Инфекции и колокольный звон

Звони, мой колокол, звони,
Зови людей к себе, зови,
Лети, лети, благая весть,
Что храм открыт и служба есть.

Святой Божий Храм! Нельзя представить его без креста над куполом, без икон, теплых огоньков свечей. А как долго для всех нас, славян, он был без колокольного звона, без "молитвы в бронзе", неотъемлемой части Богослужения.

Сколько их, больших и малых колоколов, было варварски сброшено с колоколен, разбито, переплавлено в звонкую монету в 20-30-годы. Бессмысленным уничтожением бесценных произведений колокольного искусства большевики, видимо, хотели закрепить победу нового строя над народной верой. Новому безбожному правительству колокольный звон был страшен. Вот некоторые из секретных документов, которые были опубликованы в газете "Царкоўнае слова" № 4 за 1995 г.

НКВД. Совершенно секретно. Настоящим сообщаем, что на заседании АРК (антирелигиозная комиссия) по вопросу урегулирования колокольного звона принято постановление . строгого ограничения внешних ритуальных и ритуально-технических проявлений деятельности религиозных организаций, в том числе и в первую очередь колокольного звона. Колокольный звон . резко противоречит принципу отделения церкви от государства, ибо воздействует на бытовые условия и права широких безрелигиозных масс трудящихся, мешает труду и использованию трудящимися его отдыха.. необходимо нашим правительственным органам встать на путь применения в отношении к церковному колокольному звону строго ограничительных и даже запретительных мер.
Указанное решение НКВД необходимо провести через ЦК. Секретарь (подпись), 6 декабря 1929 г., №118.
Правительственные органы оперативно откликнулись: Управление делами СНК и СТО - секретный отдел.
О проведении в жизнь директивы СНК СССР.
"О изъятии излишних колоколов". Совершенно секретно. ВСНХ СССР обратился в правительство о необходимости получения 20 тысяч тонн металла колоколов. Для этого следует провести изъятие в следующем порядке:
1 Изъять колокола со всех церквей в местностях, где колокольный звон запрещён.
2. В городах, где колокольный звон не запрещён, снять излишние колокола.
Председатель Совета Народных Комиссаров Рыков. Москва, Кремль, 8 октября 1930 г. № 124-465.
При этом Рыков указал, что изъятие колоколов следует осуществлять по возможности быстрее, так как решено использовать металл для чеканки разменной монеты, которая до сих пор чеканилась на импортной меди. Рыков указал также, чтобы "…той операции не придавали политического значения и излишней огласки". Местным органам предписывалось издать специальное постановление о запрещении колокольного звона и так называемого трезвона. Колокольный звон может производиться при отправлении культовой службы в один небольшой колокол в течение ограниченного времени. " Благословил" всё это беззаконие ВЦИК.

Секретно
Выписка из протокола №30 заседания секретариата ВЦИК от 15 декабря 1929 г.
Слушали: об урегулировании колокольного звона в церквях
Постановили: предоставить право регулирования колокольного звона горсоветам и райисполкомам. Справка Гидроцветмета не подлежит оглашению.
29 апреля 1934 Совет труда и обороны принял секретное постановление № 498-105 " О заготовке колокольной бронзы в 1934 г." На Беларусь разнарядка составила 10 тонн. 29 мая 1934 года СНК БССР принял соответствующие постановления, в которых наметили конкретные мероприятия по выполнению полученной разнарядки.
В сентябре 1934 года союзное правительство вынесло решение о дополнительной заготовке колокольной бронзы, и на Беларусь дали разверстку в размере 150 тонн, которая должна была быть выполнена до 31 декабря 1934 года. И снова в Беларуси под руководством большевиков принимается постановление о заготовке и отгрузке в течение 4 квартала 150 тонн колокольной бронзы.

Молитва сопровождает колокол с самого рождения, т.е., например, когда мастера нашего Минского предприятия "Отменное литье" начинают отливать колокол, служится молебен прямо в помещении цеха завода. А когда колокола готовы, доставлены в храм, прежде чем их подвесить, их, как младенцев, "крестят" и даже нарекают имена, например: Праздничный, Царь-колокол, Успенский, Козел, Голодарь. Служится специальный "Чин освящения кампана". А какие удивительные слова молитвы звучат во время сего таинства: "О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звинение его или во дни, или в нощи, возбудятся к славословию имени святого Твоего, о еже отгнати всю силу, коварства же и наветы невидимых врагов, от всих верных своих глас звука его слышащих, и к деланию заповедей своих, возбудят я". Так же, как и человека, во время крещения колокол освящают миропомазанием. Согласно параграфу Требника, епископ освящает внутренность его чаши семью крестообразными помазаниями освященным маслом. Освященный благодатью Святого Духа металл получает силу своим звоном очищать воздух от заразы, инфекции, успокаивать бури. Это выражается в такой молитве: "О еже гласом звинения его утолитися, и утишитися, и престати всем ветром зельным, вредным безведриям и злорастворенным воздухом, Господу помолимся".
Поэтому, удивительно, но факт, что звонят звонари и звоном врачуют землю. Сегодня врач А.В.Гнездилов, ныне работающий в хосписе в Санкт-Петербурге, где раковые больные нашли свой последний приют, проведя ряд исследований, пришел к выводу, что колокольный звон дает обезболивающий эффект. Боль для страдающего недугом на это время уходит, и он о ней как бы забывает, словно отдыхает. По данным ученого, лучше всего облегчаются костные боли, снимаются приступы астмы, лечатся язва и язвенный колит. Интересно, что аудиозапись колокольных звонов ни разу не дала подобного эффекта.
А ученые института литосферы окраинных и внутренних морей РАН, заинтересовавшись чудесными целительными действиями колокольного звона в периоды эпидемий, тщательно исследовали колокольный звук. В частности академик Ф.Я. Шепунов, занимавшийся этой проблемой в 80-е годы, отмечал, что колокол излучает огромное количество ультразвуковой радиации. В природе существует звук и шум, первый - целителен для всякой живой клетки, второй - разрушителен. Шум накапливается в живой клетке и может разрушить не только клетку, но и весь организм, а звук способствует жизнедеятельности клетки. В той шумосфере, которая сейчас создаётся, человек не выживет. И только с помощью Творца и творческих сил Вселенной был создан колокольный звон. Ученые подсчитали, что Российский потенциал излучения колоколов в ультразвуковом диапазоне до 30-х годов (1270 монастырей, общин и приходов и примерно 30 тысяч церквей) был таков по большим праздникам, что баллистическая ракета средней дальности действия отклонила бы свою траекторию. Таким образом, фактически Россия находилась под звуковым колпаком. И всё это было ликвидировано. Что касается всех вирусных инфекций, то под воздействием ультразвука они гибнут. Энергия звуковой волны колокола действительно врачует человека и окружающую природу. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи и др., в несколько секунд уничтожает тифозную палочку и другие инфекции. А если Вы в комнате повесите многооктавные колокола, то происходит стерилизация: белки свёртываются в клетках вирусов. Вот что такое колокольный звон. Неверующие ученые удивляются: откуда все это знали много веков назад наши предки, круглые сутки звоня в колокола, пока не сгинет болезнетворная напасть. А верующие ученые отвечают: без сомнения, эти знания от Бога. А вот какой интересный случай произошел в Свято-Успенской Почаевской лавре несколько лет назад. Приехала сюда женщина с 5-летней девочкой, которая после падения в трехлетнем возрасте перестала слышать. Несчастная мать водила ее по врачам, истратила много средств на лечение, но все безрезультатно. От православных верующих она узнала о чудесных исцелениях от различных недугов колокольным звоном в этой святыне. Знаете ли Вы, что молитва матери творит чудеса! Помолившись перед чудотворным образом Почаевской Божьей Матери, испросив благословение у игумена, поднялись мать с дочерью на колокольню. Перекрестившись, монах-звонарь ударил в Благовест к началу вечерней службы. Первый, второй, третий удар колокола. и вдруг малышка как подскочит и закричит: "Мамочка! Я слышу!" Мать, обливаясь слезами, вцепилась в неё руками и кричит: "Повтори!". "Мамочка! Ты меня задушишь! Я слышу, слышу - это правда!". Материнскому счастью не было предела! О произошедшем исцелении было доложено игумену и сразу по окончании Всенощного Бдения был отслужен благодарственный молебен Спасителю. Об этом чуде, дорогой читатель, поведал мне послушник-экскурсовод, когда я посещала эту святыню. А сколько таких исцелений происходит в наши дни в Полоцком Спасо-Евфросиниевском, Свято-Успенском Жировичском и других монастырях земли Беларуси и в наших приходских храмах.
Да, колокола издревле в народных представлениях считались святыми. Целебные, исцеляющие свойства приписывались и звону, и даже верёвкам. Исследователь колоколов С.Старостенков пишет, что люди становились под колокола для избавления от немоты, глухоты и дефектов речи. Садоводы трясли под колокольный звон деревья, чтобы они лучше плодоносили. А на Пасхальной или, как на севере называют, "звонильной" неделе он лично наблюдал, как верующие становились под ещё гудящий колокол, держались за его край, веруя в исцеление, хлестали друг друга верёвкой от его языка по больным местам, а семинаристы Троице-Сергиевой лавры, прислонялись сразу после звона лбом к гудящему Благовесту - "мозги прочистить".
Интересно, что если сегодня к возрождающемуся колокольному звону многие относятся как к фольклору, то, как писал С.В.Смоленский в 1907 году, "в то далёкое время колокольни чуть ли не заменяли нынешние газеты в области приходских событий". По звону соседних церквей умели узнавать, где и какой престольный праздник, откуда выехал и куда направляется Его Высокопреосвященство, по венчальному трезвону - откуда жених и невеста, по погребальному- из какой деревни и кто такой покойник. А у нас в Беларуси существовало интересное выражение "давать на позвонные", т.е. заимодавец, если ему не возвращали долг, давал деньги звонарю с просьбой исполнить в определённое время погребальный звон по своему должнику, естественно, ещё живому. Должник и вся деревня об этом извещались. Долг после звона очень быстро возвращался. Кому приятно слушать его при жизни? Эта мудрая традиция позволяла обходиться без судов. Не возобновить ли её сегодня? Ещё одно интересное выражение - "вызвонить грех", т.е. отлить колокол, который своим звоном вымолит у Бога прощение за грешника. На больших колоколах мастера пишут имена жертвователей и прошение: "О здравии раба Божия Сергия", или если человек умер, а родные и близкие скорбят и хотят облегчить его участь, то: "За упокой раба Божия. (имя)". И мы, православные, верим, что вселюбящий Господь не оставит. Ведь каждый удар колокола - это прошение, это молитва.
На Руси ранее никогда не было школ колокольного звона "Рождались" звонари на Светлой седмице, когда каждый от мала до велика допускался позвонить на колокольню (по Уставу колокольного звона звон в эти дни начинается после Божественной литургии и продолжается до вечерней службы). Конечно, звонарь наблюдал за всеми, подсказывал, помогал и самых смышлёных приглашал на звон в дальнейшем. А по сему в учениках недостатка не было. Ах, какая радость звонить в колокола! "Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних", - речет псалмопевец Давид. Как благодатно слышать звон на вечерней службе во время пения 33-го псалма "Благословлю Господа на всякое время"! И того, кто хоть раз позвонил в колокола и ощутил необъяснимую радость, зовёт и манит колокольня. Сегодня этому искусству профессионально учат в г. Москве, Ростове на Дону, Саратове и др., а у нас, на Беларуси, в Минской школе звонарей при храме "Всех скорбящих Радость".
Хочется закончить стихами, которые я слышала от 5-летней Ирины - внучки звонаря нашего храма Василия Крамара:
Хорошо на колокольне
позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольный,
Чтоб душа запеть могла.
Как будто Ангельское пенье
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
прозвучал со всех сторон.

Шатько Елена, звонарь храма в честь Владимирской иконы Божией Матери г. Минска.

Р.S. Я занимаюсь изучением истории колоколов и колокололитейного производства в 18-19 вв. в Беларуси. Известно, что в г.Минске был завод Борташевича по производству колоколов, но судьба их неизвестна. Интересуюсь и историей жизни звонарей, старинных колоколов. Прошу всех имеющих какую-либо информацию написать в редакцию.

За комментарием мы обратились к звонарю Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, выпускнику биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Константину Мишуровскому.


Предлагаю сначала рассмотреть проблему на приземленном уровне. В Москве очень много храмов, в которых колокола звонят практически ежедневно к утренней и вечерней службе, однако эпидемии гриппа случаются из года в год.

Я регулярно звоню в колокола 30 лет. И я, и мои коллеги болеем и гриппом, и вирусными заболеваниями, потому что никакого механически оздоравливающего эффекта колокольный звон не дает.

Перейдем на другой уровень и вспомним о смысле колокольного звона. Колокол – это часть храма, а храм как единое целое служит одной цели – спасению души. Любой священник Вам скажет, что на самом деле помогает покаяние, молитва, стремление спасать свою душу и понимание того, что Церковь – это прежде всего дом Божий, и обращаться за помощью нужно именно к Богу. Если мы не обращаемся ко Христу, а обращаемся к дому, то мы глупцы, потому что, вместо того чтобы просить о милости у Хозяина дома, пытаемся добиться чего-то у камней, из которых этот дом сложен.

Отношение к звону как к магическому ритуалу, который очищает пространство и человека – из области суеверий, которые, к сожалению, образуются вокруг многих явлений церковной жизни.

О противовирусных свойствах звона

Как выпускник биологического факультета МГУ, который общается в том числе с профессиональными учеными – эпидемиологами и вирусологами, – могу сказать, что не видел заслуживающей доверия научной работы о чудодейственном влиянии колокольного звона.

Для подтверждения нужен эксперимент. Например, в течение определенного (и достаточного) количества времени наблюдать в одинаковых условиях очень похожие организмы, пораженные одним и тем же возбудителем болезни – один без колокольного звона, а второй под звон колоколов.

Кто-нибудь когда-нибудь проводил столь чистые исследования? Скорее всего, когда о звоне говорят в этом контексте, речь идет о каких-то косвенных результатах. Серьезной научной основы я тут не вижу.

Так что я с некоторым сомнением отношусь к теориям о чудесном влиянии колокольного звона на человека.

В принципе, звук колокола – это просто один из многих звуков, которые окружают нас. Ультразвуковой диапазон в звучании колоколов, разумеется, тоже задействован. Но сам по себе ультразвук – это вовсе не то, что свойственно лишь колоколам, и только им. Если бы было нужно обеззараживать городской воздух ультразвуком, то уже сегодня на крышах домов стояли бы мощные современные электрические ультразвуковые генераторы. Но это ведь не делается.

На что влияет звон?

Церковный колокольный звон оказывает благотворное влияние на сознание человека, выполняя свою основную задачу – размеряя наше с Вами время.

По звону всегда можно понять, какая служба идет в храме, какой момент богослужения, совершается ли, например, Великое освящение воды и так далее. Звон дает людям чувство времени: мы знаем, что, скажем, в 8 утра звонят к утренней службе, в 17 часов – к вечерней. Звонари чуть ли не с секундомером стоят, чтобы совершить звон точно.

Человек, у которого есть определенный режим дня, ведет размеренный образ жизни, и это действительно оздоравливает, в противовес хаосу.

Колокольный звон во время эпидемий

Раньше, в старину, во время эпидемий действительно звонили в колокола, но дело не в том, что кто-то провел исследования и доказал, что это противовирусное и антибактериальное средство. О вирусологии и микробиологии в те времена речь можно вести весьма условно. Смысл в том, что звон был той ниточкой, которая связывала людей с Церковью в ситуации, когда нельзя дойти до храма – нет сил или собираться вместе в ситуации эпидемии опасно. Распространяясь вокруг храма, звон свидетельствует о том, что звонарь, а значит, и священнослужитель, с благословения которого он звонит, не оставляет людей своим вниманием.

Если люди знают, что колокольный звон есть, и это не автоматика, а живой человек – звонарь – на колокольне, это значит, что город не вымер и в храме есть живая душа, которая на своем месте делает свое дело. А стало быть, завтра все будет хорошо. От этого понимания возникает внутреннее ощущение равновесия: мир не перевернулся, храм не опустел, я могу заняться своим здоровьем, состоянием и потихонечку-потихонечку, с молитвой, преодолеть наступившие испытания.

Я бы сказал, что это, скорее, психосоматика: когда человек чувствует, что о нем заботятся, что он не один, не брошен, ему намного легче мобилизоваться и преодолеть испытания, в том числе и болезнь. Известно, что люди сильнее заболевают, когда чувствуют страх перед болезнью, а если не так страшно, то и болеют меньше.

Так что звон как ободряющий фактор во время эпидемии – да, как исцеляющий чисто механически – нет.


Дорогие отцы, братья и сёстры!

На нашу землю пришло испытание — коронавирусная инфекция. Число заболевших людей превысило тысячу, есть умершие. Заболевание продолжает распространяться.

Долг Церкви — молитва о людях. И в эти дни Белорусская Православная Церковь горячо молится о том, чтобы Господь отвёл беду от народа Беларуси.

Мы молимся о скорейшем выздоровлении заражённых коронавирусом; о упокоении скончавшихся от этого недуга; о даровании здравия и утешения родным и близким всех, кто так или иначе пострадал от инфекции, — и о том, чтобы опасное поветрие как можно быстрее прекратилось.

Особые молитвы Церковь возносит о всех тружениках медицинских учреждений. Находясь на переднем крае борьбы с эпидемией, медицинские работники всех уровней совершают ежедневный подвиг, значимость которого всё мировое сообщество оценивает по достоинству. Церковь просит Врача душ и телес — Христа Спасителя укрепить телесные и душевные силы всех врачей, их родных и близких, соучаствующих в подвиге спасения человеческих жизней.

Отрадно осознавать, что всё больше и больше молодых людей по велению своих сердец принимают участие в борьбе с эпидемией на добровольных началах. Церковь призывает благословение Божие на добровольцев и приветствует все формы посильной помощи врачам в их служении людям.

Каждый из нас в сложившейся ситуации призван заново осознать ценность и хрупкость человеческой жизни. Настало время сплотиться, объединить силы, забыть о мелочных раздорах, простить друг другу обиды, покрыть любовью все конфликты и нестроения.

В настоящее время, как и во все времена, Церковь призывает людей к покаянию, исправлению своего прежнего порочного образа жизни, и напоминает своим верным чадам о двух главных заповедях Божиих: Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39). Сейчас очень важно, чтобы каждый постарался чуть меньше думать о себе и чуть больше заботиться о ближних. Господь ждёт от нас сострадания, милосердия, доброты к тем, кто находится с нами рядом.

Православные христиане должны служить обществу примером здравого смысла и социальной ответственности. Именно поэтому Синод Белорусской Православной Церкви призывает пастырей и всех верных своих чад строго придерживаться санитарных норм, рекомендованных Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Людям, обнаружившим у себя или своих близких родственников признаки сезонных вирусных заболеваний (повышенную температуру тела, насморк, боль в горле, трудности с дыханием и т.д.) благословляется воздержаться от участия в общественных богослужениях, обратиться к врачам и строго следовать их указаниям.

Мирянам, которые ради заботы о здоровье ближних переходят на режим самоизоляции и в связи с этим приостанавливают своё участие в общественных богослужениях на время эпидемии, такое поведение не вменяется во грех. Церковь напоминает, что в электронных СМИ организованы онлайн-трансляции богослужений. Каждый желающий может присоединиться к просмотру и, тем самым, принять участие в общецерковной молитве.

Православная Церковь продолжает нести в белорусском обществе свою спасительную миссию. Храмы Божии не будут закрываться, особенно в пасхальные дни, но это положение возлагает ещё большую ответственность на епископат, священнослужителей и всех церковных тружеников.

Духовенству Белорусской Православной Церкви при совершении богослужений в храмах и обителях следует строго руководствоваться Инструкцией, утвержденной Священным Синодом Русской Православной Церкви от 17 марта 2020 года. В епархиях, где эпидемиологический уровень более сложный, Преосвященный архипастырь может применить более строгие санитарные нормы во время совершения богослужений и треб.

Настоятельно рекомендуем в дни общецерковных праздников Вербного воскресенья и Пасхи Христовой освящение верб и пасхальных снедей совершать исключительно на прихрамовых территориях под открытым небом.

Благочестивой пастве надлежит словом и делом поддерживать своих пастырей, совершающих многотрудную миссию служения Церкви и утешения людей.

Начиная с 10 апреля и вплоть до завершения эпидемии, во всех храмах и монастырях Белорусской Православной Церкви будет совершаться ежедневный колокольный звон по следующему распорядку: в 9:00, 12:00, 15:00 и 18:00 надлежит совершать 12 ударов в большой колокол, после которых на протяжении 10 минут осуществлять трезвон во все колокола.

Всех верующих, жителей Республики Беларусь, во время звучания колокольного звона в эти часы просим вознести прошения и молитву о прекращении распространения вредоносного поветрия, которую утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Близится к завершению Великий пост. Впереди Пасха — Светлое Христово Воскресение. Верим: Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Который принёс Себя на Кресте в жертву за грехи всего мира и Своим тридневным Воскресением разрушил смерть, не оставит нас, верующих в Него!

Сегодня мы как никогда должны сплотиться в молитве к Богу, простить друг другу взаимные обиды и с чистым сердцем, исполняя Заповеди Христовы, продолжать идти по жизни, вспоминая наставление Спасителя мира: соблюдайте всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф. 28:19-20).

Господь помилует, сохранит, укрепит и спасёт нас молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, в земле Белорусской просиявших!

Специалисты управления Роспотребнадзора по Иркутской области рекомендуют населению в дни рождественских и крещенских празднований отказаться от использования воды из источников, находящихся на территории храма Михаила-Архангела, которой в прошлом году отравились 360 иркутян, говорится в среду в сообщении ведомства.

В январе прошлого года к медикам стали обращаться жители Иркутска с жалобами на рвоту, диарею, интоксикацию, повышенную температуру. У большинства лабораторно подтвердился диагноз гастроэнтерит ротавирусной этиологии. Всего было зарегистрировано 360 случаев, в том числе заболели 184 ребенка.

Специалисты Роспотребнадзора установили, что фактором передачи инфекции послужила вода, набранная жителями Иркутска 19 января, в Крещение, на территории Михайло-Архангельского храма.

В течение года они проводили различные исследования воды из источников на территории храма — водопроводной воды, воды из двух подземных источников и озерно-болотного комплекса, на котором в прошлом году была организована иордань. В итоге безопасной оказалась только вода из городского водопровода. В иордани и подземных источниках сотрудники Роспотребнадзора зафиксировали превышение общих колиформных бактерий и нитратов.

По данным регионального управления Роспотребнадзора, находящиеся на территории храма подземные источники являются частью разгрузки грунтового потока, над которым размещается селитебная и промышленная зона. Непосредственно над родником размещается старинное кладбище и фильтрующий выгреб. В пробе воды обнаружены компоненты, свидетельствующие об антропогенном загрязнении источника.

Кроме того, в воде реки Сарафановка, впадающей в болотно-озерный комплекс, выделены три штамма не токсичного холерного вибриона Эль-Тор.

« Целебный колокольный звон

Сегодня уже доказано: акустическая волна при звоне колоколов распространяется в форме креста. Это математически вычислили в научной лаборатории московского ЗИЛа при восстановлении колоколов для храма Христа Спасителя. Доктор технических наук Б. Н. Нюнин создал точную диаграмму направленности излучения колокола. Звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.

Может, поэтому столь велико воздействие колоколов на душу человека. Один из питерских психиатров лечит психические заболевания именно колокольным звоном. Впрочем, мистическому звуку подвластны не только душевные недуги. Ученые установили: волна, распространяемая колоколом, убивает болезнетворные бактерии в радиусе нескольких километров! Оказалось, что колокола в ультразвуковом диапазоне действуют как генераторы энергии.

— Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи, буквально за несколько секунд уничтожает тифозную палочку, — утверждают российские исследователи во главе с доктором биологических наук академиком Ф. Я. Шипуновым. — Это легко проверить экспериментально. Если вирус поместить в чашечки Петри и поставить под шестиоктавные колокола, то во время колокольного звона произойдет стерилизация — белки свернутся в кристаллические структуры и станут безопасными для человека. Причем каждый вирус погибает в своем звуковом диапазоне.

Наши предки, догадываясь об этом, во время эпидемии звонили в колокола круглосуточно. Причем против каждой конкретной хвори — специальным звоном. Это было требование самого царя, который по сему поводу издал даже специальный указ.

— До сих пор остается загадкой: не связаны ли послереволюционные моры и эпидемии брюшного тифа с запретом в 20-х годах колокольного звона, — размышляет директор Минской школы звонарей Богдан Березкин. — Любопытно, что нынешние звонари очень редко болеют простудой, хотя звонят на ветру и на холоде…

Вывод ученого основан на математических расчетах. До 30-х годов на территории от Бреста до Владивостока было 1.270 монастырей и 80 тысяч церквей. Шипунов взял среднее количество колоколов от каждой церкви и сосчитал потенциал их излучения в ультразвуковом диапазоне. Результаты ошеломили…

Музыкальная терапия — лечение звуком, прежде всего музыкальным, который в процессе исторического развития культуры отобран и организован в определенную систему.

Так сложилось на Руси, что в основе православного звона лежит ритм с присущей ему динамикой. Поэтому задача помочь человеку найти верный ритм во всех проявлениях его жизнедеятельности через ритмику звонов и частотную модуляцию представляется интересной и актуальной.

Колокольная звонница — это мини-оркестр, который для православной традиции условно делится на 3 группы колоколов: малые (зазвонные), средние (подзвонные) и большие (благовестники). Используя в композиции звона преимущественно колокола той или иной группы, можно создавать соответствующие эмоциональные настроения (известно, что более низкие тона действуют успокаивающе, в то время как высокие — возбуждают). Это отчасти и делают церковные звонари в зависимости от характера праздника и богослужения.

Из всех докладов внимание привлекли три. Так, исследования петербургских ученых В. А. Синкевича и Е. О. Калашниковой заключались в анализе влияния музыки, воспроизводимой на специально разработанной стереофонической объемной моносистеме, формирующей синтез бегущих и стоячих акустических волн, усиленных по электромагнитной составляющей, на состояние больных разных нозологических групп. Воспроизводимый через эту установку звук настраивался на резонансные структуры человеческого тела и поэтому оказывал воздействие на все тело человека, а не только на его слуховой аппарат.

Эксперименты показали, что рок-музыка изменяет и ухудшает психофизиологическое состояние организма человека. В эстрадной музыке структура музыкального восприятия преимущественно нарушена, и возникает физиологическое возбуждение, которое сопровождается нарушением синхронизации ритмических процессов в человеческом организме. Так же вредны искусственные тембры электромузыкальных инструментов, превышение допустимого уровня громкости звучания, навязывание неестественных ритмов и некоторые другие новшества, внедряемые музыкантами в современную музыку. В результате был сделан однозначный вывод о том, что в качестве функциональной музыки в музыкотерапии можно использовать только духовную, народную или классическую музыку.

При этом оказалось, что из духовных произведений максимально эффективно воздействуют православные песнопения и колокольный звон. Так, после их воздействия в режиме 7-10 одночасовых сеансов с интервалом 1-3 дня наблюдалась долгосрочная гармонизация психофизиологического состояния пациентов: нормализация сна, снижение состояния тревоги, улучшение памяти, настроения и работоспособности.

Интересны были также два доклада московских исследователей во главе с С. В. Шушараджаном (президент Международной академии интегративной медицины и председателя оргкомитета данного конгресса), касающейся воздействия музыки на культивируемые опухолевые клетки и микроорганизмы. В экспериментах использовались различные виды музыкальных произведений. Был сделан вывод, что в зависимости от вида музыки, громкости и времени воздействия рост данных биоструктур может ускоряться или угнетаться. Однако эксперименты пока не дали окончательных зависимостей этих процессов, так как в них использовалась музыка, а не звук конкретных диапазонов частот.

columbietz: При этом оказалось, что из духовных произведений максимально эффективно воздействуют православные песнопения и колокольный звон. Так, после их воздействия в режиме 7-10 одночасовых сеансов с интервалом 1-3 дня наблюдалась долгосрочная гармонизация психофизиологического состояния пациентов: нормализация сна, снижение состояния тревоги, улучшение памяти, настроения и работоспособности.

Религиозное мракобесие такое мракобесие…

Религия нужна рабам и деспотам.

Рабам — чтобы вера в загробный рай помогала прозябать.
Деспотам — чтобы вбитая в башки рабов вера в загробный рай помогала ими управлять.

Ещё религия помогает деспотам отмазываться от наказаний за совершенные преступления, используя тот постулат, что на небесах всем воздастся по делам их. К тому же и рабы любят этот постулат, просто обожают его — ведь он позволяет им не выступать против деспота-преступника, а тупо прогибаться и дальше.

Религия не нужна тем, кто сам себе хозяин, кому не нужен ни раб, ни деспот. Но государству, построенному на принципах деспотизма, хозяева своей жизни не нужны. Поэтому, в данном случае, религия выступает как инструмент превращения хозяев в рабов и воспитания рабов из тех молодых людей, которые потенциально могут стать хозяевами своей жизни.

Россия стала на путь перехода в рабовладельческий строй, самый экономически неэффективный, но самый лучший для удовлетворения прихотей деспотов. А попам отведена роль пастухов, которые должны загнать овец в волчий концлагерь.

И это в 21-ом веке. Это возврат даже не во времена Средневековья, это возврат во времена первых рабовладельческих государств.

По теме: щас набежит толпа фанатичных ПГМ'щегоф и начнет вопить, что все эти сотни людей просто прогневали Бога милостивого, за что были отравлены за грехи свои! Или еще их любимая песня — что источники злонамеренно отравили… но тогда что-же их Бог не спас их? Видать точно не праведники!

Конечно, лвл мракобесия в стране зашкаливает, а главное — навязывается это рабское сознание деткам с малых лет, начинается программирование на смерть… лепят из детей дебилов и рабов.

Кстати вот, интересное письмецо — жаль, что наш религиозный перзидерт не примет:

Открытое письмо ученых-обществоведов президенту.

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Мы, нижеподписавшиеся ученые-обществоведы, обращаемся с этим посланием к Вам как к высшему руководителю страны и гаранту соблюдения Конституции РФ. Мы серьезно обеспокоены ростом числа верующих в нашей стране, возвышением церкви и религии и значительной помощью этим процессам со стороны государства. Возникает вопрос: куда собирается двигаться современная Россия? К вершинам социального прогресса или в обратную сторону?

Каждый день по государственным каналам радио и телевидения, в печатных органах нам восторженно рассказывают о том, что религия и церковь — это источник всякого добра, наш духовный воспитатель, важнейший ориентир и идеал. Поэтому они должны быть широко представлены в любом сегменте общественной жизни. По тем же каналам нас потчуют всевозможными выдумками о многочисленных ангелах и Сатане, о всезнающем и всемогущем Боге; рисуют красочные картины про загробный мир с его раем и адом, про путешествие человеческих душ в этом загробном мире; настаивают на том, что высший смысл жизни человека заключается в служении Господу и в подчинении его воле. Казалось бы, в наше время, в век огромных достижений науки, техники, культуры, образования, тиражировать подобные средневековые представления уже просто неприлично. Однако это делается с завидным постоянством, подталкивая людей, особенно незрелую молодежь, в лоно интеллектуальной нищеты, небылиц и мистики.

Понятно, что церкви для осуществления своих корпоративных интересов нужны большая публичность, привыкание всех граждан к персонам в рясах, воспитание как можно большего числа людей в религиозном духе. Но нужно ли это самим гражданам, по крайней мере их значительной части? Может ли это способствовать решению проблем современной России, ее модернизации, обретению человеком веры в свои силы, формированию у него реалистического научного мировоззрения и способности взять ответственность за свои поступки на себя, а не кивать на смущающего его дьявола?

В то время как у нас в стране церковь и религия при поддержке государства берут все новые высоты, производство, наука, образование, культура все более деградируют. Начиная с 90-х годов, свернуты многие космические программы; прекращены и не финансируются важнейшие научно-исследовательские работы; развалились десятки отраслевых научно-исследовательских институтов; более 500 тысяч ученых и научных работников уехали за рубеж. Полностью загублены перспективные биотехнологии. Запустело строительство новых машин, станков, самолетов, кораблей и пр. По ряду важнейших направлений науки и техники идет серьезное отставание от мирового уровня. Россия все более становится неконкурентоспособным государством в мире и превращается в третьеразрядную страну. Тысячами закрываются общеобразовательные школы, особенно в сельской местности. Сотни тысяч юных граждан страны сегодня не садятся за школьные парты, пополняют ряды беспризорников и преступников. В литературе и искусстве процветают порнография, жестокость и насилие. Эту ситуацию нужно срочно менять в лучшую сторону.

Из мирового опыта, из опыта собственной страны мы знаем, что в тяжелые времена, когда человек от горя и беды хватался за соломинку, чтобы спастись и выжить, религия и церковь становились для многих людей необходимой отдушиной, важнейшим спасительным средством (для какой-то части населения таковыми они остаются всегда). Тогда многократно расширялась и повышалась религиозность народа, значительно возрастал удельный вес в жизни общества церкви с ее догматами. Но в долговременной перспективе они становились и становятся серьезной помехой успешному развитию любой страны, в том числе и нашей.

Во-первых, давно доказано, что только рост и использование достоверных научных знаний, а не расширение религиозности народа приводят общество к новым социальным и техническим высотам. Об этом необходимо всегда помнить.

Во-вторых, с увеличением числа верующих, с возвышением церкви и религии неизбежно растут значимость и амбиции каждой из конфессий, которых в современной России немало, обостряется борьба между ними за ведущее положение в обществе. Все это не сплачивает людей, этносы, нации воедино, а, наоборот, усиливает раскол общества по религиозному признаку, что губительно для страны. Этого допустить никак нельзя.

В-третьих, церковь, выдавая свое чувственно-фантастическое учение за вечно истинное, всегда мешала и продолжает мешать процессу успешного познания и освоения мира, процессу глубокого изучения самого человека и условий его жизни. Церковный догматизм мешает решению многих важных и назревших жизненных проблем, в значительной мере тормозит социальный прогресс. Вот и теперь церковь максимально пытается остановить разработку и практическое применение результатов исследования генома человека, добивается категорического запрета на искусственное воспроизводство людей — этой важнейшей альтернативы выживания и развития человечества.

В-четвертых, бездоказательные религиозные выдумки не только не помогают решению острых жизненных проблем, но в век ядерного, химического, бактериологического оружия, техногенного производства становятся очень опасными. Ведь религиозный фанатик, вооруженный так называемыми вечными истинами, красочными рассказами о загробном рае, из лучших побуждений может однажды отправить всех нас на тот свет. Наглядный тому пример — террористы-смертники, которые, полагая, что они попадут в рай, охотно убивают себя и окружающих людей. Зачем же приумножать число этих религиозных фанатиков?

Исходя из изложенного, мы считаем, что нынешняя государственная политика в отношении церкви и религии требует серьезной корректировки. Мы убеждены, что светское государство не должно скатываться в сторону клерикализма. Это означает, что:

1. Государство должно, наконец, выработать четкую государственную программу, содержащую стратегию развития нашего общества с указанием главной цели и задач этого развития, основных средств их достижения, последовательности и важных этапов их выполнения. Эта программа светского государства исключает религию из своего содержания. Должен соблюдаться конституционный принцип отделения церкви от государства (см. Конституцию РФ, ст. 14, 15, 19, 28), а не сращивание их между собой, что фактически происходит у нас сегодня.

2. На всех уровнях, и прежде всего государственном, должна вестись активная пропагандистская, просветительская, воспитательная работа с населением с целью формирования у него представлений о преимуществах светского образа жизни, развития научного мировоззрения, включающего атеизм. Нельзя пускать этот процесс на самотек. Недопустимо превращать государственные каналы радио и телевидения в молельные дома и пропагандистские рупоры церкви. Нужно всемерно расширять общеобразовательные программы, пропагандируя последние достижения науки, рассказывая людям о теории эволюции, о реальном возрасте нашей Вселенной, о физических процессах, которые привели к возникновению Солнечной системы и зарождению жизни на Земле.

5. Не следует отождествлять или уравнивать науку с богословием, достоверное знание с мифологией. Это разные формы освоения действительности со своими особыми целями, задачами и функциями.

6. Снять всякое табу на конструктивную критику религиозных догматов и деятельность церковных иерархов. Наряду с положительными широко освещать и отрицательные инициативы церкви, показывать ее постоянный консерватизм и корыстные корпоративные интересы.

7. Не делать церковь и религию главным приоритетом развития общества. Всемерно оказывать общественную и государственную поддержку науке, образованию, культуре.

Доктора и кандидаты философских наук: В. П. Гончаров, Московский деловой центр;

М. И. Кошелев, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России; В. С. Кржевов, МГУ им. М. В. Ломоносова; Н. Е. Осипов, ЧГУ им. И. Н. Ульянова;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции