Вирусы отличаются от организмов всех царств живой природы


Отличие живой природы от неживой природы

Отличительными признаками живой природы являются:

  • рост и развитие;
  • дыхание;
  • питание;
  • размножение;
  • восприятие и реагирование на воздействия из окружающей среды.

Однако отличить живые организмы от неживой природы не так просто. Дело в том, что по своему химическому составу многие объекты схожи. Так, например, кристаллы соли могут расти. А, например, семена растений, которые относятся к живой природе, долгое время находятся в состоянии покоя.

Все живые организмы делятся на два вида: неклеточные (вирусы) и клеточные, которые состоят из клеток.

В отличие от всех существующих живых организмов, вирусы не имеют клеток. Они селятся внутри клетки, вызывая тем самым различные заболевания.

Также характерным признаком всего живого является схожесть внутренних химических соединений. Важным фактором является обмен веществ с окружающей средой, а также реагирование на воздействия из внешней среды.

Царства живых организмов

Вся живая природа имеет свою классификацию. Царства, типы, классы живых организмов являются основой биологической систематики. Клеточные организмы состоят из двух надцарств: прокариоты и эукариоты. Каждая из них делится на отдельные царства, ступени иерархии научной классификации всех существующих биологических видов. В отдельные царства учёные объединяют бактерии, растения, грибы и животных.


Рис. 1. Царства живых организмов.

Человеческий организм относится к царству животных.

Бактерии

Данные организмы относятся к прокариотам, так как они не имеют ядерной оболочки. Внутри клетки отсутствуют органеллы, ДНК располагается непосредственно в цитоплазме. Обитают они повсеместно, их можно встретить в глубинах земной поверхности, и на горных вершинах.

Ещё одним видом прокариотов являются археи, которые обитают в экстремальных условиях. Их можно встретить в горячих источниках, водах мёртвого моря, кишечнике животных, почве.

Грибы

Эта группа живой природы достаточно разнообразна. Они делятся на:

  • шляпочные грибы (снаружи имеют ножку и шляпку, которые крепятся на поверхности грунта с помощью грибницы);
  • дрожжи;
  • мукор– одноклеточный гриб микроскопических размеров. При его наличии образуется пушистый сероватый налёт, чернеющий со временем.

Растения

Внутри растительной клетки находятся органеллы, например, хлоропласты, способные проводить процесс фотосинтеза. Клетки растений окружены прочной стенкой, основой которых является целлюлоза. Внутри клетки находится ядро, цитоплазма с органоидами.


Рис. 2. Строение растительной клетки.

Животные

Животная клетка не имеет прочной стенки, как у растений, поэтому некоторые из них способны сокращаться, например, клетки мышечной системы. Животные активно двигаются, имеют опорно-двигательный аппарат. Внутри тела животного имеются целые системы органов, которые регулируют работу всего организма.


Рис. 3. Строение животной клетки.

Что мы узнали?

Из темы по биологии (5 класс) мы узнали, что вся живая природа на нашей планете распределена по царствам живых организмов. Основными являются пять царств: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. У каждого из них есть свои особенности в строении и способе жизнедеятельности. Однако все они имеют признаки живого организма.

Разделы: Биология

Использование на уроках природоведения компьютерных технологий, позволяет не только повысить познавательный интерес к предмету, изучить методы и приемы научного познания мира, но и привлечь учащихся к проектно творческой деятельности, которой сейчас уделяется большое внимание. Интересные и красочные слайд-шоу, использование современной техники (цифровой микроскоп, лаборатория Архимед ) делают уроки более содержательными и интересными. Тем самым, позволяют учителю стимулировать стремление учащихся к познанию окружающего мира, не только в рамках школьной программы.

Цель урока: сформировать современное представление о царствах живой природы.

Задачи:

  • Сформировать современное представление о Царствах живой природы, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.
  • Развить познавательный интерес учащихся.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Обобщить и систематизировать знания.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, цифровой микроскоп.

I. Вступительное слово учителя

Приветствие учителем учащихся.
Объявление темы, целей, формы проведения урока.

II. Повторение пройденного материала

На экране высвечивается слайд № 2. (Природа)

Учитель задает вопросы учащимся:

  • Скажите, чем отличается живая природа от неживой?
  • Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?
  • Назовите представителей живой и неживой природы изображенных на экране.

Ученики отвечают на вопросы.

III. Основная часть урока

Дикой ягоды вкус.
Соловьиные, звонкие трели,
Запах спелых садов,
Родника ледяной перелив.
Снега первого хруст,
Первоцветы в начале апреля,
Желтых листьев покров
И дождя незнакомый мотив.

На экране высвечивается слайд № 3 и 4. (Природа)

Учитель. Когда мы гуляем на улице, во дворе своего дома, в парке или за городом мы любуемся красотой природы. Наслаждаемся пеньем птиц, жужжанием насекомых, любуемся деревьями, кустарниками и цветами. Когда в лесу видим грибы, то пытаемся определить, что это за гриб, съедобный или нет. Можно представить и животных, разнообразие которых велико. Но наверное мало кто из нас задумывался, что вся та живая природа, которая нас окружает, ученые делят на большие группы.
Живые организмы, имеющие общие признаки и близкие по строению виды объединяются в более крупные группы. Те в свою очередь, в ещё более крупные. Самые большие группы, в которые объединяется весь живой мир, называют царствами.
В настоящее время можно встретить разную классификацию царств живой природы. Классификация это система распределения организмов на группы по каким-то признакам. В одних книгах мы увидим 4 царства, в других –5 или 6. Мы рассмотрим и познакомимся с шестью царствами живой природы: вирусы, бактерии, простейшие, грибы, растения и животные.

Учитель предлагает познакомиться с царствами живой природы более подробно.
На экране высвечивается слайд № 5. (Классификация царств живой природы).
Учитель предлагает записать классификацию царств в тетради.

На экране высвечивается слайд № 6 (Микроорганизмы), затем № 7 (Вирусы)

На экране высвечиваются слайды № 8, 9 (Бактерии)

Бактерии (от греч. bakterion – палочка), поистине вездесущи. В воздухе и в воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Они могут жить в самых суровых условиях, которые не выдерживают другие организмы. Их удается обнаружить в верхних слоях атмосферы и в глубине подземных скважин, в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников. Вместе с грибами бактерии разрушают мертвую органическую материю и превращают ее в углекислый газ и воду, регулируют состав атмосферы, помогают сохранять плодородие почвы. Бактерии могут быть и полезными. Например, многие традиционные напитки: простокваша, кефир, сыр, творог, сметана получают с помощью особых молочнокислых бактерий. Попадая в молоко, эти организмы начинают бродить и превращают молочный сахар в молочную кислоту.
Бактерии эта группа микроскопических, одноклеточных организмов. Увидеть бактерии можно только в сильный микроскоп. Они состоят из одной клетки, не имеют ядра и по форме клеток бактерии могут быть шаровидными (кокки), палочковидными (бациллы, …), извитыми (вибрионы, спириллы, спирохеты). Их насчитывают около 2500 видов.

Учитель предлагает рассмотреть царство простейших.
На экране высвечивается слайд № 10 (Простейшие)

Учитель включат цифровой микроскоп и предлагает ребятам рассмотреть под микроскопом с увеличением в 10, 60 и 200 раз мел. Затем капельки воды из аквариума, благоприятной среды их обитания простейших (желательно взятых с водорослей).
Учащиеся наблюдают простейших в движении.
Затем учитель выключает микроскоп и на экране высвечиваются слайды № 12 (Инфузория – туфелька), № 13 (Амеба, Эвглена зелена)

Простейшие это одноклеточных животных. Организм простейших состоит из одной клетки или колонии клеток. Размеры от 2-4 мкм до 1 см.. Свободноживущие и паразитические формы. Насчитывают около. 40 тыс. видов простейших. В пресных водоемах часто встречаются: амеба, эвглена зеленая, инфузория-туфелька.

Учитель обращает внимание на данные простейшие их строение и передвижение. Затем переходит к характеристике царства грибов.
На экране высвечиваются слайды №14, 15 (Грибы), 16 (Трутовики), 17 (Плесень), 18 (Дрожжи)

Грибы – загадочные создания. Изучением грибов занимается науки микология. Сейчас известно более 100 тысяч видов грибов. Однако в природе их намного больше, и практически каждый год ученые открывают и описывают новые виды.
Мир грибов обширен и многолик. Существуют съедобные (подберезовик, подосиновик, лисичка, белый, опята, и т.д.), несъедобные грибы (мухомор, бледная поганка, ложные опята, и т.п.). К царству грибов относятся грибы, живущие на деревьях – трутовики. Все эти грибы можно увидеть невооруженным глазом. Но есть еще одна группа грибов, которые можно рассмотреть только под микроскопом – это микроскопические грибы. Люди часто и не подозревают об их существовании. Они имеют вид пленок, корочек, рыхлого и порошкообразного налета испортившихся пищевых продуктов, прелых листьев, на гнилой древесине. Их называют плесенью. Есть еще один вид микроскопических грибов, без которых человек не может испечь хлеб, приготовить вино, квас – дрожжи. Дрожжи умеют превращать сахар в спирт и углекислый газ. Они не образуют грибницы. В отличие от других, они растут в виде одиночных клеток. В клетках грибов содержится ядро.
Грибы относят к многоклеточным живым организмам, но среди них есть и одноклеточные

Учитель предлагает рассмотреть царство растений.
На экране высвечивается слайд № 19 (Растения)

Главные цвета Земли – голубой и зеленый. И если синева – эта небо и вода, то зеленый – это царство растений. Что произойдет, если растения вдруг исчезнут с лица Земли? Останутся без пищи животные и человек. Не будет привычной одежды, ведь большая часть одежды сделана из растительных волокон (хлопок, лен). Лишатся отопления многие дома, потому, что важнейшие виды топлива – уголь и торф – не что иное, как остатки доисторических лесов. Да и книг не будет, поскольку бумага, на которой их печатают, – тоже растительного происхождения. Но главное – все живущие на планете (и люди, и животные) задохнуться. Для дыхания нужен свободный кислород, а он появляется в атмосфере Земли только как результат фотосинтеза – процесса преобразования воды и углекислого газа в кислород и органическое вещество. Эта работа постоянно совершенствуется клетками зеленых растений. Именно благодаря растениям существуют на Земле все живые существа.
Растения есть повсюду на поверхности суши. Даже среди вечных снегов и льдов у полюсов и на высочайших горных вершинах можно найти одноклеточные водоросли. Всего на Земле насчитывают около 350 тысяч видов растений, поражающих людей разнообразием своих форм. Изучает растения ботаника.
Учитель дает классификацию растений.
На экране высвечивается слайд № 20 (Классификация растений)

Учитель задает вопрос учащимся:
Какие хвойные деревья Вы знаете?
Учащиеся отвечают на вопрос.
На экране высвечивается слайд № 28 (Животные)

Царство животных – самое разнообразное царство. Каждый организм неразрывно связан с той средой, в которой он живёт. Животные освоили сушу, воздух, воду, почву в различных природных зонах. Животных насчитывают около 1 миллиона 500 тысяч видов. В царство животных объединяются многоклеточные организмы, питающиеся готовыми органическими веществами и способные к передвижению.

Учитель рассказывает о классификации животных, при этом обращает внимание ребят на группу насекомых, которая составляет более 1 миллион видов, основная их часть обитает на суше, а личинки многих насекомых живут в воде. А так же о важной роли животных в природе и жизни человека.
На экране высвечивается слайд № 29. (Природа)

Учитель, рассмотрев царства живой природы и обращая внимание, что в царствах грибов, растений есть виды одноклеточные и многоклеточные предлагает учащимся систематизировать и разделить не на многоклеточные и одноклеточные живые организмы, а по принципу ядерные (Эукариоты) и безъядерные (прокариоты). На доске рисует схему и просит записать название царств.

Учащийся записывает на доске систематику, затем проверяют и переписывают в тетради. Правильное расположение царств: Эукариоты: простейшие, грибы, растения и животные. Прокариоты: бактерии.

IV. Заключительная часть урока

Учитель задает вопросы учащимся на закрепление новой темы

  • На какие царства ученые делят царства живой природы?
  • Что общего у бактерий и простейших и чем они друг от друга отличаются?
  • Что общего у грибов, простейших, растений и животных?
  • На какие группы делят растения?
  • На какие группы делят животных?
  • Какие группы животных относятся к беспозвоночным, а какие – к позвоночным?
  • Какие царства относятся к Прокариотам?
  • Какие царства относятся к Эукариотам?

V. Домашнее задание

Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы — это одно из проявлений теории

Сходство строения организмов всех царств живой природы подтверждает клеточная теория.

Какая теория доказывает сходство строения клеток орга низмов разных царств?

Клеточная теория говорит о единстве происхождения всех живых организмов.

Согласно клеточной теории клетка — это единица

Одно из положений клеточной теории:

Клетка — элементарная единица живого, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению и являющаяся единицей строения, функционирования и индивидуального развития всех живых организмов.

Согласно клеточной теории, клетка — это единица

Из клеток состоят все живые организмы, поэтому клетка — это единица строения организмов

клетка - это структурная единица живого (по клеточной теории), а то что строение организм - это сильное искожение самого задания

Организмы растений, животных, грибов и бактерий состоят из клеток — это свидетельствует о

По положению клеточной теории организмы растений, животных, грибов и бактерий состоят из клеток. Это свидетельствует о единстве органического мира.

О единстве органического мира свидетельствует

По положению клеточной теории:

О единстве органического мира свидетельствует клеточное строение организмов.

Согласно клеточной теории, клетки всех организмов

Клеточная теория говорит о единстве происхождения всего живого, поэтому клетки всех организмов сходны по химическому составу.

Укажите одно из положений клеточной теории

развития организмов является клетка

Из клеток состоят все живые организмы, поэтому клетка — это единица строения организмов

Какая теория обобщила знания о сходстве химического со става клеток организмов разных царств живой природы?

Клеточная теория говорит о единстве происхождения всех живых организмов.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Согласно положению современной клеточной теории: клетки — являются единицей живого

3) роста и развития

Все живые организмы состоят из клеток. Клетка — структурная, функциональная единица живого, основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого. Клетка — основная единица строения, функционирования и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого, способная к самовоспроизведению, саморегуляции и самообновлению.

По-моему, вопрос неправильно сформулирован, т.к. понять, что требуется сложно. Я думаю, он должен быть сформулирован так: Согласно положению современной клеточной теории: клетки — являются . единицей живого. Вставьте пропущенное слово.

Одним из положений клеточной теории является следующее.

Клетка — единица строения и жизнедеятельности организмов. Остальные предложенные варианты ошибочны.

Полагаю, что правильный ответ - 1. Вот положения теории: 1. Клетка - элементарная единица живого.

2. Клетка - единая система.

3. Клетки всех организмов гомологичны.

4. Клетка от клетки.

5. Многоклеточный организм представляет собой сложную систему из множества клеток.

6. Клетки многоклеточных организмов тотипотентны.

Ответ 1 соответствует положению "Клетки всех организмов гомологичны".

гомологичны и единообразны - это не идентичные понятия.

А вот пункт 1. Клетка - элементарная единица живого.

и ответ: Клетка — единица строения и жизнедеятельности организмов.

Что служит доказательством единства происхождения органического мира?

Клеточная теория включает следующие основные положения:

— Клетка — элементарная единица живого, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению и являющаяся единицей строения, функционирования и развития всех живых организмов.

— Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности.

— Размножение клеток происходит путем деления исходной материнской клетки.

— В многоклеточном организме клетки специализируются по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы, связанные между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.

Клетку можно отнести и к клеточному, и к организменному уровням организации жизни. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры.

Клетка – основная структурная и функциональная единица живого. Клетка может существовать изолированно и независимо. Все организмы состоят из клеток, в которых идут реакции метаболизма. Клеточный уровень.

Уровень организации простейших совпадает с организменным уровнем. Зигота многоклеточного организма – одна клетка, но организменный уровень.

Клеточная теория обобщает представления о

Все организмы состоят из клеток, поэтому произошли от единого предка.

разве 4 вариант ответа (единство живой и неживой природы) не является верным?

Клеточная теория не указывает на ЕДИНСТВО живой и неживой природы, она говорит о родстве органического мира

Положения клеточной теории:

1. Все живые организмы на Земле состоят из клеток, сходных по строению, химическому составу и функционированию. Это говорит о родстве (общем происхождении) всех живых организмов на Земле (о единстве органического мира).

2. Клетка является:

структурной единицей (организмы состоят из клеток)

функциональной единицей (функции организма выполняются за счет работы клеток)

единицей роста (организм растет за счет размножения его клеток)

единицей размножения (размножение происходит за счет половых клеток) и т.п.

3. Все новые дочерние клетки образуются из уже существующих материнских клеток путем деления.

4. Рост и развитие многоклеточного организма происходит за счет роста и размножения (путем митоза) одной или нескольких исходных клеток.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции