Борьба организма с инфекцией иммунитет кратко


§ 18. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет


1. Как организм человека защищается от микроорганизмов?

2. Что такое иммунитет?

3. Что происходит при воспалении и общем инфекционном заболевании?

4. Кто является бацилло- или вирусоносителем?


Защитные барьеры организма.

Другая форма иммунитета — специфический иммунитет: организм способен распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества. Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию, названы антигенами. Антигенами могут быть микробы, вирусы и любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма. Следует также различать клеточный и гуморальный механизмы иммунитета. Первый — уничтожение вредного фактора клетками-фатоцитами, второй — его уничтожение находящимися в крови особыми веществами, антителами, растворенными в крови. В ответ на попадание во внутреннюю среду организма антигенов происходит выработка антител, точно соответствующих по строению этому антигену (как ключ к замку). Если во внутреннюю среду попадет другой антиген, то на него вырабатывается соответствующее антитело. Результатом взаимодействия антигена и антитела образуются безвредные для организма неактивные соединения. Их обычно уничтожают фагоциты. Иммунная система. У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Это костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы. Т-лимфоциты формируются в тимусе, В-лимфоциты — в лимфатических узлах. Многие Т-лимфоциты способны распознавать микробные и другие антигены и расшифровывать их химическую структуру. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. Каждый вид антител способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т-лимфоцит. Антитела могут нейтрализовать только те антигены, которые находятся вне клеток. Если же вирусу удалось проникнуть в клетку, не оставив следов на ее клеточной мембране, ни антитела, ни лейкоциты справиться с ним не смогут. Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является интерферон. На рисунке 47 показано, как лейкоциты выходят из сосуда и уничтожают микробов, которые изображены темными овальными точками; мелкими точками обозначен гной; крупные круглые точки в сосуде — эритроциты.

Проникающие в организм микробы сначала сосредоточиваются в одном месте, поражая орган или часть его. Это вызывает местную реакцию, которая называется воспалением. Ее приспособительное значение в том, чтобы не допустить распространения микробов на весь организм, а затем и полностью их уничтожить. При воспалении происходит покраснение пораженного участка: расширяются капилляры и к этому месту усиленно притекает кровь. Повышается местная температура, раздражаются рецепторы, вызывающие ощущение боли. К воспаленному участку с кровью прибывают лейкоциты крови и макрофаги из тканей — начинается фагоцитоз. При этом вокруг скопления микробов образуется мощный защитный вал из лейкоцитов и макрофагов. Внутри этого вала происходит уничтожение возбудителей. При этом гибнет и часть клеток крови. Смесь из погибших микробов и фагоцитов и представляет собой всем известный гной (рис. 47).


Среди заболеваний, поражающих весь организм, особую группу составляют инфекционные болезни. Их вызывают живые возбудители: вирусы, микробы, грибки и др. Паразитарные болезни вызываются простейшими, червями-паразитами, паразитическими насекомыми, клещами и другими организмами. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что они заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета. Под цикличностью течения заболевания понимают закономерную смену симптомов болезни. Так, после попадания в организм инфекции больной некоторое время не чувствует каких-либо изменений. Это скрытый период болезни. Здесь происходит, с одной стороны, размножение возбудителя, а с другой — нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител.

1. Что такое иммунитет?

2. К какому виду иммунитета относится фагоцитоз?

3. Как образуются антитела?

4. Могут ли антитела, выработанные против дифтерии, обезвредить столбнячный яд?

5. Что такое воспаление? Каковы его признаки?

6. Какие заболевания называют инфекционными? Что для них характерно?

8. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

Индивидуальный опрос: двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам, третий учащийся выполняет задание на листочке.

Название клетки Кол-ва в 1мм 3 крови Строение Функции Место образования

Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.
(Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

Фронтальный опрос:

  • Какие форменные элементы крови вам известны?
  • Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?
  • Чем опасен для организма угарный газ?
  • Какую функцию выполняют лейкоциты?
  • Что такое фагоцитоз и фагоциты?
  • Как осуществляется процесс фагоцитоза?
  • Назовите имя учёного открывшего это явление?
  • Какие клетки способны к фагоцитозу?
  • Каков механизм образования тромба?
  • Каково значение свёртываемости крови для организма?
  • Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?
  • Какие параметры крови определяют при анализе крови?
  • Что такое малокровие? Чем оно опасно?
  • Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III. Основная часть

1. Актуализация знаний

2. Защитные барьеры организма

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию.
* микробы, вирусы, любые другие клетки

Механизмы иммунитета

Слайд 4: Клеточный механизм иммунитета

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой
* интерферон

4. Органы кроветворения

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

5. Воспаление (Рис. 47 стр. 92)


1) покраснение поражённого участка
2) повышение температуры
3) боли
4) нагноение

Воспаление – это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ

1) не допустить распространение микробов на весь организм
2) полное уничтожение микробов

Гной ––> погибшие м\о и фагоциты

Слайд 8: Илья Ильич Мечников

IV. Работа с учебником

Слайды 9-11: Инфекционные заболевания

Используя текст §18 (стр.91-92), выполните следующие задания:

Базовый уровень:

  1. Какие заболевания называют инфекционными?
  2. Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний
  3. Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Высокий уровень:

  1. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?
  2. Каков механизм формирования подобного носительства?
  3. В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

Проверка правильности выполнения заданий

Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим.

– Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

  • тщательное мытьё рук, фруктов и овощей
  • кипячение, обработка дезинфицирующими средствами
  • изоляция и лечения заболевших
  • соблюдение мер личной гигиены
  • профилактические прививки, лечебные сыворотки

V. Закрепление

1. Установите соответствие

1. Иммунитет А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами
2. Антитела Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма
3. Антигены В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов
4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ
5. Вакцина Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм
6. Лечебная сыворотка Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

2. Заполните пропуски в тексте

Иммунитет – это способность организма избавляться от … тел и соединений, сохранять химическое … внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются … и … оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является … среда организма (… и лимфа). В состав иммунной системы входят … мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, … .

3. Заполните пропуски в тексте

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно … систему человека. Возбудитель заболевания – … (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – … . Мерами профилактики СПИДа являются: … .

VI. Итоги урока

Выводы:

  1. Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.
  2. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.
  3. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).
  4. Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.
  5. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

VII. Домашнее задание

  • Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них
  • Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.
  • Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

I. Тестовый контроль (проверка с использованием компьютера )
1. Кровь – это:
а) эпителиальная ткань;
б) соединительная ткань;
в) нервная ткань;
г) мышечная ткань;
2. Функция кровеносной системы:
а) регуляция процессов жизнедеятельности;
б) накопление питательных веществ;
в) газообмен;
г) перенос веществ;
3. К элементам крови не относятся:
а) лейкоциты;
б) кровяные пластинки;
в) эритроциты;
г) нейтроны;
4. Эритроциты – это:
а) бесцветные клетки, имеют ядро;
б) безъядерные окрашенные клетки;
5. Внутренней средой организма является:
а) кровь и лимфа;
б) лимфа и тканевая жидкость;
в) тканевая жидкость, лимфа, кровь;
6. В превращении фибрина в фибриноген участвует:
а) лейкоциты;
б) плазма крови;
в) эритроциты;
г) тромбоциты;
7. Эритроциты:
а) участвуют в свёртывании крови;
б) переносят кислород;
в) защищают организм от инфекций;
г) переносят питательные вещества;
8. Лейкоциты:
а) переносят кислород;
б) участвуют в свёртывание крови;
в) защищают организм от инфекций;
г) переносят углекислый газ;
9. Лейкоциты в отличие от эритроцитов:
а) имеют округлую форму;
б) не имеют ядра;
в) способны самостоятельно передвигаться;
г) очень мелкие;
Ключ к ответу: 1-б, 2-г, 3-г, 4-б, 6-в, 6-г, 7-б, 8-в, 9-в.

Природная среда населена множеством паразитов. Наш организм как средневековая крепость обнесена рядами стен (защитными барьерами). И как только проникнет паразит, сразу на борьбу вступают все силы нашего организма, чтобы сохранить постоянство внутренней среды.
Защитные барьеры:
• Кожа, слизистые.
• Внутренняя среда.
• Сама клетка (интерферон).
Воспаление – капилляры расширяются, образуются мелкие сгустки, закупоривающие лимфатические сосуды, нарушается отток лимфы, скапливается много лейкоцитов, температура, покраснение, болезненность.
Посмотрим видео о иммунитете

Лейкоциты – основные защитники организма.
Предлагаю вашему вниманию видео о лейкоцитах

Вспомним характеристику лейкоцитов


Рис. 1. Характеристики лейкоцитов

Иммунитет– способность организма избавляться от чужеродных тел, сохраняя постоянство внутренней среды.
К иммунной системе относят: костный мозг, вилочковую железу (тимус) и лимфатические узлы


Рис. 4. Иммунная система


Рис. 5. Виды иммунитета

Главная профилактическая мера – это здоровый образ жизни: закаливание, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, чёткий распорядок дня, достаточная двигательная активность.

Вопросы:
1. Что такое иммунитет?
2. Что такое антитело?
3. Какой иммунитет называют неспецифическим?
4. Какой иммунитет называют специфическим?
5. Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?
6. Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?
7. Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным?
8. Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? (проблемный вопрос)
9. Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? (проблемный вопрос)

Решите задачу.
1 вариант
Ученик 9 класса Игорь очень любил подолгу играть в компьютерные игры и очень не любил заниматься физкультурой и носить головной убор в холодное время года. Неудивительно, что однажды он сильно простудился и заболел. Врач диагностировал у Игоря ОРВИ и ринофарингит и посоветовал лечиться следующими лекарственными средствами:
• Анаферон - 115 грн
• Биопарокс - 225 грн
• Себидин - 48 грн
• Нурофен - 190 грн
• Називин - 56 грн
• АЦЦ - 150 грн
• Поливитамины - 220 грн
Рассчитайте, на сколько болезнь Игоря обременила семейный бюджет.
2 вариант
Ухаживая за Игорем, мама заразилась от сына ОРВИ и была вынуждена на неделю взять больничный лист. Какой экономический ущерб нанесла фабрике по пошиву одежды болезнь мамы Игоря, если в день она производила продукции на 800 гривен?

Отредактировано и выслано Борисенко И.Н.

Над уроком работали:
Карпова В.М.
Яблонская А.А.
Борисенко И.Н.


Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7

г. Карабаново, ул. Победы, д.7

урока биологии в 8 классе

Малова Евгения Вадимовна,

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ожидаемый результата выполнение подготовленных заданий, повышение мотивации к изучению биологии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: рассказ с элементами беседы, работа в группах, самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом, демонстрация презентации.

Программа: рабочая программа по биологии 6-11 класс по линии Пасечника В.В. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова и др., всего 68 ч, в неделю 2ч.

Формировать знания учащихся о защите организма от микроорганизмов

Развивать речь, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;

Воспитывать бережное отношение к здоровью

Показать роль барьеров, защищающих организм человека от микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;

Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видов (неспецифический, специфический);

Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;

Ввести сведения об органах иммунной системы;

I Организационный момент

II Проверка знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

(двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам,

третий учащийся выполняет задание на листочке)

Какие форменные элементы крови вам известны?

Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

Чем опасен для организма угарный газ?

Какую функцию выполняют лейкоциты?

Что такое фагоцитоз и фагоциты?

Назовите имя учёного открывшего явление фагоцитоза?

Какие клетки способны к фагоцитозу?

Каков механизм образования тромба?

Каково значение свёртываемости крови для организма?

Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?

Какие параметры крови определяют при анализе крови?

Что такое малокровие? Чем оно опасно?

Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III Основная часть

1. Актуализация знаний

2. Защитные барьеры организма слайд 2

Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифический иммунитет , который действует на все виды микроорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

(И.И. Мечников) нейтрализация

Антигены - чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию. * микробы, вирусы, любые другие клетки

Механизмы иммунитета слайд 4,5

Клеточный механизм иммунитета

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

Гуморальный механизм иммунитета

Гуморальный механизм иммунитета

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой

4. Органы кроветворения слайд 6

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

Центральные органы иммунной системы:

Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.

Тимус (вилочковая железа)

Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы: слайд 7

Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

5. Воспаление Рис. 47 стр.92

1. покраснение поражённого участка

2. повышение температуры

Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных

1. не допустить распространение микробов на весь организм

2. полное уничтожение микробов

Гной погибшие микроорганизмы и фагоциты

Илья Ильич Мечников

МЕ́ЧНИКОВ Илья Ильич [3 (15) мая 1845, имение Панасовка в деревне Ивановка, ныне Купянский район Харьковской области — 2 (15) июля 1916, Париж], российский биолог и патолог, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии.

IV Работа с учебником

Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92

Базовый уровень: слайд 10

Какие заболевания называют инфекционными?

Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний

Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Повышенный уровень: слайд 11

Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

Высокий уровень: слайд 12

Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

Каков механизм формирования подобного носительства?

В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

Проверка правильности выполнения заданий

Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим ? Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

тщательное мытьё рук, фруктов и овощей

кипячение, обработка дезинфицирующими средствами

изоляция и лечения заболевших

соблюдение мер личной гигиены

профилактические прививки, лечебные сыворотки

1. Установите соответствие

А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма

В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов

4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты

Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ

Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм

6. Лечебная сыворотка

Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

2. Заполните пропуски в тексте

Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

3. Заполните пропуски в тексте

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. .

VI Итоги урока слайд 16, 17

Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.

Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.

Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды микроорганизмов) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).

Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.

Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

VII Домашнее задание слайд 18

Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

Учебная, методическая литература:

Внутренняя среда организма - это ….

Кол-ва в 1мм 3 крови

Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.

(Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

Разработка открытого урока к методическому аудиту.

Цель: Формирование знаний о сущности иммунитета.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник, рабочие тетради.

Методические приемы: фронтальный опрос, слово учителя, самостоятельная работа, беседа.

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, схему).

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос:

- Перечислите компоненты внутренней среды организма.

(Кровь, лимфа, тканевая жидкость)

- Из какого компонента внутренней среды клетки получают питательные вещества и кислород?

(Из тканевой жидкости)

- Из чего состоит кровь?

(Плазмы, форменных элементов: клеток – эритроцитов и лейкоцитов, кровяных пластинок – тромбоцитов)

- Сейчас я покажу вам клетки крови, ваша задача их узнать и дать им краткую характеристику (строение, место образования, функция и продолжительность жизни)

- Какую роль выполняют эритроциты?

(Транспортируют кислород к тканям, углекислый газ к лёгким)

- Какова функция лейкоцитов?

(Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки в организме)

- Перечислите виды лейкоцитов.

(фагоциты, лимфоциты, макрофаги)

- Что такое фагоцитоз?

(Процесс обнаружения и уничтожения чужеродных тел в организме)

- Назовите имя учёного, открывшего явление фагоцитоза.

(Илья Ильич Мечников)

- Какова функция тромбоцитов?

3. Актуализация знаний. Проблемный вопрос.

- В классе было 25 учеников, из них на первый учебный день заболело 10 человек, через два дня еще 7, а остальные ученики даже не чихнули.

- С чем это связано?

- Какая система выполняет защитную функцию организма?

- Сформулируйте тему нашего урока:

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

- Какую цель поставим перед собой?

(Узнать, как борется организм с инфекцией и что такое иммунитет.)

4. Изучение нового материала.

4.1 Защитные барьеры организма

- Природная среда населена множеством паразитов. Наш организм как средневековая крепость обнесена рядами стен (защитными барьерами). И как только проникнет паразит, сразу на борьбу вступают все силы нашего организма, чтобы сохранить постоянство внутренней среды.

- Что является защитным барьером организма на пути инфекции, или вируса? Найдите в тексте учебника.

Защитные барьеры:
• Кожа, слизистые оболочки

• Сама клетка (выделяя интерферон).

- Все эти компоненты составляют наш с вами иммунитет. Иммунитет, что же это такое? Попробуйте сформулировать определение.

( Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей).

4.2 Формы и механизмы иммунитета.
А) Формы иммунитета

- Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды микроорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Используя текст учебника, заполните схему в тетради.


Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию (микробы, вирусы, любые другие клетки).

5. Органы иммунной системы.

- Заполните схему в тетради:




Иммунная система организма











Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

Т-лимфоциты - распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру
В-лимфоциты - продуцируют антитела

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой (интерферон)

- Если в организм все же проникла инфекция, то начинает развиваться местная реакция сопровождающаяся воспалением.

- Найдите в учебнике определение, что такое воспаление? Каковы его признаки?

Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных
веществ

- Выпишите признаки воспаления.
Признаки:
1. покраснение поражённого участка
2. повышение температуры
3. боли
4. нагноение


- Каково значение воспаления?
Значение:
1. не допустить распространение микробов на весь организм
2. полное уничтожение микробов

Гной - погибшие м\о и фагоциты

- Давайте немного отвлечемся и проверим себя. У вас на столах лежат распечатки анализов (3 вида), постарайтесь самостоятельно определить анализ, который свидетельствует о воспалении в организме.

7. Самостоятельная работа с учебником:

А сейчас немного поработайте самостоятельно. Используя текст §18 (стр.91-92), ответьте письменно на 6, 7, 8 вопросы.

Какие заболевания называют инфекционными?

Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний

Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

Каков механизм формирования подобного носительства?

В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

8. Проверка правильности выполнения заданий

Могут ли антитела, выработанные против дифтерии, обезвредить столбнячный яд?

(Нет, потому что каждый вид антител обезвреживает только соответствующий антиген).

Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим.

– Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

тщательное мытьё рук, фруктов и овощей

кипячение, обработка дезинфицирующими средствами

изоляция и лечения заболевших

соблюдение мер личной гигиены

профилактические прививки, лечебные сыворотки

9. Применение знаний.

А теперь каждая парта выдвигает по 1 кандидату для игры. Играть мы будем в биологическое домино.

На каждой парте лежит карточка с характеристикой процесса, явления, или части иммунной системы. На доске соответствующие им понятия. Ваша задача найти свою половинку.

клетки, пожирающие проникших в организм микробов.

Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки

защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др.

белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало

защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ

процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток

защита от большинства вирусных инфекций и некоторых бактериальных, например, туберкулёза, противоопухолевая защита, отторжение чужеродных органов.

заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами.

защита от микроорганизмов любой химической природы.

клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет

заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др

чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ.

путь проникновения возбудителя в организм.

Носители вирусов и бациллов

люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители; заражают других людей.

клетки, осуществляющие клеточный иммунитет.

- Подведем итог нашего урока. Что мы нового сегодня узнали?

- Достигли мы цели, которую поставили вначале урока?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции