Эпидемии инфекционные заболевания и их классификация


Терминология

Общие для инфекционных заболеваний характеристики

О начале инфекционной болезни можно говорить, если после встречи возбудителя и макроорганизма, в частности человека, происходит нарушение функций жизнедеятельности последнего, появляются симптомы заболевания, а в крови происходит нарастание титра антител. Встречаются и другие формы инфекционных процессов: здоровое носительство вируса при наличии иммунитета или природной невосприимчивости к данному заболеванию, хронические инфекции, медленные инфекции.

Помимо того, что начинаются все инфекционные болезни с патогенных микроорганизмов-возбудителей, есть и другие общие для них характеристики. Такие заболевания заразительны, то есть способны передаваться от заболевшего человека или животного к здоровому. При определенных условиях возможно возникновение эпидемий и пандемий, то есть массовое распространение болезни, а это уже весьма серьезная угроза для общества. Помимо этого, инфекционные заболевания, список которых можно посмотреть в любом медицинском справочнике, всегда протекают циклично. Это означает, что в процессе болезни по очереди сменяют друг друга определенные временные промежутки: инкубационный период, этап предвестников заболевания, период разгара болезни, период спада и, наконец, период выздоровления.

Инкубационный период никаких клинических проявлений еще не имеет. Он тем короче, чем выше патогенность возбудителя и больше его доза, и может составлять как несколько часов, так и несколько месяцев и даже лет. Предвестники заболевания – это самые общие и достаточно неопределенные симптомы, на основе которых заподозрить конкретную инфекционную болезнь сложно. Типичные для нее клинические проявления максимальны на этапе разгара заболевания. Далее болезнь начинает угасать, но для некоторых инфекционных заболеваний характерны рецидивы. Еще одной специфической характеристикой инфекционных заболеваний является формирование в процессе заболевания иммунитета.

Возбудители инфекционных заболеваний

Возбудителями инфекционных болезней являются вирусы, бактерии и грибы. Чтобы внедрение прошло для патогенного микроорганизма успешно, одной встречи макро- и микроорганизма недостаточно. Требуется выполнение определенных условий. Большое значение имеет собственно состояние макроорганизма и его защитных систем. Много зависит и от патогенности самого возбудителя. Она определяется степенью вирулентности (ядовитости) микроорганизма, его токсигенностью (иначе – способностью вырабатывать токсины) и агрессивностью. Условия внешней среды также играют большую роль. бактериальная пневмония

Классификация инфекционных заболеваний

Прежде всего, инфекционные заболевания можно систематизировать в зависимости от возбудителя. В общем случае, выделяют вирусные, бактериальные и грибковые инфекции. Отдельно выделяют хламидийные, микоплазменные, риккетсиозные, спирохетозные инфекции, хотя и хламидии, и микоплазмы, и риккетсии, и спирохеты относятся к царству бактерий. Вирусы – это, пожалуй, самые распространенные возбудители заболеваний. Однако и бактерии способны вызвать множество недугов. Среди самых известных – такие как ангина, менингит, холера, чума, бактериальная пневмония, туберкулез, столбняк. К грибковым инфекционным заболеваниям, или микозам, относят кандидоз, дерматофитию, онихомикоз, лишай.

Наиболее часто инфекционные заболевания классифицируют соответственно месту локализации возбудителей с учетом механизма их передачи, но это касается тех заболеваний, которые распространяются от человека к человеку. Соответственно, выделяют кишечные инфекционные болезни, передающиеся фекально-оральным путем (астровирусная инфекция, полиомиелит, холера, брюшной тиф). Существуют инфекционные заболевания верхних дыхательных путей. Способ заражения ими именуется воздушно-капельным (ОРВИ, дифтерия, скарлатина, грипп).

Инфекционные болезни еще способны локализоваться в крови и передаваться посредством укусов насекомых и медицинских манипуляций. Речь идет об инъекциях и переливаниях крови. К ним относятся гепатит Б, чума, сыпной тиф. Существуют еще наружные инфекции, поражающие кожные покровы и слизистую оболочку и передающиеся контактным путем. болезнь бруцеллез

В процессе эволюции за каждым видом возбудителя инфекционного заболевания закрепились свои входные ворота инфекции. Так, ряд микроорганизмов проникает через слизистые оболочки дыхательных путей, другие – через пищеварительный тракт, половые пути. Бывает, впрочем, что один и тот же возбудитель способен попасть в организм человека одновременно разными путями. Например, гепатит Б передается через кровь, от матери к ребенку и контактным путем.

Что касается источников инфекции, то различают антропонозы, если заболевание исходит от человека, и зоонозы, если носителями заразы являются животные. Надо сказать, что возбудители зоонозов при попадании в организм человека в дальнейшем в окружающую среду уже не выделяются, поэтому интенсивность распространения зоонозов на порядок ниже, нежели антропонозов. К зоонозам относят болезнь бруцеллез, ботулизм, чуму, туляремию, бешенство, сибирскую язву, ящур, столбняк. Для зоонозов характерно, как правило, несколько механизмов передачи инфекции.

Существуют три основных среды обитания возбудителей инфекционных заболеваний. Это организм человека, организм животных и неживая среда – почва и водоемы.

Симптомы инфекционных заболеваний

Общие симптомы инфекционных заболеваний включают в себя недомогание, головную боль, бледность, озноб, ломоту в мышцах, повышение температуры, иногда – тошноту и рвоту, понос. Помимо общих, бывают такие симптомы, которые характерны только для одного заболевания. Например, сыпь при менингококковой инфекции весьма специфична. грипп инфекционные болезни

Диагностика

Что касается диагностики, то она должна основываться на всестороннем и комплексном изучении больного. Изучение включает в себя подробный и обстоятельный опрос, обследование органов и систем, и обязательно анализ результатов лабораторных исследований. Ранняя диагностика инфекционных заболеваний представляет определенные трудности, но имеет серьезное значение как для своевременного адекватного лечения больного, так и для организации профилактических мероприятий.

Лечение

В лечении таких недугов, как инфекционные заболевания, список которых так пугающе обширен, выделяют несколько направлений. Прежде всего, это меры, направленные на снижение активности патогенного микроорганизма и нейтрализацию его токсинов. Для этого применяются антибактериальные препараты, бактериофаги, интерфероны и другие средства. Во-вторых, необходимо активизировать защитные силы организма, применяя иммуномодулирующие препараты и витамины. Лечение обязательно должно быть комплексным. Важно нормализовать нарушенные болезнью функции органов и систем. В любом случае, подход к лечению должен учитывать все индивидуальные особенности пациента и течения его заболевания. сыпь при менингококковой инфекции

Профилактика

Чтобы максимально обезопасить себя и своих близких от такой угрозы, как инфекционные заболевания, список которых включает болезни вирусной, бактериальной и грибковой природы, необходимо помнить о карантинных мерах, вакцинации, укреплении иммунитета. А иногда, чтобы спастись от инфекции, достаточно соблюдения элементарных правил личной гигиены.

Тема: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

Учитель: ОБЖ Ахмедова Н.И.

Познакомить учащихся с основными инфекционными заболеваниями, их причинами и мерами по их профилактике.

Сформировать представление о инфекционных заболеваниях и их развитии, об иммунной системе и профилактике заболеваний

1. Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков,

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

2. Развивать умение избегать инфекционных заболеваний

3. Закрепить имеющиеся знания по профилактике инфекционных заболеваний

1.Инфекционные болезни и их классификация.

2.Причины возникновения инфекционных болезней.

3.Профилактика инфекционных заболеваний.

Фронтальный опрос обучающихся по ранее

Изучение нового материала

Обобщение и систематизация знаний Закрепление материала

Подведение итогов занятия

Учитель: А для того, чтобы понять, как вы усвоили предыдущую тему, я задам несколько вопросов:

1. Что присваивается юношам на медицинской комиссии при начальной постановке на воинский учет? (Категории годности)

2. Какие категории годности подлежат призыву? (А и Б)
3. Назовите основные мероприятия, проводимые в ВС РФ по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих.
4. Какие вы знаете мероприятия, проводимые в воинской части, по закаливанию военнослужащих?

Учитель : Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока.
Сегодня у нас тема урока: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА.

Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями:

Учитель: Как вы думаете, какова причина возникновения инфекционной болезни ?

Ученик: Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Учитель: Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей.

Рассмотрим основные пути передачи инфекции и их характеристику (слайд 3).


Существует так же классификация основных инфекционных болезней

Инфекционные заболевания, которыми болеет только человек, передаются от человека к человеку (антропозы)

Инфекционные заболевания, общие для животных и человека

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, полиомиелит, холера, паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллёз, сальмонеллёз

Инфекции дыхательных путей

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, орнитоз

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф

Блошиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, жёлтая лихорадка, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, туляремия, чума

Инфекции наружных покровов

Вирусный гепатит В, вирусный гепатит С, вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур

Учитель: Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный, период основных проявлений (разгара) болезни и период угасания симптомов болезни (выздоровление)

Инкубационный период это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определённые пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь чётких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период – выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Учитель: Эпидемия - массовое распространениеинфекционных заболеваний,значительно превосходящееобычный уровеньзаболеваемости. (слайд 6)

Пандемия - эпидемия, охватывающаянесколько странили материков. (слайд 7)

Профилактика инфекционных заболеваний

Профилактика инфекционных болезней – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска. Эти мероприятия бывают общими (повышение материального благосостояния людей, улучшение медицинского обеспечения и обслуживания, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрана окружающей среды и др.) и специальными (медико-санитарные, гигиенические и противоэпидемические). (слайд 8)

Специальные мероприятия – противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия направленные на предупреждение, уменьшение размеров и последствий эпидемий.

Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведётся регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулёзом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллёзом, бруцеллёзом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам.

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый.

Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации 1 .

Приобретённый иммунитет по наследству не передаётся. Он вырабатывается лишь к определённому микроорганизму, попавшему в организм или введённому в него. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет.

Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго – годами или десятками лет. Так, после кори остаётся пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например, при гриппе, активно приобретённый иммунитет сохраняется относительно недолго – в течение 1-2 лет.

Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно – путём введения в организм антител 2 (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретённый иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время – в течение 3-4 недель.

Общие понятия об иммунной системе

Иммунная система это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма.

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим – селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом , или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды – токсины . Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, в учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции – лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы – антитела.

Профилактика подразумевает проведение оздоровительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания его невосприимчивости к инфекционным болезням.

В заключении урока необходимо отметить, что для профилактики инфекционных заболеваний большое значение имеет иммунизация.

Учитель: Для закрепления полученных знаний, я предлагаю вам ответить на 10 несложных вопросов. (тест)

Учитель: Итак, в завершение урока меня волнует вопрос, чему же мы сегодня учились? (Следует ответ учеников.)
– Что нового вы узнали? (Ответ учеников.)
– Замечательно. А что мы ещё с вами не сделали? (Следуют ответы: не записали домашнее задание; не выставили оценки за урок.)
– Правильно! Итак, оценки за урок: (выставляются оценки за урок).
– И теперь мы записываем

Домашнее задание: Заполнить таблицу: 1 ряд – грипп, сибирская язва, ящур, 2ряд – скарлатина, чума, сальмонеллез, 3 ряд – дизентерия, краснуха, гонорея. Повторить конспект и выучить определения.
– Наш урок окончен. До свидания.

Тип урока: Урок – беседа.

Вопросы урока : 1. Понятия инфекционной болезни, эпидемии.

2. Условия передачи инфекции.

3. Механизмы передачи инфекции.

Цели урока : Познакомить учащихся с признаками инфекционных заболеваний, условиями и механизмами передачи инфекции.

Оборудование: Учебник, схемы, слайды, плакаты.

На доске : число, месяц

Проверка домашнего задания:

1. Освободить тело

2 На раны и ссадины наложить повязки

3. Если конечность холодная и синюшная, то накладывается жгут, если теплая, то тугая повязка.

4. Дается противоболевое средство

5. Горячий чай, кофе

6 Доставить в больницу

3. Первая медицинская помощь при ушибе

Давящая повязка, холод, покой

4. Первая мед ицинская помощь при растяжении связок?

Тугое бинтование, холод, покой

5 Первая мед помощь при переломах?

Остановка кровотечения, наложение стерильной повязки, закрепление конечности (шина)

3. Изучение нового материала. (слайд 1)

Инфекция – это проникновение и размножение в организме болезнетворных микроорганизмов, которое приводит к развитию инфекционного заболевания, бактерионосительству или гибели микроорганизмов.

Инфекция, а точнее, процесс, обозначаемый этим термином, лежит в основе существования особого рода болезней – инфекционных.

Инфекционные болезни – это группа болезней, вызываемых специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, простейшими, грибами, которые проникая в организм человека (иногда с пищей), вступают в контакт с клетками и тканями организма.

Тяжесть течения болезни, клинические особенности и исход болезни в большой степени зависит от состояния организма человека, его физиологических особенностей, иммунной системы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Из биологии вы знаете, что микроорганизмы делятся на виды

Патогенные – не вызывают заболевания

Условно – патогенные – могут вызывать инфекцию

Патогенные – вызывают инфекционные заболевания

Рассмотрим классификацию основных инфекционных болезней человека (стр 58 учебника)

Различают 4 вида:

1. Кишечная инфекция – к которой относятся вирусный гепатит А, дизентерия, холера, ботулизм и др.

2. Инфекция дыхательных путей - к которой относятся грипп, корь, краснуха, туберкулез и др.

3. Кровяные инфекции – сыпной тиф, чума, желтая лихорадка и т.д.

4. Инфекция наружных покровов – ВИЧ – инфекция, вирусный гепатит В,С,Д сибирская язва и др.

Все эти болезни имеют общие признаки:

Записываем – Признаки инфекционных болезней:

Разбитость в теле

Выделения из носа

Все эти признаки проявляются в определенный период болезни.

Для инфекционных болезней характерны следующие (Записываем: ) периоды развития болезни

Период основных проявлений болезни

Период угасания симптомов болезни

Выздоровление будет полным, если все функции организма восстанавливаются.

Поэтому для предотвращения заболевания населения ведется регистрация всех случаев заболевания инфекционными болезнями. Кроме регистрации проводится ряд мероприятий, направленных на повышения иммунитета организма человека. Обычно инфекционные заболевания распространяются из района их природного обитания через транспортные пути и при массовых миграциях животных – переносчиков заболеваний. Когда процент заболевших, намного превышает обычные показатели, говорят об эпидемии.

Записываем: Эпидемия – массовое распространение инфекционных заболеваний, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

Пандемия – эпидемия, охватывающая несколько стран или материков

Механизм передачи инфекции неодинаков при различных заболеваниях

Механизм передачи инфекции

От больного к здоровому

От здорового , но бациллоносителя к здоровому.

Пути передачи инфекции могут быть разными:

Фекально – оральный путь ( через кал, рвоту ---- грязные руки---- посуда, продукты---рот---желудок----кишечник ( так передается дизентерия)

Воздушно- капельный путь – (чихание ----вдох---верхние дыхательные пути, так передается грипп)

Жидкостный – (кровососущие насекомые(вши) –здоровый человек, так передается чума, сыпной тиф)

Зоонозный – (от диких или домашних животных при укусе здорового человека, заражается бешенством)

Контактный и контактно – бытовой ( через постель, обувь передаются грибковые заболевания)

Запишем определения некоторых понятий :

Бациллоноситель – человек, в организме которого присутствует патогенный микроб. (Человек при этом здоров, но является носителям и распространителем инфекционного заболевания)

Условия передачи инфекции могут быть разные, различают три вида :

Природные – которые зависят от климата, животного и растительного мира, природных очагов инфекционных заболеваний (например – в Амурской области проживают энцефалитные клещи , переносчики инфекционных заболеваний – тифы, чумы, энцефалита)

Социальные – при большой плотности населения, плохих санитарно- коммунальных условиях, неразвитого здравоохранения – страны Африки

Личные –при способности организма отвечать на внедрение , размножение патогенных микробов (местные жители Восточных стран заболевают некоторыми видами болезней , не присущими Западным странам)

Для того чтоб не заразится и не заболеть инфекционными заболеваниями в нашем организме, вырабатывается иммунитет.

Иммунитет – невосприимчивость к болезни. Способ защиты внутреннего организма от генетически чужеродной информации.(Антигенам)

Антигены- патогенные микроорганизмы.

Органы иммунной системы:

- Приобретается после болезни

Поэтому различают следующие виды иммунитета :

Активно приобретенный (вакцины)

Пассивно приобретенный (сыворотки с антителами)

В случае возникновения заболевания вводится карантин

Карантин – система мер для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага.

4. Подведение итогов урока:

Что такое инфекция?

Какие болезни называются инфекционными?

Что такое иммунитет и какие органы отвечают за иммунитет?

Кто такой бациллоноситель?

Чем отличается эпидемия от пандемии?

параграф 3.1 и 3.2

Свиной грипп
Свиной грипп – заболевание людей и животных, вызываемое штаммами вируса гриппа.

Широко распространен среди

свиней почти везде, кроме Австралии, большей части Африки и, естественно, Антарктиды. Наиболее часто свиной грипп встречается в Северной и Южной Америке, Европе, странах Азии, а также в некоторых областях Африки. Вирус циркулирует среди свиней, других млекопитающих, птиц и людей, при этом мутирует.

От животного к человеку свиной грипп передается редко, поэтому при правильной термической обработке свинина не может стать источником заражения.

Передаваясь от животного к человеку, вирус свиного гриппа не всегда вызывает заболевание, а его наличие можно определить только по присутствию в крови антител. Заразиться можно как при непосредственном контакте, так и воздушно-капельным путем. Симптомы свиного гриппа схожи с симптомами и признаками обычного сезонного гриппа и ОРВИ.

Свиной грипп в России и Украине

В России первый случай заболевания свиным гриппом зарегистрирован 22 мая 2009 года.

По сообщению ИТАР-ТАСС от 29 октября 2009 года число жертв свиного гриппа

в России достигло 5 человек – к Забайкалью и Москве присоединился Красноярский край.

Источник вируса свиного гриппа в России – туристы. Особенно актуально это для Москвы, куда ежедневно прибывает большое число не только туристов, но и иммигрантов из стран Азии.

Что касается ситуации со свиным гриппом в Украине, то первый заболевший зарегистрирован 2 июня 2009 года.

По сообщениям СМИ, 31 октября 2009 президент Украины В. Ющенко сообщил,

что ОРВИ и гриппом на Украине болеет 154,2 тыс. человек, умерло 48, в том числе 2 ребенка.

Лабораторные методы подтвердили 14 случаев свиного гриппа.

По данным ВОЗ на 30 октября 2009 года число заболевших в мире достигло 537248 человек, количество смертельных исходов – 6972.

Симптомы свиного гриппа у людей

Как было сказано выше, симптомы свиного гриппа у людей не отличаются от симптомов обычного сезонного гриппа.

К первым признакам заболевания относятся:
- повышенная температура,
- головная боль,
- озноб,
- кашель,
- насморк,
- ангина,
- слабость в теле,
- боли в мышцах,
- ломота в суставах,
- в некоторых случаях возможны такие симптомы, как рвота, расстройство желудка, диарея.

При обнаружении у себя одного или нескольких перечисленных признаков обратитесь к врачу.

Скорее всего, это не свиной грипп, но лучше перестраховаться.

Вакцины и прививки от свиного гриппа

Прививка против сезонного гриппа входит в Национальный календарь профилактических прививок.

Что касается прививок от свиного гриппа, то вакцина была изготовлена совсем недавно.

В скором времени планируется вакцинация населения РФ. Однако, как отмечает ВОЗ, поголовная вакцинация не является выходом.

Другое дело – прививки людям, входящим в группу риска.

Специалисты ВОЗ и вирусологи разных стран мира смогли создать вакцину от вируса свиного гриппа только в октябре 2009 г.

Как сообщают ВЕСТИ, в октябре в России официально зарегистрированы 4 вакцины от свиного гриппа:

"МоноГриппол", "МоноГриппол Нео", "Пандефлю" и "Инфлювир".

По прогнозу главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, в России планируется произвести 40 млн. доз вакцины.

Многие врачи считают, что в случае со свиным гриппом страшнее не сама болезнь, а паника.

Многие СМИ нагнетают ситуацию пугающими сообщениями об этом вирусе. Однако люди, вспоминая недавние вспышки "птичьего гриппа" и "коровьего бешенства", которые не имели серьезных последствий для человечества в планетарном масштабе, начинают задумываться – а так ли страшен черт, как его малюют?

Разделы: ОБЖ

Цели урока:

  • познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, способами защиты от инфекционных заболеваний;
  • развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать культуру устной речи, коммуникативные способности.

I. Организационный момент:

Озвучить тему урока. Проверить выполнение домашнего задания. Класс заранее был разделён на группы, каждая получила своё задание.

II. Цели нашего урока

  • познакомиться с видами инфекционных заболеваний;
  • причинами возникновения эпидемий;
  • совершенствование навыков безопасного поведения.

План урока:

1. Инфекции;
2. Механизм передачи инфекции;
3. Профилактика инфекционных заболеваний;
4. Что такое эпидемия
5. Презентация групповой домашней работы
6. Закрепление материала.
7. Подведение итогов
8. Выставление и объявление отметок за урок
9. Домашнее задание

III. Изучение нового материала

1. Инфекции:

ПРИЗНАКИ: желтушный окрас глаза больного.

По данным ВОЗ вирусными гепатитами инфицированы около 250 млн. человек. Эта инфекция поражает печень.

Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920), Русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии, первый, кто открыл в 1882 году проходящий через бактериологический фильтр возбудитель табачной мозаики, который стал называться – ВИРУСОМ.

2. Механизм передачи инфекции

Существует несколько способов передачи инфекции, такие как:

1. Пищевой механизм передачи инфекции – через некачественные продукты питания;
2. Водный механизм передачи инфекции – через использование зараженной воды для питья, мытья продуктов, умывания: (летом 2005 года были выявлены десятки случаев СЕРОЗНОГО МЕНИНГИТА у детей, купавшихся в городских водоемах);
3. Воздушно-капельный механизм передачи инфекции – через вступление в контакт с больными гриппом, ОРЗ, кашлем людьми;
4. Контактно-бытовой механизм передачи инфекции – через контакты в общественных местах (школа, транспорт, кинотеатр);
5. Механизм поступления инфекции через передатчиков – при укусе животного, насекомого, птиц.

3. Профилактика инфекционных заболеваний

Существует несколько видов профилактики инфекционных заболеваний:

1. Устранение 2. Разрыв путей передачи 3. Повышение
возбудителя источника инфекции невосприимчивости
инфекции (дезинфекция, людей (вакцинация)
(карантин,
дезинсекция,
обсервация;
дератизация)

  • ДЕЗИНФЕКЦИЯ – (от де. дез и средневекового лат. iпfесtiо – заражение) – комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней.
  • ДЕЗИНСЕКЦИЯ – (от де. дез и лат. iпsectum – насекомое) – комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих – переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши и т.д.)
  • ДЕРАТИЗАЦИЯ – (от де. и франц. rаt – крыса) – комплекс мер по борьбе с грызунами.

У вас на столах лежат значения этих слов, прочитайте их:

Карантин (от итал. quaranta – сорок) – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта или подозрительного на инфицирование лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта.

История происхождения слова

И только в конце ХVIII века появилось второе значение этого слова – “самой дом, в котором приезжающие из заразительных мест должны иметь пребывание свое”. Карантин чаще всего при многих инфекционных болезнях, прежде всего оспе и чуме длился сорок дней.
Первые упоминания карантинных мероприятий встречаются еще в Ветхом завете. Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.

Обсервация (от лат. оb1iо – наблюдение), система мер по наблюдению за изолированными в специальном помещении лицами, выезжающими или прибывающими из населенных пунктов и стран, неблагополучных по чуме, оспе, холере, желтой лихорадке.

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни. Одним из видов профилактики является забота о своем здоровье.

Она заключается в том, чтобы:

1) вести здоровый образ жизни;
2) активный отдых;
3) физическая зарядка;
4) режим дня;
5) обтирание тела холодной водой;
6) соблюдение правил личной гигиены;
7) принимать пищу богатую витаминами;
8) избегать тесных контактов с возможным очагом заражений;
9) а главное – вырабатывать иммунитет.

Иммунитет – состояние невосприимчивости к возбудителям инфекционных заболеваний. Достигается ведением здорового образа жизни и вакцинацией.

Существует несколько ВИДОВ ВАКЦИН;

1. Живые вакцины
2. Вакцины из убитых микробов
3. Химические вакцины
4. Анатоксины

Анатоксины – обезвреженные формалином токсины микробов, сохранившие свойство антигена. Используются в качестве вакцин для профилактики дифтерии, столбняка и других инфекций.

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни. Иногда инфекции распространяются так быстро и поражают здоровый организм, что превышают порок заболеваемости на данной местности и это распространение называется ЭПИДЕМИЕЙ, а почему они возникают, вы сейчас узнаете, прочитан текст учебника, стр. 54–56.

IV. Закрепление изученного материала

1. Что такое “эпидемия”?

Эпидемия – (от греч. ерidеmiа) – массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.

2. Назовите факторы возникновения эпидемий?

Факторы возвикновения эпидемий:

3. Что влияет на скорость распространения эпидемии?

  • бытовые условия;
  • коммунальное благоустройство;
  • качество медицинской помощи
  • и т.д.

4. Назовите компоненты возникновения инфекций?

1. Источник возбудителя 2. Фактор, 3. Восприимчивость к
(зараженный человек обеспечивающий инфекции людей.
или животное); передачу возбудителей;

V. Работа в группах. Сообщения об инфекциях, характерных для МО

Бешенство

1) дикие животные, из них 80% – лисица, далее – енот
2) домашние животные – кошки, собаки, овцы, КРС.

Механизм передачи: контактный, через укус заражённого животного.

Инкубационный период от 10 до 90 дней.

РФ: 2007 г. – погибло 15 человек.
Азия: до 50 тысяч человек.
Астраханская область: 4 человека.
МО: 3 человека.
За первое полугодие 2009 года в МО – 3 случая.

1. Припухание, покраснение, зуд места укуса; боль в нервных стволах в данном месте.
2. Изменение поведения: нарушение сна, сон с устрашающими сновидениями, двигательное возбуждение с развитием депрессии; гиперчувствительность к посторонним шумам; слюнотечение.
3. Паралич дыхательных путей (приводит к летальному исходу).

Нетипичные формы бешенства

1. Паралитическая – больное животное ласковое, стремится облизать руки и лицо; затруднение с глотанием слюны, паралич нижней челюсти. У собак тоска, вой, смерть от паралича.
2. Атипичная – маскировка под желудочно-кишечное расстройство; рвота и кровавый понос.

1. Антирабические прививки домашних животных по календарю прививок. Две трети кошек и собак в МО не привиты!
2. Вакцинация укушенного человека (эффективна в течение нескольких часов после укуса, позднее – бессмысленна). Делается 6 инъекций внутримышечно, не рекомендуется в течение полугода употребление алкоголя.
3. Избегание контактов с чужими животными.

Бешенство не лечится!

Туляремия

1. 150 видов диких животных, из них 105 видов – млекопитающие.
В основном – крысы, мыши.
2. Домашние животные – КРС, овцы, свиньи.

Механизмы и пути передачи:

1. Воздушно-пылевой.
2. Фекально-оральный (пищевой алиментарный).
3. Кровяной (иксодовый).
4. Контактный (через кожу).

Статистика по МО:

2007 г. – 166 человек.
2008 г. –4 человека.
2009 г. – нет данных.
2007 г. – эпидемия в Шатурском районе и городе Рошаль.

Провакцинировано около 6 тысяч человек.

Восприимчивость всеобщая. От человека к человеку не передаётся. Процент летальности – 0.5%.Инкубационньий период – от 3 до 7 дней, редко – от нескольких часов до 21 дня.

Бубонная форма туляремии после контакта с выделениями или больными животными. Начинается остро! Температура 39-40. Лихорадка, головная боль, снижение аппетита, мышечная боль, отёчное и покрасневшее лицо, кровоизлияние в склеры глаз. Поведение полно эйфории.

Специфические симптомы: увеличение и болезненность (в первое время) подмышечных, паховых и бедренных лимфоузлов, размер от лесного ореха до куриного яйца. Через 1-4 месяца воспаление у 50%больных проходит, а у 50% – нагноение или склерозорование (нарастание тканей, уплотнение).

1. Вакцинация.
2. Дератизационные мероприятия (уничтожение грызунов).

Болезнь Лайма (клещевой возвратный боррелиоз)

Вирус впервые обнаружен в 1982г в городе Лайм в США, штат Коннектикут. Возбудитель – бактерия.
1984 – обнаружен первый больной в СССР.
1992 – первая статистическая отчётность.
2004 – зафиксировано, что это одна из ведущих болезней в Московской области.
2005 – 237чел. больных.
2006 – более 150 чел.

1. Кровяной, через укус иксодовых клещей. Источник инфекции – дикие и домашние животные: кошки, собаки, КРС, овцы.
2. Пищевой (алиментарный) – через не прокипячёное козье и коровье молоко.

Клиника: на месте укуса бледно-синий центр с ярко-красными приподнятыми краями 1,5-5см, лихорадка, слабость, головная боль, поражается сердечная мышца, суставы увеличиваются и становятся болезненными. Болезнь протекает доброкачественно.
Инкубационный период: от 3 до 10 дней.
Инфицированных клещей БЛ 8-20%.; 2007 год – 15%.

1. Защита от укусов с использованием реппелентов.
2. Осмотр каждые 15-20 мин.
3. Иммунопрофилактики нет!

Не путать с клещевым энцефалитом!
У него возбудитель – вирус, при заражении поражается ЦНС, происходит онемение кожи лица, слабости рук, ног, параличи, изменение поведения человека.
В первом полугодии 2009 года 27 человек скончались.
От КЭ делают три прививки в течение нескольких месяцев или через 12-14 дней.

Лептоспироз

1. 58 видов грызунов и насекомоядных (ежи и землеройки), волки, лисицы.
2. Домашние животные: 60% – свиньи, 30% – КРС, козы. Человек может заразиться от собак.
Большого эпидемиологического значения не имеет.

Механизм и пути передачи

1. Фекально-оральный (пищевой – несколько суток, водный –2-3 недели).
2. Контактный (через неповреждённый кожный покров, с кровью поражаются все органы). Инкубационный период – несколько дней.

Статистика в МО

2007 г. – 33 заражённых в Ступинском, Дмитровском, Подольском, Серпуховском районах, 2 летальных случая.

Острое начало: лихорадка 39-40 градусов, головная боль, заторможенность, бессонница и проявления со стороны ЖКТ, снижение аппетита.

1. Прогноз заболевания зависит от силы и частоты мышечных болей (возникает в покое и усиливается при движении и пальпации).
2. Частая причина смерти – поражение почек (ОПП), до 60% в структуре смерти.

1. Убитая вакцина.
2. Дератизационные меры.
3. Ношение непромокаемой обуви.

Легионеллёз

Инфекция впервые была обнаружена в 1976 году после съезда ветеранов легионеров в США, распространилась через систему кондиционирования.

Легионелла. Легионеллёз это сапронозная инфекция. Возбудитель находится во внешней среде, не имея определённых источников (почва, водная стихия – городские фонтаны, джакузи, душ, пруды, лужи).
Резервуаром может быть амёба обыкновенная. Оптимальная температура воды 25-42 градуса, наилучшая 30-35.

Механизм и пути передачи: аэрогенный, с водяной аэрозолью или через пыль. От человека к человеку данная инфекция не передаётся.
Заражение носит сезонный характер (летне-осенний период). Группы риска: наркоманы, алкоголики, курильщики, пожилые люди, Мужчины болеют чаще, чем женщины.

Инкубационный период: 2-10 дней. Симптомы: температура 39-40 градусов, мышечные и суставные боли, у трети заболевших водянистый понос, язык обложен коричневым налётом. Со 2-4 дня наступают признаки пневмонии.
Летальность: без лечения – 40%;
с лечением – 5-15%.

Свердловская область, пос. Верхняя Пышма, 20 июля – 13 августа 2007 года. Причина: после прессовки вода была пущена потребителю (нарушение регламента).
Уникальность: впервые в мире легионелла попала в воду через централизованную горячую воду.

Природная среда – источник инфекционных заболеваний

Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Например, в почве обитают микроорганизмы, которые являются возбудителями ботулизма, столбняка, газовой гангрены; в воде, соответственно, – брюшного тифа, холеры, дизентерии и др.
Кроме микроорганизмов, переносчиками инфекционных заболеваний являются насекомые, птицы, дикие животные.

Итак, следует сказать, что кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других животных организмов, в том числе и в самом человеке.

Нужно отметить, что рост городов (поселков городского типа), ухудшение их санитарного состояния, развитие промышленности по производству биопрепаратов, снижение культуры и жизненного уровня населения и другие факторы приводят к увеличению биологического загрязнения окружающей среды и, как следствие, росту числа инфекционных заболеваний. Кроме того, люди (домашние животные) могут заражаться природно-очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага.

В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний применяются карантин и обсервация.

Элементы эпидпроцесса

1. Источники инфекции:

– зоонозы (дикие и домашние животные);
– антропонозы (человек), гепатит А, гепатит В; воздушно-капельные инфекции, дизентерия, брюшной тиф;
– антропозоонозы (животные и человек), туберкулёз, сальмонеллёз.

2. Механизм передачи:

– воздушно-капельный;
– пищевой;
– кровяной;
– контактный.

3. Наличие чувствительного организма.

VI. Закрепление материала

1. Что такое инфекционные заболевания?
2. Назовите механизмы передачи инфекции?
3. Укажите виды профилактики инфекционных заболеваний?
4. Что такое иммунитет?
5. Перечислите виды вакцин?

VII. Подведение итогов, выводы к уроку

Сегодня на уроке речь шла о:

  • видах инфекционных заболеваниях;
  • причинах их возникновения;
  • механизмах передачи инфекций;

VIII. Выставление и объявление оценок за урок

IX. Домашнее задание

Подготовить сообщение о СПИДе и ВИЧ-инфекции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции