Инфекционный процесс это один правильный ответ

Естествознание, 11 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

- В чем особенность микроорганизмов как источника и причины инфекционных заболеваний?

- Каковы этапы протекания инфекционного заболевания?

- Каковы способы передачи инфекционных заболеваний и приемы их профилактики?

- Каковы механизмы рационального лечения инфекционных болезней?

Глоссарий по теме:

Микроорганизмы – не таксономическая группа с точки зрения систематики, а собирательное название большой и разнородной группы организмов, которых нельзя увидеть невооруженным глазом.

Патогенность – это свойство микроорганизмов видовой генетически обусловленный признак, потенциальная возможность вызывать при определенных условиях специфический инфекционный процесс.

Дезинфекция – это процесс обеззараживания территории (например, помещений, где находятся больные), процесс уничтожения болезнетворных микроорганизмов при помощи специальных средств.

Вакцинация (прививка) — это введение в организм антигенного материала для формирования иммунитета к болезни или антител к указанному возбудителю, который либо предотвратит процесс заражения или ослабит его последствия – например, вызовет протекание болезни в более легкой форме.

Носительство возбудителей инфекции – это форма инфекционного процесса, которая характеризуется присутствием возбудителей в организме без проявлений симптомов болезни.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 134-138.

2. Брюханов, А.Л. Молекулярная микробиология: Учебник для вузов / А.Л. Брюханов, К.В. Рыбак, А.И. Нетрусов. - М.: Изд. МГУ, 2011. – с. 46-59.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Микроорганизмы – не таксономическая группа с точки зрения систематики, а собирательное название большой и разнородной группы организмов, которых нельзя увидеть невооруженным глазом.

Наиболее простую классификацию микроорганизмов можно представить по царствам, к которым они относятся систематически. С данной позиции можно выделить микроорганизмы, относящиеся к царствам:

1. Бактерии (царство бактерии).

2. Грибки (царство грибы).

3. Простейшие (царство протисты).

4. Вирусы – в настоящее время существуют разные точки зрения относительно того, следует ли выделять вирусы в отдельное царство.

Изучением микроорганизмов, а также вызываемых ими заболеваний занимаются такие науки, как микробиология, вирусология; микология; иммунология и т.д..

Болезнетворные микроорганизмы – то есть те, которые могут вызвать заболевания человека и/или животных, называют патогенными. Таких микроорганизмов на Земле крайне мало. Существуют также условно патогенные микроорганизмы – это организмы, которые могут вызывать заболевания на фоне снижения иммунитета. Для человека это, к примеру, грибок кандида (присутствующий в организме, но вызывающий кандидоз при размножении на фоне снижения иммунитета), или бактерия уреплазма парвум, вызывающая при активном размножении уреаплазмоз, но также присутствующая на слизистых человека.

Таким образом, патогенность – это свойство микроорганизмов видовой генетически обусловленный признак, потенциальная возможность вызывать при определенных условиях специфический инфекционный процесс.

Инфекционный процесс запускается в случае попадания микроорганизма в организм человека в достаточных количествах либо в случае быстрого размножения уже живущего в организме условно патогенного микроорганизма.

Механизм передачи инфекции — это способ перемещения микроорганизма-возбудителя болезни из зараженного организма в восприимчивый организм. Данный процесс включает последовательную смену трех стадий:

1. Выведение возбудителя из источника заражения (зараженного организма) в окружающую среду.

2. Пребывание возбудителя в биотических или абиотических объектах окружающей среды.

3. Внедрение возбудителя в восприимчивый к заражению организм.

Принципиальное отличие особенностей реакции организма на заболевания, вызванные микроорганизмами, состоит в том, что как патогенный микроорганизм (бактерия, вирус, грибок), так и организм человека (животного), который он атакует, обладают биологической активностью.

Патогенный микроорганизм – это сильный раздражитель, который вызывает достаточно сложный физиологический процесс, чаще всего называемый иммунным ответом (как правило, этот термин употребляют если атакующим организмом является микроорганизм). В каждом конкретном случае соотношения двух звеньев процесса – организмом и возбудителем – могут быть различными и зависят от фазы развития инфекционного процесса.

Патологический процесс при развитии в организме микроорганизмов проходит ряд этапов: момент заражения, скрытый (так называемый, инкубационный) период, появление слабости и недомогания, первые признаки болезни, специфические признаки болезни, пик болезни с проявлением характерных симптомов, угасание болезни и выздоровление.

Отдельно можно выявить такой процесс, как носительство возбудителей инфекции – это форма инфекционного процесса, которая характеризуется паразитированием возбудителей в организме без проявлений симптомов болезни.

После перенесенного заболевания, организм, как правило, получает различную по продолжительности и степени невосприимчивость (иммунитет) к возбудителю этого заболевания. Например, после заболевания ветряной оспой (ветрянкой), человек больше уже не заболеет.

Основное направление рационального лечения заболеваний, вызванных микроорганизмами, состоит в воздействии на ключевое звено в инфекционном процессе – возбудителя, а также на нейтрализацию токсинов, которые он выделяет (как правило в процессе лечения используются химиопрепараты, антибиотики – антибактериальные препараты, антиретровирусные препараты, противогрибковые препараты).

Наряду с непосредственно средствами лечения, подавляющими активность и размножение микроорганизма-возбудителя, применяют также и симптоматическое лечение – для устранения нарушений некоторых функций организма, которые вызваны патологическим процессом. Для этого используют сердечнососудистые средства, жаропонижающие, витамины, коллоидные и кристаллоидные растворы (например, физ.раствор и другие кристаллоидные растворы при обезвоживании либо с целью детоксикации) и т.д.

При лечении больных, заболевания которых вызваны микроорганизмами, необходимо соблюдать режим текущей и заключительной дезинфекции.

Дезинфекция – это процесс обеззараживания территории (например, помещений, где находятся больные), процесс уничтожения болезнетворных микроорганизмов при помощи специальных средств.

Также при лечении и уходе за больными, чьи заболевания вызваны микроорганизмами, необходимо проводить вакцинацию ухаживающих за больным.

Вакцинация (прививка) — это введение в организм антигенного материала для формирования иммунитета к болезни, который либо предотвратит процесс заражения или ослабит его последствия – например, вызовет протекание болезни в более легкой форме. Вакцинация может быть проведена в двух формах – при введении вакцины (ослабленного либо инактивированного возбудителя, против которого организм выработает антитела), и при введении сыворотки (готовых антител против возбудителя).

На современном этапе микроорганизмы, вызывающие заболевания человека, могут использоваться в качестве оружия. Биологическое оружие – это вид оружия массового поражения, которое предполагает использование болезнетворных микроорганизмов для уничтожения противника. Основной целью применения биологического оружия является массовое уничтожение противника, для этого провоцируют эпидемии опасных заболеваний среди мирного населения и вооруженных сил.

В настоящее время человечество понимает опасность микроорганизмов, ввиду чего сегодня в мире действует особый международный договор – Конвенция о запрещении производства, разработки и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Эта Конвенция подписана 10 апреля 1972 года на русском, английском, испанском, китайском и французском языках в 3-х экземплярах и ратифицирована Верховным Советом СССР в 1975 году.

Микроорганизмы – не таксономическая группа с точки зрения систематики, а собирательное название большой и разнородной группы организмов, которых нельзя увидеть невооруженным глазом.

Наиболее простую классификацию микроорганизмов можно представить по царствам, к которым они относятся систематически. С данной позиции можно выделить микроорганизмы, относящиеся к царствам:

1. Бактерии (царство бактерии).

2. Грибки (царство грибы).

3. Простейшие (царство протисты).

4. Вирусы – в настоящее время существуют разные точки зрения относительно того, следует ли выделять вирусы в отдельное царство.

Изучением микроорганизмов, а также вызываемых ими заболеваний занимаются такие науки, как микробиология, вирусология; микология; иммунология и т.д.

Патологический процесс при развитии в организме микроорганизмов проходит ряд этапов: момент заражения, скрытый (так называемый, инкубационный) период, появление слабости и недомогания, первые признаки болезни, специфические признаки болезни, пик болезни с проявлением характерных симптомов, угасание болезни и выздоровление.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Свойство микроорганизмов видовой генетически обусловленный признак, потенциальная возможность вызывать при определенных условиях специфический инфекционный процесс называют:

2) Способность к заражению;

3) Сила воздействия.

Правильный ответ: 1) Патогенность;

2. Что из перечисленного не относится к методам лечения заболеваний, вызываемых микроорганизмами:

2. Закаливание организма.

3. Применение лекарственных препаратов, подавляющих рост и размножение возбудителей.

4. Прием симптоматического лечения.

Правильный ответ: 2. Закаливание организма.

Особое внимание следует обратить на условие возникновения инфекции, взаимодействие макро– и микроорганизма, реактивность организма, а также компенсаторно–приспособительные процессы, развивающиеся при инфекционных болезнях. Важно также усвоить понятие о бактерионосительстве, эндогенных и экзогенных инфекциях, знать особенности условий их возникновения и патогенез. Нужно представлять взаимосвязь местных и общих патоморфологических изменений при инфекционных болезнях и их диагностическое значение.

1. Патогенез инфекционных и инвазионных заболеваний

1.1. Место проникновения возбудителя в организм носит название ворота инфекции. Воротами инфекции могут быть:

  1. Пищеварительный тракт;
  2. Через поврежденную кожу (при травмах, укусах насекомых и т.п.);
  3. Легкие с выдыхаемым воздухом;
  4. Слизистые оболочки мочевыводящих и половых органов и др.

Первичный комплекс это когда из ворот инфекции возбудитель попадает по лимфатическим путям в регионарный лимфоузел. Он может быть полным и неполным. Полным он называется тогда, когда изменения находят и в воротах инфекции и регионарном лимфоузле. Обычно это наблюдается при массивности инфекта, или вирулентности его, или ослабленной резистентности. Неполным первичный комплекс называют тогда, когда в воротах инфекции изменений нет, а изменения находят только в регионарных лимфоузлах. В практике первичный комплекс как правило неполный.

1.2. Возбудитель из ворот инфекции по лимфатическим путям попадает в регионарный лимфоузел. В регионарном лимфоузле происходит реакция организма на нахождение возбудителя и на этой стадии организм может инактивировать возбудитель и сформировать иммунитет, организм без каких либо клинических признаков выздоравливает.

1.3. Если возбудитель размножается и распространяется дальше, то происходит прорыв наружного барьера и генерализация инфекционного процесса, что сопровождается температурой и появлением клинических признаков болезни, возбудитель размножается в крови. На этой стадии возбудитель может быть уничтожен, защитными клеточными и гуморальными факторами неспецифического и специфического иммунитета. Организм животного выздоравливает, формируется иммунитет. Если выздоровления не происходит, то происходит прорыв внутреннего защитного барьера организма.

1.4. Возбудитель прорывает барьер регионарных лимфоузлов органов и размножается в органах и тканях. При этом размножается возбудитель на биохимически близком к нему субстрате. Отсюда возбудители классифицируются на дермотропные, например ящур; пневмотропные, такие как туберкулез крупного рогатого скота и т.д. На стадии локализации возбудителя в органах или тканях происходят патологические изменения в них. На этой стадии тоже идет борьба организма с возбудителямми. 1. Неспецифические факторы клеточные и гуморальные в органах и тканях нейтрализуют инфекцию, одновременно начинают образовываться специфические факторы иммунной защиты (клеточные и гуморальные т.е.антитела или JgG, JgA, JgM.). На этой стадии организм может выздоравливать и сформироваться специфический иммунитет. Но органы и ткани остаются с повреждениями. Функция их снижена. 2. Развитие патологоанатомического процесса на стадии повреждения органов и тканей, особенно, жизненно важных может произойти смерть животного. 3. Развитие патологического процесса в органах или тканях заключается в слейдующем: развивается состояние организма, когда он не может уничтожить организм больного животного, тогда для уменьшения интоксикации со стороны некроза вокруг него образуется соединительно–тканная капсула, которая резко уменьшает интоксикацию. Этот вариант патологического процесса называется переход в хроническую форму заболевания. В свежих случаях эта капсула розово–красного цвета, в старых – серо–белого цвета.

2. Патологическая анатомия инфекционных
болезней животных

Наличие в организме возбудителя еще не указывает на наличие инфекционной болезни, для любой инфекционной болезни есть комплекс общих и местных изменений. Посмертная диагностика инфекционных болезней животных основана на выявлении общих изменений, характеризующих инфекцию вообще и комплекса местных изменений, типичных для каждой инфекционной болезни.

Местные изменения определенных тканей и органов типичны для каждой инфекционной болезни (например, воспаление кишечника при колибактериозе и сальмонеллезе, поражения матки и тканей плода при бруцеллезе). комплекс местных изменений дает возможность определить предположительный диагноз на конкретную болезнь.

К местным изменениям –относятся:

  1. альтеративные (атрофические, дистрофические и некротические), так, при тяжелом течении инфекции, токсических формах ее и в сенсибилизированном организме преобладающими являются дистрофические изменения,
  2. воспалительные процессы,
  3. пролиферативные процессы, так при хронических инфекциях на первый план выступают пролиферативные процессы, проявляющиеся гиперплазией ряда органов (селезенки, лимфатических узлов и др.).

Наиболее закономерны при инфекционных болезнях воспалительно–пролиферативные процессы, нередко с образованием гранулем, типичных для отдельных болезней.

Характер местных изменений и степень их выраженности зависят от:

  1. вида возбудителя,
  2. состояния организма животного.

Локализация местных изменений различная, зависит:

  1. от способа (путей) заражения, примером зависимости локализации от путей заражения могут служить сибиреязвенные карбункулы, развивающиеся в коже, кишечнике или в легких,
  2. тропизма возбудителя болезни к определенным органам и тканям. Тропизм особенно выражен при вирусных инфекциях, например ящурные афты локализуются в местах репродукции вируса – в эпителии кутанного типа (слизистая губ, ротовой полости и др.), вирус бешенства – в центральной нервной системе, ганглиозных клетках головного мозга и т. п.
  3. гематогенной или лимфогенной эмболии,
  4. от предшествующей сенсибилизации. При ряде инфекционных болезней местные изменения возникают в результате предшествующей сенсибилизации, иммуноморфологической перестройки (эндокардиты и полиартриты при роже свиней, гломерулонефриты при инфекционной анемии и др.),
  5. повреждения и нарушения функции того или иного органа, например, при чрезмерной функциональной деятельности органов (тяжелые поражения миакарда при перегрузке больного ящуром животного и др.).

Общие изменения – характеризуют инфекционную болезнь, связаны с реакциями систем организма на повреждение.

К обшим изменениям, характеризующим инфекционный процесс, относят:

  1. расстройства крово– и лимфообращения,
  2. гиперплазию селезенки, лимфатических узлов,
  3. дистрофические и некротические изменения,
  4. катаральное воспаление слизистых оболочек,
  5. поражение кожных покровов,
  6. иммунологические сдвиги.

2.1. Расстройства крово– и лимфообращения

Сосудистые (гемодинамические) расстройства возникают вследствие:

А) действия возбудителя и его токсинов на стенку сосудов,

Б) нарушения нервной регуляции сердечно–сосудистой системы в связи с поражениями сердца и его иннервационного аппарата, а так же поражении сосудодвигательных центров или нервов.

Кровоизлияния, имеют наибольшее диагностическое значение. Они встречаются при всех острых и многих хронических болезнях. Особенно выражены кровоизлияния, сопровождающиеся отеком соединительнотканной клетчатки при септических бактериальных и вирусных заболеваниях, когда на вскрытии можно наблюдать картину геморрагического диатеза. Кровоизлияния при инфекционных болезнях – результат диапедеза эритроцитов. При аллергическом течении инфекции стенка сосудов подвергается фибриноидному некрозу. Часто развиваются воспаления сосудов (васкулиты), сопровождающиеся тромбозом сосудов, например при перипневмонии крупного рогатого скота, чуме свиней.

При упадке сердечной деятельности возникает застойная гиперемия, вследствие чего появляются отеки подкожной и межмышечной клетчатки, интерстициальной соединительной ткани, легких, головного и спинного мозга, а также скопление транссудата в серозных полостях. Серозное или катаральное воспаление конъюнктивы, слизистой оболочки верхних дыхательных путей, желудочно–кишечного тракта и др. также имеет связь с застойной или рефлекторно возникающей артериальной гиперемией. При вирусных инфекциях преобладают клеточно–пролиферативные реакции в эндотелии и адвентиции сосудов, диапедезные кровоизлияния.

2.2. Гиперплазию селезенки, лимфатических узлов

Увеличение объема лимфатических узлов и селезенки – закономерный признак инфекционных болезней.

А) Лимфатические узлы быстро реагируют на изменения белкового и клеточного состава, а также на попадание в лимфу из тканевой жидкости различных токсинов, продуктов клеточного распада и инфекционных возбудителей. При генерализованных и септических инфекциях характерными изменениями в них являются серозный или серозно–геморрагический отек, воспалительные и гиперпластические процессы.

Наиболее сильное увеличение лимфатических узлов наблюдают в зоне первичного комплекса, а также в узлах, регионарных локализации основных патологических процессов.

При кишечных инфекциях, например при паратуберкулезном энтерите крупного рогатого скота, сильнее реагируют брыжеечные и портальные, а при респираторных (туберкулез легких и др.) – преимущественно подчелюстные, заглоточные и бронхопульмональные узлы.

Наряду с изменениями лимфатических узлов для многих септических инфекций характерны гиперпластические реакции всей лимфоидной ткани, особенно в миндалинах, пейеровых бляшках и солитарных фолликулах кишечника.

Б) Селезенка наиболее сильно реагирует при острых септических инфекциях (сибирская язва, кокковый сепсис и др.). В основе изменений селезенки лежат: депонирование в ней крови (переполнение синусов красной пульпы кровью); пролиферативно–клеточные реакции, потеря тонуса трабекулярного аппарата и аутолитические процессы.

При раздражении вагуса или симпатических нервов изменяется тонус гладкой мышечной ткани селезенки, снижается тонус трабекул, что приводит к депонированию ее кровью.

При ряде инфекционных болезней наблюдают "септическую" селезенку или спленомегалию.

а) сильно увеличенная,

б) мягкая и дряблая,

в) пульпа ее размягчена,

г) при сильно выраженном аутолизе с поверхности разреза стекает дегтеобразная масса, обнажая трабекулярный аппарат (сибирская язва).

При подостро и хронически – протекающих инфекционных болезнях характерны:

а) гиперплазия фолликулов,

б) пролиферация ретикулоэндотелиальных клеток красной пульпы,

в) селезенка в той или иной степени увеличена в объеме,

г) плотной консистенции,

д) на разрезе имеет зернистый вид и более светлую окраску (например, при хронической форме инфекционной анемии лошадей).

Слабо или совсем не реагирует селезенка у новорожденных и истощенных животных даже при сепсисе (асептическая селезенка), а так же при молниеносном течении болезни, при токсикоинфекциях (столбняк, бутулизм), при микотических и многих вирусных инфекциях селезенка может оставаться в норме. Так как у них гиперпластические процессы в органах иммунной системы слабо или совсем не выражены и преобладают альтеративные и сосудисто–экссудативные процессы.

2.3. Дистрофические и некротические изменения

Дистрофически–некротические процессы вызываются токсическими продуктами жизнедеятельности патогенных возбудителей, а также непосредственным повреждающим действием их на ткани организма, которые обуславливают общие нарушения обмена веществ и трофические расстройства.

А) При септических заболеваниях, токсикоинфекциях и в сенсибилизированном организме дистрофические процессы особенно отчетливо выражены. На вскрытии их обычно находят в печени, почках, сердечной и скелетной мускулатуре.

Б) При хронических инфекциях часто развиваются амилоидоз и гиалиноз.

В) Некоторые инфекционные болезни протекают с нарушениями пигментации, в связи с повышенным распадом эритроцитов (сепсис, инфекционная анемия лошадей, пироплазмидозы) возникает гемосидероз печени и других органов, желтухи.

Некрозы– особенно закономерны при гиперергическом течении болезни.

  1. прямые, обусловленные непосредственным действием на ткани возбудителя и его токсинов (некробактериоз и др.),
  2. циркуляторные (инфаркты), связанные с сосудистыми расстройствами (рожа, чума свиней и др.),
  3. трофические – при поражении трофических нервов и вегетативных центров нервной системы (лептоспироз, стахиоботриотоксикоз).

Воспалительные процессы Как правило, инфекционные болезни протекают с развитием воспалительных процессов, различных по виду (экссудативные, альтеративные, пролиферативные), течению (острые, подострые, хронические) и реактивности (нормергические, гиперергические, гипорергические).

Воспалительные процессы являются выражением:

  1. первичной реакции организма на воздействие возбудителя (первичный аффект),
  2. генерализации возбудителя,
  3. тропизма возбудителя (типичные местные воспалительные процессы),
  4. повышенной чувствительности к возбудителю отдельных органов и тканей (гломерулит, эндокардит, эндоартериит и др.),
  5. Поражение кожных покровов,

При ряде инфекционных болезней развиваются изменения кожи в виде эритемы, экзантемы, папулезной сыпи, крустозной экземы и др., которые имеют важное диагностическое значение.

  • иммунологические сдвиги – возникают в процессе развития любой инфекционной болезни.
  • Связаны с механизмами клеточного (Т–лимфоциты) и гуморального (антитела) иммунитета, направленные на разрушение и элиминацию возбудителя: циркулирующие в крови антитела образуются в ответ на раздражение в клетках иммунной системы (В–лимфоциты–плазмоциты).

    В организме животного происходит пролиферация и трансформация клеток лимфоидной ткани. По мере развития процесса наступает плазматизация органов лимфатической системы. В плазматических клетках появляются гамма–глобулины и антитела, ретикулярные клетки обладают высокой фагоцитарной активностью и могут трансформироваться в макрофаги. В строме органов также находят клеточные пролифераты состоящие из лимфоидныех клеток, гистиоцитов, плазмацитов, эпителиоидных, гигантских клеток. Диффузные клеточные пролифераты, служат морфологическим проявлением иммунных реакций.

    В последние годы вследствие изменившихся условий кормления и содержания животных, широкого применения антибиотиков и других препаратов, различных вакцин изменилась иммунологическая реактивность животных, что влияет на клинико–анатомическое проявление инфекционных болезней – патоморфоз – стойкие изменения заболеваемости, смертности, клинического проявления и патоморфологии ряда болезней под влиянием изменившихся факторов среды.

    Например, появление атипичной формы чумы свиней, обширные некрозы печени при паратифе поросят.

    Правильный диагноз в этих случаях может быть установлен только на основе детального анализа результатов вскрытия, клинических данных, лабораторных исследований с учетом эпизоотической ситуации хозяйства, а также условий содержания, кормления и эксплуатации животных.

    Класс: 9

    Цель: проверить и закрепить знания учащихся по изученному ранее материалу, развивать мыслительную деятельность, сообразительность, привитие интереса к предмету СБО, воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

    Оборудование: карточки-лото, фишки, кроссворд “Заболевание”.

    ПЛАН УРОКА:

    1. Оргмомент.
    2. Вступительное слово.
    3. Контроль теоретических знаний.
    4. Подведение итогов.

    1. Рекомендации учителю

  • Раздача карточек – лото, фишек при объявлении этапа.
  • Подведение итогов отдельных этапов и урока в целом.
  • 2. Вступительное слово

    Здравствуйте, ребята. Мы с вами изучили виды инфекционных заболеваний, правила ухода за больными, вызова врача на дом и оформления листка нетрудоспособности. И сегодня у нас будет обобщающий урок по теме “Инфекционные заболевания”. Пройдет он не совсем обычно - это урок-соревнование, в котором каждый из вас будет зарабатывать за свои знания баллы. Соревнование состоит из 6 этапов.

    3. Контроль теоретических знаний.

    Этап 1. “АБВГДЕйка”.

    Как хорошо уметь писать! А ещё лучше уметь писать грамотно.

    Задание: вставьте пропущенные буквы в следующих словах. Ответы записать в тетрадь, за каждое правильно отгаданное слово 1 балл.

    Д – З И Н - - К – И Я

    З А – О Л - - Н И Е

    Ф – Т О Т – Р – П И Я

    Этап 2. Игра “Путаница”.

    В предложениях слова перепутались местами. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. За правильно построенное предложение 2 балла.

    1. Воздушно-капельных, среди, инфекций, заболеваний, из самых, грипп это, заразных.
    2. Больной, источником, является, инфекции, человек.
    3. Право, человек, больничным, имеет, работающий, листом, воспользоваться.

    Этап 3. Решение кроссворда

    1. Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.
    2. Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.
    3. Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.
    4. Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.
    5. Вирусное заболевание, поражающие печень.
    6. Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.
    7. Инфекционное кожное заболевание, вызывающие сильный зуд.

    Ответы: 1.Дезинтерия. 2.Ботулизм. 3. Дезинфекция. 4. Прививка. 5.Гепатит. 6.Эпидемия. 7. Чесотка.

    За правильно отгаданное слово 1 балл. Подведение итогов по 3 этапу.

    У вас 2 вида карточек. Первый вид “Правила ухода за больным”, второй - “Листок нетрудоспособности”. Правила игры таковы: я зачитываю вам вопрос, вы ищите правильный ответ и закрываете его фишкой. Если ответ не знаете, то пропускаете данный вопрос. Вопросы задаются без длинных фраз. За каждый правильный отчет 1 балл.

    Вопросы к карточке №1 “Правила ухода за больным”.

    1. Какими продуктами должен питаться больной?
    2. Как часто больной должен принимать таблетки, микстуры?
    3. Сколько раз в день надо измерять температуру больному?
    4. Какие правила гигиенического режима надо соблюдать в комнате больного?

    2 –3 раза в день

    После измерения температуры

    Один раз в неделю влажная уборка, вытирание пыли.

    Доброкачественными

    Ежедневное проветривание, влажная уборка

    Любыми продуктами

    Каждый час

    По назначению врача

    Ответы: 1.Доброкачественными. 2. По назначению врача. 3. 2-3 раза в день. 4. Ежедневное проветривание, влажная уборка.

    Вопросы к карточке №2 “Листок нетрудоспособности”.

    1. Какое право даёт больничный лист?
    2. Где выдаётся листок нетрудоспособности?
    3. Чья подпись должна быть в листке нетрудоспособности?
    4. В какой день болезни можно открыть больничный лист?

    Во время прихода врача на дом по вызову

    В последний день болезни

    Освобождение от работы

    Подпись лечащего врача

    Отдых от работы

    В поликлинике на приеме у врача

    Подпись больного

    В первый день болезни

    Ответы на вопросы: 1. Освобождение от работы.2. В поликлинике на приеме у врача. 3. подпись лечащего врача.4.В первый день болезни.

    5 этап. Игра “Эстафета”.

    Я задаю вопрос по теме “Инфекционные заболевания” любому из вас .Тот, кто отвечает правильно получает 1 балл. Затем, ответивший, задаёт вопрос товарищу по этой же теме и получает ещё 1 дополнительный балл за заданный вопрос. В итоге на данном этапе можно получить 2 балла.

    - Какие документы вам необходимы при записи на прием к врачу?

    6 этап. Игра “Не навреди”.

    – Первым врачом, труды которого сохранились до нашего времени, был Гиппократ, он жил в 460 году до н.э. “Не навреди больному!” – говорил Гиппократ. Я надеюсь, что ваши познания в оказании помощи больному при заболевании гриппом, которые вы изучили и усвоили на предыдущих уроках, помогут тем, кому вы будете оказывать помощь.

    Ученики по “цепочке” дают рекомендации, если рекомендация неверная, то все хлопают в ладоши и исправляют ошибку. За правильный совет ученик получает 1 балл.

    4. Подведение итогов.

    Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили. Подсчет результатов. Оценивается деятельность учащихся, отмечается правильность и скорость ответов, интересные вопросы и содержательные ответы. Определение победителя по таблице.

    Имя ученика “АБВГДЕйка” “Путаница” Кроссворд “Лото”. “Эстафета” “Не навреди”. Итог

    И всё таки , главным итогом являются не баллы, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в жизненной ситуации.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции