были участниками, но непосредственно общались с очевидцами тех событий. Убийства священников совершались неоднократно в 1919 – 1932 годах.

Многое нам рассказал старожил села Волчанка Василий Александрович Бовкун 1929 года рождения. Вот его рассказ:

Мы продолжали опрашивать местных жителей об обстоятельствах трагедии. Житель Волчанки Кобзев передал нам рассказ своей матери, ныне покойной; по ее словам, свозили священников из близлежащих районов по 2−3 человека. Ей запомнилось, что среди казненных был батюшка из Карасука. Священников содержали под стражей не более 2−3 дней, после чего выводили за деревню и убивали лопатами или колотушками в осиновых околках вдоль старой Ильинской дороги.

Ныне живущий в Волчанке Николай Назарович Капнинов сообщил нам, что его отец в те страшные годы был сельским пастухом и неоднократно рассказывал о том, что казнили священников; он показывал своему сыну место казни и запрещал тому на этом месте пасти скот. Николай Назарович хорошо знал эти пять углублений в земле, и именно он безошибочно указал нам, где покоятся убиенные священники.

По моей просьбе Василий Филлипович Малахов опрашивал старожилов с. Ильинка, которое расположено недалеко от Волчанки, и узнал от Ульяны Костенко, которой в 2007 году исполнилось 86 лет, что руководил волчанскими казнями в 30-е годы Степан Леонов.


Молитва у могил

По воспоминаниям местных жителей, сразу после казни священников в селе началась засуха. Люди восприняли это как гнев Божий и, несмотря на власти, с иконами пошли на место казни. Сразу, после горячей молитвы, совершенной на месте захоронения, хлынул дождь. Эти молебны на месте убиения совершались ежегодно, чаще всего на Ильин день.

Иван Григорьевич Долженко 1937 года рождения, ныне проживающий в Волчанке, рассказывал нам, что бабушка водила его, когда он был маленьким ребенком, молиться на могилу замученных священнослужителей. Как свидетельствует Иван Григорьевич, всякий раз молитва бывала услышана Богом, и шел дождь.

Для того, чтобы убедиться, что место нам указали верно, мы попробовали копать, и на глубине двадцати пяти сантиметров от поверхности земли обнаружили останки трех человек. Погребенные люди находились в самых неестественных позах, конечности и ребра сломаны, как бы перерублены, череп одного рассечен, на черепе другого на лбу оказался плотно закрепленный нательный медный крест. Это заставляет думать о том, что этот крест раскалили, и таким образом был запечатлен мученик за Христа. После того, как мы убедились в том, что слова и воспоминания людей подтверждены, мы обратились к владыке Тихону (митрополиту Новосибирскому и Бердскому – прим.) с просьбой рассмотреть вопрос о перезахоронении.

Благодаря вмешательству владыки это стало возможным и 16 сентября 2007 года в центральном парке райцентра Довольное состоялось торжественное перезахоронение невинно убиенных.

Перезахоронение возглавил благочинный Центрального областного благочиния протоиерей Василий Бирюков.

Люди узнали то, что, казалось, было скрыто временем навсегда. В парке села Довольное к могиле священников и поклонному кресту появилась тропинка, а в Волчанке в тот год открылся приход в честь Казанской иконы Божией Матери.

Таким трагическим и сложным путем пришлось пройти, чтобы на месте разрушенной в душах людей православной веры, на месте разрушенных святынь и совершенных убийств появились новые ростки православной веры. Волчанцы, после многих лет, прожитых в тяжких условиях безбожия, начинают восстанавливать историю своего родного села, своей церкви.

А на место захоронения убиенных священнослужителей в Довольное стали приезжать паломники.


Через советски настроенных людей волчанцы держали связь с Баклушами, Баклуши − с Карасуком, а Карасук держал напрямую связь с Омском. . С восстанием в Волчанке кончилось сравнительное затишье в Барабе. …Основное ядро Волчанского районного штаба составлял отряд Королева, в котором насчитывалось около полутора тысяч человек. В него входили близлежащие села: Баклуши, Ильинка, Плеханова, Довольное, Суздалка, Комендантка, Шагалка, Утянка, Ярки, Травное.

В этой документальной повести указано и то, как была организована работа по ликвидации священнослужителей и жителей района неугодных новой власти.

Повесть-хроника В. И. Дергая осталась неопубликованной и, видимо, поэтому не успела подвергнуться серьезной чистке.

До этого нам неизвестно было, когда произошло убийство священнослужителей. Здесь ответ дан: в 1919 году. Кто совершил и руководил этим? Здесь указаны фамилии этих людей. Есть и точное число убитых – сначала девять священников, потом еще девять. Арестовали больше, но некоторых отпустили, и причина описана.

Обнаруживаются все новые и новые факты и документы, отражающие трагические годы.

Следует отметить, что жительница села Баклуши Анна Михайловна Шевченко рассказывала, что она дочь убитого священника. Анна Михайловна умерла в 2011 году, в этом же году был найден документ, о котором идет речь. По ее воспоминаниям, когда приехали забирать отца на конной подводе, батюшки не было дома − он незадолго до этого ушел в соседнюю деревню. Когда вернулся домой и узнал, что за ним приезжали, то пошел пешком в Довольное, которое находилось в 45 км от села Баклуши, а оттуда уже не вернулся. Позже родственникам стало известно, что батюшку Михаила расстреляли. Подтверждающий документ был обнаружен за неделю до того, как со времени убийства исполнялось 79 лет.

Страницы истории церкви во имя святителя и чудотворца Николая в Баклушах тоже не потерялись, и в 2008 году здесь был открыт приход.

Восстановлены страницы истории церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Комарье за 1906− 1932годы.

В Доволенском районе было одиннадцать церквей. Они были все разрушены в XX веке. Сегодня их история восстанавливается, а вместе с этим открываются новые приходы. У каждого события − свое время и свой урок. Если забудем и не будем каяться, все может повториться.

Иерей Андрей ГУСЕВ,
настоятель Сергиевского храма с. Довольное


16 сентября 2007 года в парке Победы села Довольное, на месте будущего храма, было совершено перезахоронение останков 18 человек, предположительно священнослужителей, зверски казненных в нескольких километрах от села Волчанка Доволенского района. Панихиду совершили благочинный Центрального епархиального округа, настоятель Бердского кафедрального собора в честь Преображения Господня протоиерей Василий Бирюков, настоятель прихода во имя преподобного Сергия Радонежского села Довольное священник Андрей Гусев, заштатный клирик Вознесенского кафедрального собора Новосибирска диакон Николай Тетюцкий. На церемонии захоронения присутствовали глава администрации Доволенского района В.Л. Угненко, его заместитель С.А. Кайгородцев, прихожане церкви Сергия Радонежского, местные жители, журналисты.

Это не было помпезное многолюдное мероприятие, не звучали надрывно трубы духового оркестра, не раздавались, усиленные микрофонами, торжественно-траурные речи официальных лиц. Все было скромно, просто и светло. Не от солнца даже, припекавшего совсем не по-осеннему: ясный, тихий свет, казалось, разливался окрест от белого облачения батюшек, совершавших панихиду, от легкого струящегося дыма кадила, от белой ткани погребальных полотен. И на душе была тихая, светлая грусть. И радость оттого, что мы сподобились стать свидетелями величия Божьего Промысла.

Заговор молчания

Пуль изверги предпочитали не тратить. Из восемнадцати погибших, останки которых в сентябре этого года извлекли из пяти ям, только у одного обнаружено пулевое ранение: ему выстрелили в затылок и пуля, пробив мозг, вышла из правого глаза. Остальных убивали лопатами и березовыми колотушками – доморощенным подобием палицы.

— Палачи, они такие, они не раскаиваются. Я знаю, сам, что называется, хлебнул горького до слез, — вздыхая, говорит сегодня Василий Александрович.

Долгие десятилетия люди хранили память о трагедии. Прошли времена хрущевских гонений на Церковь, когда вновь взрывались храмы и священники оказывались в тюрьмах за исповедание своей веры; миновал восьмидесятый – якобы последний год существования на русской земле Православия, отошла в прошлое сама советская власть – а жители Волчанки все молчали. Уже десять лет служит в селе Довольное – районном центре, до которого по сибирским меркам рукой подать – всего-то 18 километров, — священник Андрей Гусев, бережно хранящий изрубленный топором запрестольный крест из старого, уничтоженного доволенского храма – но никто из малочисленных волчанских прихожан ни разу не сказал ему о бывших некогда зверствах ни слова. И так бы до сей поры продолжался этот странный заговор молчания, если бы не случай. Хотя… Разве может быть в таком деле случай? Сроки определяет Господь и Он Сам решает, когда открыть тайное.

В начале июля к Ларисе Владимировне Шифелбен, жительнице Волчанки и прихожанке доволенского храма во имя преподобного Сергия Радонежского, после службы подошла незнакомая женщина и поинтересовалась, правда ли, что в 30-х годах возле их села убивали священников. Лариса Владимировна пообещала узнать, даже не подозревая, чем обернется ее согласие. Дальше события развивались столь стремительно, что и сами участники их, по всей видимости, не успевали оценить всю значимость происходящего.

Волчанцы заговорили. Каждый старался вспомнить подробности, некогда слышанные ими от своих родных, живших в те суровые годы в селе. Рассказы сельчан повторялись, дополнялись, уточнялись, и в целом сложилась следующая картина, как и все устные предания, имеющая некоторые пробелы и, возможно, неточности.

Время террора

«государственные органы новой власти активно освобождались от всех тех, кто, по их мнению, мешал продвижению к коммунистическому обществу…

По практически единодушному мнению жителей Волчанки, в их селе был организован некий штаб – возможно, Совета воинствующих безбожников (СВБ), ячейки которого имелись почти во всех деревнях Новосибирской области.

Отец Андрей записал рассказ Ивана Кузьмича Кобзева, местного жителя, который, в свою очередь, ссылался на слова своей ныне покойной матери. Она поведала сыну, что привозили батюшек по два-три человека, пару дней держали в заключении, а потом выводили за поскотину и убивали в колках у старой Ильинской дороги. Волчанцы, со слов своих родных – очевидцев тех времен, говорят, что тюрьмы здесь отродясь не было, но в бывшем купеческом доме был крепкий подвал, возможно, в нем и держали свозимых со всей округи священников.

Здесь, думается, следует сделать оговорку. Доказать, что все восемнадцать человек, казненные в лесу под Волчанкой, были местным духовенством, сегодня мы не можем. Для этого необходимо кропотливое изучение архивов, сбор сведений обо всех священниках, служивших в то время в районах Новосибирской епархии, словом, нужны годы и годы исследовательского труда. Опираться в таком случае только лишь на устные предания нельзя. Но то, что найденные останки принадлежат людям, пострадавшим за православную веру, несомненно.

На том месте, где некогда шумел осиновый лес, теперь чистое поле. Лишь кое-где виднеются невысокие кусты. Говорят, всему виной грунтовые воды: поднялись высоко, заболотили землю, а осина, как известно, подвержена гниению, вот и исчез колок. Вполне возможно, что так оно и было. Только странно: именно там, где находились неприметные пять углублений, земля осталась сухой, не заболоченной.

Когда отцу Андрею сообщили о волчанском захоронении, называли несколько мест, где оно могло находиться. Три дня он искал – и в лесу, и в поле, умом понимая, что найти то, что было укрыто более семидесяти лет назад, малореально. Оставалось только уповать на Господа, что не оставит, поможет обрести могилки мучеников. Не оставил. На третий день, волею случая, а, вернее, Промысла Божиего, они были найдены. Помог опять же местный житель, Иван Григорьевич Долженко. В годы войны он, видимо, был шустрым мальцом, и бабушка опасалась оставлять его одного. Вот и брала с собой, когда в засуху женщины крестным ходом шли сюда вымаливать у Бога прощения за грех совершенного убийства и просить дождя. И, что интересно, после этого всегда шел дождь, засуха прекращалась.

Иван Григорьевич и показал то поле, куда водила его бабушка более шести десятков лет тому назад. Бескрайнее, поросшее высокой травой, оно, казалось, надежно хранило доверенные земле тайны. Но все становится явным в свой срок.

Когда было получено разрешение начать раскопки, отец Андрей с помощниками приступили к делу. Сомневались, конечно: там ли опять ищем? Но, только успели выбрать одну из ямок и вонзить лопату, тут же наткнулись на что-то твердое. На глубине около 25 см – длина штыка лопаты – был обнаружен череп с прикипевшим ко лбу нательным крестиком… Как пояснил потом послушник храма во имя преподобного Сергия Радонежского, ветеран Великой Отечественной войны, крест предварительно раскалили и затем прижгли ко лбу мученика, по некоторым признакам, еще не старого человека. След ожога на черепной кости виден до сих пор. Так в первые же минуты поиска Господь явил знамение: здесь покоятся православные мученики.

Характерно, что районные власти проявили очень умеренный интерес к обнаруженному захоронению. Хотя, по существующим правилам, именно доволенская прокуратура должна была завести уголовное дело по этому факту и привлечь необходимых специалистов. Но все ограничилось созданием специальной комиссии, которая и возложила на священника Андрея Гусева обязанности произвести вскрытие могил. К вопросу о причинах такой сдержанности мы еще вернемся.

Отец Андрей сам, своими руками вынимал из земли останки мучеников. Каждый шаг, каждое его действие засняты на видеокамеру и фотоаппарат. Смотреть на эти кадры без содрогания невозможно.

В лесу под Волчанкой были совершены, можно сказать, ритуальные убийства: дух безбожия, дух злобы торжествовал свою временную победу. Но где они теперь – эти палачи, чем закончилась их бесславная жизнь на земле? Каково живется теперь их потомкам, на которых пал этот страшный грех?

В своей проповеди на панихиде 16 сентября благочинный Центрального епархиального округа протоиерей Василий Бирюков сказал, что тогда были убиты люди, которые служили Богу, служили Любви.

Сегодня, во время, когда нам всем нужен пример веры, пример любви — любви беззаветной, Господь явил нам мучеников, которые предпочли лучше умереть со Христом, чем жить без Христа. Он явил нам свидетелей любви к Богу, любви к ближним, свидетелей служения своего, жертвенного служения.

Не секрет, что в наше время иссякает, куда-то исчезает уважение к старшим, почтение, любовь. Не такие, как прежде, становятся отношения в семьях. Сердце наше охладевает. Не случайно сказано в Священном Писании, что в конце времен, по причине умножения беззакония, иссякнет любовь в людях. И вот, как предупреждение, чтобы не иссякла любовь, Господь и приводит нам свидетелей жертвенной любви.

Мы совершаем обряд погребения останков невинно умученных и убиенных в воскресный день не случайно. Это свидетельствует о том, что Господь все может воскресить: и чувства наши, и может помочь растаять нашим охладевшим, остывшим сердцам, чтобы в детях наших было больше любви, больше милосердия.

Так сказал Господь иерусалимским женщинам, оплакивавшим Его, когда Он шел Своим

Крестным путем на Голгофу. Наверное, так могли бы сказать и те, кого оплакивали волчанские старушки: «Не жалейте о нас, принесших себя в жертву за Христа.

Спору нет, конец шестидесятых — начало семидесятых были самые благополучные годы в социальном плане за весь период существования советской власти. Наверное, каждый из местных жителей страстно желал бы навсегда остаться в той, минувшей эпохе. Всем сердцем, всей душой. И многие – остались… По словам приезжих, Доволенский район отличается от соседних большей приверженностью прежнему образу жизни, но не традиционно-патриархальному, а именно советскому, со всеми его плюсами и минусами. Одним из плюсов является малый, по сравнению с другими районами, уровень преступности. А одним из минусов — почти полное отсутствие духовной жизни.

Далее в приложении к девятой главе мы видим годы закрытия церквей и скупые сведения о их дальнейшей судьбе:

(После войны старую школу, построенную на церковном фундаменте, снесли, ненужную мебель отдали на склад в Довольное. Старожилы уверены, что тот стол не пропал, потому что сработан был на редкость основательно, а у сельских жителей не принято выкидывать вещи так, за здорово живешь. Где-то он стоит до сих пор, или на каком складе, либо у кого-то дома).

Мучениками могут быть не только люди. И храмы – Дома Божии – были осквернены, изуродованы, и образы святых подверглись глумлению. Но Бог, как известно, поругаем не бывает. А вот люди, допустившие это зло, отошедшие от Него, закрывшие свое сердце для Любви, сами осквернили себя как Божие творение.

Но, как сказал протоиерей Василий Бирюков, велика милость Спасителя, и по Божиему Промыслу именно здесь, в Довольном, навечно упокоились останки новомучеников и священномучеников – свидетелей жизни вечной.

— Они, отданные на заклание, принесли свою жизнь в жертву, и жертву не напрасную. Жертва эта для нас, живущих сейчас, является символом победы над смертью, победы Любви над злом. Их молитвами мы будем еще много совершать добрых дел, и дай Бог, чтобы здесь живущие приходили к новомученикам, молились им и просили помощи Божией. Имена их Господь Сам знает, и для нас они не важны. Главное, мы знаем, что это люди, пострадавшие за Христа в годину лютых гонений, чтобы нам сегодня иметь больше любви. И стремиться не к материальному, а к духовному богатству. Они молятся сегодня о нас, чтобы возродилось наше Отечество, укрепилось духовно, в готовности друг другу служить, чтобы в семьях был мир и уважение друг к другу. Господь зажег для нас души этих новомучеников, как мы возжигаем свечи в храме, чтобы вознести Ему молитву, и пусть они помогут нам очиститься, вечно сияя для нас примером жертвенной любви к Богу, любви к своим ближним.

Галина ПЫРХ

Фото автора

P.S . Жители села Волчанка просили передать Владыке Тихону просьбу поставить на месте разрушенного храма в честь Казанской иконы Божией Матери Поклонный крест, чтобы их потомки помнили об этом святом месте и берегли его.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции