Анамнез болезни при инфекционных заболеваниях

Основной: Аденовирусная инфекция. Острый ринофаринготрахеит, средней степени тяжести

Куратор: студентка 504 группы

ВОЗРАСТ: 23.10.1996г, 21 год

МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА: г. Владивосток

Дата поступления в стационар: 07.01.2018 год.

Дата курации: 09.01.2018 год.

История настоящего заболевания

Родился в 1996 году в г. Владивостоке. Рос и развивался в соответствии с возрастом. В психическом и физическом развитии от сверстников не отставал. Перенесённые в детстве заболевания: простудные (раза 2 в год).

Условия жизни пациента удовлетворительные. Наличие вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами) пациент отрицает. Наследственные заболевания отсутствуют. Переносимость лекарственных веществ: побочных реакций не отмечает.

За последние 6 месяцев из города не выезжал, контактов с инфекционными больными не имел.

Эпидемиологический анамнез

Живет в г. Владивостоке, в благоустроенной квартире, жилищно-бытовые условия хорошие. Живёт с 3мя соседями по квартире. Со слов пациента, у всех проживающих сходные симптомы заболевание, контакты с инфекционными больными отрицает. Питается полноценное. Воду пьёт кипяченную. Санитарно-эпидемиологическая обстановка удовлетворительная. Водоснабжение централизованное. Санитарно-гигиенические условия на месте работы выполняются. Парентеральные манипуляции медицинского и немедицинского характера за последние 6 месяцев отрицает. Своё заболевание связывает с переохлаждением (накануне провёл весь день на улице по работе).

Семейное положение: не женат

Перенесенные заболевания: ОРВИ 1-2 раза в год.

Трансфузионный анамнез: гемотрансфузии отрицает.

Привычные интоксикации: вредных привычек не имеет, прием наркотиков отрицает.

Контакт с туберкулезными больными отрицает.

Аллергический анамнез

Аллергологический анамнез: не отягощён

Настоящее состояние

Общее состояние: удовлетворительное. Положение: активное.

Телосложение: нормостенический конституционный тип, рост 175см, вес 68 кг.

Температура тела: 37,0° С.

Кожные покровы: бледно розового цвета. Элементы сыпи отсутствуют. Влажность, эластичность кожи соответствуют норме. Расчёсов, видимых опухолевых образований нет.

Отёки: не выявлены.

Лимфатическая система: Поднижнечелюстные лимфатические узлы увеличены, размером 1,5 см, при пальпации мягкие, безболезненные, не спаяны с кожей. Опорно-двигательный аппарат: Мышечная система. Мышцы безболезненны при активных/пассивных движениях, пальпации. Тонус умеренный. Сила достаточная. Рельеф выражен хорошо. Костно-суставная система: Конечности симметричны по длине и форме. Грудная клетка нормастеническая, симметричная, без деформаций. Кости головы без деформаций и выпячиваний. Кости конечностей безболезненны в покое, при движении, пальпации. Деформации, утолщения отсутствуют. Суставы безболезненны в покое, при активных/пассивных движениях, пальпации. Суставы симметричны, форма не изменена. Температура кожных покровов над суставами нормальная. Цвет кожи над суставами не изменен. Объем пассивных и активных движений достаточный. Органы дыхания: Дыхание через нос затруднено. Из носа выделяется серозное отделяемое. Грудная клетка правильной формы, симметрична, без деформаций. Обе половины грудной клетки одинаково участвуют в акте дыхания. Грудная клетка безболезненна при пальпации. ЧД=18 в минуту. Голосовое дрожание не изменено. Перкуссия грудной клетки: сравнительная - звук легочной, одинаковый над обеими половинами грудной клетки; при топографической – границы легких не изменены. Аускультация легких : выслушивается ослабленное везикулярное дыхание по всем полям, хрипов нет. ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС В зеве яркая гиперемия задней стенки, дужек, миндалин. Миндалины не увеличены в размерах, белесоватые налеты отсутствуют. Сердечно-сосудистая система: Пульс ритмичный, удовлетворительного напряжения и наполнения, одинаковый на обеих руках. Частота 75 ударов в минуту. Дефицита пульса нет. Артериальное давление 120/80 мм. рт. ст. Видимой пульсации в области сердца не определяется. При пальпации верхушечный толчок определяется в пятом межреберье на 1,5 см кнутри от срединно ключичной линии. При перкуссии границы сердца не увеличены. При аускультации тоны сердца ясные, шумов нет. Частота сердечных сокращений 80 ударов в минуту. Система органов желудочно-кишечного тракта: Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета. Трещины, изъязвления, высыпания отсутствуют. Язык розового цвета, влажный, не обложен . Живот обычной формы, не вздут, участвует в акте дыхания. При глубокой пальпации живот безболезненный. Перистальтика удовлетворительная. Печень не выступает за край реберной дуги. Размеры печени по Курлову: 9/8/7см. Селезенка не пальпируется. Симптомы раздражения брюшины отрицательны. Система органов мочевыделения: Мочеиспускание свободное, безболезненное. Симптом поколачивания с обеих сторон отрицательный. Нервная система и органы чувств: Зрачки D=S, менингиальных симптомов (ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, Брудзинского) нет, фотореакция сохранена. Лицо симметрично, язык по срединной линии. Мышечная сила, сухожильные рефлексы одинаковы с двух сторон. Глотание не нарушено, тазовых расстройств не замечено. В позе Ромберга устойчив. Пальце-носовая проба в N. Обаяние и вкус не нарушены. Функция слухового аппарата не изменена.

Рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации для: Лечебное дело, семестр 09 Эпидемиология

Целью обучения инфекционным болезням студентов 5 (9, 10 семестры) и 6 (12 семестр) курсов является формирование знаний, умений и практических навыков необходимых:

- для ранней диагностики инфекционных заболеваний в условиях поликлиники и на дому,

- для проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому,

- для диагностики неотложных состояний и оказания врачебной помощи инфекционным больным на догоспитальном этапе

- для дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Задачами подготовки студентов следует считать:

- обучение распознаванию инфекционного заболевания при осмотре больного, выделению ведущих симптомов и синдромов, определению тяжести течения инфекционного процесса;

- обучение составлению алгоритма диагностики и дифференциальной диагностики;

- обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при подозрении на инфекционное заболевание;

- обучение проведению полного объема лечебно-профилактических мероприятий при лечении на дому больных с нозологическими формами, предусмотренными Квалификационной характеристикой врача общей практики по специальности лечебное дело;

- обучение оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний у инфекционных больных.

Успешное изучение данного курса возможно только при наличии у студента знаний и умений по следующим разделам ранее изученных дисциплин:

- биология с генетикой (возбудители дальневосточных гельминтозов),

- биологическая химия (обмен билирубина, виды желтух)

- микробиология, вирусология, иммунология (возбудители инфекционных болезней человека и животных, методы диагностики микроорганизмов)

- патологическая анатомия (изменения внутренних органов при инфекционных заболеваниях),

- пропедевтика внутренних болезней (правила обследования больного, аускультация, пальпация, перкуссия, клинические и биохимические лабораторные исследования),

- клиническая фармакология (антибиотики, химиопрепараты, противовоспалительные средства, глюкокортикостероидные гормоны, противошоковые препараты),

- клинические дисциплины (терапия, хирургия, гинекология, урология, кожные болезни – полный курс),

- эпидемиология (источники инфекции, пути распространения, восприимчивый контингент, противоэпидемические мероприятия при инфекционных болезнях).

Наиболее важными разделами данной дисциплины для понимания последующих дисциплин являются:

- для госпитальной терапии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами лихорадки, диареи, желтухи, артралгии, катаральным синдромом,

- для госпитальной хирургии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами желтухи, абдоменалгии, диареи.

Для успешного изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студенту рекомендуется использовать при подготовке следующую литературу:

1. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2001 – 656 с. Аннотация: Учебник по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских ву-зов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных человечеству инфекционных болезней. Учебник необходим для изучения всех тем учебной программы.

2. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2005 – 696 с.

3. Ющук, Н. Д. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. – М. : Медицина, 2003. – 544 с. Аннотация: Руководство по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских вузов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных инфекционных болезней. Руководство необходимо для изучения всех тем учебной программы.

4. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учебник / В. И. Покровский [и др.] ; под ред. В. И. Покровского. – М. : Медицина, 2002.

5. Лобзин, Ю. В. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Ю. В. Лобзин. – СПб. : СпецЛит, 2001.

6. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 1. – 80 с.

7. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 2. – 101 с.

8. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней и терапевтическая тактика на врачебном участке [Текст] : учебное пособие / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2004. – 96 с. Аннотация: Учебное пособие составлено для изучения разделов учебной программы 12 семестра и включает алгоритмы диагностического поиска при основных синдромах в клинике инфекционных болезней, а также первые действия врача общей практики при обнаружении основных инфекционных заболеваний.

9. Освоение практических умений по инфекционным болезням [Текст] : руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 70 с. Аннотация: В руководстве для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов, необходимом для более полного усвоения материала учебной программы по курсу инфекционных болезней (9 и 10 семестры), в сжатом виде представлены основные умения, которыми должны владеть студенты по окончанию курса инфекционные болезни. Знание основных закономерностей изменения лабораторных показателей, характерных для ряда заболеваний, облегчит студентам подготовку к экзаменам.

10. Ковальский, Г. С. Ситуационные задачи по курсу инфекционных болезней : практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов [Текст]. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – 70 с. Аннотация: Сборник задач по курсу инфекционных болезней предназначен для самостоятельной работы студентов при изучении разделов учебной программы 9, 10 и 12 семестров. На основании эпидемиологической ситуации, клинических и лабораторных данных студент должен установить диагноз и ответить на ряд предложенных вопросов (предполагаемые пути передачи инфекции, вариант течения заболевания, возможные осложнения, лечебная и противоэпидемическая тактика врача).

1. Дрейзин Р.С., Астафьев Н.В. Острые респираторные заболевания. - М.: Медицина,1991.

2. Зубик Т.М. и соавт. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. - М., 1999.

3. Лобзин Ю.В., Казанцев А.П. Руководство по инфекционным болезням. - СПб., 1996.

4. Покровский В.В. и соавт. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. - М., 2000.

5. Покровский В.И., Иванов К.С. (ред.). Руководство по клинической диагностике, лечению опасных инфекционных болезней. - М., 1994.

6. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб., 1993.

7. Турьянов М.Х. и соавт. Дифтерия. - М., 1996.

8. Хазанов А.И. (ред.). Функциональные диагностика (справочник), 1994.

9. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Справочник эпидемиолога. - М., 1996.

10. Ющук Н.Д. и соавт. Диагностика и дифференциальная диагностика острых кишечных инфекций. - М., 1998.

11. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. (ред.). Заразные болезни человека. Справочник. - М., 1997.

12. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. (ред.). Патогенетические основы лечения острых инфекционных заболеваний. - М., 1999

14. Инфекционные болезни [Текст] : руководство для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 60 с. Аннотация: в представленном руководстве собраны важнейшие сведения о ряде инфекционных заболеваний, которые не разбираются студентами на практических занятиях, но в то же время представляющих определенный интерес в плане дифференциальной диагностики с широко распространенными заболеваниями. По каждой нозологической форме представлены сведения об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении. Руководство поможет студентам в изучении дифференциальной диагностики основных синдромов в клинике инфекционных болезней по всем разделам учебной программы (9,10,12 семестры).

18. Анисимова, Н. И. Учебно-методическое пособие для преподавателей к практическим занятиям по курсу инфекционных болезней (специальности лечебное дело и педиатрия) / Н. И. Анисимова, Я. А. Журавлев. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2007. – 85 с. Аннотация: предлагаемое учебно-методическое пособие для преподавателя указывают основные средства, методы обучения, способы и режим учебной деятельности в клинике инфекционных болезней. При разработке пособия авторы учитывали Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся на кафедре инфекционных болезней.

19. Визуальная диагностика инфекционных заболеваний [Электронный ресурс] : методические рекомендации к обучающей компьютерной программе для студентов 5 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: данный методический материал содержит основные рекомендации и пояснения при работе с электронным ресурсом, банк которого составляет более 250 фотографий, посвященных наиболее известным и распространенным инфекционным заболеваниям.

21. Лабораторные методы диагностики в клинике инфекционных болезней [Электронный ресурс] : обучающе-контролирующая компьютерная программа для студентов 6 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: компьютерная программа позволяет обучить и осуществить контроль правильности усвоения материала по основным закономерностям изменений лабораторных показателей, характерных для ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Ресурсы ИНТЕРНЕТ, рекомендуемые для изучения дисциплины:

В результате изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студент должен знать:

- сущность инфекционного процесса в свете современных представлений,

- этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину и классификацию распространенных инфекционных болезней,

- варианты течения основных инфекционных болезней,

- клиническую диагностику инфекционных заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения,

- основные правила лабораторного обследования инфекционных больных,

- современные методы специфической диагностики инфекционных болезней,

- клинику характерных осложнений и неотложных состояний при инфекционных болезнях,

- правила оказания первой помощи при неотложных состояниях, возникающих при инфекционных заболеваниях,

- принципы лечения инфекционных болезней (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия),

- принципы профилактики инфекционных болезней и основы прививочного дела,

- эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций,

- особенности течения инфекционных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, беременных,

- правила выписки на работу больных, перенесших инфекционные заболевания,

- основы диспансеризации больных, перенесших инфекционное заболевание.

Сту дент должен уметь:

- проводить обследование инфекционного больного (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация),

- оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней,

- заподозрить инфекционное заболевание,

- проводить медицинскую сортировку,

- определить показания для госпитализации,

- составлять план необходимого лабораторного и инструментального обследования,

- осуществлять забор патологических материалов от больного,

- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного,

- провести дифференциальную диагностику с неинфекционными заболеваниями,

- установить клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10,

- назначить лечение, адекватное тяжести, периоду заболевания, варианту клинического течения,

- осуществлять последующую реабилитацию реконвалесцентов инфекционных болезней с учетом этиологии, тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний,

- заподозрить осложнение заболевания и оказать помощь при его возникновении,

- вести медицинскую документацию.

Сту дент должен приобрести навыки:

- сбора эпидемиологического анамнеза,

- интерпретации результатов осмотра больного,

- составления плана лабораторного обследования больного,

- забора материала от больного для бактериологического, серологического, вирусологического и паразитологического исследования,

- проведения кожно-аллергических проб и оценки их результатов,

- определения показаний для инструментального обследования больного,

- интерпретации результатов лабораторного обследования больного,

- установления предварительного диагноза,

- построения клинического диагноза,

- проведения дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний,

- определения показаний для госпитализации,

- назначения этиотропной и патогенетической терапии при лечении на дому,

- введения антитоксических сывороток и иммуноглобулинов,

- оказания помощи при неотложных состояниях,

В.К.Веревщиков 1 , В.М.Борзунов 1 , Е.К.Шемякина 2
1 Уральская государственная медицинская академия, Екатеринбург
2 Городская клиническая больница №40, Екатеринбург

В статье приводятся результаты оценки лечебной эффективности и переносимости отечественного иммуномодулятора Анаферона у больных ОРЗ старшей возрастной группы, имеющих хронические заболевания сердечно-сосудистой системы. Показано стимулирующее действие Анаферона на продукцию эндогенных интерферона-а и интерферона-у, а также нормализацию состава субпопуляций Т-лимфоцитов, что позволило сократить сроки развития клинических симптомов болезни, предотвратить развитие типичных осложнений и обострений хронической соматической патологии. Ключевые слова: острые респираторные заболевания, стимуляция иммунитета, индукторы интерферонов, Анаферон

Несмотря на определенные достижения в области фармакотерапии гриппа и других острых респираторных инфекций (ОРЗ, ОРВИ), в последние годы продолжается поиск и апробация новых противовирусных препаратов, действующих на различные этапы репликации вирусов 1. В большинстве случаев ОРВИ не требуется госпитализации больных, однако в некоторых ситуациях исход болезни имеет серьезный прогноз - остается высокой летальность от гриппа и его осложнений, в том числе отсроченных, среди лиц старших возрастных групп.

Обусловленное респираторными вирусами подавление функциональной активности иммунной системы приводит к обострению хронической патологии, возникновению вторичных бактериальных осложнений (пневмония, бронхит, пиелонефрит, воспалительные поражения ЛОР-органов и др.). Хроническая соматическая патология, в первую очередь со стороны сердечно-сосудистой системы, обычно проявляется не сразу, а уже на фоне развивающейся острой респираторной инфекции, либо в периоде реконвалесценции ОРЗ, в результате чего причинно-следственные связи этих состояний часто не принимаются во внимание. Таким образом, истинные исходы ОРВИ, по сути, недооцениваются, что сказывается, в конечном счете, и на лечебной тактике в отношении конкретного больного.

Препараты-индукторы стимулируют выработку собственных ИФН, не обладающих антигенностью. При этом их синтез находится под контролем интерлейкинов и белков-репрессоров и не достигает уровня, способного оказать повреждающее действие на организм. Стоимость лечения индукторами существенно ниже, чем лечение экзогенными ИФН. Важно, что при применении индукторов ИФН не наблюдается побочных эффектов, характерных для большинства рекомбинантных интерферонов [4, 5].

В клинике инфекционных болезней Уральской государственной медицинской академии проведено открытое сравнительное рандомизированное исследование применения Анаферона в комплексной терапии ОРЗ у больных старше 55 лет. В исследование были включены пациенты, имевшие в анамнезе хронические заболевания сердечно-сосудистой системы: ишемическая болезнь сердца (55 человек, 100%), гипертоническая болезнь (50 человек, 91%), стенокардия (32 человека, 58,2%), постинфарктный кардиосклероз (10 человек, 18,2%). Было сформировано две группы больных - основная (30 человек) и сравнения (25 человек), сопоставимых по тяжести течения болезни. Все больные получали дезинтоксикационную, патогенетическую, симптоматическую терапию, а пациенты основной группы - дополнительно Анаферон по лечебной схеме с первого дня госпитализации. Помимо комплексной терапии основного на период стационарного лечения заболевания (ОРВИ), больные продолжали прием кардиотропных препаратов в привычном режиме.

Этиологическая расшифровка ОРВИ проводилась методами ИФА и РТГА в парных сыворотках крови: в 31% случаев выявлены диагностические титры IgM к аденовирусам, в 20% - вирус гриппа А1 (Н1 N1), в 14,5% - вирус гриппа В, в 12,3% - респираторно-синцитиальный вирус, по 10% - вирусы парагриппа и гриппа A3(H3N2). В одной трети случаев диагностирована микст-инфекция двумя и более видами возбудителей.

В процессе динамического наблюдения проводилось биохимическое исследование крови (АсАТ, АлАТ, липидный спектр), ЭКГ, контроль артериального давления, консультации кардиолога. Лабораторный мониторинг состояния функции иммунной системы (содержание CD4, CD8, С016-лим-фоцитов, стимулированная продукция ИФН-а и ИФН-у) осуществлялся дважды - в начале заболевания и в периоде реконвалесценции.

Эффективность применения Анаферона оценивалась путем сравнительного анализа данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований больных в сформированных группах. Данные клинического наблюдения за пациентами представлены в табл. 1.

Таблица 1. Средняя продолжительность основных клинических симптомов у больных ОРВИ

Клинические признаки Продолжительность симптомов, дни (М ± m)
Основная группа (n = 30) Группа сравнения (n = 25)
Общая слабость, адинамия, снижение аппетита 3,9 ± 0,4* 7,7 ± 0,5
Головная боль, головокружение, миалгии, артралгии 2,8 ± 0,2* 6,0 ± 0,4
Лихорадка 4,5 ± 0,2* 6,2 ± 0,5
Заложенность носа, ринит 3,7 ± 0,6* 6,7 ± 0,4
Першение, боль в горле 3,4 ± 0,6* 5,4 ± 0,8
Сухой кашель 4,4 ± 0,6* 7,1 ±0,3

Здесь и в табл. 2,3* - различия между группами достоверны при р

Таким образом, включение Анаферона в комплексную терапию респираторных инфекций у больных старшего возраста позволило достоверно сократить сроки развития основных клинических синдромов заболевания: интоксикационного и катарального, что в итоге положительно сказалось и на общей длительности стационарного лечения.

Исследование стимулированной продукции ИФН-а и ИФН-у (табл. 2) показало, что у больных, принимавших Анаферон, в период реконвалесценции она была в 1,9 раз выше, чем в группе сравнения. Клеточное звено иммунитета активизировалось по уровню Th-лимфоцитов, достигнув пределов нормы у больных основной группы на 5,1 ± 0,3 день от начала лечения (р Таблица 2. Цитокиновый профиль у больных ОРВИ

Сравниваемые группы больных, чел. Стимулированная продукция ИФН-а, пг/мл Стимулированная продукция ИФН-у, пг/мл
Основная группа (л = 30) до лечения 28,7 ± 2,2 176,4 ±7,6
в период реконвалесценции 50,3 ±3,1*,** 287,5 ±8,1*,**
Группа сравнения (л = 25) до лечения 29,6 ± 3,1 180,1 ±6,8
в период реконвалесценции 26,5 ± 2,7 159,7 ±6,2**

Таблица 3. Показатели клеточного иммунитета у больных ОРВИ

Параметры (М±m) Распределение больных по группам
Основная группа (n = 30) Группа сравнения (n = 25)
до лечения период реконвалесценции до лечения период реконвалесценции
СD4-клетки, в 1 мкл 502,6 ± 19,7 776,4 ± 18,5*,** 534,1 ± 20,1 621,4 ± 17,4**
СD8-клетки, в 1 мкл 644,7 ±16,5 777,8 ±15,9*,** 602,4 ±18,8 669,3 ±17,1**
СD16-клетки, в 1 мкл 187,5 ±12,6 557,1 ± 14,2*,** 198,4 ±13,5 242,2 ±12,5**
Иммуно-регуляторный индекс (CD4/CD8) 0,77 ±0,02 1,4 ±0,03*,** 0,89 ±0,01 0,9 ±0,02

При применении Анаферона каких-либо изменений доз и кратности приема кардиологических препаратов не потребовалось. Мониторинг ЭКГ у больных основной группы показал, что за весь период течения респираторной инфекции сколь-нибудь значимых изменений сократимости и проводимости сердечной мышцы не зарегистрировано, за исключением синусовой тахикардии, степень которой коррелировала с высотой температурной реакции. Также в этой группе не было отмечено значимых изменений артериального давления. В контрольной группе у всех больных в стадию разгара болезни на ЭКГ были отмечено усугубление дистрофических и дисметаболических признаков ишемии миокарда, а в половине случаев - превышение средних значений систолического и диастолического АД, что потребовало соответствующей дополнительной медикаментозной коррекции. Следует подчеркнуть, что применение исследуемого препарата не вызывало развитие каких-либо побочных эффектов терапии и хорошо переносилось участниками исследования.

Общая продолжительность стационарного лечения у больных основной группы составила 6,4 ± 1,1 дня, в группе сравнения - 8,6 ± 0,8 дня (при отсутствии бактериальных осложнений). У больных, входивших в основную группу, не было зарегистрировано развития бактериальных осложнений ОРЗ, вместе с тем, у каждого четвертого больного, не получавшего Анаферон, сроки госпитализации увеличивались еще на 3-5 дней в связи с проведением антибактериальной терапии по поводу бактериальных осложнений.

Таким образом, проведенное клиническое исследование продемонстрировало, что использование препарата-индуктора синтеза эндогенных ИФН Анаферона у больных старших возрастных групп, имеющих в анамнезе кардиологические заболевания, эффективно и безопасно, что позволяет сократить продолжительность основных симптомов ОРЗ, а также предупредить развитие бактериальных осложнений и обострений хронической патологии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции