Что такое эпидемиология инфекционных болезней

Понятие эпидемиологии

Эпидемиология – раздел медицинской науки, объектом которого является заболеваемость. Под заболеваемостью понимается число случаев болезни на определенной территории за определенный период времени в какой-либо группе населения. Целью изучения такого параметра как заболеваемость является выявление и обоснование принципов профилактики болезней в популяции. В применении к инфекционным болезням эпидемиология включает также изучение возможностей уничтожения отдельных видов инфекций.

На данный момент человечеству известно большое количество болезней, не малая их часть вызывается инфекционными агентами, то есть организмами, чаще микроскопическими, которые в качестве своей среды обитания используют человеческое тело. При этом и человек, и микроб должны обладать определенным набором свойств, позволяющих с одной стороны, инфекционному агенту внедриться во внутреннюю вреду организма, а с другой стороны человеческому организму отреагировать на возбудителя.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эта совокупность взаимных реакций организма хозяина и возбудителя, сопровождающаяся общими и специфическими клиническими проявлениями, называется инфекционным процессом.

Свойства возбудителя инфекционного процесса

К свойствам возбудителя как одного из участников инфекционного процесса относят:

  • Патогенность – способность заражать, жить и изменять анатомию и физиологию хозяина;
  • Вирулентность – степень способности данного инфекционного агента заражать;
  • токсигенность – способность возбудителя образовывать токсичные для хозяина вещества;
  • адгезивность – способность прикрепляться к клеткам хозяина;
  • инвазивность - способность к проникновению внутрь клетки
  • Антигенная мимикрия – способность инфекционного агента маскироваться в организме хозяина для защиты от иммунитета.

Важнейшие факторы хозяина – видовая и индивидуальная восприимчивость к инфекционному агенту. Она в свою очередь зависит от:

  • Количества и качества возбудителя
  • Входных ворот (различных для различных возбудителей)
  • Общей физиологической реактивности организма, которая складывается из физических и психических кондиций индивида, пола возраста, состояния нормальной микрофлоры
  • Иммунно-биологических особенностей организма.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Эпидемический процесс

Взаимодействие отдельного биологического вида возбудителя и популяции человека называется эпидемическим процессом. Эпидемический процесс складывается из трех основных разделов:

  1. факторы эпидемического процесса;
  2. механизм его развития;
  3. и проявления.

К факторам эпидемического процесса относят биологические – экологические взаимодействия по принципу паразитизма, социальные, включающие уровень социального развития и активности, а также факторы внешней среды – биотические, абиотические и антропогенные.

Механизм развития эпидемического процесса складывается из источника инфекции, механизма его передачи и восприимчивости организма-хозяина.

Эпидемиологический процесс имеет характерные проявления. С индивидуальной позиции при встрече возбудителя и хозяина может произойти либо заболевание первого, либо возникнуть бессимптомное носительство. С популяционно-видовой точки зрения эпидемический процесс может проявляться как спорадическая заболеваемость, как формирование очага инфекции (среди людей, в животном или растительном царстве), вспышкой, эпидемией или пандемией.

Эпидемиологический процесс в популяции обладает специфической неравномерностью проявлений по территории, времени и группам населения. При этом каждый возбудитель характеризуется специфическим набором неравномерностей проявлений, которые зачатую помогают в мониторинге эпидемического процесса и диагностике заболеваний.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Цель:Формирование профессиональных компетенций по диагностике, лечению и профилактике инфекционных болезней напринципах доказательной медицины

Введение в дисциплину

Инфекции дыхательных путей

Инфекции наружных покровов

Дифференциальная диагностика симптомов и синдромов при инфекционных болезнях

Перечень формируемых компетенций

способность и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности ОК – 1

способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну ОК-8

способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками ПК-1

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности ПК-3

способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ПК-5

способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп ПК-6

способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам ПК-11

способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний ПК-17

способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и не медикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов ПК-20

Учебно-методическая литература, изданная сотрудниками и ППС кафедры

Инфекционные болезни. Учебник. Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я.Венгерова.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 704 с.

Эпидемиология инфекционных болезней: учебное пособие/Н.Д. Ющук [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 496 с.: ил.

Цель:формирование на принципах доказательной медицины профессиональных компетенций по организации и проведению первичных профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах социально-значимых инфекционных болезней

Общая эпидемиология.

Эпидемический процесс. Эпидемиологический надзор

Эпидемиологический метод с основами доказательной медицины. Эпидемиологические исследования

Дезинфекция, стерилизация, принципы обращения с медицинскими отходами

Иммунопрофилактика инфекционных болезней

Частная эпидемиология.Эпидемиология инфекций дыхательных путей

Эпидемиология кишечных инфекций и вирусных гепатитов

Эпидемиология тифо-паратифозных заболеваний

Эпидемиология инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП)

Природно-очаговые инфекционные болезни. Сапронозы

Санитарная охрана территории страны

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП)

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях

Перечень формируемых компетенций

способность и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельностиОК – 1

способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайнуОК-8

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельностиПК-3

способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больнымиПК-7

способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросамПК-11

способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больнымиПК-12

способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствияхПК-14

способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследованияПК-31

Учебно-методическая литература, изданная сотрудниками и ППС кафедры

Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов. Военная эпидемиология: противоэпидемическое обеспечение в военное время и при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студентов мед. вузов. – М.: ВЕДИ, 2007.-152с

Эпидемиология инфекционных болезней: учебное пособие/Н.Д. Ющук [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 496 с.: ил.

Ющук Н.Д.Заразные болезни человека: справочник /Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров, С.С. Кряжева. - М.: Медицина, 2009. - 261 с.

Власов В. В.Эпидемиология : учебное пособие /В.В. Власов. - 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР, 2006. - 464 с.: ил.

Инфекционные болезни и эпидемиология

Цель:Формирование профессиональных компетенций по диагностике, лечению и профилактике инфекционных болезней на принципах доказательной медицины

Общая эпидемиология.Эпидемический процесс. Эпидемиологический надзор.

Эпидемиологический метод с основами доказательной медицины. Эпидемиологические исследования

Дезинфекция, стерилизация, принципы обращения с медицинскими отходами

Иммунопрофилактика инфекционных болезней

Частная эпидемиология.Эпидемиология инфекций дыхательных путей

Эпидемиология кишечных инфекций и вирусных гепатитов

Эпидемиология тифо-паратифозных заболеваний

Эпидемиология инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП)

Природно-очаговые инфекционные болезни. Сапронозы

Санитарная охрана территории страны

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП)

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях

Перечень формируемых компетенций

способность и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности ОК – 1

способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайнуОК-8

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельностиПК-3

способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больнымиПК-7

способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больнымиПК-12

способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствияхПК-16

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целомПК-20

способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний ПК-22

способностью и готовностью поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней (МКБ) ПК-23

способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследованияПК-31

способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи инфекционным больным при неотложных и угрожающих жизни состояниях ПК-39

способностью и готовностью понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача-стоматолога в охране здоровья граждан; нормативную правовую базу деятельности врача-стоматолога ПК- 44

способностью и готовностью оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний ПК-48

Учебно-методическая литература, изданная сотрудниками и ППС кафедры

Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов. Военная эпидемиология: противоэпидемическое обеспечение в военное время и при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студентов мед. вузов. – М.: ВЕДИ, 2007.-152с

Эпидемиология инфекционных болезней: учебное пособие/Н.Д. Ющук [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 496 с.: ил.

Инфекционные болезни. Учебник. Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я.Венгерова.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 704 с

Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов, Е.В. Кухтевич, Ю.Ю. Гришина, С.А. Михнева Эпидемиология. Практикум для студентов стоматологического факультета. –М.: МГМСУ, 2015.- 41 с.

Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Проблемы ВИЧ в стоматологии. Учеб. пособие. – М.: ВЕДИ, 2003-96 с.

"Инфекционные болезни". Лечебный факультет (5 курс). Среда, 14:45, аудитория ГКБ №6

Дата лекции Тема лекции Лектор
04.09.19 Введение в специальность "инфекционные болезни"
18.09.19 Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом.
02.10.19 Менингококковая инфекция.
16.10.19 Грипп, ОРВИ.
30.10.19 Стрептококковые инфекции. Дифтерия.
13.11.19 Герпетические инфекции.
27.11.19 Энтеровирусные инфекции.
04.12.19 Корь, краснуха, эпидемический паротит.
11.12.19 Вирусные гепатиты
18.12.19 Брюшной тиф и паратифы.
25.12.19 13:00 Сальмонеллез. Шигеллез.
25.12.19 14:45 Холера. Вирусные гастроэнтериты.
15.01.20 13:00 Сибирская язва. Чума. Туляремия.
15.01.20 14:45 Риккетсиозы. Бруцеллез.

"Инфекционные болезни". Педиатрический факультет (5 курс). Четверг, 13:00; ИГМА ауд. №7

Дата лекции Тема лекции Лектор
05.09.19 Введение в специальность "инфекционные болезни"
19.09.19 Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом.
03.10.19 Менингококковая инфекция.
17.10.19 Грипп, ОРВИ.
31.10.19 Герпетические инфекции.
14.11.19 Энтеровирусные инфекции.
21.11.19 Клещевые инфекции
28.11.19 ВИЧ-инфекция.
12.12.19 Протозойные инвазии и гельминтозы
26.12.19 Особо-опасные инфекции

"Инфекционные болезни". Стоматологический факультет (4 курс). Среда, 13:00, ИГМА ауд. №9

Дата лекции Тема лекции Лектор
11.09.19 Введение в специальность "инфекционные болезни"
25.09.19 Особо-опасные инфекции
09.10.19 ВИЧ-инфекция
23.10.19 ВИЧ-ассоциированные заболевания
06.11.19 Вирусные гепатиты
20.11.19 Грипп, ОРВИ
04.12.19 Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней

"Эпидемиология". Педиатрический факультет (5 курс). Пятница, 13:00, ИГМА ауд. №5

Дата лекции Тема лекции Лектор
06.09.19 Эпидемиологический подход к изучению болезней.
Эпидемиологические исследования (дискриптивные и аналитические).
20.09.19 Эпидемический процесс.
Противоэпидемические мероприятия.
28.09.19 Основы дезинфектологии.
Организационные и правовые основы противоэпидемической деятельности.
Эпидемиологический надзор.
04.10.19 Иммунопрофилактика.
18.10.19 Эпидемиология антропонозов с респираторным механизмом заражения. Эпидемиология антропонозов с фекально-оральным механизмом заражения.
01.11.19 Эпидемиология антропонозов с гемоконтактным механизмом заражения. Эпидемиология зоонозов.
15.11.19 Эпидемиология сапронозов. Эпидемиология паразитарных болезней.
29.11.19 Эпидемиология ВИЧ-инфекции. Эпидемиология внутрибольничных инфекций.
13.12.19 Эпидемиология особоопасных инфекций. Характеристика видов биологического оружия.
27.12.19 Противоинфекционная защита населения в условиях применения биологического оружия. Организация медицинской помощи при строгом противоэпидемическом режиме

"Эпидемиология". Стоматологический факультет (4 курс). Среда, 14:45, ИГМА ауд. №9

Дата лекции Тема лекции Лектор
11.09.19 Эпидемиологический подход к изучению болезней.
Эпидемиологические исследования (дискриптивные и аналитические).
25.09.19 Эпидемический процесс.
Противоэпидемические мероприятия.
09.10.19 Основы дезинфектологии.
Организационные и правовые основы противоэпидемической деятельности.
Эпидемиологический надзор.
23.10.19 Иммунопрофилактика.
06.11.19 Эпидемиология ВИЧ-инфекции.
20.11.19 Эпидемиология особо-опасных инфекций.
04.12.19 Эпидемиология внутрибольничных инфекций.

"Инфекционные болезни". Лечебный факультет (5 курс)

№ занятия Тема занятия Продолжительность, акад. час.
Осенний семестр
01 Введение в специальность "инфекционные болезни". 4
02 Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. 4
03 Менингококковая инфекция. 4
04 Герпетические инфекции. 4
05 Энтеровирусные инфекции. 4
06 Корь, краснуха, эпидемический паротит. 4
07 Грипп, ОРВИ. 4
08 Бактериальные респираторные инфекции (дифтерия, орнитоз, легионеллез, коклюш, и др.) 6
09 Стрептококковые инфекции. 4
10 Стафилококковые инфекции. 4
11 Острые вирусные гепатиты. 4
12 Лептоспироз. Иерсиниозы. 4
13 Брюшной тиф и паратифы. 4
14 Сальмонеллез. Шигеллез. 4
15 Сибирская язва. Чума. Туляремия. 4
16 Риккетсиозы. Бруцеллез. 4
Весенний семестр
17 Клещевой энцефалит. 4
18 Бактериальные клещевые инфекции. 4
19 Бактериальные гнойные и серозные менингиты. 4
20 Вирусные менингиты и энцефалиты. 4
21 Ботулизм. Столбняк. Бешенство. 4
22 Холера. Эшерихиозы. 4
23 Вирусные гастроэнтериты. Пищевые токсикоинфекции. 4
24 Хронические вирусные гепатиты. 4
25 ВИЧ-инфекция. 4
26 ВИЧ-ассоциированные микозы и протозойные инвазии. 4
27 ВИЧ-ассоциированные бактериальные и вирусные инфекции. 4
28 Гельминтозы. 5
29 Протозойные болезни. 5
30 Тропические геморрагические лихорадки. 4
31 Сепсис. 4
32 Синдромы неотложных состояний при инфекционных болезнях. 5

"Инфекционные болезни". Педиатрический факультет (5 курс)

№ занятия Тема занятия Продолжительность, акад. час.
01 Введение в специальность "инфекционные болезни" 4
02 Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. Крымская и тропические геморрагические лихорадки. 4
03 Менингококковая инфекция. Бактериальные гнойные и серозные менингиты. 4
04 Герпетические инфекции. Энтеровирусные инфекции. Вирусные менингиты и энцефалиты. 4
05 Клещевой энцефалит. Клещевые боррелиозы. 4
06 ВИЧ-инфекция. 5
07 Вирусные гепатиты. 4
08 Грипп, ОРВИ. Стрептококковые инфекции. Дифтерия. 4
09 Брюшной тиф и паратифы. Сальмонеллез. Шигеллез. 4
10 Эшерихиозы. Вирусные гастроэнтериты. Холера. 4
11 Протозойные инвазии. 5
12 Гельминтозы. 5

"Инфекционные болезни". Стоматологический факультет (4 курс)

№ занятия Тема занятия Продолжительность, акад. час.
1
2
3
4
5
6
7

"Эпидемиология". Педиатрический факультет (5 курс)

№ занятия Тема занятия Продолжительность, акад. час.
01 Эпидемиологический подход к изучению болезней.
Эпидемиологические исследования (дискриптивные и аналитические).
4
02 Эпидемический процесс.
Противоэпидемические мероприятия.
4
03 Основы дезинфектологии.
Организационные и правовые основы противоэпидемической деятельности.
Эпидемиологический надзор.
4
04 Иммунопрофилактика. 4
05 Эпидемиология антропонозов с респираторным механизмом заражения. 4
06 Эпидемиология антропонозов с фекально-оральным механизмом заражения. 4
07 Эпидемиология антропонозов с гемоконтактным механизмом заражения. 4
08 Эпидемиология зоонозов. 4
09 Эпидемиология паразитарных болезней. 4
10 Эпидемиология внутрибольничных инфекций. 4
11 Эпидемиология ВИЧ-инфекции. 4
12 Эпидемиология особоопасных инфекций. 4

"Эпидемиология". Стоматологический факультет (4 курс)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции