Заразиться гриппом в самолете


10 ученых и 10 рейсов

Десять американских ученых из Национальной академии наук США провели исследование: их заинтересовало распространение инфекций в самолетах. Во время полета они распространяются гораздо быстрее, чем на земле. Эксперимент проводили на 10 трансконтинентальных авиарейсах длительностью в 3–3,5 часа. Специалисты пытались разобраться в распределении вирусов на примере гриппа. Восемь из 10 рейсов, в которых проводили исследования, проходили в сезон вспышек гриппа и простуды. Результаты были опубликовали в научном журнале PNAS.

Ученые разделились на пары и сели в разных частях самолета. С помощью приложения на iPad они следили за передвижениями пассажиров и членов экипажа. Эти данные затем использовались для вычисления количественной вероятности прямой передачи инфекционных заболеваний во время полета. Американские исследователи уверены — движение пассажиров и экипажа по салону самолета упрощает передачу болезни.

Считается, что максимальный риск заражения вероятен, если человек сидит в метре от больного. На вероятность влияет и то, как часто зараженный ходит по салону самолета. Как выяснили исследователи, лишь 40% пассажиров, которые сидят у окна, встают за все время полета. Пассажиры, расположившиеся по центру, встают несколько чаще — это уже 60%. А люди, которые сидят в проходе, встают чаще остальных — 80% пассажиров готовы пройтись в течение всего полета. Исходя из полученных данных, группа ученых решила, что безопаснее всего сажать зараженных людей у окна.

Вот только если болеет сам бортпроводник, ситуация усложняется. Ему приходится постоянно передвигаться по салону самолета и контактировать с пассажирами. В среднем, по данным американских ученых, бортпроводник может заразить около пяти пассажиров за один рейс.


Что делать, чтобы не заразиться в самолете

Самое важное, это необходимо подчеркнуть, наиболее эффективный способ борьбы с любой вирусной инфекцией — это вакцинация. Пренебрежение этим компонентом профилактики потом приводит к печальным последствиям. И делать это ежегодно

В самолете тоже можно находиться в маске. И не подзывать к себе стюардессу без острой необходимости. Потому что она общается со всеми, она может быть тоже носителем и возбудителем инфекции

Вирусологи предупреждают

С результатами исследований согласились не все. Канадский микробиолог Эллисон Макгир считает, что работа американских исследователей полезна, но не основана на фактах: исследователи показали лишь приблизительные модели распространения вирусов. Михаил Щелканов рассказал, что радиус поражения — это кресла вперед и два назад.

Есть совершенно четкое исследование: чихание [разносит инфекцию на] 15–20 метров Микрокапельки в течение 10–20 минут достигнут любого уголка

Кто летает вместе с нами: типы вирусов в самолете

Самолет — скопление и место распространения инфекций. Исследователи из Национальной академии наук США собрали 229 образцов воздуха и верхнего слоя поверхностей, которые чаще всего трогают пассажиры. Ученые не обнаружили следы серьезных заболеваний, но посоветовали как можно чаще мыть руки. Важно то, что американские исследователи сконцентрировались на изучении вирусов гриппа и ОРВИ, а ведь в самолете есть и другие инфекции. Виктор Зуев рассказал, что в самолете возможно подхватить любое заболевание. Профессор привел пример случая заражения оспой.

В самолете можно подхватить все что угодно, если там будут больные люди. Было же в свое время в году: в самолете прилетел из Индии в Москву заразившийся натуральной оспой. Вы, наверное, это и не слышали, а я в этом участвовал. Он привез в Москву натуральную оспу, и была вспышка. Это была серьезная операция по ликвидации

Американские исследователи выяснили, как в самолётах распространяется грипп и некоторые другие болезни, передающиеся воздушно-капельным путём. Заодно обнаружилось, что вероятность заражения от бортпроводника выше, чем вероятность заражения от другого пассажира. Но есть много нюансов.

Группа учёных из Национальной академии наук США опубликовала в научном журнале PNAS результаты исследований распространения воздушно-капельных вирусов на примере гриппа, которые они провели на десяти межконтинентальных авиарейсах (восемь из этих рейсов проходили в сезоны вспышек гриппа и простуды). Специалисты не могли использовать на борту самолётов видеокамеры или ультразвуковые и инфракрасные датчики для отслеживания перемещений пассажиров и распространения вирусов из-за требований безопасности, поэтому им пришлось разработать собственную методику.

Исследователи разбивались на пары и садились в разных частях самолёта — через пять рядов. Каждый записывал все перемещения пассажиров и членов экипажа, которые видел, в специальное приложение на iPad, а затем эти данные сопоставили, чтобы получить полную картину. Один из авторов работы, математик Говард Вайсс, рассказал изданию Gizmodo, что эффективностью такого метода учёные очень гордятся.

Насколько нам известно, никто не обладал численным представлением о передвижениях, поведении и социальных контактах между пассажирами во время полёта. Мы также не видели исследований о проверке воздуха в салоне и элементов поверхностей на наличие респираторных вирусов.


Учёные отталкивались от имеющихся данных о том, с какой вероятностью происходит заражение гриппом при тех или иных видах контактов. Считается, что риск максимальный при взаимодействии людей, находящихся в пределах метра друг от друга. Результат получился оптимистичный: шансы заразиться в полёте невелики. Хотя для сидящих по соседству с больными — сбоку, спереди или сзади — они повышаются на 80 процентов.

Зато для тех, кто сидит на расстоянии двух кресел от больного, риск растёт всего на три процента. Те, кто находится ещё дальше, почти не подвергаются дополнительному риску. Но кроме этого, основного фактора, есть и другие, которые могут определить, заболеет ли человек после полёта.


На вероятность заражения влияет ещё и то, как часто заражённый ходит по салону. Это, в свою очередь, зависит от того, где сидит он сам. Исследователи обнаружили, что только 40 процентов пассажиров на местах у окна встают хоть раз за всё время полёта, даже если он занимает больше пяти часов. Из среднего ряда выбирается 60 процентов пассажиров, а в ряду у прохода любителей размять ноги нашлось 80 процентов. Поэтому носителей гриппа безопаснее всего сажать у окна.

Гораздо сложнее ситуация, когда болеет бортпроводник. Они много ходят по салону и взаимодействуют с пассажирами. В среднем бортпроводник может заразить 4,6 пассажира за полёт. Но учёные успокаивают: больные члены экипажа оказываются на борту намного реже, чем больные пассажиры. При плохом самочувствии они чаще остаются дома или хотя бы принимают средства от кашля, что снижает риск заражения.


Ещё исследователи собрали 229 образцов воздуха и поверхностей, которых чаще всего касаются пассажиры. На них учёные не обнаружили никаких следов 18-ти самых распространённых воздушно-капельных заболеваний. В самолётах скапливается далеко не так много вредных микробов, как считают некоторые пассажиры, но специалисты всё равно рекомендуют почаще мыть руки. Жутковатый, но интересный эксперимент учительницы, показавшей, что будет с хлебом, если потрогать его немытыми руками, по-прежнему актуален.

Некоторые специалисты не до конца согласны с результатами исследования. Эллисон Макгир, микробиолог из канадской больницы, заметила, что хотя сама работа полезна, расчёт рисков в ней основан не на фактическом распространении болезней, а на приблизительных моделях распространения вирусов, которые в самолёте могут работать не так, как от них ожидают.

Джейсон Бёрнэм, эксперт по инфекционным заболеваниям из Медицинской школы Университета Вашингтона в Сент-Луисе, считает, что во многих случаях больные бортпроводники всё-таки выходят на работу, а средства от кашля — неэффективный способ предотвратить заражение других людей.


К тому же не стоит забывать, что исследование рассказывает только о распространении гриппа и некоторых ОРВИ. Существуют заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём быстрее и на более дальние дистанции. Но даже с учётом всех этих исключений вероятность заразиться во время полёта в самолёте довольно низкая — с этим соглашаются даже те эксперты, которые критикуют новую публикацию. К тому же данные исследования пригодятся людям с пониженным иммунитетом. При болезнях же медики рекомендуют по возможности вообще никуда не летать.

Словом, даже если кто-то в самолёте кашляет и чихает, большинству пассажиров болезнь никак не грозит. В полёте есть и другие угрозы, сами по себе страшные, но настолько маловероятные, что их не стоит рассматривать всерьёз. Например, существует видео, объясняющее с научной точки зрения, почему ни у кого нет шансов выжить, если дверь самолёта откроется на большой высоте, и почему на самом деле такого не произойдёт.

Но лучше ассоциировать авиаперелёты с чем-то приятным. Например, с трогательной историей про пилота, который вёз в центр реабилитации милого маленького шимпанзе и пустил его к себе в кабину.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

По мере того, как коронавирус продолжает распространяться по миру, правительства ряда стран приняли меры по ограничению передвижения, да и сами люди стали избегать долгих поездок.

Но в самом ли деле так опасно пользоваться самолетами, поездами, отправляться в круизы и просто ездить на общественном транспорте?

Поезда и автобусы

Пока что нет прямых указаний на то, как распространяется новый коронавирус, однако похожие инфекции передаются воздушно-капельным путем, когда больные чихают или кашляют, или же вирус можно подцепить с зараженной поверхности.

Судя по всему, коронавирус не витает в воздухе, как обычный вирус гриппа, так что для заражения нужен более тесный контакт. В памятке британской системы здравоохранения тесный контакт определяется как дистанция менее чем в два метра от зараженного на протяжении не менее 15 минут.

Поэтому потенциальный риск заражения в поезде или автобусе зависит от того, насколько они заполнены пассажирами. А это зависит от времени поездки, маршрута и региона.

К примеру, проводившиеся ранее исследования указывают на то, что в лондонском метро, которое часто переполнено людьми, у вас заметно повышается шанс заразиться респираторным заболеванием.

Однако если вы едете не в час пик и вашем вагоне или автобусе мало пассажиров, риск, соответственно, тоже понижается. Значение имеет и тот факт, как хорошо проветривается салон, как хорошо его вымыли уборщики и как долго вы едете.

"Важно сводить к минимуму контакты с потенциально заразными пассажирами и поверхностями, - говорит доктор Лара Госе из Института глобального здравоохранения. - Так что старайтесь избегать поездок в час-пик".

В свою очередь, британские власти пока не советуют населению отказываться от общественного транспорта.

Дэвид Набарро, специальный советник по вопросам коронавируса при Всемирной организации здравоохранения, заявил Би-би-си, что вопрос о степени безопасности общественного транспорта еще недостаточно изучен, однако имеющиеся данные указывают, что "мимолетные контакты", подобные тем, что возникают между попутчиками в транспорте, не являются "самым важным источником передачи" вируса.

Самолеты

Распространено мнение, что в самолете легче подцепить заразу, потому что пассажиры дышат "затхлым" воздухом.

На самом же деле воздух в самолете может быть чище, чем в вашем офисе, и уж точно чище, чем в поезде или автобусе.

И хотя в самолете плотность пассажиров как правило выше, воздух там обновляется чаще.

По оценке профессора Университета Пердью Цинъянь Чэня, изучавшего качество воздуха в различных транспортных средствах, воздух в самолете полностью меняется каждые две-три минуты, в то время как в зданиях с кондиционером это происходит каждые 10-12 минут.

Это происходит потому, что в самолетах стоят так называемые пылевые воздушные фильтры высокой эффективности (Hepa). Они способны улавливать куда более мелкие частицы, чем обычные фильтры, которыми оснащены системы кондиционирования воздуха, в том числе и вирусы.

Эти фильтры затягивают забортный воздух и смешивают его с воздухом салона самолета, так что в любой момент времени воздух в салоне наполовину свежий. В то же время обычные системы кондиционирования в интересах экономии лишь рециркулируют старый воздух.

Помимо вдыхания микрокапель с вирусом, попавших в воздух при чихании и кашле, заразиться коронавирусом можно в результате прикосновения к инфицированной поверхности, будь то человеческая рука или дверная ручка.

Еще в 2018 году Вики Герцберг из Университета Эмори в Атланте взяла образцы с поверхностей в салонах самолетов, совершающих межконтинентальные рейсы, и выяснила, что "они выглядят так, словно были взяты в вашей гостиной". Иными словами, разницы между самолетами и иными видами транспорта или сооружениями практически нет.

Впрочем, в случае с рисками, которые представляет транспорт, не стоит обобщать, поскольку существует множество факторов, эти риски понижающих или повышающих.

К примеру, пассажиры дальних рейсов могут больше передвигаться по салону самолета, и если они больны, риск заражения заметно увеличивается.

В памятке ВОЗ говорится, что самыми опасными являются два ряда сидений впереди, сзади и сбоку от зараженного пассажира.

При этом во время эпидемии тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) в 2003 году 45% заразившихся в одном из самолетов, где летел инфицированный пассажир, сидели за пределами этой опасной зоны.

Здесь, как и в других случаях, применим стандартный совет: чаще мойте руки, дезинфицируйте поверхности и чихайте и кашляйте в одноразовый платочек.

Самым опасным аспектом путешествий по воздуху остается то, что самолет может быстро доставить потенциально заразных людей в любую точку мира.

Круизные лайнеры

Круизные теплоходы попали в центр внимания после того, как в феврале в Японии были посажены в карантин все пассажиры лайнера "Даймонд принцесс".

Другой лайнер, "Гранд принцесс", был задержан у берегов Калифорнии, и десятки из 3500 пассажиров были проверены на наличие вируса.

На таких кораблях, в отличие от самолетов, множество людей контактируют в течение долгого времени в весьма ограниченном пространстве.

И, по словам профессора Чэня, "на круизных теплоходах практикуется смешивание находящегося внутри и забортного воздуха в системах кондиционирования в интересах экономии энергии.

"Но проблема заключается в том, что такие системы не способны отфильтровывать частицы размером менее 5 тыс. нанометров, - поясняет ученый, - а во время вспышки SARS в 2003 году вирусы не превышали в диаметре 120 нанометров и могли свободно путешествовать по всему судну через систему кондиционирования воздуха".

По мнению профессора Чэня, на круизных лайнерах можно было бы снизить риски заражения, если бы использовали забортный воздух, а не экономили с помощью его рециркуляции.

Что такое грипп?

Сезонный грипп – это инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Это не то же самое, что обычная простуда.

Грипп характеризуется внезапным началом лихорадки, кашлем (обычно сухим), головной болью, мышечными и суставными болями, тяжелым недомоганием (плохим самочувствием), болью в горле и насморком. Кашель может быть сильным и длится 2 недели или дольше.

Грипп не поддается лечению антибиотиками. Тяжелые случаи гриппа можно лечить противовирусными препаратами под наблюдением врача.

Лучшей защитой от гриппа является вакцинация.

Можно ли считать грипп серьезной патологией?

Большинство больных гриппом выздоравливают в течение недели без какой-либо медицинской помощи. Однако грипп может стать причиной тяжелого заболевания и даже смерти, особенно у людей в возрасте 65 лет и старше, детей младшего возраста, беременных женщин и людей с хроническими болезнями. Каждый год грипп уносит жизни многих людей из этих групп риска.

На глобальном уровне ежегодное число случаев смерти от респираторных заболеваний, связанных с сезонным гриппом, может доходить до 650 000, в том числе до 72 000 в Европейском регионе ВОЗ.

Какие группы населения подвергаются более высокому риску развития осложнений гриппа?

Когда грипп начинает распространяться каждую зиму, ВОЗ настоятельно рекомендует вакцинировать против этого заболевания определенные группы населения. К этим группам относятся следующие:

  • беременные женщины;
  • люди с хроническими заболеваниями сердца или легких, болезнями обмена веществ или болезнями почек, хроническими болезнями печени, хроническими неврологическими нарушениями или иммунодефицитными состояниями;
  • люди старше установленного в стране возрастного рубежа независимо от других факторов риска (как правило, люди в возрасте 65 лет и старше);
  • лица, проживающие в учреждениях по уходу за людьми пожилого возраста и
    людьми с инвалидностью;
  • дети в возрасте 6-59 месяцев;
  • работники здравоохранения, в том числе работающие в учреждениях по уходу за людьми пожилого возраста или людьми с инвалидностью.

Что можно сделать для защиты от гриппа?

Своевременная вакцинация является лучшим способом предотвращения или минимизации тяжелых осложнений гриппа.

Помимо вакцинации, всегда следует применять меры индивидуальной защиты. В число таких мер входят следующие:

  • регулярно мойте руки и правильно их сушите после мытья;
  • соблюдайте правила респираторной гигиены (при кашле или чихании прикрывайте рот и нос одноразовой салфеткой, которую следует затем выбросить с соблюдением необходимых мер предосторожности);
  • при появлении недомогания, лихорадки или других симптомов гриппа больному нужно сразу же ограничить число контактов с другими людьми, чтобы предотвратить дальнейшее распространение вируса;
  • избегайте тесных контактов с людьми, которые больны или могут быть больны гриппом;
  • избегайте касаться руками глаз, носа и рт

Когда следует обращаться к врачу при подозрении на заболевание гриппом?

Заболевание гриппом, независимо от типа вируса, всегда связано с неприятными симптомами и ощущениями. Однако обычно грипп протекает в мягкой форме и большинство людей быстро выздоравливают. Люди с такими симптомами, как кашель, чихание, боль в горле, головная боль и небольшое повышение температуры, должны соблюдать домашний режим. Они также могут использовать обезболивающие средства и средства от насморка и заложенности носа или посетить местную аптеку, чтобы получить там соответствующие рекомендации.

Люди с тяжелыми или необычными симптомами и повышенным риском тяжелого заболевания (дети до 5 лет, люди в возрасте 65 лет и старше, беременные женщины и люди с уже существовавшим заболеванием) должны связаться со своим врачом, чтобы выяснить, нужно ли им начать противовирусное или другое лечение.

Когда и как часто следует делать прививки от гриппа?

Лучше всего сделать прививку до начала сезона гриппа. Кампании вакцинации против гриппа обычно проводятся в октябре, вскоре после того, как вакцина становится доступной. Защитные антитела против гриппа вырабатываются через 2 недели после вакцинации.

Однако никогда не поздно сделать прививку, если грипп продолжает циркулировать среди населения. Вакцинация повышает шансы на эффективную защиту от инфекции и может уменьшить тяжелые последствия заболевания гриппом.

Почему люди должны вакцинироваться каждую зиму?

Важно делать прививки от гриппа каждый год. Отчасти это объясняется тем, что вирусы гриппа постоянно меняются, вследствие чего каждый год могут циркулировать другие штаммы, а отчасти тем, что иммунитет от вакцинации против гриппа со временем снижается. Вакцины против сезонного гриппа обновляются каждый год, чтобы обеспечить максимально возможную защиту населения путем подбора такого состава вакцин, который бы наиболее соответствовал циркулирующим вирусам.

Почему вакцинация против гриппа не всегда предлагается и рекомендуется здоровым взрослым трудоспособного возраста?

ВОЗ рекомендует в первую очередь вакцинировать пожилых людей, детей младшего возраста, беременных женщин и людей с уже имеющимися заболеваниями, поскольку именно эти группы чаще всего страдают от серьезных осложнений гриппа. Однако, гриппом может заразиться любой человек и здоровые взрослые трудоспособного возраста также могут быть вакцинированы.

Что касается работников здравоохранения, то им ежегодно следует делать противогриппозную прививку, чтобы защитить себя и чтобы снизить риск инфицирования своих уязвимых пациентов вирусом гриппа.

Может ли противогриппозная вакцина вызвать грипп?

Нет, вакцины против гриппа безопасны и не вызывают грипп. Вы можете испытать реакцию на вакцинацию, но такая реакция не будет гриппом, а испытываемые вами симптомы будут мягче, чем при заболевании гриппом.

Даже вакцинированные люди могут заболеть гриппом. Это объясняется тем, что противогриппозная вакцина защищает не от всех вирусов гриппа, а только от тех типов вируса, циркуляция которых ожидается в данный сезон гриппа. Кроме того, индивидуальный иммунитет конкретного человека может сделать его более восприимчивым к определенному типу гриппа.

Однако вакцинация приносит пользу даже при заболевании гриппом, так как у привитых людей симптомы заболевания будут менее выраженными и, следовательно, менее опасными.

Являются ли безопасными вакцины против сезонного гриппа?

Вакцины против сезонного гриппа используются уже более 50 лет. Они были введены миллионам людей и имеют хорошие показатели безопасности.

Каждый год национальные органы регулирования лекарственных средств тщательно изучают каждую вакцину против гриппа перед ее лицензированием. Созданы системы мониторинга и расследования сообщений о любых побочных явлениях, возникших после прививки от гриппа.

От каких типов гриппа защищает вакцина?

Вирусы гриппа типов А и В циркулируют среди людей ежегодно. Трехвалентные вакцины против гриппа являются наиболее часто используемыми вакцинами в Европе в настоящее время. Трехвалентные вакцины – это вакцины, которые защищают людей от трех типов гриппа.

В феврале каждого года ВОЗ принимает решение о том, какие штаммы вируса гриппа должны быть включены в состав вакцины для северного полушария в следующем сезоне гриппа – обычно речь идет о 2 вирусах типа А и 1 вирусе типа В. Принимая такое решение, ВОЗ основывается на наилучших имеющихся данных о том, какие вирусы будут, по-видимому, циркулировать в очередной сезон гриппа.

В последние годы на рынке также появились четырехвалентные противогриппозные вакцины, защищающие от 2 вирусов типа А и 2 вирусов типа В.

Почему четырехвалентные вакцины доступны в некоторых странах, но не в других?

До настоящего времени трехвалентные вакцины были наиболее широко используемыми вакцинами в рамках Европы. Трехвалентные вакцины защищают от 3 вирусов гриппа – как правило, от 2 вирусов типа А и 1 вируса типа В. В настоящее время обсуждаются преимущества перехода на четырехвалентные вакцины, которые защищают от 2 вирусов типа А и 2 вирусов типа В.

Четырехвалентные вакцины стоят дороже, но исследования в некоторых странах показали, что они вполне могут быть экономически эффективными, если будут учтены все расходы сектора здравоохранения, связанные с гриппом. Однако экономические условия в разных странах различны.

Как определяется состав вакцины

ВОЗ ежегодно выносит рекомендацию о том, какие штаммы вируса следует включить в вакцину на основании прогноза о том, какие штаммы вируса будут циркулировать в предстоящем сезоне гриппа. Эта рекомендация основана на информации Глобальной системы эпиднадзора за гриппом и ответных мер – структуры, ответственной за мониторинг типов циркулирующих вирусов и быстрое выявление новых штаммов. При определении состава вакцины против гриппа ВОЗ также учитывает эффективность вакцин в предыдущие и текущие сезоны гриппа.

Как производят вакцины?

Для производства вакцин против гриппа чаще всего используются куриные эмбрионы. Этот способ производства вакцин против гриппа применяется уже более 70 лет. С помощью куриных эмбрионов изготовляют как инактивированные вакцины (с убитыми вирусами) – наиболее распространенную форму препарата, вводимого инъекционно – так и живые аттенуированные вакцины (с ослабленными вирусами) в виде назального спрея.

Сколько времени требуется для изготовления вакцины каждый год?

С того времени, когда ВОЗ опубликовала рекомендуемый состав противогриппозной вакцины для использования в предстоящем сезоне гриппа, для производства новой вакцины требуется 6 месяцев.

Как ВОЗ собирает данные о вирусах гриппа?

Функционирующая под эгидой ВОЗ Глобальная сеть эпиднадзора за гриппом осуществляет мониторинг циркулирующих вирусов гриппа и оперативно выявляет новые вирусы. Информацию о вирусах гриппа предоставляют национальные лаборатории по гриппу и другие организации здравоохранения.

Вирус гриппа A(H1N1) циркулирует в Европейском регионе ВОЗ. Означает ли это возвращение пандемического вируса 2009 года?

Вирус A(H1N1), который вызвал пандемию гриппа в 2009 году, продолжает циркулировать среди населения Европы и других регионов мира. Таким образом, в настоящее время он является сезонным вирусом человеческого гриппа.

В 2009 году мировое население имело лишь слабый иммунитет к вирусу A(H1N1), так как он был новым патогеном. Вирус A(H1N1) вызвал глобальную эпидемию в 2009 г. и стал причиной примерно 100 000-400 000 случаев смерти. В настоящее время этот вирус циркулирует как вирус сезонного гриппа. Вакцина против сезонного гриппа обеспечивает защиту от вируса А(H1N1).

Отличается ли сезонный вирус A(H1N1) от вируса A(H1N1), который стал причиной пандемии 2009 года?

В настоящее время вирус A(H1N1) циркулирует как сезонный вирус гриппа человека. Он существенно не изменился по сравнению с вирусом 2009 года, и нет никаких данных о том, что он стал более вредным. Вирус A(H1N1), ставший причиной пандемии 2009 года, продолжает вызывать спорадические случаи тяжелого заболевания у здоровых молодых людей, включая беременных женщин. Напротив, вирус A(H3N2) чаще вызывает случаи тяжелого заболевания и смерти среди пожилых людей.

Практические врачи должны знать об этом различии, чтобы они могли назначать раннее лечение противовирусным препаратом от гриппа (осельтамивиром) пациентам с тяжелыми респираторными симптомами. ВОЗ подготовила рекомендации для европейских практических врачей по лечению тяжелых осложнений гриппа.

Что такое свиной грипп?

Когда речь идет о гриппе человека, термин “свиной грипп” использовать не рекомендуется. В 2009 году для обозначения инфекций, вызванных вирусом гриппа A(H1N1), иногда использовался термин "свиной грипп" из-за того, что в начале пандемии гриппа 2009 года имели место случаи передачи вируса A(H1N1) от свиней к человеку. С тех пор вирус продолжает циркулировать по всему миру в качестве сезонного вируса человеческого гриппа. Поэтому термин "свиной грипп" в настоящее время является ошибочным и может ввести в заблуждение.

Как вирус гриппа распространяется по миру?

Грипп переносится из одного места в другое вместе с больными людьми, передаваясь от человека человеку преимущественно воздушно-капельным путем, иными словами, когда больной гриппом кашляет, чихает и дышит. В странах умеренного климата как северного, так и южного полушария сезон гриппа приходится на зимний период. В тропиках вирусы гриппа могут поражать людей круглый год.

В наш век международных путешествий люди могут заразиться гриппом и привезти его самолетом на родину даже вне обычного сезона гриппа.

Существует ли какая-либо закономерность в территориальном распространении вирусов гриппа, например, из южного полушария в северное или наоборот?

Преобладающий тип и подтип вируса гриппа, вызывающего вспышку заболевания, меняется ежегодно. Также ежегодно наблюдаются изменения таких параметров, как интенсивность заболеваемости гриппом и тяжесть течения болезни, эпидемиологическая динамика (какие группы населения пострадали и когда) и пути передачи гриппа.

Для лучшего понимания этих глобальных моделей передачи гриппа проводятся исследования. Однако каких-либо окончательных закономерностей пока не выявлено. Мы часто наблюдаем распространение гриппа по странам Европейского региона ВОЗ с запада на восток и с юга на север, но эта закономерность не является стабильной.

О каких ключевых характеристиках вспышек гриппа странам следует информировать другие страны и ВОЗ, чтобы помочь в прогнозировании эпидемиологической обстановки по гриппу в других странах и регионах мира?

При прогнозировании и прогнозном моделировании сезонного гриппа используются различные виды информации, включая следующие: еженедельные показатели заболеваемости и смертности; сроки, место и продолжительность вспышек; группы населения, наиболее подверженные риску заболеваемости и смертности; генетические и антигенные свойства циркулирующих вирусов гриппа.

Сбором таких данных регулярно занимаются национальные лаборатории общественного здравоохранения и системы эпиднадзора. Хорошей новостью является то, что в последние 10 лет значительно увеличилось число стран, которые регулярно обмениваются этими данными с ВОЗ. ВОЗ использует эту информацию, чтобы изучить эпидемиологическую ситуацию по гриппу на глобальном уровне, выбрать соответствующие вакцинные штаммы и стимулировать соответствующие исследования, в том числе относящиеся к эпидемиологическому прогнозированию.

Только в Европейском регионе 49 из 53 государств-членов регулярно сообщают в ВОЗ данные эпиднадзора в течение сезона гриппа.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции